Предисловие
Взлом консолей обычно связывают с чем-то плохим, а людей, занимающихся этим называют пиратами. Производители консолей ненавидят таких умельцев, обвиняя их в плохих продажах, а как следствие и в плохой прибыли.
Вот только многим домашним инженерам и программистам пофигу на денежную сторону вопроса, хоть многие и могут верить в хакерскую солидарность. Их в первую очередь интересует сам факт взлома, чтобы похвастаться всем: "Смотрите, что могу!"
Сегодня такой процесс с каждым новым релизом усложняется по понятным причинам. Поэтому отправимся в прошлое, где все было легче и проще, наверное.
Первое поколение
В начале жизненного пути консолей, как такого взлома не могло существовать. Все первое поколение имело встроенные в консоль игры, которые переключались при помощи кнопок или рычажков на самом устройстве. Катриджи имели только Magnavox Odyssey и Arcade Coleco Telstar, да и катриджеми в привычном понимании они не были, у них не было собственной памяти для игр, т.к. состояли из перемычек, которые замыкали определенные части железа консолей.
Как вы понимаете, все, что могли сделать недобросовестные хакеры - спаять точно такой же катридж и не более, что было довольно затратно и не имело смыла.
В случае консолей без таких катриджей-перемычек, можно пронаблюдать как другие компании "пиратили" чужие консоли. Брали оригинальную Pong от Atari, разбирали, смотрели, а потом просто собирали по схожему принципу, чтобы обойти патентный закон. Нужно отдать должное, что при такой тактике, инженеры реализовывали свои идеи, добавляли игры, цветную графику, новые правила. Так что пиратили все, даже сама Atari "позаимствовала" Pong с Одиссея, попросту убрав все лишнее и ненужное.
Fairchild Channel F
Channel F запустил второе поколение консолей в 1976 году, имея полноценные катриджи с внутренней памятью. Никакой защиты от копирования катриджей и взлома консоли не было. Недобросовестные умельцы быстро сообразили, что можно копировать уже выпущенные игры и продавать по такой же цене, в тех же магазинах. Зачастую было невозможно отличить пиратский катридж от лицензионного. Однако, т.к. технологии были в новинку, то и сам процесс копирования был затратным по времени, силам и средствам.
Atari 2600
После успеха свой Pong консоли, Atari выпускают свою катриджную Atari VCS в 1977 году. Как и в случает с Channel F, никакой защитой от копирования и взлома даже не пахло, т.к. шли по старому пути простоты и дешевизны всей архитектуры. Набившие руку на прошлой железке хакеры, все в том же духе копировали игры. При помощи компьютера и специальной аппаратуры находили программный код, который переписывали с нуля на новый катридж, либо очищенный, либо на самостоятельно созданный. Затем все это отправляли в продажу. За всей этой движухой старались следить, но на отвались.
В какой-то степени сама Atari вынудила людей заниматься нечто подобным. Если вы хотели издаться на VCS, то необходимо было идти к самой компании и объяснять идею свой игры. Затем вы получали гонорар, делали игру, вам платили за работу. Когда все было готово, то проект выпускали на консоль. Всю прибыль Atari с гордостью за проделанные усилия забирала себе.
С такими условиями несколько человек, работавших в Atari не согласились и ушли в свободное плаванье, основав Activision, где продолжали делать игры для VCS, но забирать часть выручки себе. Позже, их примеру последует множество других амбициозных программистов.
Intellivision
В 1979 году производитель игрушек Mattel выходит на консольный рынок своей Intellivision. И тут история реально интересная.
В момент запуска, на катридже было 8 Кб памяти и ПО Exec, для более быстрой и простой разработки. Но был один большой минус - все игры работали в 20Гц, вместо 60Гц, которые консоль могла потянуть.
Этот факт и политика получения прибыли с игр как у Atari, заставила людей пиратить, а разработчиков уходить из Mattel в другие студии. Среди которых были Дэвид Рольф и Том Лаури. Второй интересует нас мало, т.к. создал все популярные игры на платформу. Дэвид же является создателем Exec. В 1981 году они основали Cheshire Engineering, где под издательством Activision выпускали игры на Intellivision. Путем сарафанного радио, остальные компании узнали о конструкции катриджей. В итоге разработчики смогли обойти и Exec и ограничение в 20 Гц и начать выпускать собственные катриджи в обход Mattel с бОльшим объемом памяти.
