9 ноября 2023 9.11.23 4 1406

Fatal Frame 4: симулятор сбора кукол или отличный хоррор?

+16

Платформа: XSS

Сложность: Средняя

Время прохождения: 16 часов 41 минута (взято из статистики Xbox)

«Куклы. Куклы повсюду.»
Базз Лайтер, «История игрушек 2»

Серьёзно, 79 кукол. Это конечно, не 243 головоломки Нигмы, чей сбор меня, кстати, никогда не тяготил, и я бы не заострял на этом внимания, не засунь их разрабы в каждую, буквально в каждую комнату. Если куклы не встречаются в очередном коридоре, то либо программисты забыли их разместить, либо вы их ещё не обнаружили. Чем дальше продвигаешься, тем изобретательнее куклы спрятаны, из-за чего с огромным азартом продолжаешь их искать, однако порой это утомляет. А ещё в самом первом прохождении за 100000 очков можно приобрести альбом с информацией о ещё не найденных коллекционках, и набрать столько валюты получится примерно к 3-4 главе. Сверяться с ним начинаешь постоянно, в каждой комнате сидишь по несколько минут, пока не обнаружишь эту насмехающуюся мордочку. Для человека, что обожает метроидвании и платформеры, где жизненно необходимо собрать каждый предмет и обнаружить все спрятанные collectables, ненайденная секретка приносит настоящую боль, а альбом ещё и напомнит, где и что было пропущено. Да кто в здравом уме будет их пропускать, ведь иначе не получить новые костюмчики! Однако подобные подсказки нужно давать игроку на повторном прохождении и желательно за крупную цену, или же нужно уменьшить количество кукол, чтобы их было примерно столько, сколько фигурок мистера Енота в ремейке Resident Evil 2, т. е. всего ничего. На самом деле, меня быстро посетила мысль, что надо забить на их поиск, но, к сожалению, я был быстрее. Не повторяйте моих ошибок: оставьте обнаружение кукол на повторное прохождение и просто наслаждайтесь игрой, а если она не зайдёт, то тем более не тратьте на это время.

Проходил я переиздание, что игравшие в оригинал уже поняли по наличию альбома, которого не было раньше, и стоит Fatal Frame: Mask of the Lunar Eclipse почти фуллпрайс, а полное издание с фансервисными костюмчиками ещё дороже. Спасибо, что нет отдельного платного пака скинов. У меня есть только один вопрос к переизданию: «Что, чёрт возьми, с графикой?»

Нет, я понимаю, что игра вышла на слабенькой Wii, да и PS1-like графика создаёт эффект зловещей долины (возможно, поэтому золотой век хорроров произошёл в эпоху консолей пятого поколения, а инди-разрабы активно эксплуатируют такой стиль), однако у нас есть графонистые красавицы, за которых мы играем, и в них, наверное, полигонов и текстур больше, чем во всём окружении локаций. Похоже, весь бюджет ушёл на физику груди. Узнаю почерк Koei Tecmo. Кстати, где новая Dead or Alive? Ну, да, зачем она нужна, когда скины в какой-нибудь Xtreme Venus Vacation продадутся лучше. О новой Ninja Gaiden я и мечтать не смею…

Игра Koei Tecmo и без купальников?
Игра Koei Tecmo и без купальников?

Впрочем, если забыть, что это переиздание, то подобная корявенькая и неестественная графика для ужастика только в плюс. Возможно, так и задумывалось, но есть у меня подозрения, что разрабы забили на разрешение текстур. Кто их рассматривать будет, у игроков есть анимешные тяночки.

