17 декабря 2022 17.12.22 2 778

Обзор дилогии TWEWY. Часть I – The World Ends with You

+22

В своём обзоре Animal Crossing: New Horizons я уже говорил, что самая лучшая, самая любимая игра появляется в жизни человека в конкретный момент и серьёзно меняет её. Так у меня было лишь несколько раз, и один из них - как раз с The World Ends with You.

На Nintendo DS есть много интересных и необычных игр, но, на мой взгляд, The World Ends with You – лучшая из них. Она просто не могла выйти на какой-нибудь другой платформе, и это идеальный пример систем-селлера платформы, когда игра использует абсолютно все её инновационные особенности. Здесь игроку придётся постоянно использовать стилус, оба экрана консоли и даже дуть в микрофон!

The World Ends with You – это очень необычная JRPG, которая вышла на портативной консоли Nintendo DS в 2007 году. Как это часто бывает с японскими играми, это очень необычный сплав из совершенно разных жанров: тут есть и экшн-боёвка, причём сделанная в двух измерениях, и прокачка, как в Dragon Quest или Final Fantasy, и много диалогов, как в Persona, и абсолютно крышесносная музыка.

Но здесь важно рассказать и о том, что The World Ends with You просто не могла выйти в том виде, в каком она вышла, на какой-нибудь другой платформе. Эта игра – это прекрасный пример того, как нужно работать со всеми возможностями консоли. TWEWY (сокращение от The World Ends with You) использует если не все, то очень многие фишки Nintendo DS, которые выделяли консоль на фоне конкурентов. Крестовина здесь отодвинута на второй план, а кнопки A, B, X и Y нужно будет использовать только в том случае, если вы левша. Стилус во время геймплея вы почти не будете выпускать из рук: с помощью него нужно и ходить (хотя можно также использовать и крестовину) по улицам Сибуи, и сражаться с Шумами, и передвигаться по игровому меню. Переключив консоль в спящий режим (то есть попросту сложив её), можно накапливать опыт и быстрее переваривать еду. Ну и не стоит, конечно, забывать про то, как мастерски игра использует оба экрана Nintendo DS.

О сюжете я поговорю подробно в самом конце, так как это чуть ли не самое главное, что есть в игре, а пока – самые основные детали. Мы играем за подростка по имени Нэку Сакураба, который оказался в Игре Жнецов. Эта игра идёт семь дней, ежедневно надо выполнять какое-то новое задание от Жнецов, а седьмой день – это битва с Мастером этой игры (по сути, с боссом).

В этой игре нам очень часто придётся сражаться с врагами, чтобы в том числе решать загадки. Никаких случайных встреч, как в классических JRPG, тут нет: нажимаем на значок Игрока в углу экрана и сами выбираем себе противников. Чтобы сэкономить время, можно соединять их в цепочки, таким образом будет идти сразу несколько битв подряд без восстановления здоровья между боями. За бой мы получаем какое-то определённое количество опыта, и при достижении определённого количества растёт уровень нашего персонажа. Его также можно и понизить, чтобы повысить сложность битв и получать за них больше опыта и более редкий лут. Всего в игре три уровня сложности, которые можно переключать в любой момент. Рекомендую играть на среднем, так как он наиболее сбалансирован, но, если вам слишком легко, можно поставить и более сложный. Если вы проиграли, игра сразу предложит вам повторить бой на лёгком уровне сложности (но это доступно не сразу, так что первое время рекомендую сохраняться почаще).

Также прокачка ещё и реализована с помощью шмоток и еды. Покупая различную пищу и кладя её в специальный слот у персонажа, вы повышаете его основные характеристики (они повысятся не сразу, а только тогда, когда персонаж еду переварит, что займёт некоторое время). Для одежды есть 4 слота, в которые можно положить одежду разного типа (то есть нельзя положить в слоты 4 куртки). Её нужно покупать в магазинах, и каждая принадлежит к своему определённому бренду. Если вы оделись в шмотки определённого бренда, то после нескольких сражений он попадёт в топ в конкретной области, и вы получаете временное улучшение характеристик.

Собственно, как сражаться в TWEWY? Боёвка ведётся сразу на обоих экранах за Нэку и его напарников, которых всего за игру будет три. Сражения на нижнем экране ведёт Нэку с помощью значков, которых всего максимум может быть 6. Каждый значок имеет свою конкретную способность, и их в игре очень много: какой-то позволяет стрелять молниями, и для этого нужно просто коснуться врага стилусом, какой-то – управлять огнём, и для этого нужно провести линию на экране, а какой-то позволяет вызвать землетрясение, и для этого нужно на свободной области нарисовать окружность.

