3 июля 2023 3.07.23 5 1361

«Наше» («Bokurano» Мохиро Кито). Рождённые убивать, дарующие жизнь.

+10

Введение

Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю.

Папа Иннокентий III

Крестовый поход детей.
Крестовый поход детей.

Наиболее популярным, возможно не только в литературе, но и в других видах искусства является образ ребёнка. Для многих авторов введение данной фигуры в произведение создаёт огромный потенциал для всей истории в целом, ибо дети, в основе своей, не обладают достаточным опытом и крайне уязвимы к внешним факторам, что несомненно привносит в авторскую историю драмы и позволяет читателю быстрее проникнуться симпатией к такому персонажу. Так уж вышло, что ребёнок всегда воспринимался, как чистейшее существо, которое во взаимодействии с окружающим его миром приобретает разного рода качества и, подобно глине в печи, обретает определённую форму, что, конечно же, можно трактовать, как процесс взросления. И именно период отрочества чаще всего берут за основу авторы различных произведений, так как данный пограничный процесс перехода от детства к юношеству является наиболее сложным для осознания самим ребёнком, что создаёт заметные трудности, связанные с формированием собственной картины мира и разрешением конфликтов в самом себе. Более того, наиболее сильный эффект от введения подобных персонажей достигается авторами психологических или хоррор произведений, возводя все недостатки данного этапа в жизни ребёнка в абсолют. Ярчайшем примером произведения, которое представляет собой сосредоточение чистейшей трагедии, связанной с персонажами подростками, является манга под авторством Мохиро Кито «Наше» («Bokurano»).

Синопсис

В одном японском городе пятнадцать подростков, обучаясь в летней школе, во время прогулки по пляжу находят загадочную пещеру, внутри которой они обнаружили несколько компьютеров. Пока дети осматривались, в пещеру вошёл хозяин оборудования и в некоем замешательстве предложил им сыграть в игру, в которой, только и всего то, нужно управлять огромным роботом и победить пятнадцать захватчиков, которые намереваются уничтожить Землю. Однако, для того чтобы начать играть нужно заключить контракт, прикоснувшись к белой пластине необычной формы.

Ведомые любопытством, четырнадцать ребят заключают контракт (за исключением самой младшей из всех). Незнакомец представляется, как Кокопелли и объясняет детям, что игра начинается ровно с той секунды, когда они подписали контракт. Внезапно группа детей оказывается вне пещеры, придя домой они начинают обдумывать случившееся с ними.

Их раздумья прерываются внезапным грохотом, выйдя на улицу они видят исполинскую тёмную фигуру — робота, о котором и рассказывал Кокопелли, робота, которым они должны управлять. Тут же, недалеко от чёрного исполина появляется не менее внушительных размеров вражеский робот.

Однако к ещё большему удивлению, перед детьми прямо из ниоткуда возникает странного вида маленькое левитирующее существо, зовущее себя Жуком-навозником, готовое переместить детей в кабину пилота чёрного робота.

Оказавшись в кабине, дети встречают там Кокопелли, который намеревается показать им как нужно управлять роботом, демонстрируя его способности в сражении с врагом. Победив противника Кокопелли сообщает детям, что на этом его работа окончена и защита Земли теперь в их руках.

По прошествию нескольких дней, занимаясь своими обычными делами, один из ребят — Такаси Ваку услышал странный зов, который как раз таки возвещал о том, что настала его очередь управлять роботом. В ту же секунду Жук-навозник перенёс пятнадцать детей в кабину пилота. Заняв свои места, дети с энтузиазмом стали выбирать имя для своего робота и остановились на варианте «Зерас» («Zearth» сокращение от The Earth).

Итак, именно Такаси Ваку должен был справиться с вражеским исполином. После не столь продолжительного боя Ваку одерживает верх. Данная победа воодушевляет ребят, и они решают выйти из кабины, чтобы воочию узреть величие Зераса. Ваку подходит к краю площадки, воодушевлённый победой…

Он без чувств падает вниз. Возможно, в первый раз все подумали, что это был именно несчастный случай, однако, результат второй битвы всё поставил на свои места. Все осознали, какова цена использования силы Зераса.

