5 января 5 янв. 4 1749

Игры с маньяцким флёром. Часть V: Condemned

+18
Страшно, когда улицы твоего города заполонили маньяки, но гораздо хуже, когда на борьбу с ними выдвигается агент Итан Томас.

Мои отношения с  Condemned не складывались с самого начала. В далёкие нулевые эта игра несколько раз попадала мне на руки в составе различных палёных сборников по типу 6 в 1, и каждая из версий имела серьёзные такие проблемы. А меж тем, все мои знакомые, кто успел игру пощупать, наперебой хвалили проект, рассказывая о том, насколько игра крутая, мрачная и самобытная. И вот, под самый занавес 2023 мне таки удалось добраться до этого широко известного в узких кругах хоррора.

В данной статье я хотел бы разобрать эту крайне самобытную игру на предмет возможных трактовок сюжета, источников вдохновения разработчиков и культурного кода, вшитого в данный проект. Так что, сегодня, в рамках рубрики «Игры с маньяцким флёром» мы с вами препарируем Condemned: Criminal Origins.

 

Видеоверсия статьи, как и в прошлый раз, рекомендуется к просмотру в первую очередь тем, кто не знаком с сюжетом игры или желает освежить его в своей памяти. В текстовом же варианте мы сразу переходим к сути (соответствующий тайм-код видео: 9:32)

Антураж и атмосфера

В целом игра выполнена в сеттинге мрачного и промозглого реализма. Хоть Condemned и была одной из игр седьмого поколения консолей, но левел- и арт-дизайн в ней явственно напоминают о поколении предыдущем: серые и блеклые локации, помещения из бетонных коробок, обтянутые однородными грязными текстурами, и общий удручающий вид окружения.

Однако здесь, равно как и в  Manhunt, это не только не делает игру хуже, но и добавляет ей все возможные бонусы к атмосфере. «Криминальные истоки» - это тёмный и гнетущий индустриальный хоррор о маньяках и психопатах, серость и уныние в котором являются идеальным инструментом для полного погружения в атмосферу депрессивного мегаполиса.

Особенно выделяются в игре враги, которые, за исключением последних 2-3 глав, представляют из себя не каких-то жутких сюрреалистичных монстров и чудовищ, а вполне обычных людей, которых, увы, можно встретить и в обычной жизни. Наркоманами, убийцами, грабителями, мародёрами и прочими асоциальными элементами буквально кишат улицы злополучного Метро-Сити. И это, надо сказать, добавляет нехилый такой градус хоррора в игру, потому что, в отличие от большинства игр подобного жанра, враги в Condemned довольно реалистичны, и именно эта реалистичность, ощутимость подобной угрозы в реальности создают уникальную грязную и промозглую атмосферу «Криминальных истоков».

Да, хватает тут и довольно фантасмагоричных тварей (какие-то монстры Франкенштейна в финальной главе; члены культа, постояльцы детского приюта, будто бы задизайненные для  Painkiller), но основной массив местной фауны держится строго в рамках сурового и отталкивающего реализма.

Подливает масла в этот костёр безысходности и оригинальный саундтрек игры, наполненный тягучими и вязкими эмбиент-партиями, которые в условиях подобного сеттинга и общего нарратива звучат максимально уместно.

 

Двойное дно

Вдобавок к тому, что игра повествует нам о всевозможных неуравновешенных убийцах, подонках и негодяях, главный герой игры на их фоне выглядит не лучше. Первое, что настораживает во всей этой истории, так это его внезапный телепорт с места преступления в собственную квартиру. Когда Лиланд Ванхорн выкидывает Итана в окно, он падает с солидной высоты на крышу авто и теряет сознание, но уже в следующей главе он просыпается у себя дома, ничего не помня о том, как он сюда добрался. К тому же, в его квартиру ломятся полицейские, а наедине с ним спокойно беседует родственник главного подозреваемого в его деле, неизвестно как в его квартиру пробравшийся.