К звуковой составляющей вопросов не имею: саундтрек неестественный и мистический, больше напоминающий набор звуков в заброшенной лечебнице с призраками, где и происходят события игры, а в некоторых неприятных местах и во время сражений музыка звучит как быстро надвигающийся хаотический поток безумия, от которого нигде не спрятаться. Осколки хрустят под ногами, лестницы и двери неприятно скрипят, камера выразительно щёлкает во время битвы. Призраки периодически зловеще шепчут и воют, а также неприятно верещат от боли после сделанного снимка. Особое впечатление на меня произвела секретная комната с обвязанной нитками кроватью, где всё время не то кашляет, не то что-то из себя исторгает невидимая женщина. Жуть. Играть в наушниках и ночью одно удовольствие. Собственно, а как ещё играть в хорроры? Что же до озвучки: ну, анимешные тяночки и в Японии анимешные тяночки, да и нечасто они разговаривают. Английского дубляжа, как я понял, нет, если это кому-то интересно.

Играем мы, кстати, за трёх персонажей.

Знакомьтесь, Choshiro Kirishima, Ruka Minazuki, Misaki Asou. Там ещё есть Madoka Tsukimori, но будем считать, что её не существует, т. к. за неё можно поиграть только в прологе.

Итак, некогда на одном острове проводили некий ритуал, во время которого, естественно, всё пошло не по плану, из-за чего все жители помрут в ужасных муках. Киришиме, когда он ещё был полицейским, удалось спасти в пещерах местной лечебницы пять девочек, потерявших память. Спустя несколько лет две из них погибают в загадочных обстоятельствах, и оставшиеся девушки думают, что это как-то связано с их детством, поэтому они решают вернуться на заброшенный остров, восстановить пропавшие воспоминания и попытаться избежать гибели. Ещё здесь оказывается детектив, который преследует одного из виновных в произошедших событиях. Во время изучения тайн острова мы узнаём истории его жителей, а также больных неким синдромом лунного света, который, нетрудно догадаться, как-то связан с тем, что здесь произошло. Сюжет не назвать невероятно увлекательным, особенно когда большая его часть подаётся через записки, ещё учитывайте, что это японская игра, и со всеми этими Асками, Рей и Мисато разобраться, кто там кому отец-мать-дочь-подруга непросто, тем более видишь этих персонажей редко, а зовут их по имени раз в 10 лет. Однако история не ощущается написанной для галочки. У героев есть оправданная мотивация для нахождения в опасном для жизни месте, некоторые сюжетные повороты могут даже удивить, да и сценаристу в полной мере удалось погрузить меня в атмосферу японского ужаса.

А ужас здесь непосредственно связан с геймплеем, который состоит из нескольких частей. На первом месте находится исследование локаций. В Project Zero 4 можно контролировать свет от фонаря и подсвечивать предметы, как в RE: Revelations 2, а поможет игроку в поисках синяя лампочка в углу экрана, что работает по принципу «горячо-холодно». Находку нужно поднимать медленно, ведь героиню может схватить чья-то рука, и, к счастью, это рандом, а не скрипт, так что при перезагрузке пройденного этапа в том месте, где ранее ничего не было, игрока может поджидать ловушка. К сожалению или нет, подобное происходило нечасто. Из предметов могут встретиться улучшения и «боеприпасы» для камеры, лечилки, записки и различные камушки, что позволят прокачать «оружие».

Ходим по особняку, собираем ключевые предметы, стандартная ситуация. Да, именно ходим. У героев нет бега, только клавиша спортивной ходьбы. У меня нет с этим больших проблем, всё-таки перед нами хоррор, в котором разработчики постарались в первую очередь образовать атмосферу ужаса, а бои занимают не так много времени, да и девушки, может, боятся здесь бегать, но даже детектив старается не превышать скорость больше половины метра в час. Я уже чуть-чуть поиграл в следующую часть, и самое забавное в том, что там герои бегают в разы быстрее. Мне кажется, здесь персонажей замедлили для того, чтобы игрок не пропустил чего-то важного, а во время боёв с медленными призраками не носился, как ненормальный, по маленькой комнатке. Также надо учитывать управление Wii, возможно, тестеры постоянно врезались в стены, локации всё-таки узкие. А ещё это позволяет растянуть хронометраж игры, но не будем об этом. В общем, типичные условности ужастиков, однако я прекрасно понимаю тех, кому игра кажется медленной. Кстати, об условностях. В один момент мне путь преградила… инвалидная коляска, которую нельзя передвинуть.

