Здравствуйте дамы, господа, товарищи и неопределившиеся.
Как всегда, сразу же сделаю небольшой дисклеймер. Здесь будут спойлеры к дополнению Каменные Сердца, думаю это и так понятно, но на всякий случай стоило предупредить.
Итак, Гюнтер о’Дим, обаятельный трикстер, сверхъестественное существо, путешественник, торговец, консультант, имеющий склонность к розыгрышам, заключению сомнительных сделок и объяснению кметам основ теории стоимости Адама Смита. Думаю, что сходство Гюнтера с Дьяволом, Мефистофелем, Воландом и всеми остальными обличиями Нечистого, с которыми обычно заключают сделки, лежит на самой поверхности. Тем более, что и само дополнение Каменные Сердца во многом основано на польской легенде о пане Твардовском. Происхождение которой, в свою очередь, принято связывать с преданиями о Фаусте, думаю, тут не надо пояснять почему.
Вообще, чародей Твардовский является героем множества преданий и мелких народных сказочных историй, однако, все они восходят к одной, можно сказать, исходной каноничной легенде, о сделке пана с чёртом. Итак, вкратце. Однажды, а именно когда-то в XVI веке, на холме Кшеменке близь Кракова, молодой пан Твардовский заключил договор с Врагом Рода Человеческого, шляхтич получал немалую силу, естественно в обмен на свою душу. Правда, в договоре был прописан один пункт, забрать причитающееся, Дьявол мог только тогда, когда Твардовский окажется в Риме. Естественно, сам колдун и не помышлял никогда даже приближаться к Вечному Городу.
Существует множество различных вариаций легенды и просто отдельных сказок, повествующих о том, чем занимался пан Твардовский на протяжении жизни, но все они всегда сводятся к одному финалу. Однажды, тем или иным образом, Твардовский оказывался в корчме, носившей громкое название «Рим», где его и настигал чёрт. Вариаций концовки легенды, также существует несколько, либо колдуна утаскивали в ад, либо тот в последний момент раскаивался, но и на небеса была ему дорога закрыта, и поэтому так и оставался он летать неприкаянным духом между небом и землей, что снова отсылает нас к мифу о дикой охоте, либо же, самый интересный для нас вариант, пана Твардовского в конце концов забрасывало на Луну, где он и пребывает в одиночестве по сей день, ожидая Страшного Суда.
Ну, вроде бы, про близость образа к дьяволу всё понятно. Однако, как признавались сами сценаристы CDPR, они не хотели делать типичного антагониста, выглядящего, как рогатый демон. Наоборот, создатели стремились чтобы Господин Зеркало казался совершенно обычным, непримечательным. Я понимаю, что сейчас-то уже все знают о том, что о’Дим – один из первых персонажей, которых мы вообще встречаем в оригинальной игре. Но признайтесь, когда Вы проходили игру в первый раз, возможно ещё даже до выхода самого дополнения, Вы ведь довольно быстро забывали торговца, предоставившего Геральту важную информацию. То есть при том, что, по сути, Гюнтер О’Дим, «крал» всю сцену в корчме, но довольно быстро выветривался из головы, стоило покинуть заведение. Ну то есть, именно этого и пытались достигнуть создатели Ведьмака.
И не в последнюю очередь помог им, внезапно, персонаж Джанкарло Эспозито из «Во все тяжкие». Честно говоря, когда я впервые прочёл, что одним из источников вдохновения, при создании Господина Зеркало, являлся Густаво Фринг, поначалу мне эта информация показалась, мягко говоря, сомнительной.
Однако, чем больше над этим задумываешься, тем, действительно, больше сходств начинаешь подмечать. То есть оба действительно, поначалу предстают как, довольно, непримечательные персонажи, оба скрывают истинную натуру, да, даже, первая сцена, в которой ведьмак встречает о’Дима, чем-то напоминает сцену с Уайтом и Фрингом.
Ещё одним источником вдохновения послужили и произведения Стивена Кинга, немало было позаимствовано от образа Лиланда Гонта, таинственного торговца, заключающего странные сделки и похищающего души. Ну и, конечно же, не надо забывать, про Уолтера о’Дима, понтяно, что было позаимствовано у него.
