Платформа: XSS
Время прохождения: 6 часов (указано в профиле аккаунта консоли)
«Good, bad. I’m the guy with the gun»
Удивительно, но когда-то Blizzard были крутой компанией. Раньше они создавали классные игры, а не только мобильные Diablo и очередные дополнения к World of Warcraft.Обычно, говоря о лучших релизах компании, люди вспоминают о Warcraft 3, Starcraft, Diablo 2, однако разработчики и раньше могли порадовать геймеров неплохими видеоиграми, вспомнить хотя бы The Lost Viking, вышедшую в 90-е. В то же время они познакомили мир с одним платформером, о котором, к сожалению, мало кто помнит, однако это не значит, что он этого заслуживает. О, нет, эта игра настоящий алмаз богатой на шедевры библиотеки SNES. И имя ей Blackthorne.
Хоть я и знаком с этой игрой давно, но то я был слишком неопытен, чтобы осилить её, то моё внимание захватывали современные релизы. Похоже, пробил час, my body is ready. Пройти игру я решил на Xbox, купив сборник Blizzard Arcade Collection, о котором хочется немного рассказать перед тем, как переходить к обсуждению непосредственно платформера. Это не самая плохая коллекция. Целых 5 игр: Blackthorne, Rock N' Roll Racing 1, RPM Racing, The Lost Vikings 1-2. Небогато, конечно, но Blizzard мало чего выпустила на 16-битные консоли. В принципе, в The Disney Afternoon Collection тоже всего 6 шедевров от Capcom, так что радуемся тому, что предлагают. Почти у всех видеоигр есть несколько версий, Blackthorne и The Lost Vikings даже имеют Definitive Edition, где представлены некоторые визуальные или геймплейные улучшения. У консольных версий можно включить фильтр, поменять разрешение, а также поставить рамку, в общем, стандартная ситуация для подобного издания. Для любителей современных удобств добавили перемотку и сохранения в любой момент. В бонусах можно обнаружить зарисовки, мануалы, обложки, фотографии разработчиков, музыку, правда, почему-то есть саундтрек только из Blackthorne и The Lost Vikings, целые рассказы-предыстории, позволяющие лучше понять сюжет представленных игр, и, самое главное, интервью с работниками Blizzard – отличная подборка дополнительных материалов для фанатов игр компании. Взять сборник по скидке, когда проснулась ностальгия по золотым временам игровой индустрии – отличное решение. В идеале надо брать для портатива, но цена была слишком заманчива, поэтому я предпочёл Сычевальне Коробокс.
Как было написано выше, Blackthorne – это платформер. Что необычно для игр того времени, Blizzard прописали предысторию мира, нарисовали катсцены и добавили немало общительных персонажей. Конечно, это не уровень Chrono Trigger, однако у нас здесь не RPG, да и разработчики потратили немало усилий, чтобы рассказать в платформере 90-х годов мрачную историю о войне простых людей против ужасного тирана. В центре сюжета оказался Кайл Блэкторн, житель планеты Туул, где некогда существовали два королевства, Андрот и Ка’дра’суул. Однажды Сарлаку, правителю второго королевства, стало скучно, и решил он собрать армию монстров и пойти войной на соседей. Результат превзошёл все ожидания – враги быстро сдались. Король, чтобы у его народа осталась хоть какая-то надежда на спасение, просит своего мага отправить сына на Землю. Королевство Андрот было захвачено, правитель убит, а его подданные отныне проливают кровавый пот в гигантских шахтах. Спустя 20 лет наследник престола возмужал, сменил фамилию, отрастил волосы, стал носить дырявые джинсы и солнечные очки, а также научился орудовать бум-палкой. Самое время магу вернуть Кайла обратно, чтобы тот спас свой народ и свергнул Сарлака. В целом, ничего особенного по сегодняшним меркам, обычная история о мести героя убийце его отца, типичная адаптация сюжета «Гамлета», разве что без нескольких актов с размышлениями об оправданности этой мести в цивилизованном мире. Однако разработчики могли вообще не задумываться об истории, дать Блэкторну дробовик и указать на главного злодея, которого нужно победить.
