17 января 2023 17.01.23 26 1271

Настольный D&D. Почти

+14

Если вы хотите прикоснуться к великой Dungeon&Dragons, но не хотите заморачиваться с созданием персонажа, прописыванием сценариев, врагов окружения, вести толпу оголтелых игроков по своему же сценарию, то у меня есть для вас интересный вариант. Нет, конечно, это не полноценная ролевая игра. Это вообще не ролевая игра. Тираны подземья это колодостроительный ареаконтроль. Вот так, да. Давайте я вам расскажу подробнее.

Фотографировать это моё
Фотографировать это моё

Колодостроение — это что за.?

Колодостроение (deckbuilding) — это когда ты и твои оппоненты получаете на руку одинаковый стартовый набор карт, тасуете его и берёте n-карт в руку, а остальное убираете до следующего раунда. Потом первый игрок разыгрывает карты, покупает на рынке новые и кидает всё в сброс. Затем берёт остаток карт в новом раунде, разыгрывает, покупает с рынка, всё в сброс. После этого сброс замешивается и уже карты с рынка могут попасть в игру. Это если в двух словах. И если очень грубо. Наверняка найдутся товарищи, которые расскажут об этом более развёрнуто и не так поверхностно.

Соль этой механики в том, что игроки в одинаковых условиях развивают свою колоду, но при скупке карт с рынка всё меняется. Карты на рынке не одинаковые, ресурс для покупки карт может не «выйти» из колоды на руку. И так получается, что колоды к концу игры получатся совершенно разные. Плюс в общей колоде есть карты в единичном экземпляре и они способны повернуть ход игры.

Яркими представителями колодостроительной механики являются игры Дюна. Империя, Ужас Аркхэма, Эволюция, Берсерк, Magic: The Gathering. В целом, эта механика очень популярна в последнее время и очень часто встречается в различных мобильных бесплатных играх тайм-киллерах и в больших проектах на старших платформах (как пример — недавняя  Marvel’s Midnight Suns). Да, в этих играх игроки не получают одинаковые колоды, а потом развивают их в разных направлениях. Это уже эволюция колодостроя. В Тиранах же это классическое колодостроение.

А чем вам не колодострой?
А чем вам не колодострой?

Ареаконтроль — это же про.?

Или же ещё можно обозвать «Контроль территории». Да, это уже такое более стратегическое ответвление. Когда твои миниатюрки или жетоны занимают нужную тебе локацию, а противник пытается твои войска из этих локаций выбить. В общем это всё, что можно сказать про этот жанр. Войска ходят по определённым правилам, от контроля территории можно получать какие-то бонусы. В конце игры территории приносят победные очки. Вот и всё.

Как пример можно привести Серп, Кровь и ярость, Корни, Иниш. Да, победные очки в них за территории не насчитываются, но бонусы за контроль территории выдаются. Если же брать цифровые продукты, то на ум приходит  Warhammer 40K Dawn of War, там тоже надо было точки захватывать и получать с них бонусы. Да и мультиплеерные проекты, где имеется захват и контроль точки каждый может притянуть какой по душе.

Вот эти некроны как раз могут захватить орочью точку
Вот эти некроны как раз могут захватить орочью точку

А где тут D&D?

А вот в сеттинге. Как известно, в мире Dangeon&Dragons очень много различных монстров, рас, классов, фракций и так далее. Вот и получается, что игроку выдана раса Дроу (Drow) и кланы внутри этой расы. Так же на картах встречаются различные монстры, которые присутствуют в мире. Например Демогоргон. Помните такого товарища из сериала Очень странные дела?

Конечно же вы ещё можете вспомнить про  Baldur’s Gate III. Да, в настольной версии тоже есть некоторые монстры из «Балды». Например, помните в анонсирующем трейлере показали каких-то летающих ктулх? Вот они присутствуют и в настолке. И более того — они рады послужить игроку в достижении величия последнего.

 
Вот этот милаха из трейлера
Вот этот милаха из трейлера

Да и тысячи их. При условии, что в игре 340 карт, то встретить несколько знакомых персонажей можно.

А что с игрой-то?

Тираны подземья — это сочетание указанных выше механик. Причём очень гармоничное сочетание. Можно играть чисто с колодой, а можно играть только с картой. Но, конечно же, лучше использовать эти механики в совокупности, ибо только так вы прочувствуете все прелести игры.