Однако, все о ком мы тут с вами говорили выше, персонажи хоть и похожие на Гюнтера о’Дима, всё же кое-что отличает последнего от них. Господин Зеркало, в большей степени трикстер, чем типичный мрачный антагонист (хотя об этом ещё поговорим дальше), что в некоторой степени, также роднит его с О. Джей. Грантом из «Трассы 60».
Но всё, о чём мы тут с вами говорили, всё-таки, довольно очевидно. Однако, как-то при разговоре Гюнтере о’Диме, да и в целом о Каменных Сердцах, все упускают ещё один источник вдохновения, явно повлиявший на создателей как персонажа, так и всего дополнения. И я сейчас говорю про Стеклянного Человека. Кто это такой? Ну давайте поподробнее.
Итак, вообще поначалу кажется, что все сходства с этим персонажем, заканчиваются только на общем прозвище. Да и вообще всё это только совпадение, мало ли кого ещё могут называть Стеклянным Человеком. Однако, когда начинаешь чуть больше вникать в эту тему, то понимаешь, что всё это не может быть простым совпадением и что Гюнтер о’Дим неслучайно носит то же прозвище, что один из персонажей сказки Вильгельма Гауфа «Холодное Сердце».
Вообще, обычно, как-то при разговоре о дополнении, как-то не упоминают, что в не меньшей степени, чем на легенде о пане Твардовском, Каменные Сердца также основаны и на знаменитом произведении Гауфа. И, скорее всего, потому что сами разработчики как-то забыли об этом рассказать, в том самом интервью, к перепечатыванию которого, обычно и сводятся все пояснения к Каменным Сердцам.
Так много ли общего между дополнением для Ведьмака и сказкой Гауфа? Хотя, на самом деле, нас интересует даже на оригинальное произведение, а экранизация 50-го года, снятая в ГДР. Кстати, это был цветной фильм, снятый в Восточной Германии, между прочим, он до сих пор смотрится довольно неплохо, наверное, в первую очередь, из-за отличной актёрской работы Лутца Мойка, сыгравшего Петера Монка. К слову, угадайте под каким названием фильм выходил в польском прокате.
Но, всё же, немного о самом содержании Холодного Сердца. Итак, сюжет сказки, как Вы возможно догадались, строится вокруг темы заключения сделки с потусторонней силой. Притом присутствую сразу два сверхъестественных существа, к которым по очереди обращается за помощью главный герой углежог Петер Монк. И тут как в той знаменитой загадке со стульями, каждый из вариантов с подвохом. То есть существует трикстер Стеклянный Человек, который может исполнить загаданное желание, но не упустит возможности подшутить. Например, одним из желаний Монка было всегда иметь при себе столько же денег, сколько и у его богатого земляка, лучшего азартного игрока в Шварцвальде Иезекиила. И Стеклянный Человек исполнил действительно исполнил это желание, то есть совершенно буквально, дословно. Стоило однажды самому Монку обыграть Иезекиила, как тут же он понял, что сделал это совершенно напрасно, поскольку теперь и сам остался без гроша. Впрочем, изначально, когда главный герой только загадывал свои желания, Стеклянный Человек ехидно подметил, что просьбы вышли такими себе, а сам Монк – дурак. Да и, вообще, лучше бы ему стоило пожелать себе побольше мозгов. Но в целом, не смотря на свою трикстерскую природу, Стеклянный Человек, выступает как персонаж, который, всё же, именно помогает главному герою.
Однако, присутствует в сказке и антагонистичная сила, которую представляет Михель-голландец. И вот его можно было бы назвать злодеем, но, вот только, по сути, сам он никакого зла на протяжении истории и не творит. Он только раздаёт подсказки, тем, кто в них нуждается, иногда слегка кого-то к чему-то подталкивает, либо же просто снабжает средствами.
Да и, в отличие от Стеклянного Человека, Михель не так требователен к тому, чьи желания он исполняет. Но вот только тут есть свой подвох, у него можно попросить что угодно, но только за это придётся заплатить. Если точнее, великан Михель вынет у просящего сердце и заменит его на каменное.
Ну, и как Вы скорее всего уже догадались, Гюнтер о’Дим позаимствовал черты сразу у обоих этих персонажей. Он трикстер, как и Стеклянный Человек, про само прозвище тоже уже говорилось, но, как и у Михеля, плата за услуги исполнителя желаний тоже, порой, бывает довольно высокой, да и, как великан из сказки, он так же склонен манипулировать людьми и вытаскивать из них на свет всё самое плохое.