В основном о происходящих событиях мы узнаём через катсцены, показываемые игроку при посещении новой зоны, также можно встретить важных квестовых персонажей, что заведут с Кайлом диалог, но ещё на локациях полно дружественных NPC, всегда готовых поговорить. Однако мы можем узнать о состоянии мира и через окружение. В тёмных шахтах одни рабы добывают руду, пока их погоняют хлыстом приспешники антагониста, другие привязаны к стене, причём некоторые давно померли, и скелеты никто убирать не собирается. На болотах, где без конца льёт дождь, можно увидеть повстанцев, что сражаются с предателями и орками, и им даже можно помочь. Безжизненная пустыня, где и находится соседнее королевство, полна опасностей, и местные хищные растения не щадят никого, даже орков Сарлака. Blizzard хотели создать мрачный и жестокий мир, и, как по мне, у них это получилось.
Мир выглядит не особо жизнерадостным. Везде используются тёмные цвета, ни в одной локации нет ни намёка на солнечный свет. Повсюду мрак, уныние и отчаяние. В целом, окружение выглядит приземлённо, да и персонажи не являются очередными карикатурами на человека. Чего уж говорить об анимациях, они прорисованы максимально реалистично. Дело в том, что Blizzard решили использовать ротоскопинг для придания движениям героя живости. Блэкторн делает шаг за шагом, медленно разворачивается, подпрыгивает, цепляется за уступ, подтягивается, встаёт с колен, достаёт из-за спины дробовик, стреляет, садится, совершает куворок, поднимается, убирает оружие, и всё это в целых 16 кадров. В той же The Lost Vikings упрощённая анимация персонажа в 5 кадров, движения очень быстрые и мультяшные. Кайл Блэкторн – это буквально принц с дробовиком, жаль, что не персидский. Хотя разработчики утверждают, что вдохновлялись игрой Flashback, в которую я, к сожалению, играл мало.
К проработке деталей Blizzard подошли с невероятной скрупулёзностью. Блэкторн и враги передёргивают цевьё своих помповых ружей после выстрела, из бум-палки вылетают использованные гильзы, после попадания по противнику видно кровь, окружение также реагирует на выстрелы. Если Кайл прыгнет в стену, то врежется в неё и упадёт, а когда поймает пулю, то его обязательно откинет назад. На локациях полно анимированных объектов вроде ярких факелов, стекающей воды подземных водопадов, капель бесконечного дождя, трясущихся на ветру веток засохших в пустыне растений. Да, когда-то картриджи, куда нельзя было записать даже гигабайт информации, содержали в себе игры, которые могут удивить и сегодня.
Звуки тоже постарались подобрать запоминающиеся. Их немного, в основном вы будете слышать всякие кряхтения Кайла, шум его шагов при беге, изредка взрывы от гранат, но, самое главное, выстрелы. Бубухают пушки знатно, и это, конечно, не дробовик из Trepang2, но для 2D-игры тех лет впечатляет. Когда получаешь автоматическое ружьё, звуковое сопровождение превращается в усладу для ушей. Музыки, к сожалению, мало, всего по одной теме на каждую зону, но она атмосферная. Порой возникает ощущение, словно слушаешь 16-битный рок, и композиция, играющая в шахтах, может продать вам Blackthorne. Обожаю саундтрек игр SNES. Стоит упомянуть, что существует версия игры на SEGA 32X, которая имеется в сборнике, и, поверьте, не нужно включать её OST – у меня чуть уши не свернулись в трубочку, когда я прослушал трек шахт. Хотя можете рискнуть, вкусы у всех разные. Существует ещё DOS-версия, но о ней ничего сказать не могу.
Думаю, пора перейти к главному блюду. Стоит поговорить об игровом процессе, который состоит из трёх элементов: платформинг, решение головоломок и бои. Как я уже говорил ранее, по сути, перед нами Принц Персии. Мы передвигаемся по экранам, поэтому всегда нужно быть осторожным при переходе на следующий, ведь нас может поджидать опасный враг или неожиданный обрыв. Кайл парень спортивный, он умеет карабкаться наверх, спускаться с уступа, приседать, кувыркаться, прыгать с места или на бегу. Прыжок контролировать в воздухе нельзя, придётся выучить расстояние, которое герой способен преодолеть. В целом, управлять принцем с дробовиком приятно, разве что придётся привыкнуть к некоторой его нерасторопности. Невероятно, но использование стика реализовано прекрасно, я сразу же забыл о крестовине. Часто на пути будут встречаться различные ловушки вроде бомб-паучков, взрывающихся ос, нажимных плит, вызывающих турели, плотоядных растений, да и обыкновенные пропасти никто не отменял, поэтому изучать локации приходится с осторожностью. Какой-то особой сложности в преодолении препятствий нет, если, конечно, не спешить. Бегает Блэкторн быстро, и вероятен шанс не успеть вовремя нажать кнопку для длинного прыжка – свалиться с уступа здесь легко. Подобное передвижение в «реалистичных» платформерах вроде Prince of Persia, Another World, Flashback и пр. скрывает в себе не только приятный челлендж для игрока, ведь если обучиться местному управлению, то можно виртуозно скакать от платформы к платформе, избегая стычек с врагами, но и неприятное неудобство. Особенно мерзко оно проявляет себя во время взаимодействия платформенной и квестовой составляющих игры.
