Как же надоели недоПсихологи, что лезут к нам в блоги!
Привет… или здравствуйте… эм. В общем, я в блогах в первые за долгое время. Поэтому всю критику с удовольствием приму. Сегодня я хотел бы поговорить о психологическом пути Джоэла из The Last of Us. Попытаться понять, почему в финале первой части у него не было выбора и почему во второй части он сильно изменился (постараюсь игнорировать обвинения геймдева в повесточке и всё такое, только сухой анализ). Да, будут спойлеры.
Не хочу, чтоб это выглядела как реклама. Но будет много букав и если что, скину ссылку на видео, которое делал по этому вопросу.
Пару слов о себе. Я завершаю обучение в универе на «практической психологии». Прошёл обучение «вводного курса психоанализа», уже третий год руковожу организацией связанной с психологией, и в настоящий момент занимаюсь профайлингом. Просто, чтоб понимать, что я не хер с горы, а дипломированный хер с горы. А теперь к разбору
БИОГРАФИЯ ДЖОЭЛА
Игра скупа на биографию Джоэла. Но есть пара деталей,
которые могут нам что-то сказать.
Во первых, акцент Джоэла отсылает к Техасу, отсюда мы можем предположить и место, в котором рос главный герой. О родителях нам практически ничего не известно, но мы знаем, что у героя есть младший брат. Которого тот «вырастил».
Это
важная деталь. Нам точно известно, что Джоэлу пришлось взять ответственность за
старшего брата на себя. Но почему?
Я вывел три наиболее вероятные причины (возможно какие-то детали я упустил, буду рад поправкам в комментах).
1. Родители Джоэла и Томми были маргинальными личностями, алкоголиками, но без сильной аддиктивности. Т.к. дети всё таки росли с не функциональными родителями. Тоесть родители были достаточно дисфункциональны, чтобы Джоэлу пришлось взять отвественность на себя. Но не настолько, чтоб парней изьяли в интернат.
2. Вторая версия чуть более позитивная. Возможно оба родители (или один родитель) были сильно загружены работой и домашними хлопатами. От чего дети были представлены сами себе, поэтому Джоэлу пришлось взять отвественность на себя.
3.
Герои росли в детском доме. Здесь много нюансов,
к примеру почему ни одного из них в итоге не усыновили. И в каком возрасте они
могли туда попасть. Довольно много нюансов.
Но
поведение Джоэла и Томми не указывает на травматичное детство, поэтому я остановлюсь
на втором пункте. Герои росли в полной/не полной семье, в которой родители были
слишком заняты вопросами выживания. От чего старший брат взял под опеку
младшего.
Подобная способность в раннем возрасте, взять на себя ответственность за другого связана с сильной внутренней тревогой, которая может отсылать нас к раннему младенчеству (но это будет слишком долго и сложно, поэтому ограничимся этими данными). Из-за сильной внутренней тревоги появляется навязчивое желание контроля. Которое мы увидим в будущем.
Джоэл становится отцом после окончания школы. Брак разваливается быстро и в итоге протагонист становиться отцом одиночкой, как бы повторяя паттерн из детства, где он растил младшего брата.
Анализируя
дом Джоэла, его дочь и общую обстановку. Видно, что герой живёт хорошо и
каких-то тяжелых проблем не испытывает. Его тяга к контролю и ответственности
позволяют справляться с взвалившимися на него проблемами. При этом у него
тёплые отношения с дочерью и братом, явное увлечение музыкой и охотой. Всё в
общем-то идёт хорошо. Пока не происходит
трагедия мирового масштаба.
Поздним
вечером на город обрушивается локальный апокалипсис. Горожане заражаются
вирусом, становятся подобны зомби и начинает кровавый масакр. В ходе событий Джоэл пытается спасти дочь и брата. Но один из военных
застреливает дочь главного героя, которая умирает у него на руках.
Это важные травмирующие события, которые деструктивно скажутся на личности Джоэла. И спустя порядка двадцати лет начинается основные действия истории. Где пред нами предстаёт, на первый взгляд, совершенно другой персонаж.
ПРОФАЙЛ ДЖОЭЛА
Джоэл Миллер. Возраст порядка
пятидесяти лет.
Холост. Бездетен. Занимается контрабандой в постапокалиптичном мире. Герой одинок и без эмоционален.
