Введение
Какие мысли у вас возникают при упоминании слова «смерть»?
Явно не самые положительные… Возможно, на ум сразу же приходит вереница устрашающих образов. Так или иначе, понятие смерть неразрывно связано со страхом. Каждый, кто оказывается на пороге гибели испытывает страх, впадая в ужас от непонимания и неизвестности дальнейшего и, что самое главное, от невозможности что-либо сделать с этим. Несомненно, оковы страха сильны и работают они безотказно, однако, как бы это парадоксально не звучало, именно страх оберегает людей на протяжении всей жизни. Таким образом, мы получим некую схему, где «жизнь» и «смерть» находятся на полюсах, а на экваторе как раз расположился «страх». Для иллюстрации данной схемы, как нельзя лучше, подойдёт произведение Дзюндзи Ито «Загадка Амигарского ущелья». Но, забегая вперёд, следует обозначить, что Дзюндзи Ито не был бы собой, если бы не видоизменял привычные человеческому сознанию вещи в своих произведениях, так и в рассматриваемом произведении: предположим, что будет если убрать из вышеупомянутой схемы «страх»…
Сюжет
Всё начинается с довольно сильного (даже по меркам Японии) землетрясения, которое уничтожило несколько городов и деревень. Позже, в эпицентре этого землетрясения было обнаружено огромное ущелье, глубина которого составляла несколько километров. Однако наиболее странным в этом происшествии оказалось то, что в образовавшемся ущелье были найдены тысячи (а то и больше) дыр в виде человеческих тел. Данный сюжет тут же попадает в новостную ленту, из-за чего огромное количество людей со всей Японии съезжаются к ущелью дабы своими глазами узреть это природное чудо. Точно такому же любопытству и следует главный герой произведения — Оваки.
В поисках заветного места, Оваки встречает девушку по имени Йошида, которая также не осталась равнодушной к новостным сюжетом об этом ущелье. Тем временем, у самого ущелья учёные пытаются выяснить происхождение этих необычных дыр, однако традиционные способы исследования не дают результатов и вопрос возникновения дыр и их очертаний остаётся открытым. Подойдя к ущелью ближе, Йошида рассказывает Оваки о том, что истинной причиной её прибытия сюда является желание найти отверстие, которое в точности имитирует её силуэт.
Оваки одолевают сомнения на счёт правдивости слов Йошиды, однако эти сомнения развеивает подошедший к ним парень, который услышав их разговор подтверждает слова Йошиды о том, что в ущелье присутствуют дыры, чьи формы соответствуют силуэтам людей, пришедших сюда. Дабы доказать свою правоту он показывает героям отверстие, соответствующее его силуэту и без особых раздумий погружается в него, проходя всё дальше в глубь, постепенно погружаясь во тьму. Вскоре он и вовсе исчезает из виду, из-за чего вызывают спасателей. Однако, все усилия, затраченные спасателями на поиски этого безумца, остаются без результата.
Со временем приходит ночь и Оваки видит кошмарный сон о том, что он в теле пропавшего парня пробирается вглубь злосчастного отверстия и застревает, оставаясь без движения замурованным в глубочайшей тьме. Проснувшись Оваки встречает Йошиду, которая отводит его к ущелью, чтобы показать найденное ею отверстие, которое в точности копирует её форму. После недолгой паузы Йошида впадает в панику от той мысли, что ей придётся зайти в глубь этого отверстия. В это же время, многие люди стали находить собственные силуэты и, не раздумывая, погружаться в них.
Йошидой же овладел ужас, по её словам, именно силуэт зовёт её войти внутрь. Оваки с трудом успокаивает её, замуровав булыжниками силуэт Йошиды. Уже ночью Йошида рассказывает Оваки о том, что всю свою жизнь она была одинока. Оваки с пониманием относится к девушке и, в конце концов, они обретают друг друга.
Это был бы неплохой конец для достаточно жуткой, даже в какой-то степени, воодушевляющей истории, однако мы читаем произведение Дзюндзи Ито и это явно не его стиль.
