Предыстория
Мое знакомство с этой игрой и серией в целом началось не слишком впечатляюще. В далеком 2013 году, учась в другом городе, я снимал комнату в квартире, на пару с незнакомым мне изначально человеком
Так вот, у моего соседа был ноутбук с игрой «Ведьмак 2. Убийцы Королей». Конечно же лагающей, тормозящей и тд (игра и до сих пор очень «хорошо» оптимизирована, но об этом в следующий раз). Несомненно, было неприятно наблюдать эту вакханалию из скачков ФПС на экране, поэтому для меня она прошла мимо
Через некоторое время, бороздя просторы интернета в поисках свежей игры уже для себя любимого, я наткнулся на него — брутального первого «Ведьмака»… И тут же удалил его, не наиграв и десяти минут. Почему? Все дело было в том, что я, увидев корявый графон и опробовав тамошнюю боевую систему, понял что это не мое. От слова совсем
Еще через некоторое время я решил опробовать вышеупомянутый сиквел… И тоже не задержался в нем надолго. Но тут уже дело было в том, что мой не очень мощный ноутбук тянул «Убийц Королей» еще более паршиво, чем ноутбук моего соседа, соответственно это было вообще неиграбельно
По прошествии нескольких лет я обзавелся нормальной пекарней, и круг поиска игр заметно расширился. Глаз мой пал уже на триквел — «Дикую Охоту». И казалось бы — легендарная, всеми любимая третья часть не менее легендарной серии — уж она то мне точно должна зайти. Но нет… Хотя начиналось все неплохо. Я смог в некоторой степени продвинуться по сюжету. Но в определенный момент мне перестала нравиться боевая система. В битве с одним из боссов мне пришлось использовать всякие перекаты, хитрости и тд. Я на тот момент этого на дух не переносил — возникали ассоциации с soul’s-like играми, которые мне тогда не нравились. В придачу жутко бесила знаменитая «фича» «Дикой Охоты» — ускоренные/замедленные реплики в диалогах. Короче говоря, на этой ноте я попрощался с Ведьмаком…
Но в 2021 году меня переклинило. Точнее не так — пришло осознание…
Я всегда любил играть в игры, но только тогда я понял, что больше всего я люблю RPG — игры, где ты сам в праве решать… Да все что угодно решать — начиная с внешнего вида твоего игрового альтер-эго и заканчивая судьбой его родного мира. Я и до этого играл в такие игры, но теперь решил сильнее углубиться в этот жанр, а для этого мне надо было пересилить свои предубеждения по поводу некоторых представителей жанра, опробованных мной ранее
Итак, мой крестовый поход по «ролёвкам» начался с серии «Ведьмак»
Дисклеймер
Все нижесказанное является кратким обзором игры, основанном на сугубо личном мнении геймера-казуала. Не стоит воспринимать все, что вы увидите в этой статье прописной истиной, рекомендацией или указанием к действию. В статье могут иметь место небольшие спойлеры, так что читать аккуратно
Подача сюжета
Итак, нашего протагониста, которого зовут Геральт из Ривии, находят без сознания недалеко от Каэр-Морхена — крепости ведьмаков, коим и является наш герой. У Белого Волка, как его называют, неполная амнезия — он не помнит ничего с того момента, как…
Ах, да. Надо обозначить, что серия игр «Ведьмак» является продолжением одноименной серии фэнтези-саги А. Сапковского, и тесно связана с ее сюжетом, а не является помотивчиком, как это часто бывает. Можно конечно сначала прочитать книги, а потом играть. А можно сделать наоборот, как я — сначала пройти игры, а потом уже браться за книги. Дело вкуса
Итак, Геральт помнит, что он ведьмак — генномодифицированный охотник на чудовищ. Помнит и тех, кто его нашел — коллег-ведьмаков и чародейку Трисс Меригольд. В это же время на крепость нападают «Саламандры» — бандиты, во главе с Профессором и Азаром Яведом, которые похищают ведмачьи секреты из крепости. Весь сюжет рассказывать не буду, иначе играть уже будет неинтересно
Вся сюжетная канва заключается в том, что мы с Геральтом будем искать этих самых «Саламандр» и их начальников, попутно пытаться выяснить причину амнезии ГГ, ну и выполнять всякие квесты — как основные, так и побочные