Каждому значку соответствует своя способность и своё движение стилусом на экране, что позволяет игроку создать себе что-то вроде билда. Значки также можно прокачивать до нескольких уровней. Бой на верхнем экране ведётся напарником Нэку: Шики, Джошуа или Битом. У каждого из них геймплей немного различается, но суть в том, чтобы правильно выбрать карты, нанося при этом урон по противнику. У Шики нужно угадать последовательность из трёх различных карт, у Джошуа – выбрать число, которое больше, меньше или равно необходимому, у Бита – просто построить комбинацию из мастей карт. За правильные комбинации можно получить звёзды, при достижении определённого количества которых появится возможность использовать ульту Нэку и напарника, наносящую большое количество урона противникам. Биться одновременно на двух экранах сложно, тем более что боевая система напарников не так хорошо проработана, и я даже рад, что она в итоге ушла на второй план, ведь за напарника можно поставить играть ИИ – и хоть он и наносит не так много урона, но всё же со своей задачей справляется, так что можно целиком и полностью сосредоточиться на нижнем экране.

Действие всех трёх недель в игре происходит в районе Токио под названием Сибуя. Она поделена на области: это может быть как площадь, так и просто отдельная улица. К концу прохождения вы явно уже заучите расположение всех этих секторов и будете хорошо ориентироваться по городу. В каждом районе постоянно меняется мода: то один бренд выходит в топ, то другой. Если какой-то из них становится самым популярным, то относящиеся к нему значки становятся сильнее и мощнее. И иногда бывает такая задача: поднять определённый бренд в топ. Для этого нужно одеться в шмотки этого бренда, надеть его значки и пару раз сразиться – и вот бренд выходит в топ, и ваши значки получают бафф к атаке.

Ну и давайте поговорим о задачах и головоломках Жнецов, так как это тоже, на мой взгляд, интересная часть игры. Каждый внутриигровой день нас ждёт новое задание от Жнецов. Поначалу они будут довольно простые (например, самая первая миссия – просто добраться до области под названием «104»), но чем дальше, тем интереснее. Где-то нужно будет поменять мысли человека на те, которые выгодны нам (есть некоторая схожесть с “Inception” Кристофера Нолана), где-то – сделать бренд самым модным в районе. Ближе к концу игры была просто потрясающая головоломка со шкатулками, где нужно победить только определённые шумы, а остальные не трогать: у меня ушло где-то полчаса, чтобы понять, что вообще от меня хотят. Также очень часто нужно пройти в какую-то локацию, но там стоит стена, рядом с которой находится Жнец. И чтобы пройти дальше, нужно выполнить его задание. То есть получается головоломка в головоломке. В основном всё упирается в истребление Шумов, но бывают и исключения, одно из которых я описал выше.

А вот боссы в TWEWY реально сложные: если обычные враги никаких неудобств не доставляли, то главари всегда бросали мне вызов. И в большинстве случаев я переключался на Easy, потому что банально уставал от сражения. Какие-то из боссов (например, Кария или Минамимото) были неприятными, потому что с ними тяжело биться, какие-то (Китанидзи в образе дракона) - интересными. Какой-то особой злости они не вызывают, необходимо просто сосредоточиться  и победить их. И вот это как раз тот случай, когда довериться искусственному интеллекту, управляющему напарником Нэку, было нельзя, потому что тогда я бы получал гораздо больше урона, а наносил бы меньше.

Но вот от чего я действительно взбесился, так это от финального босса. Последний день – это в целом боссраш-глава (думаю, можно один день можно считать за одну главу), где нужно будет победить трёх боссов подряд. И если первые два не вызвали у меня особых трудностей и в целом по сложности не отличались от предыдущих, то вот последний оказался очень крепким орешком, который я так и не смог расколоть. Мало того, что логически он как будто бы притянут за уши (нужно сражаться с Китанидзи уже в третий раз), босс и сам по себе очень жёсткий: надо маневрировать среди его снарядов, как в каком-нибудь Gradius, при этом ещё успевая его атаковать. Мало того, в какой-то момент он может полностью восстановить себе здоровье, что для меня стало последней каплей. В итоге я пошёл качаться, и где-то за час нагриндил себе 5 уровней (поднялся с 35-го до 40-го). Но это мало что поменяло, и я точно так же не смог пройти босса. В итоге я плюнул на него и досмотрел концовку на YouTube (тем более, я её уже знал из аниме-адаптации). 