С чего начинается настольная игра? Правильно, с раскладки. Выкладывается игровое поле, на игровое поле расставляются нейтральные войска врагов, выкладываются стандартные карты на рынок и собирается колода для рынка. А колода для рынка собирается из двух полуколод. Всего в игре шесть полуколод по сорок карт каждая. Соответственно, в одной игре принимает участие восемьдесят карт с разными механиками. Например, полуколода нежити направлена на «вычищение» персональной колоды для получения тех или иных бонусов. А вот полуколода элементалей вводит в игру ещё одну стандартную колоду на рынок — Безумные изгои, которые призваны идти в руку к оппоненту и сокращать его победные очки.

Через смешивание полуколод получается ещё больше придавать игре реиграбельности. А это значит, что за пару вечеров игра вам не надоест. Я отыграл семь партий, шесть из них играли вдвоём с женой, а одну партию разложили на четверых. И каждый раз это было интересно, даже не смотря на то, что три игры мы играли с рекомендуемой стартовой колодой Дроу и Драконы.

Но продолжим про раскладку. Игрок выбирает себе цвет клана, выставляет войско на карту и получает стартовые карты на руку. Кланы никак не влияют на геймплей, просто цветовое разграничение.

Раскладка на двоих. Игра довольно компактная
Раскладка на двоих. Игра довольно компактная

А потом всё просто: разыгрываем карты, выполняем свойство карты, покупаем на рынке новые карты, сбрасываем ненужное, набираем в руку новые карты из персональной колоды. А в конце партии считаем количество победных очков. Это могут быть уничтоженные войска, очки с карт, которые находятся в сбросе, на руке и в персональной колоде, очки за контролируемые территории. В целом, разгуляться по набору очков есть где и это приятно радует. Раунд тоже играется довольно быстро, особенно в самом начале партии, когда на руках стартовые карты.

А что с боями? Воевать же можно?

Нужно! Отвлекаться на карту придётся, ведь на карте есть за что побороться. Мало того, что локации на карте могут приносить победные очки в конце игры, так ещё можно захватывать «столицы» и получать бонусы к местной валюте — Влияние. Эта валюта отвечает за покупку карт с рынка. Валюта «выдаётся» каждый раунд по новой на картах из персональной колоды. Если вы видите на карте в руке +паутинка, то просто суммируете общее количество этих паутинок на картах и смотрите что сможете купить.

Но как захватывать эти самые столицы? А для этого у нас есть вторая валюта — Могущество. На картах отображается в виде меча на фоне щита. Работает ровно так же, как и Влияние — выпало на картах, задействовали. Могуществом можно размещать войска на карте, уничтожать вражеские войска или «выгонять» шпионов из своих городов.

Кто такие шпионы и зачем они нужны? Ну, тут ещё всё проще. Чтобы размещать свои войска игроку нужно Присутствие. Это такое состояние, когда в локации присутствует либо войско игрока, либо шпион. Войско занимает ячейку, а шпион просто сидит где-то на территории и совершает диверсии. Соответственно, если ты начал игру (а на старте партии игрок выбирает чёрную локацию для размещения одного своего войска) внизу поля, а хочешь захватить столицу вверху поля, то тебе надо разыграть карту с текстом «Подошлите шпиона», и, если у тебя есть возможность добавить войско, то можно смело это делать. А ещё шпионы не умирают, в отличие от войск, они просто возвращаются в резерв владельца.

Шпионы, войска, бонус от владения столицы
Шпионы, войска, бонус от владения столицы

И как это играется?

Играется очень интересно. Занимательно сделан баланс по количеству игроков. Игровое поле разделено на три части. Если игроков двое, то будет использоваться центральная часть карты. Если трое, то задействован центр и одна из двух частей по краям. Для четверых используется всё поле. Поэтому баланс сохранён хорошо. Просто поле масштабируется. Единственное, показалось что вчетвером играется немного затянуто. Но, с другой стороны, три моих оппонента вообще с настольными играми дальше Монополии дел не имели. Так что вполне можно списать на это.

Сильно радует возможность достигать победы разными путями и отсекать от «кормушки» с победными очками противников. Но если в вашей компании есть люди, которые остро реагируют на «предательства» и грязную игру, то я бы не рекомендовал вам играть с ними в Тиранов.

