Когда я задумывал прошлый пост об аниме ушедшего 2022 года, то хотел создать большой повод для большого обсуждения, которых здесь не хватало. Потому и охватил целый год: многие что-то да посмотрели. Результат получился в целом успешным: всеблогового размаха не вышло, но обмен мнениями местами вышел результативный. И даже немного больше: от друже Scopan3 поступило предложение сделать такие посты сезонными. Получилось бы меньше, но зато каждые три месяца. Я посопротивлялся, но, но потом подумал: почему бы и да? Давайте попробуем такую традицию!
Правила предлагаю следующие: в тексте поста я описываю некую концепцию сезона и подбираю под неё несколько сериалов. А комментарии будут основной «точкой сбора» мнений: в них будем делиться впечатлениями от просмотренного. Как с опорой от текста (если нужно отталкиваться от чего-то), так и полностью собственные впечатления (приветствуются!). Получается не совсем курилка — всё-таки я постараюсь делать цельную заметку — но обсуждалка.
По сравнению с прошлым постом я немного поправил графику. Надеюсь, вышло хорошо.
Собственно, зима 2023 года. Концепция этого сезона в голове сложилась уже к третьим сериям. Среднестатистический аниме-сезон включает в себя 5-10 отличных и хороших сериалов, много проходных и некоторую массу шлака, объём которой зависит от кругозора зрителя. В этот же раз однозначно стоящих сериалов практически не было, зато проходняк массово оказался качественным. Ни один из таких не выглядит обязательным, но ими можно увлечься, если подойти с чистой головой.
Прежде чем перейти к основным тайтлам на сегодня, зацепим парочку продолжений прошлого сезона. Их я сознательно упустил в прошлый раз — не закончились же. К тому же на примере этих сериалов хорошо видна разница среднего уровня по больнице прошедшего аниме-сезона и позапрошлого. И это именно что средняя температура.
Не знаю, с какого угла подойти, чтобы не вклинить: «Лучшее, что я смотрел в сезоне», поэтому внесу эту фразу через парадный вход. Urusei Yatsura не выглядит как аниме из другой лиги, но детали выдают качество. И чем больше замечаешь при просмотре, тем больший восторг вызывают «Пришельцы». В первую очередь комедийный. Сложно описать точнее, но это именно восторг, а не смех. Аниме потрясающим образом умеет развлекать.
По идее логично было бы начать с исторической справки, которая здесь немаловажна, но я посчитал этот вариант избитым. А раз начало положено, то можно и к ней перейти. Urusei Yatsura — тайтл по меньшей мере легендарный: почти 200 серий, шесть полнометражных фильмов, кучка OVAшек — и это не самое главное. Над тем, что я перечислил, в своё время работали такие люди как Мамору Осии и Хидэаки Анно. И были на первых ролях. Наследие «Пришельцев» прослеживается регулярно: чуть ли не каждый полуторный тайтл заимствует идеи и приёмы. Но всё это немного о другом.
Нынешнее аниме — новая, более современная адаптация, призванная познакомить с франшизой новую аудиторию. На мой взгляд, David Productions справились со своей задачей. Ругающих любителей старины прошу в комментарии, а здесь постараюсь объяснить свою позицию. Чтобы быть честным, признаю: моё знакомство с первыми аниме ограничено где-то двадцатью минутами разных фрагментов на ютубе уже после начала нового сериала. Разница между старым и новым заметна, и речь даже не о техническом исполнении. Новую адаптацию выделяет возросший темп повествования. Все действия стали заметно быстрее, и это работает на комедийную часть. Решение спорное, но мне кажется оправданным. Начав с такого, старое аниме тяжеловато смотреть.
Притом отношение новых «Пришельцев» к старым вовсе не наплевательское. Наоборот, работу David Productions выделяет уважение к японским восьмидесятым. Оно не бросается сразу, но детали комедийно анимации, реплики персонажей и особенно звуковая составляющая ретроподобны. Да что там: оба опенинга выглядят и звучат с оглядкой на эпоху. В конце концов, сравните голоса главных героев: персонажи звучат до невероятного близко.
