28 августа 2023 28.08.23 2 2330

Mondealy | Ламповый инди-проект одного человека

+6

Знаете, бывают в жизни такие случаи, когда ты, уже будучи знакомым со множеством фильмов, игр и книг, уже, казалось бы, ничему не удивляешься и радуешься любой неплохой теме, но при этом в душе будто бы остаётся некое белое пятно, причина коего довольно туманна, а потом ты вдруг натыкаешься на нечто, затмевающее сразу всё ранее увиденное иль услышанное, а сердце трепещет, осознавая внезапное исчезновение того самого белого пятна. Примерно такой эффект на меня оказал Mondealy, вышедший 9 августа 2023 года, буквально через несколько дней после ряда громких релизов.

 

Должен признаться, что изначально про Mondealy я не знал абсолютно ничего, умудрившись пропустить даже демоверсию будущего проекта: Mondealy Day One. Тем не менее, меня сразу привлёк ряд деталей, которые заставили дать игре шанс: во-первых, качественный пиксель-арт с дотошной прорисовкой деталей окружения и персонажей, а так же их анимаций; во-вторых, среди вдохновителей проекта числились известные многим (в том числе и мне) Undertale и Stardew Valley. Была и третья причина, но её я коснусь несколько позже, благо она уже личная. Для разъяснения: я понимаю, что пиксель-артом в 2023 году никого не удивить, но при этом должен подметить, что даже сегодня не так часто можно встретить игры, чьи разработчики были столь старательны к прорисовке окружающего мира, придавая ему не только должные очертания, но и живые оттенки, отчего всерьёз начинаешь верить в то, что на экране полноценный живой мир, а не просто красивая картинка. Подобный эффект от пиксель-арта я в последний раз испытывал при прохождении Freedom Planet 2 с его безумным вниманием к деталям, а ведь эту игру разрабатывала 7 лет кряду небольшая студия. Что до вдохновителей, то, в большинстве случаев, смотреть на них – тоже спорное дело, ибо сколько уже было случаев, когда словом «вдохновение» прикрывали чуть ли не откровенную копипасту, что легко бросалось в глаза едва ли не на самих скриншотах таких игр. Однако Mondealy заметно отличается от заявленных вдохновителей, потому я решился дать игре шанс, не подозревая, что результат затянет меня на несколько прохождений подряд…

О разработчике

Создателем Mondealy выступает Денис (uglycoal) Хайдуров, который начал разрабатывать игру ещё в конце 2018 года, будучи в очень молодом возрасте, под впечатлением от Deltarune, созданным разработчиком-одиночкой по имени Тоби Фокс, что также создал и Undertale.

«Началось всё с мысли о том, что игры делать легко. Потом это оказалось иначе»

Денис Хайдуров

Постепенно изучая новые инструменты разработки, автор дорабатывал сюжет и персонажей, меняя определённые детали и идеи. С данным процессом можно частично ознакомиться через внутриигровую галерею в главном меню, где представлены многие действующие лица Mondealy и записи по работе с ними.

Галерея выступает едва ли не дневником с историей проработки персонажей
Галерея выступает едва ли не дневником с историей проработки персонажей

Mondealy, пусть и не целиком, но вполне можно назвать творением одного человека, благо основную работу автор делал сам, своими силами прорабатывая игровой процесс, историю и внешний вид как мира, так и населяющих его личностей. Оригинальный саундтрек игры создавали друзья Дениса, и они же частично помогали с визуализацией некоторых персонажей. Данную информацию так же можно подчерпнуть из записей в галерее, а сам саундтрек наличествует в игре в виде одного из коллекционных элементов.

Непростая история простого парня

Пролог сюжета стартует в городке Мондейли, куда в разгар сильного дождя приезжает попутчик, алчущий увидеть новые лица, кои в последнее время активно мелькали по телевизору. Причина заключалась в том, что лица эти принадлежали антропоморфным животным, отчего далеко не все готовы были поверить в правдоподобность увиденных на экране «монстров». Присев в таверне среди тех самых фуррей, путник заводит разговор с одной персоной, которая вызывается прочитать историю, что предшествовала нынешним событиям. То была история простого парня, по имени Майкл.

