25 января 2023 25.01.23 11 19K

Джоэл/Психологический портрет

Как же надоели недоПсихологи, что лезут к нам в блоги!

Привет… или здравствуйте… эм. В общем, я в блогах в первые за долгое время. Поэтому всю критику с удовольствием приму. Сегодня я хотел бы поговорить о психологическом пути Джоэла из The Last of Us. Попытаться понять, почему в финале первой части у него не было выбора и почему во второй части он сильно изменился (постараюсь игнорировать обвинения геймдева в повесточке и всё такое, только сухой анализ). Да, будут спойлеры.

Не хочу, чтоб это выглядела как реклама. Но будет много букав и если что, скину ссылку на видео, которое делал по этому вопросу.

 

Для тех, кому лень читать.

Пару слов о себе. Я завершаю обучение в универе на «практической психологии». Прошёл обучение «вводного курса психоанализа», уже третий год руковожу организацией связанной с психологией, и в настоящий момент занимаюсь профайлингом. Просто, чтоб понимать, что я не хер с горы, а дипломированный хер с горы. А теперь к разбору

БИОГРАФИЯ ДЖОЭЛА

Игра скупа на биографию Джоэла. Но есть пара деталей, которые могут нам что-то сказать.

Во первых, акцент Джоэла отсылает к Техасу, отсюда мы можем предположить и место, в котором рос главный герой. О родителях нам практически ничего не известно, но мы знаем, что у героя есть младший брат. Которого тот «вырастил».
Это важная деталь. Нам точно известно, что Джоэлу пришлось взять ответственность за старшего брата на себя. Но почему?
Я вывел три наиболее вероятные причины (возможно какие-то детали я упустил, буду рад поправкам в комментах).

1. Родители Джоэла и Томми были маргинальными личностями, алкоголиками, но без сильной аддиктивности. Т.к. дети всё таки росли с не функциональными родителями. Тоесть родители были достаточно дисфункциональны, чтобы Джоэлу пришлось взять отвественность на себя. Но не настолько, чтоб парней изьяли в интернат.

2. Вторая версия чуть более позитивная. Возможно оба родители (или один родитель) были сильно загружены работой и домашними хлопатами. От чего дети были представлены сами себе, поэтому Джоэлу пришлось взять отвественность на себя.

3. Герои росли в детском доме. Здесь много нюансов, к примеру почему ни одного из них в итоге не усыновили. И в каком возрасте они могли туда попасть. Довольно много нюансов.

Но поведение Джоэла и Томми не указывает на травматичное детство, поэтому я остановлюсь на втором пункте. Герои росли в полной/не полной семье, в которой родители были слишком заняты вопросами выживания. От чего старший брат взял под опеку младшего.

Подобная способность в раннем возрасте, взять на себя ответственность за другого связана с сильной внутренней тревогой, которая может отсылать нас к раннему младенчеству (но это будет слишком долго и сложно, поэтому ограничимся этими данными). Из-за сильной внутренней тревоги появляется навязчивое желание контроля. Которое мы увидим в будущем.

Джоэл становится отцом после окончания школы. Брак разваливается быстро и в итоге протагонист становиться отцом одиночкой, как бы повторяя паттерн из детства, где он растил младшего брата.

Анализируя дом Джоэла, его дочь и общую обстановку. Видно, что герой живёт хорошо и каких-то тяжелых проблем не испытывает. Его тяга к контролю и ответственности позволяют справляться с взвалившимися на него проблемами. При этом у него тёплые отношения с дочерью и братом, явное увлечение музыкой и охотой. Всё в общем-то идёт хорошо. Пока не происходит трагедия мирового масштаба.



Джоэл и его дочь Сара
Джоэл и его дочь Сара

Поздним вечером на город обрушивается локальный апокалипсис. Горожане заражаются вирусом, становятся подобны зомби и начинает кровавый масакр. В ходе событий Джоэл пытается спасти дочь и брата. Но один из военных застреливает дочь главного героя, которая умирает у него на руках.

Это важные травмирующие события, которые деструктивно скажутся на личности Джоэла. И спустя порядка двадцати лет начинается основные действия истории. Где пред нами предстаёт, на первый взгляд, совершенно другой персонаж.

Джоэл держит на руках труп дочери. Это событие становиться поворотным в его жизни. И оказывает сильный травмирующий эффект на героя.
Джоэл держит на руках труп дочери. Это событие становиться поворотным в его жизни. И оказывает сильный травмирующий эффект на героя.