Персонажи

Что ж, пятнадцать детей, целью которых является спасение Земли от полного уничтожения, при этом право на ошибку отсутствует, что означает осуществление всех пятнадцати побед. Так автор изначально поднимает ставки до максимального уровня и буквально задаёт вопрос: смогут ли пятнадцать подростков справиться с данным испытанием? Смогут ли они смириться с принятием не только собственной гибели, но и гибелью своих друзей и близких? И что самое главное, смогут ли они смириться с принятием себя в роли убийц? Слишком тяжело, не правда ли? Однако, автор и не думает останавливаться, ведь упавший на них груз ответственности куда больше. Кроме ответственности за судьбу мира, каждый из них несёт свою персональную ответственность перед родителями, друзьями, совершенно незнакомыми людьми, перед самим собой в конце концов. Изначально может показаться, что эти дети слишком взрослые для своих образов и не вписываются в контекст происходящего с ними. Но каждая индивидуальная история ребёнка, каждое событие, которое повлияло на них убеждает читателя в обратном, а именно в том, что каждый из этих детей находится на собственном этапе зрелости, что все их мысли и поступки полностью соответствуют тому, что они пережили. Таким образом, ноша собственной ответственности отражается в их основной миссии и служит катализатором к совершению разного рода поступков, будь то противоречащие всем нормам морали решения, возникающие в следствии эгоистических мотивов, или же искреннее стремление спасти как можно больше живых душ. Чувствуя всё это давление, которое ломает каждого ребёнка, читателю не приходится принимать специальных усилий, чтобы понять персонажа и начать сопереживать ему. И повысив ставки единожды, автор уже не остановится, ибо каждый новый бой и каждая новая смерть возводит трагедию на тот уровень, на котором читатель эмоционально соотносит себя с персонажем и с ужасом переживает всё то, что происходит с ребёнком в данный момент.

Конечно же, в произведении присутствует множество побочных персонажей, которые в разной степени влияют на детей: одни помогают им разделить это бремя, другие же стремятся уничтожить в них всё человеческое, исходя из собственных мотивов. Рассматривая же произведение на более широком уровне, мы можем убедиться в том, что всё человечество, в той или иной степени, исполняет определённую роль, уготованную автором, а именно роль жертвы, ведь не один человек, кроме пятнадцати избранных детей не может повлиять на эту жестокую «игру», где поражение карается полным забвением всей Земли.

Концепция и стиль произведения

И вправду, завязка истории достаточно тривиальна: подростки управляют роботом и крушат своих врагов, дабы спасти Землю от уничтожения. С первой же страницы автор выделяет лидера данной группы детей — Такаси Ваку, достаточно уверенного в себе и жизнерадостного юношу, который (как кажется читателю) и является главным инициатором этого необычного приключения. Итак, вот ребята побеждают вражеского робота, они воодушевлены и готовы в дальнейшем повторить подобный триумф, однако, автор в ту же секунду даёт понять читателю, что это не совсем обычная история, базирующаяся на классической формуле становления героя. И здесь важно понимать, что внезапная смерть Ваку это не просто попытка шокировать или запутать кого-либо, но, вероятно, это способ подготовить читателя к дальнейшим событиям и обозначить правила игры, по которым автор проводит не только героев произведения, но и самого читателя. Таким образом, автор изначально задаёт вопрос читателю: а возможно ли «становление героя» за столь малый срок, отведённый этим детям, и должны ли они становиться именно героями?

Герой?
Герой?

И всё же, мы ведь привыкли читать о непобедимых героях, которые совершают исключительно благие дела. Воистину, герой непобедим, он побеждает противника, в какой-то степени он даже жертвует чем-либо дабы одержать победу, скажем, его жертва заключается в допущении гибели нескольких людей, которые где-то на фоне расстались с жизнью в разгар битвы между этим самым героем и злодеем. Будем ли мы переживать из-за гибели нескольких людей на фоне истории? Вряд ли, однако, если автор задумает убить главного героя, то мы непременно огорчимся. Но в своём произведении Мохиро Кито намерено создаёт ситуацию, при которой у главных героев нет возможности выжить, более того, этой возможности лишается и определённое количество тех самых «фоновых» людей, ибо за победу над врагом нужно расплачиваться таким образом, чтобы, каждая новая жертва становилась всё более ценной. Зная об этом механизме, мы начинаем понимать всю боль оставшихся в живых детей, которые отныне будут осознавать себя, не только как спасители, но и как убийцы. И тот, чья очередь управлять всемогущим гигантом настанет позавидует усопшим, ибо все те разрушения и смерть, которые он принесёт останутся с ним до самого конца.