Игра действительно порой напоминает квест. У Кайла есть ограниченный инвентарь, где он хранит бомбы с гранатами, лечилки, переносную лестницу и различные ключи. Важная вещь может как находиться у союзника или врага, так и просто лежать на земле. Нашли нужный предмет – смогли пройти дальше. Где-то нужно совмещать предметы и искать обходные пути, чтобы, к примеру, забрать использованный ключ и применить его для активации моста в другом месте. Бомбы полезны для уничтожения дверей и генераторов лазерного поля, а до некоторых из них можно добраться только при помощи управляемых ос-камикадзе. Что удобно, постоянно открывать инвентарь не нужно, список предметов можно листать при помощи левого и правого бамперов. Необходимо помнить, что предметы на локации ограничены, поэтому применять те же бомбы нужно с умом. Нечем взрывать генератор – что ж, рабы подождут спасения ещё 20 лет. Также нет смысла экономить ресурсы для следующего уровня – на новой локации герой опустошает свои карманы, чтобы ничего не мешало, а пароль сохраняет только ваше продвижение по сюжету. С одной стороны, обидно, с другой, если бы игрок мог накопить десяток ос, то прохождение уровня превратилось бы в поломанный спидран без деталей.
Порой встречаются нажимные плиты, которые на время открывают железные двери, и ещё нужно догадаться, что именно изменилось. Здесь платформинг проявляет себя во всей красе. В пустыне есть одна дверь, которая открывается плитой за несколько экранов от неё, и добраться туда непросто, ведь нужно прыгать по хрупкому мосту, а потом необходимо вовремя вернуться назад. Понимаете, Кайл хоть и подготовленный вояка, да и реагирует на нажатие кнопок быстро, но пока он разбежится, прыгнет, зацепится за край обрыва, встанет, пройдёт десять лет. А ещё нужно вовремя жать кнопки, ведь брать разбег приходится на одном экране, а перепрыгивать пропасть на другом. В один прекрасный момент я научился проходить это место идеально, но ещё в некоторых подобных секциях, где нужно быстро думать и моментально реагировать, персидская неповоротливость героя меня подводила. Некритично, но порой раздражение вызывало. Ещё могу отметить отсутствие визуальных подсказок в некоторых местах, где нужно взобраться наверх. Такое было всего пару раз, однако мне пришлось подпрыгивать на каждом шагу, чтобы понять, где же расположен уступ на другом экране.
Конечно, самое вкусное в Blackthorne – бои. Мне кажется, трудно испортить игру, где главный герой стреляет во врагов из дробовика, правда, если он звучит невыразительно, то, да, игра отстой, но здесь с этим проблем нет. Как ни странно, платформер от Blizzard не является типичным сайд-скроллером тех времён вроде Contra, где герой бежит вперёд и убивает всех прямо на ходу, изредка ложась на землю. Каждая битва здесь, скорее, мини-головоломка, и для её решения необходимо подловить врага и нанести урон, пока тот открыт для атаки. Разработчики придумали, вы не поверите, систему укрытий: нажимаете «вверх», и герой прислоняется к стене, в этот момент он полностью неуязвим. То же самое умеют и враги. Попробуете стрелять без остановки – враг тут же выйдет из укрытия и нанесёт вам урон. В игре несколько противников, к которым необходимо подобрать свой подход. Разноцветные орки стреляют из помпового ружья, и нужно успеть выстрелить в ответ, когда у них закончился боезапас, о чём можно понять по дёрганью цевья. Правда, со временем появятся враги с автоматическим дробовиком, и здесь вам поможет лишь паучье чутьё. Блэкторн, кстати, тоже получает апгрейды: некоторые персонажи повышают ему здоровье и дарят новое оружие. Если сначала мы носим с собой медленное помповое ружьё, то под конец получаем мощный автоматический дробовик с зажигательными патронами. Ещё орки любят двигаться навстречу Кайлу, чтобы хорошенько стукнуть прикладом, после чего герой отлетит назад, что очень неприятно звучит, если он находится на краю пропасти. Слабость орков в том, что они всегда смеются, если попали по вам – отличный момент для контратаки, если, конечно, Блэкторн ещё не помер. Огромные огры с хлыстом бьют вас на расстоянии, а убить их при помощи огнестрела, по-моему, невозможно. Люди с пистолетами постоянно стреляют в вас, поэтому мы атакуем сразу после вражеского выстрела, и это весьма непросто. Каменные солдаты маскируются под окружение и носятся по экрану в виде неуязвимого шара. Да, типов врагов мало, но когда вы встретите несколько орков, то это окажется настоящей проверкой ваших навыков, а если навстречу Кайлу выйдут разные противники… Это будет больно, поверьте. Конечно, во время сражения можно использовать гранаты, но на их активацию уходит время, поэтому, скорее всего, вы получите в грудь свинец, нежели воспользуетесь столь пленительным преимуществом, да и они могут понадобиться для уничтожения препятствий. А вот лечилки можно использовать даже в укрытии, что весьма полезно, правда, их очень мало. У меня возникло ощущение, что на некоторых уровнях можно обнаружить целую тележку медикаментов, на других их днём с огнём не отыскать – либо нужно находить секретные комнаты, либо в Blizzard работает сотрудник, который отвечает за плохой баланс в играх.