Мне это как-то нужно комментировать?
Мне это как-то нужно комментировать?

Далее идёт решение головоломок. Это мы одобряем, люблю поломать голову в подобных ужастиках. Их немного, иногда нужно сфотографировать закрытый проход, чтобы узнать, где находится ключ, этакая задачка на внимательность и память, обнаружите ли вы нужное место или нет. Иногда встречается мини-игра на реакцию, связанная с мелодией, что мы всё прохождение пытаемся вспомнить. Где-то нужно подобрать код, где-то шестерёнки покрутить, в общем, ничего особенного, но хоть немного подумать придётся. А вот без пятнашек игра хуже не стала бы (как ни странно, решил быстро).

Следом идёт чтение записок. Это мы одобряем частично. Я понимаю, что в хоррорах, где ты большую часть проводишь в одиночестве, сложно иначе рассказать историю и подать лор, но постоянно читать по 6-7 страниц газетных заметок или сухих записей в дневнике доктора не очень увлекательно, особенно когда их приходится переводить. Да, локализации на консолях нет, ничего необычного для переиздания. Мой английский не настолько хорош, это не Persona 5 или Ai: The Somnium Files, где диалоги не особо сложные, да и почти всё озвучено, так что о смысле сказанного можно догадаться по интонации, или же вспомнятся схожие фразы, которые слышал много раз в других играх или фильмах. Бывало, первую страницу я спокойно переводил сам, а на второй слова сливались в месиво, ничего не понятно, и приходилось брать с полки словарь и включать онлайн-переводчик, а после ещё и проверять в интернете, так ли я понял сюжет. Но, как говорится, хочешь играть, умей и игры переводить, иначе придётся годами ждать фанатские переводы к играм, который твой ПК уже не тянет. И, да, вероятно, это только моя проблема, но если честно, чтиво не особо увлекательное, иногда я просто скипал написанное. Можно было, к примеру, через наблюдение за призраками показать, чем они занимались в прошлой жизни, дать возможность героям увидеть прошлое этого места в виде галлюцинаций, причём такое случается во время катсцен. В общем, я предпочту что-нибудь почитать в играх, более подходящих к такому времяпровождению, как, например, изометрические RPG, новеллы и квесты, а в подобных хоррорах от третьего лица дайте мне нормальную постановку, желательно такую, чтоб от страха сердце замирало.

Ну, и последнее — сражения с призраками, конечно же. Камеру Обскуры нам не для красоты дали, это полноценное фоторужьё. Переходим в режим фотографирования, ищем противника, что постоянно исчезает, щёлкаем. Чем ближе враг, чем дольше он в фокусе, тем больше урон, а если сделать фото во время вражеской атаки, то можно выполнить серию «выстрелов». Для особо настырных призраков нужно использовать спецэффекты линз, к примеру, замедление, и мощную плёнку. Хорошо сражаетесь — получаете много очков, на которые можно приобрести у точек сохранения лечилки, плёнку, ненавистный альбом с куклами, модификации камеры и костюмы с аксессуарами. Хотите кошачьи ушки — без проблем.

У детектива, кстати, есть только фонарик Алана Вейка, с помощью которого он ослепляет призраков, и геймплей за него немного отличается. Во-первых, сражения происходят не от первого, а от третьего лица. Во-вторых, для усиления «выстрела» нужно не держать врага в фокусе, а потом нажимать на кнопку – надо её удерживать и отпускать в подходящий момент. В-третьих, у героя нет разных плёнок, фонарик сам по себе мощный, зато есть восстанавливаемые заряды. Сделали слишком много вспышек, а призраки ещё не исчезли — считайте, что вы остались без средства самообороны, ждите регенерации «боеприпаса». В-четвёртых, на него практически всегда нападают несколько противников. Одна проблема: эпизодов с детективом слишком мало.