Тут, конечно, невозможно не выделить голос Лам. Слышать её Daaalin’ - отдельный вид удовольствия.
Если посмотреть на Urusei Yatsura с ещё одного угла, то заметно качество исходного материала. Шутка ли — аниме, созданное по 45-летней манге, умудряется быть изобретательнее и потому свежее своих современных собратьев. Тем самым «Пришельцы» показывают, кто здесь настоящий оригинал, а кто лишь копия.
Очень сложно говорить об этом тайтле, так и не познакомившись с первоисточником или хотя бы манга-адаптацией. Мнения в сообществе строго полярны, и граница проходит именно по знанию тайтла: знатоки «Тени» сравнивают аниме с землёй, а обычные зрители получают большое удовольствие. Исключения встречаются, и их немало. И дабы суждение выглядело более объективным, прошу заранее это учитывать.
Аниме само усложняет себе жизнь для предвзятых зрителей, блекло начавшись. Первые серии «Восхождения» выглядят как любой другой исекай со сверхсильным главным героем и его боевым гаремом: история и близко не выделяется; мир не показан от слова «совсем»; юмор — главная прелесть тайтла — подаётся в виде иронии настолько глубокого мета-уровня, что для его считывания временами надо быть тем ещё знатоком японских попаданцев.
Где-то к седьмой-восьмой серии тайтл начинает исправляться, и в нём наконец начинает закручиваться основная история и раскрывается местный мир. Это позволяет осознавать хотя бы масштабы задумки. Необычностью, впрочем, сеттинг не выделяется: типичное японское фэнтези вперемешку с технологиями XIX века. Однако тайтлу удалось интересно вписать в него действующие лица, что добавляет окружению правдоподобия. И, что в действительности самое важное, юмористическая часть тоже продвинулась и раскрутился маховик простых, легко считываемых шуток. Правда, мета-иронии теперь, ещё более требовательные, но выкупающие это добро получают принципиально иной уровень удовольствия. К этому всему по месту добавили реально хорошие сцены (не скажу, какие, ибо испорчу атомное удовольствие), так что ближе к завершению сериал начал переходить в разряд годноты.
К слову, если взглянуть со стороны, то начавшийся во второй трети основной сюжет репетативен. Стандартная арка выглядит так: в каком-то месте мира должно произойти большое событие. Главный герой прибывает туда по нуждам своего «обычного» альтер-эго, и там же свои задачи выполняет его боевой гарем. Через некоторое время они показывают окружающим свою мощь, выполняют задание и исчезают. Протагонист на фоне ловит фан, иногда разн… СПОЙЛЕР. Структура слишком заметна, чтобы совсем не раздражать, но разница в деталях скрашивает достаточно, чтобы не вызывать боли и поддерживать интерес.
В любом случае, надо познакомиться с первоисточником.
Из пары дюжин сериалов, которые меня заинтересовали в начале сезона, я выбрал четыре подходящих под категорию «Хорошего проходняка», а заодно наиболее разных. За остальным вновь отправляю в комментарии: и о другом почитаете, и своё напишите.
«Шпионскому классу» повезло с пиар-компанией. Не вкладывая почти ничего сверхнормативного, тайтл собрал потенциальную аудиторию на волне хайпа по Spy x Family. Даже сам анонс был удачно расположен в районе первых серий проекта Wit и CloverWorks, когда он не успел ещё никого разочаровать. Да и выход сразу после SxF способствовал аудитории первых серий.
Кстати насчёт «почти ничего сверхнормативного». Остановимся здесь на секунду. Что у аниме не отнять, так это потряснейший анонсирующий тизер. Технический качественный, интригующий и, самое главное, стильный. Этот тизер сразу продал мне Spy Room.
Аниме выходит, и сразу же многих разочаровывает. Пустой пафос вместо шпионской тематики, повседневность вместо сюжетных приключений — не такого ждали люди. Притом не сказать, что сериал плохой, вовсе нет. Он неплох в рамках жанра: в меру красивый, да и юмор не безвкусный. Однако от былых ожиданий большинства ничего не осталось уже после первых двух серий.
