26 декабря 2023 26.12.23 2 596

Scott Pilgrim Takes Off — есть ли в нем что-то для фаната оригинала?

+5

Нередка ситуация, когда мы начинаем знакомство с оригинальной историей после сопроводительных материалов. У меня так было с Гарри Поттером — лишь после десятка пересмотров экранизации, я решил ознакомиться с книгами, которые понравились мне не меньше. Тоже самое меня ожидало в ситуации со Скоттом Пилигримом. Вместе с тем, мне знакома ситуация, когда экранизации смотрятся после оригинальных произведений — с Властелином Колец Толкина познакомился за несколько лет до просмотра фильмов Джексона. Поэтому, мне хочется поделиться пространными мыслями об мультипликационной экранизации комикса Брайана Ли О’Мэлли от Netflix.

Текст, в первую очередь, для посмотревших сериал. В тексте будут спойлеры, в том числе на концовку, спрячу их под катами. Правда, не совсем понимаю смысл этого, но раз попросили, то сделаю. Я не буду полностью пересказывать сюжет сериала, но буду регулярно обращаться к истории, для подкрепления соображений по поводу продукта в целом.

Впервые, фильм Эдгара Райта я посмотрел давным-давно. Он мне понравился, но благополучно забылся. В то время я смотрел много фильмов, так что Скотт Пилигрим затерялся среди других, не менее культовых кинокартин.

Шли годы, я становился, хочется верить, разумнее. На глаза мне попался подкаст «Через вселенные», который пробудил интерес к фильму снова:

 

Я показывал фильм многим знакомым, обсуждал с теми, кому он нравился также как и мне. Открыл для себя новые стороны истории, на фоне появившегося жизненного опыта. Купил обновленное цветное издание комикса, выход которого удачно совпал с моментом сидения дома из-за болезни. Комикс мне очень сильно понравился. Не сказать, что я большой любитель графических новелл, но Скотт Пилигрим меня впечатлил. Произведение оказалось богатым на детали и оригинально исполненным. Предоставило плодородную почву для рефлексии на тему отношений.

Было интересно проводить параллели с фильмом. Не просто читать историю, а анализировать, какие ее части были заимствованы в экранизации. Как обошелся с некоторыми арками и твистами Эдгар Райт, насколько удачным оказался актерский каст, и похожие ли эмоции вызывает оригинал, в сравнении с фильмом. После прочтения я остался убежден, что экранизация очень аккуратно и уважительно обошлась с оригинальным произведением. Да, в полный метр невозможно было уместить все четыре тома, но ножницами авторы поработали с умом. Вырезаны были незначительные фрагменты истории, не сильно влияющие на основной лейтмотив комикса. У меня осталось очень хорошее впечатление от оригинала, а фильм я стал любить еще больше.

Комикс все еще сохраняет актуальность. Если вам нравится фильм, то очень советую к прочтению.
Комикс все еще сохраняет актуальность. Если вам нравится фильм, то очень советую к прочтению.

И вот, инфополе озарилось новостью об очередной экранизации. Да не в формате фильма, а в виде анимационного сериала. Интересно? Да вроде бы. Я посмотрел тизер-трейлер, который не демонстрировал зрителю, что ожидает его во время непосредственного просмотра. В клиповой нарезке можно встретить «необычные» кадры, но в моменте за них внимание не цепляется. В итоге чего остается уверенность, что этот мультсериал — просто экранизация комикса.

 

И первый эпизод укрепляет это впечатление. Несмотря на смущающую «распрыжку» по сценам, которая в бодром темпе ведет зрителя по завязке.

Уже в первой серии Рамона идет гулять со Скоттом по ночному Торонто, который, через несколько катов, ночует в ее кровати и вступает в схватку с Мэтью Паттелем. И проигрывает…

И что самое главное, этот сюжетный поворот меня не смутил. Стало ясно, что авторы все-таки решили поиграть с основной историей. И скажу честно, мне это показалось хорошей идеей! Посудите сами, уже первая серия демонстрирует уважение к оригиналу. В титрах, на озвучке, красуются имена актеров, снявшихся в фильме. Мелькает псевдоним Anamanaguchi, написавших саундтрек для Scott  Pilgrim vs. the World: The Game. Визуальное исполнение кропотливо переносит картинку из комикса, вдыхает жизнь. Да даже некоторые сцены отсылаются к конкретным разворотам или ситуациям из экранизации Райта. В довесок, зрителям отсыпают горсть пасхалок разной заметности и интересности. Что-то остается как есть, а что-то адаптируется. Все говорит о том, что Netflix не просто дал денег на перенос комикса в мультфильм, но еще предоставил авторам свободу в работе с материалом. После просмотра четырех серий, у меня сформировалась мысль о том, что «Я не понимаю, с чего возмущались фанаты комикса и фильма. Все же очень даже интересно и оригинально обыгрывается! Если бы мне дали выбор между еще одной около-дословной экранизацией и подобным творческим экспериментом, то я однозначно выбрал второе. У нас уже есть фильм, и он отличный. Так что, почему бы и нет?»