Руководствуется личной выгодой и холодным расчётом. Не поддерживает близких социальных связей, не считая напарницу. Держится
от всех в стороне. Груб, жесток, склонен к вспышкам агрессии.
Когда к ним поступает заказ на сопровождение девочки Элли — с трудом соглашается. Долгое время держится холодно по отношению к ней и воспринимает героиню скорее как сопровождаемый объект, чем как живого человека.
Анализируя Джоэла, мы можем сказать, что у него доминирующая эпилептоидная акцентуация. Это выражается в тяге к контролю, порядку, доминации, мизантропии.
До эпидемии контрабандист работал в сфере связанной со строительством. У него дома находятся планы объектов, книги по строительству. Увлекался спортом, пешим туризмом, охотой.
Любил музыку и даже мечтал стать певцом. Играл на
гитаре. Поддерживал тёплые отношения с близкими.
Но после травмирующего события, модель поведения регрессирует в более
радикальную сторону. Негативные черты личности усиливаются, позитивные скрываются.
Важно понимать, что в день трагедии. Джоэл потерял контроль, из-за чего погиб самый близкий для него человек. Он не справился с той моделью поведения, к которой стремился от чего она (модель) усилилась в негативном ключе.
Мы то с вами понимаем, что вины Джоэла здесь нет и никакая модель поведения не смогла бы помочь в таком хаосе. Но в случае с героем разбора, для него это личный провал. Это Он потерял контроль, это из-за Него погиб близкий ему человек.
Поэтому модель поведения и видоизменяется.
Первая яркая черта это холодность
и отстранённость. Джоэл отдаляется от брата и не заводит новых близких
знакомств. В его модели поведения выстраивается подобная цепочка действий.
Если я буду один, то мне не будет больно кого-то терять.
Если я буду ответственен за кого-то, я не справлюсь и потеряю его.
В мире нет справедливости, абсолютно все люди опасны.
Выживание полностью зависит от меня. Инициатива других опасна и ведёт к смерти.
Никому нельзя доверять. Никто не заслуживает помощи.
Мы видим, что герой делает упор на контроль, эгоцентризм и мизантропию. И если первое — это следствие его базовой линии поведения. То два других — отпечаток травматичного опыта. Также Джоэл отказывается принимать отвественность за других из-за травматичного опыта.
В ходе стычек с другими выжившими или зараженными. Мы видим яркие вспышки агрессии, из-за которых герой иногда теряет контроль над собой.
Рискованный стиль жизни (а контрабанда связана с множеством опасностей), а также пара фраз из диалогов с Элли свидетельствуют о склонности к суициду.
Когда Элли видит самоубийц, она подмечает, что они выбрали лёгкий путь. На что герой парирует, что этот путь отнюдь не лёгкий. Вероятно у Джоэла присутствуют мысли о самоубийстве, но он не в силах покончить с собой. Зато он выбирает опасную для жизни деятельность, в ходе которой есть высокий риски смерти. Всё это показывает на аутоагрессию и суицидальное поведение.
Подавленность и мрачность Джоэла свидетельствуют о затяжной депрессии.
Исходя из полученных данных, избегание триггеров (близких отношений с людьми), которые могут напомнить о травме. Высокий уровень агрессии. Суицидальные тенденции и затяжная депрессия, мы можем сделать вывод, что Джоэл страдает посттравматическим стрессовым расстройством
ПТСР
Окей, сейчас будет немного нудно и чуть копипаста из википедии. Но без этого никуда.
Посттравматическое стрессовое расстройство — тяжёлое психическое состояние,
возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих
сверхмощное негативное воздействие на психику индивида. Травматичность события
тесно связана с ощущением собственной беспомощности из-за невозможности
эффективно действовать в опасной ситуации
Даже если ничто в текущей ситуации не напоминает травму, организм продолжает пребывать в состоянии хронического стресса. Часто на уровне подсознания индивид воспринимает каждую новую ситуацию как схожую с первичной травмой. Он может бессознательно воспроизводить те защитные реакции, которые имели место в момент первичной травмы. По этой причине его защитные реакции становятся негибкими и неадекватными в новых условиях. Постоянно повышенная активность эмоциональных центров мозга ингибирует работу сознательной части мозга — это затрудняет контроль над эмоциями и мешает человеку использовать логику для анализа ситуации
В случае с Джоэлом его расстройство протекало следующим образом:
Фаза острого кризиса — это день трагедии и смерть дочери. Во время и непосредственно после травмирующего события индивид находится в состоянии психологического шока.
