24 сентября 2023 24.09.23 6 3867

Commodore. От зарождения до банкротства

+35
Лучший блог недели
2000 ₽

Один конкретный человек

История берет свое начало в 1939-ом году, когда Третий Рейх оккупировал Польшу. Джека Тремиэла вместе с родителями отправили в еврейское гетто в Лодзи, а от туда уже в Освенцим. После осмотра у Йозефа Менгеле его отправили работать в швейную фабрику. Мать осталась в лагере, а отца убили. В 1945-ом году армия США спасла его из трудового лагеря. Спустя два года эмигрировал в Штаты, вступил в армию, где научился чинить офисное оборудование.

Позже он покидает армию, работает таксистом, пока в 1953-ем году не решает купить магазин в Бронксе для починки офисной техники, для чего воспользовался ссудой от армии в размере 25 тысяч долларов. Спустя год вместе вместе со старым знакомым Манфредом Каппом основывает компанию Commodore Portable Typewriter.

От пишущих машинок к персональным компьютерам

От починки пишущих машин в 1956-ом перешли к их производству, договорившись с чехословацской Zbrojovka Brno Np. Из-за политических трудностей в Торонто пришлось открыть Commodore Business Machines.

Все шло неплохо до 1962-го года, когда японские пишущие машинки начали доминировать на рынке. Бизнесмен Ирвинг Гулд спас компанию, выкупив 17% акций, став ее председателем. В самой Commodore решили перезапустить ранее провальное производство механических калькуляторов. Гулд настоял, чтобы Джек съездил в Японию, чтобы понять успех их продукции.

Тремиэл съездил, увидел электронные калькуляторы, вернулся и начал производство этих самых электронных калькуляторов. Первое время все было хорошо, однако позже японские электронные калькуляторы появились на рынке. Такие же по качеству, но дешевле.

Компания вновь была на грани банкротства, и вновь Ирвинг спас ее, выделив 3 миллиона долларов. Благодаря этому Джек выкупил Mos Technology Inc. производителя микросхем и полупроводников для Commodore, у которых тоже были определенные финансовые проблемы. В результате договора инженер Mos Technology Inc. Чак Педдл должен был перейти в Commodore в качестве главы инженерного отдела.

Попав в новое окружение и оценив ситуацию на рынке, Чак начал убеждать Джека Тремиэла, что калькуляторы - это тупик, а будущее за компьютерами. Тремиэл посоветовал ему сначала создать компьютер, а уже потом убеждать его. Вместе они сперва решили поискать готовый дизайн. Так в 1976-ом году Стив Джобс и Стив Возняк показали Чаку Apple II в надежде продать прототип. Однако им отказали, т. к. Джобс потребовал слишком высокую плату.

Педдл не отчаялся и начал создавать компьютер с нуля, а Джек объявил срок, при котором все должно быть готово - 6 месяцев, чтобы успеть к началу Выставки бытовой электроники в январе 1977-го года.

Commodore PET

Январский показ компьютера на Выставки бытовой электроники был успехом, хоть PET и не успели полностью доработать. Полноценное производство решили отложить. Спустя полгода доделанный ПК показали на Летнем шоу потребительской электроники (Summer Consumer Electronics Show), где PET произвел настоящий фурор. Футуристичный дизайн, компактность, 4 килобайта памяти, встроенный кассетный магнитофон, монохромный монитор - и все это сделано на одной плате!

Различные СМИ и разработчики ПО сразу заказали несколько компьютеров, общее количество которых было несколько сотен при ценнике в 495 долларов за версию с 4 Кб памяти и 795 долларов за 8 Кб памяти. Commodore так же стали первыми, кто лицензировал ПО Microsoft для создания на нем собственного интерфейса, известного как Basic 1.0. Правда, из-за программных и юридических деталей Майки чуть не обанкротились.

Однако спустя время компьютеры возвращали, ссылаясь на маленькую и неудобную клавиатуру. После этого было решено сделать новую версию PET.

 Клавиатура больше. Магнитофон убрали
 Клавиатура больше. Магнитофон убрали

PET 2001-N (т.е. New - новый) вышел в 1978 году. Чтобы не отставать от Apple II и TRS-80, обновили ПЗУ ядра для поддержки дисководов, поменяли монитор, обновили интерфейс до BASIC 2.0. Версии отличались количеством памяти на 8, 16, 32 Кб.

Продажи полетели вверх, пусть и уступая ранее упомянутым конкурентам. Это значило, что пора выходить на Европейский рынок под названием CBM 3000, т.к. "PET" было лицензировано компанией Philips. Спрос был не высокий, и продажи быстро прекратились.

