28 октября 2023 28.10.23 45 1836

Мысли о серии Legacy of Kain. Часть II. Душевная диета.

+24
«Я бы выбрал забвение вместо такого существования»

Итак, после успеха первой части у Silicon Knights отняли права на серию. Изначально вообще не планировалось продолжения для старого доброго Каина, вместо этого задумывалась антология под общим названием Blood Omen. Каждая часть не была бы связана с предыдущей, отличались сеттинг, герой, и жанр. Однако, издатель решил, что история про вампиров имеет куда больше перспектив и отсудила серию у её создателей. Вместе с Legacy of Kain издатель получил так же ранние наработки для игры под рабочим названием Shifter, в которой главный герой мог бы перемещаться между двух измерений. И как раз из этих наработок выросла следующая игра серии, под названием…

Этот текст, как вы могли догадаться по названию, является второй частью мыслей скромного автора о серии. Для лучшего понимания истории падшего вампира, советую вам для начала ознакомиться с похождениями его мучителя. Остальным же хочу напомнить — это не история серии, да и полноценным обзором я сей текст назвать не посмею. Ошибки в орфографии, логике и лоре можете описать в комментариях, я буду только благодарен. Приятного вам чтения.

В этот раз ей занимались Crystal Dynamics, издатели первой части. Одной из главных людей в новой команде стала Эми Хеннинг, которая изменила историю развития всей серии. Релиз же проекта состоялся в 1999 году. Геймплейных изменений тут хватает, так что рассмотрим их в конце, мой понимающий читатель. А пока погрузимся в историю…

Итак, Каин отказался от жертвы и обрек весь Носгот на медленную гибель…, а потом ускорил её, сотворив себе шесть лейтенантов и основав империю вампиров. Спустя тысячу лет люди практически полностью истреблены, лейтенанты основали свои кланы и разделили между собой весь Носгот. Проблема с солнцем была решена довольно просто — вампиры затмили его свет, построив огромные печи. Всё шло неплохо, империя процветала, пока самый первый и любимый «сын» Каина, Разиэль, не эволюционировал быстрее своего создателя и отрастил крылья, что не понравилось старому вампиру и он решил проблему привычным способом — вырвал кости из крыльев первого лейтенанта и приказал сбросить Разиэля в Озеро Мёртвых.

Крылья не особо впечатляют

После такого падения Разиэль погиб, а тело его было искалечено. Но, спустя ещё огромное количество лет, необычное создание, назвавшее себя Старшим Богом, воскрешает блудного сына Каина и делает из него своего агента — Похитителя Душ. Отныне жажда крови сменилась иным голодом… Разиэль может свободно (почти) перемещаться из материального мира в спектральный и обратно. Но зачем Богу делать это? Всё просто: Старший Бог — недвижимый центр колеса жизни и перерождений. Каждый является частью этого колеса, но вампиры… они… ну, как бы… относительно бессмертны, поэтому нарушают естественный баланс, а виноват в этом сам Каин, предавший нашего нового главного героя. И теперь Разиэлю нужно вернуться в мир живых, найти бывшего хозяина и уничтожить его, восстановив равновесие (да, опять равновесие).

Но, вернувшись в Носгот, Разиэль видит мир в агонии, разрываемый природными бедствиями. Кланы его братьев превратились в ещё больших монстров, а его собственный был уничтожен. Даже Святилище Кланов превратилось в развалины! И именно в этих руинах Похититель Душ должен отыскать Каина. На развалинах старого мира теперь обитают отпрыски наших бывших товарищей. Каждый из них отображает особенности своих хозяев.

При падении на дно вампир потерял нижнюю челюсть. К счастью для поглощения душ она не нужна
При падении на дно вампир потерял нижнюю челюсть. К счастью для поглощения душ она не нужна

Для того, чтобы найти Каина Разиэль отправляется в убежище Мелкáи, самого младшего из лейтенантов. Обитает тот в Некрополе. По пути встречаем вампиров из его клана, которые больше походят на зомби: прячутся под землёй, медленно ходят, разваливаются на части. Так же можно познакомиться с охотниками на вампиров, но они представляют куда меньшую опасность нежели наши бывшие собратья. Да и с остатками людей можно подружиться, если не убивать их.

