5 декабря 2023 5.12.23 2 357

Стар пёс, да верно служит.

+6

Это текстовая версия с некоторыми изменениями под печатный формат. Видеоверсия молодёжнее, да и вообще была создана с огромной любовью.

 

Краткая предыстория фильма.

В далеком 1987-м году, когда ваш покорный слуга отвисал мутной каплей на конце у одного Ивана, в прокате стартовала кинолента, положившая начало голливудской карьере талантливого голландского режиссера — Пола Верховена. Пол уже имел за плечами шесть отснятых на родине и одну англоязычную картину, а также репутацию режиссера не пытающегося идеализировать только светлые стороны человеческого существования. Его фильмы изобиловали откровенными сексуальными, и достаточно подробными сценами физического насилия и убийств. Конечно, показывал всё это Верховен не от любви к людоедству, напротив. В картинах режиссера всегда можно нащупать мощный социальный, философский, а иногда даже религиозный подтекст, который он хотел донести до своего зрителя, распоряжаясь всеми имеющимися средствами. В том числе и теми, которые не принято было показывать в кино. Особенно в американском. Так случилось и с голливудским дебютом голландца.

У Робокопа очень интересная судьба. На родине Верховен снимал в своих фильмах множество молодых актеров, которые по мере роста популярности режиссера получали предложения от американских студий. Или, если говорить простым языком — он давал им карьеру. Благодаря Полу, голландцев в Голливуде значительно прибавилось и в один прекрасный день им всё же удалось замкнуть штурвал. Одним из прибывших был небезызвестный Рутгер Хауэр — протеже Верховена, снявшийся в классике современной научной фантастики — «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта. Среди ассистентов Скотта, в проекте затесался некий Эдвард Ноймайер, которого сильно впечатлили идеи, затронутые в картине. Концепцию своего андройда, постепенно превращающегося в человека, Эд вынашивал 3 года, и в 1984-м поделился наработками с коллегой по студии Universal — Майклом Майнером. Вместе они написали сценарий, который выкупила кинокомпания Orion, издавшая буквально на днях Терминатора. Экранизировать сценарий, однако, никто не решался. Режиссёры, как и некоторые руководители студии, считали написанное бредом. Даже само название «Робокоп» — хотели заменить на что-нибудь более изящное и благозвучное, но не нашли ничего подходящего. Когда боссы Орион предложили Верховену взяться за экранизацию, он так же посчитал прочитанное идиотизмом и хотел отказаться от проекта. Но тут по классике «сценариев из помойного ведра», подоспела супруга голландца, предложившая ему обратить внимание именно на социальный подтекст истории. Могущественные бездушные корпорации против одухотворенной обоссанной челяди — после такой трактовки событий Пол улетел в потолок, осознав что жизнь его никогда уже не будет прежней. Немного подрихтовав текст, Верховен-таки взялся за проект и мы получили одну из лучших научно-фантастических кинолент 20-го века.

История Алекса Мёрфи, чьи мозги весело поблёскивали на бетоне и стекле в подсобке старого сталелитейного завода, а затем чудесным образом были использованы в проекте «Робокоп» — не стала менее идиотской. Зато была отлично поставленной, добротно снятой, великолепно сыгранной и очень продуманной в плане подтекстов и скрытых смыслов картиной. Атуентичная визуальная часть, тонны иронии и откровенного стёба, кричащие параллели с реальным миром (местом действия является Детройт недалёкого будущего, который в конце восьмидесятых очень часто называли американской столицей поджогов и убийств), и чуть ли не библейская история воскресшего праведника в лице Мёрфи — завоевали сердца зрителей. Несмотря на все опасения со стороны студии фильм имел коммерческий успех. Не такой, как у Терминатора, но всё же вложенные в него средства окупил несколько раз. Это произошло не в последнюю очередь благодаря режиссёрскому таланту Верховена. В этом можно убедиться, если посмотреть на сиквелы, в которых Пол уже участия не принимал. В лучшем случае они копируют оригинал и не привносят ничего нового, в худшем, заводят франшизу туда, куда они её собственно и завели — в могилу. Из которой периодически слышится неловкое кряхтенье.

