И так, попытка написать хоть одну статью номер 14.5, поехали!
Предисловие
Изначально в этой статье был не только Pathfinder из-за чего и формат статьи выглядит как-то не очень, однако я понял, что лучше разделить статью на отдельные части, иначе я никогда её не выпущу.
Одна только часть про серию Divinity: Orginal Sin у меня вышло объемом как 2.5 Pathfinder'а при том, что она закончена примерно процентов на 70, а помимо этого есть и много других хороших CRPG.
Да и к тому же если эта статья никому не зайдет, то я пойму, что на это время тратить не стоит.
Pathfinder: Kingmaker и Wrath of the Righteous
Pathfinder - это серия ролевых игр, основанная на одноимённой настольной игре. Серия предлагает игрокам глубокий сюжет, богатый мир и возможность отыгрывать уникальных персонажей, но обо всём по порядку.
Мир
Действия игр происходит в основном мире Patfinder, а именно Голарионе, который объединяет в себе много разных элементов, в этом мире вы сможете встретить части самых разных культур, например:
- Славянской
- Скандинавской
- Египетской
- Восточной (Япония, Китай, Индия)
- Западно-европейской
Каждая культура вносит заметный вклад в мир: мифы, персонажи, боги, география. Некоторые считают, что весь этот мир — бессмысленная мешанина, где всё сшито белыми нитками, другие же, в том числе и ваш верный слуга, считают, что суровые викинги могут спокойно уживаться в одном мире с феодальными рыцарями, ведь такой подход помогает каждому найти что-то для себя.
Во вселенной Pathfinder неизмеримое число богов, однако в играх на выбор даётся чуть более 20. Их выбор влияет на мировоззрение, способности и отношения с другими персонажами.
Так например персонаж, который поклоняется богу лжи вряд ли сможет заромансить паладина, поклоняющегося богу справедливости. Впрочем никто не запрещает выбрать в качестве веры атеизм.
Помимо прочего мир вселенной делится на планы, их количество так же огромно, но используются из них чаще всего следующие:
- Материальный план, служащий аналогом земного шара
- Небеса, где царит добро и законность с её ангелами
- Преисподняя с её тираническим злом, где обитают все дьяволы
- Бездна, отражающая хаотичное зло, которое учиняют демоны
- Элизиум, мир хаотичного добра и красоты
Так или иначе мы будем взаимодействовать с каждым из указанных выше планов по ходу действия сюжета, особенно во второй части.
Сюжет
В роли протагонистов обеих игр выступают персонажи, которых мы создаём сами либо выбираем из уже готовых пресетов, правда в отличии от Divinity: Orginal Sin и Baldurs Gate невыбранные персонажи не встретятся нам по сюжету, поскольку представляют собой лишь готовый набор из внешности и способностей для тех, кому не хочется сильно вникать в прокачку.
В Kingmaker главным героем становится одним из многих искателем приключений, который откликнулся на призыв местной правительницы, суть задания проста: избавить землю от разбойников и проклятья, после чего в награду получить титул барона/баронессы.
Однако с самого начала всё идёт не по плану, в замок врываются убийцы и к нашему списку заданий прибавляется разбирательства с предателем, который всё это подстроил. Впрочем ближе к концу этой ветки квестов нам попадается дриада, которая рассказывает о злом владыке фей, который наслал на неё проклятье и нашей новой основной задачей на оставшуюся игру становится расколдовать её, победить владыку после чего продолжать править своими прекрасными землями, но само собой по дороге все становится не так однозначно и по итогу наш герой может выбрать и другую сторону конфликта, либо вовсе переиграть всё на свою пользу.
В Wrath of the Righteous сюжет начинается с того, что нас прямо в день города в состоянии близкому к смерти заносят на главную площадь, мы плохо помним, что с нами случилось и не успеваем вспомнить, ведь практически сразу после того, как мы проснулись на город нападают демоны, после чего всё складывается невероятным образом и мы становимся командором пятого крестового похода, цель которого остановить вторжение демонов и закрыть брешь между мирами.
Чуть далее по сюжету мы обретаем мифические способности, которые дарованы нам одним из планов на наш выбор: вы можете сразу же стать ангелом, воодушевив свои войска этим или стать демоном введя всех в ступор, а можете стать личем, да даже драконом, все зависит от ваших предпочтений и отыгрыша.
Вариативность в сюжете обеих игр присутствует, при том не только в основном сюжете и наш выбор действительно влияет на происходящие события, особенно это заметно на примере выбора мифических путей во второй части, где на ваши способности будут реагировать достаточно часто и по-разному.
Геймплей
Сразу после главного меню обе игры отправляют нас в редактор персонажа
В Kingmaker внешность редактируется очень скундно, да и графика после BG может отпугнуть, но это быстро проходит. Однако вместо огромного количества ползунков параметра внешности здесь 16 базовых классов, в каждом из которых 4 подкласса и ещё 7 дополнительных классов со своими требованиями.