Сомневаюсь, что кто-то из этого клана считает вампиризм даром
Сомневаюсь, что кто-то из этого клана считает вампиризм даром

Сам Мелкая также изменился. Он был самым младшим и слабым из шестёрки, поэтому тело его не могло справиться с вампирской жизнью. В посмертии наш младший брат продолжал гнить и разлагаться. А теперь, Мелкая из более менее человекоподобного вампира превратился в огромное чудовище, использующим тела жертв для поддержания жизни. Перебросившись парой слов, Разиэль убивает бывшего собрата и, поглотив его душу, обретает способность проходить сквозь решётки (но только в спектральном мире). Из интересного можно отметить, что Мелкая, судя по всему из-за особенностей своего существования, может переходить в астральный мир, вслед за нами.

После боя Разиэль наконец проникает в Святилище Кланов и сталкивается там… с Каином. Владыка вампиров сделал свой трон из руин колонн Носгота. Бывший хозяин нашего героя не удивлён встрече, а на все претензии начинает говорить о том какая ответственность лежит на его плечах и что Разиэль не в праве осуждать его методы и решения.

Сам беловолосый вампир так же не слабо изменился со времён первой части
Сам беловолосый вампир так же не слабо изменился со времён первой части

После этого происходит битва, в которой Каин побеждает не без труда и пытается убить Разиэля Похитителем Душ, но тот ломается при ударе. Не сильно раздосадованный этим, Каин говорит, что они с синекожим теперь на шаг приблизились к своим судьбам и исчезает. Оказавшись в спектральном мире, Разиэль видит душу сломанного клинка, которая привязывается к нему, становясь симбиотическим оружием. После этого перед героем появляется призрак ещё одной нашей знакомой — Ариэль. Бывшая хранительница восстанавливает его силы и указывает путь к следующему брату — Зефону.

Клан Зефона занял Собор, который ранее был одним из последних оплотов обороны людей. Сами вампиры этого клана превратились в паукоподобных существ. Собор же был своего рода оружием сдерживания вампиров. Внутри него расположены воздушные трубы, издававшие звук, который негативно влиял на вампиров. Однако, сейчас это место стало гнездом для существ, которых должно было уничтожать.

  Объединить вампиров и пауков? Что за больной разум породил эту идею?
  Объединить вампиров и пауков? Что за больной разум породил эту идею?

После долгого восхождения, Разиэль сталкивается лицом к лицу с братом, который мало того, что стал каким-то огромным насекомым, так ещё и врос в здание Собора. При своей вампирской нежизни он так же считался слабым, хоть и не настолько, как Мелкая. После очередной короткой беседы ловец душ убивает Зефона и, проглотив его душу, обретает новую способность — лазанье по определённым стенам.

Благодаря новому навыку Разиэль попадает в гробницу жрецов ордена Сарафан (как ты можешь помнить, внимательный читатель, они были истребителями вампиров), в которой находит гробы воинов, умерших задолго до правления Каина. И на этих гробах высечены имена Мелкаи, Зефона, Рахаба, Думы, Турела, Малека и… самого Разиэля. В этот момент он осознаёт всю мрачную иронию поступка Каина. Он создал своих лейтенантов, наделив тёмным «даром» трупы своих врагов. Те, что при жизни уничтожали вампиров, стали самыми кровожадными из них. Но останавливаться нельзя, ведь впереди ждёт Рахаб. Так же стоит отметить забавную деталь: у Малека есть лишь плита с именем, а гроба нет. Учитывая его незавидную судьбу это неудивительно.

Не каждому выпадает возможность взглянуть на свою могилу
Не каждому выпадает возможность взглянуть на свою могилу

Рахаб со своим кланом заняли Затопленный Монастырь. Мутировав, они побороли одну из главных вампирских слабостей — боязнь воды. За это они расплатились ещё большой боязнью света. Нетрудно догадаться, какую возможность получит Разиэль после дуэли с братом. Сами вампиры превратились в своего рода амфибий, а их лидер и вовсе в непонятного и неприятного русала.

