Вам приходилось вести в бой армию верноподданных и умирать в битве с финальным «боссом», тем самым увековечивая свои достижения и становясь ориентиром для молодых поколений, которые будут, восторгаясь вами, расти и превращаться в новых легенд?
Вот и сэру Дэну Фортескью не приходилось — к успеху он шёл, иногда даже бежал, но первая же стрела, выпущенная в открывающей кат-сцене то ли в колено, то ли в куда ещё, умудрилась попасть ровнёхенько в глаз, и на этом приключение бравого воина закончилось, и слёг он в могилу, как и полагается любому смертному существу.
Тем не менее, злодейский злодеян и по совместительству колдун Зарок всё же был побеждён и без помощи товарища Фортескью, армия поднятой им нечисти отправлена обратно по адресу, мир-покой обрели осязаемые формы на какое-то столетие… пока Зарок чудесным образом не воскресает, оживляет очередную армию некогда мёртвых нечистей — и сэра Дэна Фортескью вместе с ними.
Что же, отличный шанс взять историю в свои костлявые руки и на этот раз направить ее по «правильному» направлению!
MediEvil — игра до безумия простая, иногда даже незамысловатая, но в приличной степени увлекательная что 25 лет назад, что сейчас.
Не смотрите на порядочный для видеоигры возраст: геймдизайн тех лет — особенно на фоне нынешних комфортных условий для игрока — страдал много и часто, но всегда мог отличаться неуловимым состоянием веселья, в которое предлагал окунаться смелым игрокам.
MediEvil — птица того же полёта: до неприличия дурная и весёлая, троллящая игрока то здесь, то там, не напирающая на какую-либо сложность, не претендующая на какие-либо высокие лавры.
В таких случаях я люблю употреблять слово «videogame-y» — то есть в прямом значение «слишком видеоигровая», или, переводя на человеческий язык, «не стесняющая показывать то, что она — видеоигра».
Для сравнения и уточнения мысли: вспомните условный The Last of Us — серьезное произведение про взрослые темы. Свой рейтинг игра отрабатывает как визуалом, так и геймплеем — творящееся на экране хоть и обладает ворохом необходимых игровых условностей, тем не менее недвусмысленно стремится в кинематографичность и приближенность к реальности. Которую, кстати, в скором времени и получит благодаря усилиям HBO, Паскаля, Рамзи и самолично Дракманна — всё было не зря: куда шли, туда и пришли.
И рядышком стоит MediEvil — игра, где мультяшный одноглазый скелет бьёт дубиной разрушаемую стену, обнаруживает в ней пару сундучков золота, зелье здоровья, а через пять минут бьёт некоего Витражного демона по выскакивающему из того сердцу, после чего прыгает в окно — уровень заканчивается, добро пожаловать на карту игрового мира, переходите на следующий уровень.
И то, и сё — без сомнения, видеоигры, но «videogame-y» здесь только MediEvil — потому, что позволяет себе быть дурацкой, простой и, если позволите, «как в детстве», когда произведениям искусства крайне сложно было брать дорогими и долгими кат-сценами, приглашёнными звёздами, кинематографическим до одури опытом, а приходилось брать чем-то более сложным, но куда более бессмертным — то есть цепляющим игровым процессом.
Он, этот ваш игровой процесс, до симпатичного прост: знай бегай себе по уровню, лупи вражин хоть палкой, хоть дубинкой, хоть собственной рукой (sic!), да находи необходимые для завершения уровня предметы. Для любителей задержаться на уровне чуть дольше — можно убить почти всех врагов на уровне, получить за это чашу и отнести в Зал Героев — и там обменять на вкусные «подарки» от более удачливых героев. Порой подарки, впрочем, оказываются сотней-другой золотишка, что на фоне какого-нибудь убер-крутого меча смотрится как издевательство над и без того несчастным одноглазым сэром Дэном…
Так вот, возвращаясь к геймплейным баранам: излишней глубины ни в механиках, ни в смыслах нет — это действительно настолько просто, насколько звучит, и ни одному элементу нет необходимости притворяться чем-то большим, чтобы составить о себе приятное впечатление.
И вряд ли игра бы запомнилась в свои годы и уж тем более получила бы первоклассный ремастер (хотя кто-то назвал бы это и ремейком), если бы это не было… так весело.