В TWEWY очень много коллекционных предметов, которые можно собирать – это и CD-диски с саундтреком, и значки, которые нужны для битв, и различные шмотки… И я, если честно, не завидую тем, кто захочет пройти эту игру на 100%. Общий процент прохождения всей игры со всеми предметами виден только на экране сохранения, и придётся либо всё записывать в какой-нибудь блокнот, либо идти строго по гайду. В обоих случаях это не слишком удобно, но имейте в виду данную особенность, если замахнётесь на полное прохождение.

Но вот за что The World Ends with You хочется боготворить, так это за музыку: настолько крутые и мощные песни, написанные специально для игры, я встречаю  нечасто. Если вы поиграете в TWEWY хотя бы час, то совершенно точно запомните несколько композиций. Они врезаются в память, их хочется переслушивать время от времени. Что интересно: композиция «Twister» звучит в открывающей сцене игры и поэтому запоминается. Но в игре у неё довольно много различных версий: то инструменты поменяются, то полностью поменяется текст песни, но ритм сохранится… Из-за этого возникает приятное чувство дежавю: вроде бы это та же самая мелодия, которую мы уже слушали, но всё же она немного другая.

У каждой композиции здесь есть своя роль (например, вышеупомянутая “Twister” - это тема Нэку), и авторы таким образом перенесли часть повествования из катсцен в саундтрек, что, мне кажется, весьма необычно.

Нельзя не упомянуть и незабываемый стиль The World Ends with You. Тэтцуя Номура - это действительно выдающийся человек в игровой индустрии, и персонажей, к которым он приложил руку, вы совершенно точно знаете. TWEWY запоминается в первую очередь своим стилем, причём это касается как основных персонажей, так и других аспектов игры - благодаря этому игра хорошо врезается в память, причём даже у тех, кто провёл в ней немного времени.

Ну и теперь можно поговорить и о сюжете: это, на мой взгляд, главное достоинство игры, помимо музыки. Всю историю пересказывать мне не хочется: лучше я опишу то, как работает Игра Жнецов, а потом уже расскажу о персонажах. Рассказать я попытаюсь без крупных спойлеров, так как пара сюрпризов вас определённо ждёт, если вы решите пройти TWEWY, и я не хочу их портить.

Итак, основная идея заключается в том, что когда человек умирает не естественным путём (а его сбивает машина, например), он попадает в Андерграунд (в оригинале Underground, сокращённо UG) – по сути, параллельное с реальным миром измерение. Люди, находящиеся в Андерграунде, видят людей из Риалграунда, реального мира (в оригинале Realground, сокращённо RG), но как-то физически взаимодействовать с ними не могут. Смысл Игры Жнецов заключается в том, чтобы дать людям, погибшим по случайности, второй шанс. Но также есть один важный момент: за участие в игре у людей берётся плата. Она может быть чем угодно, но, как правило, это самое дорогое, что есть у человека. Сама игра длится 7 дней: каждый день люди, которые здесь зовутся Игроками, должны выполнять определённые задания, которые им на телефон присылают жнецы в начале дня. В целом Жнецы нужны для того, чтобы следить за игроками и всячески портить им жизнь. Каждую игру один из жнецов становится её Мастером (в оригинале – Game Master). Монстры, с которыми нам придётся сражаться, называются Шумами. У них может быть всего 2 варианта происхождения: либо их вызывают Жнецы (что происходит не так часто), либо они формируются из негативных эмоций людей в Риалграунде. Сражаться с Шумами игрокам нужно с помощью значков, о которых я уже подробно рассказывал выше, но в одиночку это сделать в прямом смысле невозможно: нужно заключить союз с другим игроком и таким образом стать напарниками. На протяжении шести дней игроки выполняют различные задания, а седьмой день можно назвать битвой с боссом – нужно будет сразиться с текущим хозяином игры. Если пара игроков победит, один из них возвратится в свой мир.

