Он не лезет на здание, не спасает принцессу из замка, не прячется от привидений и не ловит яйца сковородкой. Он просто бежит себе и все — чего еще надо? В позднем меле развлекались как могли. Но, как оказалось, такой простой концепции достаточно, чтобы стать культовой игрой.
Рождение Рекса
Dinosaur Game (она же T-Rex Game, она же Dino Runner, она же Project Bolan) — игра, которая вшита в браузер Google Chrome. Рекс появляется, если у вас нет интернет-соединения. Думаю, все хотя бы раз видели этого пиксельного теропода и думали, что это просто картинка. Но стоит нажать пробел, как динозаврик начинал бежать в далекое и не самое светлое будущее кайнозоя. Чтобы включить игру при наличии интернета, достаточно вбить в адресную строку chrome://dino или chrome://network-error/-106. Отличаются ссылки тем, что в первом варианте Хром масштабирует вам изображение, а во втором — нет.
Игра представляет собой примитивный раннер. Под управление игрока дают Ти-Рекса, который бежит слева направо, постепенно увеличивая скорость и математически опровергая теорию доктора Гранта про то, что палеозойские товарищи были такими тупицами, что не воспринимали неподвижные объекты.
Рексик прекрасно видит препятствия в виде пиксельных кустов и кактусов, которые древний инстинкт велит перепрыгивать, чтобы получать очки. Чем дольше ваш Рексик остается в живых, тем больше очков вы сможете заработать. Вполне себе первобытная логика.
Сначала я думал, что у препятствий есть определенный цикл, который можно выучить. Например: сначала идет одинокий кустик, потом большой кактус, потом сдвоенный кактус, потом снова одинокий куст… Но, судя по всему, игра построена на рандоме. Сколько бы забегов я не устраивал, последовательность препятствий каждый раз была разной.
Со временем в игру добавили еще и летящих навстречу птерозавров. Они появляются примерно на 400 очках, когда игрок уже освоился с управлением, понял правила и поймал ритм. Летающие ящеры являются неким усложнением игрового процесса, потому что они вводят дополнительную функцию движения — пригибание. Если раньше в задачи игрока входило только перепрыгивать препятствия, то теперь он должен еще и пригибаться, потому что птеродактиль может лететь как высоко, так и низко.
После птеродактилей разработчики запилили условную смену суток. При достижении 700 очков цветовая гамма меняется с белого на черный, что означает наступление ночи. Наберете еще 700, и снова наступит день.
В сентябре 2018 года в игру также добавили торт, который можно было подобрать и получить шляпу именинника — это милая пасхалка к 10-летию Google Chrome.
Хочу также отдельно похвалить авторов игры за звуковой сигнал, который звучит каждый раз, когда игрок набирает 100 очков. Это позволяет геймеру не коситься краем глаза в угол экрана, где указаны очки, а сосредоточиться на геймплее и считать очки в уме. С точки зрения геймдизайна — ход грамотный.
Игру про Рекса придумал программист Google Себастьян Габриэль, и в первые свет бесконечный раннер увидел в 2014 году. Изначально игра называлась Project Bolan — в честь солиста группы T. Rex Марка Болана, но потом игру переименовали в куда более удобоваримое Dinosaur Game.
Идея была в том, чтобы занять чем-нибудь скучающих людей, которые остались без доступа в сеть.
Разработчики говорят, что на полное прохождение игры уйдет 17 млн лет, что полностью оправдывает словосочетание «бесконечный раннер», который они сами используют.
Мы сделали так, чтобы он просуществовал примерно 17 млн лет. Столько же времени жил реальный Ти-Рекс на Земле. Но мы полагаем, что ваш «пробел» этого не выдержит,
Тут можно предположить, что речь всё-таки идёт о внутриигровом времени, а не о реальном. Но посчитать его довольно сложно, так как время в игре привязано к очкам, а очки — к скорости персонажа, которая постоянно растёт (помним, что сутки меняются каждые 700 очков). То есть получается, что время в игре ускоряется прямо пропорционально скорости динозавра.
Несмотря на заверения Юнга, я нашёл на YouTube несколько роликов с концовкой игры, которая открывается при достижении 99 999 очков. Правда, они все немного отличаются. И тут одно из двух: или ролики фейковые, или концовку разработчики правили патчами. В одном варианте появляется сердечко с надписью Game Over, в другом — издевательская надпись «Поздравляем, вы прошли первый уровень!». Есть также версия, что после сбора 99 999 очков игра продолжится, но новые очки вам начисляться уже не будут.
Популярность и моды
Игра всем так зашла, что со временем Рекс стал негласным маскотом Хрома. Себастьян писал в блоге Гугл, что бегающий по пустыне динозавр символизирует возвращение в доисторическую эпоху, которая начинается у нас каждый раз, когда пропадает интернет. Визуальный стиль же отсылает к пиксельной иллюстрации ошибок Chrome.