Оваки вновь сниться кошмар: в этот раз сознание переносит его в древние времена, где он выступает в роли осуждённого, который совершил ужасное преступление и должен понести наказание, войдя в схожее с его силуэтом отверстие. Погружаясь всё глубже и глубже, ощущая смертельный холод, дыра начинает растягивать всё тело Оваки, кардинально изменив свою форму… Конечно же, это всего лишь сон. Проснувшись в холодном поту, Оваки замечает, что Йошиды нигде нет. Оваки в панике бросается к отверстию с силуэтом Йошиды и видит, что оно свободно от камней.
Потеряв Йошиду, Оваки теряет всякую надежду. Словно по воле судьбы, фонарик в руках Оваки выскальзывает у него из рук и освещает во тьме его явно различимый силуэт в холодном камне. Лишь несколько секунд страха отделяли Оваки от тьмы в отверстии и вот он уже вступает в бездну своего силуэта.
По прошествии нескольких месяцев, команда учёных обнаруживает на другой стороне горы Амигара ещё одно ущелье. Однако, отверстия на нём были бесформенны и мало напоминали человеческие формы. Один из учёных решает посветить внутрь отверстия фонариком и с ужасом отстраняется от него…
Концепция произведения
Несомненно, это очень жуткая история. Но что за ней кроется? Какой подтекст в себе скрывают эти зловещие отверстия? Начнём с самого начала, а именно с того, что побудило главных героев (и не только) отправиться к ущелью. В процессе повествования мы понимаем, что основная мотивирующая сила для героев находится далеко за границами их понимания. Можно предположить, что это была некая навязчивая идея — обсессия, то есть идея, которая возникает непроизвольно и носит (в большей степени) деструктивный характер. Но, что самое главное, эта идея не даёт человеку покоя и вгоняет его в состояние депрессии и страха.
Итак, герои, сами того не осознавая, ищут то, что их привлекает в этом ущелье. А привлекают их именно отверстия в виде собственных силуэтов, которые зовут их, которые ввергают их сознание в холодную бездну, только лишь при одной мысли о них. Несмотря на этот крайне отталкивающий эффект, герои продолжают идти к своей смерти, хотя, они всё же предпринимают несколько попыток борьбы с этим злом. В конце концов, автор описывает перед нами борьбу жизни и смерти: Йошида, которая изначально намеривалась найти собственный силуэт, по счастливой случайности встречает того человека, который пытается её спасти, к слову, у него даже получается это сделать, но автор даёт понять, что те деструктивные силы, которые функционируют в человеке не так то просто победить. Всё это наглядно демонстрируется в той части, где Оваки успокаивает Йошиду и, уже отвлечённая от своего беспокойства, она рассказывает ему о том, что всю жизнь была одинока и это, несомненно, оказывает прямое влияние на преобладание в ней деструктивного над созидательным. В самом деле, в жизни Йошиды не было ничего, что могло бы мотивировать её на продолжение этой смой жизни, естественно, до момента встречи с Оваки. И исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Йошида буквально совершает самоубийство, под давлением всех этих, казалось бы, невероятных и мистических факторов. Что уж говорить, эта весьма реальная проблема, которая является не столько индивидуальной сколько массовой, в особенности, если говорить о Японии. И точно таким же образом автор поступает с Оваки: он лишает его того, что тот недавно обрёл, тем самым склоняя чашу весов в сторону саморазрушения и лишь вопросом времени является то, как быстро он найдёт свой силуэт в камне.
Остаётся последний вопрос: чем являются отверстия? И как нетрудно догадаться, — это символ смерти. Холодный и тёмный путь, при виде которого сразу бросает в дрожь, сама мысль о том, что именно ты можешь оказаться в нём ужасает. Погружаясь в эту бездну, где границы времени размываются, где даже само пространство начинает выворачивать и ломать тело и душу, вытесняя одно из другого. Но ужаснее всего то, что этот путь страдания может оказаться бесконечным. Дзюндзи Ито мастерски описывает фазу смерти живого существа, придавая этому процессу оттенок первобытного ужаса. Воистину, Ито в своём произведении наглядно демонстрирует вышеупомянутую схему жизни и смерти, в которой именно страх играет переходной фазой из одного в другое и если страх уходит, то будьте уверены, ваш силуэт уже поглотил вас.