Дизайн можно только похвалить
Дизайн можно только похвалить

Когда Разиэль наконец добрался до Рахаба и рассказал о их прошлой жизни, то последний ответил лишь, что Каин их «освободил», да и вообще рассказал любителю бассейнов о том, что Разиэль вскоре явится по его душу. Это показывает как сильно наш брат уважает хозяина. После такого ясно, что время разговоров кончилось. После непродолжительной драки, наш Похититель Душ научился плавать и теперь может перейти Озеро Мёртвых и добраться до следующего брата — Думы.

Клан Думы постигла схожая участь с кланом Разиэля. Но только первых истребили люди (из-за своей гордыни Дума попал в ловушку), а с последними случился Каин. Теперь выжившие вампиры клана превратились в падальщиков, которых можно встретить практически повсюду, их командир прикован к своему трону, а в его сердце воткнуты три пики точёные. И тут произошла интересная ситуация. Души умирающих попадают в спектральный мир (и там же их может поглотить Разиэль, дабы восполнить энергию), а убитые вампиры могут со временем адаптироваться к новым условиям и стать этакими пожирателями душ, стремящимися вернуться в своё тело. Эту деталь даже можно пронаблюдать в геймплее: души вампиров будут находится рядом со своим трупом в спектральном мире, а пожиратели обычно обитают неподалёку с телом обездвиженного вампира. Таких даже можно воскресить, если, к примеру, вынуть копьё из сердца, прежде чем поглотить душу в спектральном мире.

Вампир из клана Думы. Они хотя бы одежду носят
Вампир из клана Думы. Они хотя бы одежду носят

Сам же Дума не был убит, лишь обездвижен, и, проведя столетия в мире духов, обрёл огромную силу. Поэтому даже там Разиэлю не спрятаться и тем более не победить. Выход один — вынимаем колья, возвращая брату способность к передвижению. Снова ожив, он заявляет, что теперь даже сам Каин ему не ровня, ведь подобное существование его закалило. С таким врагом нам в честном бою не справиться, поэтому применим хитрость. Похититель Душ заманивает своего горделивого брата в гигантскую печь и там сжигает. Получив душу на обед, теперь Разиэль может поворачивать тяжёлые предметы, нужно лишь оббежать их вокруг. И вот, с такой способностью, открывается путь в Пещеры Оракула.

В Пещерах Разиэль ходит по знакомым по предыдущей части локациям и узнаёт про машину времени Мёбиуса. По пути к нему бывший вампир смотрит несколько видений будущего. В одном он убивает Ариэль, в другом стоит со своим симбиотическим Похитителем Душ, который светится красной энергией. Всё это окончательно запутывает протагониста, но встретившись с Каином, он снова полон решимости убить своего создателя. Но последний начинает рассказывать про судьбу, иллюзорность свободы воли и фатализм, настраивая машину времени и параллельно отбивая удары Разиэля. В конце он говорит, что «Всё закончится не здесь и не так» и входит в активированный портал. Разиэль же, несмотря на предупреждение Старшего Бога о том, что он больше не сможет помочь, отправляется за своим убийцей. Но на той стороне его встречает… Мёбиус, хранитель Времени. И на этом игра заканчивается. Ну, концовка тут спорная, это да. А теперь перейдём к игровому процессу и кратким итогам.

Собственно теперь игра превратилась в 3D action. Открытость мира сохранилась, есть много опциональных локаций (к примеру Крепость Напраптора) секреты тоже никуда не делись. Тут тебе и увеличение здоровья, и заклинания (которые тут называются «глефы»). С каждой новой способностью для Разиэля открывается новая область и порой приходится возвращаться на старые локации. Опять таки привет Зельде и метроидваниям. Добавились головоломки, в основном связанные с перемещением и переворачиванием кубов. И все эти нововведения звучат неплохо, но не все из них полезные. Увеличение здоровья, или правильнее сказать энергии, не играет особой роли. Дело в том, что Разиэль не может постоянно находиться в материальном мире, не поглащая души врагов (хотя его симбиотический меч решает эту проблему, но только пока активен). Получаемый урон так же снижает полоску энергии, но даже если она и закончится, Разиэль перейдёт в спектральный мир, где без проблем восполнит здоровье и через ближайший переход возродится в материальном мире, а прогресс в бою не обнулится. И так до бесконечности. Но даже если умудришься погибнуть в мире духов, то просто окажешься в стартовой локации рядом со Старшим Богом, откуда, благодаря системе порталов, можно попасть во все локации (при условии, что ты активировал на этой локации портал). Хотя сами порталы ещё нужно умудриться запомнить. И с одной стороны это делает игру не душной, но ставки для игрока в бою всё же слишком малы. Заклинания так же не особо нужны. Необходимые для прохождения мы получаем по сюжету, остальные я вообще не использовал.

