15 октября 2023 15.10.23 1 472

Все игры Capcom для Сеги (часть 3)

+4

Завершение саги! Где круче игры – на Sega Mega Drive или на Super Nintendo Entertainment System? Финальное мнение о месте игр Capcom в библиотеке Сеги!

 Вторая часть тут

Для последней части я решил немного нарушить хронологическую последовательность выпуска игр. Сделано это было ради включения двух игр, выпущенных для Sega CD. Без них история была бы не полной.

Capcom no Quiz Tonosama no Yabou (1992)

 

Стандартный квиз, ещё и на японском. Перед нами викторина похожая на “Кто хочет стать миллионером?”. Больше мне нечего рассказывать про игру.

Final Fight CD (1993)

Заветная мечта рестлера Майка Хаггара наконец сбылась. Он смог стать мэром родного города Метро-Сити! Потные лосины можно повесить на гвоздь и никогда про них не вспоминать… Но не тут-то было! Первый указ мэра “о запрете электросамокатов и вейпов” обернулся катастрофой. Зуммеры обезумели, скучковались в банды и похитили дочь мэра! Метро-Сити в огне и полиция бездействует! Устав от бюрократии, старый республиканец Майк Хаггер снова влезает в свои старые, тесные лосины и отправляется учить молодёжь уму-разуму. “Брось вейп, иди в школу или мэр сядет тебе на лицо” – стоит ли говорить, что с таким слоганом Майка Хаггара выбрали на второй срок!

Arcade

По-настоящему культовая игра! Аркадная версия Final Fight вышла в 1989 году и была настоящим прорывом в области графики и подаче сюжета. Мне очень нравится целостность игрового мира и количество деталей. Главный герой пробивается через захваченный бандами Метро-Сити, при этом город ощущается живым. Майк спускается в метрополитен, едет на поезде и приезжает на подпольный ринг. В этот город хочется верить. Враги часто живут обычной жизнью и не сразу обращают внимание на игрока.

Capcom отлично поработала над боссами в игре. Содом может потерять свои катаны в бою и впасть в неистовство. Если взять его меч атаки Содома будут особенно стремительны и агрессивны. Огромное количество персонажей из Final Fight заехали в другие игры Capcom, и наследие первой части живо и по сей день.

Но у игры есть серьёзный недостаток – боевая система. Персонажам не хватает скорости – они не могут бегать, из-за этого битвы зачастую затягиваются. Враги сплошь и рядом троллят и убегают за край карты, а недостаток манёвренности приводит к получению урона. Final Fight не приспособлена к битвам с толпами врагов. В игре слишком тяжело перехватывать инициативу. Орда гопников может спокойно зажать незадачливого мэра в углу экрана и не давать ему встать. При этом супер-удар, отнимающий жизни, срабатывает через раз.

Конечно, Final Fight можно простить – ведь жанр beat 'em up только зарождался, и у каждой игры того времени были свои проблемы. Боевая система Final Fight лучше, чем в Double Dragon II и Crime Fighters, но на тот момент уже вышла первая часть Golden Axe. В боевой системе Teenage Mutant Ninja Turtles II тоже отсутствовал бег, но черепахи были очень мобильны.

Именно Golden Axe смогла стать новым витком развития для жанра beat 'em up. Бег, захваты, нормальное управление и магия… “Сега” заложила фундамент для жанра, который станет стандартом на долгие годы. А ещё в Golden Axe были ездовые зверушки. Битвы за транспорт хорошо разнообразили привычный геймплей и стали символом серии.

SNES

Права на компьютерные версии Final Fight были проданы U.S. Gold, но нас интересуют в первую очередь консольные 16-битные версии. Порт на Super Nintendo Entertainment System (SNES) был очень важен для Nintendo. Ведь компании было важно доказать, что новая консоль способна “вытянуть” качество аркадных игр. Увы, результат оказался удручающим. Разрешение экрана было уменьшено, игра сильно потеряла в красках и подверглась цензуре. Но больше всего пострадал игровой процесс. Огромное количество деталей были удалены из игры, число врагов на экране сильно уменьшено. Самое худшее это то, что из порта на SNES пропал целый уровень и один из игровых персонажей. Тем не менее SNES версия имела хорошие продажи, и Nintendo быстро заключила эксклюзивный контракт с Capcom по выпуску сразу нескольких игр из вселенной Final Fight на своих консолях.