В Wrath of the Righteous внешность настраивается лучше чем в первой части, конечно далеко не уровень корейских ммо, но прогресс заметен. К тому же внешность заметно меняется в зависимости от мифического пути, который был выбран. Классов же больше: теперь у нас 25 базовых и 13 дополнительных классов.
Геймплейно обе игры представляют из себя типичную рпг с активной паузой.
Большую часть времени мы занимаемся исследованием мира, решением проблем земель или крестового похода и выполнением побочных заданий, которые прописаны не хуже основных.
Что касается боёвки: как и во всех остальных crpg в начале боя каждый персонаж бросает кубик инициативы, который определяет порядок хода. Персонажи с более высоким результатом инициативы ходят первыми.
В свой ход персонаж может совершить одно основное, одно дополнительное и одно свободное действие. Основные включают в себя атаку, использование заклинаний, использование навыков и другие. Дополнительные включают в себя движение, передвижение, использование предметов. Свободные включают в себя небольшие действия, такие как использование заклинаний без концентрации или проверка навыков. Сложность боёв, как и всей игры, достаточно гибко настраивается.
Baldur's Gate 3 использует ролевую систему D&D5e, а pathfinder одноименную систему первой редакции, которая несколько сложнее, например вы просто не можете использовать оружие и броню, которыми не умеете пользоваться или заклинания: они делятся на школы, уровни и действия, а не просто даются определённым классам пачкой.
Всего
спутников, с учётом DLC, в первой части 12, а во второй 14,
но с собой можно взять максимум пятерых, вместе с гг выходит пати из шестерых персонажей. Как и в Baldur's Gate всеми спутниками можно управлять,
прокачивать и перекачивать их; также каждый из них имеет своё мнение о
происходящих событиях и действиях протагониста. Так же вы всегда можете собрать отряд из наёмников, которые не будут иметь ни характера ни квестов, зато полностью с нуля созданными вами.
Правление и Крестовый поход
В Kingmaker нам в управление дают в управление целую провинцию, а власть несёт за собой ответственность, например: в дальней части земель завелись разбойники, которые грабят ближайшие деревни, нужно решать: отправить туда генерала, регента или вовсе проигнорировать, пока выполняется это задание тот, кого мы отправим, будет занят и не сможет выполнять другие, а ведь у каждого задания есть таймер. Успешное выполнение зданий приносит ресурсы с помощью которых мы можем застраивать города и расширять земли, а провал, логично, ресурсы отнимает.
По описанию править может показаться просто и даже интересно, однако события слишком быстро начинают повторяться, часто возникает ситуация, когда необходимый вам персонаж выполняет другое задание и лишь он один может решить возникшую ситуацию, решение некоторых вопрос требует личного присутствия главного героя, а он в этот момент может быть на другом конце карты и пока он дойдет у вас отнимут ресурсы за «игнорирование». На максимальном уровне сложности от этого не спасает даже автоматический режим, где за вас всё решает компьютер.
В Wrath of the Righteous мы становимся командором крестового похода и решаем мы проблемы, которые связаны с ним, например: наёмники отказываются подчиняться офицеру вашей армии — можно прогнать их, согласиться на улучшение условий или отправить договариваться своего спутника, который так же является наёмником.
Управление заметно улучшили: больше событий, никаких таймеров, никакой системы советников. Вместо присоединения земель теперь захват крепостей демонов, который выполнен в стиле «Героев», играется это всё заметно приятнее и даже на максимальной сложности это не выглядит невыполнимым.
Мнение автора: если вас заинтересовала эта серия, то советую начинать со второй части, сюжетно игры никак между собой не связаны, но вторая часть заметно интереснее и если уж вселенная вас затянет, то можно перейти к первой части.
Лучшие комментарии
Очень советую ознакомиться со второй частью, вы точно не пожалеете о потраченном времени!
Не хотелось бы быть нудотой, но в тексте есть пару неточностей:
1. Pathfinder базирован на 1м издании, не на 2м. (которое по своей сути представляет из себя D&D 3.75)
2. Про стартовых персонажей немного не точно — в отличие от БГ3 нет никакой разницы между своим и готовыми персами — все они по сути чистые болванчики и никак не влияют на сюжет по особенному — тебе просто предлагают готовый вариант персонажа если ты не хочешь пока вникать сильно во всю эту систему.
3. Пати состоит не из 5, а из 6 персонажей максимально (ГГ + 5 компаньонов). Также можно дописать что есть возможность создать себе новых персонажей для пати в качестве наемников — но естественно это будут просто болванчики без истории\сюжета.
А так в целом — буду ждать остальные блоги, будет интересно послушать.
Играл только в Kingmaker. Из того, что тогда запомнилось, были ламповые разговоры у костра и лесной народ.
Каждый привал соратники без проблем находили новые темы побеседовать. Кроме того, что ты сам узнавал про них новые подробности, так ещё диалоги практически не повторялись на протяжении 100 часов игры, хоть стак практически не менялся. Ещё отдельная возможность поставить лагерь на локация добавляет атмосферы, когда можно своими глазами увидеть их за обычной работой.