Едва ступил за дверь, а уже столько новых лиц увидел
Едва ступил за дверь, а уже столько новых лиц увидел

Начиналось всё здесь же, в Мондейли, когда Майкл, будучи в этой же самой таверне, узнаёт, что его уволили с работы. Не имея боле никаких планов на сей вечер, парень соглашается прогуляться с подругой, Дэри, в лес до старой башни, над реставрацией которой активно трудилась девушка. Внутри, после недолгой беседы о дальнейших планах, друзья расходятся, но Майкл решает задержаться и чуток пошалить, чем ненароком проламывает пол и оказывается в катакомбах, где ловит затылком биту. Очухивается наш бойскаут уже в замке подземного мира, Даргратта, среди необычных антропоморфных существ. Король не оценил, что его побеспокоили из-за какого-то человека, ибо ему нет дела до людей, посему повелел оставить пацана там же, где его и подобрали. Исполнять приказ берётся провинившийся стражник Хасс, который и дал Майклу по башке в катакомбах. По пути парню выпадает возможность познакомиться с некоторыми местными жителями, кои хоть и не выглядят как люди, но ведут себя не менее человечно (а порой и куда более).

Уже вернувшись на поверхность, Майкл не может выбросить из головы новый мир, о котором проговаривается Дэри, и решает вернуться обратно, неосознанно становясь главным участником хоть и не широкомасштабной, но далеко не самой простой истории.

Прям дух захватывает
Прям дух захватывает

Полагаю, внимательные читатели уже провели параллели с Undertale: подземный мир, населённый необычными существами, средь коих оказывается человек. Однако не стоит раньше времени критиковать Mondealy за эту схожесть (М-да, сейчас ещё и игры критиковать за заимствования, когда уже «всё было в Симпсонах»), благо в отличие от творения Тоби Фокса, Даргратт не является мрачным поселением с таинственными опасностями, а представляет собой яркий ламповый городок, полный своих мифологических тайн и красивых видов. Тут уже «Привет» другому вдохновителю – Stardew Valley, где мир представлял собой не менее яркое поселение с весьма дружелюбными жителями и своей мистической атмосферой. Конечно, источников вдохновения у Mondealy немало, что можно понять по финальным титрам, но я не вижу поводов сравнивать каждый нюанс, ибо, по общим ощущениям, Даргратт всё же чувствуется, как вполне самостоятельный городок, обладающий своим шармом, и влюбляющий в себя с первого же дня настолько, что всецело разделяешь желание Майкла туда вернуться.

По ходу сюжета нам и предстоит исследовать разнообразные окрестности Даргратта, общаясь с его жителями и выполняя некоторые их просьбы. Да, в Mondealy на ключевой позиции выставлен именно сюжет и нарратив, что роднит игру с обычным квестом. Игровой процесс не растягивается фармом, как в упомянутых выше вдохновителях, однако одна из активностей всё же может заставить этим заниматься, если игроку хочется закончить игру, собрав в ней буквально ВСЁ. Тем не менее, в игре недаром фигурирует и отыгрыш: пусть у сюжета есть конкретный вектор направления, игрок всё же волен выбирать некоторые действия, кои будут влиять на судьбы конкретных персонажей. Отыгрыш выливается, естественно, не в глобальные сюжетные перемены, ибо мир не вертится вокруг одного только Майкла, а в последствия, коими могут быть события чуть дальше по сюжету или в самой концовке игры.

Подземная жизнь

Даргратт – весьма необычный городок, но не только из-за его местоположения, но и самой его структуры, которая претерпевала изменения по мере развития череды исторических событий, о коих вполне можно узнать по ходу сюжета игры. Сам же городок поделён на 4 района (не считая замка):

1) Водный район – неблагополучный уголок Даргратта, стоящий над внушительным слоем воды за счёт деревянных мостов и платформ. Здания здесь находятся в весьма удручающем состоянии, как и сама атмосфера из-за загаженного окружения, о котором можно догадаться уже на входе из-за обилия мусора вдоль берега. Однако при столь удручающей атмосфере, большая часть местного населения вполне сохраняет личностное достоинство, оставаясь порядочными гражданами, даже несмотря на житейские тяготы.

Сейчас наглый пернатый научится приземляться на рожу
Сейчас наглый пернатый научится приземляться на рожу

2) Лесной район – относительно новый район, получивший независимость после кое-каких событий, что можно понять уже в самом начале по самому факту наличия вывески «Лес», которую перечеркнули и приписали «Лесной район». Заросшая растительностью местность, навевающая умиротворение, является пристанищем для честных трудяг и фермеров, но не каких-то бескультурных рэднеков, а вполне вежливых и общительных граждан.