Боевые системы второй и третей части Final Fight получилось более удачными, но этим играм было не суждено достичь успеха прародителя. В 1992 году на SNES вышло переиздание первой части под названием Final Fight Guy. Capcom доработала баланс и исправила некоторые баги, но глобальные проблемы так не были решены. Так в Final Fight Guy вернулся блудный Гай, но, из-за нехватки места на картридже, Capcom удалила возможность играть за Коди… Индустриальная зона также отсутствует в этой версии. Final Fight Guy – дешёвая халтура.

Sega страстно желала выпустить Final Fight на Sega Mega Drive (SMD). Увы, эксклюзивный контракт Nintendo и Capcom не позволял этого сделать. В итоге “Сега” решила создать свою игру в похожем сеттинге. Думаю, что Streets of Rage не нуждается в представлении. Эта игровая серия достойна отдельного лонгрида. Тем не менее желание портировать легендарный хит Capcom у руководства “Сеги” не пропало. В 1993 году для Sega CD вышла Final Fight CD.

Final Fight CD для Sega CD позиционировалась как версия во всём превосходящая аркадный оригинал. Но вытянуть всю мощь CPS-1, к сожалению, не получилось. Как и на SNES количество врагов на экране и разнообразие цветовой палитры были уменьшены. Тем не менее порт на Sega CD на порядок превосходит версию для SNES. Final Fight CD можно проходить вдвоём, у нас полная версия без всяких сокращений, даже мелкие детали были бережно перенесены. Игра получила саундтрек в CD качестве и обновлённые заставки, раскрывающие сюжет. Не стоит также забывать про эксклюзивный режим Time Attack и доработанный баланс. Удивительно, что Capcom не принимала участия в портировании. Final Fight CD выпустила сторонняя студия A-Wave по заказу “Сеги”. Если вы ищете хороший beat 'em up для Sega CD, то Final Fight CD – это ваш выбор.

Final Fight CD

Очень интересным получился порт на Game Boy Advance (GBA). Он вышел в 2001 году и назывался Final Fight One. В то время Capcom выпускала ремейки своих классических игр для карманной консоли. Именно версия на GBA получилась наиболее полной и сбалансированной. Целых 5 играбельных персонажей, Capcom решила извиниться перед фанатами Nintendo. Графика и музыка не дотягивают до Sega CD, но мне нравится этот порт.

Самой крутой игрой в серии, без сомнения, является шуточная чиби-породия на NES под названием Mighty Final Fight. Простая и элегантная боевая система с небольшим RPG элементом и великолепная графика. Что ещё нужно для идеального “битемапа”?

Capcom взяла длительный перерыв и долго не выпускала новые игры по франшизе. Лишь в 1999 году вышел 3D файтинг для аркадного кабинета Sega Titan-Video. Сегодня Final Fight Revenge принято в основном ругать. Игре далеко до такой легенды как Tekken 3. Она вышла на стыке поколений, и поэтому не получила должного внимания. Мне нравится боевая система, включающая бой с оружием и супер-удары. Final Fight Revenge – крепкий файтинг для Sega Saturn и часть наследия “Сеги”.

В 2006 году вышла Final Fight: Streetwise – игра убившая франшизу. Абсолютно отвратительный beat 'em up, который безусловно не уважает наследие старой серии. Человек, добавивший собак, заслуживает отдельного котла в аду.

Mega Man: The Wily Wars (1994)

История непростых отношений робота МегаМена со своим создателем – доктором Уайли. Злой доктор постоянно пытается захватить мир, а добрый робот его каждый раз останавливает. Кажется, что их взгляды противоположны, и им не суждено быть вместе… Но, после каждого неудавшегося захвата мира, МегаМен прощает диктатора, а доктор Уайли обещает хорошо себя вести… Именно умение договариваться и переживать кризисы делает их отношения такими крепкими.