После того, как агент отправляется в погоню за убийцей, его всё чаще и чаще посещают различные кошмары, видения и галлюцинации. В какой-то момент он даже напрямую задаётся вопросом:

Наводит на соответствующие мысли и поведение Итана Томаса во время всех его злоключений – со всеми преступниками, будь то суровые садисты или обыкновенная шпана, он обращается максимально жестоко и хладнокровно. Так, игрой предусмотрена возможность совершать жестокие добивания оглушённых врагов: сворачивать им шеи, разбивать головы и совершать иные действия, несоответствующие статусу агента ФБР.

Вот такой список добиваний доступен для применения к каждому оглушённому врагу
Вот такой список добиваний доступен для применения к каждому оглушённому врагу

Всё это, в купе со страстью протагониста к собиранию коллекционных предметов, в роли которых среди прочего тут выступают умирающие или полусгнившие птицы, наталкивает на мысли о том, что Итан и сам не чист на руку.

Отдельные вопросы вызывают его методы работы, ведь и за Сватом и за Мучителем он охотился уже какое-то время, но всё было безрезультатно ровно до того момента, когда ему самому стало жизненно необходимо их найти.

Однако людям, которым игра понравилась настолько, что они захотели её перепройти, собирая все металлические таблицы и всех птиц, история могла открыться с совсем иной стороны. После прохождения в разделе дополнительных материалов открывалась серия подробных отчётов, фотоматериалов и дневников, в которых рассказывалось много интересного о загадочном культе.

Так, один из рапортов рассказывает о специалисте центрального офиса ФБР в Вашингтоне, докторе Стреворе, пытавшемся расшифровать найденные Итаном Томасом таблички с загадочными древними письменами. Учёный начал постепенно сходить с ума, после чего жестоко убил своего коллегу, который помешал его работе, и разбился насмерть, спрыгнув с седьмого этажа.

В другом отчёте рассказывается о некоем агенте Харпе, который внедрился в качестве двойного агента в этот же культ и очень скоро начал терять рассудок, испытывать приступы неконтролируемой агрессии и страдать от провалов в памяти. Перемежая свои вполне здравые мысли о страхе оказаться раскрытым с непонятными маниакальными бреднями, Харп обрывает свой дневник на полуслове. После этого составитель отчёта указывает на то, что в его карманах было найдено 60 мёртвых птиц, а вскрытие показало, что лобная доля мозга агента была почти полностью разложена.

Ну и заключительные рапорты повествуют о судьбе древних табличек с письменами, перевод которых всё-таки был завершён внештатными лингвистами, опиравшимися на основной массив работы доктора Стревора. В них говорится о том, что некоторые его участники обладают неким Голосом, что способен проникать в разум людей, навязывать им чужие мысли и даже волю, а иногда и попросту сводить их с ума.

И вот уже с учётом всего этого история Condemned играет совершенно разными красками. Кто-то сможет усмотреть вполне напрашивающиеся параллели между агентами Итаном и Харпом, окончательно закрыв для себя вопрос о невинности главного героя.

Почему бы и нет
Почему бы и нет

Другие же отчётливо ощутят настроение эталонного лавкрафтовского ужаса, в котором люди, сталкиваясь с чем-то древним и неизведанным, проникаясь тайнами того, что лучше было бы оставить нетронутым и забытым, постепенно сходят с ума и, захватывая с собой пару-тройку попавшихся под руку бедолаг, отправляются в могилу.

Почему бы и да
Почему бы и да

Итого, в зависимости от субъективного взгляда игрока история Condemned: Criminal Origins может обернуться либо глубоким психологическим триллером о неуравновешенном агенте ФБР, либо мистическим хоррором о пробуждении всепоглощающего древнего зла.

И это реально очень крутое ощущение – получить кучу разрозненных материалов и на их основе строить свои догадки о сути произошедшего. Жалко только то, что при первом прохождении всё это получить вряд ли у кого-то получалось, и история представала перед игроком каким-то странным огрызком. Не добрав коллекционных предметов, можно было получить отличный хоррор-триллер, к которому в самом конце пришили каких-то бесов, вылезшие из ниоткуда религиозные культы, о которых в самой игре ничего не рассказывается, и прочих, никак не вяжущихся с основным массивом истории, вещей.