Да и вообще, всё дополнение Каменные Сердца, многое позаимствовало из одноимённого фильма (напомню, что в Польше он выходил именно под таким названием), некоторые сцены, так вообще напрямую его цитируют.
Более того, даже в другом dlc Кровь и Вино, можно найти заимствования. Например, история того, как был проклят вихт, (кстати, как считают фанаты, к чему тоже приложил руку о’Дим), также напоминает один из фрагментов сказки.
Вот это уже, скорее всего, действительно совпадение, но не рассказать об этом не могу. Сам образ Гюнтера о’Дима, как по характеру, так и внешне, больше напоминает Михеля в исполнении Александра Калягина, уже из советской экранизации.
Итак, мы вроде бы, в целом, проследили чем вдохновлялись те, кто придумал Господина Зеркало. И пусть, порой эти источники были довольно неожиданны, но, надо сказать, что результат действительно вышел выше всяких похвал. Ведь надо помнить, что яркие запоминающиеся персонажи – это вообще одна из отличительных особенностей вселенной Ведьмака. То есть сценаристам CDPR, удалось создать персонажа, который, в каком-то смысле, даже затмил многих героев придуманных Сапковским. И даже, в каком-то смысле, Гюнтер о’Дим стал чуть ли не символом третьей части. Да, впрочем, смысл всё это Вам рассказывать? Ведь фанатская любовь к о’Диму – общеизвестный факт, и она вполне заслужена.
Хотя… вот тут мы подходим к одному довольно спорному моменту. Нет, мне тоже понравился Гюнтер о’Дим как персонаж, я тоже считаю его одним из самых больших достижений сценаристов CDPR, но только до одного момента, если конкретно вот до этого.
Ну, то есть… что это вообще такое было? Откуда это взялось? Ведь подобные действия вообще не в характере этого персонажа. Нет, я не говорю, что о’Дим не способен на убийство, но ведь то, что он делает выглядит как -то неизобретательно и, простите за такое слово, скучно. То есть, я вполне готов поверить, что если бы Господин Зеркало захотел кого-то убить, то сделал бы это как-нибудь с выдумкой, как тот же О. Джей. Грант.
Да и вообще, начиная с этого момента в корчме, характер Гюнтера о’Дима, как-то, вдруг, совершенно резко меняется. Он начинает проявлять довольно сдержанную, но всё же явную агрессию, угрожает, да и вообще ведёт себя совершенно иначе, чем раньше. И ладно бы, если бы нам на протяжении всего прохождения давали небольшие намёки на то, что истинная личность о’Дима несколько отличается от той, которую он демонстрирует окружающим, но ничего подобного не было. Более того, нам ещё, вдруг, буквально в самом конце сюжета дополнения нам упорно начинают навязывать образ о’Дима, как просто чистейшего, концентрированного зла, что вообще не характерно для вселенной Ведьмака.
И ведь, с сюжетной точки зрения, в этом даже ведь не было никакого смысла. Нет, то есть понятно, что разработчики хотели нас подтолкнуть в финале к определённому решению, но из-за этого, по сути, в конце истории нас ожидает выбор без выбора. Да, Ольгерд, мягко говоря, не самый лучший человек, но ведь Гюнтер о’Дим вообще воплощение зла. А ведь представьте, если бы не было всей то части с корчмой и прочим, и Стеклянный Человек просто оставался неким мистическим существом, со склонностью, к порой жестоким, но всё же розыгрышам, вот тогда в финале действительно пришлось бы крепко задуматься на чью же сторону встать.
Впрочем, если говорить в контексте всего дополнения, то, конечно, этот момент хоть немного и смазывает общее впечатление, но Каменные Сердца всё ещё остаются, наверное, лучшим, что вообще случалось с ведьмачей серий. И не в последнюю очередь благодаря харизме и таинственности Господина Зеркало, Стеклянного Человека или, просто, Гюнтера о’Дима.