Mega Man 3 (NES)

Ещё одна легенда! Capcom удалось создать одну из крутейших серий платформеров в истории. Мы управляем роботом по имени МегаМен, и наша задача победить роботов доктора Уайли. Отличительной особенностью серии стали возможности выбора уровня, а также способность МегаМена поглощать силу поверженных боссов. Каждый босс в серии имеет определённую уязвимость, так что правильный маршрут может сэкономить огромное количество нервов и времени.

Но для меня самой крутой показалась особенность, позволяющая убить любого босса базовым оружием. Именно честные “рыцарские” поединки породили определённый культ хардкорных игроков. Подобный подход напоминает прохождение игр From Software с холодным оружием или отказ от предметов в Devil May Cry. Люди наслаждались глубоко продуманными схватками с боссами. Добавьте к этому безупречный левел-дизайн – получится Mega Man.

На SMD вышел сборник с первыми тремя играми серии. Портированием, пускай и под руководством Capcom, занималась сторонняя команда. Результат вышел по крайней мере спорный. Абсолютно все механики и тайминги оригинальной трилогии были сломаны. Графически Mega Man: The Wily Wars не дотягивает до Ghouls'n Ghosts – первой игры Capcom на SMD. В некоторых моментах МегаМен получает урон только из-за кривости и недоделанности Mega Man: The Wily Wars. В играх случаются рандомные тормоза, которых не было на NES.

Mega Man 2 (SMD)

Из плюсов я могу отметить небольшую дополнительную главу, которая становится доступна после прохождения всех трёх игр. Ещё одним плюсом можно назвать продолжительность игр. На официальной консоли нечасто выходили сборники. Если у тебя мало картриджей, то Mega Man: The Wily Wars могла стать неплохим выбором.

На SNES этот сборник не вышел. Но количество игр по франшизе на консоли Nintendo просто зашкаливает. Тут и полноценная Mega Man 7 со спин-оффом Mega Man & Bass, трилогия Mega Man X и даже симулятор футбола Mega Man's Soccer.

The Great Circus Mystery Starring Mickey & Minnie (1994)

Сегодня у Микки Мауса должен был быть особенный день. Его многомесячные ухаживания за Минни Маус наконец принесут плоды. Сегодня Минни сделала Микки очень двусмысленный намёк и не надела трусики. Как раз вовремя! Микки не умер от голода в этом месяце только благодаря 15% кэшбэка в барах и ресторанах. Схема ничего не есть на свиданиях, а дома питаться макаронами по-флотски оказалась рабочей… Сегодня у Микки обязательно должен был быть самый лучший день в жизни! Поход в цирк и жаркая ночь с Минни… Что может в этом плане пойти не так? Дональд Дак… Селезень напросился на свидание вместе с Микки и Минни. По закону подлости, через 5 минут после того как они приехали в цирк, Дональд потерялся. Минни сильно переживает за бесполезную утку и хочет, чтобы Микки поискал “друга”. Микки поищет Дональда… Ведь сегодня самый лучший день, и что может пойти не так?

Super Nintendo Entertainment System

21 ноября 1990 года стало датой начала войны за звание лучшей платформы для игр Disney. На тот момент “Сега” находилась в тяжёлом положении. Nintendo вела очень жёсткую лицензионную политику. Игровым компаниям было запрещено выпускать свои игры на консолях конкурента. Поэтому разработчикам приходилось выбирать – Sega или Nintendo? Выходом стал выпуск игр по лицензии. DuckTales на NES продалась космическим тиражом, а Nintendo не могла диктовать свои условия Disney.