Серия 4000-ых моделей вышла в 1980-ом году и имела успех в образовательных учреждениях. В частности, активно использовалась возможность создания локальной сети и использование одного принтера с нескольких ПК.

Да, Commodore PET вышел отличным. Вот только, не смотря на новые версии, он был устаревшим. И ладно дисковод и количество памяти их добавляли в новых версиях. Но отсутствие графического интерфейса и внутренней памяти (жесткого диска) оставляли Commodore позади Apple, Atari и IBM.

Думаю, стоит упомянуть и об играх, раз мы на игровом сайте.

Из различного рода аркадок можно выделить несколько любопытных проектов. Например, Hamurabi - первый в истории экономический симулятор.

Andromeda Conquest - первая в истории 4X-стратегия.

Flight Simulation - один из первых авиа-симуляторов. Порт с ZX Spectrum.

Commodore VIC-20

Отставание от конкурентов было очевидно. Джек Тремиел дал задание инженерам разработать новый компьютер с графическим интерфейсом и доступной ценой.

Компьютеры для масс, а не для классов!

Джек Тремимиел

Было решено отойти от сложных и революционных идей для большей удобности для людей. Из-за такой новой направленности ведущая группа инженеров проекта ушла. Пришлось собирать новую. Много внимания было уделено дизайну устройства и коробке для продажи. Подписали несколько контрактов с производителями софта и видеоигр, чтобы на релизе пользователь не чувствовал себя обделенным. Из заметных партнеров Adventure International - разработчики различного рода квестов.

VIC-20 вышел сперва в Японии в 1980-ом году, а спустя год и в остальном мире, став по-настоящему успешным. Более двух с половиной миллионов проданных компьютеров. Поддержка 16-ти цветов, три звуковых канала, официальная поддержка расширения памяти и возможность подключения к любому телевизору и монитору за цену в 299 долларов. Именно цена сыграла ключевую роль в популярности.

VIC-20 - непревзойденный недорогой компьютер, ориентированный на потребителя!

Журнал "Byte"

Не смотрян на малую мощность в сравнении с IBM PC (Который стоил 3285 долларов!), его доступность и простоту в программировании открыли для многих путь в IT. Вышло более 500 игр на катриджах. Порты  Space Invaders,  Pac-Man, Frogger, Defender,  Galaxian,  Donkey Kong. Многие разработчики умудрялись обойти ограничения катриджей в 16 Кб.

Commodore 64

VIC-20 был невероятным успехом. Джек, как умелый бизнесмен, понимал, что на достигнутом нельзя было останавливаться. В начале ноября он потребовал от инженеров, чтобы новый компьютер на новом поколении памяти был готов в январе 1982-го года. Два тяжелых месяца разработки без выходных привели к готовому прототипу для Международной выставки потребительской электроники, где технологии и дешевизна компьютера поразили всех.

Мы видели, как у людей из Atari от удивления отваливались челюсти, "как вы сделали такое за 595$?"

Дэвид А Зиембики, инженер Commodore

Commodore владела производителем чипов MOS Technology, и себестоимость каждого C64 составляла всего 135 долларов.

Спустя семь месяцев С64 выходит в продажу и уничтожает конкурентов. Apple II за 1200 долларов уже считался устаревшим в графике и звуке, хоть благодаря расширениям мог наверстать отставание. Atari 800 ничем не уступал, кроме цены в 899 долларов. Commodore запустил агрессивный маркетинг, напоминая о своей дешевизне.

 

С64 стал по-настоящему народным ПК, продавшийся за 12 лет тиражом в более 15 миллионов компьютеров.

Как и в CIV-20, все железо C64 было в клавиатуре, т.е. его можно было подключить к любому телевизору/монитору.

64 Кб памяти, поддержка 16 цветов до 8 спрайтов одновременно, 3-канальный синтезатор, 8 октав. Не забываем про возможность расширения памяти, подключение различной аппаратуры, в том числе джойстика и мышки.

За все время на компьютере вышло несчетное количество игр и программ.

 Altered Beast, удивившая всех своей графикой на момент выхода.

 The Bard’s Tale - одна из первых и самых влиятельных РПГ.

 Castle Wolfenstein - прародитель жанра стелс и знаменитой сегодня серии шутеров от первого лица.

 Castlevania - порт одной из первых метроидваний.

 Contra - порт знаменитого аркадного shoot'em up.

