25 октября 2023 25.10.23 19 1839

Цирк уровня Бог: как Unity чуть не угробили игровую индустрию

+19
Привет! Если ты задался вопросом, а что это за очередной ноунейм пилит свои посты в Stopgame, то мне стоит представиться. Меня зовут Максим, 18 лет, учусь на экономиста — безопасника. Обожаю играть в игры, особенно в динамичные. Люблю платформеры, шутаны по типу DOOM, военные симуляторы, как та же Arma 3, ну и куда же без головоломок!

Сегодня я бы хотел поделиться своими мыслями вокруг цирка с конями, коих у нас много связи с сентябрьскими событиями вокруг Unity Software Technology. Так сказать, хочу высказаться по поводу наблюдаемого ужаса не как простой игрок, а как человек, планировавшего создать игру на их движке.

Да начнется ужас, какой мир не видывал!

В конце сентября всю игровую индустрию сколыхнула новость о новой бизнес-модели, которую выкатили Unity Software Technology. Суть была в том, что разработчики должны были платить за установку игры обычным игроком, который ну ни в коем случае не является разработчиком. Шум дошел аж до самих HoYoVerse, создателей Genshin Impact — бедным китайцам пришлось начать поиск людей, которые могли бы отвечать за разработку собственного движка. У инди-разработчиков вообще начался сущий кошмар: все массово начали байкотировать движок Unity, а мобильные разработчики так вообще отключили рекламу (если мне память не изменяет). Наши любители заработать деньги после хейта вдруг заявили, что платить будут ПЛАТФОРМОДЕРЖАТЕЛИ, а уже затем, наши умники смягчили условия, но кредит доверия уже был подорван. Та изначальная бизнес-модель, представленная гениями и сверхразумами могла угробить всю игровую индустрию. Почему же я так считаю? А вот теперь смотрите:

1. В случае, если бы были старые правила вступили в силу в 2024 году, пострадала бы Nintendo. Не для кого не секрет, что у Nintendo очень строгие требования к продукту, разрабатываемому на Unity. В случае вступления в силу изначальной бизнес-модели, японцы бы изрядно пострадали. По моим подсчётам, которые естественно могут быть неверными, более 1/5 прибыли Nintendo должна была отдать как платформодержатель. Это бы ударило по финансам японской компании и им бы пришлось делать перерасчёт бюджета для хоть какого-то существования их продуктов, коих у разработчиков много: это те же Покемоны, Марио и так далее по списку.

2. Пострадали бы Sony и Microsoft. Спросите: а почему? Тут все также предельно просто: в случае с Sony тут нужно учитывать то, что японцы любят добавлять инди-проекты в свою подписку и у них в библиотеке достаточно много инди-игр разного качества. А вот с Microsoft и так все очевидно: у них есть выгодный Game Pass, который приносит достаточно прибыли для нашей корпорации. В случае, если бы остались старые условия, Microsoft и Sony должны были платить достаточно много денег. Очень много денег.

3. Если бы остались прям изначальные условия, то пострадали бы сами инди-разработчики. Если бы разработчики начали платить эту «дань», то все бы давно разорились. Особенно те, у кого нет акцента на мультиплеер, как в случае с Among Us.

4. Пострадали бы EGS, Steam. Да, не удивляйтесь. По сути, это те же самые платформы, конкурирующие между собой. В случае со Steam’ом, тут нужно учитывать комиссию, которую берут Valve. По поводу EGS мне мало что известно (мне Steam роднее просто).

5. Скорее всего, умер бы мобильный гейминг. Вы будете смеяться, но у мобильного гейминга была бы самая плачевная судьба из всех сфер игровой индустрии: Google и Apple как главным игрокам в мобильном гейминге как платформодержатель будет не выгодно вдвойне платить эти деньги. Во-первых, это скажется на самой прибыли корпораций, а во-вторых — что Google, что Apple имеют в своих платформах (Play Market/App Store) подписки. В случае с яблочной компанией все не так однозначно, но сама суть остаётся прежней: подписка является одной из прибыльных вещей, введенных платформодержателями. И разработчикам в случае введения старых условий пришлось бы переходить на UE4, который неоптимизированный на мобилки.

