19 ноября 2022 19.11.22 6 1080

007: Deathloop. Как Arkane Studios перезапустили бондиану?

+13

После неоднократных переносов в 2021 году до экранов все-таки добрался «Не время умирать» — фильм, ознаменовавший собою конец Крейговской бондианы. Картину прохладно встретили как зрители, так и критики. Одни ругали фильм за самоповторы, другим не понравился невыразительный главный злодей в исполнении Рами Малека, но лично мне зашло. На премии «Оскар» фильм забирает статуэтку за «Лучшую песню» и пропадает с радаров. Интернет уже вовсю примеряет смокинг на Генри Кавилла ведь, как говорится, в финальных титрах «James Bond will return». Осталось дождаться официальной новости о новом витке франшизы и смотреть, как ведьмак от народа спасает мир от новой угрозы.

Но что если я скажу, что бондиана уже зашла на новый круг, и сделала она это за 3 недели ДО выхода 27-го фильма о Джеймсе Бонде. Как и полагается любому хорошему произведению о знаменитом шпионе, все начинается с заглавной песни

 

Стиль.

Чтобы все, что будет дальше, не воспринималось как чистой воды СПГС, нужно сделать небольшое отступление. Создатели игры Динга Бакаба и Себастьян Миттон в интервью неоднократно упоминали, что черпали вдохновение из кино. При создании персонажей и проработке диалогов они ориентировались на фильмы Тарантино. А те или иные дизайнерские решения подсматривали в известных и не очень фильмах. Но как по мне, наибольшее влияние оказали классические фильмы о Джеймсе Бонде. Наследие «Голдфингера», «Шаровой молнии» или «Живем только дважды» можно найти в совершенно разных игровых аспектах. Сегодняшний материал я хочу посвятить разбору влияния бондианы на Deathloop. Тому, что игра переняла у фильмов, и можно ли назвать Deathloop — достойным наследником одной из самых известных кинофраншиз? А также совершить небольшие остановки, чтобы отдать дань уважения фильмам, которые также оставили свой отпечаток на игре.
Для сравнения игры с фильмами будем придерживаться пяти основных вопросов: Что? Где? Как? Кто? И почему?
Налейте себе водку с мартини, взболтайте, но не смешивайте. Мы начинаем.

ЧТО? Сюжет

Что такое сюжет типичного фильма о Джеймсе Бонде? Чаще всего — это история о харизматичном секретном агенте, который максимально пафосно спасает мир от злодеев, желающих его уничтожить. В этом ему помогают шпионские гаджеты, профессиональная боевая подготовка и верный железный конь. Все должно происходить в самых живописных местах на планете и обязательно с красивой девушкой, а желательно с несколькими. У злодея обязаны быть планы наполеоновских масштабов, будь то уничтожение Земли, развязывание третьей мировой войны с целью наживы, опасный бизнес, месть спецслужбам или банальная вендетта с главным героем. Жить ему полагается на острове, в секретном бункере или в базе в жерле вулкана, а лучше все сразу. Бонд втирается в ряды глав гада, выясняет его планы, рискует собой и выходит победителем. Фильм закончен, ждите новый через год. И так 27 раз к ряду.

Что же мы имеем в игре? Агент на службе Ее Величества сменил цвет кожи и имя. Теперь, вместо Бонда у нас Кольт. Да и знаменитый номер 007 где-то потерялся. Главный герой просыпается на живописном и изолированном острове с амнезией. Банальный, но очевидный способ, чтобы перезапустить франшизу. Мало того, что он ничего не помнит, так еще и выясняется, что весь остров находится во временной петле, и после каждой смерти или по истечению 24 часов все начинается сначала. На Кольта ведет охоту Джулианна, которая по каким-то причинам хочет его убить. А заправляют на острове 8 Идеологов, без убийства которых нельзя разорвать петлю. Для перемещения по острову Кольт использует весьма шпионский радиопередатчик, позволяющий взламывать электронику на расстоянии, и систему туннелей. В этот раз спецагент обойдется без любимого Aston Martin. По сюжету выясняется, что Кольт — глава охраны, натренированный солдат, настоящая машина для убийств, он пошел против своих коллег и теперь стремится разорвать петлю. Из-за этого его и пытается остановить Джулианна. С таким же успехом главный герой мог забыть, что он спецагент на службе у Королевы или у ЦРУ, как было в самых первых фильмах.

