Впечатлившись игрой NieR: Automata, я решила обязательно посмотреть ремастер NieR Replicant ver. 1.22. Находясь под впечатлением, я ожидала оригинальную историю, ярких персонажей, запоминающиеся локации, разнообразные квесты, красивую музыку, но получила, к сожалению, не все из ожидаемого.
Немного из истории игры
NieR Replicant ver. 1.22474487139 (официальное сокращение ver. 1.22) — это переиздание игры 2010 г. NieR Replicant, которая выпускалась только для японского рынка. Существует версия игры NieR Gestalt, ориентированная на европейскую и западную аудиторию. Отличаются версии главным героем и его отношениями с героиней Ёной (Yonah): в версии Replicant главный герой — брат Ёны (Yonah), а в Gestalt — ее отец. По сюжету игры главному герою предстоит спасти сестру/дочь от загадочной болезни черных каракулей.
Оригинальная NieR Replicant получила смешанные отзывы со стороны игроков и критиков. Претензии были к пустынным и ничем незапоминающимся локациям, слабой графике, однообразным квестам, скучному геймплею и пр. С учетом обратной связи уже создавалась игра NieR: Automata. Разработчики Platinum Games под руководством геймдизайнера Таро Ёко (Yoko Taro) попытались поддержать сильные стороны первой игры и нивелировать слабые. В итоге NieR: Automata получилась яркой и увлекательной.
Честно говоря, я не хотел никаких цифр. Я планировал озаглавить игру просто NieR Replicant, однако Йосуке Сайто [Yosuke Saito], продюсер, очень хотел отразить, что это улучшенная версия оригинала. Вот я и принялся размышлять: «Ладно, это обновлённая версия, но не ремастер. Не продолжение, не ремейк и до версии 1.55 как-то не дотягивает. Ладно, давайте скостим немного, до 1.22». Вот и всё.
геймдизайнер Таро Ёко (Yoko Taro)
В обновленной версии улучшить удалось не все, поэтому игра снова получила неоднозначные отзывы в сравнении с успешной NieR: Automata. Недовольство вызывают пустые, даже по меркам постапокалиптического мира, локации без заметных ориентиров, однообразные квесты по типу «сбегай-принеси», пешая навигация на дальние расстояния и пр. С некоторым из списка я на 100% согласна.
Среди положительных моментов отмечают новую боевую систему, переработанную по типу NieR: Automata, оригинальных боссов и героев (особенно махающих мечами в нижнем белье), новые локации, новые аранжировки саундтрека и пр.
Я же в своей публикации хочу отметить интересным и безусловно положительным в игре выход за рамки одного жанра. Разработчики предлагают игрокам и слэшер, и платформер, и головоломки, и «bullet hell», и даже текстовый квест. Кроме этого, разработчики активно играют с камерой, чтобы изменить восприятие игрового мира и разнообразить геймплей.
Посмотрим на это разнообразие внимательнее и начнем с экспериментов с камерой.
Эксперименты с обзором камеры
NieR Replicant игра в жанре Action/RPG с видом от третьего лица и упором на ближний бой. По мере развития сюжета герой получает в напарники книгу магии Гримуар Вайс (Grimoire Weiss), что позволяет ему переходить в дальний бой с помощью заклинаний.
Обычный вид от третьего лица во время всей игры:
Top-Down Camera
Эксперименты разработчиков с камерой в игре начинаются в «Затерянном храме» (Lost Shrine), куда необходимо отправиться почти в самых первых квестах. Оказавшись в храме, в некоторых комнатах обзор камеры меняется на вид сверху (Top-Down Camera).
В таком формате придется сражаться с противниками, чтобы разблокировать выход. Ближе к концу игры в этих же комнатах храма предстоит решать простые головоломки, передвигая кубы для освобождения выхода.
Головоломку придется решать и на почте в «Приморье» (Seafront). В этом случае передвижение кубов с видом сверху напомнило мне игру в «Пятнашки» из детства.
К виду сверху камера переходит и в некоторых комнатах на «Свалке» (Junk Heap). А также в зоне «Свалки», где предстоит перемещаться в вагонетке.
В комнатах на «Свалке» (Junk Heap)
Бои в тележке
Resident Evil Camera
Продолжаются глобальные эксперименты с камерой в особняке Эмиля (Emil’s Mansion). После входа в особняк камера оказывается не за плечом героя, а размещается в фиксированном положении на определенной высоте в углу комнаты. Точка обзора меняется, когда игрок идет по коридорам и комнатам. В описаниях игры и обзорах пишут, что такая камера была в первых играх серии Resident Evil.