Как видите, для всей игровой индустрии нововведение от Unity было бы катастрофой. Но вы ведь скажете, мол, есть же Unreal Engine, CryEngine. Но проблема заключается в том, что Unity является одним из самых лёгких движков, который легко освоить. И получается некий диссонанс: с одной стороны, играм хана, а с другой — есть другие движки, которые либо тяжелы для освоения, либо не соответствует хотелкам разработчика…

Самая первая версия той самой злополучной бизнес-модели Unity...Без комментариев
Самая первая версия той самой злополучной бизнес-модели Unity...
Без комментариев

Братишка, вставай, ты…

После анонса новой бизнес-модели, Unity Software Technology начали замечать, что из акции начали падать, а все ключевые лица продали ценные бумаги. Среди них был Джон Ричителло. Знакомое имя, не находите?

Джон Рикителло - это тот самый человек, что запомнился фанатам Battlefield как самое настоящее проклятие, ведь именно старина Джон решил, что идея монетизировать КАЖДУЮ ПЕРЕЗАРЯДКУ оружия в Battlefield 3 — это отличный способ заработка! Кроме того, благодаря ему появились микротранзакции в триквеле Mass Effect и Dead Space соответственно. Вообще, рассматривая путь Джона, я заметил одну закономерность: у этого мужика явно что-то произошло не то, что в его голове начали засиживаться самые странные идеи и ненависть к людям. Насколько я помню, была даже информация о сексуальных домогательствах со стороны Ричителло и то, что он был достаточно токсичным человеком. Хотя у этого человека есть четкое представление о создании игр и более того, он даже РАЗДАВАЛ СОВЕТЫ! Но, видимо, что-то пошло не так…

После скандального анонса, 9 октября 2023 года Джон скоропостижно покинул посты президента, главного исполнительного директора, а также председателя и члена совета директоров Unity. Причины, естественно, не уточняются, но смею предположить, что он ушел после поспешно сделанных решений…

Знакомьтесь: это Джон Ричителло, бывший глава EA и с недавних пор бывший президент Unity
Знакомьтесь: это Джон Ричителло, бывший глава EA и с недавних пор бывший президент Unity

Цирк есть, а клоунов нет… Или все же есть?

И вот тут у вас появилась мысль. И звучит она следующим образом: зачем ты мусолишь тему, которая уже не актуальна?
Отвечаю: тема снова набирает обороты, ведь журналисты решили провести аж расследование! И выяснилось кое-что любопытное.

Вот что им удалось узнать с помощью анонимных источников на данный момент (источник указан чуть ниже):

Материал, на который я ссылаюсь (взят со StopGame): тык

  • В течение первой недели после анонса новой политики в сентябре, с Ричителло встретился владелец крупного издательства мобильных игр. Он прямо заявил боссу Unity: «Пошёл ты, мы не будем платить».
  • Компания после анонса в сентябре уже планировала опубликовать более мягкие условия — изначально речь шла о выплатах в 4 % от прибыли студий свыше 1 миллиона долларов. Но из-за слишком негативной реакции сообщества, в Unity занизили аппетиты до нынешних 2,5 %.
  • Компания хотела надавить на студии и издательства мобильных игр — менеджеры предлагали таким клиентам возможность отказаться от выплат сбора за установку в случае, если они подключат свои игры к рекламному сервису от IronSource, отказавшись от услуг доминирующей на рынке Applovin. Зачем им это? Unity поглотила компанию IronSource в 2022 году.
  • Один из крупных мобильных издателей рассказал журналистам о примечательном разговоре с менеджером из IronSource. «Дочка» Unity предлагала кругленькую сумму за отказ от Applovin в конце 2022 года. Издатель не принял это предложение и получил следующий ответ: «Это был последний шанс. В будущем вам просто придётся перейти на IronSource».
  • В Unity собирались использовать выплаты за количество установок, как рычаг давления, чтобы переманить клиентов у Applovin.
  • Источник также сообщил, что все опубликованные официальные условия и подписки, на самом деле, — пустой звук для крупных клиентов Unity. В рамках переговоров издатели могут выторговать себе любые условия и даже вовсе не платить сбор за установку.
  • Сотрудник Unity заявил: «Большая часть протестов со стороны инди-разработчиков выглядит неуместно. Никто из них всё равно даже близко не приблизится к миллиону долларов».