Изначально Рексу хотели дать возможность пинать предметы, «как наш любимый ёжик из 90-х», а также реветь, но потом от этого отказались. Осталось лишь две функции — прыжок и пригибание. Упоминание «ёжика из 90-х», по всей видимости, является отсылкой к Сонику. Меня сия чаша в виду отсутствия в доме Сеги миновала, так что мне тут сказать нечего. Пишите в комментах, умел ли Соник пинаться или нет. Я ничего такого не нагуглил.
Как заявил один из программистов, игра была создана не только в качестве прикола. На ней команда Google пыталась понять, как адаптировать Хром под разные платформы. И действительно, сперва раннер ужасно работал на Android. Команде пришлось полностью пересобрать игру, чтобы оптимизировать её, но труды того стоили — к декабрю 2014-го Dinosaur Game прекрасно работала и масштабировалась на всех платформах.
В 2018-м авторы говорили, что каждый месяц в динозавра гоняют 270 млн человек. Наибольшую популярность игра получила в Индии, Бразилии, Мексике и Индонезии, где качество интернет-соединения на тот момент было таким себе, и Сеть постоянно пропадала.
Дошло до того, что Гугл попросили дать возможность отключать игру, потому что и школота, и взрослые рубились в динозавра вместо того, чтобы учиться и работать.
О популярности игры говорит и то, что к ней начали появляться моды. Одна из самых популярных модификаций — это Dino Swords, которая дает Рексу различное оружие. Причем некоторые виды оружия являются имбой, а другие — бесполезны чуть более чем полностью. Динозавру можно дать в лапы меч, сюрикен, бензопилу (явный намек на Думгая) — отсутствие противопоставленного большого пальца нисколько не помешает тероподу мочить мерзкие кактусы. Можно даже посадить динозавра в вертолет, автоматически повысив его до босса. Всего пух 26 и далеко не все они полезны.
Мод разработал арт-коллектив MSCHF и киберспортивная команда 100 Thieves.
Многие из них отдают дань уважения классическому оружию из видеоигр, некоторые из них совершенно OP (имеется в виду overpowered — имбалансные), а некоторые — совершенно бесполезны. Есть даже несколько пасхалок, которые довольно сложно разблокировать,
Увлекающийся программированием ютубер Хауди Хо забацал вместо динозаврика Годзиллу, которая, не мудрствуя лукаво, просто прет напролом. Топчет кусты, кактусы, проезжающие мимо машины и взрывает танки атомным дыханием. А птеродактили в ужасе улетают в стратосферу при виде такого трындеца. Все это выглядит намного веселее, чем фильм 2014 года, где сцен с Годзиллой наберется минут на пять максимум, а остальные два часа — это бесконечные страдания и метания тупых персонажей-людей.
Тот же чувак запилил вариант, где динозаврик бегает в 3D. Получилось довольно уныленько, но за попытку зачет.
И он же прописал Рексу ИИ, чтобы тот мог прыгать самостоятельно со скоростью 8,25x. Правда, и счетчик при этом улетел за отметку в 100К, что теоретически было невозможно, но полом есть полом.
BillehBawb заменил динозаврика на Марио и Соника
А кто-то запилил динозаврика-фермера, который выкорчевывает ненавистные кактусы с помощью трактора.
Есть множество роликов про читкоды для игры, есть куча разного мерча, а это значит, что как минимум один динозавр не вымрет никогда.
Рекс стал настолько популярным, что засветился даже в диванной заставке Симпсонов (35-й сезон, 1-я серия).
Пинг-понг, пингвинчик и Звезда смерти
Не все знают, но встроенные в браузер игры есть не только у Хрома. Повторить успех Рекса так или иначе пытались многие. Звание самой нудной и хитроспрятанной игры получает Mozilla Firefox. В «Огнелисе» есть игра в пинг-понг — некий аналог аркадной игрули Pong от Atari, которая появилась в 1972 году. Чтобы разблокировать это безудержное веселье, надо открыть настройки, зайти в персонализацию, перетащить каждый значок в свое расширенное меню, а потом нажать на появившийся значок единорога. И ладно бы эти пляски с бубном вознаграждались чем-то стоящим, но вам в награду дают унылый и максимально невзрачный пинг-понг.
В Microsoft Egde (попытка Майкрософт сделать Internet Explorer грэйт эгэйн) есть довольно залипательная встроенная игра про серфинг. Чтобы ее открыть, достаточно ввести в адресной строке edge://surf/.