А ведь всё было понятно, если смотреть на пиар-компанию чуть пристальнее и в отрыве от остального. За адаптацию взялась студия feel, как раз зарекомендовавшая себя качественными, но простыми слайсами. Её работы никогда не становились прорывными или хотя бы близко к тому. Кроме того, трейлеры основной пиар-компании были посвящены отдельным героиням, и трейлеров этих было немало. А это уже признак другого жанра — гаремников. В каком-то смысле Spy Room им и является.
Чтобы насладиться этим аниме, придётся немного повоевать с предрассудками. Дело в том, что оно полностью трёхмерное с типичными недостатками: кукольные анимации, минимум детализации и очень странные эффекты. Прогресс в сравнении, скажем, со «Смертоносным герцогом», заметен, но до хорошего уровня далеко.
«Кайне» стоит дать шанс хотя бы ради мира, в котором происходит действие. Хотя нам дают понять, что окружение можно назвать постапоком, повествование не делает акцент на том, что это именно «жизнь после». За счёт чего мир больше воспринимается как чистая фантастика, которую сложно приписать к сложившимся сеттингам типа космооперы. Он необычный и интересный, изобретательный, пусть местами и виднеются заимствования. Например, мне очень понравилась концепция разделённого человечества и вытекшие из этого поверья народов.
И в этом мире крутится достаточно заурядная история. Живущего мирной жизнью протагониста принцесса вытаскивает на путь приключений. Классический путь героя никак не маскируется и не искажается. Но здесь он к месту. Миру очень подходит такой простой сюжет, и история смотрится органично.
Зачем. Зачем обращать на это внимание. Это же самая обычная повседневность с анимешными девочками. Выделяется разве что завязка, звучащая настолько трэшово, насколько вообще может звучать завязка аниме. Истории толком нет, персонажи и события совершенно обычные. Так зачем, зачем Bind Studio, созданная специально для адаптирования «Реинкарнации безработного», в состав которой входят топовые работники индустрии, взялась за это!?
Впрочем, нельзя не отдать аниме должного. Высокое качество заметно от первого и до последнего кадра. Визуальный стиль самую малость отличается от обычного, но это отличие втихую играет на лёгкость и комедийность происходящего. Персонажи шикарно проработаны, если сравнить даже с их цветными версиями из манги. Анимация тоже на уровне слишком высоком для подобных тайтлов. Кадров движениям персонажей выдали как в последний раз.
А ещё картинка так хорошо выглядит из-за совместной работы аниматоров и главного режиссёра. Ракурсы и действия выглядят местами очень нестандартно, а намеренно ломанная рисовка и хорошая анимация делают визуал реально интересным. Не буду уверенно утверждать, но полагаю, что это именно особенность адаптации. Возможно, стоит чекнуть пару глав манги для уточнения. В любом случае, адаптация не вывела историю из разряда проходных, но в остальном это хорошее аниме.
Наверное, самое любопытное аниме сезона. «Томо — девушка!» задаёт наиболее важный для индустрии вопрос: что важнее — персонаж или работа его актёра озвучки. Правда, в нашем случае речь об актрисах. Создатели аниме очень сильно хотели передать обаяние главной героини — пацанки Томо — а потому взяли на её роль Рие Такахаси. Она же Эмилия, она же Мегумин, она же Такаги, она же самая, пожалуй, талантливая сейю поколения. И она не подводит: в каждой реплике слышно старание, и актёрский диапазон не может не удивлять. Это правда прекрасная работа. Но потом в действие вступает Рина Хидака, которая в образе Мисузу — подруги Томо — отыгрывает один из двух привычных для себя образов. И крадёт каждую свою сцену. Простите за штамп, но следить за Мисузу — особое удовольствие.
В остальном же «Томо — девушка» — это представитель жанра «школьный ромком». Хочется написать «типичный», но это не совсем так. Тайтл куда ближе к bestgirlism чем к классическим представителям. Сюжет сразу выделяет главную героиню, на «особости» которой строится, но, в отличие от сестёр по жанру, уделяет значительное внимание второстепенным персонажам. Тайтл даёт им больше личности и сюжетных линий, чем принято. Не то, чтобы глубокий уровень, но несколько удивительно. Эти персонажи продолжают оставаться на своём втором месте, но не являются однозадачными болванчиками.