То есть, из этого напрашивается сразу три вывода, которые вызвали у меня диссонанс уровня «ШИЗОФРЕНИЯ»:

  • Unity СИЛЬНО ПОТОРОПИЛИСЬ, анонсировав новую модель
  • Ради привлечения разработчиков подключить IronSource, они пошли на самый АБСУРДНЫЙ шаг
  • Для Unity выдвинутые ими же условия будут пустым звуком для крупных клиентов.

Грубо говоря, наши «многоуважаемые» люди решили сделать достаточно подлый поступок, который мог угробить буквально все, поставив на колени многие компании и не дав выбора крупным клиентам мобильного сектора игровой индустрии.

Связи с чем возникает вполне резонный вопрос: а разве те же Ubisoft не творили полнейшую ахинею и заплатили крупный штраф? Да, но тут проблема заключается вот в чем: французы хотя бы просто обманули аудиторию с качеством продукта. Тут речь идет:

1) о вполне реальной угрозе конкуренции, раз стало известно о предложении за кругленькую сумму перейти от Applovin к IronSource. Это бы означало "искусственное" убийство своего явного конкурента.

2) грубо говоря, тут говорится о явном грабеже чуть ли не всех.

Если говорить про второе, то тут нужно учитывать, что наши любители считать прибыль сделали просто уничижительные условия. Даже принимая тот факт, что они их изменили и публично извинились, простите, это все равно не щадящие условия. И вполне вероятно, что некогда одна из уважаемых за доступный и легкий движок компания упадет еще ниже…

Что дальше?

Связи со скандалом, как я уже упоминал, многие разработчики начали отказываться от движка Unity и искать альтернативы. Тут как вовремя подскочили создатели Godot, который лично у меня ассоциируется с провальным ремастером Sonic Colours Ultimate (Франкенштейн из двух движков даже бедная «Нинка» не выдерживает). Многие теперь боятся брать движок Unity на постоянную основу, ведь теперь, у тебя будут некоторые неприятности после выпуска игры.

И тут возникает вопрос: а что дальше будет с Unity? Ответ неоднозначен. Лично мое мнение заключается в том, что компания как-то постарается исправить свое положение при падающих акциях и подрыве доверия, которое было совершенно некоторое время назад. Вполне возможно, что кто-то купит компанию или вовсе она обанкротится. Не будем загадывать наперед. Поживем-увидим

Если тебе понравилась та писанина, что была сделана 18-летним непонимающим цирк уродов парнем, то позволь сделать одну маленькую просьбу: порекомендуй ее своим друзьям и прокомментируй ее. Напиши, что нужно убрать, что добавить, Конструктивная критика приветствуется!
А я с вами не прощаюсь! Увидимся в «Посмертии», чумбы!

Лучшие комментарии

Так юнити сказала что именно как раз владельцы магазинов будут платить за игры

Ричителло вообще красавец, после того как он пришёл в Unity (а интересно зачем они взяли то что EA выкинули на мороз?), там стал цирк творится. Сижу на юнити давно, но никогда не считал его чем то хорошим, просто привык. И вот яркий пример: когда-то они анонсировали Enlighten (отложенное освещение, использовалось в Mirrors Egde 2 например), была крупная рекламная компания. Но как только вышла Нвидия со своими лучами Хуанга, они тут же переобулись, про енлайнет забыли, всё мы типа с лучами Хуанга. В итоге — лучи не взлетели, да и они тольком не смогли их корректно втулить в движок, и такие, а ребят, мы возвращаем енлайтен, правда он работает всё равно через жопу, мы его не развивали и не будем, но вот пользуйтесь. Цирк с конями, в натуре.