Да, играть в MediEvil попросту весело! Задорно. Потешно. Незамысловато. Просто. Наивно. Но это всё работает!
Работает за счёт качества окружающих элементов, будь то смешная одноглазая морда Дэна Форескью, которая любит крутится на все имеющиеся в физике градусы и ехидно при этом подмигивать, или нарочито дурацкий бег главного скелета всея Руси — по задумке и качеству проработки эта анимация не успевает надоесть или утомить при заданном хронометраже игры; или взять тот же дизайн врагов — одновременно мультяшно-детский, но при этом достаточно внушительный, чтобы в некоторых врагах, особенно на поздних стадиях игры, видеть понятную угрозу.
Уникальная музыкальная композиция, присущая каждому уровню, задаёт правильные настроения: где-то чересчур игривые, как на первых уровнях, а где-то даже и, не побоюсь выразиться, эпичные! Но абсолютно всегда — очень «характерные» и задающие настроение на ближайшие 15-20 минут.
Приключение с заведомо понятным финалом не утомит своей бесконечностью и не пролетит в один хлопок крыльев бабочки — на прохождение игры смело можно потратить часов 10-13-15, и, поверьте, это вполне достаточно, чтобы получить, а иногда даже будто бы исчерпать весь предлагаемый спектр фана.
Впрочем, ни один ремастер/ремейк так и не исправил типичную проблему бородатых годов в виде периодически беснующейся камеры, порой странных, пусть и бросающих вызов нашему могучему интеллекту, загадок, резко возрастающей сложности.
Мало того что не исправил, так ещё и добавил «от себя» весёлостей для любителей позадерживаться в играх чуть дольше обычного (типа меня): в 19 миссии появляется возможность поговорить с затерянной душой, которая открывает новую затею в геймплее.
Затея проста и «гениальна»: нужно заново оббежать все локации и помогать этим самым новоприобретенным в своей потерянности душам. Поручения у них очень простые, сам поиск условий активации поручения в достаточно тесных локаций также не займёт много усилий, как и поиск новых квестовыдавателей, однако сама идея пробегать игру второй раз… как бы так сказать… не работает никак и даже совсем.
Не работает по банальнейшей причине того, что в игру:
(а) не закладывалось достаточно инструментов для интересного и разнообразного, то есть отличного от первого, повторного прохождения;
(б) не закладывалось достаточно смыслов, чтобы на второй раз они заиграли новыми красками благодаря первому прохождению.
Мы в прямом смысле вынуждены пробежать игру второй раз — да, с открытым оружием, поэтому ряд врагов можно повторно умерщвлять в разы быстрее оригинального, но стоит ли это не слишком нужное «улучшение» того, чтобы с ним пробегать игру второй раз, решать все те же несложные, но порой муторные задачки, и в конечном счёте получить искомое?
Нет.
Впрочем, если игрок таки поймёт, что повторное прохождение стоит усилий, времени и мотивации, то он получит впечатляющую награду: игру MediEvil в игре MediEvil!
Да-да, ту самую, что с первой PlayStation, и даже с известным логотипом включения консоли в самом начале!
Награда действительно впечатляющая по простой причине: не поленившись пройти несколько уровней, можно самолично лицезреть весь фронт работ товарищей из Other Ocean Emeryville.
Казалось бы, чего там: обновить графику, чуток подлатать удобство интерфейса и управление, подстроив его под современные понимания, но нет, работа действительно заслуживает похвалы, несмотря ни на что: ремастеромейк вышел сочным и почти что удобно-играбельным и вполне может смело отвечать на требования современного избалованного игрока — при условии, что задумки оригинального проекта не оттолкнут по какой-либо причине.
Читатель может заподозрить, что мои наблюдения на тему игры могли писаться под надзором вечно беснующейся ностальгии, но спешу опровергнуть: оригинальный проект прошёл мимо меня на верной PlayStation 1, поэтому мой игровой опыт в ремейкастер не был под воздействием чего-либо.
Разве что хорошего настроения, который он же и подарил!
По этой причине моя восторженность обретает второе прочтение: если вы, как и я, никогда к классике жанра не притрагивались, версия от 2019 вполне комфортно, без больших проблем, проведёт вас на 25 лет назад, сделав всё возможное, чтобы через неустановленное количество часов игры вы вернулись в настоящий 2023 год довольным и удовлетворённым игроком.