Разработка

На ранних стадиях творение студии Monolith носило название The Dark и представляло из себя совершенно иную, с точки зрения геймплея и общего настроя, игру. Изначальный концепт The Dark представлял из себя мистический хоррор с обилием экшена. Главный герой игры так же был агентом ФБР, но при этом он имел паранормальные способности, вроде теле- и пирокинеза, которыми он мог свободно пользоваться в борьбе с супостатами. И слава Богу, что этот концепт был забракован!

Нет, вы не подумайте, я ничего не имею против подобных проектов. Многие игры про людей с паранормальными способностями, такие как The Galerians и Psi-Ops, крепко накрепко запали мне в самое сердечко. Но давайте будем честными, такое нет-нет, да выходит в свет, а вот мрачный, приземлённый хоррор-триллер с минимальным количество паранормальщины и вполне бытовым, если угодно, обыденным злом - гость в игровой индустрии довольно редкий.

Тем интереснее наблюдать, как от вполне типичного экшена разработчики пришли к совершенно оригинальной смеси beat'em'up'а и survival-horror'а, которую мы получили в финальной версии.

Так же, в интервью 360 Gamer, разработчики рассказали, что планировали сделать полноценный мультиплеер для Condemned, но из-за того, что игра должна была стать эксклюзивом первой волны для Xbox 360 и поступить в продажу вместе с релизом консоли, от этой идеи пришлось отказаться.

Говоря об источниках вдохновения для проекта, сценарист и ведущий дизайнер игры, Фрэнк Рук говорил:

«Прежде всего, это болезненное увлечение серийными убийцами, что имеет место быть в нашей культуре».

Фрэнк Рук, сценарист

  Фрэнк Рук
  Фрэнк Рук

Однако так же он указывал и на вполне конкретные художественные произведения, такие, как «Семь» Дэвида Финчера, «Молчание ягнят» Джонатана Демме, «28 дней спустя» Денни Бойла и, внезапно, сериал «Секретные материалы».

В этом же интервью ребята из Monolith очень много говорят о том, что их главной целью было создание продвинутого, непредсказуемого и по-настоящему живого искусственного интеллекта и интересной боевой системы. С этим, благо, у них всё вышло просто восхитительно.

География

Действие игры разворачивается в вымышленном городе Метро-Сити, однако его реальный прототип, а следовательно и примерное местоположение, мне удалось выяснить. А подсказкой послужила одна небольшая, но очень броская деталь, которую можно найти в середине игры. В центральном зале библиотеки города Метро-Сити висит огромное полотно, которое, если верить табличке-указателю рядом, носит название «Падение Вавилона» и принадлежит кисти некоего Жан-Батиста Тибодюа. Только вот незадача – на самом деле, эта картина называется «Смерть на бледном коне», а её автора зовут Бенджамин Уэст.

Зачем же вся эта путаница? Трудно сказать. Возможно, авторы хотели провести аналогии между вымышленной точкой на карте Соединённых Штатов и реальным древним городом. Всё-таки Вавилон был одним из первых мегаполисов в истории человечества, и его образ по сей день используется для описания бессмысленного, разнородного и обречённого скопления людей, что очень даже подходит под разнузданный и погрязший в преступности Метро-Сити.

Реальное же полотно, украшающее библиотеку города, а именно, «Смерть на бледном коне» посвящено классическому библейскому мотиву о конце света и появлении четырёх всадников Апокалипсиса. Дело в том, что эту картину Бенджамин Уэст написал в нескольких версиях, и в игре перед нами предстаёт её вторая версия. Она была создана художником в 1796 году в Англии, а позже – передана на хранение в Детройтский институт искусств, чего можно сделать вывод, что за основу Метро-Сити разработчики взяли Детройт. Почему этот город, равно как и другие города так называемого Ржавого пояса, находит столь мрачное отражение в американской культуре, можете узнать, ознакомившись с моей статьёй про Manhunt.