Теперь, когда правила игры стали более-менее понятны, можно поговорить и о персонажах. Хотя TWEWY – это действительно большая игра, их в ней не очень много. И каждого героя (если это не эпизодический персонаж) вы запомните. Каждый здесь чем-то выделяется, будь то люди, стремящиеся чем-то помочь главным героям, или Жнецы. Последние вроде бы выступают в этой истории не с самой приятной стороны, но одна парочка, Коки Кария и Узуки Яширо, позволяет увидеть Игру изнутри. Нэку с друзьями не раз с ними встретится, и мы часто будем наблюдать за диалогом этих двоих. С помощью Карии и Узуки Жнецы очеловечиваются, игра показывает, что они просто выполняют свою работу и что у них тоже полно своих проблем, в том числе близких нам. Мне очень нравится, что в TWEWY нет антагониста. Да, Жнецы принесли Нэку много неприятностей , но они всего лишь выполняли свою работу. Наиболее близки к статусу полноценных антагонистов лишь Мастера, но даже они сделали не так уж много однозначно отрицательных поступков.

Напарникам Нэку выделяется, конечно же, значительно больше времени, чем остальным персонажам. Не раскрыт остался разве что Джошуа, но он, мне кажется, и должен оставаться таинственной фигурой, о которой мы мало что знаем. Он выступает здесь всесильным существом, играющим судьбами людей (в том числе и главных героев) и всесильным даже в Риалграунде. На мой взгляд, примерно так и выглядело бы божество, которому уже несколько сотен лет: он одет в простую рубашку, которая довольно сильно выделяется среди стильной одежды Нэку и Шики, явно знает больше, чем говорит и спокоен даже в самых экстремальных ситуациях. Несмотря на то, что мы о Джошуа знаем крайне мало, он остаётся одним из самых харизматичных и оттого запоминающихся персонажей игры.

У Шики и Бита есть свои драматические линии и трудности, которые они должны преодолеть. Вся линия Бита завязана на его сестре и рассказывает о любви как об искренней заботе друг о друге. В основном здесь раскрывается именно Бит: он понимает, что все совершают ошибки, главное - вовремя признать эти ошибки и попытаться их исправить, и именно поэтому он является последним напарником Нэку, так он искупает вину за совершённые ранее поступки.

С Шики всё интереснее: Нэку поначалу отвергает её, но из-за Игры Жнецов ему приходится довериться девушке. Внутренний конфликт Шики заключается в принятии себя такой, какой она есть. В качестве платы у неё забирают внешность, и поначалу Нэку влюбляется именно во внешнюю красоту девушки (которая принадлежит её подруге). Но потом, проведя с Шики больше времени и лучше её узнав, Нэку замечает в ней именно красоту души, и их отношения приводят к тому, что в конце недели Шики уже является для Нэку самым важным и дорогим человеком, потеря которого будет тяжёлой.

Арки этой троицы прописаны отлично, ты веришь этим персонажам. Причём часто они оказываются наедине друг с другом или вообще сами с собой. Это отличный приём, который позволяет немного перевести дух после очередной битвы и проникнуться очередной беседой Нэку и Бита, например, которая может раскрыть их характеры.

Но главным героем здесь, конечно же, является Нэку. Вокруг него строится весь сюжет, это его история. В начале игры это человек, с которым вы вряд ли бы захотели поговорить. Мир ограничивается на нём самом, он не доверяет никому, кроме себя. Но обстоятельства, в которые Нэку попадает, а именно Игра Жнецов, заставляют его измениться. Встреча с Шики тоже оказала на него сильное влияние, потому что для успешной победы в Игре нужно полностью довериться своему партнёру, чтобы действовать в симбиозе с ним. Последующие две недели Нэку сражался не столько ради себя и своего выживания, сколько ради неё. Даже в сценах с разговорами по выражению лица подростка видно, как он меняется, становится более приветливым и дружелюбным. Ну а в финале у Нэку получается спасти Сибую, потому что он смог довериться Джошуа, несмотря на всё то, что тот сделал. Без друзей и влияния, которое они оказали на него, он бы не победил в игре, не смог бы пройти через все эти испытания.