Это тоже раннер (ну или вернее свимминг, раз у нас тут серферы), где нужно объезжать препятствия на доске для серфинга. Игра получилась намного увлекательнее и красочнее динозаврика. Во-первых, на смену восьмибитному стилю пришла довольно симпатичная флэш-анимация. А вид сбоку сменился изометрией, которая позволяет размещать больше объектов на экране. Во-вторых, появились дополнительные игровые элементы. Пингвинчик (я выбирал пингвинчика, но есть и другие персонажи) может собирать специальные молнии, которые дают возможность ускоряться. Есть трамплины, позволяющие перепрыгивать препятствия. Есть водовороты, которые, вопреки законам физики, отталкивают персонажа, а не притягивают. Есть NPC, с которыми можно столкнуться. Есть, в конце концов, кракен, который в определенный момент начнет вас преследовать. А еще у пингвинчика три жизни вместо одной, а значит, у вас есть право на ошибку.
В Опере, которой я пользуюсь, никаких игр нет, но в её версии для гейминга Opera GX одна таки имеется. Это олдскульная леталка Operius, где ты управляешь звездолетом, который летит внутри гигантской трубы. Задача игрока — расстреливать красные фигуры и ни на что не налететь. Стреляет звездолет сам, игрок может только маневрировать. Активировать игру можно путем введения в командной строке opera://operius.
Выглядит Operius куда более дорого-богато, чем динозаврик, и к тому же имеет разные режимы, вплоть до коопа.
В целом летается весело, однако сразу отмечу один момент. Игры приучили меня к определенной функции цветов. С красным все понятно, он отмечает объекты, в которые надо стрелять. Классический пример - знаменитые красные бочки.
Но вот белый цвет обычно маркирует объект, с которым можно взаимодействовать. Например, выкрашенные в белый уступы в Ларе Крофт показывают место, где можно забраться наверх. А в Plague Tale: Requiem белой тканью были обиты сундуки с лутом.
Впервые увидев белую фигуру, я радостно на нее налетел и разбился. Я решил, что она даст звездолету ускорение или что-то типа того, но она была тем самым препятствием, от которого надо было уворачиваться. По всей видимости, разработчики просто хотели как-то выделить объекты на фоне трубы, а белый и красные цвета — самые заметные. Как бы то ни было, к этому можно привыкнуть.
Тут даже свой сюжет есть, правда очень условный. Во всем мире отключился интернет, а на Землю вторгся корабль пришельцев. Игрок должен проникнуть внутрь НЛО, расхреначить там все и вернуть миру интернет. Вот вам маленькая отсылочка к Звезде смерти, развлекайтесь.
Что же касается «Яндекс. Браузера», то, насколько мне известно, никаких встроенных игр там нет. Есть лишь браузерные игры, для которых тут заведен целый раздел «Яндекс. Игры», но я в это не хочу даже тыкать метровой палкой. Вообще хочется отметить, что «Яндекс.Браузер» — это отвратительная вещь. Он громоздкий, жрет много памяти, а самое главное — ведет себя как программа-вирус. При установке он обязательно попытается загрузить вам какой-нибудь «Мир танков», «Мир кораблей» и сложно удаляемую штуку с календарем, которая сама установится вам на рабочий стол и будет мозолить глаза. И это уже не говоря о постоянно вылезающем баннере в поисковике Яндекса — «Слышь, установи». Не знаю, о чем думали наши маркетологи, но такие методы продвижения продукта у меня вызывают стойкое отвращение.
В общем, если вы хотите окунуться с головой в чудесный мир дикого интернета начала 2000-х, когда какой-нибудь невинный пиратский Офис мог прицепом привезти вам целый букет электронных венерических заболеваний — от троянов, до прог-вымогателей — то берите «Яндекс.Браузер», не прогадаете. Но если вы не хотите потом чистить комп от тонны мусора, советую обратить внимание на что-нибудь другое. Сама по себе экосистема «Яндекса» мне нравится. Тут хороший поисковик, классное такси, крутой «Кинопоиск», чудесная Алиса... Но почта и браузер у Яндекса — это просто дно.
Мы вставили игру в вашу игру
Вообще идея сделать времяубивалку, чтобы занять человека, пока он чего-то ждёт, не новая. У Namco был даже патент на мини-игры, встроенные в экран загрузки, который кончился в 2016 году. Патент был зарегистрирован в США в 1998 году и был описан как «метод, позволяющий избежать бесполезную трату времени в видеоиграх». То есть вместо того, чтобы тупить в меееееедленно ползущую полосочку загрузки, можно было быстренько пошпилить в змейку или аркаду-стрелялку. Когда у тебя загрузка идет по 7-10 минут, а ты — неусидчивый ребенок, почему бы и не сыграть (а я еще жаловался на анимацию открывающихся дверей в ремастере первого резидента, которая занимает от силы 10 секунд).
Первыми из консольщиков с долгими загрузками столкнулись сонибои. У первой Playstation были диски вместо картриджей. За так необходимый всем детям графен и 3D пришлось платить реальным временем. Приходилось ждать, пока данные загрузятся с диска в память приставки.