Castle of Illusion Starring Mickey Mouse было суждено стать одним из главных эксклюзивов ранней библиотеки SMD. Стратегия Nintendo включала работу над играми Disney со своим проверенным партнёром Capcom. Только сама Capcom была не против расширить аудиторию. Первая часть мышиной трилогии Capcom (The Magical Quest Starring Mickey Mouse) могла выйти на SMD. Но, лицензионное соглашение Nintendo задержало выпуск игры на несколько лет. The Magical Quest Starring Mickey Mouse, несмотря на огромные продажи на SNES, была признана устаревшей. Поэтому Capcom решила портировать вторую часть серии – The Great Circus Mystery Starring Mickey & Minnie.

The Great Circus – это образцовый платформер во всех аспектах верный формуле первой части. Перед нами смесь Super Mario Bros. 3 и Chip ’n Dale Rescue Rangers. От Chip ’n Dale Rescue Rangers игре досталась возможность бросать ящики во врагов. Capcom постаралась доработать и улучшить эту нехитрую идею. Так в игре есть места с бесконечными ящиками, а также возможность оглушать противников и использовать их в качестве снаряда. Именно эта механика позже будет использоваться в Chip ’n Dale Rescue Rangers 2.

Sega Mega Drive

Только вот ящики не являются главным оружием в The Great Circus. Как и в “Марио” мы можем уничтожать врагов прыжками и менять костюмы. Только, в отличие от Super Mario Bros. 3, система костюмов намного ближе вплетена в основы игры. Костюмы хорошо проработаны, и без них невозможно увидеть финальные титры. Тем не менее, в отличие от The Magical Quest Starring Mickey Mouse, во второй части встречаются альтернативные маршруты, которые можно проходить с нестандартными костюмами.

В The Great Circus по-настоящему волшебная и сказочная атмосфера. Графика выполнена на уровне топовых эксклюзивов SNES. Только есть одна проблема. Всё это было в первой части. Локация с цирком пробегается за 15 минут, после чего начинается стандартная программа. У The Great Circus нет своего лица, ей не хватает инноваций. “Сега” постоянно экспериментировала со своими играми про Микки Мауса. Иногда из этого получалась Fantasia, которую лучше не вспоминать… Но иногда получалась World of Illusion – шедевральный платформер с образцовым кооперативом. В то время Capcom выбрала эволюционный подход и старалась сильно не рисковать.

Единственное, что спасает The Great Circus от звания DLC – это кооператив. Порой Микки и Минни не хватает взаимодействия, но проходить уровни вдвоём веселее, чем одному.

Порт на “Сегу” получился очень интересным. Capcom хорошо постаралась, и The Great Circus задействует по максимуму железо SNES. Ради порта на SMD была проделана большая работа. Каждый эффект и анимация были бережно адаптированы. Можно заметить, как некоторые детали выглядят круче на SNES, а другие получились лучше на SMD.

Но всё же небольшой фрагмент из игры пришлось вырезать. Дело в том, что в Доме с приведениями есть момент, когда игра задействует Mode 7 – фирменную технологию SNES. Это была небольшая часть уровня, но ради SMD Capcom сделала замену. Момент с разрушающимся зданием получился очень крутым и атмосферным. Тем не менее, выбирая между версиями, я остановлю свой выбор на оригинале. На SNES лучше цветовая палитра и больше спрайты.

The Punisher (1995)

Нью-йорк – многомиллионный мегаполис. Кризис и конкуренция на рынке труда привела к тому, что деже белым мужикам приходится выбирать экзотические профессии. Просто установи приложение на свой смартфон и ты сможешь стать КАРАТЕЛЕМ! Всё что ты должен делать – это КАРАТЬ боссов мафии, триад и преступных синдикатов! Все очень просто! Установи приложение, и тебя ждёт бесплатное обучение в лучших БДСМ салонах Нью-Йорка. Тебя ждут: приключения, общение с интересными людьми и белая зарплата. Ты выбираешь сам, когда и где ты будешь работать! Ты можешь купить чемодан для пыток или взять его в аренду! Ты уже работаешь КАРАТЕЛЕМ? Тогда приводи друга и вы получите 2 набора аксессуаров для БДСМ абсолютно бесплатно!

