Привет, это AnarhySonik, на этот раз я буду говорить об игре Max Payne 3. Да, именно про третью, а не про первые две части. Так как первая и вторая и так навсегда останутся в списке легенд игропрома, они однозначно хороши и разобраны кем только можно. Чего про третью сказать нельзя.
Каких-то фанатов оттолкнули ещë первые трейлеры, когда Макс внезапно отрастил бороду и стал сверкать лысиной, переехав в солнечную Бразилию. Точнее в еë обитель финансовых потоков и социального расслоения — Сан-Пауло.
Кто-то начал играть и его доконали гличи постоянно присутсвующие в катсценах и не только. Кого-то сами катсцены, которые занимают добрую треть времени игры, если не больше. Ну, а кто-то пробежал всю игру проматывая катсцены, не вникая в сюжет вообще. Я вот во время выхода третьей части уже был фанатом первых частей и даже ставил тройку, но в какой-то момент просто забросил уже не знаю по какой причине. Да и те крохи сюжета не помнил напроч.
А вот сейчас я наконец в него поиграл, после относительно недавнего перепрохождения первой и второй части. Ответственно заявляю, что тройка мне понравилась. Даже если проматывать катсцены — стрелять тут очень приятно, звук оружия, импакт, булеттайм, всë на высшем уровне. Так что всем кому нравятся шутеры от третьего лица и почему-то не играли в максов — советую пройти все три последовательно. Но тут всë-таки не обзор, а эссе/разговор/аналитика/сочинение на тему (нужное подчеркнуть), поэтому поговорим побольше о сюжете, нарративе и идеях которые в игре исследуются.
Естественно, первое что бросается в глаза — это психологические проблемы Макса Пейна на фоне утраты всех близких и разрыв бывших связей. Жену и ребëнка убили наркоманы. Его надежда на новые любовные отношения умерла вместе с Моной Сакс. Его друг Влад предал его и закономерно умер. Его коллеги, с которыми он хоть как-то взаимодействовал умерли. К тому-же те сотни убитых бандитов тоже ни к чему положительному не привели. Вместо предыдущей ОПГ во главе с Пунчинелло пальму первенства переняла другая ОПГ во главе с ДеМарко. Принципиальной разницы между ними нет никакой.
Макс это всë видит, винит во всëм себя, всë больше утопая в самокопании, самобичевании и океане алкоголя. Алкоголь же тут выступает в качестве медленного способа самоубийства — бухает Пейн по-чëрному и каждый день, убивая организм и оставшуюся волю к жизни. Он и сам это понимает, но делать с этим ничего не может, да и не хочет, так как уже уверил себя в бессмысленности своего существования. И он решил не искать, где бы он мог принести помощь обществу, тем самым обретя смысл жизни, а просто пропивать свою полицейскую пенсию в ближайшем баре. Если бы его в этом состоянии не нашëл Пассос — Макса бы не сегодня завтра прикончила бы шпана, цирроз или решение отдохнуть в сугробе при очередной дороге домой из бара.
Хотел тут сказать о Пассосе и в принципе схеме развода, которую применили к Максу. Нооо я вообще не понял зачем в этой схеме нужен полицейский из США. Как это объяснялось в сюжете. Есть три брата Бранко: старший Родриго, средний Виктор и младший Марселло. Они из богатой семьи и наследство всë достаëтся Родриго который занимается каким-то строительным бизнесом, для него наняли в телохранители Макса. Виктор правый политик, которому приходится мутить деньги на свою деятельность и предвыборную кампанию у других чиновников и крупных бизнесменов, в том числе у своего старшего брата, причëм приходится эти деньги отмывать через какую-нибудь Панаму. Марсело просто дурачок-тусовщик, пыхарь-нюхарь всякого запрещëнного, который иногда помогает отмывать деньги Виктору.