Не скажу, что бои особо сложные, а противники блещут разнообразием (сколько раз нам нужно победить медсестёр? Сорок два? Как же это бессмысленно), но когда находишься в запертой спальне с какой-нибудь хихикающей маленькой девоч… Так, звучит не очень, подождите… В наполненной гробами комнате с жуткой женщиной в траурном костюме, не желающей покидать этот свет даже после десятка использованных снимков, или же если противников несколько, то напрячься придётся. Не раз я вздрагивал, когда поворачивал камеру, а враг уже оказывался передо мной и атаковал. Ух, как же хорошо, если не ощущаешь комфорта в хорроре! Порой в бою встречаются интересные индивиды: один атакует только с потолка, второй постоянно уклоняется и обладает дальними атаками, третий может ослепить и т. д. К сожалению, в игре много заурядных призраков, что только и делают, как упрямо прут на тебя. Хочется, чтобы каждый враг выделялся необычными способностями.

В целом, сражения не сильно поменялись в сравнении с первой частью, они вполне способны и развлечь, и напугать, разве что обнаружить врагов стало проще, спасибо детектору наверху экрана. И он мне не нравится.

Во время изучения особняка мы можем наткнуться на неагрессивных призраков, которых можно и даже нужно сфотографировать, правда, долго они ждать не будут. И проблема в том, что практически каждым паранормальным явлением игроку тычут прямо в лицо. Идёшь по коридору, внезапно у тебя отбирают управление, камера показывает призрака, а детектор направление. Игра прямо-таки кричит: «Смотри, там появился призрак! Сейчас я верну управление, успей запечатлеть его на камеру!» Причём порой хватает просто нажать кнопку камеры, и героиня автоматически поворачивается к призраку. Это удобно для тех, кто собирается заполнить всю внутреннюю энциклопедию паранормальщины, однако такой подход убивает челлендж и чувство беспомощности в особняке, наполненном агрессивными призраками, что живут по своим законам, зато возникает ощущение, что меня ведут под ручку. Да, некоторые подобные появления могут заставить игрока вздрогнуть, однако к подобному постепенно привыкаешь.

Я пару лет назад играл в первую часть, забросил почти в начале, наверное, отвлёкся на новые релизы, но специально перед написанием этого текста посмотрел около часа прохождения первой части на Ютубе и немного поглядел на вторую и третью, и, нет, там это сделано иначе. Да, иногда бывает, что игра всеми силами сигнализирует о появлении призрака, но чаще всего они возникают где-то на границе экрана, а затем исчезают спустя пару секунд. Кто-то просто стоит вдалеке, и не факт, что сразу заметишь этого призрака, кто-то неожиданно промчится перед игроком, хорошенько пугая его. Успел сфотографировать — молодец, не успел — реагируй быстрее. Большую роль в создании страха и эффекта неожиданности выполняет фиксированная камера — заходишь в новую комнату, а там — раз! — в углу мелькает белый силуэт, быстро исчезающий за экраном. И никто не отбирает управление, никаких детекторов расположения угрозы, только кристалл из Thief, что ярко светится при приближении чего-то потустороннего, и сопровождающие возникновение призрака тревожные звуки. Кто бы что ни говорил про архаичность фиксированной камеры сегодня, но она отлично подходит для хорроров, чтобы пугать внезапным появлением противника и держать в напряжении из-за невозможности узнать, что ждёт тебя впереди.

Да, подобное встречается и в MotLE, однако разрабы слишком часто прибегают к описанному мной приёму. Я понимаю, что в бою действительно неудобно без детектора. Я понимаю, когда разработчики фокусируют внимание игрока на призраках, что направляют его по сюжету, но такое бывает при исследовании локаций и после прочтения записок. Нет, не так. Особенно после прочтения записок. Возможно, дело в новой камере за спиной героя, поэтому разработчики боялись, что игроки вообще ничего не заметят, или же так сделано в угоду новой аудитории, всё-таки консоль другая, ещё и управление необычное. Плохим это решение не назову, вероятно, других игроков всё устраивает, но, повторюсь, мне такое не нравится. Хочется больше контроля над своими действиями. Если я не успел сфотографивать призрака — так мне и надо. Возможно, на Сыче, если играть с гироскопом, я бы, наоборот, восхвалял эту механику.

