Если бы человечество не было таким жадным не только до светлых знаний и просвещения, но и до власти, доминации над другими видами, жажды к жизни, кто знает, возможно мы бы пошли совсем по иному пути развития. Человек всегда хотел и будет хотеть только большего, уничтожая всё на своём пути. В более и более стремительном прогрессе он и забыл, что всё вокруг не было создано исключительно для него, и что он делит свой дом с бесчисленным количеством живых существ, что тоже хотят лишь одного — жить.
Мы часто задаёмся вопросом: «А что если кто-то встанет выше человека в пищевой цепи?» И вот уже воображение пускается в пляс, выдумывая безумные варианты процветания какого-то вида над хвалённым человечеством.
Сегодняшний продукт воображения одного гениального мангаки очень красочно показывает результат этого вопроса: «А что если…»
Философскую сторону тайтла разобрали и обмозговали почти все, кому не лень, и ваш покорный крысиный слуга не исключение. Хоть и ознакомился с мангой и аниме я только в этом году, это лишь доказывает потенциал и значимость произведения. Ведь интересно и полно разобранные темы, к сожалению, являются до сих пор актуальными для нашего общества.
Давайте же посмотрим, как человечество справится с новой необычной для себя угрозой.
«Kiseijuu» — манга, написанная и проиллюстрированная Хитоси Ивааки и начавшая издаваться с 1988 года сразу несколькими издательствами, такими как TokyoPop, Kodansha и другие. В своём составе содержит 8 томов и 64 главы уже после своего переиздания.
Жанры манги: сэйнэн, боевик, драма, мистика, психология.
Возрастной рейтинг: 18+, присутствует нагота и много-много насилия и кровавых сцен. Кстати, как раз по этой причине министерство культуры Китая 12 июня 2015 года занесло мангу и её адаптацию в запрещённый список из 38 аниме и манги. Но даже несмотря на запрет фильм по первоисточнику удалось выпустить в общенациональных кинотеатрах по всему Китаю.
А вот на своей родине произведение Хитоси Ивааки было встречено со всей теплотой и обожанием. Ведь согласно опросу, который министерство культуры Японии провело в 2007 году, манга заняла 12-е место среди наилучших произведений всех времён. И поверить этому не составляет труда, учитывая, как тайтл на слуху у любителей аниме по всему миру.
История тайтла
В 2008 году был выпущен спин-офф по оригиналу — «Kiseijuu Reversi» («Паразит Реверси») за авторством OHTA Moare. Само произведение завершено, а вот перевод на русский продолжается по сей день. На данный момент переведено 5 томов и 45 глав. Здесь повествование ведётся от второстепенных персонажей во время основных событий оригинального произведения, но излагая свою ветвь событий.
По качеству прорисовки и сюжета спин-офф не хуже оригинала, даже по художественному стилю выглядит свежее и более детализированнее. Градус напряжения и заинтересованности не снижается, разве что в силу долгого перевода основные события можно и подзабыть. Всё же новая глава вышла только спустя год. В любом случае, это интересный ракурс для ознакомления с миром «Паразита».
Ещё интересным творением этой вселенной стал короткий сборник историй от разных авторов с общей тематикой оригинала — «Neo Kiseijuu» («Нео Паразит»), выпущенный в 2014 году. Насчитывает в себе 12 глав, каждая из которых это отдельная короткая история. Некоторые имеют более юмористический и бредовый характер, некоторые более серьёзный. Этот сборник просто дополнение, где мангаки в своём стиле хотели встать на место Хитоси Ивааки и продемонстрировать своё видение вселенной.
Есть и цветная версия оригинальной манги 1988 года, и даже кроссовер-сингл с тайтлом «Хвост феи»2015 года. Как можно увидеть, разных произведений на схожую тематику хватает, и это ещё не учитывая кино-адаптации знаменитой манги.
