Давайте признаемся: наверное, каждый из нас когда-нибудь завистливо косился на блистающих с экранов знаменитостей, представляя, а то и видя собственными глазами, как они купаются в море обожания фанатов и покупают себе любые вещи, не смотря на их цену.
И всё это звёзды сцены получают, всего-то разок в месяц выступая перед фанатами и распевая свои песни.
Да и много там от выступления? Не танцы, а дрыганье; не пение, а читка. Да и текст с музыкой явно принадлежат далеко не исполнителю. Наверняка же всё это — плод работы пары-тройки гострайтеров, битмейкеров и прочих теневых личностей.
«Я смог бы так же…»
В подобные моменты мы судим только по тому, что выставляется звездой и её окружением напоказ, и не задумываемся об обратной, тёмной стороне шоу-бизнеса.
Никто не расскажет, как угнетает понимание того, что все вещи, надетые во время выступлений, принадлежат не тебе, а спонсорам; как тяготит, что даже причёска и манера поведения на сцене и интервью отражают не настоящего тебя, а образ, придуманный продюсером для привлечения строго предопределённой аудитории; как беспокоят люди, не понимающие важности личного пространства, и не дающие прохода, ожидая, что ты всегда будешь с ними приветлив и открыт. Прямо как на сцене.
Зачастую ценой огромной популярности служит необходимость вечно носить маску, созданную продюсерами на замену твоей настоящей личности, не такой интересной для фанатов. В любой день, при любых обстоятельствах надевать улыбку, и пытаться не думать про угрозы расправы от ненавистников, которые вот уже который месяц находишь в почтовом ящике; стараться игнорировать мысли о том, что если начальству станет известно о тех моментах твоего прошлого, которые хотелось бы забыть, как страшный сон, оно обязательно сделает их достоянием общественности, ведь чёрный пиар — это тоже пиар.
И, конечно, многие исполнители, ставшие популярными, теперь пожинают плоды успеха, диктуя продюсерам свои условия и зарабатывая сотни тысяч долларов на выступлениях, но скольким менее удачливым людям машина шоу-бизнеса сломала жизнь? Мы никогда не сможем узнать наверняка.
Любая деятельность обладает теневой стороной, где имеют место боль, травмы и слёзы, но именно там, где десятки прожекторов направлены на сцену, кулисы остаются в кромешной тьме. Цена известности высока. И именно об этом повествует игра от маленькой корейской Studio Largo под названием Buried Stars
Одноимённое шоу, ставящее своей целью отобрать лучших из начинающих исполнителей, заставляя их проходить испытания и бороться за зрительские голоса, находится на грани закрытия, однако переживает резкий скачок популярности, попав в руки скандально-известного продюсера Сань-Йон Шин.
Вот только теперь угроза нависает над головами участников. Популярность шоу толкнула продюсера сменить локацию для съёмок на более просторную в считанные недели до дня записи финального эпизода, что привело к трагическим последствиям.
В последние минуты эфира крыша павильона не выдерживает и обваливается, складывая здание, как карточный домик, и хороня под обломками всех, кто в этот момент находится на сцене.
Пять участников шоу и помощник продюсера оказываются в бетонной западне. Среди них — Ду-Юн Хан, исполнитель, занимающий предпоследнее место в зрительском рейтинге.
Вскоре обнаруживается и седьмой человек. Точнее, то, что от него осталось. Сань-Йон Шин, в отличие от героев, не удалось пережить обвал. Упавшая рама перебила ей ноги, а свалившийся с потолка бетонный обломок обрушился на голову обездвиженного продюсера. Несчастный случай, кармическое вознаграждение за пренебрежение правилами безопасности. Словом — естественная смерть. На первый взгляд.
При ближайшем рассмотрении некоторые моменты начинают вызывать вопросы. Одна маленькая травма на трупе как-то не сходится с теорией о смерти от обвала.
По странному стечению обстоятельств, в это же время в социальной сети Фейтер объявляется анонимный аккаунт, выдающий себя за погибшего продюсера. И он не похож на простого тролля, ведь располагает гораздо бóльшим количеством информации, чем авторы передачи позволяли узнать публике.