Игровой процесс получился весьма увлекательным и в меру трудным, он не успевает надоесть, ведь игра проходится за 6 часов, что для подобного линейного платформера немало времени. Есть лишь маленькое «но»: финальная часть игры. О, я обожаю этот геймдизайн 90-х, когда разработчики продолжали делать для консолей видеоигры, что на самом деле предназначены для игровых автоматов. Ну, вы знаете: тонна жирных врагов с плохо читаемыми хитбоксами, нечестные ловушки, противный платформинг, минимум лечилок и жизней у героя. Вы много прошли старых игр для NES или SEGA честно без использования паролей и быстрых сохранений эмулятора? Если наберётся больше пятидесяти – поздравляю, вы герой, можете взять с полки кружку с надписью «Я – настоящий геймер» и выпить успокоительное, чувствую, нервов вы потратили немало.
Разработчики Blackthorne тоже решили не отказываться от моды на переусложнение. Десятки бомб-паучков, что ходят парами по небольшой колонне, жирный орк на узкой платформе, длинные и глубокие ямы, каменные Соники, что крутятся рядом с вами у края пропасти, несколько противников подряд, не дающих выйти из укрытия, нажимные плиты, что отвечают как за открытие дверей, так и за включение турелей, лазерные препятствия, выключающиеся по своему желанию, а ещё лечебных зелий практически нет. Разработчики делают всё, чтобы вы продолжали играть. Я создавал быстрое сохранение перед каждым проблемным местом, и, нет, мне не стыдно. Разработчики раньше специально усложняли свои игры, чтобы их проходили месяцами, хотя на самом деле до финала можно добраться за пару часов, после чего игрок пошёл бы в магазин менять картридж. Нет, последние уровни не настолько сложные, как вся Super Mario Bros.: The Lost Levels, однако они длинные, и, вероятно, придётся потратить часы, чтобы в сотый раз дойти до места последней смерти и снова погибнуть. Спасибо, но у меня целая библиотека непройденных игр с более честным челленджем, да и вместо заучивания уровней, что станет причиной возникновения нелюбви к утомившей меня игре, я лучше перепройду оригинальный Ninja Gaiden 2 (2008) на другой сложности – это займёт намного меньше времени, пятая точка будет гореть примерно так же, а удовольствия от процесса я получу больше. И, вообще, разработчики сами разрешили использовать быстрые сейвы. Дают – бери. Если думаете иначе, то это ваше право. Я считаю, что каждый может играть, как ему нравится: хоть проходите игры на «сюжетной» сложности, хоть на бананах сражайтесь в файтингах по онлайну. Главное, чтобы другим не мешали.
То же касается финального и единственного босса в игре. Сарлак толстокожий и быстрый, он может телепортироваться прямо перед лицом медленного Кайла и сразу же атаковать, и предугадать, куда он ударит электричеством, сложно, а сверху каменные статуи плюются огнём, от которого нельзя уклониться. И я бы сказал, что это ужасный босс, но, нет, с определённой попытки понимаешь, что для победы нужно постоянно маневрировать и использовать все способности Блэкторна, и тогда ещё спустя несколько траев победа оказывается за игроком. Разработчики под конец игры проверяют навыки, полученные геймером, и это нормально. Да, это всё ещё неприятный противник, от чьих атак глаза лезут на затылок, а рука моментально летит ко лбу, но он проходимый. Могли сделать хотя бы пару таких боссов.