Фаза ПТСР — это последние двадцать лет проведённые в постапокалиптичном мире. Долговременное состояние, в котором наблюдаются описанные выше классические симптомы ПТСР.
И на момент игры мы попадаем на Фазу восстановления - в этой стадии симптомы исчезают или становятся менее интенсивными. Возвращается способность функционировать на уровне, характерном до травмирующего события.
Джоэл и Элли
Изначально герой держится холодно по отношению к девочке. Так как на момент действий она находится в том же возрасте, что и дочь Джоэла на момент гибели. Это важная деталь, которая является сильным триггером к актуализации травмы. Но в ходе их совместного путешествия — акценты меняются. Вместо попытки избежать травматичного опыта, Джоэл находит возможность его исправить.
Со временем герои сближаются. В следствие чего актуализируется старый паттерн поведения — я способен взять ответственность за другого. Что отсылает к Джоэлу до травмы. Наивность и доброта Элли откликаются в Джоэле мыслями о социуме. Не все люди плохие, но от всех стоит ожидать плохого.
Однажды Джоэл заболевает и оказывается на грани смерти. Тогда Элли начинает ухаживать за напарником и помогает ему восстановиться. Тут мы можем заметить сразу два изменения.
Не смотря на то, что я плохой и виноват в гибели дочери. Я заслуживаю любви и заботы.
Не только я должен заботиться о ком-то. Но и я нуждаюсь в заботе.
Выживание строится не на контроле, а на доверии. Выживает не личность, а сообщество.
Новые открытия меняют Джоэла. Ведь именно после этого эпизода, он начинает больше доверять Элли и работать в команде. Также становится более открытым и рефлексивным.Зажимы понемногу спадают. Пока не наступает финал игры.
Финал первой части (СПОЙЛЕРЫ).
Основной целью Джоэла являлось сопровождение Элли из точки А в точку Б. У девочки иммунитет к вирусу от чего она крайне ценна для ученных. Поэтому герою необходимо доставить её в лабораторию, где её будут изучать. Но в ходе изучение она погибнет.
Об этом герои узнают в финале. И если наивная и добрая Элли согласна на эксперимент. То Джоэл согласен лишь поверхностно. Он отдаёт девочки в руки ученным и собирается уйти. Но прежний депрессивный и грубый мир Джоэла уже не по размеру изменившемуся герою. Он не способен вернутся к привычной жизни, так как сильно изменился за время путешествия. Отсюда возникает дилемма.
1. Либо герой уходит, Элли умирает, а людей появляется надежда на спасение.
2. Либо герой спасает Элли, убив ученных и персонал. Но решает человечество последней надежды на вакцину от вируса.
Напомню, что травма Джоэла была связана с неспособностью спасти дочь от гибели. В их отношениях с Элли он проецирует образ дочери на девочку. И по сути воспринимает её как дочь, не в прямом, но в переносном смысле. В случае, если он оставит её — она погибнет. Следовательно он опять не смог спасти близкого человека. Этот триггер снова актуализирует травматичный опыт.
В сущности у Джоэла не было выбора. Вернее выбор был лишь мнимый. Его ужас перед прошлым и любовь к дочери контролируют его поведение, в следствие чего он убивает весь персонал и спасает девочку. Солгав ей о том, что эксперимент провалился.
Возможно, не будь Джоэл травмирован и не будь Элли проекцией его дочери. Герой бы поступил иначе, но все обстоятельства складывались так, что у него был лишь один путь.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ (СПОЙЛЕРЫ)
На момент второй части мы видим Джоэла излечившегося от ПТСР.
Он более мягок, с близился с братом, снова играет на гитаре и поёт и даже задумывается о романтических отношениях. В сущности, герой вернулся в состояние до трагедии. Не полностью, но довольно сильно приблизился к нему. Он снова способен жить полноценной жизнью. Но для него по-прежнему актуальна проблема прошлых ошибок. Только в этот раз всё вертиться не вокруг гибели Сары, а вокруг спасения Элли.
Девушка догадывается о том, что эксперимента не было и Джоэл убил всех, кто был к нему причастен. Тем самым решив человечество надежды на спасение. Из-за этого их отношения портятся. Девушка винит героя в эгоизме и жестокости. И попытки выйти хоть на какой-то тёплый контакт практически всегда срываются.