И столь большой упор на развитие героев играет в плюс комедии, которая как раз на образах и строится. Подобные истории не славятся разнообразием юмора, однако именно за счёт чуть большего развития персонажей, у «Томо» есть пространство для манёвра в комедии. Так что юмор здесь неплохой, пусть ни одна шутка не разрывает.
Исход сюжета, конечно, ясен с самого начала. Дам небольшой спойлер: аниме реально заканчивается, а не обрывается после контрольной точки. Так вот, в таких историях интерес вызывает не концовка, а путь героев к ней. И с ним ситуация двоякая: с одной стороны, именно как такового пути здесь нет. Тайтл слишком перекашивает в сторону внутреннего развития персонажей, чем продвижения отношений между ними. Такая смесь порождает скучные внутренние монологи, которые здесь, к счастью, сглаживаются юмором. В результате мы имеем в целом среднюю историю, которая выезжает не персонажах. Типичная для аниме ситуация, не находите?
С работами Lay-Duce я знаком немного, но успел отметить для себя прогресс между работами студии. Их последний до «Томо» сериал — «Стать настоящей героиней» — уже дошёл до уровня «хорошо»; в рамках жанра, конечно. Нынешний сабж в общем-то стал продолжением этого прогресса: «Томо — девушка» — хороший представитель проходной концепции. Пусть анимация и бедненькая, а рисовка слишком стандартная, но аниме не выглядит дешёвым. Авторы удачно скрыли графические недостатки работой над отдельными кадрами и синхронизацией визуала с очень качественной озвучкой. Кроме того, адаптация не позволяет повествованию провисать, что немаловажно.
Вместо какой-либо концовки ещё раз прошу и предлагаю делиться своими впечатлениями в комментариях. Впечатлениями как от сезона, так и от формата. Действительно ли подобные посты нужны и как они должны выглядеть? Я, со своей стороны, обязываюсь поддерживать обсуждение в комментариях, если увижу что-то знакомое.
Лучшие комментарии
А ещё...
Йай! Тутуру♪ Рад снова видеть аниме-обсуждалку! Шляпу перед автором — снимаю.
Это предложение одновременно и порадовало своей комплексностью, и сломало мозг. Спасибо!
(Аниме на Стопгейме странный предмет – оно вроде и есть, но представь сколько просмотров ты собрал бы, если бы подробно расписал про «Стать любимой собачкой».)
Мне — нужны. Отличный повод, чтобы вспомнить и обсудить ушедший аниме-сезон.
Сама идея обсуждалки хороша, но мы все-таки на игровом сайте, так что активность под такими блогами наверняка будет уходяще-приходящей. Так что смотри по себе — если нравится такое писать и идет не тяжко, то я всегда готов поддержать, как минимум, активностью. По себе знаю, как иногда (всегда) тяжело могут идти блоги.
Кстати в формате блога как блога нравится, что ты его не строишь последовательно в том ключе, что включаешь разные тайтлы разных жанров — это привносит своего рода элемент неожиданности. Никогда не знаешь, какие тайтлы окажутся внутри — каким ты посвятишь больше времени, а какие упомянешь вскользь. Отсюда можно наткнуться на описание каких-нибудь необычных штук и подвинуть их вверх в своем списке запланированного. Чем я собственно и занимаюсь — натыкаюсь и двигаю.
По традиции и для удобства я разобью свои дальнейшие мыслеизлияния на несколько постов, которые будут появляться по мере готовности.
(Эхх, хотел сегодня попилить свой блог, но твой — для меня как красная тряпка для быка.)
Миску риса этому господину!