Пользователь туманно, но очень метко указывает на скелеты в шкафах участников шоу и ставит героев перед выбором: каждый из артистов должен рассказать о том, что скрывает. В противном случае, в начале каждого часа тот, кто занимает последнее место в рейтинге зрительского голосования, будет лишён жизни.
Надежды пересидеть грозу в безопасном месте нет. Из-за незаконных перестроек, произведённых под руководством Сань-Йон Шин, спасатели имеют на руках не соответствующие действительности чертежи и могут лишь двигаться навстречу узникам, осторожно разбирая здание по кирпичикам.
Ждать помощи предстоит не менее шести часов. Строение постоянно сотрясается от новых обвалов. А из средств связи у героев — только умные часы, частично-сломанные и постоянно теряющие сигнал.
Ситуация не позволяет задерживаться на одном месте, а преступник, вполне возможно, находится среди героев, готовясь нанести новый удар. Нужно сохранять спокойствие и держаться рядом, но что делать, если никто не вызывает доверия, а на роль союзника претендует только странный, появившийся в контактах буквально ниоткуда, анонимный пользователь, обещающий помочь герою выбраться живым в обмен на снабжение всей необходимой информацией?..
…ответ прост — говорить. Обсуждать каждый вызывающий сомнение момент. Пытаться разрешить конфликты до того, как они перейдут границу, за которой ничего нельзя будет исправить. Не позволять чувству неизвестности перерасти в паранойю.
Разговоры занимают ключевое место в геймплее Buried Stars. Бо́льшую часть игрового времени Ду-Юн проводит в диалогах с другими персонажами, выхватывая из их речей ключевые слова и факты, которые могут пригодиться в будущем или прояснить ситуацию здесь и сейчас.
Каждый из героев располагает информацией, так или иначе способной помочь разобраться в происходящих событиях. Однако она неотрывно связана со скелетами в шкафах, которых никто не хочет выставлять на свет. И лишь тот, кому по-настоящему доверяют, узнает о тёмных моментах прошлого собеседника.
Заслужить это право можно, заполняя шкалу взаимопонимания Ду-Юна с другими героями, выбирая правильные темы разговора и реплики во время диалогов. И выбор редко бывает очевидным. Приходится из раза в раз набивать шишки, общаясь с собеседниками, шаг за шагом формируя понимание того, как лучше вести себя в диалоге с каждым из них.
Кто-то хочет, чтобы его обнадёживали; иной желает слышать только правду, какой бы страшной она ни была. Одни приветствуют желание разобраться в незнакомых темах. Другие не хотят, чтобы Ду-Юн размышлял о том, чего не понимает.
Множество таких мелочей формирует к каждому герою индивидуальный подход, благодаря которому Номер Четыре сможет шаг за шагом двигаться ближе и ближе к правде.
Поговорив со всеми, стоит проверить Фейтер. Тысячи пользователей социальной сети неустанно следят за событиями случившейся катастрофы, обсуждая произошедшее и делясь информацией, которую удалось отыскать. И кто знает… может быть, именно в одном из постов фанатов будет крыться тот кусочек пазла, то ключевое слово, которого не хватало для восстановления полной картины…
Однако стоит помнить и о собственном спокойствии. В каменном плену, где в каждую секунду на тебя может обрушиться потолок, а некто, представляющийся умершим человеком, грозится выреза́ть попавших под обвал по одному, любая мелочь может пошатнуть сознание Хана. Неприятная для героя тема, поднятая в диалоге, конфликт в коллективе или раскрытие очередного леденящего кровь факта о событиях, предшествовавших трагедии, — всё это будет медленно, но верно понижать шкалу здравомыслия Ду-Юна. И лишь пока она не достигла нулевой отметки, Хан сможет держаться на краю пропасти нервного срыва.
С другой стороны, говоря с теми, кому доверяет, или в очередной раз приоткрывая завесу тайны, скрывающейся за событиями шоу, герой будет делать небольшой шаг в сторону от безумия, ведь нет ничего страшнее одиночества и неизвестности. И именно в борьбе с ними состоит схватка с утратой рассудка.