Про игры.

В отличие от фильмов, видеоигры про Робота-Полицейского (за исключением мобильных поделок и недоразумения 2003-го года), всегда получались годными. В начале девяностых игровые продукты по фильмам не создавали спустя рукава. Вспомните Чипа и Дейла, Чёрного Плаща, Утиные истории, Бэтмэна или Флинстоунов. Все они являются одними из лучших представителей своего поколения. Робокопы, в целом, эту традицию продолжали. Всего номерных игр вышло 4. На самом деле конечно больше, потому что порты на разные платформы порой даже разрабатывали другие люди, но все они были крепкими боевыми платформерами, учитывая время их релизов. Третья часть на NES или Денди так и вовсе является особенной для многих нынешних дядь и тёть. Это был первый картридж, запуская который дети не долбили по кнопке «старт» как остервенелые, желая насладиться музыкой, которая многим навсегда врезалась в память. Робокоп против Терминатора, вышедшая в 93-м году, так и вовсе воплотила мечты многих детей в реальность. Столько дорогих сердцу железяк в одной игре! Но вот последующие 30 лет выдались плачевными. За столь долгий срок, попытка возродить почившую серию была всего одна. В начале двухтысячных никому неизвестная французская компания Titus приобрела права на разработку игр по Робокопу. Но и тут не срослось. Упомянутый мной одноименный инцидент 2003-го года — не вернул Алекса Мёрфи на волну популярности. С тех пор мы не видели даже попыток воссоздать хоть что-нибудь во вселенной. Разного рода мобилки, в том числе по неудачному перезапуску — не будем вспоминать. Опасения издателей казались вполне обоснованными. Крупнобюджетный проект по Роботу-Полицейскому рисковал не окупить себя, а вкладывать деньги в заведомо убыточную авантюру никто не спешил. Ситуация изменилась, когда совершенно внезапно выяснилось, что несмотря на то, что Польша не может в космос, она временами может в геймдев. Краковская студия Teyon, которая до этого выпускала никому не нужный мусор в промышленных масштабах, зарелизила в 2019-м Terminator: Resistance. У проекта не было большого бюджета и сколько-нибудь выдающегося геймплея, но отношение к деталям и событиям вселенной было поистине скрупулезное. Несмотря на то что критики разгромили Resistance в пух и прах, фанаты назвали его лучшим, что происходило с франшизой со времен второго фильма. Игра оказалась настолько успешной, что Teyon выпустили к ней сюжетное дополнение. Собственно, именно в этот момент стало понятно, что для того чтобы иметь успех и отличные продажи, не обязательно вкладывать сотни миллионов долларов. Главное с уважением отнестись ко многими любимому миру, и его поклонники в ответ будут носить тебя на руках. Анонс Робокопа от студии многие приняли как разумеющуюся данность. Типа, да — этим можно доверять, эти сделают, будем ждать. Ну… Вот и дождались.

Про Rogue City и её плюсы.

Действие игры разворачивается между вторым и третьим фильмами. И тут, что называется, мы как будто никуда и не уходили. OCP всё так же пытается создать массовую альтернативу Робокопу, чтобы упразднить полицию и построить полностью подконтрольный им Дельта Сити, копы в свою очередь всё так же недовольны условиями, в которых они оказались будучи подчиненными корпорации — мысли о следующем бунте проскальзывают всё чаще. Несмотря на то, что Кейн повержен, наркотик Ньюк с улиц никуда не исчез и до сих пор является проблемой для населения, а попутно ещё и старый город захлестывает новая волна насилия, в которой замешан некто «Новичок». Злодей обещает заплатить огромную сумму денег любой банде в старом Детройте, которая будет готова сжечь его дотла. Спрос рождает предложение и улицы мегаполиса начинают медленно, но уверенно переходить под контроль бандитов разного пошиба. Разгребать эти Авгиевы конюшни конечно же придётся нашему доблестному киборгу.