Финал TWEWY является прекрасным завершением великолепной истории, в котором Нэку сражается не с абстрактным злом, а в первую очередь с самим собой, своими страхами и внутренними демонами. С концовкой же связан единственный недочёт сюжета, который я для себя обнаружил: по ходу игры будут происходить вещи, которые нам не очень-то спешат объяснять. И только в концовке, буквально перед титрами, всё станет понятно, поэтому все возникшие во время прохождения вопросы нужно просто донести до конца. Но вернёмся к финалу: он получился очень эмоциональным. Нэку осознаёт себя, понимает, кто ему дорог, и только доверившись Джошуа, спасает Сибую. Последняя сцена перед титрами, когда все друзья воссоединяются в Риалграунде, пробивает на слезу: все сюжетные линии завершены, все точки расставлены - история Нэку завершилась прекрасно. Непосредственно правила Игры идеально ложатся на его историю: ему дали второй шанс, и он им воспользовался, изменившись и внутренне переродившись в совершенно другого человека.

Именно из-за истории Нэку Сакурабы The World Ends with You оказала такое сильное влияние на меня. Любимая игра появляется в твоей жизни именно в тот момент, в который нужно, помните? Нэку по характеру оказался очень близок мне. И его арка побудила меня что-то изменить в своей жизни, как-то поменяться. В результате я стал более открытым, за что благодарен не только TWEWY, но и тем, кто меня окружает. Поэтому можно смело сказать, что эта игра сильно на меня повлияла, побудив изменить свою жизнь к лучшему.

Во многих играх есть хороший сюжет. История – это неотъемлемая часть многих видеоигр: интересный сюжет мотивирует игрока проходить игру дальше, даже если геймплей не слишком его цепляет. Если вспомнить игру с реально крутым сюжетом (например, BioShock Infinite), то многие сразу же вспоминают именно историю, а не геймплейные находки и интересные ситуации: сюжет и геймплей чётко отделены друг от друга, и если убрать из игры одно, то второе никак не пострадает. The World Ends with You работает не так: в ней и сюжет, и геймплей находятся в симбиозе: только лишь посмотрев катсцены, вы не прочувствуете игру. Когда в игре Шики говорит, что партнёры должны доверять друг другу, это сразу же видно в геймплее: нужно сражаться с Шумами вместе, сразу на двух экранах. Нэку должен прочувствовать Сибую, как и игрок: нужно знать, где какой район находится, чтобы долго не бродить в поиске нужной локации, следить за тенденциями моды, которые постоянно меняются и регулярно заходить в магазины за обновкой. Таких игр, как The World Ends with You, крайне мало, и поэтому их нужно ценить. Ещё больше нужно ценить игры, которые высказывают какие-то мысли, дают повод к саморазвитию и переменам в жизни. Это настоящее произведение искусства, которое оказало на меня огромное влияние, и я благодарен ему за это.

И если говорить о значении названия игры, то всё прояснится, если его перевести: мир ограничивается тобой. Каждый по-разному ставит рамки своего внутреннего мира. Нэку отгородился от всех, но потом расширяет свой внутренний мир, впуская туда своих друзей. В этом и заключается основная мораль этого произведения - не замыкайся в себе, открывай новые горизонты… Никто из нас не идеален, но мы можем стать лучшей версией себя, если раздвинем рамки своего внутреннего мира и доверимся людям, окружающим нас.


Лучшие комментарии

То, что героями нужно управлять сразу на двух экранах — это как раз одна из фишек игры, которую убрали из последующих версий, и в результате синергия с напарником в сюжете не так сильно чувствуется.

Запускал игру, предвкушая увидеть что-то шедевральное. Но разочаровался в ее вступительном сегменте, полностью отбившем у меня желание продолжать игру.

Увидел глав героя, ведущего себя с окружающими как последнее говно.

Боевка показалась хаотичной, так как наиболее эффективно у меня получалось сражаться беспрерывно тыкая по кнопкам для управления напарником и беспорядочно водя и тыкая по экрану для управления глав героем. Уклоняться от атак вовремя вообще не получалось. Еще и число сражений ничем не ограничено, что приводит к желанию их вообще не активировать.

Вне боя геймплей по большей части выглядел как визуальная новелла. Куча диалогов ни о чем, перемещение по пустым локациям, где единственное что можно это читать бессмысленные диалоги прохожих, и новые диалоги ни о чем.

Стильный визуал и музыка чуть исправляли ситуацию, но играть было не интересно. Хотя конечно задействование всех фишек консоли в игре — довольно редко встречается. Обычно таким могут похвастать только игры от внутренних студий Нинтендо, типа Марио и Зельды.

Ну и к слову, игра ведь в дальнейшем была портирована на другие игровые устройства, где даже «решили» проблему сложности контроля игры сразу на двух экранах. Так что я бы не сказал, что игра заточена именно под функционал NDS.

Читай также