Но сами по себе обрывки информации, полученные в процессе общения, стоят не так много. Настоящим оружием они становятся, объединяясь в цельную логическую цепь. Этим объединением Ду-Юну предстоит заниматься по окончании каждой коммуникации, когда ему понадобится предъявлять верные аргументы в правильном порядке, отвечая на повисшие в воздухе вопросы и вычленяя из старых ключевых слов новые.
И если картинку удастся сложить правильно, очень может быть, что доверие и взаимопонимание среди выживших возрастёт, а вместе с ним — и шансы выбраться из-под завалов живыми.
Но пока этого не произошло, исчерпав темы для обсуждения, стоит начать действовать: искать отбившихся от группы людей, осматриваться в поисках более безопасного места и пытаться разрешить назревающие конфликты.
Именно между разговорами история будет получать своё развитие. Каким оно будет — во многом зависит от Ду-Юна и той линии поведения, которой он решит придерживаться в каждой конкретной ситуации. И если на этапе коммуникации у игрока будет время всё обдумать и взвесить, перед тем, как дать ответ на реплику собеседника, то здесь порой понадобится отреагировать на происходящее за считанные секунды.
И далеко не всегда реальные последствия принятого решения проявят себя сразу. Порой столкнуться с ними предстоит намного позже.
Кроме этого манера поведения, выбранная при разрешении проблем, с которыми сталкиваются погребённые заживо герои, вызовет повышение взаимопонимания с одними выжившими, и ухудшение отношения со стороны других. Ведь то, что кто-то считает правильным, для иных — глупо или неприемлемо.
Однако не стоит использовать сюжетные события исключительно для укрепления доверия, забывая об угрозах, которые таит в себе окружающая обстановка. Конечно, приняв решение, предложенное тем или иным персонажем, Хан сможет улучшить своё с ним взаимопонимание, однако если руководствоваться лишь фактором отношений с героями, не принимая в учёт безопасность, контакт с ними вскоре может прерваться… вместе с жизнью Ду-Юна.
И, наверное, это всё и есть та причина, по которой игра прошла практически незамеченной на консолях. Её ПК-релиз, случившийся на несколько лет позже, так вообще словно бы не существует для людей на Metacritic.
К сожалению, этого стоило опасаться. На первый взгляд, по виду и описанию, игра выглядит, как духовный наследник Данганронпы: группа людей, запертая в здании; неизвестный, грозящийся убивать героев по одному; разношёрстный каст персонажей…
Но на деле всё оказывается совсем не так…
Buried Stars — это очень необычная игра. Она не пытается давать тебе поблажек и развлекать ярким визуалом, не делает упор на шутки и динамику. Да и история с аккаунтом мёртвого продюсера в один момент просто отходит на второй план. Ведь «Погребённые звёзды» — не столько про таинственные убийства и захватывающие дух расследования, пусть этого тут и достаточно. Это — игра про людей. Про человеческие отношения. Про то, как безжалостна и злопамятна всемирная паутина. И про то, как много грязи и разрушенных судеб скрывает за собой яркая ширма шоу-бизнеса.
На первый взгляд проект выглядит, как совершенно линейная новелла, сделав неправильный выбор в которой, вы просто понизите шкалу рассудка героя и получите возможность принять другое, правильное решение. Вот только однажды вам не дадут исправить совершённую ошибку, оставив один на один с её последствиями. И вы никогда не будете знать, в какой момент это произойдёт.
Сама шкала рассудка тоже вскоре начинает казаться незначительной. Её словно вовсе невозможно не специально понизить до нуля. Но в тот момент, когда Ду-Юну понадобится вся воля, вы пожалеете, что прежде так халатно относились к его состоянию.
Новелла действительно заставляет тебя читать то, что говорят персонажи, нещадно наказывая за пренебрежение текстом. Информация, без которой дальнейшее выживание окажется невозможным, способна крыться в каждом, казалось бы, номинальном разговоре, а количество ключевых слов для обсуждения порой просто зашкаливает.
Чтобы повествование смогло раскрутиться, общаться подобным образом понадобится порядка десяти часов. И многих это отпугивает. Они входят в игру, ожидая веселья и динамики, а получают, как выразился один из комментаторов в Стиме, экселевские таблицы с текстом.
Действительно, из-за этого время в некоторые периоды начинает тянуться медленно и противно…
…но разве не так оно и тянется под настоящими завалами?