Уэндэлл Антоновски. Почти главный злодей в игре.
Уэндэлл Антоновски. Почти главный злодей в игре.

Сюжет Rouge City не хватает с неба звёзд и не является откровением вселенского масштаба, но это совсем не означает, что он здесь плоский и одноклеточный. Его ровно столько, сколько нужно. Он охватывает все необходимые темы и даёт развиваться знакомым по фильмам, а также новым героям и событиям. В нём есть достаточно интриги, чтобы довести вас до финальных титров и толика недосказанности, чтобы было о чём задуматься. Я люблю примеры, так что вот вам один. «Новичок» в одной из сюжетных сцен представляется Уэндэлом Антоновски — братом одного из убийц Мёрфи. На деле же мы не найдём ни одного фактического подтверждения тому, что этот человек когда-либо существовал. Его даже в полицейской базе нет. Я бы очень хотел увидеть DLC про этого персонажа и узнать, как же так вышло, что после СЛУЧАЙНОГО сбоя в голове Робокопа, в неё очень быстро установили чип, не позволяющий Мёрфи даже приблизиться к Уэндэллу.

Приятным дополнением в истории является разветвлённая система диалогов, позволяющая повлиять на некоторых персонажей. Понятно, что это не RPG и подобная деталь носит скорее развлекательный характер, но всё же она тут есть и упомянуть о ней стоит.

В игре нам расскажут о судьбе того самого Старика.
В игре нам расскажут о судьбе того самого Старика.

Помимо знакомых героев, веса сюжету придаёт знакомое окружение. Поляки очень сильно заморочились и по кадрам из кинофильмов воссоздали целые локации. Полицейский участок с душевыми, стрельбищем, приёмной, раздевалкой, залом для брифингов и гаражом. Даже известную сцену с порчей казённых авто воссоздали. В офисе OCP повторили ту самую VIP уборную, в которой в первой части схлестнулись Дик Джонс и Боб Мортон. Здание с игровыми автоматами из второй части, заправка SHELL из которой убрали первую букву и сделали её этакой стеллой, после которой начинается разрушенный старый город, квартира Алекса, сталелитейный завод. Ну и вишенкой на торте конечно же является место убийства Мёрфи, на котором всё осталось на своих местах с того самого фатального дня. Вроде бы локация 3 на 3 метра, а провёл я в ней минут 5 слоняясь из угла в угол и не имел совершенно никакого желания уходить.

Даже улицам Детройта постарались придать достоверности и живости. Здесь постоянно что-то происходит. Бомжи ведут интеллигентные беседы друг с другом, коты мяукают, в воздухе мельтешит какой-то мусор, алкаши бухают, проститутки жалуются на то что ненавидят дневные смены, уличные художники рисуют граффити, а в местном магазине клиент пытается приобрести товар за один доллар. И каждый раз по прибытию в город в нём что-то меняется. Нет, это конечно не уровень Рэд Дэд Редэмпшн 2, но и бюджет у игры совершенно другой. На этом фансервис Rouge City не заканчивается. Озвучивать Робокопа пригласили самого Питера Уэллера, сыгравшего в первых двух фильмах и подарившего киборгу не только замечательный голос и эмоции, считываемые лишь по нижней части лица, но и уникальные в своем роде движения, которые явно пришлись по вкусу и были позаимствованы некоторыми танцорами. Их тоже воспроизвели с завидной дотошностью. И пока слово дотошность не растворилось в памяти, хотелось бы упомянуть ещё одну любопытную вещь. При прохождении, я увидел разводы на экране и подумал, что перед следующим сеансом нужно обязательно протереть монитор. Монитор я протёр, но разводы никуда не исчезли. Позже, я понял, что это потёртости визора на шлеме Мёрфи.