Так вот, Виктору не нравится своë положение, ему нужны все деньги семьи. Он сотрудничает с каким-то государственным спецподразделением U.F.E., в частности с его начальником Беккером, используя UFE как официальную штурм-бригаду. Сотрудничает с какой-то парамилитаристской бандой, недо-ЧВК «Краче прето», используя их уже как теневую штурм-бригаду. Эта недо-ЧВК и UFE сотрудничают друг с другом с ведома Виктора. UFE устраивает рейды по фавелам, похищает людей, передаëт их Крача Прето, а милитаристы уже разбирают этих людей на органы, и продают их уважаемым дядям и тëтям по сходной цене.
Примерно в то же время, как начинается предвыборная гонка, начинаются и попытки похищения членов семьи Бранко. В первый раз это Родриго и его жена Фабиана, во второй Марсело, всë также Фабиана и еë сестра Джована, по совместительству девушка Пасосса. И если в первый раз Макс спасает всех, то во второй раз только двоих из трëх. Фабиану Максу спасти не удалось, и бандиты требуют выкуп, деньги у семьи Бранко есть, и братья выкуп решают отдать.
Иии вот тут начинает вмешиваться Виктор, чувствуя, что ему повезло. Он передаëт информацию о передаче денег ЧВК’шникам Крача Прето, и они не без потерь сделку срывают, забирая выкупные бабосы. Приходится Максу и Пасоссу идти тупо на базу Командо Сомбры в надежде забрать жену босса силой. Макс буквально разносит базу, но главарю удаëтся сбежать с заложницей. Потом Крача Прето натравливают на офис Родриго, и пока наëмники пытаются убить Макса, один из командиров UFE Бахмаер, убивает Родриго и ставит бомбу с чрезвычайно большой отсрочкой взрыва. Наверняка для того, чтобы Макс успел придти к своему мëртвому боссу и заметить бомбу, чтобы спастись, как и происходит.
Тут Макса ломает, он решает изменить себя и начать таки спасать людей. Поэтому он решил задушить зелëного змия в себе, в честь этого даже бреется налысо, отмечая своë волевое решение. На утро он напяливает цветастую гавайку поверх майки-алкашки и идëт в фавелы Нова-эсперанса вызволять у остатков Командо Сомбры заложницу, о чëм простодушно заявляет Виктору и Марсело. По пути встречает полицейского Да Сильву, который подкидывает информации. Ну, а потом с боем прорвавшись на холм видит, что в строю заложников пополнение в виде Марсело и Джованны, которые решили дать новый выкуп бандитам, но чëт немного задержались.
Так, моë эссе начинает напоминать пересказ сюжета — постараюсь ускориться и накидать остатки тезисно. Фабиана убита бандитами-оборванцами, фавельцев вперемешку с бандитами убивает и ловит отряд UFE в ходе рейда. Награбленных людей UFE продают бандитам-милитаристам на органы. Милитаристы убивают Марсело по бразильской классике, чтобы замести следы. Макс убивает одного главаря, спасает Джованну в итоге она уезжает с Пассосом из города. Макс разваливает недостроенный отель в котором разбирают людей по частям, окончательно разбираясь с Крача Прето.
Потом наводит марафет в офисе UFE, закрепляя успехи уже в аэропорту. Убивает начальника UFE, останавливает гранатомëтом самолëт, на котором пытался слинять Виктор и даже сдерживается и не убивает его, всего лишь ломая тому ногу. В итоге спецподразделение UFE расформировали,
Виктора садят в тюрьму, но его находят повешенным через неделю. Макс уходит в закат. Хэппи энд.
Так вот к чему этот пересказ. Зачем в схеме, которую мутит Виктор, нужен Макс Пейн? Я не понимаю. Вот допустим всë действо будет без Макса. Отмыв денег через Панаму проворачивает Марсело с помощью Пассоса, Макс тут не нужон. Командо Сомбра похищает Фабиану и Родриго в первый раз — всë, Виктор уже счастлив, план можно исполнять, присылать Крача Прето, срывая выкуп — профит. На лодочную станцию вполне могли отправить хоть Крача Прето, хоть UFE, и те и те, скорее всего удачно справились бы и с вырезанием бандитов и с убийством Родриго с женой, Марсело Виктор мог вообще в любой момент науськать идти с выкупом в одну каску в сердце фавел, где его и так бы при любом раскладе убили бы. И всë — профит. Деньги пришли, а рейтинги резко увеличились.