Как-то так выглядит четвёртый раунд игры на двоих
Как-то так выглядит четвёртый раунд игры на двоих

Так как полуколоды содержат в себе свои особенности, то и комбинировать их нужно тоже не просто так. Желательно поиграть с каждой полуколодой, чтобы понять кто с кем будет соединяться более гармонично. Но можно и просто смешать Драконов с Нежитью и веселиться.

А кто победил?

А победил тот, кто получил самое большое количество победных очков.

Считаются они в конце игры, что закономерно. Выдаются победные очки за контроль территорий по числу рядом с этими территориями. Для этого необходимо иметь доминирующее количество войск на локации.

Так же за полный контроль территории. Это значит, что не должно быть ни вражеских войск на территории, ни шпионов, а у игрок занимает все ячейки города.

За полученные победные очки в течение игры. А они выдаются за разные активности: условия на карте, полный контроль столицы.

За побеждённые войска, которые находятся в Зале трофеев игрока. Нейтральные тоже считаются. Каждый жетончик вражеских войск приносит одно победное очко.

За карты, которые находятся на руках, в сбросе и в колоде. Ну, тут всё просто. Просто считаем общую сумму. Стартовые карты в этом разделе не считаются.

За карты, которые были «приближены» в процессе игры. А вот тут интересное. Приблизить карту значит убрать её из руки до конца игры, но получить бОльшее количество победных очков по окончанию партии. Так же можно чистить колоду, чтобы убирать «дешёвые» карты, которые мало бонусов дают, тогда более крутые карты будут выпадать чаще.

Потом все полученные очки суммируются и объявляется победитель.

А что-нибудь негативное имеется?

Ну, а куда без этого? Есть парочка моментов, безусловно.

Например, компоненты. В первой редакции игры вместо жетонов войск и шпионов использовались миниатюрки с цветами кланов Дроу. Миниатюрки — это хорошо, миниатюрки — это надёжно. Конечно, они по большей части статичны и никак не передвигаются по карте, разве что из резерва на карту и с карты в трофеи противника. Но всё же, глазу приятно. Правда во второй редакции было решено отказаться от миниатюрок в угоды удешевления коробки. Вместо миниатюр теперь маленькие круглые жетончики. И они уже начинают отслаиваться. А это печально. В итоге всё равно придётся докупать пластиковые фигурки и «настольных мододелов». Поэтому сомнительное решение, я бы лучше сразу заплатил условные 2.5-3 тысячи рублей за пластик, чем потом искать где лучше сделано и сделают ли вообще. Но с другой стороны, это лично моё гиковское мнение, кому-то это не интересно.

Ещё минус можно дать за оформление игры. В наборе имеется четыре клана, они отличаются цветом. Их, как не сложно догадаться, тоже четыре: оранжевый, красный, чёрный и бирюзовый. И вот самое печальное, что игровое поле имеет чёрные и бирюзовые оттенки. Как бы и мелочь, но иногда приглядываться надо, особенно с чёрным игроком.

И на этом, пожалуй всё, больше негатива я для себя не выделил. Многие игроки жалуются на то, что издатель налажал с печатью, но ко мне в руки попала адекватная версия. А жаловались на кривую печать жетонов, разнотон на рубашках карт (на тематическом сайте Тесера даже пост с извинениями был, где пытались объяснить, что цвета сложные и типография просто не справилась и обещали брак весь исправить и прислать качественные версии). У меня же только на некоторых жетонах было смещение графики, но оно максимально не критичное и никто этого никогда не заметит, если не будет приглядываться.

Вот такие незамысловатые фигурки были в первой редакции
Вот такие незамысловатые фигурки были в первой редакции

Итог

А итог простой: я могу рекомендовать эту игру тем, любит посидеть вечером вдвоём и просто повеселиться. Потому что игра это позволяет — сидишь и подкидываешь шпионов в город оппонента и смотришь как он бесится, потому что его доход победных очков обрывается. Потому что это простая игра, но очень интересная. Да, вы можете нарваться на брак, но на брак может нарваться вообще любой человек в любой сфере жизни. А вот весело провести время вдвоём или в небольшой компании без особых напрягов дорогого стоит.

Если же останутся вопросы, пожелания, замечания, то вы знаете что надо сделать.

А пока, я благодарю вас за прочтение сего скромного опуса. Хороших вам игр!


Лучшие комментарии

Ну, этого, к сожалению, никогда не будет

Есть много отличных настолок до 1,5к, к примеру race for the galaxy или звёздные империи.