Не могу воспринимать нормально историю, где мужик был мужиком хикки, ну стоило стать только бабой так у него сразу и друзья появились, и сам он стал общительным и даже в школу пошёл
Заметку о «Восхождении» я писал довольно давно, и за это время успел прочитать доступную на русском манга-адаптацию. Она оставила больше вопросов о качестве аниме, чем дала ответов. Ещё и слегка поменяло восприятие. Например, я стал считать первую серию более крепкой. И в целом аниме выглядит таким, будет его адаптировали с умом, правя нужные места для целостности, но получилось не всё. История получается примерно как с «Как воспитать героиню из обычной девушки»: чтобы понимать причины удачных и неудачных сторон аниме, нужно читать вообще всё и со спин-оффами (чего я так и не сделал).
P.S. Дельта в манге прелесть. Прям щеночек ^^
Всё именно так. Сравнивая и то, и другое, манга и аниме выглядят как адаптации, использующие сильные стороны своих форматов. По-настоящему говорить о качестве тут действительно надо только после знакомства с первоисточником; а мне пока что ещё дороги крохи свободного времени.
Из всех перечисленных тайтлов так ни один и не досмотрел до конца. Некоторые не смотрел вообще, а «Несносных пришельцев», «Восхождение в тени», «Мой братик теперь не братик!», «Томо — девушка!» и «Ангел по соседству» забросил после первой серии. Причём забавно, что я когда-то начинал читать мангу «Томо — девушка!» и вроде бы и манга, и аниме мне понравились, но мангу не дочитал и аниме не досмотрел. Не клеится у меня с ним что-то. Вообще пытался вспомнить, что я смотрел в зимнем сезоне и вспомнил только «Неспешную жизнь уволенного тёмного солдата (тридцати лет) (начало было забавное и пару раз напоминало „Гинтаму“ — Сугита на озвучке ГГ только усиливал это впечатление, но я его тоже не досмотрел), „Сбережение восьмидесяти тысяч золотых монет в другом мире к моей старости“ (да, это исекай и я их не особо люблю, но если отключить мозг, то вроде даже неплохо, хотя его я тоже забросил), ну и „Не издевайся, Нагаторо: Вторая атака“ — единственный, который я досмотрел до конца (и ещё зачем-то мангу потом полез читать). Вроде и всё.
Неудивительно, что почти ничего в этом сезоне не смотрел. Проходняк на то и называется так, потому что мимо него легко можно пройти без зазрения зрительской совести.
Это я тоже смотрел. Соглашусь, что типовой исекай для отключения мозга, коих достаточно. Я смотрел его за завтраком по воскресеньям, заходит только так.
А я вот успел прочитать Нагаторо между двумя сезонами, и это ни на что не повлияло. Как будто бы на сюжет совсем по барабану. Второй сезон, к слову, показался ровно таким же, как первый (то есть норм, но без эмоций), разве что пографонистее (смена студии на OLM точно пошла на пользу).
За уволенного солдата ничего не скажу, ибо не начинал(
Ну вот да, бред же. С другой стороны, ни прошлую жизнь, ни даже облик ГГ до изменения не показали. Значит, акцента на это не делают. Будто завязка нужна только для эффекта: «Что это за дичь, пойду ознакомлюсь» (спойлер: скорее всего так и есть). Если воспринимать как моэ-слайс, то всё более-менее встаёт на свои места.
Может это из-за жанра? Лично мне обычно «повседневность» заходит, просто есть ощущение, что это не самый популярный жанр.
А я вот мангу читал супер давно, поэтому помню только средневеково-ванпанчменские вайбы и то, что в школе Сид Кагено выглядел как СКАЛА. А интересную постановку кадра не помню (хотя она и могла быть — я тогда на такое внимания не обращал).
Так тебе кажется аниме качественнее или манга? Просто вроде и то, и другое — это разные адаптации ранобэ. Поэтому тут мы без сравнения с первоисточником далеко не уедем. И я так понимаю, что мы оба ранобэ не читали :D
Судя по обсуждениям первая серия — это чисто наследие ранобэ.
Дельту в манге не помню. Зато помню в аниме.
Наверняка из-за жанра, просто конкретику не обдумал. Да и не назвал бы я Нагаторо повседневностью. Это тот bestgirlism, который я упоминал в заметке про прошлый год, — искажение жанра романтики, где весь упор делается на главную девочку и её «особость».