Аниме-адаптация по названию Kiseijuu: Sei no Kakuritsu («Паразит: Учение о жизни») была создана студией Madhouse, а результат её работы свет увидел в октябре 2014 года. Количество эпизодов — 24. Создатели аниме со всей душой и уважением отнеслись к первоисточнику, хорошо выразив идеи и смысл автора, который он вкладывал в своё творение. Именно аниме запомнилось многим особенно ярко своим визуалом, философией и атмосферой.
И последней на данный момент визуализацией произведения стал фильм в двух частях от режиссёра Такаси Ямадзаки. Первая часть вышла в 2014 году, а вторая уже в следующем. Кстати, визуально фильмы выглядят очень даже неплохо, особенно элементы боди-хоррора — одна из визитных карточек этого тайтла.
Краткое ознакомление с историей «Паразита» завершено, теперь переходим к самой сути.
Сюжет и персонажи
Человек мнил себя венцом творения и единственным разумным существом, видимо, слишком долго. Одна ночь изменила жизни тысячи людей по всему миру, заставив усомниться в своей уникальности и важности.
Однажды под покровом ночи с небес стали опускаться странные субстанции небольшого размера. Сцена выглядит так, словно на город медленно падают крупные хлопья снега. На самом деле из этих своеобразных «яиц» начали появляться разумные червеобразные существа — наши Паразиты.
В ту ночь десятки случайных людей и даже животные стали жертвами специфических захватчиков. С первых же страниц читателю показывают жестокость инопланетных существ и их стремление пролить человеческую кровь не ради захвата или подчинения, а просто использовать людей в качестве пищи.
Такая же участь могла постигнуть нашего главного героя, но тогда бы и не было самого сюжета. Обыкновенный и ничем не примечательный школьник Синъити Идзуми 16-ти лет от роду не обделён смекалкой, так что когда какая-то тварь пыталась проникнуть ему под кожу и добраться до мозга, парень с помощью проводов наушников сделал себе подобие жгута, остановив движение неведомой твари.
Когда паника парня немного улеглась, а нелепые оправдания смогли успокоить перепуганных криками сына родителей, школьник ложится спать, объясняя всё какой-то странностью, не требующей обоснования. Однако на следующий день на голову бедного школьника выливаются ещё более необычные вещи. Правая рука странно себя ведёт и будто вообще живёт своей жизнью, а физические способности и реакция у типичного задохлика вдруг обостряются.
По возвращении домой сюрпризы не заканчиваются. Многострадальческая рука принимает облик паразита, который ещё и умеет говорить. После небольшой истерики Синъити захватчик его руки объясняет сущность своих сородичей. А она очень простая. Всё что нужно этим тварям — это попасть в головной мозг существа, желательно человека, и захватить нервную систему. Сознание жертвы не «засыпает», находясь в плену, оно просто умирает, а тело становится оболочкой для непрошенного гостя. Причём единственной пищей паразитов является человеческая плоть.
И у нового сожителя Синъити была такая же цель, однако парень вовремя не дал этому случиться, именно поэтому паразит не смог захватить разум человека. Но и не убивает его, так как вместе они составляют выгодный симбиоз. Паразит без вреда для человека питается за счёт обменных процессов в его организме, а в ответ Синъити получает более высокие физические способности и защиту от других паразитов, ну и плюсом хорошего собеседника, а позднее и друга.
В честь заключения мирного договора Синъити решил назвать паразита Миги. Последующие дни этих двоих проходят в постоянном обучении друг у друга. Миги быстро поглощает различную информацию об этой планете, её жителях и устройстве человеческого общества, что совершенно чуждо паразиту. Синъити в свою очередь узнаёт об отталкивающей биологии Миги и его собратьях, а также учится лучше понимать своё стремительно меняющееся тело под влиянием паразита.
И здесь же проявляется первый интересный вопрос для обсуждения: сможет ли человек и паразит построить что-то вроде дружбы? Они абсолютно полярные существа, со своими принципами и ценностями, сведённые простой лишь случайностью. Есть ли в этом что-то, кроме взаимовыгоды? Подробнее уже можно узнать по ходу повествования.