За ручку игра старается не водить, хотя и ставит примерные маркеры заданий на карте. Мы вольны не спешить и выполнять доступные «побочки», не взирая на основной сюжет, ровно как и наоборот — выполнять только сюжетные квесты
По сюжету мы посетим множество мест, встречая тут и там огромное количество персонажей — как хорошо знакомых по книгам, так и совершенно новых
Сюжет весьма захватывающий, подстать оригинальным произведениям Сапковского (насколько знаю, он консультировал разработчиков игры — CD Project), и написан вовсе не для галочки, лишь бы к чему было прицепить «новационные, прорывные механики». Вариативность в квестах присутствует, причем ты реально ощущаешь последствия своего выбора — от небольших изменений в игровом мире до ощущения осадка на сердце. Сами квесты тоже не страдают однообразием — это может быть и обычное задание «найди/принеси/убей», и задание в стиле детектива с поиском улик, и всеми любимые (как мне кажется) задания-вечеринки. Причем задания всегда наполнены смыслом, деталями, мотивациями — тебе никто не говорит «сделай, потому что мне надо». Тебе всегда скажут почему, зачем и для чего. Моральные дилеммы — также неотъемлемая часть квестов в первом «Ведьмаке» — надо 150 раз подумать, прежде чем что-либо делать или не делать
Побочные квесты, по большей части, сами на тебя не сваливаются — их надо брать самому — у NPC или на доске объявлений. Лично мне такой подход не очень нравится — чтобы получить все квесты надо обшарить каждый закоулок в поисках квестодателей, а как по мне это муторно. Вот если после концовки основного сюжета — тогда да, можно было бы пособирать побочные квесты. А что еще делать во фриплее?
Но, после концовки игры фриплея не будет — только титры. Однако, в главном меню можно пройти небольшие дополнения. Я играл в Enhanced Edition из GOG, и у меня на русском были только два DLC — «Цена Нейтралитета» и «Побочные Эффекты». В первом мы помогали некой даме в беде в окрестностях Каэр-Морхена. Во втором же мы помогали старому другу выбраться из тюрьмы в Вызиме. Сами по себе дополнения короткие, и как по мне, особой ценности не представляют
Геймплей
В отличие от сюжета, геймплей вызывает весьма противоречивые чувства. По сути, «Ведьмак» — классическая action-RPG. Ходи — дерись — прокачивайся. Но не все так просто
Боевая система весьма… странная. Механика боя холодным оружием состоит в том, что мы в нужные тайминги должны тупо закликивать противников. И чем ближе момент нажатия к таймингу, тем больший урон нанесет наш протеже. Честно говоря, нигде кроме этой игры я такой боевки не видел
Существует два основных вида оружия — «для людей» и «для чудовищ». К первым относится все обыкновенное оружие — стальные мечи, дубинки, топоры, кинжалы. С их помощью мы будем драться с людьми и обычными животными. Ко вторым же относится серебряный меч — для чудовищ и всякой такой нечисти. Использование одного типа оружия не по назначению будет бесполезной тратой времени, так как урон будет минимален
Также в арсенале Белого Волка имеются ведьмачи знаки — не самые сильные, но весьма полезные заклинания, которые тратят ману. Всего в игре их пять:
Аард — силовой толчок, отбрасывающий врагов и разрушающий препятствия (в основном заскриптованные)
Аксий — подчиняет волю противника на короткое время
Игни — поджигает область перед ведьмаком, вызывая у противников возгорание
Ирден — магическая ловушка, ставится на земле/полу
Квен — по сути силовое поле, поглощающий всего один удар любой силы. Снимается с Геральта, если тот нанес удар
Помимо знаков и оружия, имеются расходники — еда и питье, немного восстанавливающие ХП, бомбы, а также всякие масла и порошки, накладывающие баффы на оружие. Масла делятся на категории в зависимости от вида чудовищ — например, нанеся масло от вампиров на серебряный меч, временно увеличится урон по вампирам