Ладно, не буду заканчивать на негативе. Чего ещё хорошего найдётся? Игра реиграбельна. У каждой девушки тонна костюмов и аксессуаров; постепенно появляются новые примочки для фотоаппарата, без того же сенсора вряд ли найти всех секретных призраков; по всей игре спрятаны КУКЛЫ, которые не так-то просто собрать с первого раза; есть разные уровни сложности; открываются миссии-челленджи. Заняться есть чем, как минимум ещё пару прохождений точно. Для любителей поделать скриншоты завезли фоторежим.

Что мы имеем по итогу:

+ Атмосфера японского ужастика

+ Красивые японские тяночки, которых можно переодевать

+ Классический представитель Survival Horror без пряток в шкафах, а это всегда плюс

+ FF4 — настоящая мечта для любителей пылесосить игры на 100%

+ Реиграбельность

+ Неплохие сражения

— Мало уникальных противников

— Слишком много записок

— ХОДЬБА

— Разработчики оказуалили обнаружение неагрессивных призраков

— Для переиздания графика ужасна

Не то чтобы этот блог вообще нужен, но после прохождения мне почему-то захотелось высказаться насчёт этой игры, в особенности из-за кукол.

В целом, я доволен. Прикоснулся к классической серии игр, прошёл очередной японский хоррор, получил немало эмоций во время сражений и при изучении особо жутких мест. Да, игра не идеальна, не всё мне понравилось, но и плохой назвать её у меня язык не повернётся. Возможно, позже вернусь к эмулям, чтобы пройти трилогию с PS2, а пока буду пробовать Maiden of Black Water на Сычевальне. С гироскопом опыт прохождения должен оказаться как минимум необычным.


Fatal Frame 4: Mask of the Lunar Eclipse

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | WII | NSW
Жанр
Дата выхода
31 июля 2008
105
3.6
31 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Как раз прохожу Maiden of Black Water. 19 часов на 10 глав из 16-ти, и всё потому, что разработчики очень любят юзать в разных «дропах» одни и те же локации целиком, а они здесь, стоит отметить, вообще не маленькие. Притом игра как всегда поощряет эксплоринг всё теми же расходниками, записками и пресловутыми исчезающими призраками, и расходники лучше не пропускать, потому что количество конфронтаций с агрессивными духами ощутимо подросло. В итоге местный геймплей порой начинает раздражать, когда в некоторых обширный локах на игрока каждые пять метров аггрится жаждущий откусить его жопу призрак, а то и не один. Затопленное кладбище, я смотрю на тебя.

Предыдущие игры мне видятся сильно лучшими частями, нежели последняя, но это не значит, что Maiden of Black Water плоха. Просто стоило бы её подсократить часов на семь, подрезать количество сражений и бэктрекинг.

Да, тоже сейчас прохожу MoBW, о ней мне есть чего сказать как хорошего, так и плохого. Мб, ещë блог напишу.

Ну-с, хотя бы один благодарный читатель у вас уже есть, будет интересно обсудить игру с человеком, прошедшим её. В моём окружении таковых покаместь не наблюдается.

FF IV-V не отличные хорроры. Самые настоящие проходняки. Отличными были FF I-III, и жуть, и сюжет — всё в них хорошо. Даже графика (учитывая что выходили на PS2 в бородатых годах) — хороша. А в последних 2-х даже управление какое-то вязкое.

Кстати FF I-III прекрасно работают на PCSX2 в разрешении вплоть до 5К, с 16Х АА, под все части можно найти HD-4K текстуры. Крайне рекомендую их к прохождению именно в такой комбинации — затягивает жутко.

Читай также