Arcade

Сложно поверить, какой большой путь прошла Capcom, оставаясь верной традициям! В The Punisher очень простая и элегантная боевая система. Перекаты, бег, прыжки, захваты – Каратель мобилен, и у него найдётся решение на каждую сложную ситуацию. При этом идеи, заложенные в Final Fight, находят своё применение в The Punisher. Те самые фирменные бочки Capcom и гопники пришли прямиком из первого битемап’а Capcom. При этом старые враги ведут себя намного агрессивней и интересней. Capcom добавила запредельное количество различных врагов, и драться не надоедает до самого последнего уровня. Бочки и некоторые предметы интерьера можно применять в бою. Capcom сильно продвинулась в создании боевых систем со времён Final Fight.

Marvel постоянно вмешивалась в разработку игры. Больше всего компанию беспокоила излишняя жестокость и бесконтрольное обращение с огнестрельным оружием. По этой причине Каратель отбирает пистолеты у уличной шпаны. Но самое интересное это то, что все противники в игре делятся на гопников (не умеют стрелять) и гангстеров (умеют стрелять). Каратель дерётся с гопниками в ближнем бою, а против гангстеров использует пистолет. Только в этом моменте боевая система дала трещину.

Пистолет Карателя оказался на удивление универсальным оружием – расстреливать врагов слишком просто. Ещё интереснее то, что к гопникам у Capcom относятся мастера боевых искусств, киборги и роботы. Ситуация, когда Каратель убирает пистолет в кобуру перед битвой с Робокопом, выглядит комично. Кстати, в первой части RoboCop была похожая боевая система. Неясно, вдохновлялась ли Capcom творением Data East, или все японцы мыслят одинаково. Окончательно идею боевой системы ломает наличие в арсенале Карателя автомата и огнемёта. По-моему, поджигать школьников не очень гуманно…

Порт на SMD вышел проблемным. Большую часть работы по переносу выполнила Sculptured Software. Гемпелей был перенесён хорошо, но качество графики катастрофически упало. Даже ранние битемапы на SMD выглядят лучше, чем The Punisher. Хуже всего то, что часть уровней и врагов были удалены из порта. В версии на SMD нет такого жёсткого разделения на переходы с холодного оружия на огнестрел. Небольшой плюс плохого порта. The Punisher на SMD вышла очень маленьким тиражом. Даже установить дату выхода довольно проблематично. В игре указан 1994 год, но первые рецензии и превью появились в марте 1995 года.

Sega Mega Drive

Capcom достигла больших успехов в создании универсального конвейера, производящего битемапы по лицензии. Dungeons & Dragons: Shadow over MystaraAlien vs. Predator стали золотым стандартом для жанра. На SNES японцы выпустили целую серию крутых битемапов: Captain CommandoKnights of the Round. Даже если говорить отдельно про лицензию Marvel, игры на SNES (X-Men: Mutant Apocalypse и Marvel Super Heroes in War of the Gems) от Capcom были круче, чем на SMD…

Capcom создала очень сильную линейку игр для SMD. “Сега” смогла доказать, что на их консоли можно зарабатывать деньги. Да, на SNES вышло намного больше игр, но, учитывая тесную связь Nintendo и Capcom, это хороший результат. Более того Capcom сделала ставку на Sega Saturn в пятом поколении консолей. Конечно, Capcom потом переключилась на PS1, но 35 игр для Saturn – это достойный результат. Особенно в сравнении с тремя играми для Nintendo 64. В будущем именно аркадный кабинет Sega NAOMI станет пристанищем для игр Capcom. Линейка игр на SMD стала началом большой и плодотворной дружбы. Ну вот и всё, ребята! Не болейте и стирайте свои рестлерские лосины только в деликатном режиме!


Final Fight One

Платформы
Жанры
Дата выхода
25 мая 2001
5
3.3
2 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

К сожалению, я так и не осилил «Final Fight» на консоли. Пришлось с читерством пройти её на MAME (Выглядело, будто я богатый парень с тонной монет). А так всё хорошо в статье, даже вспомнил брошенную игру по Карателю (Надо бы тоже поиграть).

Читай также