По хорошему Макс лишь внëс сумятицу в планы, добавил элемент неожиданности и в итоге все планы провалил своим вмешательством. Да и что они хотели на него повесить? Что он не справился с толпами головорезов вдвоëм на пару с Раулем? Любой следователь развëл бы руками и констатировал, что один на пару сотен это немного неравная схватка. Тут скорее чудо, что Макс не помер при первой же попытке похищения. Лишь божественное провидение в лице сценаристов и управления игрока не дало старому полицейскому отправиться на покой.
И пока я затронул эту тему. Замечали ли вы несоответствие поведения Макса под управлением игрока и Макса в катсценах? То мы с двух рук расстреливаем врагов десятками, влетая в толпу вражин, то пара гопников отжимает мобилу, пушку и скидывает в водосток, спасибо, что не обоссывают. И таких моментов предостаточно — Макс мог убить Бахмаера сразу же, без необходимости ему лампу на голову ронять. Мог в толпу комадо сомбры (на холме) влететь в булеттайме. На стадионе ладно, Пассос зассал, а так бы Макс завалил бы, конечно, командира Крача прето, без необходимости ещë на лодке кататься. Один раз, тупо идя по коридору, его чуть не застрелили, ладно разешал сосед-пироман. В общем на словах и в катсценах Макс та ещë развалюха, но всë меняется под нашим управлением, когда мы за раз отправляем в небытиë с десяток отлично экипированных, подготовленных молодых людей. Будем считать это игровой условностью.
Где-то тут я должен был начать говорить про социальное неравенство, классы и остальную левую тему. Ноооо в данном случае это не очень-то охото. Но я попробую. Тут сами сценаристы пытались делать какие-то высказывания. Типо вот какие эти богачи плохие, оторванные от народа, перемещаются по городу на верталëтах, только и думают о тусах, наркотиках и зарабатывают деньги на крови. Вон в каких условиях живут люди в фавелах, приходится заниматься преступностью и проституцией, при этом тебя в любой момент могут решить разобрать на органы те же самые люди, возможно из соседней фавелы. Не зря тут Виктор Бранко именно правый политик и не зря тут у честного копа фамилия Да Сильва, как у нынешнего левого президента Лулы Да Сильва, который на момент разработки и выхода игры был ещë в оппозиции к власти.
Но что разработчики предлагают? Какие пути решения? У нас по сути не так много полностью положительных персонажей. Давайте посмотрим на них. Например Джованна, невеста Пассоса. Она добрая и занимается благотворительностью в фавелах, как говорит Макс: «Работает с бедняками, отдыхает с богачами». И какой результат деятельности? Возможно она действительно помогла десяткам людей, возможно сотням. Но это не изменило систему и даже не подтолкнуло к изменениям, только успокоило болящую душу богатой девушки и возможно помогло отмыть кому-нибудь денег на благотворительности.
Из этой же оперы есть типо хороший пример бывшего полицейского. Который тоже работал в Нью-Йорке, но у которого не убивали семью. Сейчас он тоже занимается какой-то благотворительностью в фавелах Сан-Паулу. И тоже не меняет систему к лучшему. И тоже почему-то был в дорогущем клубешнике. Два раза из трëх мы встречаем его в туалете, что видимо означает его пассивную жизненную позицию. А это не про нас.