ПРОФАЙЛ ДЖОЭЛА

Джоэл Миллер. Возраст порядка пятидесяти лет.
Холост. Бездетен. Занимается контрабандой в постапокалиптичном мире. Герой одинок и без эмоционален. Руководствуется личной выгодой и холодным расчётом. Не поддерживает близких социальных связей, не считая напарницу. Держится от всех в стороне. Груб, жесток, склонен к вспышкам агрессии.

Когда к ним поступает заказ на сопровождение девочки Элли — с трудом соглашается. Долгое время держится холодно по отношению к ней и воспринимает героиню скорее как сопровождаемый объект, чем как живого человека.

Анализируя Джоэла, мы можем сказать, что у него доминирующая эпилептоидная акцентуация. Это выражается в тяге к контролю, порядку, доминации, мизантропии.

До эпидемии контрабандист работал в сфере связанной со строительством. У него дома находятся планы объектов, книги по строительству. Увлекался спортом, пешим туризмом, охотой.

Любил музыку и даже мечтал стать певцом. Играл на гитаре. Поддерживал тёплые отношения с близкими.

Но после травмирующего события, модель поведения регрессирует в более радикальную сторону. Негативные черты личности усиливаются, позитивные скрываются.

Джоэл на момент основных действий первой игры
Джоэл на момент основных действий первой игры

Важно понимать, что в день трагедии. Джоэл потерял контроль, из-за чего погиб самый близкий для него человек. Он не справился с той моделью поведения, к которой стремился от чего она (модель) усилилась в негативном ключе.

Мы то с вами понимаем, что вины Джоэла здесь нет и никакая модель поведения не смогла бы помочь в таком хаосе. Но в случае с героем разбора, для него это личный провал. Это Он потерял контроль, это из-за Него погиб близкий ему человек.

Поэтому модель поведения и видоизменяется.

Первая яркая черта это холодность и отстранённость. Джоэл отдаляется от брата и не заводит новых близких знакомств. В его модели поведения выстраивается подобная цепочка действий.

Если я буду один, то мне не будет больно кого-то терять.

Если я буду ответственен за кого-то, я не справлюсь и потеряю его.

В мире нет справедливости, абсолютно все люди опасны.

Выживание полностью зависит от меня. Инициатива других опасна и ведёт к смерти.

Никому нельзя доверять. Никто не заслуживает помощи.

Мы видим, что герой делает упор на контроль, эгоцентризм и мизантропию. И если первое — это следствие его базовой линии поведения. То два других — отпечаток травматичного опыта. Также Джоэл отказывается принимать отвественность за других из-за травматичного опыта.

В ходе стычек с другими выжившими или зараженными. Мы видим яркие вспышки агрессии, из-за которых герой иногда теряет контроль над собой.

Рискованный стиль жизни (а контрабанда связана с множеством опасностей), а также пара фраз из диалогов с Элли свидетельствуют о склонности к суициду.

Когда Элли видит самоубийц, она подмечает, что они выбрали лёгкий путь. На что герой парирует, что этот путь отнюдь не лёгкий. Вероятно у Джоэла присутствуют мысли о самоубийстве, но он не в силах покончить с собой. Зато он выбирает опасную для жизни деятельность, в ходе которой есть высокий риски смерти. Всё это показывает на аутоагрессию и суицидальное поведение.

Подавленность и мрачность Джоэла свидетельствуют о затяжной депрессии.

Исходя из полученных данных, избегание триггеров (близких отношений с людьми), которые могут напомнить о травме. Высокий уровень агрессии. Суицидальные тенденции и затяжная депрессия, мы можем сделать вывод, что Джоэл страдает посттравматическим стрессовым расстройством

ПТСР

Окей, сейчас будет немного нудно и чуть копипаста из википедии. Но без этого никуда.
Посттравматическое стрессовое расстройство — тяжёлое психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное негативное воздействие на психику индивида. Травматичность события тесно связана с ощущением собственной беспомощности из-за невозможности эффективно действовать в опасной ситуации

Даже если ничто в текущей ситуации не напоминает травму, организм продолжает пребывать в состоянии хронического стресса. Часто на уровне подсознания индивид воспринимает каждую новую ситуацию как схожую с первичной травмой. Он может бессознательно воспроизводить те защитные реакции, которые имели место в момент первичной травмы. По этой причине его защитные реакции становятся негибкими и неадекватными в новых условиях. Постоянно повышенная активность эмоциональных центров мозга ингибирует работу сознательной части мозга — это затрудняет контроль над эмоциями и мешает человеку использовать логику для анализа ситуации

В случае с Джоэлом его расстройство протекало следующим образом:

Фаза острого кризиса — это день трагедии и смерть дочери. Во время и непосредственно после травмирующего события индивид находится в состоянии психологического шока.