И те, кто не побоится обилия слов; те, кто останется с игрой до того самого момента, когда сюжет ускорит своё движение, уже вряд ли смогут остановиться. Слишком уж правдоподобны и многогранны местные персонажи; слишком уж ужасают своей реалистичностью истории их прошлого. И пусть для того, чтобы узнать всё это, понадобится долго и упорно работать на повышение взаимопонимания, учась правильно общаться и задавать вопросы, когда герои, наконец, раскроются перед вами, станет понятно, что всё это было не зря.
Buried Stars — это одна из тех немногих игр, множественные концовки в которых я открывал не из-за желания заработать достижения, а ради того, чтобы ещё немного поговорить с местными персонажами; постараться спасти тех, к кому привязался за время прохождения. Ведь всё здесь ощущается слишком живым, несмотря на стилистику. Каждый из героев — уникальная личность.
Да что там герои — даже пользователи Фейтера обладают своим мнением и стилем написания, будучи просто текстом в часах Ду-Юна. Кто-то беспокоится за своего кумира, кто-то радуется трагедии ненавистного участника шоу, кто-то просто пребывает в ужасе от ситуации. Иной троллит. Ну и как же без мимокрокодилов… К концу игры ты уже с теплотой встречаешь знакомые ники в ленте, ведь они прошли тот же путь, что и ты, просто по другую сторону завалов.
Конечно, Buried Stars неидеальна.
Некоторые анимации её интерфейса выглядят откровенно лишними, а в английской локализации встречаются ошибки: текст повествователя говорит о Ду-Юне то в первом, то в третьем лице и изредка обращается к нему в женском роде; имеют место незначительные контекстные сюжетные несостыковки. Да и слотов сохранений с трудом хватает для такой игры — их всего шестнадцать штук.
Однако это мало, что меняет.
Buried Stars — очень сильный представитель своего жанра, наглядно показывающий разницу между японским и корейским подходами к созданию визуальных новелл.
Вместо стереотипных персонажей с одной-двумя яркими чертами игрока ждут глубокие и прописанные герои.
Вместо шуток и кривляний — серьёзная психологическая драма.
Вместо креативных преступлений — убийства, леденящие кровь своей прозаичностью.
Вряд ли кто-то окажется в ситуациях, описанных в сериях Danganronpa и Zero Escape, а вот очутиться под завалами, реальными или метафорическими, наедине со своими и чужими скелетами может каждый из нас.
Я не хочу сказать, что Buried Stars лучше Ace Attorney и подобных ей тайтлов. Они просто очень разные. Моя цель — обратить ваше внимание на эту замечательную игру, которая, к сожалению, прошла мимо большинства совершенно незамеченной.
Если вы достаточно хорошо владеете английским и не страшитесь погрузиться в чтение на несколько десятков часов; если вас не пугает тягость первой трети игры, — попробуйте пережить обвал концертного зала и прийти к разгадке тайны, повисшей над сценой.
Лучшие комментарии
Во втором браслеты тоже есть)
А вот что там с третьей частью — пока не знаю. Но, по логике, тоже должны быть. Как-никак, символ серии...
Спасибо. Тоже подумал о Zero Escape, дилогия даже установлена, но дальше меню не запускал.
Если игра напоминает серию Dangaronpa, пусть и не такая безбашенная — однозначно пройду.
Всецело поддерживаю твоё стремление!
Игра шикарная. Только, если хочешь фул-экспириенс, лучше всего рубись на эмуляторе DS или на самих DS/3DS, если завалялись — порты на старшие платформы, насколько я знаю, немного кастрированы в плане подачи текста, хоть и обзавелись парой небольших фишек для удобства игры
тоже кадр с рукой сразу напомнил о Зеро Эспейпе первом(возможно во 2 и 3 так же есть браслеты, но я в них не играл, хотя они куплены)
ну, для всех концовок да. а вот 1-2 прохождение вполне себе за 1 вечер осиливаются)
у меня вся трилогия куплена еще году в 2020м где-то… и с тех пор запускал и прошел только 1 часть. и то не на все концовки
каждый раз когда вспоминаю о них думаю — надо уже пройти… хотя бы по разу… и так и нет)