По поводу лесных существ. Я просто не встречал такое обилие нимф, сатиров и нереид в других RPG. А скучно с этими хаотичными, как и сама природа, обитателями точно не бывает.
Патфайндер заметно объёмнее и ветвистее чем днд5е(упрощенная версия используется в бг3) и это открывает огромный простор для билдов и тактик.
Предлагаю к ознаКомлению!
УПД: я больше не хочу редактировать статью чтобы добавлять что-нибудь, иначе это вновь затянется, поэтому скажу здесь: статья рассчитана в основном на людей, которые слабо знакомы с изометрическими рпг и познакомились с жанром после Baldur's Gate 3, поэтому в статье я часто идёт сравнение именно с ней.
Затёр до дыр обе части Pathfinder, обе очень понравились, хоть и RTS элемент время от времени невероятно раздражал, как в том же WH: DoW2. В своё время даже забросил несколько раз тот же Kingmaker, прежде чем пройти его первый раз, а WotR купил только с первыми фиксами, чтобы не страдать от рандомной группы чертей, что решили напасть на твой лагерь в эндгейме, впоследствии вырезав большую часть этого самого лагеря.
Крестовый поход же в WotR… Не найдётся слов, чтобы описать всю скуку, с которой я мирился, продвигаясь по карте мира, особенно в 5 главе, когда этот геймплей затягивается до неприличия, да и награды за всё это неравноценны. Можно отключить, конечно, в настройках, но я не решался, ибо не знал какие именно ивенты игра мне закроет.
И всё же, на мой непрофессиональный взгляд, WotR предлагает куда большую сюжетную реиграбельность, чем BG3. Когда как вторая опирается на вариативность в плане «сюжет + геймплей», первая, в свою очередь, опирается на свою масштабность и размах происходящих в игре событий. Станешь ли ты роем, что съест на своём пути буквально всё, или трикстером со своей уникальной концовкой — выбор твой. Так я и прошёл почти на все пути, не тронув только Эона и Дьявола и до конца не завершив Лича, но всему своё время.
Спасибо за блог!
Спасибо за замечания, исправлю в ближайшее время!
1.Это действительно мой косяк, я был искренне уверен, что игра базируется на второй редакции.
2.Это тоже мой косяк, я не уточнил о том, что готовые <<персонажи>> это просто пресеты
3. Это ужасная глупость, что я находясь в игре написал, что пати не 6, а 5
Так же я хотел написать про наёмников, но в процессе урезания статьи забыл об этом, впрочем я всегда считал, что отряд из наёмников это для трайхардов, которые угарают по билдам и которые просто хотят собрать мощный отряд, который не входя в активную паузу может уничтожить всё живое
А я сел играть в первый айсвинд *осел_из_Шрека.жпг*
Как тот, кто мало знаком с КРПГ и играл в три-с-половиной представителей жанра, могу сказать по ВотРу — просто БЕШЕННЫЙ эпик и пафос, в хорошем смысле этого слова, а так же действительно внушающие мифические пути, дающие желание сразу же перепройти — но все же игра скорее про боевку и тактику, а не нарратив. Боев много, они требовательны к тактике и билдоте (даже стомпить рил таймом на изюке просто часто так не дадут), а офигенно прикольный в плане выборов военный совет намертво связан с душными недогероями. Все хочу устроить мемное перепрохождение шестью рыцарями-крестоносцами со священным ДЕУС ВУЛЬТОМ, но как вспоминаю, какими мне душеыми показались половина данжей…
Все еще отличная игра
Пацаны в теме советуют Соласту, мол при общей инди-дешевизне, сама система ДнДшная там реализована очень годно, и разрабам Бг3 стоило бы подглядеть там ряд фишек. Как минимум интерфейс)
Ну а Айсвинд да, душный. Сейчас пещеру с вонючими жуками во втором акте вилкой чищу. Но зато ламповая ностальгия, юность вспоминаю)
Для любителей истории там достаточно гибко настраивается сложность. На самом низком можно просто заходить в файт и пойти за чаем
Нда, ну и отвратительное же чтиво я написал. Надо исправляться!
Очень странный набор мыслей если честно, аналогий с вархамерами я вообще не понял. Тогда уж это как Вархаммер и Варкрафт, чуваки просто создали свою отдельную вселенную в схожем духе (и на базе более старого свода правил днд кек) и развивают её самостоятельно. Возможно 40к тут приплетен из-за существования Starfinder, который расширяет эту вселенную до космических мастабов, но эдак можно и про ДнД сказать, что там над всем этим витает Спеллджаммер, со своими космосами и инопланетянами.
Серия ID единственная, которую я изначально решил не включать в блог т.к. она на мой взгляд слишком душная и нарратив там не очень.
Прохожу Pathfinder уже на протяжении месяца, игра нереально затягивает, бг3 почему то не осилил, наиграл часов 30 и забросил, pf наиграно уже около ста часов, и вот спустя две недели затишья вернулся в неё, отложив bg3 «на потом»
Недавно узнал, что вроде как...
С одной стороны да, но в Блэкуотере я умудрился всасывать даже на минимальной сложности.