Поэтому у нас есть молодой и бодрый полицейский Да Сильва, который к тому же один из немногих не берëт взятки, да ещë и копает под крупные кланы, по типу четы Бранко. Он-то уже больше похож на пример для подражания. Правда он как-будто и сам не очень-то верит в свой успех и тоже предпочитает действовать не сам, а передаëт право реализации замыслов Максу Пейну. В итоге действий честного копа Виктор таки садится в тюрьму, а UFE расформировывают. Он хоть и не поменял систему, но сделал всë от него зависящее для улучшения ситуации.
Так что наиболее успешный по реализации планов тут именно Да Сильва.
Чего не скажешь о Максе. Его главная арка — психологическая. В первой части в начале он потерял жену и дочь, а в конце отомстил причастным, т. е. он был активным участником событий так как это было его осознанным выбором. Во второй им вертихвостила Мона и водил за нос Влад, т. е. он был манипулятивно втянут во всю эту кровавую круговеть, и в конце он теряет всë, включая надежду на хоть какое-то счастье. В третьей мы встречаем Макса уже идущего на дно как Батискаф с миллиардерами на борту — медленно и жалко. Его опять, как во второй части, втянули в кровавую мясорубку, но до того как окончательно стать фаршем он взял в руки себя и свою судьбу. Котлеты, такскать, доделывал уже он сам, крепко держа рукоять той самой мясорубки.
Ещë слышал претензию к сюжету, что мол «Макс-то не настоящий!». Ведь до этого две игры подряд он преследовал чисто эгоистические интересы, а на общество ему было наплевать, «чего он сейчас полез до самого конца». Так в том-то и цимес. Вот она настоящая арка героя.
Давайте ещë раз) У Макса образца первой части было осознанное желание успокоить свою душевную боль от утраты семьи. Он решил, что если отомстить причастным за убийство семьи, то боль пройдëт. По иронии вся ситуация с его женой, наркоманами, мафиозными кланами, корпорациями являлась частью целой картины социального неравенства, преступности, коррупции, т. е. обычного и знакомого нам капитализма. Потому решая свои эгоистические задачи он ещë и очищал город от конкретных преступников. Т.е. его неосознанным желанием было всë-таки искоренение преступности. Но именно потому, что искоренение было точечное и несистематическое, на место старых преступников пришли новые, ничем не отличающиеся. По итогу первой части ни одно из желаний не было выполнено.
Во второй части, Макс решил унять душевную боль новой любовью, но и это осознанное желание упëрлось в преступность, деньги, экономику. И опять Макс у разбитого корыта. И именно потому, что его неосознанное желание не было выполнено он всë глубже уходил в депрессивный запой. А к концу третьей части, Макс выбрал выполнять вот это неосознанное желание, связанное с общественностью. И когда он «не щадя живота своего» добился желаемого результата — он достиг и некой гармонии с самим собой, по крайней мере в конце он выглядел довольным и на протяжении второй половины игры совсем (или почти) не упоминал свою жену и дочь.
Кстати, наглядно разницу между старым и новым Пейном показали сами сценаристы третьей части. Вот например старый Макс. Сидит пьëт, пока преступность множится в городе. И начинает хоть как-то действовать только когда до него непосредственно докопались. И тогда он решает сбежать от своих проблем на лëгкую, как его заверил Пассос, работëнку. Тут же показана его привязанность к прошлому и то, что он ещë не пережил трагедию своей семьи, при этом его всë та же легкомысленность к окружающим. Ведь придя на кладбище проститься он чуть не оставил тут же своего нового приятеля, хотя прекрасно понимал, чем ему может грозить это прощание. То есть старый Макс показан уставшим, разочарованным, зацикленным на себе, своих переживаниях и не видящим ничего дальше своего носа.
То, каким Макс показан в промежутке от побега из США до облысения — это то куда он скатился, то дно, на которое он медленно опускался, вплоть до точки метафорической смерти и спасение из буквального ада, которое произошло больше по случайности, чем по заслугам. В итоге, почувствовав второй шанс и оттолкнувшись от дна, Макс переродился, стал новым человеком, который отвëл взгляд от своего носа и огляделся по сторонам, увидел вопиющее неравенство и открытый криминал, с которым таки решил хоть что-то сделать. Благо ему попался человек, который хоть и использует его, но делает это открыто, с согласия самого Макса и, самое главное, без видимой личной выгоды. Вы поняли, что я про детектива Да Сильву.
