Прочел лонг от Haosima об интересе к играм, захотелось поделиться своими мыслями. В формате комментария получится слишком много текста, поэтому придется писать статью. Возможно, покажется кому-то интересным.
Постараюсь "начать с начала", чтобы получилось обстоятельно и последовательно.
Человеком (как и любым живым существом) движет инстинкт самосохранения (добавлю от себя: "и развития"), который проявляется, в том числе, и в потребности в ориентации на местности.
Ориентация на местности необходима для изучения окружающего пространства с целью создать в сознании карту территории.
Карта, в свою очередь, нужна человеку, чтобы изученную территорию контролировать для обеспечения собственной безопасности, пропитания (охота, собирательство и т.д.), размножения.
Игра-тоже часть инстинкта самосохранения. В игре человек, начиная с раннего возраста, имитирует действия, связанные с безопасностью, пропитанием и размножением, чтобы в последующем применять их в реальности.
Современные игры-вид искусства, вобравший в себя предыдущий опыт человечества в деле реализации инстинкта самосохранения
По сути, любая игра -это та же карта местности. Это повествование в образной, звуковой, (тактильной?) форме, описывающее некоторое место, время, субъекты и объекты, последовательность событий, приводящих к определенному (или неопределенному - в зависимости от решения игрока) результату.
В игре человек имитирует события, с разной степенью вероятности могущие происходить в реальности.
"Искусством" я называю современные игры потому, что в процессе человеческой эволюции мы научились имитировать не только сами игровые процессы, но и время, место, субъекты и объекты игровой реальности.
С изобретением возможности демонстрировать окружающим содержание своего внутреннего мира (живопись, музыка, скульптура, архитектура, вообще-любое производство) человек обрёл и способность этим содержанием манипулировать, т.е.-изменять свой внутренний мир и внутренний мир других людей в угоду своим и чужим потребностям.
Контроль над этим миром (здесь и далее-"виртуальным") позволил человеку гораздо быстрее, глубже и разнообразнее изменять окружающую его среду, подстраивая ее под себя (вместо того, чтобы, как и все остальные представители животного мира, продолжать к нему подстраиваться).
Отличие виртуального мира от мира реального состоит в отсутствии ограничений, накладываемых свойствами "реальных" пространства, времени и энергии.
В нашем воображении мы можем не ограничиваться ничем, по сути, превращаясь в богов собственных внутренних миров.
Ещё одним проявлением инстинкта самосохранения является способность к осознанному выбору. Эта способность используется нами постоянно в течении всей нашей жизни-начиная со способности выбрать свою маму среди множества других людей, заканчивая способностью выбрать симфонию Моцарта или картину Рембрандта среди множества других произведений музыки или живописи. В природе эта способность сохраняет жизнь и здоровье, позволяя отличить своих от чужих, а спелое яблоко-от гнилого (или безобидного червяка-от гадюки, примеров-бесчисленное множество).
Способность выбора позволяет человеку выбирать среди множества отражений реальности в собственном сознании только идеальные, те, которые соответствуют потребностям этого человека наиболее полно.
Современная игра-это идеальный мир, созданный воображением одного или многих творцов. Под "идеальным миром" я имею в виду совокупность идеальных представлений человека об окружающем мире, т.е.-тот мир, который его творец задумал создать. Идеалы творца конкретного мира могут частично или вовсе не совпадать с идеалами других людей, отсюда-игры, которые игрокам нравятся больше или меньше.
Общественная значимость игр состоит в возможности демонстрировать обществу представление об идеальном мире одного или нескольких творцов во всем его богатстве и многообразии.
Демонстрация идеального мира творца приводит к обогащению сознания членов общества элементами этого мира.
"Обмен идеальными мирами", в свою очередь, приводит к изменению нами, людьми, окружающего мира путем воплощения в реальности элементов воображаемых миров ("Мы рождены, чтоб сказку сделать былью").
Таким образом, общественное значение игр состоит в проигрывании в воображении возможных сценариев будущего, позволяющих из всех возможных вариантов выбрать наиболее желательные и полезные для общества (или предостерегающих от выбора нежелательных, что не менее важно).
Я предполагаю, что эволюция игр приведет к возможности воплощения образов наших внутренних миров в реальности - нечто вроде схемы "вообразил-мозговые волны считались неким универсальным принтером, тут же напечатавшим воображенное из подходящих материалов с использованием добытой или произведенной на месте самим принтером энергии".
Таким образом игры, в моем представлении-прототип будущих процессов создания миров. Например-"Планеты СИМ", где любой желающий может жить в своей любимой реальности, мгновенно изменяя ее по своему усмотрению, или "Мира D&D". Или "Миров The Last Of Us". Или любого другого мира-на сколько хватит воображения.
И желание играть, по сути-это желание каждого из нас быть богом. Желание, чтобы мир, в котором мы хотели бы жить, был миром реальным. Миром вокруг нас.
Как сказал в свое время Айзек Азимов-"Сами боги".