Фаза ПТСР — это последние двадцать лет проведённые в постапокалиптичном мире. Долговременное состояние, в котором наблюдаются описанные выше классические симптомы ПТСР.

И на момент игры мы попадаем на Фазу восстановления - в этой стадии симптомы исчезают или становятся менее интенсивными. Возвращается способность функционировать на уровне, характерном до травмирующего события.

Джоэл и Элли

Как они были прекрасны до экранизации...
Как они были прекрасны до экранизации...

Изначально герой держится холодно по отношению к девочке. Так как на момент действий она находится в том же возрасте, что и дочь Джоэла на момент гибели. Это важная деталь, которая является сильным триггером к актуализации травмы. Но в ходе их совместного путешествия — акценты меняются. Вместо попытки избежать травматичного опыта, Джоэл находит возможность его исправить.

Со временем герои сближаются. В следствие чего актуализируется старый паттерн поведения — я способен взять ответственность за другого. Что отсылает к Джоэлу до травмы. Наивность и доброта Элли откликаются в Джоэле мыслями о социуме. Не все люди плохие, но от всех стоит ожидать плохого.

Однажды Джоэл заболевает и оказывается на грани смерти. Тогда Элли начинает ухаживать за напарником и помогает ему восстановиться. Тут мы можем заметить сразу два изменения.

Не смотря на то, что я плохой и виноват в гибели дочери. Я заслуживаю любви и заботы.

Не только я должен заботиться о ком-то. Но и я нуждаюсь в заботе.

Выживание строится не на контроле, а на доверии. Выживает не личность, а сообщество.

Новые открытия меняют Джоэла. Ведь именно после этого эпизода, он начинает больше доверять Элли и работать в команде. Также становится более открытым и рефлексивным.Зажимы понемногу спадают. Пока не наступает финал игры.

Финал первой части (СПОЙЛЕРЫ).

Финал игры - последний шаг к выздоровлению Джоэла.
Финал игры - последний шаг к выздоровлению Джоэла.

Основной целью Джоэла являлось сопровождение Элли из точки А в точку Б. У девочки иммунитет к вирусу от чего она крайне ценна для ученных. Поэтому герою необходимо доставить её в лабораторию, где её будут изучать. Но в ходе изучение она погибнет.

Об этом герои узнают в финале. И если наивная и добрая Элли согласна на эксперимент. То Джоэл согласен лишь поверхностно. Он отдаёт девочки в руки ученным и собирается уйти. Но прежний депрессивный и грубый мир Джоэла уже не по размеру изменившемуся герою. Он не способен вернутся к привычной жизни, так как сильно изменился за время путешествия. Отсюда возникает дилемма.

1. Либо герой уходит, Элли умирает, а людей появляется надежда на спасение.

2. Либо герой спасает Элли, убив ученных и персонал. Но решает человечество последней надежды на вакцину от вируса.

Напомню, что травма Джоэла была связана с неспособностью спасти дочь от гибели. В их отношениях с Элли он проецирует образ дочери на девочку. И по сути воспринимает её как дочь, не в прямом, но в переносном смысле. В случае, если он оставит её — она погибнет. Следовательно он опять не смог спасти близкого человека. Этот триггер снова актуализирует травматичный опыт.

В сущности у Джоэла не было выбора. Вернее выбор был лишь мнимый. Его ужас перед прошлым и любовь к дочери контролируют его поведение, в следствие чего он убивает весь персонал и спасает девочку. Солгав ей о том, что эксперимент провалился.

Возможно, не будь Джоэл травмирован и не будь Элли проекцией его дочери. Герой бы поступил иначе, но все обстоятельства складывались так, что у него был лишь один путь.

Элли грустит, когда человечество решается надежды
Элли грустит, когда человечество решается надежды

ВТОРАЯ ЧАСТЬ (СПОЙЛЕРЫ)

На момент второй части мы видим Джоэла излечившегося от ПТСР.

Он более мягок, с близился с братом, снова играет на гитаре и поёт и даже задумывается о романтических отношениях. В сущности, герой вернулся в состояние до трагедии. Не полностью, но довольно сильно приблизился к нему. Он снова способен жить полноценной жизнью. Но для него по-прежнему актуальна проблема прошлых ошибок. Только в этот раз всё вертиться не вокруг гибели Сары, а вокруг спасения Элли.

Даже визуально мы больше не видим жестокого и опасного старика. Теперь перед нами виноватый и грустный старик. 
Даже визуально мы больше не видим жестокого и опасного старика. Теперь перед нами виноватый и грустный старик. 