Также завезли оригинальный саундтрек, чтобы во время отстрела липких бошек, которые лопаются и разлетаются здесь смачно, аки спелые арбузики, старческие слёзы фанатов не прекращали течь по небритым дряхлым скулам. Короче, про фансервис можно чесать часами. Тяжелая металлическая поступь Робокопа, придирчиво собранные модели оружия и брони, разные мелочи вроде фирменного сарказма в радиопередачах и записках. Единственный важный элемент фансервиса, работающий через очко — это ганспиннинг, который я не знаю, как правильно назвать по-русски. Кручение пистолета? При первом прохождении мне вообще ни разу не попалась эта анимация. Я уже хотел было сокрушаться и бухтеть про то что трейлеры врали, но во втором прохождении мне один раз на глаза всё-таки попалась эта оптическая услада. Аллооооо! Под эту фичу вообще надо было сделать отдельную кнопку.

Красивый скриншот из игры не получается.
Красивый скриншот из игры не получается.

Последний элемент фанатских почестей, который хочется затронуть — это необязательная миссия с Пиклзом, ищущем определенную кассету в видеопрокате. Огурчик перечисляет фильмы и факты, отсылающие к реальным картинам и случаям из жизни Верховена. Вот это я понимаю оказали уважение.

Об известных локациях упомянул, но стоит упомянуть и о неизвестных. Они здесь все как на подбор, словно из шутеров начала 2000-х. Старая скотобойня, городская тюрьма, строящийся небоскрёб, улицы города охваченные кровавыми протестами, заброшенный торговый центр, канализации из которых кажется прямо сейчас выскочит гигантская крыса с художниками. В общем, ощущения исключительной ламповости и теплоты. При этом локации яркие, обширные и с солидным количеством секретов, большинство из которых требуется просто открыть, но, чтобы добраться до некоторых, придётся либо досконально пылесосить уровни, либо качаться.

Прокачка тут достаточно стандартная и понятная. Всё расписано, всё показано — качай по своему стилю. Можно научить Робокопа дэшиться, запускать сокрушительную волну, замедлять время, пополнять здоровье путём высасывания электричества из щитков. Так же есть бесполезный на всех уровнях сложности щит, очень крутая возможность сканировать местность, чтобы убивать врагов рикошетом, как во втором фильме, возможность отмечать на карте места интереса с секретами или ускорение получения опыта на 30%.

Если проходить внимательно, то к концу будет закрыто примерно 90% возможностей.
Если проходить внимательно, то к концу будет закрыто примерно 90% возможностей.

Миссии делятся на основные и побочные. Проходить, естественно, нужно все, чтобы заработать экспириенса, получить левел ап и не лишить себя удовольствия пропустить какую-нибудь интересную деталь. Побочки здесь хороши ещё и тем, что разворачиваются они очень часто в закрытых локациях, в которые невозможно попасть другим путем. Скажем, здание суда изнутри можно посмотреть только взяв соответсвующий квест. Ну и плюс разгуливая по улицам под звуки городской жизни и ровный тяжелый шаг — невольно погружаешься в атмосферу глубже.

Полицейская рутина.
Полицейская рутина.

Ну, а что по экшончику-то? Всё таки ж перед нами шутер. Не совсем. Я тот еще дрочила на всякие определения, поэтому люблю точность. Шутер — это, например, DOOM 2016. Обилие оружия для разных врагов и ситуаций, постоянное движение, локации заточенные под то, что ты будешь использовать их в бою, разнообразие врагов, заставляющее использовать весь имеющийся арсенал. Вот это шутер. А разношёрстные спаунящиеся болванчики, которых тебе приходится отстреливать на пути — это всё-таки скорее тир. И в этом нет ничего плохого. Вспомните хотя-бы кампании оригинальных Modern Warfare’ов — лепота. Вот и Rouge City у нас тир образцовый. Меня вообще не покидало чувство, что при создании противников, в Teyon опирались на Аim тренажеры, вроде AIMLABS и KOVAAK. Изобилие супостатов требует от тебя то быстрой реакции, то хорошего трекинга, то умения стремительно переключаться между целями, правильно расставляя приоритеты. Наводиться на врагов в Rouge City не скучно от самого начала до самого конца. Здешний арсенал действительно разнообразный и у каждой единицы оружия есть своё уникальное ощущение от стрельбы. При этом эффективность у пушек конечно же тоже разная. Поначалу интересно подбирать каждый новый ствол и смотреть на что он способен. Пистолеты, ППхи, автоматы, дробовики, снайперские винтовки, ракетницы — всё это конечно же сладенько. До тех пор пока вам случайно не попадётся вот этот стальной мамкин трахарь (речь о Desert Eagle). Дигл здесь является именно тем, чем он пытался стать в реальной жизни — ручной пушкой. Ваншот с любого расстояния в туловище. С любого. То есть если стоит выбор взять снайперку или дигл — надо брать дигл. Всю игру с ним конечно не получится пробежать, так как подобрать его можно не на всех уровнях, но сам факт существования такого пистолета — это одновременно весело и удручающе.