3) Возвышенный район – выстроенный внутри огромного дерева жилой комплекс, населённый преимущественно олигархами и чиновниками. Место выглядит дорого-богато, но вот о населении говорить уже трудно, так как для изучения доступна только небольшая площадь с парой магазинов, отелем и сценой для концертов. И хоть судить по немногословным торговцам и очаровательной хозяйке отеля о «Возвышенцах» трудно, их чиновники себя показать всё же успевают, весьма по-хамски отшив лесных работяг. Как они поступают с выходцами из Водного района – одному богу известно, однако есть догадки, учитывая, что некоторые жители неблагополучного уголка крайне негативно высказываются о «Возвышенцах». Любопытным символизмом выходит тот факт, что площадь в оттенках неба и золота украшена растительностью… искусственной, что прям открыто намекает на пустую показушность «аристократичного» образа местного населения, хотя это и не ставит клеймо на пернатых, так как представители их вида, с коими всё же можно поговорить, держат достаточно добрый тон.

4) Объединённый район – центральная часть Даргратта, населённая представителями всех видов и сочетающая в себе всё необходимое для граждан. Здешние просторные улицы выложены каменной плиткой и украшены зеленью и деревьями, а также имеется фонтан, где могут поплескаться все желающие.

Отдельным элементом нарратива выступает, конечно же, и само население Даргратта, которое заметно выделяется миролюбивым нравом. Жители хоть и примечают, что Майкл не местный, но воспринимают его как «своего» и общаются с ним на равных. Диалогов в игре довольно много, благо едва ли не каждый персонаж готов поделиться парой слов, постепенно вбрасывая новые подробности в общую картину здешнего мира.

Также я не могу не обратить внимание и на население каждого района, которое, по крайней мере у меня, вызывает чувство эдакой стереотипности. Так Лесной район населяют представители пушных видов, Водный – земноводные, рептилии и мыши, а Возвышенный – пернатые. Сам же король Даргратта и его дочь, Райли, с дворецким, Корсиком – драконы. Справедливости ради подмечу, что как сами районы, так и замок, открыты для посещения буквально всех граждан, потому периодически можно встретить жителей конкретной местности в нехарактерных для них местах. Помимо того, представителей каждого района легко отличить по диалоговым окошкам над их головами, что появляются, когда вы к ним хотите обратиться:

– Водные – деревянная табличка;

– Лесные – земляной холмик с зеленью;

– Возвышенные – голубой экранчик с золотыми боками (кстати, он позволяет приметить и тех жильцов данного района, что не относятся к пернатым);

– Объединённые и Замок – простой прямоугольник.

Сразу видно, кто и откуда
Сразу видно, кто и откуда

Дополнительно хотелось бы выделить и ключевых персонажей, но в данном вопросе я оказался полон сомнений. Дело в том, что по мере развития событий хоть и можно было выделить тех, кто наиболее важен для основного сюжета, это не отменяло того факта, что я охотно бегал чуть ли не к каждому жителю, приглядываясь к смене обстановки у некоторых из них по ходу повествования. После близкого знакомства с каждым из них остаётся эдакое чувство значимости даже у тех граждан Даргратта, которые в основном повествовании не играют важной роли, благо трудно представить тот или иной район без определённого жителя (ну, кроме совсем уж скотских персонажей, что заметно контрастируют с мирным населением). В связи с этим вижу смысл подчеркнуть лишь троих персонажей:

1) Принцесса Райли – главный источник забот Майкла в Даргратте. Поначалу может вызывать отторжение излишне грубым характером, но затем начинает раскрываться, давая понять, откуда у неё весь этот негатив. Естественно, отношения с нею – главный итог сюжета, зависящий от отыгрыша самого игрока.

Карманы Майкла своей вместительностью приводят в шок не только игрока
Карманы Майкла своей вместительностью приводят в шок не только игрока

2) Корсик – представляется как дворецкий принцессы Райли. Основная работа – встречать гостей замка в приёмной на входе, но в основном его можно увидеть за разного рода деятельностью, если просто прогуливаться по замку. Этот персонаж уникален тем, что именно с ним реализовано наибольшее раздолье в общении, благо к нему и за помощью можно обратиться, и просто поговорить, чтобы узнать случайные детали о жителях замка, и даже обнять. Я бы от такого перечня в отношении других фуррей точно бы не отказался.