Это познание не происходит в мирных условиях. Обстановка вокруг главного героя накаляется, насилие и нападения паразитов на людей происходят повсеместно, общественные и политические волнения становятся ярко выраженными. А агрессоры же начинают сбиваться в группы, развиваться и изучать людей, их поведение и психологию, чтобы проще было сливаться с толпой и искать себе пропитание.
Так что как бы Синъити Идзуми ни хотелось спокойной человеческой жизни, это становится невозможным, так как цепь драматических событий с близкими парня заставляют его радикально поменять своё мировоззрение и вступить на тропу войны с паразитами.
По ходу повествования обе противоборствующие стороны хорошо раскрываются и проходят свой путь развития. Даже по своей природе чудовище и людоед Миги учится понимать человечность, хоть и нормы морали ему всё равно не ясны. Он привык действовать только в своих интересах, не приемля жалость и сострадание, так как эти чувства ведут к поражению и даже гибели. Однако находясь в симбиозе с человеком впоследствии паразит принимает человеческую психологию (по крайней мере своего подопечного точно) и начинает испытывать что-то кроме стремления выживать. Собственно, именно то самое, что отличает человеческий вид от остальных живых существ.
В свою очередь очень хорошо показано моральное становление главного героя. Мне понравилось, что переход от затюканного школьника в лучшего бойца с паразитами, который с лёгкостью раскидывает и школьных хулиганов, не произошёл в одночасье.
Синъити долгое время был максимально «домашним» мальчиком. Стеснительный, неловкий, слабый, не уверенный в своих силах. Происходит из спокойной, обеспеченной семьи, никогда с ними не было конфликтов. Прилежно учился, много читал и просто существовал.
После приобретения способностей Синъити сомневается в своей личности и правильности поступков, постоянно задаётся вопросом, остался ли он человеком и не потерял прошлого себя. Видно как ему очень важно сохранить частичку прошлого Синъити Идзуми, несмотря на усовершенствования в своём теле. Вся эта сила и новые возможности морально давят на персонажа. А жестокость, холодное спокойствие и безразличие пугают не только близких людей, но и самого Синъити. Он боится, что станет похожим на своего врага и забудет вообще всё, что делало его человеком.
Затем приходит осознание, что жить как раньше уже не получится, хоть и видно, как отчаянно он хочет спокойной размеренной жизни, которую отняли паразиты. В то же время он понимает, что и без изменений просто не выжить. Наблюдать за этими постепенными метаморфозами одно удовольствие.
Второстепенные герои раскрыты плюс-минус неплохо, каждый из них чётко стоит на своём месте в сюжете. Мне больше понравились именно взаимодействия людей друг с другом, коммуникации и конфликты между паразитами. Семейная связь главного героя показана прекрасно, поэтому от трагичных событий особенно щемит сердце. Чётко прослеживается мотивация гг превозмогать себя и продолжать тяжёлую борьбу.
Присутствует симпатичная романтическая линия. Она также является одним из основных локомотивов Синъити в сюжете. Видно, что эти отношения очень ему дороги, хоть и часто он сам совсем не понимает как себя вести в них. По этой причине часто возникают неловкие и тупиковые моменты. Возлюбленная героя часто задаёт ему вопрос: «Тот ли ты Синъити, которого я знала?» И это такой лейтмотив парня, помогающий не забывать своей сути, несмотря на изменения в теле и сознании.
В общем и целом сюжет манги хорошо развивается, хоть и лично мне он показался местами сумбурным и затянутым. Но что несомненно хорошо, так это грамотно выдержанный баланс экшена и кровищи с психологической и философской стороной манги. Между постоянными стычками героя с врагами есть и спокойные моменты, некое затишье перед бурей. Можно переварить события и обмозговать интересные мысли от героев.
Психология и различные размышления также являются двигателем сюжета, раскрывая как личности самих героев, так и их разного рода социальные взаимодействия, что также оказывают своё большое влияние на мир этого произведения.