Лучшие комментарии
MalamutИмхо, слишком много про фильм. Это сказка и герои соответствующие. В Гюнтере же в итоге намешали буквально всё — ближе всех Воланд, Фауст и Уолтер О’Дим (тут уже даже без намёков). На английском языке аббревиатура имени Гюнтера — G.O.D., а в карточке для Гвента сказано, что он «практически ровесник этого мира», что практически напрямую отсылает нас к Люциферу-Воланду. Имя Гюнтер означает «воин» плюс «война» (вечный борец… с чем? или с кем?)
Его нельзя убить, он никогда не лжет, может управлять временем, заключает договоры в обмен на… Ну, в общем, понятно. Кроме этого его прозвища — Господин Зеркало (отражение души и потаенных желаний), а вот Стеклянный человек — ниточка к «Волшебнику из страны Оз» (стеклянные кости и кожа дают ему особые способности, такие как неуязвимость и прозрачность). Стеклянный человек также может быть метафорой для того, кто скрывает свою истинную природу из-за страха быть разоблаченным (лишь заглянув в его прошлое, любопытствующие навсегда теряли зрение).
Понятно, что прообраз всё-таки дьявол, но не классический, а скорее Воланд (в игре даже прямая отсылка, когда Гюнтер называет себя консультантом)
Я обожаю это дополнение! Сюжет, персонажи, ситуации — всё выкручено на 110% от возможностей Проджектов.
Да, про все источники вдохновения я знал сильно задолго до появления этого блога, однако не могу не высказать автору своё почтение. Успехов в творчестве!
Мне не хватило именно лора этого персонажа в самой игре. Ну то есть, нам вроде как сказал тот слепой старец, что Гюнтер типа дьявол, но что он конкретно такое в мире ведьмака? Там же те же бесы и черты — это вполне реальные существа и монстры, вампиры — это отдельная раса. А кто такой Гюнтер? Есть ли такие же, как он? Он попал в мир в результате сопряжения сфер, как и все остальные? Или что? В мире Сапковского все существа имеют то или иное вполне объяснимое происхождение, а откуда там Гюнтер? На этот вопрос игра так полноценно и не ответила, увы
Просто блог, в основном, сконцентрирован именно на о'Диме, из-за чего, действительно, может быть связь сказки и дополнения не так очевидна. Но если рассматривать весь сюжет в целом, то станет понятно, что прозвище было именно у персонажа Гауфа позаимствовано. Поскольку и все остальные персонажи так же, во многом имеют свою прообразы из Холодного Сердца, Ольгерд — это Петер Монк, Ирис — Лизбет. Даже поместье Эвереков напоминает дом Монка из экранизации, особенно в одном моменте, когда Геральт видит как зимой Ольгерд оставил на улице умирать крестьян, пришедших просить у него помощи.
«Да, Ольгерд, мягко говоря, не самый лучший человек, но ведь Гюнтер о’Дим вообще воплощение зла. А ведь представьте, если бы не было всей то части с корчмой и прочим, и Стеклянный Человек просто оставался неким мистическим существом, со склонностью, к порой жестоким, но всё же розыгрышам, вот тогда в финале действительно пришлось бы крепко задуматься на чью же сторону встать».
А чего тут думать? На сторону О'Дима, конечно.
1) Ольгерд на 100% абсолютно заслуживает возмездие за все свои поступки, ни капли его не жалко. Напротив, глубоко возмущает его возможность выкрутиться за счет Геральта и не заплатить за всё дерьмо, из-за которого столько пострадало.
2)О'Дим исполнил контракт. Ольгерд должен платить, раз соглашался.
3)О'Дим действует в рамках своей природы. Обвинять его (аки большее зло) — это все равно, что обвинять смерч в том, что тот сносит все на своем пути.
Тогда как Ольгерд, как человек со свободой выбора, сам определяет степень черноты, на которую может пасть. И он та ещё мразь, пусть и харизматичная (как большинство персов Ведьмака 3). И каменное сердце тут следствие усиления морального падения, а не причина, которую можно списать на влияние О'Дима и умыть ручки.
Ни разу еще не передумала в концовке, даже сабли ради.
masticotТак ладно стесняюсь спросить но раз уж тут собрались специалисты
Почему Стеклянный человек? с зеркалом боль менее понятно, а стекло при чем?
Ответила вполне определённо. Дьявол как он есть, буквально. Существо древнее, жестокое и коварное. Сопряжение сфер? Да он свои миры по щелчку пальцем создаёт.