Напомню, что в первой части, благодаря Элли, Джоэл научился заново доверять людям. И те положительные качества, которые он приобрел в ходе путешествия, он старается развивать. Но его гложет чувство вины перед Элли. И искупление он старается найти в гуманизме и гиперопеке.
Я совершил нечто плохое, но если я буду совершать хорошее. Элли меня простит.
Поэтому Джоэл помогает группе людей, на которых нападают зараженные. Он больше не одержим паранойей выживания, он одержим идеей спасения и прощения.
Элли по прежнему проекция Сары в глазах героя. Поэтому если его простит приёмная дочь, то и настоящая дочь тоже простит его.
В связи с этим он не так расчётливо обходится с группой выживших. Не допрашивает их, не обыскивает. Им руководят идеи гуманизма. И даже когда он на грани смерти, он принимает смерть — видя в ней искупление и спасение.
Мы
можем проследить личностный рост Джоэла на протяжении двух игр. От заботливого
отца, до эгоистичного контрабандиста. От холодного и грубого мизантропа, до
любящего и жертвенного отца (подсознательно преследующего всё те же эгоистичные цели).
Такие дела.
Послесловие
Чтож, надеюсь найдутся те, кто прочтут эту статью. Для меня фидбэк очень важен. Спасибочки за уделённое время. И да простите меня за грам. ошибки.
Лучшие комментарии
Спасибо! Очень интересно. Помогает понять мотивацию героя ещё больше. А то я чутка недоумевал, почему это Джоел так спокойно принял Эбби и Ко. А что ты имеешь против экранизации?
Мне очень не нравится упрощение героев. Конечно, судить по двум сериям не правильно. Но то что Элли сделали типичным бунтующим подростком, а внутренний конфликт Джоэла увели куда-то запрятали — мне не нравится. Но это чисто моя вкусовщина.
Отлично! Подписался на YouTube! Второй профессиональный психолог анализирует так или иначе интересных мне персонажей.
И-и… Джоэл — это хорошо, но… Я, конечно, не могу оценить качество анализа Крампуса, потому что не смотрел видео и, если честно не хочется, потому что и сам фильм мне параллелен, но на будущее советую анализировать более менее серьёзных персонажей. Фильм, сериал, игра — без разницы. Недавно, относительно недавно PsyCase на YouTube выдал обзор анализа на Паудер/Джинкс из Аркейна. И это получилось сильно. Я даже не ожидал. Вот как-то так...
На мой взгляд в игре характер слишком по учебнику. С одной стороны может быть забавно узнавать, то что изучал. Но с другой, там были многие годы базового выживания за кадром, а ведёт он себя как будто продолжал жить в современном обществе.
Да. Но за исключением этого пока нет признаков нахождения в фазе птср. Он всё таки в фильме чуть по живее. Не такой подавленный и разбитый.
Спасибо.
Крампус — это не анализ персонажа. В том ролике я разбирал сам феномен существования «антоганиста» для Санты.
А вот это уже хм… Интрига!)
Возможно, потому что автор, в смысле, сценарист не всемогущ? Мы пишем на основе некоего личного, прямого или косвенного опыта. Остальное мы можем только представить. А воображение — это не точный инструмент.
А там уже включается много чего. Если хочешь выдать персонажа с историей аудитории, возможно, нужны допущения, чтобы сама история состоялась, чтобы не оттолкнуть читателя, зрителя, игрока тем, что он лично для себя посчитает перегибом и странностью. А там ещё боссы и маркетологи.
В игру ещё не играл, так как имею только ПК, но… Если Элли в сериале, возможно, слишком типичный бунтующий подросток, то внутренний конфликт Джоэла вроде как уже проявился в финале, когда он напоролся на триггер и случился мотивирующий флешбек, не?
Скорее там вопрос не во всемогуществе, а в том что обращаются, по сути, к проблемам современного общества, а не свободно теоризируют о мрачном будущем.
И это тоже. Поэтому научная фантастика сейчас несколько не при делах. Потому что был период, когда люди именно что думали об ином, об иных мирах и ином обществе, а сейчас общество потребления и любая призма нужна только, чтоб лишний раз снова посмотреть на себя. Желательно, не напрягаясь.