Итак, Скотт Пилигрим проиграл.

Что происходит с проигравшими в мире комикса Ли О’Мэлли? Те дропают монетки и дематериализуются. Кажется, в прошлых произведениях не развивалась эта тема, но мне видится логичным вариант, что спецэффекты являются лишь метафорой, которая не приводит к настоящей гибели людей. По крайней мере, я всегда думал именно так. Позднее станет известно, что в сериале эту ситуацию обыгрывают просто как «Оказалось, что они возродились, и все».

И вот, во второй серии, экранизация прыгает с места в карьер, идя наперекор оригинальной истории:

Скотт «официально» умер. Мы становимся зрителями его похорон, на которых Энви Адамс поет прощальную песню. Найвз Чау, не успевшая официально потерять статус девушки Скотта, высказывает в лицо Рамоне, что именно та виновата в смерти Пилигрима. Группа, в которой играл Скотт, пытается привыкнуть к отсутствию басиста, но Найвз вскоре его заменяет. По сути, все улегается достаточно быстро.

Происходит форменный балаган. Черный юмор и абсурдные ситуативные скетчи, в большинстве своем, ощущаются оригинально и забавно. Фрагменты истории перетасовываются, события наслаиваются друг на друга, появляются новые сюжетные арки. И за всем этим неподдельно интересно наблюдать.

Главный аспект истории, кажущийся центральным — развитие персонажей Скотта и Рамоны, с которым зрители могут себя ассоциировать. И это развитие не происходит по принципу классического героя. Мы не видим радикальные качественные изменения, а получаем робкие подвижки к лучшему. Остается открытый вопрос в конце. Скотт изменился, но все еще остался Скоттом. Пусть, в каком-то смысле, стал взрослее, но не совсем понятно, как он поведет себя в будущем. Рамона же смогла принять естество Скотта, преодолеть избегание и дать им шанс на продолжение отношений. Если угодно, получается концовка Шредингера. Я всегда думал, что реально и позитивное и негативное развитие отношений героев. В результате которых, они оба смогут проработать собственные «проблемы» и образовать крепкую пару. Либо разбежаться буквально через неделю, потому что инфантилизма у каждого все еще достаточно, а с травмами и нюансами поведения нужно будет долго и кропотливо работать, на что далеко не каждый человек способен.

Легковесность и простота Скотта пусть и обозначается, но не получает особого развития. Рамона же, решает просто не бросать парня в беде, и пытается ему помочь. Как-будто бы, в первую очередь, по-человечески. Из-за быстрой смены событий не особо верится, что между персонажами могла завязаться какая-то химия.
Легковесность и простота Скотта пусть и обозначается, но не получает особого развития. Рамона же, решает просто не бросать парня в беде, и пытается ему помочь. Как-будто бы, в первую очередь, по-человечески. Из-за быстрой смены событий не особо верится, что между персонажами могла завязаться какая-то химия.

В сериале же история отодвигает персонажа Скотта за кадр:

Первостепенным главным героем становится Рамона Флауэрс, которая приходит к мысли, что Скотт на самом деле жив, а его гибель была инсценирована. Начинает бесхитростное расследование, где пытается встретиться со всеми своими бывшими и узнать, не замешан ли кто-то их них в исчезновении Пилигрима.

Далее в сериале начинается самое интересное — зрителям лучше раскрывают бывших Рамоны. Нам заявляют Синдикат, затем разворачивают векторы его участников в разные стороны, описывая их с других граней, не показанных в комиксе или в фильме. Важно, что эти решения не ощущаются ретконом, а дополняют оригиналы. Гидэон все еще является гиком-филантропом, но теряет все свое влияние, а мы узнаем его предысторию. Мэтью Паттел, все еще являясь импульсивным резким чуваком, дожимает эту черту характера, устраивая замес, и ведет себя так, как о нем мог размышлять читатель комикса: «Раз он такой дерзкий, а исчезнувшие люди, вроде бы, возвращаются к жизни, то почему его дерзость не нашла продолжение в истории?» Мы начинаем лучше понимать Лукаса Ли, сочувствовать Близнецам. Таким образом, нам шире расписывают персонажей Синдиката Злых Бывших Рамоны, демонстрируя их в в более разнообразных ситуациях. Особенно я пришел в восторг от истории Тодда Ингрэма:

Которого умудрился закадрить Уоллес. Помните парней сестры Скотта? Так вот, здесь магнитизм Уоллеса отыграл снова на десять баллов. И Тодд будет сохнуть по нему до самого конце сериала.