Есть в игре и эликсиры, а также возможность их крафтить. И тут есть где разгуляться — восстанавливающие здоровье, улучшающие видимость в темноте, замедляющие время, увеличивающие урон и т. д. Однако злоупотреблять ими не стоит — у Геральта есть показатель «отравление», который повышается от каждого выпитого зелья. И чем больше этот показатель, тем больше дебаффов получит наш ГГ. Крафтить их можно у костров, которые раскиданы по всему игровому миру. Там же можно отдохнуть, помедитировать, восстановить ХП
Как было указано в дисклеймере, игрок я казуальный, так что без трудностей не обошлось. Во-первых — боевка. Я не очень люблю использовать в играх всякие порошки, масла, в общем — все, что ВРЕМЕННО дает бафф нашему персонажу, поэтому старался ими не пользоваться… Как выяснилось, зря. Приходилось частенько пользоваться тактикой «огненная крыса» (назовем это так????):
1. Ввязываемся в бой
2. Деремся (не очень хорошо), получаем люлей и остаемся с критическим показателем ХП
3. Поджигаем врагов с помощью Игни и начинаем бегать по местности как угорелые, стараясь избегать урона. Ждем когда восстановится мана, повторяем до тех пор, пока всех не раскидаем
К слову, пользовался я этой «тактикой» еще по одной причине — крафтить зелья я научился только под самый конец игры (и это во-вторых). К примеру — зелье «Ласточка», восстанавливающее здоровье Геральта, состоит из ингредиентов, которых в сумке у ГГ полным-полно. Но не хватало одного — «спирт высокого качества». Как выяснилось в итоге, просто надо было скрафтить другое зелье — «Белую Чайку».
Так я и прогонялся бОльшую часть игры вообще без зелий. Некоторые сражения могли затянуться минут на 20, благо ИИ врагов в этой игре был не самый хитроумный, поэтому бегать от них было не самой сложной задачей. Также можно было заманивать виртуальных врагов к лестницам, или подбирать определенные расстояния между ГГ и противниками, на которых последние вели себя как слепые (или глупые), а ГГ мог спокойно шарахать их Игни
Говоря о боевке, стоит отметить что у Геральта есть три основных стиля боя: стиль волка (сильные, но медленные атаки) — подходит против крупных и медленных врагов; стиль кота (слабые, но быстрые атаки) — подходит против юрких врагов; стиль грифона (атаки по области) — подходит против групп врагов, окруживших ГГ. Игрок в праве комбинировать эти стили, меняя их на ходу или через меню тактической паузы. Говоря о последней, стоит сказать что вещь эта весьма полезная — можно выпить зелье, сменить оружие или тот же стиль боя, продумать тактику и тд.
Так же в интерфейсе мы можем увидеть ведьмачий медальон в форме волчьей головы — он дрожит в непосредственной близости с чем-либо сверхъестественным
Как и в любой RPG, в «Ведьмаке» есть прокачка — при левел-апе Геральт получает очки навыков, которые волен вкладывать в пассивные навыки (силу, ловкость, выносливость, интеллект) улучшать знаки и развивать стили боя с обоими видами мечей. При улучшении стилей боя увеличиваются цепочки ударов при успешных попаданиях в тайминги, и чем дольше цепочка — тем больший урон наносит Геральт
Техническая составляющая
Уж не знаю, как там было на релизе (а это — 2007 год, на минуточку), но в моем прохождении все было, в принципе, гладко. Играл я в Enhanced Edition, так что не мудрено. Правда, стоить отметить забавный баг длинными бородами у НПС, которые иногда колбасились у них на лицах, но ничего критичного я в этом не вижу — тем более если это еще и вызывает улыбку
С точки зрения графики — нууу… Да, если представить даже, что именно Enhanced-версия вышла в 2007, все равно графика выглядит устаревшей для того года. Анимации корявенькие, лица персонажей (в частности самого Геральта, что породило мемное сравнение его и Александра Реввы) это вообще отдельная тема
Однако, никаких критических багов или чего-то, что могло испортить мнение об этой игре или заруинить ее прохождение, встречено не было.