Возможно, даже с желанием потрогать пока что не существующий ремейк-астер второй части!
На правах и без того заметно потраченного времени, немного расскажу про игру The Artful Escape -- много всё равно не получится, но чуть-чуть -- надо.
Представьте, что главный герой, он же я, живет на умиротворяющем отшибе мира и цивилизации.
Моя мечта -- играть музыку, которую я люблю, и, если повезёт, вырваться из тени своего дяди -- крутого музыканта, которого все любят и вспоминают после смерти. Жаль, что я ни разу с ним и не встречался...
Ну, ладно, как мечта -- скромненькое такое желаньице.
Если повезет.
Ну вдруг.
А вдруг.
До тех же пор -- буду сидеть и лабать на своей гитарке то, что от меня все ждут...
Но однажды встаёт вопрос: а какую музыку я люблю играть?
А точно ли я люблю играть ту музыку, которую от меня ждут прямо здесь и сейчас?
А точно ли я готов выйти из тени своего дяди? Хватает ли у меня смелости, идей... желания?
Разумеется, случайная галактических встреча с прекрасной незнакомкой поможет ответить на все эти вопросы. И заодно позадавать новые!
Никто не предупреждал, правда, что ответы придется искать не в своей родной забытой богом деревне, а в сюрреализме других цивилизаций и микро-макро-космов, которые так и ждут нового Иисуса от мира музыки -- ровно в тот момент, когда старый всем надоел.
Признаться: "игры" в этой игре не так много, пусть здравые элементы в ней всё же есть.
В основном: знай да ходи слева направо, зажимай "квадрат" на геймпаде, чтоб зарубить немного электронно-гитарных запилов, да порой вспоминай про чуть более кнопочный геймплей, где нужно подключать L1, R1, треугольник и кружок -- в попытках редких QTE разнообразить игровой процесс.
Но игра не про это.
Да и не игра это, давайте называть вещи вещами.
Визуально-аудиальный опыт -- вот так будет лучше скорректировать свои ожидания.
Красиво? Да!
Интересно посмотреть? Да!
Сюрреалистично? Ага!
Смешно? Иногда -- очень даже!
Трогательно и задумчиво? Не без этого.
В сухом остатке: пять часов красивых задников, приятных доносимых посылов и в целом незатейливого проведения времени -- к вашим услугам.
Послевкусие приятное, процесс -- не разражающ, по подписке -- самое оно.
Подключайте свои гитары ко всем космическим усилителям вселенной... и зажигайте свою музыку!
Лучшие комментарии
Кто классику не трогал — тот в хиты не играл!
Спасибо за блог, вдохновил добавить с подписки PS себе в библиотеку !
Жму руку! ^____^
Версия 2019 года для меня больше ремастер, чем ремейк, ибо есть Medievil: Ressurection для PSP, который больше подходит под звание ремейк.
Помнится, что журналюги ныли о том, какая сложная игра. А ты говоришь, что лёгкая. Правда, я говорю то же самое.) Читать об одной из любимых игр было интересно.
Спасибо вам за статью. Помню как рубился Medievil на Соньки, позади меня сидели родители на диване. Криками поддерживали меня. Раньше игры вызывали больше эмоции.
«Нафармленного» — громко сказано. Это же награда за зачистку, а в деревне и замке за расторопность. Это тебе не уши с рыцарей в третьих Душах выбивать.
Соглашусь. Ремейк — он больше про привнесение нового в старый суп, ремастер — всё плюс-минус то же, но с графоном и парой фиксов очевидного.
Крякозябры с ремастеро-ремейками в тексте устроил исключительно в контексте упомянутого Ласт ов Аза, ремастер которого не постеснялись обозвать ремейком… с соответствующей ценой. :3
Это правда! :D
Ну, это субъективно ж. Кто-то наверняка и Супер Мит Боя сможет пройти за один присест с закрытыми глазами, а кто-то — все остальные. :3
Игра порой неудобна своей камерой, в остальном — вопрос количества лечилок и нафармленного оружия. :3
Аналогично про эмоции, но и сейчас порой можно от игр поорать (по разным поводам). :3
Мы меняемся, и было бы странно, если бы испытывали одни и те же реакции на одни и те же раздражители всю жизнь. :3