Абсурдно, но так смешно!

Несмотря на неожиданные завороты сюжета и развития персонажей, все еще чувствовалось, что происходящее остается в духе оригинальной истории Брайана Ли О’Мэлли. В комиксе уже присутствовали заявления на необычные развития событий в типичных поступках молодых людей, которые случаются в реальности. Тут и там люди влюбляются, дружат, тусуются, конфликтуют, экспериментируют и причиняют боль друг другу. Это тот самый аспект который, как мне кажется, принес популярность оригиналу. Большинство читателей, в той или иной ситуации, хихикали или пускали слезу при прочтении Скотта Пилигрима. Скорее всего, многие из нас были там, на страницах этого произведения. Не важно, в роли Юного Нила или Ким Пайн.

Смотря сериал, я получал не иллюзорное удовольствие. Пока история не добралась до вывешенного ружья:

Деталей похищения Скотта Пилигрима.

Что вы думали о его пропаже, когда смотрели сериал? Я думал, что его похитил отец Найвз Чау, который охотился за ним в комиксе. Почему нет? Мало ли вдруг. Да, особых предпосылок этому не было, но кто знает? В истории уже случилось несколько неожиданных поворотов. Но нет. Скотта Пилигрима похитил… Скотт Пилигрим. Из будущего.

Что произошло?

Скотт Пилигрим, в возрасте 37 лет, похищает свою молодую версию. Перемещает в свое время и, демонстрируя герою изменившийся Торонто, рассказывает, что их с Рамоной история не имеет хорошую концовку. Да, десяток лет они были вместе, но в конце-концов та ушла. Бросила Скотта. Как когда-то поступила с другими бывшими. Он ничего не хочет слышать о том, что решения молодого Скотта принадлежат только молодому Скотту, в результате чего запрещает тому продолжать отношения с Рамоной. Мол, какая разница, что было раньше? Главное, что сейчас он остался один. А значит, надо изменить прошлое и сделать так, чтобы они вообще никогда не были вместе.

Великолепный план, Скотт. Просто офигенный, если я правильно понял. Надёжный, как швейцарские часы.

Так-то, подобное развитие истории, поначалу, все равно ощущается интересным. Зритель наконец получает ответ на вопрос «А что было дальше?», пусть и правда оказывается совсем не радужной. Но на события будущего света не проливают, ведется разговор о последствиях, да и то вскользь.

Кажется, что арка со «Взрослым Скоттом» не влияет на сюжет глобально. Ведь взрослый Уоллес помогает молодому Скотту встретиться со взрослой Рамоной. Которая, вот совпадение, умеет путешествовать не только по тоннелям сознания, но и перемещаться во времени. Взрослая Рамона была в курсе плана взрослого Скотта и приняла участие в событиях, чтобы нивелировать последствия. Она даже дает молодому Скотту мемуар, написанный «Старым Юным Нилом», в котором тот запечатлел историю любви Скотта Пилигримма и Рамоны Флауэрс.

Озвучивается, что «Скотт и Рамона любили друг друга очень-очень-очень-очень сильно.», но это никак не описывается и не подкрепляется. Лишь ведутся философские разговоры о том, что «прошлое должно быть уничтожено, ведь реальность плохая» и «неважно, что происходит сейчас, прошлое имеет право на существование».

Казалось бы, раз они пробыли вместе так много времени, то причиной их разрыва должно было стать что-то серьезное. Что-то, что могло заявить конфликт, который мог вывести взрослых Скотта и Рамону на новый уровень. Неважно, сохранились бы их отношения или нет. Но упоминается только какая-то «СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ» и две противоборствующих абстрактных позиции в отношении ее следствия.

Зрителю никак не описывают зерно конфликта. Не показывают мотивацию сторон, не демонстрируют их поведение в процессе.

Есть лишь брошенный и дико обиженный Скотт, психи которого наводят на мысль: «Ну ведь не просто так он такой злой, произошло нечто действительно серьезное. Кто-то из них все-таки жестко накосячил.»

Есть опять одинокая и независимая Рамона. Которая «Захотела побыть одной», но в итоге просто взяла и исчезла с радаров, потому что Скотт буквально воспринял просьбу о «Таймауте» и тупо ждал все эти годы. Думая, что вот время пройдет, и она вернется. А она не вернулась. В итоге-то что?