В спектральном мире пространство искривляется, чем нужно пользоваться для продвижения в некоторых местах
В спектральном мире пространство искривляется, чем нужно пользоваться для продвижения в некоторых местах

Боёвка так же изменилась. Разиэль чувствуется более быстрым и ловким (хотя тут скорее заслуга перехода в 3D формат). Новый герой научился подбирать оружие или драться без него. Также он может использовать астральную версию Похитителя Душ, но только если полоска энергии заполнена полностью (в мире духов его можно использовать без ограничений). Но всё это не важно, ведь драться в этой игре просто не интересно. Я уже говорил, что вампиров не так просто убить. И в геймплее это тоже нашло своё отражение. Сражаясь с ними, Разиэль должен их избить, а потом кинуть в воду/на шипы/в воду/насадить на оружие и поглотить душу, чтобы вампир внезапно не ожил. Задумка интересная, но порой не особо удобно таскать на себе врагов в поисках шипов, воды или огня. Астральный Похититель Душ тут может помочь, но он не всегда доступен. Никаких комбо, спецприёмов, лишь три удара, но можно метать оружие, а в последствии у нас появится возможность стрелять телекинетическими зарядами. Но пользовался я этим так же редко. Реже прибегаешь только к стелсу, однако он и не навязывается, что хорошо. Битвы с боссами тоже не назовёшь особо интересными. Практически каждого надо заманить в ловушку либо создать её прямо на арене.

Вампир ещё может воскреснуть после такого
Вампир ещё может воскреснуть после такого

Всё это ещё усугубляется неудобной камерой и платформингом эпохи первой PlayStation. Графическая часть выглядит неплохо для 1999 года, но окружение обставлено скудно, локации выглядят похоже и поэтому можно легко заблудиться, а карты нет. Сюжет вышел спорным. Мне нравится история всей серии целиком, но конкретно в этой игре событий мало. Встречи Разиэля с братьями проходят быстро, сами бывшие соратники практически не раскрываются, а некоторые вещи подаются лишь намёками. Плюс концовка. Тут уже вкусовщина. Лично я не против клиффхэнгеров, тем более когда история уже завершена, хех. Незначительные ляпы так же присутствуют, но для меня это не критично.

Концепт игры Shifter, ставшей основой Soul Reaver
Концепт игры Shifter, ставшей основой Soul Reaver

Новый главный герой вышел интересным и визуально очень запоминающимся. Лор вселенной расширился, грамотно переплетаясь с первой частью, хотя занималась игрой уже другая команда, что вызывает уважение. Однако огромную часть этого лора приходится искать в интернете, ведь внутри игры ей места не нашлось. И да, я знаю, что практически половина контента из игры была вырезана (отсутствие того же Турела, например), а сюжет переписывался. Но немного пожаловаться же мне можно? Да и при всех минусах я бы соврал, если бы сказал, что мне было не интересно играть. Однако игра уже старенькая и это видно, посему рекомендовать тебе, дорогой читатель, познакомиться с ней лично сейчас я не буду.

В 1999 же игру ждал большой успех, как в плане финансов, так и в плане оценок критиков и игроков. Серия была успешно переосмыслена. Что сделало неизбежным появление сиквела. О котором мы рано или поздно поговорим. В конце концов, это лишь вопрос времени.