Визуальное оформление манги
В стиле Хитоси Ивааки чувствуется след «старины», если можно так выразиться. Конечно, оно неудивительно, ведь произведение вышло в конце 80-х. Нечасто читаю ретро-мангу, всё же привык к более современному стилю. Хочется отметить, что у персонажей преобладают более естественные пропорции и черты лиц и конечностей в целом. И одновременно так забавно смотрятся комично-искажённые выражения. Мне больше хотелось сохранять странички целиком, а не вырезать из них какой-то отдельно взятый момент. Каждый кадр и деталь на них смотрится очень органично.
Хоть в повествовании редко прорисовывается полноценный фон (иногда создаётся впечатление, что герои сражаются и взаимодействуют посреди ничто), это заменяет высокая экспрессивность лиц главных и второстепенных. В них действительно чувствуется жизнь и переживания по тому или иному поводу.
И, конечно, хочется отдельно подчеркнуть качественную прорисовку бодди-хоррора. Мясные и кровавые моменты манги, да и аниме стали чуть ли не культовыми в своём жанре.
Не только жестокие сцены смерти людей и паразитов завораживают своей тёмной эстетикой, но и сам внешний вид монстров. Можно заметить, что у каждого свои особенности касательно тела и жуткий охотничий вид, который может и не повторяться. Это наталкивает на мысль, что всё же паразиты могут быть индивидуальны, как и сами люди. По большей части это из-за того, что они крадут облики своих жертв, ведь вне человека они выглядят все примерно одинаково и мерзко.
Это действительно виртуозная работа, кадры которой хочется рассматривать и рассматривать.
Аниме
Как уже было сказано раннее, студия создания аниме-адаптации с уважением отнеслась к первоисточнику, ничего не изменив в сюжете и хорошо передав все мысли и философию манги.
Экшен и лирические моменты на высоком уровне благодаря качественной рисовке, постановке кадра и другое. Внимание зрителя прекрасно выдерживается, как и уровень саспенса, что нарастает с каждой последующей серией. А кульминация и объяснение событий «после» ставят обоснованную и окончательную точку в этой истории.
Также ещё интереснее было узнавать больше не только о лоре в целом, но и конкретно о биологии паразитов, их психологии, возможном происхождении и мотивации. Смысла вам всё пересказывать нет, хоть и очень хочется, так как в аниме это действительно подробно и интригующе показано. Но конечно, самому это всё интересно собирать и обдумывать с каждой серией.
Визуальное оформление аниме
У аниме прекрасный визуал, особенно детализация окружения. Всё ощущается настолько красочным и сочным, что несмотря на весь ужас, который происходит с главным героем, хочется замереть ненадолго и просто насладиться новым закатом или видом города, пустынной улицей. А может даже детской площадкой в темноте, или величественными горами с раскидистыми лесами. В общем, в аниме есть на что посмотреть помимо кровищи и мяса, хоть и оно выполнено завораживающе, со всеми эффектами и почти без цензуры.
В дизайне персонажей хоть и нет чего-то примечательного, но радует, что у них всё так же разные пропорции лица, особенная мимика, разрез и постановка глаз. Как раз и эти реалистичные особенности откладываются в памяти, не делая героев копиркой друг друга с отличием разве что только цветом глаз, волос и одеждой.
По музыке ничего подробно сказать не могу, она не запомнилась мне особо. Разве что оппенинг очень хорош, сразу настраивает на лад самого аниме.
Общие впечатления после просмотра остались хорошими. В адаптации события идут несколько поживее, но и не особо торопятся. В общем, выдержаны идеально, чтобы не дать заскучать и одновременно не нагружать зрителя обильными событиями.
Философия тайтла
Как уже многие успели убедиться на своём опыте, либо же из обзоров, тайтл «Паразит» имеет психологическое и философское толкование своего сюжета. Достигается такой эффект за счёт того, что в манге и аниме поднимается множество разнообразных тем для размышления и проблем, которые раскрываются постепенно, и ни одна из них не остаётся без должного внимания.
Мне понравилось, что в аниме большое значение уделили именно психологии и раскрытию сюжета с этой стороны. Например, в одной из серий добрых 5-6 минут читается лекция об альтруизме и теории «эгоистичного гена». И это не просто вброс, ведь эта тема идёт одной из нескольких белых нитей через весь сюжет. От такого внимания и подхода к деталям видно, как режиссёры хотели красочно и при этом лаконично донести интересные мысли зрителю точно так же как это делал Хитоси Ивааки в своём произведении.