Что ж, какие можно выделить плюсы и минусы игры?
+ Проработанный сюжет по меркам платформера для SNES.
+ Неплохая графика.
+ Великолепная анимация.
+ Энергичный шестнадцатибитный саундтрек.
+ Увлекательный геймплей, совмещающий в себе элементы платформера, квеста и 2D-шутера.
+ Достойный челлендж.
+ Крутой герой с дробовиком.
+ Самые настоящие Blizzard’овские орки.
- Финальную часть игры чуть-чуть переусложнили.
- Кое-где бывает непонятно, за что цепляться, чтобы попасть на верхний экран.
- Иногда особенности местного управления становятся проблемой во время платформинга.
- Распределение лечилок на локациях немного дисбалансное.
- Всего один босс.
Несмотря на некоторые недостатки, могу сказать, что игра прошла проверку временем и дарит удовольствие от прохождения даже сегодня. К управлению, да, придётся привыкнуть, но это обычное дело при запуске старых игр. Переусложнённые моменты лечатся при помощи быстрых сейвов, так что не придётся перезапускать уровень, чтобы попытаться снова пройти непростое место. Отличный платформер от некогда великих людей.
Мне не хватает подобных маленьких игр от крупных студий. Игр, которые можно просто взять и пройти за несколько вечеров. Как бы не критиковали ту же Ubisoft, но она же выпустила неплохую адвенчуру о Первой мировой Valiant Hearts: The Great War, пошаговую Child of Light, где персонажи разговаривают стихами, великолепный платформер Rayman Legends, пару лет назад переиздала битэмап Scott Pilgrim vs. the World: The Game, сейчас разрабатывает метроидванию Prince of Persia: The Lost Crown, вроде как являющуюся своеобразным возвращением к корням, но после просмотра геймплейных трейлеров у меня возникло ощущение, что Юбики хотят сделать свой Metroid: Dread. И я надеюсь, что новый Принц окажется отличным. Подобные небольшие проекты делаются явно не для привлечения десятка миллионов игроков, поэтому обычно в них нет сезонников, 100+ часов унылых побочек, продвинутой онлайн-составляющей и пр., зато есть необычные идеи и, простите за пошлость, душа. А ещё лучше, когда они перерастают в крупные игры, которые делают не на остатки бюджета от онлайн-гриндилки. Дорогую игру в непопулярном среди масс жанре тоже надо уметь разрабатывать, поэтому я всегда рад, когда та же Activision внезапно вспоминает, что у неё есть права на Crash Bandicoot, и выпускает четвёртую часть, от которой все в восторге. В конце концов, не одними же инди-платформерами с пиксельной графикой питаться, иногда хочется чего-то большего. Недавно я написал отзыв о Banjo-Kazooie, и хоть игра имеет некоторые проблемы, что мешают наслаждаться ей, она мне понравилась. Студия Rare могла бы вспомнить об играх, что помогли обрести ей популярность, но вместо этого она лишь создаёт обновления к Sea of Thieves, хотя с деньгами Microsoft могла бы выпустить что-то дорогое и культовое, а не унылый перезапуск Battletoads. Кто вообще сейчас помнит о Rare? Очень жаль, что многие компании наплевательски относятся к своей же классике, сделавшей их великими. Радует, что Blizzard не забывает прошлого и переиздаёт старые игры, но я бы с радостью сыграл в новую The Lost Vikings или какой-нибудь платформер по Варкрафту. У фанатов нескончаемой войны есть же Warhammer 40,000: Shootas, Blood & Teef, почему бы не сделать нечто подобное во вселенной Warcraft, качественную небольшую игру, после прохождения которой геймеры скажут: «Да, это было неплохо, Близы ещё способны разрабатывать игры», — и попросят добавки? Думаю, этот вопрос останется без ответа.
Лучшие комментарии
Во, вот это мы с бородой сегодня, укутавшись в махровый халатец, охотно почитаем, ибо Blackthorne кажется довольно занимательным проектом. Она уже давно висит в нашем списке размером с Копенгаген под названием «Надо как-нибудь поиграть, хотя бы на пенсии. На крайняк, на смертном одре. Но обязательно надо»)
Ротоскопирование же.
Такой вариант тоже используют при указании названия метода. И, да, я тоже удивился, когда прочитал именно «ротоскопинг» в интервью.