Неприятно обижать такого милаху
Неприятно обижать такого милаху

Правда, в отношении Корсика есть один нюанс – он фембой. Прежде чем триггернёт один из двух лагерей интернет-неадекватов, зародившихся благодаря новым «европейским стандартам», сразу подмечу, что Корсик спокойный добрый парень, не навязывающий свои взгляды другим. Игроки, коим он понравится, сами найдут способ выразить ему доброе слово, ну а для хейтеров есть возможность его обидеть, причём дважды.

3) Пернатая хозяйка отеля в Возвышенном районе. Чем она уникальна? Да ничем, я просто на неё запал.

Ну как в такую птичку не влюбиться?
Ну как в такую птичку не влюбиться?

Заодно хотелось обратить внимание на ещё один элемент, связанный с «речью» персонажей. Практически у каждого собеседника высвечивающийся текст сопровождается своим звуковым эффектом, что является ещё одним заимствованием у Undertale, хотя тут буду честен, данную фишку я уже давно хотел бы видеть, как стандарт в подобных проектах.

Чем бы заняться?

Ну, довольно о нарративе. Давайте уж подробнее про дела насущные.

Ранее я уже упомянул, что ключевой деятельностью в Mondealy является исследование мира и общение с персонажами, но сами активности не берутся с потолка. К примеру, уже в первый день пребывания в Даргратте, Майкл получает от принцессы Райли весьма простое задание а-ля «сходи-принеси», которое быстро превращается в целый квест со своими ответвлениями из-за ряда непредсказуемых ситуаций. Собственно, это и есть показатель здешних сюжетных заданий, которые по своему описанию кажутся откровенной ерундой, но потом обязательно происходит что-то далеко не самое ожидаемое. Забавно, что сам Майкл вскоре уже начинает подмечать своё «везение».

Однако, помимо основных заданий есть и второстепенные, которые довольно легко пропустить. Немногочисленная их доля влияет на некоторые детали концовки, а другие просто есть. Например, оказавшись в Даргратте, можно обратиться к чёрной кошечке в ведьмовском наряде. Киса расскажет, мол, занималась ритуалом призыва демона, но без понятия, где он мог появиться. Майкл получает на руки «рисунок» демона и просьбу отчитаться киске, если найдёт его. Если быть достаточно внимательным, то демон найдётся, но результат окажется немного не тот, которого ожидаешь после подобного начала.

Среди прочих активностей у Майкла сбор двух видов коллекционных предметов:

1) Плюшевые игрушки в виде Корсика, которые кое-кто намеренно раскидал по всему Даргратту.

2) Аудиокассеты, которые содержат внутриигровой саундтрек, причём при поднятии каждой кассеты высвечивается информация о ней, включающая в себя название трека и никнейм композитора.

Можно послушать, если нашли аудиомагнитофон в начале игры
Можно послушать, если нашли аудиомагнитофон в начале игры

Отдельно стоит упомянуть собирательство. Если пообщаться с Корсиком, то он навскидку припомнит о возможности подзаработать в Лесном районе. Суть состоит в том, что к посещению игрока доступен Лес Мечтаний – необычное место, полное неразгаданных тайн и грибов. Грибы можно собирать и сдавать за деньги, но есть нюанс – не все из них пригодны для употребления, а потому для опознания оных рекомендуется обращаться к руководству грибника. Вот тут я не могу не восхититься подходом к здешней проработке деталей, благо пусть выбор грибов не шибко богат, спрайтов для каждого из них более, чем достаточно, чтобы на первых порах немного запутать игрока.

Сверяем и выбрасываем неправильные грибы
Сверяем и выбрасываем неправильные грибы

Тем не менее, если научиться отличать годные грибы от ядовитых, то можно просто пробегать по лесу, собирая только нужные. Вообще, Mondealy не напрягает игрока фармом, позволяя пройти себя, полностью проигнорировав собирательство. Тем не менее, в игре наличествует ряд косметических товаров, кои потребуют немножечко раскошелиться, а кое-где по сюжету отсутствие конкретной суммы может обойтись потерей личных вещей Майкла. Желающие всё собрать и ничего не потерять могут добровольно растянуть прохождение сбором грибов, тем более что сей процесс достаточно интересно проработан.

