14 ноября 2023 14.11.23 6 2604

Что там с сюжетом? Прошел Spider-Man 2.

+16

ВВЕДЕНИЕ

Я надеюсь, что вы ознакомились с сюжетной компанией всех пауков от Insomniac перед прочтением этого блога. Хотя игра мне понравилась, здесь я постараюсь сформулировать все свои вопросы, касающиеся сюжета второй части. Поэтому тут полно спойлеров разной степени тяжести ко всем вышедшим играм в серии и особенно второй. Хотя, тяжело заспойлерить то, что ни к чему толком и не приводит, но обо всем по порядку.

Высоченные 90 баллов на metacritic от журналистов, 9.1 от пользователей, рекордные 2,5 миллионов копий продаж в день релиза. Оправдано ли все это?

Геймплейно? Да! Перед нами лучший не только игровой, но и кинотеатральный блокбастер года: дорогой, насыщенный, разнообразный, с минимальным порогом вхождения и раскрывается на вступлении.

Сюжетно? А вот здесь с оговорками. Вроде бы история логичная и без провисаний о принятии себя и прощении своих врагов (диалог Майлза с Ли какой получился-то!), но… твою мать давайте обо всем по порядку.

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ МАЙЛЗА

Изначально этот блок был разбит на несколько самостоятельных, но как они чувствуют себя безопасно и спокойно в рамках сюжетной линии Майлза, так и мы не будем их разделять.

Я понимаю, что вторая часть завершает линию Паркера и это, в первую очередь, его история. Он геройствует целых 10 лет, и такая подработка съедает все время. Личная жизнь трещит по швам, наука, благодаря которой Питер, может принести на много больше пользы обществу, чем финты на паутине и фотографии в местную газету, отодвинута на десятый план. Питер просто устал. И здесь как-никогда нужно сделать правильный выбор не только для города, но и для себя. Особенно сейчас, когда появляется более молодой и совершенный протеже. Поэтому практически все драматические и ключевые сцены достались именно нашему дружелюбному соседу-пауку. Это круто и это заслужено.

Прости, Песочный человек, но твое место в игре ограничено начальной миссий и поиском осколков.
Прости, Песочный человек, но твое место в игре ограничено начальной миссий и поиском осколков.

А что на счет Майлза? Ему не придумали хорошего сюжета. Формально это жажда отомстить Ли за смерть отца, которая съедает парня и из-за этого чуть не погибают мирные жители в круто поставленной сюжетной миссии. Да и его родные… а нет, у них все отлично! Мама переживает за сына, но всецело его поддерживает и вместе с ним помогает найти украденные инструменты для музея. У Генки тоже все отлично, и он всецело поддерживает Майлза. С глухонемой Хейли всё на столько отлично, что абсолютно всё ее окружение знает язык жестов, а благодаря своему таланту художника мы можем не переживать за ее будущее, да и глухота показана скорее как дискомфорт, чем реальная проблема. Это без сомнения важная тема, которой редко уделяется внимание в большом медиа и тем более в играх, и разработчики постарались уважительно подойти к вопросу (мне очень понравились анимации языка жестов, уверен, на них было потрачено очень много часов), но твою мать… недавно выходил замечательный фильм CODA, можно было за референс взять его, а не пытаться уважить абсолютно всех? И да, она тоже всецело поддерживает Майлза. Я понимаю почему так получилось. У нас история все-таки о Человеках-Пауках и такие шаги в сторону не должны перетягивать на себя внимание, да и как бы выглядели его друзья и мама, если все их проблемы может решить только Майлз? Но вы же сделали миссию за Хейли, где она просто ходит и рисует?

Как по итогу Майлз решает вопрос с Ли? Основная тема второй части — это прощение и принятие не только себя, но и своих врагов. Это ответ на вопрос — заслуживают ли злодеи право на второй шанс? Заслуживают ли герои право на второй шанс? Поэтому Моралес и Ли просто поговорят. Ли перевоспитывается, помогает паукам, а Паркер восхищается мастерством своего протеже, мол у него так никогда бы не получилось. Если так, то почему Мистерио и третьесортный Надгробие устроились работать в парк аттракционов, пауки на это типа никак не повлияли?

Ящер, а ты у нас будешь за Халка!
Ящер, а ты у нас будешь за Халка!

Моя главная претензия к сюжетной ветке паука-младшего заключается в том, что ему все дается очень легко. Либо он действительно совершенный Человек-паук, либо сценаристы на столько боялись кого-нибудь обидеть и не оказаться в тренде, что пошли по самому безопасному пути и не стали показывать, что у черного парня могут быть проблемы. Все развешанные в начале ружья стреляют вхолостую. При нажатии на курок вылетает флажок с надписью «BANG!» и больше ничего! Да, нам нужно показать, что парень вырос и готов взять защиту города единолично в свои руки. Но получается так, что пока Питер (и Питеру) рвет жопу, пытается наладить отношения с Эм Джей и косячит, пока Майлз показывает себя более зрелым и взрослым персонажем чем его наставник и не спеша решает свои личные проблемы, да так, что к концу игры успевает сшить новый костюм (конечно же за кадром, хотя можно было превратить в доп. задания по поиску расходников для этого нелепого костюма), на столько перед ним стояли сложные моральные дилеммы!