В своём произведении автор закладывает множество проблемных аспектов человеческого бытия, которые, так или иначе, проявляются в истории в результате раскрытия главных героев. Но наиболее значимым и парадоксальным вопросом, на основе которого автор создаёт основной эмоциональный накал произведения является, как не трудно догадаться, вопрос жизни и смерти, а именно вероятность того, что, убивая и разрушая мы сохраняем и возобновляем. Естественно, по началу всем страшно осознавать, что, отнимая чью-то жизнь мы продлеваем её себе или кому-либо ещё, сам автор описывает это как естественный закон, приводя в пример наиболее простую ситуацию, связанную с убоем скота для того, чтобы человек не голодал. Однако, автор применяет эту концепцию именно к людям, по умолчанию превращая в убийц не только избранных детей, но и всё человечество в целом. Но не стоит забывать и основное правило данной «игры» — дети вынуждены убивать и умирать, защищая Землю и её обитателей, защищая своих друзей и друг друга, защищая своих родителей, которые вынуждены признать гибель собственных сыновей и дочерей, но в невозможности что-либо изменить им приходится жить дальше, ибо эта жизнь была им дана непомерной ценой.

Заключение

Мохиро Кито создал поистине комплексное произведение, которое не только сеет в душе читателя страх и отчаяние от неотвратимости многих ужасающих событий, которые происходили в столь короткой жизни подростков, но и помогает читателю испытать действительно искреннюю эмоциональную привязанность к детям, сопереживая, жалея, осуждая и прощая их. Именно настолько скрупулезно проработанная человечность персонажей, чётко представленная структура в повествовании отдельных историй и постоянное наращивание драматической составляющей дают тот самый эмоциональный эффект.

Моя планета — планета, где дети могут быть детьми… и где битва наконец закончилась.

Эпилог «Bokurano»


Лучшие комментарии

Наиболее популярным, возможно не только в литературе, но и в других видах искусства является образ ребёнка.

У меня столько вопросов к этому предложению, что я даже не знаю, с какого начать ) понятно, что ты хочешь сказать, мол, «есть множество произведений про детей, особенно в Японии», но брать и с порога заявлять, что образ ребёнка — НАИБОЛЕЕ популярен ВООБЩЕ ВЕЗДЕ (что, как бы, подразумевает, что детей (на главных и побочных ролях) в худ. произведениях должно быть больше, чем взрослых, что, очевидно, не так) — это СИЛЬНО.

В остальном — как-то очень бесхитростно вышло. По сути, ты твёрдо и фактично рассказываешь только фабулу: 15 подростков бьются с пришельцами, каждый раз один из них умирает. А дальше — как в школьном сочинении «автор поднимает темы бла-бла-бла». Читатель — не учительница, перед которой тебе надо продемонстрировать, что ты прочитал и понял нечто. Тебе надо рассказать людям, которые с произведением не знакомы, чего от него ожидать: драмы, экшена, триллера или эччи.

Например, как устроен рассказ (идёт он от лица некоего абстрактного автора или каждая следующая арка концентрируется на конкретном герое, которому предстоит пилотировать), раз уж на экране есть мехи и они дерутся — как устроен экшен, насколько разнообразны и раскрыты герои-люди, есть ли твисты в духе, не знаю, того, что всё это — большая Королевская битва и «инопланетные» мехи на самом деле просто команды из других стран (я фантазирую на ходу, мангу не читал) и т.д.

Песня в опенинге была отличной, до сих пор в плеере стоит. А почему за основу взяты именно кадры из манги, а не аниме?

Понял, спасибо за подробный комментарий, учту на следующий раз.

Так как я пишу именно про мангу. Манга и аниме отличаются по содержанию: из-за весьма небольшого хронометража в аниме вошли не все важные события, например, связанные с более подробным раскрытием того или иного персонажа. Основное отличие, которое мне действительно не понравилось — это концовка аниме, она смотрится совершенно блёкло на фоне концовки манги и сводится по сути к простому босфайту с якобы самым сильным роботом. А песня в опенинге действительно шикарная.

Читай также