Ну и напоследок хотелось бы рассказать об отсылках. Сомневаюсь, что я нашёл всё, но оставлю те, за которые зацепился мой глаз:

1) Бариста, длиннохвостая хозяйка кафе в Объединённом районе, принадлежит к вымышленному виду животных «Марсупилами» из одноимённой бельгийской франшизы.

2) В общежитии Водного района можно приметить узорчатый ковёр на стене, что навевает воспоминания о простых русских квартирах из девяностых, где подобное было обыденностью, а комментарий Майкла заставил меня вспомнить киноленту «Большой Лебовски».

3) В замке можно поймать Корсика за чтением книги, чьё название явно отсылает к рассказам о Вертихвостке из серии The Elder Scrolls.

4) В Возвышенном районе Майкл может потрогать траву (на зависть всем домоседам) и наполниться решимостью от её качества, что является открытым стёбом над Undertale, где главный герой наполнялся решимостью от всякой ерунды.

Недостаток… разве???

Сколько бы я тут не нахваливал творение Дениса Хайдурова, а кое-какой пункт опустить я всё же не могу.

Дело в том, что сюжет Mondealy при неторопливом прохождении пробегается часов за 5-6. Для кого-то это может оказаться серьёзным недостатком, но я тут не согласен по следующим причинам:

– Отсутствие гринда: как уже говорилось ранее, фармом всякой ерунды в игре заниматься не приходится, так как всё время уделено сюжету, а фигурирующее в игре собирательство – лишь условный способ слегка растянуть геймплей;

– Число разработчиков: в самом начале я недаром упомянул, что игра создавалась практически одним человеком. Сделать хорошую сюжетную игру на 5-6 часов с весьма скромной поддержкой сможет далеко не каждый, и требовать от таких условий нечто большее немного нагло, уж тем более без прикручивания активностей с фармом или нелепых головоломок, понятных лишь автору.

Тем не менее, я не буду отрицать, что после полного прохождения игры я пребывал в возбуждённом состоянии, ибо мне было мало всей истории и я очень хотел ещё, потому сразу же пошёл на повторное прохождение. Разве подобное чувство не является признаком хорошей игры?

Mondealy является весьма добротным пополнением в копилке инди-проектов последних лет. Несмотря на все заимствования, у Дениса Хайдурова получилась самостоятельная история со своим шармом, ключевой частью которого выступает необычный мир с ламповой атмосферой и приятными жителями. Интересные персонажи, подземный город со своей яркой волшебной аурой и сопровождающий игрока тут и там мелодичный саундтрек в сочетании с простой, но доброй историей, создают ту самую теплоту, что греет душу с первых же минут, и благодаря которой к игре хочется возвращаться снова и снова даже после нескольких прохождений.

Лично мне именно такой игры сегодня и не хватало: мирного приключения с уютной атмосферой, не скатывающееся в соплежуйство и пафос с фальшивой драмой, кои ныне в тренде. Одной из причин моего интереса к игре стал её нарратив, а именно – фурри. Игр с антропоморфными животными далеко не так много на общем фоне, и ещё меньше тех, что не скатываются в откровенную чернуху и непристойности. Именно это я считаю отдельным достоинством Mondealy. Если у игры будет продолжение с развитием истории Даргратта и его жителей, то я уж точно встану первым в очередь на ознакомление с сиквелом.

Достоинства: Яркое приключение к красивым пиксель-артом и ламповым сюжетом со множеством интересных персонажей.

Недостатки: Кому-то может не понравиться скромная продолжительность игры.


Mondealy

Платформы
PC | Linux | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
9 августа 2023
36
4.3
13 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Да я уже давно тут в комментах плююсь от того, что публикуется на Стопгейм в последнее время. Инди-проекты и так не на слуху, а тут могли бы сделать скромную статью или хотя бы упомянуть, если её написал обычный пользователь… но нет. Потому подобные проекты и проходят мимо, так как какому-нить Стопгейм на них просто плевать. Всем подавай только хайп, от того даже на продвижение отечественных разрабов можно не рассчитывать -_-

Благодарность за блог. Мб, потом возьму на Сыч, всегда не против поиграть во что-нибудь вроде Undertale, OneShot и пр. Вышел на игру случайно. Лучше бы о таких маленьких проектах игрожур писал, а не в очередной раз пересказывал зарубежные статьи о изменении оценок BG3 и Starfield. А потом удивляемся, что никто не знает об отечественных играх.

Читай также