НА ВСЕХ ПАРАХ!

Так как структурно вторая часть повторяет первую, то и наследует от нее одну проблему с повествованием. Обе игры неторопливо разгоняются, презентуют главных героев, их место в сюжете и проблемы, которые перед ними стоят, а потом несутся к финишу на всех парах. Также нас знакомят с вроде-бы-главным злодеем, которого мы пытается остановить половину игры и скрытым настоящим-главным злодеем, который покажет себя только в финальной трети, с обязательным изменением ландшафта города согласно своим злобным планам. И к этой финальной трети есть вопросы. Она очень сильно торопится. Создается ощущение, что часа 3-4 сюжетного хронометража было выкинуто либо ужато до диалогов впроброс.

В первой части после того, как зловещая шестерка устроила темную Паркеру, игра на всех парах неслась к своему финалу. Я в этот момент испытывал бурю эмоций. От восторга и надежды, что сейчас каждого из злодеев мы будем выслеживать и отправлять обратно в тюрьму, до обиды, что все свелось к босс-рашу 3 по 2. После мы обновляем костюм и идем на финальную драку. Конец игры, очень эмоциональный, которому ты прощаешь все недостатки. После появляется второй паук, как затравка к сиквелу. Это все-таки первая игра Инсомниак о Человеке-Пауке, они же исправят все в сиквеле?

Во второй части после того, как Веном устроил темную Паркеру, игра на всех парах несется к своему финалу. Я в этот момент испытывал бурю эмоций, но еще не проводил параллелей. От восторга и переживаний, что любовь всей жизни главного героя превратилась в супер-злодея Крик и надежды, что сейчас череду миссий придется ее спасать, до обиды, что все свелось к драке за гаражами. Майлз обновляет костюм, и мы идем на финальную драку. После появляется еще один будущий паук, как затравка к триквелу. Кстати, что первое делает Эм Джей после того, как превращается обратно в человека? Правильно! Звонит в ненавистную газету и увольняется! Это первое, что сделал бы любой нормальный человек после того, как его телом и разумом завладел инопланетный симбиот. Ничего кроме уважения.

Чтобы сравнять пауков по способностям, Питеру приходится использовать протезы
Чтобы сравнять пауков по способностям, Питеру приходится использовать протезы

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СЮЖЕТА ЧЕЛОВЕК-ПАУК 2 ЭТО… ЧЕЛОВЕК-ПАУК 1?

Чем заканчивалась первая часть? Паркер видел, как на его глазах наставник и кумир превращается в злодея одержимого местью и, выпуская смертельный вирус, пытался убить не только Осборна, но и добрую половину города. Поэтому их финальный диалог буквально опустошал. Это было сильно. Это было жестко. Не каждый фильм о Пауке мог позволить себе закончиться на такой ноте. Но после нас ждал еще один удар. Выбор, между жизнью самого близкого человека и жителями города добивал окончательно. Личная трагедия Паркера эмоционально просто улетала в космос.

Самостоятельное дополнение про Майлза шло примерно схожей дорогой, но с меньшим размахом. Близкий главному герою человек жертвует своей жизнью, чтобы спасти людей. Личная трагедия Моралеса эмоционально… просто летала на приемлемой высоте?

Чем заканчивалась сюжетная линия Паркера во второй части? Майлз помогает Питеру избавиться от черного костюма (раз!), с помощью Ли помогает Питеру пробудить силы анти-Венома (два!) чтобы оригинальный Человек-Паук подошел в лучшей форме к охренительному (действительно охренительному) замесу с Веномом-Гарри. После окончания изнуряющей битвы на руках Паркера остается бездыханное тело лучшего друга, которого он не смог убере… стоп! У нас два раза подряд умирает близкий главного героя, разве это не будет самоповтором? Конечно будет, подумали разработчики и вспомнили, что тема игры не утрата близкого человека, а прощение и принятие врагов, поэтому у нас есть Майлз, который ОКАЗЫВАЕТСЯ решил подработать ходячей реанимацией. Первый раз за игру (напомните мне, если нет и я буду рад ошибаться), откуда не возьмись, просто так, с первого раза касанием к груди и ура, все получилось! В нашей игре не будет трупа в конце! Личная трагедия Паркера… прыгает на батуте? А Майлза? Да не, у него, итак, все отлично!

Почему не сделать акцента на реанимационной способности раньше? Да, формально он мог ей воспользоваться в любой момент, но откуда нам об этом знать? Эта способность просто появилась из неоткуда. Майлз в очередной раз (три!) спасает Паркера. Возможно, это было нужно чтобы показать его рост и готовность стать главным пауком Нью-Йорка, а Паркеру спокойно уйти на заслуженную пенсию? Возможно. Но есть масса примеров, когда too old for this shit было показано интереснее.