Не оставаясь равнодушным к заключению данной истории, можно также добавить пару слов. Многие процессы в жизни человека имеют вход (то, с чего начинается деятельность) и выход (результат этой деятельности). Экстраполируя эту схему на произведение, можно с уверенностью сказать, что входом здесь являлись люди со своим стремлением к саморазрушению, не говоря уже о процессе, который, как выяснилось, символизирует смерть. Однако, какой же выход может быть у данного процесса? И в понимании автора на выходе от человека не остаётся ничего, что могло бы связывать его с ушедшей жизнью. Законы вселенной, по задумке автора, буквально давят человеческое тело и душу, превращая их в нечто, что имело бы смысл только в сознании безумного разума.
Заключение
Таково ещё одно произведение Дзюндзи Ито. Столь лаконичное и столь глубокое. Вызывающее дискомфорт при прочтении и врезающееся в память, оставляя там те ужасающие образы, которые обрисовал автор. Кроме того, хочется верить, что данная история оставляет некий посыл для читателей — жизнь всегда была и будет для человека самым главным, но для её сохранения требуется бороться с деструктивным началом в каждом из нас и не давать склонить чашу весов на сторону саморазрушения.
Лучшие комментарии
о_О
Вот вам настоящий трансформационный хоррор: сначала писал долгую тираду о том, что дыра, как метафора смерти не несёт никакой пользы и нагрузки, потому что куда больше внимания уделено одиночеству, вроде как (дыры — на одного человека, пришли герои — по одиночке, девушка говорит об одиночестве прямо, а у героя — комплекс «виноватого»). А потом понял (понял ли?), что финальный панч — он не о том, как со временем в изоляции и одиночестве человек постепенно преображается во что-то дикое, а про переход от живого к неживому. И что для самоубийцы-то он просто вошёл в «небытие», а для тех, кто найдёт его тушку потом — она будет выглядеть как неестественная и непонятная масса.
Я не понимаю систему стопгейм. Я когда зашёл во вкладку «Блоги» мне весь экран смартфона что занимал? Правильно! Топ 10 онлайн казино. И где то там внизу виднелась эта статья. Справедливо ли?
И ещё немого Дзюндзи Ито. К слову, именно с этого сингла познакомился с творчеством автора.
Так ты ни в каком моменте этого и не писал, это я ж писал (а потом передумал, потому что понял, что не прав). Моё изначальное ощущение было в том, что дыра, как метафора смерти — не очень показательна, потому что в дыра, меняющая человека — это некий процесс, а смерть — это такой щелчок тумблером «вкл/выкл».
Но потом я уже подумал, что здесь — это тоже тумблер, просто с отложенным действием, потому что человека, который вошёл в дыру уже оттуда не вытащить, с ним не поговорить и т.д. И единственное, что остаётся — чтобы его спустя какое-то время нашли искажённым и бесформенным.
Что нормально ложится на логику «вот так работает суицид», к чему я в финале своего коммента и прихожу )
Когда читал — решил для себя что отверстия — это эфимерная цель/назначение людей, которые не нашли себе места в мире и искали себя(а в поисках приехали а ущелье). Результатом оказалось что они послужили укреплению скалы. Вот и думай теперь, стоит ли твоя жизнь чтобы спустить ее на подобное
Если заходят подобные вещи, то глянь мульт «Курьер». Там чувак приходит устраиваться курьером в службу доставки, подписывает договор и превращается в какую то бесформенную паукообразную хрень. После чего его отправляют доставлять посылки разным монстрам.
А-а, извини, я просто неправильно понял твой предыдущий комментарий и поэтому немного удивился.
Но в каком фрагменте текста я писал, что дыры не несут никакой пользы и нагрузки? Я изначально задал вопрос: что подталкивает людей идти к отверстиям? Ответом было одиночество. И вот после я размышляю о природе этих дыр, подразумевая под ними метафору смерти. Ну и касательно итога: я изначально рассуждаю про, так сказать, переход от живого к неживому и именно в итоге я демонстрирую эту схему на примере описанного в манге.
Спасибо, возьму на вооружение. К тому же, весьма интересный визуальный стиль у данного мультфильма.
Рисуют дети для детей, которые смерть только на картинках видели да в играх