Тем самым и сам Пейн перестаëт действовать исключительно их собственных интересов и начинает помогать обществу как умеет. На что, кстати, обращает внимание командир Крача Прето, когда говорит, что Макс Пейн «истинный американец». Мол, он приходит в чужую страну и начинает наводить свои порядки, убивает людей направо и налево. Но Навис, конечно, не прав. «Истинный американец», а точнее стереотипный империалист, делал бы это в тысячи раз большем масштабе и с прямой экономической выгодой, как это бывало не один раз.
Макс, в отличие от таких империалистов, делает это на голом энтузиазме и ради общественного блага. Само то, что от расчленения была спасена группа ни в чëм неповинных людей уже говорит о том, что всë было не зря. К тому же пресеклась дальнейшая возможность похищений. Ну и вообще — дискредитировать правых политиков, замарав доказательствами виновности одного из влиятельных праваков — дорогого стоит. Хотя эти и сами справляются — один Балсанару чего стоит.
В итоге, произошëл сдвиг в общественной жизни, какой-то части населения стало легче жить, Макс стал ближе к душевному равновесию, Пассос и Джованна принесли в наш мир новую жизнь, Да Сильва наверное продвинулся по службе, за время игры были физически выпилены представители крупной буржуазии. Одни сплошные плюсы. В общем советую поиграть в третьего Пейна с полноценным вниканием в сюжет и взять пример с Макса — взяться за ум и понять, что личное счастье не может быть в отрыве от общественного, так как нельзя быть свободным от общества в котором живëшь.
А если ты со мной не согласен — напиши об этом в комментариях.
И на этом у меня всë. Любви, добра, пока.
Лучшие комментарии
Спасибо за блог!
Мне очень понравился текст, именно то, как он написан.
Касательно замечания, что в кат сценах Макс один, а в геймплее другой. Мне кажется кто-то в руководстве Rockstar увидел прототип и сказал, что нужно больше перестрелок. Но чисто исторически сложилось, что Макс не нападает первым, сначала он пару раз подставит другую щеку, а потом «Нас было только трое: он, я и мой пистолет.» ©. В итоге решили эту условность не выравнивать :)
На мой взгляд, он по прежнему делает все исключительно для своего спокойствия, потому что ему нечего терять и влазит во все авантюры по той же самой причине. Этим обосновывается отсутствие у него каких-либо напарников в борьбе с бандитизмом, ибо если он сгинет, то как бы ничего страшного, больше никто из «мирных жителей» не пострадал по его вине.
Проблема кат сцен игры не в длине, а в невозможности их пропустить.
При установке фанатского патча на пропуск роликов — скрипты лопаются.
зато без загрузок)
Небольшая ремарка: то, что ты описываешь здесь и в тексте, называется лудонарративный диссонанс. Простыми словами — несоответствие геймплея и того, как персонаж прописан. Очень этим грешил перезапуск Ларки от квадратных, например.
А за блог спасибо, очень интересно получилось! Будь моя воля, дал бы косарь прям сейчас =)
Спасибо за отзыв)
Возможно так и было, но от этого получается некоторый нарративный диссонанс. Про то, что сейчас он тоже в собственных интересах действует — может быть, но это всë-равно уже другая форма. Да и у него была возможность если что свалить с Пассом и Джованной, но он решил довести до конца не свою борьбу. У себя дома в Нью-Йорке он добивать клан ДеМарко не стал, например. Хотя это, казалось бы, ему намного ближе.
да, всë правильно, спасибо за ремарку) и за такую высокую оценку конечно))
Да, лично, а потом ел их, 250 миллионов за 1937
Систематически преступников уничтожал только товарищ Сталин.