Да и рожа у него мерзкая такая, вот как раньше карикатуры на капиталистов рисовали.

А почему все говорят про факт с IronSource будто разработчики сами об этом не говорили и это стало известно только по слухам? Они же на следующий день про него сказали уже

Повышение цен != повышение прибыли. Повышение цен это уменьшение аудитории которая может позволить и захочет потратить на игры

За игры будут, как и раньше, платить сами игроки, и больше никто.

Кто, в каких случаях и в какое время будут передавать деньги Юнити — не принципиально. Если магазину надо будет платить Юнити, то магазин возьмет эти деньги из оплаты предназначавшейся разработчикам, а не из своего кармана.

правда он работает всё равно через жопу, мы его не развивали и не будем, но вот пользуйтесь

Так, юнити это такая вещь где даже юнити советует не использовать 99% их движка потому что оно кривое неоптимизированое говно.

Слушай, а про историю с их технологией света я не слышал
Весьма любопытная информация =)

Что может уменьшить прибыль итоговую

А может и не уменьшить. Не такие уж там и деньги в 95% случаев, что значительно повлияли бы на продажи игр.

Не спорю, какое-то влияние это событие на рынок оказало, но уж точно это не стало бы катастрофическим разрушением вообще всего, и потери пятой части выручки маркетов.

В конце концов, это только Юнити сказала, что именно магазины (а не разработчики) будут платить ей комиссию; если магазинам это стало бы невыгодно, они… просто отказались бы ей платить, так как на данный момент не связаны с Юнити никакими договорами.

И всё, пусть Юнити бегает по разработчикам и пытается уже у них выведать, сколько там копий игры они продали, и какую ещё сумму они ей должны. А информацию о том, сколько было переустановок игры они вообще никогда получить не смогут, раз они планировали эту информацию у магазинов получать

Тут 3 варианта:

1 — скорее всего многим как обычно было пофиг и на это забили болт

2 — из-за шумихи вокруг этой шарашкиной конторы некоторые позабыли об этом

3 — кто-то даже об этом не знал

Что из этого истинна — непонятно...

Просто потому что мне захотелось :)

Да и тем более я сам когда-то хотел использовать Unity для создания своей игры, но я так подумал… Лучше уж я снова начну изучать Unreal Engine 4, чем буду в Unity делать игру :D

Godot только только начал 3D осваивать, а в моих планах должна быть именно 3D игрухе

Не, мб я захочу сделать и 2D, что-то на подобие Hotline Miami, но пока что моя хотелка тянется именно к UE4 :)

Зачем? Ну можно посмотреть что делал один известный котик со своей компанией до анонса продажи. Весьма похоже, «тупые» действия, роняющие цену. Точно можно сказать только увидев внутреннюю переписку, однако там народ ушлый, дал заднюю до судебных разбирательств, в которых бы пришлось многое обнародовать. Всё вокруг того, что не потратить лишний миллион, это его заработать.
А народу действительно лучше переходить на другие движки, по возможности. И привыкать всё таки иметь эти самые возможности, учитывая такие ситуации в бюджете длительной разработки. Ибо не первый раз и не последний устраивается массовое ворошение с целью перераспределить материальные ценности.

Мне ещё очень нравится, когда она постоянно (после каждого обновления), переписывает внутренний код, после чего тебе нужно страдать, и переписывать свой код, под них, потому что хер его знает чего они там опять придумали.

Что-то я не понял логики в обьяснении автором того, почему Нинка, Майки и прочие потеряют в бабле.

Игра станет стоить дороже — возможно. Нинтендо станет брать меньше денег — такого не будет никогда

Godot годнота, именно потому чт опенсоурс. Но Анрил это просто нереальные технологии, и они будут развиваться. Так что просто выбирай, что для тебя важнее.

Но в то же время повышение комиссии юнити != понижение комиссии Нинтендо.

Опять повторяю. повышение цены на игр может сказаться на том. как их будут покупать. Что может уменьшить прибыль итоговую

Лучше уж я снова начну изучать Unreal Engine 4, чем буду в Unity делать игру :D

Почему не Godot?

Читай также