 Elite - первый космический симулятор в открытом мире, поразивший всех размером доступного космоса.

Начало конца. Что происходило в самой компании?

Казалось, что благодаря умению вести бизнес и зарабатывать деньги Джека Тремиела все должны были уважать и развязать ему руки. Но не тут то было.

  Что ж, в январе 84–го состоялась та судьбоносная выставка бытовой электроники - очень странная пресс-конференция. Джек Трамиел вышел на сцену перед целым залом, полным журналистов, чтобы сделать объявление о том, что в календарном 1983 году Commodore продала продукции на сумму более миллиарда долларов. Просто феноменально. За три года компания выросла с менее чем 100 миллионов долларов до корпорации стоимостью более миллиарда долларов. Просто невероятный рост. История успеха. Но Джек был на сцене и не выглядел счастливым человеком, а Джек вообще был не из тех, кто скрывает свои эмоции – это просто показалось странным некоторым из нас в задней части зала. Через три дня после шоу Джек объявил, что уходит из компании. По-видимому, между ним и председателем правления Ирвингом Гулдом произошла какая-то размолвка, и с того дня компания изменилась  

Нил Харрис, редактор журнала Commodore

Совет директоров во главе с Ирвингом Гулдом все время спорили с Джеком почти во всем. Ирвингу не нравился полный контроль Джека над всем процессом создания компьютеров, от идеи до отправки на прилавки магазинов. Все ненавидели работать с ним, зная, что он любую сделку вывернет в свою пользу. В любом проекте он находил несколько аспектов, на которых можно было спокойно сэкономить. По итогу получается портрет жесткого и бескомпромиссного бизнесмена. В пример часто приводят его цитату из одного интервью.

Бизнес - это война, я не верю в компромиссы, я верю в победу

Джек Тремиел

Тем не менее, зарабатывать деньги тоже надо уметь. Не смотря на все эти негативные моменты, некоторые из его бывших коллег отзывались о нем в положительном свете.

Индустрия микрокомпьютеров изобилует ужасными историями, описывающими, как Commodore обращается со своими дилерами и клиентами. Однако Джек Тремиел построил крупную и прибыльную организацию, предложив эффективный продукт. Тремиел определенно играет жестко, но он заслуживает похвалы за то, чего он смог достичь.

Адам Осборн, инженер и предприниматель

13 января 1984 года Джек покинул Commodore навсегда.

С128 и Commodore Amiga

Перед Commodore Amiga стоит упомянуть C128.

Являлся он улучшенной версией C64. Количество памяти увеличили до 128 Кб, существенно переработав весь дизайн. Имел полную совместимость с предыдущей моделью. К сожалению, это был провал по продажам.

Приняв всю критику, новые реалии рынка и уход большей части инженеров вместе с Джеком, было решено купить компанию Amiga, которая разрабатывала свой ПК.

Люди в Amiga были выходцами из Atari, которым не нравилось руководство вторых. Однако, не смотря на это, им пришлось заключить контракт с бывшим руководством, т.к. денег у Amiga почти не осталось.

Вот только в 1983-ем году случается крах видеоигр. В 1984-ом году Тремиел уходит из Commodore, основывает Tramel Technology Ltd. для создания и продажи компьютеров. Чтобы не начинать весь бизнес с нуля, решает прикупить уже готовую компанию с готовыми наработками. Остановились на Amiga, но переговоры не удались, т. к. Джека интересовали технологии, а не люди, которые их сделали. Тогда он приметил теряющую деньги Atari, которую приобрел. Объединил две компании в одну под названием Atari Corp. Amiga узнали о покупке и не хотели делиться наработками с Тремиелом, поэтому обратились за помощью к Commodore, которые выплатили Atari все ее расходы на Amiga, параллельно купив вторых полностью.

Commodore Amiga должен был стать чудесным спасением для компании. После провального релиза C128 деньги стали пропадать. Сам компьютер был довольно мощным, удобным, имел мультимедийные функции, улучшенный графический интерфейс и возможность пользоваться двумя приложениями сразу.

Но, как не прискорбно, Amiga не спас компанию. В начале продаж в 1985-ом году не успевали производить необходимое количество, из-за чего январскую презентацию 1986-го года пришлось пропустить, что стало одной из основных причин провала. Маркетинг нового 32-разрядного компьютера Commodore Amiga был просто ужасен. В отличии от прошлых ПК, Amiga продавался только в официальных магазинах техники, что повлияло на доступность к покупке.