Никаких судебных разбирательств не было. Платформодержатель просто договорился с другими компаниями о производстве и сотрудничестве, деля прибыль.
Atari 5200
Atari 5200 - полный провал и одна из худших консолей, как минимум с точки зрения дизайна. Плохая библиотека, устаревшие контроллеры и не самое лучшее железо. Но и на ней успели немного попиратить...
Секрет прост - выпущенное расширение для обратной совместимости с 2600 охотно глотала пиратские катриджи для этой самой 2600. А как же новые релизы? Их попросту не было, да и не нужны они были игрокам, которые либо разочаровались в видеоиграх, либо уже переходили на NES от Nintendo. Да и пиратам 5200 не была интересно, т.к. 2600 была попросту популярнее и лучше, а позже их внимание приковала более популярная и успешная NES.
Что в итоге?
Забавно наблюдать, как компаниям было попросту наплевать, что делали люди с их играми и консолями. Пока продажи шли, они просто не обращали внимания. Вот только при таком отношении страдали обычные игроки, которые зачастую покупали кота в мешке. Библиотека той же 2600 была забита мусорными и ужасными проектами, которые в итоге погубили и консоль, и компанию, и весь рынок. Выучив уроки прошлого, японцы захватят весь консольный рынок, принеся с собой такие вещи как: защита от взлома консоли, игр от копирования и проверку качества выпускаемых проектов. Как бы мы не относились к этому, нужно признать, что определенные стандарты качества и защиты необходимы. В разумных пределах, конечно.
Забавно только то, что никакой информации про пиратство на Colecovision я не нашел. Скорее всего, пиратилась она по тому же принципу, что и 2600, а Coleco было как-то плевать на это.
А у меня все. Всем спасибо за внимание и всем добра.
P.S. Я тут планирую делать еще и видеоверсии, ибо формат текстового блога вносит определенные ограничения. Да и самому хочется развиваться как... Блогер? Смешно. Это я к чему? Хотите ли смотреть и слушать мой контент? Если не сложно то проголосуйте, пожалуйста.
Так же добавлю, что это затратнее по времени и не сразу все хорошо получится. И один большой блог 100% выйдет с видеоверсией, надеюсь. Это будет демонстрация моих возможностей.
Если нет, то я не буду публиковать их здесь, а на своем ютуб канале, который не буду рекламировать. Теперь точно все.
Лучшие комментарии
Само собой, делайте и выкладывайте, уважаемый автор) Если есть возможность и желание, то дерзайте. ) По материалу пока сказать ничего не можем — оставим знакомство с ним на вечер. Как только скинем кандалы офисного работника и очутимся в родных застенках — приступим к чтению)
Что ж… Сохраню мотивацию на завтра. Спать пора, ибо в Хабаровске уже половина первого ночи. А как завтрашний день закончится, буду реализовываться. Приятного чтения заранее.
лайк за то, что запарился и уточнил ударение на слово бОльшим
Блог интересный, в принципе как и другие твои блоги.
Вот я даже не верю и не жду, когда ты выпустишь свои блоги, а просто прихожу и читаю. Вот мне тоже нужно с такой периодичностью выпускать свои статьи, а то одна у меня пылится уже где-то год.
А про видеоблог, то попробовать всегда можно. Сделать какое-нибудь видео с хронометражем в 20-30 минут, и запихнуть его сюда в блог. Помню, как я хотел сделать видео со своей ИС, но понял, что это ооооочень муторно, да и времени много жирает, которого и так особо нет. А это еще желание нужно, которого и того меньше.
Кстати про ИС — где ИС'ка про циливизацию?))) Я жду. Как и жду выпуск своей ИС'ки...
И привет с очень дальнего востока)
Не ожидал новый комментарий спустя… ПОЧТИ МЕСЯЦ!? С цивилизацией возникли определенные трудности. Плюс играет моя лень, но доделать надо.(А я еще думал, что Даур так долго с Иской Финалки) Текст почти полностью есть, просто надо футажи/скриншоты, а чужие брать некрасиво.
Спасибо за мнение. Скоро возьму себя в руки и выпущу новый блог, который готов. Но из-за задумки сделать видео версию все немного встало из-за обстоятельств.
Интересный блог, понравился.
Насчёт видео могу сказать одно — удачи. В наше время пробиться на ютубе невероятно тяжело
Не делай это, оно тебя сожрёт.