И тут появилась Нямка со своей космической стрелялкой Galaxian (предшественница Galaga, в которую рубился безымянный пилот на борту Хэликэрриера «Щита» в первых «Мстителях»). Эта игра была встроена в загрузочный экран гонки Ridge Racer, которую Namco как раз портировала на первую плойку. В общем все как в том самом меме. Сумрачный японский гений вставил игру в игру, чтобы вы могли играть в игры, пока играете в игры.
Но Namco не была первооткрывателем. Если верить блогеру Onaretrotip, первая игра в игре появилась задолго до Ridge Racer. Это была Skyline Attack, разработанная для компьютеров Commodore 64 в 1984-м. Чтобы скрасить долгие минуты ожидания, игрокам предлагалось поиграть в змейку, которая годы спустя окончательно пропишется на Nokia 6110.
Тут стоит пояснить, чтобы не было путаницы. Та самая «Змейка» от Танели Арманто, которая благословила финский кирпич, появилась в 1997 году, через 13 лет после Skyline Attack. Но Гугл говорит, что первые игры в жанре «Змейка» появились ещё 70-х, так что Арманто тут первооткрыватель только на бумаге.
А в Joe Blade 2, который вышел на Спектруме в 1988 году, экран загрузки скрывал клон пакмана.
Кому интересны другие загрузочные мини-игры, советую глянуть ролик Onaretrotip.
Сегодня загрузки скрывают путем протискивания через узкие расщелины. Смотрится кинематографично, но дико задалбывает при частом использовании. Особенно этим грешил Jedi: Fallen Order и недавняя Calisto Protocol. В последней главный герой той самой змейкой извивается в бесчисленных вентиляциях и трубах космической тюрьмы «Чёрная жесть». Ей-богу, лучше бы нам реально пак-мана врубали.
Радует только то, что мода на протискивания, судя по всему, уходит в прошлое. Пятая плойка уже доказала, что с кастомным SSD игровой мир может загружаться мгновенно. Осталось подождать, когда это станет мэйнстримом для всей игровой индустрии.
Вместо эпилога
Динозаврик Гугла, по большому счету, не представляет собой ничего экстраординарного. Это одноклеточная игра, где от игрока требуется просто нажимать две кнопки в нужный момент. Но, тем не менее, игра стала безумно популярной, потому что даже в простые игры без наворотов людям интересно играть.
Я не скажу, что Dinosaur Game стала каким-то феноменом и революцией в жанре раннеров. Но я ее уважаю уже за то, что она просто пытается развлечь людей, а не выкачивать из них деньги, как это делают многие современные мобильные и браузерные игры.
Лучшие комментарии
Не, можете, конечно, нам не верить, но сегодня случился прямо дабл-килл какой-то)) Long Story Short. Мы с бородой ведём для себя некую табличку, в которую вносим пометки аля идеи для будущих материалов. Планируем, скажем так, статьи. Так вот, у нас среди всех идей были мысли по написанию истории провала игры The Day Before и истории появления Google-динозавра. И, как понимаете, теперь их в табличке планирования больше нет)))
По материалу же всё замечательно. Но разрешите вставить свои пару пенсов. Немножко добавить, скажем так. Раз заговорили о встроенных играх во всякие штуки. То раньше на андроидах была прикольная вещь. Можно было зайти в настройки, там, где указано название мобильной операционной системы. Понажимать на её версию и получить мини-игру, либо же интересную анимацию.))
Самое обидное в этой ситуации то, что я как раз не так давно реализовал сохранение комментария при авторизации.
И оно работало.
Но чуть менее недавно я переписал форму комментария и после этого всё отвалилось.
Спасибо за баг-репорт, ушёл чинить :)
Здесь должен был быть позитивный комментарий от случайно забредшего на портал Интернет-прохожего, очарованного темой и самим материалом. Вместо этого, куда более актуальная, критика платформы в целом: очень мило когда ты, будучи незарегистрированным пользователем, можешь ввести сообщение в окошко для комментариев, особенно когда после нажатия на кнопку «отправить» от гостя, всё равно требуется авторизоваться, а старательно написанное им раннее сообщение, всё равно не сохраняется.
Ахах) Непруха) У меня так один раз тоже было). А по поводу игр в Андроиде — благодарю за упоминание. Я об этом не знал.
А я хотел написать про религию в киберпанке, но увидел ролик на ютюбе на ту же тему(
Расскажи чем понравился больше.
Про The Day Before вполне логичная идея сделать материал. Вон у IGM тоже вышел видос на эту тему, на пол дня раньше, чем на СГ. И он мне понравился больше, чем то, что выдало СГ.
Я это к тому, что не всегда стоит вычеркивать идеи, если их уже кто-то воплотил. Всегда можно сделать лучше и иначе.