Скотт из будущего становится основным злодеем, бывшие Рамоны копошатся на заднем плане, а все заканчивается эффектным баттлом между Старым Скоттом (Образ которого забавно отдает оммаж Бомже-Рю из Street Fighter) и юными версиями всех героев. Даже бывшие помогают в конфронтации, правда отлетают быстро. Старый Скотт почти побеждает Всех, но на сцену выходит старая Рамона, дает тому люлей, и начинается перекрестный разговор с разбором полетов.

Разговор последствиях конфликта, который снова объясняется на пальцах. Я догадываюсь, что авторы хотели высказать мысль о том, что "Последствия важны, но их причины тоже надо ценить и бережно к ним относиться." Но мне хочется спросить, неужели неважно деконструировать последствия и причины ситуации если результат никого не устраивает? Лишь зная поле действий и доступные варианты, можно быть уверенным, что все еще возможно исправить.

Молодая Рамона, насмотревшись на все это, задается вопросом, стоит ли ей идти дальше, или все-таки эти отношения для нее — очередная ошибка. Снова абстрактный вопрос. Она все же принимает себя такой какая есть, признает факт того, что она снова может уйти или уйдет. Сливается со старой версией себя, превращаясь в Супер Рамону, получая возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон опыта.

Осознав, что несмотря на недостатки молодого и старого Скоттов, она все равно любит их. Отправляет Старого Скотта Пилигрима в свой таймлайн, чтобы он как-будто бы мог попытаться вернуть Рамону из своего времени. Излечивает молодого Скотта от "барьера", который на него наложил Старый Скотт, отправляет и его в свое время. Фактически, ситуация полностью разруливается.

Все отправляются по своим таймлайнам жить жизнь дальше. Вроде бы даже все что-то усвоили, в частности Рамона и Скотт, но не покидает ощущение излишней абстрактности посыла.

История выруливает в состояние покоя, а зритель становится свидетелем того, как поменялись судьбы большинства второстепенных персонажей комикса. Кто-то перестал быть актером, кто-то начал встречаться с кем-то, кто-то пришел к мечте. Но главный конфликт центральных персонажей как-будто остается неразрешенным. Есть лишь некое смирение и принятие того, что их история может завершиться печально. А может и нет. Конфликт оказался «непонятным», так как в обертке последствий он скорее похож на конфликт молодых, а не взрослых людей. Как вишенка на торте, все это заканчивается фразой, которая очень красноречиво изрекается одним из Бывших Рамоны — «Неважно».

Казалось бы, авторы очень изобретательно перевернули сюжет с ног на голову. Переписали и дописали множество событий и персоналий. Но в итоге все получилось как при первом сексе: «Помпезное начало, интригующая середина и скомканный конец». Итог ощущается сумбурным и нестройным. Не в духе ответственности подхода ко всей остальной истории и персонажам в сериале. И это меня разочаровало. Не могу сказать, что я негодую, но мои ожидания, сформированные в процессе просмотра, не оправдались.

Насколько я понял, в логику событий влезли только персонажи с большим «таймлайновым опытом». Хотя представленный конфликт мне кажется более реальным между Рамоной и Скоттом, например, после года отношений, а не целого десятка.

Я привык видеть историю Скотта Пилигрима нарочито простецкой и дурашливой, но реалистичной, неоднозначной и плодородной на размышления в основе. А в сериале персонажи кажется не замечают прошедших лет. А ведь как было бы здорово, дай авторы кульминации больше хронометража и проработки. Покажи, что персонажи и история повзрослели вместе со своими зрителями. Ведь мы тоже не стоим на месте.

Мне кажется, это больше всего испортило впечатление от концовки. Можно было бы заступить на сложный мостик отношений взрослых людей, сохранивших в себе изъяны молодости. Рассказать, как зрелость может помочь в их преодолении. И что Любовь, с большой буквы, о которой заявляют авторы, действительно может жить очень долго. Но нет, персонажи постарели, а не выросли. Остался очередной абстрактный ответ, без четко заданного вопроса. Скотт отупел еще больше, а Рамона сохранила свою экстремальную отчужденность. Одного «принятия» кажется недостаточно. Будто и не было десяти лет, в которых люди, как правило, меняются весьма сильно. Не важно, в лучшую или в худшую сторону. Но в сериале не оказалось ни того, ни другого.


Scott Pilgrim vs. the World: The Game - Complete Edition

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | Stadia
Жанр
Дата выхода
10 августа 2010
198
3.7
68 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Я и не думал, что они на столько перекроили фильм. Придется смотреть.

Только на будущее — прячь спойлеры под спойлеры плес. Хотя бы основные.

Читай также