Isometric Camera
В самом начале второй части игры (через 5 лет) главный герой вновь оказывается в особняке Эмиля. Для прохождения открывается его «Подземный комплекс» (Underground Facility), где обзор камеры становится изометрическим.
Про изометрию в играх можно подробно почитать здесь.
2D Side View Camera
Локальные переключения в 2D-камеру бокового обзора (как в 2D-платформерах) используются разработчиками на протяжении всей игры. Например, на выходе их «Затерянного храма» (Lost Shrine), на маяке и корабле в «Приморье» (Seafront) и т. д.
На выходе их «Затерянного храма» (Lost Shrine)
Изучаем «Маяк» в «Приморье» (Seafront)
На корабле в «Приморье» (Seafront)
Что же делают разработчики с жанрами?
Меняем жанр игры
Platformer 2D
Временно сменить жанр игры на платформер 2D разработчики предлагают в некоторых зонах на разных локациях.
В деревне «Орлиное гнездо» (Aerie Village) представлена большая зона, где воспроизводится классический геймплей платформера 2D. Необходимо прыгать по платформам, сражаться с противниками и все это с видом сбоку от третьего лица с привязкой камеры к герою.
Прыгать по платформам придется на мосту в «Северных равнинах» (Northern Plains) по пути на «Свалку» (Junk Heap).
В «Пустынном храме» (The Barren Temple) в «Пустыне» (Desert) при переходе между комнатами создана небольшая опасная зона, где тоже придется попрыгать как в платформере.
Puzzle Game
В самих же комнатах в «Пустынном храме» (The Barren Temple) разработчики предлагают игрокам решать головоломки.
В храме 7 непростых комнат, которые необходимо пройти. В каждой комнате для игрока действует запрет на использование отдельных способностей (например, прыжок, магия, бег и пр.). В некоторых комнатах необходимо передвигать кубы, чтобы дойти до конца, в других — просто дойти до конца живым с учетом запретов на способности. При этом в каждой необходимо прятаться и уворачиваться от бесконечных снарядов, что в комплексе оказывается очень непростой задачей.
Не могу сказать, что мне понравился этот игровой опыт. Запрет на использование способностей, который необходимо самостоятельно контролировать, скорее вызывал раздражение. Использование запрещенного чаще происходило на автомате, контролировать этот процесс непросто. На мой взгляд, решение геймдизайнеров очень спорное, хотя интересно послушать их мотивацию.
Text Quest / Text Game
Сменить жанр кардинально предлагается в задании «Смертельный сон» («Deathdream») в «Лесу мифов» (Forest of Myth). Здесь разработчики вспомнили «старые-добрые» текстовые игры и предлагают игрокам включить свое воображение. После утомительного (на мой взгляд) чтения историй нескольких жителей леса предстоит еще разгадать загадки, поэтому читать лучше вдумчиво и внимательно.
Во второй части игры в «Лесу мифов» придется побывать снова, чтобы выполнить задание «Древо воспоминаний» (The Tree of Memory). Придется читать, но в этот раз не много. С помощью текста раскрывается и история героини Кайнэ, которая открывается после первого прохождения.
First-person Shooter
Поиграть в условный шутер от первого лица разработчики предлагают в городе «Фасад» (Facade) в «Пустыне» (Desert). Передвигаясь на плоту по песчаной реке, герою предстоит отстреливать Теней и летучих мышей. Открывается эта возможность после первого прохождения игры. Доступ осуществляется через «Дневник матери/жены героя», который находится в доме.
Bullet Hell
Наряду с разнообразием жанров, на протяжении всей игры разработчики постоянно обращаются к жанру «bullet hell» («пулевой ад»). Противники — от маленькой Тени на локации до босса — забрасывают игрока огромным количеством снарядов, от которых необходимо постоянно уклоняться, независимо от того, как располагается камера персонажа.
Разработчики и геймдизайнеры в обновленной версии NieR Replicant ver. 1.22 хотели сделать игру лучше, но не все у них получилось. Местами игра кажется пустой, квесты утомительными и многие претензии игроков оправданы. Но в тоже время в игре есть немало интересных решений, которые сглаживают некоторые недоработки. Мне лично было интересно играть со сменой камеры и сменой жанров. У меня получилось найти то, что смогло меня увлечь в этой игре. Возможно, если посмотреть на игру под этим углом, то и многим игра тоже может понравиться.
Как раз играл в это переиздание. Но вот перепройти… что Автомату, что Репликант. Сложно как-то. Сложно в первую очередь тем что ты уже знаешь где по твоим чувствам ударят поражением, потерей, осознанием картины мира.
Подобные чувства что переживаешь в игре она способна подарить лишь единожды.