P. S. Да, вторая часть вышла довольно быстро. А вот последующие скорее всего задержаться, ибо ленивому автору необходимо пройти ещё две игры, и попытаться хоть как-то сформулировать свои мысли, при этом не забыв и не запутавшись во всех событиях и хитросплетениях. Так же хотелось бы сделать дополнительную часть, после итогового мнения по всей серии LoK, и затронуть пару отменённых и один закрытый проект, если тебе, любезный читатель, это будет интересно. Если же нет, то мы обсудим лишь вышедшие части. Своё мнение можете выразить в комментариях, я все читаю (благо их бывает немного). Всем спасибо за внимание и ещё увидимся. Надеюсь.


Legacy of Kain: Soul Reaver

Платформы
PC | PS | PS3 | PSP | PSV | DC
Жанры
Дата выхода
16 августа 1999
395
4.4
204 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

2 интересных момента:

1. Каин от разлома меча не просто не расстроился, а даже был удовлетворён, что заметил Разиэль. Возможно, ты этот момент описал по-другому специально.
2. Из вступительного ролика SR2, повторяющего финальный бой этой части, вырезали интересную фразу Каина, которую в SR1 в своём переводе просрал пасКудос. Там Каин говорит, что верил в Разиэля и его силу гнева (что-то вроде того). Явный намёк на его истинные мотивы.

Ну и не знаю, почему не отмечена шикарная главная тема (или мне одному этот саундтрек так зашёл?).

На фразу я обратил внимание, когда прошёл с оригинальной озвучкой и услышал её, в то время как в русской её не было. А она, как и реакция Каина на разлом меча, намекает на то, что он не неадекватный завистник, а явно имеет другую цель, ради которой стоит пожертвовать даже столь ценным артефактом.

Эта тоже есть.И тоже в неё недолго поиграл.Никак не мог по палкам в стене на высоте прыгнуть.

Да я будто лет на 12 назад вернулся, когда фан-сообщество было активно, и мы разбирали это всё по кирпичику. Тоже очень приятно такое вспомнить. Отдельный респект автору блога — он спровоцировал.)

Всегда приятно пообсуждать такие вещи) Особенно без агрессии.

Вот да — без агрессии. Конструктива в наше время ой как не хватает.

Ага, ещë у порталов запоминай значки.

Так и играл я в неё в начале 2000-х на 1-й Соньке.Она у меня на том же диске что 1-й Каин.

Странно. Никогда проблем не испытывал. Может, потому что пёр по сюжету, а магию не искал.

Да, просто по другому описал)

На фразу внимания не обратил. Но по сути ролик из второго Ривера можно брать за канон. Всё же из первого вырезали солидный такой кусок сюжета, который многое менял. Может он в дальнейшем как-то реализуется, я просто пока только второй блад Омен прохожу.

Про музыку тоже согласен, хотел отметить во второй части

У тебя просто контрастной ситуации не было, вот и не обратил внимания. Это абсолютно нормально. Жду следующий текст.) По SR2 будет, как я понимаю?

Самое сложное — восстановить весь путь меча. Мне вот так и не удалось составить всю хронологию перемещения. На эту тему дыр хватает.

Спасибо за текст, биг респект. Игра классная хоть и кривая. Отсутствие карты вечная попаболь

Парни, я читаю ваш диалог и у меня прямо душа радуется из-за того, что спустя столько лет классика до сих пор стимулирует такие конструктивные беседы фанатов. Респект вам и респект создателям, это очень круто

Когда нужно было попрыгать по осторовкам через озеро в начале игры, постоянно падал вниз и переходил в астральный мир. Очень долго не мог понять, что из астрального мира в нормальный можно перейти только с полным здоровьем. Догадался только когда зашёл на ретрореквест, в котором Глеб сказал об этом как будто само собой разумеющееся! Чуть не дропнул игру.

Я тоже в оригинале проходил, но видимо не внимательно слушал. Помнил же, что в следующей игре будет повтор. Помню в русской озвучке (но не помню в какой именно) можно даже услышать как нас посылают за Турелом. Хотя его в игре и нет вовсе

Да, он уже пишется. Но событий там побольше, поэтому думаю не скоро выйдет. Может на следующей неделе

Не тороплю. Там начинаются первые разрывы мозга.)

Причём сам понял то я почти всё, а вот описать получается с трудом, чтобы читающий человек тоже понял из моего сумбурного пересказа что и почему

Читай также