Для полного погружения в атмосферу Детройта - трек от одного из самых знаменитых уроженцев этого города

А здесь я лишь упомяну о том, что этот некогда важнейший центр автомобилестроения во второй половине XX века из-за сокращения госзаказов на производство военной техники, составлявшей весомую долю в структуре доходов местных предприятий, и в силу нефтяного кризиса семидесятых стремительно пришёл в упадок. Население города сократилось с более чем 2 миллионов до 600 тысяч человек, многие жилые дома и важнейшие инфраструктурные объекты были заброшены, люди разъехалось по более тихим и спокойным городам. Среди оставшегося же населения возрос уровень безработицы и преступности.

Социальная напряжённость усугубилась также и тем, что в золотую эпоху Детройта, в город привлекалось огромное количество чернокожих рабочих, которые после отмены расовой сегрегации в Штатах в шестидесятых начали устраивать довольно жёсткие стычки с белым населением. Самым крупным столкновением стал бунт на 12-й улице 1967 года, который продлился без малого неделю и унёс жизни около полусотни человек.

Сейчас Детройт входит в десятку самых опасных городов Америки. В нём совершается 2/3 всех убийств в штате Мичиган, а его численность населения продолжает стремительно сокращаться.

Ну и, возвращаясь к картине Бенджамина Уэста, стоит упомянуть, что одной из трактовок «Смерти на бледном коне», является бессилие человека перед тем, что он не в силах контролировать, что так же неплохо перекликается с мотивами массового сумасшествия, охватившего весь город из-за деятельности культа.

Итог

Condemned - потрясающе самобытная игра. На фоне бесконечных гриндилок с открытым миром, что заполонили рынок видеоигр в последние годы Condemned: Criminal Origins выглядит самым настоящим интерактивным развлечением - со своим узнаваемым почерком, неповторимой атмосферой и оригинальными механиками.

Да и история в игре ощущается довольно интересной. Однако стоит отметить, что именно ощущается, так как финальная развязка с деятельностью злого культа, на мой взгляд, оказалась немного банальной и обесценила суровый реализм сценарного нарратива. Однако открытость сюжета к различного рода трактовкам после полного прохождения игры немного нивелирует этот недостаток.

В общем, жаль, что серия загнулась после сиквела. Могла получиться довольно интересная франшиза. Хотя, вполне вероятно, что именно формат франшизы и навредил этому уникальному, штучному проекту. Всё-таки некоторые истории не должны продолжаться, как бы нам с вами этого ни хотелось.

Любите игры!


Condemned: Criminal Origins

Платформы
PC | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
15 ноября 2005
940
4.2
618 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Мимо нас, к сожалению, прошли все эти классические представители хорроров. Condemned, Manhunt или же F.E.A.R. Поэтому подобные статьи для нас с бородой — своеобразное окошко в ужастики, которые мы пропустили.)) Продолжайте в том же духе, уважаемый автор, прекрасная рубрика. И да, надеемся, когда-нибудь услышать о Saw: The Videogame. Игра не шибко известная в Интернете, но в своё время нас прямо-таки покорила на волне фильмов)

Рад, что смог поведать что-то новое!

Да, Пила должна заскочить в данную рубрику. По крайней мере, я планирую за неё как-нибудь взяться.

Спасибо вам с бородой за то, что заглянули на наш огонёк;)

Мне повезло-еще в год релиза на ПК ознакомился-игра нереально затянула. Комп правда был не сильно мощный-приходилось графику попроще делать и русификатора нормального не было-на англ. играл с кривыми русскими субтитрами. Вторая часть тоже понравилась-на первом X-box 360 шитом проходил в первый раз году в 2010-м. Жадь что триквел так и не случился,,,, Спасибо за обзор!

Да уж, повезло, что такую игру мимо себя не пропустили на релизе.

Спасибо, что заглянули)

Читай также