Тем для обсуждения что в манге, что в адаптации большое разнообразие: столкновение моральных принципов человека и охотничьих инстинктов паразита; природная жестокость среди людей и видение мира глазами серийного маньяка; семейно/любовные отношения главного героя и как они помогают ему оставаться человеком; развитие чувств и индивидуальной личности у примитивного хищника, который в жизни знает только как пожирать людей. И многое другое.
Однако самая масштабная и сюжетно значимая тема — наказание человечества за вседозволенность. Даже в самом произведении один из паразитов говорит, что планета Земля давно страдает от вируса, имя которому — Человек. А по логике вещей паразиты прибыли на Землю, чтобы исцелить её. Но именно происхождение этих существ не раскрывается. Они даже сами особо не понимают своей цели, только делают то, что им кажется правильным. Словно кто-то своей твёрдой рукой ведёт плотоядное племя против людей.
Из всего потока мыслей в тайтле меня особенно зацепила следующая: каждая жизнь важна, не только лишь человеческая. И что нет смысла судить хищников по человеческим законам, даже если они разумны. Для них мы просто представители иного вида, который можно использовать в пищу. Так и происходит в дикой природе, никто из-за такой системы не поднимает шум. Просто мы слишком принесли свой вид на вершину, считая, что человек свят и неприкасаем. А мы ведь грубо говоря такие же животные, как и остальные. Огромное разнообразие паразитов и хищников делят с нами свой дом. Наталкивают на мысли и столкновение человека не просто с опасным животным, а с себе подобным. С охотником, которого внешне сложно отличить от любого из нас.
От таких размышлений становится ещё интересной истинная причина появления монстров на нашей планете. Всё это можно с удовольствием обмозговать после просмотра или прочтения, так как и манга, и аниме богаты на пищу для размышлений.
***
По итогу можно с уверенностью сказать, что «Паразит» заслуженно занимает место среди классических и значимых произведений, идеи которого до сих пор могут быть актуальны и в современном обществе. По сюжету, рисовке и развитию персонажей тайтл считается неким эталоном в мире аниме, который у каждого на слуху.
Не могу сказать, что мне понравилось больше — аниме или манга, но советую ознакомиться и с тем, и с другим. Идеи понятны, увлекательно и грамотно поданы. Но и расслабляющим вариантом на вечер тайтл не назовёшь. Это хороший образчик своего жанра, который не даст вам заскучать и точно позволит проникнуться и подумать над прочитанным/просмотренным уже в конце.
Хотелось бы закончить размышлениями главного героя в конце манги:
«Невероятно, каким надменным может быть человек, думая, что властен над всеми живыми существами. Наверное, ни один вид нельзя заключить под полный контроль. И если это так… нужно уважать любую форму жизни. Человек защищает другие виды, боясь утраты чего бы то ни было. Он охраняет окружающую среду, заботясь о собственном выживании. Он просто эгоистичен. Но тут нет ничего такого. Это, пожалуй, даже необходимо. Ведь нельзя умалять важность ни одного вида.»
Лучшие комментарии
До манги мы с фиолетовой бородой так и не добрались, однако аниме несколько лет назад посмотрели залпом. Довольно занятное произведение, и самое главное — законченное. Что, будем честны, в современных реалиях аниме — не сказать, что частое явление. ))
Отличный блог, который пробил на ностальгию. Не фанат аниме и манги от слова «совсем», но в свое время порекомендовали это аниме, и я решился все же посмотреть, и как же это было круто, концовка для меня до сих пор одна из самых эмоциональных и сильных, как и само произведение, автор, спасибо за напоминание о хорошем, теперь появился повод пересмотреть.
Офигенное аниме. Из подобных видел разве что Токийского Гуля и Полулюдей, ну может ещё Бездомный Бог.
Ох уж эта японщина...