Тогда назревает вопрос — почему корявость и устаревшая графика не вызывают раздражения в первом «Ведьмаке», в отличие от других игр? Все дело в главном аспекте, делающем эту игру прекрасной. И имя ему
Атмосфера
За нее первой игре о ведьмаке можно простить абсолютно все — кривость, косость, тупой ИИ и тд. Атмосфера, как сказано выше — лучший аспект этой игры
Мрачные деревеньки в окрестностях Вызимы, сам город, близлежащие болота со всеми их обитателями, даже окрестности Каэр-Морхена, мелькнувшие лишь в прологе и небольшом DLC — все эти места вселяют в тебя восхищение и ужас одновременно
Восхищение — от живописнейших пейзажей лесов, полей, рек и озер, одиноких или собранных в группки домиков. А ужас — от того, что за всей этой красотой скорее всего мы встретим какое-нибудь чудовище или труп невинного селянина. Даже в Вызиме — городе, обнесенном высокими крепостными стенами — мы находимся в опасности, в частности ночью. И надо отметить, что угрозу представляют не только чудовища, но и люди. Ночью возникает желание зайти в таверну и просидеть там до самого утра, и уже по светлому продолжить свои приключения
Звуковая сторона вопроса тоже не подвела — музыка написана именно так, как должно звучать темное фэнтези. Звуковые эффекты, казалось бы самые простые, но в то же время идеально подобранные, добавляют красок к происходящему на экране. Лично хотел бы отметить рёв Геральта во время боя (точнее то, как он записан и оформлен) — он вызывал у меня чувство, будто я сам сейчас нахожусь в гуще событий и по мне вот-вот засадят острием меча
Кстати, если кто прочтет данную «статью», дайте знать — мне одному показалось, что вой/лай собак (фоновый, кажется) в первом «Ведьмаке» и в серии игр «S.T.A.L.K.E.R» взяты из одного саунд-банка?
Мирные неигровые персонажи также ведут себя весьма живо и интересно — ходят по городам/деревням, занимаются своими делами, по разному реагируют на Геральта
Особенно радовала бабулька, у которой жила Шани, и ее реакция на пьяного Геральта, который пытался пробраться к рыжеволосой лекарше. Было реальное ощущение не испанского, а именно обыкновенного стыда. Будто это ты лезешь к своей пассии, пытаясь договориться с вредной старушенцией ????
Также нельзя не упомянуть мини-игры:
Выпивка — перепить оппонента для достижения какой-либо цели или просто так
Кулачные бои — старая добрая драка на кулаках
Покер с костями — обыграть оппонента для достижения какой-либо цели или просто так
Собирательство эротических карточек - за каждую даму, с которой Геральт провел ночь, мы получаем карточку с ее полуобнаженным изображением
Все аспекты игры вкупе создают то самое неизгладимое впечатление, будто ты сам живешь в этом вымышленном мире, а не просто управляешь виртуальным болванчиком
Резюме
Подводя итоги, коротенечко перечислю все плюсы и минусы (ИМХО):
+ Сюжет: основные и побочные задания прописаны шикарно, вариативность присутствует
+ Игровые механики: ненавязчивые и интересные, в том числе и ролевая система
+ Атмосфера: визуальный стиль, звуковое сопровождение и некоторые геймплейные особенности создают эффект присутствия, что делает игру одной из самых запоминающихся
— Странная боевая система, требующая привыкания
— Устаревшая графика, некритичные и редкие баги
— Отсутствие фриплея после концовки
Стоит ли играть сейчас?