Если абстрагироваться, то думаю, что повседневности очень даже популярны, но вместе с тем на них много критики вываливается. Это как киноблокбастеры: ругают, но смотрят. Не были бы популярны — не делали бы столько.
Да вроде бы их не так и много делают. Хотя может это субъективные ощущения, но кажется, что их выпускают не так часто, как те же исекаи (либо же они просто не так заметны, потому что у них не такие километровые названия).
Прошёлся сейчас по релизам последних двух сезонов: в зимнем исекаев было гораздо больше, чем повседневностей, а осенью наоборот.
Тут ещё нужно учитывать, что в исекаи часто записывают не только попаданцев, но и перерожденцев и вообще любое фэнтези. Тема с названиями, кстати, тому пример: «Меня выгнали из гильдии героев, потому что я был плохим компаньоном, поэтому я решил неспешно жить в глуши» — огромное название и кажется, что исекай, но это просто фэнтези.
«Восхождение в тени»
Ну, это моя любовь.
Я, наверное, зайду вот с какой стороны. Сначала читая мангу, а потом смотря аниме, я ловил себя на мысли, что получаемые мной эмоции от этого тайтла очень схожи с оными от «Ванпанчмена». И речь не столько о похожести главных героев: оба до бесстыдства сильные, оба попадают в комичные ситуации из-за своих способностей и альтернативной одаренности, оба балансируют на тоненькой паутиночке между кринжом и пафосом. А скорее речь о принятии правил тайтла. Следующий абзац можно перескочить.
Вот моя история взаимодействия с творчеством One (автор «Ванпанчмена» и «Моба Психо 100»): (1) «Атака Титанов» (НЕОЖИДАННО, ПРАВДА? – этим эпизодом своей аниме-жизни я показываю, что мое увлечение японской анимацией перенимало мои киношные вкусы, которые всегда больше тяготели к трагедии, нежели к комедии) — <…> — (2) «Ванпанчмен» (лысый дядька неопределенного возраста в сеттинге абсурдной супергероики побеждает ВСЕХ с одного удара – скучно и непонятно) — <…> — (3) «Килл ла Килл» и «Необъятный океан» + где-то здесь затесалась манга «Восхождения…» (принимаю, что абсурдный бред может быть как смешным, так и увлекательным, и что готовность чая улун можно проверить, поднеся к нему горящую зажигалку) — <…> — (4) «Моб Психо 100» (оказывается, в творчестве One невероятнейшим образом сочетается абсурдный юмор с психологическими самокопаниями героев) — <…> — (5) снова «Ванпанчмен» (Эпик вин! по системе оценивания Шикимори).
Перескочили? Собственно, к чему я написал полотно выше: величина удовольствия, получаемого от «Восхождения в тени», прямо пропорциональна готовности зрителя принять правила тайтла. Со своей колокольни 150+ тайтлов (и с учетом проделанного пути к принятию «Ванпанчмена») я был полностью готов к «Восхождению…» — и оно меня абсолютно удовлетворило несмотря на некоторую картонность и шаблонность мира и персонажей (что, скорее, следует отнести не к недостаткам, а к «артистик чойз»).
Но и могу представить мысли тех, кому тайтл не понравился, – стандартный исекай, нераскрываемый гарем, пафосный ГГ (у которого все относительно легко получается), средненький экшен. Хотя постановка все равно хороша.
Так что понимаю как сторонников тайтла (то есть, себя), так и его противников. Тайтл — под особый вкус и настроение, но если зайдет, то доставит океан удовольствия.
Кстати, удивительно человеческое восприятие, но для себя отметил следующее: противники тайтла и незнакомые с оригиналом нахваливали первую серию, ожидали продолжения в том же роде, а получали, что получали.
Я, ожидавший годноты и знакомый с мангой (для аниме первоисточник все равно ранобэ), был в недоумении от первой серии — она мне зашла уже как-то постфактум.
Так что думаю, что на общее впечатление от тайтла и такую полярность мнений еще и повлияло вечное противостояние «ожидание — реальность».
Мой Экскалибур бурно отреагировал на такую атомную отсылку.