А больше 10к стоят только самые огромные и комплексные игры, вроде twilight imperium или gloomhaven. Большая часть настолок стоит до 5к

Угу, рассматриваю как замену Анк Морпорку

Хочу себе Магорыцаря и Древний ужас :(. Мы проходим потихоньку карточный Ужас Аркхэма (прошли первые две компании, подходим третью) играем в Тиранов, взяли недавно у друзей Корни и Крылья. И все никак не можем нормально сесть за Gloomhaven.

О, как раз всё думаю взять

У Глума на самом деле очень простые правила, но в нем очень много всего. Там 99 девять миссий и штук 25 персонажей, которых ещё надо очень долго открыть.

4 490 ₽. Уже как бы получше относительно обычно-безумных 10-20к, но всё ещё дороговато. Когда будут норм настолки по 1-1,5к — зовите.

Ужас Аркхэма — колодострой? Вот тут я выпал.

А по поводу «а где тут DnD»… Так это ж Forgotten Realms — самый популярный из всех сеттингов в этой вселенной. Ходите вокруг да около)

У меня кстати тоже с печатью проблема, но не очень большая. Цвет на пол тона отличается (фиолетовый фон на картах местами темнее, а где-то светлее)

Сам ещё не играл, жду когда подсоберу ребят. Правда после 6-ти часовой партии в непостижимое уже никто не хочет со мной дружить.

Яркими представителями колодостроительной механики являются игры Дюна. Империя, Ужас Аркхэма, Эволюция, Берсерк, Magic: The Gathering.

Вот только не Берсерк не Magic не являются декбилдерами, и уж тем более им не является Ужас Аркхэма (в нем даже колод нет). Берсерк и Magic — это коллекционные карточные игры (ККИ), их ключевое отличие от декбилдеров в том, что в них ты собираешь колоду до игры, а не во время.

А по теме, мы тоже себе недавно купили Тиранов и очень довольны. Правда, мы перед покупкой играли у друзей, Но это было давно и у них была первая редакция. Миниатюры там были так себе (кроме шпионов, они были классные), они все время падали и в целом были не особо качественные.

А вот полуколода элементалей вводит в игру ещё одну стандартную колоду на рынок — Безумные изгои, которые призваны идти в руку к оппоненту и сокращать его победные очки.

Безумных изгоев добавляют демоны, а элементали имеют концентрацию. Сам же показываешь Демогоргона, который демон и при этом добавляет изгоев.

А так блог отличный, заслуженный плюс.

А в чем принципиальное отличие Берсерка и Мотыги от Ужаса Аркхэма? ЖКИ отличаются от ККИ в основном моделью распространения, и и там и там колоду ты собираешь до игры, а не во время, то есть это не декбилдер. И где в Ужасе элементы колодостроения?

По опыту игры в коопе — это даже лучше) Кстати, ничто не мешает разложить на экране игру для тех кто рядом. Хотя, конечно, карточки были бы интереснее. Но всё равно — альтернатива есть.

Ну это как альтернатива для тех, кто просто хочет разок-другой попробовать игру. С коллекционированием это не работает. Хочется пощупать, поглазеть на карточки, поглазеть на коробочки. Да и в целом видеть стопки у себя на полках

да я имел ввиду, что проще сказать, мол настолка по Забытым Королевствам — и тогда ясно сразу причём тут DnD, чем говорить вот тут есть дроу, есть ещё вот это, а ещё вот Балдурс гейт помните и т.д.
Сам на Тиранов давно поглядываю, до этого во Wrath of Ashardalon играл (до сих пор с товарищами собираемся иногда), она вроде из той же линейки, хотя и иного рода настолка…
В общем, спасибо за подробный пост))

Кстати, в какие настолки играешь?

Древний ужас, Игра престолов — на работе любим играть, как раз и толпа людей собирается, и место для игры достаточно. Дома играем в Тиранов, Особняки безумия, Анх, Дюна. В одну каску в КУА и все не могу добраться до Магорыцаря)

Я за 2022 скупил игр в большом количестве, разнообразил коллекцию. Но вот Глум решил не брать, слишком он монструозностью пугает. Жду Roll player adventures, она вроде полегче будет в этом плане. Ну и Плюшевые истории в марте должны прийти, совсем облегченный данжен кроулер)

Кстати, вот древний ужас могу рекомендовать на компанию в 6 человек. И желательно чтоб люди общительные и с юмором были. Очень хорошо заходит тогда

Читай также