Определенно — ДА! Игра на самом деле стоит того, чтобы провести в ней несколько десятков часов (а то и больше), даже несмотря на некоторые недостатки
P. S.
Спасибо всем, кто дочитал до этого абзаца. Это мой первый опыт в написании такого рода статьи, так что критика приветствуется
Лучшие комментарии
Спасибо за дополнение к статье)
Вся разница в потенциале, как мне кажется — в вышеперечисленных играх возможности боевки раскрываются при использовании комбинации клавиш, а в Ведьмаке этих возможностей вообще нет — там буквально одна кнопка. Так что да, она здесь слишком простая)
Неплохая статья.
Касательно графики. Я играл в Ведьмака примерно когда он вышел и на тот момент графика казалась очень даже добротной. Хотя возможно, я не был избалован другими графонистыми играми. Эх… как же жёстко она тогда тупила в Купеческом квартале.
Пару лет назад перепроходил и… первый Ведьмак действительно всё ещё отличный. Тоже склепал статью, но на СГ тогда ещё не публиковался.
Касательно боевой системы — соглашусь, она странная. Но выглядит, по-своему, зрелищно. Дополню, что использовался движок «Аврора» (Neverwinter Nights) и, наверное, он не позволял сделать боевую систему, где можно было бы лучше контролировать героя.
Насчёт фриплея после завершения — странная претензия, на мой взгляд. Делали ли вообще фриплей после завершения игры в те далёкие времена? Во-всяком случае, это точно не было привычным явлением.
Эликсиры и бомбы в игре очень даже полезны. Хотя и могу понять нелюбовь ко всему временному.
Описанные две дополнительные миссии — это те, которые сделаны самими разработчиками. Остальные, как я понял — фанатские моды, которые прошли проверку. На мой взгляд, играть в них можно скорее ради угара. Особенно миссия в деревне с бабулей со сковородой, чрезмерно пекущейся о своей легкомысленной внучке и миссия про свадьбу с Трисс.
Касательно сюжета. Единственное, что не понравилось в нём — это то, что он фактически пересказывает часть книжного произведения но с новыми персонажами. А знакомым персонажам местами подсунули не вполне ихнюю роль. Так, Трисс здесь куда больше похожа на Йеннифер, нежели на себя. А Шани — на Трисс.
Насчёт стоит ли играть сейчас — однозначного ответа не дам. Скажу так — стоит, если не отпугивает устаревшая графика и своеобразная боевая система.
Я так и не смог пройти первого Ведьмака. Ни тогда, когда он выходил, ни позже, хотя начинал много раз. На вкус и цвет все фломастеры разные, но я действительно не понимаю, почему он так многим нравится. Сюжет здесь интересный, но фактически слизан с оригинального произведения и других франшиз. Боевка кривая, как бабка, которая не пускала Герванта в дом к подруге. Бестолковая беготня по карте туда-сюда, хуже чем в Сакред. В общем не знаю, не зашла она мне, не зашла.
Наверное, дело всё-таки в атмосфере, которая перекрывает все перечисленные минусы)
Скорее всего да.
Когда в первый раз проходил, помню все время бесило то, что сюжет слизан с игры «Star Wars. Jedi Knight: Jedi Academy». Но по итогу, хоть каркас тот же, он стал намного лучше и более качественно проработанный.
Для обзоров неплохой старт. Люблю когда делают предысторию про «знакомство с игрой»
Несколько раз начинал, но так и не смог продолжиь играть — все-таки не любитель РПГ в частности, и графика с управлением отпугиваютт таких казуальщиков, как я. Буду ждать ремастер, потому как пройти, все-таки хочется
Спасибо)
В Готике изначально боевка завязана не на однокнопочном заклинивании, а на зажатии левой кнопки мыши и нажатиями WASD для выбора направления удара, что уже интереснее, чем в Ведьмаке)
Да и в слэшерах и битэмапах комбо состоит из последовательности нескольких кнопок, а не одной)