Девушка догадывается о том, что эксперимента не было и Джоэл убил всех, кто был к нему причастен. Тем самым решив человечество надежды на спасение. Из-за этого их отношения портятся. Девушка винит героя в эгоизме и жестокости. И попытки выйти хоть на какой-то тёплый контакт практически всегда срываются.

Напомню, что в первой части, благодаря Элли, Джоэл научился заново доверять людям. И те положительные качества, которые он приобрел в ходе путешествия, он старается развивать. Но его гложет чувство вины перед Элли. И искупление он старается найти в гуманизме и гиперопеке.

Я совершил нечто плохое, но если я буду совершать хорошее. Элли меня простит.

Поэтому Джоэл помогает группе людей, на которых нападают зараженные. Он больше не одержим паранойей выживания, он одержим идеей спасения и прощения.

Элли по прежнему проекция Сары в глазах героя. Поэтому если его простит приёмная дочь, то и настоящая дочь тоже простит его.

В связи с этим он не так расчётливо обходится с группой выживших. Не допрашивает их, не обыскивает. Им руководят идеи гуманизма. И даже когда он на грани смерти, он принимает смерть — видя в ней искупление и спасение.

Человек победивший внутреннего монстра. 
Человек победивший внутреннего монстра. 

Мы можем проследить личностный рост Джоэла на протяжении двух игр. От заботливого отца, до эгоистичного контрабандиста. От холодного и грубого мизантропа, до любящего и жертвенного отца (подсознательно преследующего всё те же эгоистичные цели).
Такие дела.

Послесловие

Чтож, надеюсь найдутся те, кто прочтут эту статью. Для меня фидбэк очень важен. Спасибочки за уделённое время. И да простите меня за грам. ошибки.


Лучшие комментарии

Спасибо! Очень интересно. Помогает понять мотивацию героя ещё больше. А то я чутка недоумевал, почему это Джоел так спокойно принял Эбби и Ко. А что ты имеешь против экранизации?

Мне очень не нравится упрощение героев. Конечно, судить по двум сериям не правильно. Но то что Элли сделали типичным бунтующим подростком, а внутренний конфликт Джоэла увели куда-то запрятали — мне не нравится. Но это чисто моя вкусовщина.

Отлично! Подписался на YouTube! Второй профессиональный психолог анализирует так или иначе интересных мне персонажей.

И-и… Джоэл — это хорошо, но… Я, конечно, не могу оценить качество анализа Крампуса, потому что не смотрел видео и, если честно не хочется, потому что и сам фильм мне параллелен, но на будущее советую анализировать более менее серьёзных персонажей. Фильм, сериал, игра — без разницы. Недавно, относительно недавно PsyCase на YouTube выдал обзор анализа на Паудер/Джинкс из Аркейна. И это получилось сильно. Я даже не ожидал. Вот как-то так...

На мой взгляд в игре характер слишком по учебнику. С одной стороны может быть забавно узнавать, то что изучал. Но с другой, там были многие годы базового выживания за кадром, а ведёт он себя как будто продолжал жить в современном обществе.

Да. Но за исключением этого пока нет признаков нахождения в фазе птср. Он всё таки в фильме чуть по живее. Не такой подавленный и разбитый.

Спасибо.
Крампус — это не анализ персонажа. В том ролике я разбирал сам феномен существования «антоганиста» для Санты.

Возможно, потому что автор, в смысле, сценарист не всемогущ? Мы пишем на основе некоего личного, прямого или косвенного опыта. Остальное мы можем только представить. А воображение — это не точный инструмент.

А там уже включается много чего. Если хочешь выдать персонажа с историей аудитории, возможно, нужны допущения, чтобы сама история состоялась, чтобы не оттолкнуть читателя, зрителя, игрока тем, что он лично для себя посчитает перегибом и странностью. А там ещё боссы и маркетологи.

В игру ещё не играл, так как имею только ПК, но… Если Элли в сериале, возможно, слишком типичный бунтующий подросток, то внутренний конфликт Джоэла вроде как уже проявился в финале, когда он напоролся на триггер и случился мотивирующий флешбек, не?

Скорее там вопрос не во всемогуществе, а в том что обращаются, по сути, к проблемам современного общества, а не свободно теоризируют о мрачном будущем.

И это тоже. Поэтому научная фантастика сейчас несколько не при делах. Потому что был период, когда люди именно что думали об ином, об иных мирах и ином обществе, а сейчас общество потребления и любая призма нужна только, чтоб лишний раз снова посмотреть на себя. Желательно, не напрягаясь.

Читай также