А в первой части также проговаривалось, что у Стервятника от использования ранца появился рак, так же как и у Крейвена, еще одно совпадение?
А в первой части также проговаривалось, что у Стервятника от использования ранца появился рак, так же как и у Крейвена, еще одно совпадение?

Этот финальный твист и всесильность Майлза убивают все напряжение второй части. Все ставки моментально сводятся на нет. Если разработчики не знают, как решить какую-либо проблему, то просто затыкают ее Майлзом делая Питера абсолютно беспомощным в большинстве вопросов. Такая должна быть передача эстафеты новым поколениям героев? Мне кажется, что нет.

ИТОГ

Уверен, что большинство придирок к сюжету являются таковыми только для меня. Это все еще эпичный аттракцион с очень высокой плотностью событий и отличным геймплеем. Здесь все еще отличные передвижения на паутине. Здесь все еще отличная боевая система и сторонние активности, которых по ощущениям стало меньше, но при этом они стали на много разнообразнее. Здесь все еще отлично поставленные масштабные сюжетные миссии, которые могут уткнуть за пояс большинство современных игр. Отлично поставленные миссии, но не их наполнение.

После финальных титров, когда появляется время подумать и собрать в кучу увиденное, вопросы возникают сами собой. Вроде вот они, высокие ставки, да и разработчики не стесняются окончательно убивать как близких главных героев (относится к серии в целом), так и злодеев… но почему все вышло каким-то беззубым? Почему рост и взросление Майлза показано за счет беспомощности Питера? Почему многие убийства ключевых злодеев Крейвеном показаны за кадром (пока мы будем летать за коршунами из Horizon)? Почему Осборн, зная в каком состоянии находится Гарри без симбиота начинает винить паука в том, что его сын впадает в кому без симбиота? Почему структурно это та же игра, что и в 2018 году?

Гарри, эта черная штука совершенна безопасна!
Гарри, эта черная штука совершенна безопасна!

Мне хочется провести еще не один десяток часов в этой игре. Просто летать по городу, выполнять сгенерированные квесты, да и выбить все ачивки. Мне хочется провести еще не один десяток часов в этой игре, но не в его сюжете.

Следующим, кого Insomniac перенесут на экраны будет Росомаха. Разработчики обещают рейтинг R, никакого открытого мира и бОльшую концентрацию на истории главного героя. Я очень надеюсь, что оправдание рейтинга R будет заключаться не только в реках крови и расчленки, но и исследуемых темах. Человек-паук 2 показал, что с постановкой у авторов нет никаких проблем. Удастся ли им выдержать сюжет на таком же высоком уровне возможно узнаем в следующем году, а пока я пошел добивать самую легкую платину на PlayStation.


Spider-Man: Miles Morales

Платформы
PC | PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
12 ноября 2020
2.5K
3.7
1 506 оценок
Моя оценка

Marvel's Spider-Man 2

Платформы
PC | PS5
Жанры
Дата выхода
20 октября 2023
1.7K
4.0
552 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

На самом деле относительно Моралеса и Паркера авторы провернули довольно дешевый и при этом очень распространенный трюк. Как заставить аудиторию полюбить нового персонажа? Конечно, можно запариться, продумать его историю, придумать ему какие-то внутренние конфликты, личные проблемы и недостатки, взаимодействие со старыми персонажами… ИЛИ давайте сделаем нового персонажа тупо сильнее/умнее/удачливее/*вставить нужное*, а старых наоборот заставим неистово фейлить, чтобы новый персонаж выглядел на их фоне еще круче. В идеале нужно чтобы новый персонаж вообще отмудохал старых, ибо вы ДОЛЖНЫ любить нового.

И ведь на самом деле Паркер во 2-ой части показан каким-то максимально жалким, который ничего не может без Мэри Джейн и Майлза, что он не забывает постоянно проговаривать и подчеркивать, да и игра время от времени косвенно или напрямую напомнит какой же Питер Паркер все таки лох. А с другой есть Майлз, который и сильный, а концу игры вообще превращается в сраного бога молний, и умный, и мудрый и проблемы решает (хотя проблемы у него всего две: не получается написать эссе для поступления и за батю отомстить хочется), и от мести Ли отказывается и даже ставит его на путь исправления, и супергеройство с личной жизнью совмещает. Ну просто молодец, даже поругать не за что.

Блин, практически со всем согласен. Уже второй блог такой, походу свой мне писать нет смысла, ибо отличий совсем не будет))

Пиши, все равно будет интересно прочитать)

Я после публикации своего увидел блог Nuhm и понял, что он со мной также срезанировал)

Тем и обидней, что идеи то были хорошие заложены, но сделай моменты тоньше, а не все топорно и наглядно, получилась бы история минимум не хуже первой части!

Читай также