Лучше в динамике, увы, не показать.
Лучше в динамике, увы, не показать.

Стоит обмолвиться и про дефолтный Auto 9. Я прошёл игру два раза и 80% первого прохождения я стрелял из него. Потому что если внимательно исследуешь локации, то у тебя всегда есть нужные детали для его улучшения. В итоге мы получаем траханную имбищу с бесконечными патронами. Даже учитывая то, что я совсем не качал атаку. Впрочем, мы же Робокоп. Чему тут удивляться. В общем, арсенал действительно интересный, чувство импакта отличное, насилие на экране запредельное. К стрельбе претензий не имею.

Ну разве что так.
Ну разве что так.

Минусы и заключение.

И как-то всё как-будто притерно получается. Неужели у игры совсем нет минусов и она идеальна? Конечно же нет. Здесь есть много раздражающих вещей. Например, нельзя посмотреть состояние здоровья, когда ты находишься вне боя. То есть нашёл ты аптеку, а у тебя полный запас, и непонятно долечиваться и подобрать эту или идти дальше восвояси. Приходится стрелять в пустоту, чтобы интерфейс ожил. Помимо оригинальной музыки, треков вообще не завезли. От некоторых синглов к концу второго прохождения начинает серьёзно подташнивать. Также бесит то, что приходится каждый раз обыскивать участок заново на предмет новых побочек. Доходит до смешного. Ты приезжаешь в участок, общариваешь его, он пуст. Говоришь с ключевым сюжетным персонажем и вуаля — побочка респанулась. Большинство злодеев здесь озвучивает один и тот же актёр. При чём иногда хулиганов с одинаковыми голосами на экране будет несколько. Так же у игры ну очень скромные спецэффекты способностей. Вот включаешь ты щит, и вместо какой-нибудь кричащей детали в интерфейсе, получаешь скучную зеленую сеточку, которую в пылу сражения очень легко не заметить.

И если придираться, то список можно будет продолжить скудной анимацией лиц и общим техническим состоянием. Но когда ты доходишь до титров, то все претензии отваливаются сами собой. Таких коротких титров я давненько не видел даже в крупных инди играх, что уж тут говорить полноценной студии. Эта польская могучая кучка осуществила то, чего не удавалось никому за последние 30 лет — создала вменяемую игру про Робокопа. С отличной графикой, интересным сюжетом, работающими механиками и тонной фансервиса, который заставляет улыбнуться при прохождении не один раз. При этом Rouge City стоит не привычные 70 баксов. В Российском Steam за проект просят 1700 рублей. И он отбивает каждый вложенный рубль. Такая ценовая политика успешно отразилась на продажах и Nacon уже отчитались о том, что Rouge City является самым продаваемым продуктом издательства. Желаем удачи и с нетерпением ждём новых анонсов. Ну, а на этом мои полномочия всё.


RoboCop: Rogue City

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
2 ноября 2023
687
4.0
248 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Из всех нынешних игр, Robocop Rogue City — это та игра, у которой есть душа. Даже несмотря на бюджетность студии. Это яркий пример того как можно сделать скромно, но с душой в отличие от крупных студий, у которых порой гораздо хуже получается, чего не скажешь о качестве. А здесь — не хочется ругать даже.

Да. Простая, но хорошая игра про Робокопа. Акценты и приоритеты расставлены правильно.

Читай также