Кульминационным моментом Commodore стала Amiga 1000 (1985). Amiga настолько опередила свое время, что почти никто, включая отдел маркетинга Commodore, не мог полностью сформулировать, что это такое. Сегодня очевидно, что Amiga был первым мультимедийным компьютером. Тем не менее, в те дни его высмеивали как игровую машину, потому что мало кто осознавал важность продвинутой графики, звука и видео. Девять лет спустя производители все еще пытаются создать системы, работающие подобно Amigas 1985 года.

Журнал "Byte", август 1994

В 1986-ом году генеральным директором становится Томас Раттиган, который стал принимать антикризисные меры. Было решено принять новую стратегию. Прекращение производства Commodore PET, VIC-20 и каких-либо других версий C64, кроме основной. Оригинальный Amiga 1000 поделили на две версии: 2000 и 500. Первая была мощнее и дороже, втора - попроще и подешевле, и именно она станет самой популярной.

С возрождением рынка видеоигр Commodore решила активно за него взяться, рекламируя компьютер как игровую платформу, что принесло свои плоды, но ненадолго. Вышли сперва Sega Megadrive, а затем и SNES, поджавшие под себя весь рынок видеоигр. А компания даже не успела отбить все деньги, затраченные на продвижение.

Так, к началу 1990-ых Amiga уже устарел. Компьютеры Apple и IBM были намного мощнее и выгоднее. Однако им все же удалось обогнать по продажам Atari. Маленькая, но все же победа.

Amiga CD32

Многие пользователи Amiga 500 использовали ее как игровую консоль. Commodore не стала долго думать и выпустила переработанную версию Amiga в виде игровой консоли. Так, в 1994-ом году в Европе вышел Amiga CD32 по цене в 399 долларов.

Ход может показаться немного идиотским. Но нужно понимать, что если пользователь хочет использовать платформу только для игр, то ему не нужны навороты в виде ОС, долгой загрузки и других ПК "проблем" тех лет. Однако, если сильно захотеть, то CD32 можно было превратить в полноценный компьютер. Да и работать над портами не нужно было, железо же тоже самое. А на Amiga было полно игр: Simon,  Battletoads, Star Crusader,  Theme Park UFO: Enemy Unknown Worms и т.д.

Да, звучит все хорошо. Вот только из-за проблем с поставками спрос не был удовлетворен, а провал на компьютерном рынке загнал компанию в долги, которые не позволяли продажи консоли в США. А затем Commodore обанкротилась.

Банкротство

К 1993-ему году Реттиган потерял какое-либо управление и влияние в компании из-за Ирвинга, взявшего все управление на себя. Он отменил все новые проекты Amiga, а 26 апреля 1994 года закрыл все подразделение Amiga. Спустя три дня Commodore официально объявляет себя банкротом и ликвидирует все свои активы.

Части Commodore и Amiga были распроданы разным компаниям, которые только допродавали остатки компьютеров. Пережить такой удар смогли только Commodore UK и Commodore BV (Нидерланды), которые все так же распродавали оставшуюся технику, после чего закрылись.

Еще несколько лет права на Commodore переходили от одной компании к другой. Выходила различного рода ПК переферия под брендом Commodore. Все это привело к тому, что этим брендом владеет Cloanto с 2005 года и по сей день(По-крайней мере это все, что я смог найти).

Так заканчивается история одного из самых крупных и влиятельных производителей компьютеров конца XX века. Который оставил огромный след в истории. Яркий пример того, что плохая реклама и не понимание рынка может загубить любой хороший продукт.

Всем спасибо за внимание. Всем добра.

Добавлено: Спасибо за награду, но почему обложку поменяли?


Лучшие комментарии

Вот хорошо, когда хорошо)) Мы с бородой совсем не эксперты по всему этому «железу», однако с удовольствием читаем подобные исторические экскурсы по игровым примочкам. Вы — огромный молодец. От нас Вам плюсик в карму… или как на СГ правильно рейтинг называется?))

Вот хорошо, когда хорошо))

Не тот волк, что волк, а волк — волк.)) Спасибо за похвалу. Пойду делать новый блог, надеюсь, вдохновение придет и напишу его быстрее.

Помню я этот лейбл.Когда в конце 80-х футбольные клубы стали переходить на «хозрасчет» он «светился» на футболках нашей команды как спонсор.

Приятный влог, освежает память и раскрывает некоторые моменты. И не заметил как допил чай ????

Кстати история Атари после покупки Джеком Тремиэлом тоже очень интересная. Одна история Ягуара чего стоит.

Читай также