Идеологи
Идеологи

У каждого из 8 идеологов своя мотивация: кто-то вот-вот совершит научный прорыв, кто-то отдался творчеству, а кто-то утонул в гедонизме и безнаказанной жестокости. Все они творцы нового «свободного» мира. У каждого из них свой характер и свои особенности. Но единственное, что отличает их от антагонистов фильмов бондианы — они не представляют опасности для всего остального мира. В то время как Блофельд — наверное самый знаменитый противник 007, мог шантажировать весь мир двумя украденными атомными бомбами, ни один идеолог не хочет уничтожить мир, обрушить акции компаний, сделать запас золота США радиоактивным. Даже вендетта у Кольта только с одним персонажем — Джулианной. И то, лишь отчасти.

Мог бы такой сценарий прижиться в новом фильме? Думаю, да. Избитость сюжетов — одна из главных проблем бондианы. Только третью мировую хотели устроить раз 5. Почему бы не сделать историю, где Джеймс Бонд находится в заложниках ситуации? Пускай и фантастической. Космические бои же смогли реализовать в «Лунном Гонщике»? Да и концепт «Дня сурка» отлично освежил бы франшизу. Если брать во внимание надпись «Джеймс Бонд возвращается» в конце каждого фильма, то теория временной петли не так далека от правды.

Я говорю такому концепту «ДА», ведь большинство ключевых факторов соблюдены. Двигаемся дальше.

ГДЕ? Локации

Если на планете есть какое-нибудь супер-красивое место, то, вероятнее всего, оно засветилось в бондиане. За свою шестидесятилетнюю историю, агенты 007 исколесили весь земной шар: от заснеженных горных вершин до райских островов из рекламы «Баунти», от морских глубин и до космических просторов.

Главным прообразом Черного Рифа — основной локации игры, послужили Фарерские острова — архипелаг, состоящий из 18 вулканических островов, окруженных холодными водами Атлантического океана. Отвесные скалы из черного вулканического камня сменяются просторными равнинами с оранжевой и зеленой травой.
А знаете, что еще происходило на Фарерских островах? Действия последнего фильма о Джеймсе Бонде.

Если говорить более конкретно, то финальные события 27-го фильма разворачивались на острове Колсой. Там располагалась секретная база главного злодея, представляющая из себя заброшенный бункер времен советского союза. В фильме там находилась лаборатория по изготовления смертельного вируса, который должен был стать оружием массового поражения. В Deathloop тоже хватает своих бункеров и секретных баз. Логово злодеев в фильмах — это настолько значимая вещь, что ей посвящают целые книги. Например «Lair: Radical Homes and Hideouts of Movie Villains». Мода на базы в жерлах вулканов и подобных ему местах вошли в моду как раз благодаря бондиане. Игра продолжает эту традицию. Значимая часть комплексов Черного Рифа находится под землей или вырезана в скалах. Научные лаборатории Егора — ученного социопата, находятся на самом краю острова, а убежище другого Идеолога — Фии находится в самом центре скалы, вместе с ядерным реактором. Тут и там, на разных участках карты, мы можем встретить здания, интегрированные в утесы и крутые пики.

Создатели Deathloop рассказывали, что они нарочито добавляли в игру заброшенные бункеры, чтобы не создавалось ощущение «вакуумности острова». Они хотели, чтобы вещи отсылали к реальной истории, и делали цельный образ Черного Рифа более глубоким.

КАК? Стиль

Не менее важным является вопрос «как?». Ведь прежде всего бондиана — это про стиль. Как я уже упоминал выше, наиболее значимыми для Deathloop оказались фильмы о ранних Бондах. Весь стиль в игре выстроен так, чтобы создавалось ощущение, что действия игры происходят в 60-х. А что такое шестидесятые для поп-культуры? Это яркие цвета, свинг и платья от Пьера Кардена. Цвету в игре вообще уделено огромное внимание. При старте работы авторы отталкивались от малоизвестного шпионского фильма «В упор». В 2022 году этот фильм воспринимается как кринж. Но то, как на протяжении фильма развивается работа с цветом, заслуживает восхищения. В одной сцене герои могут сидеть в серой комнате, на сером диване, на них будут серые костюмы и на столе будут лежать серые журналы. В другой сцене весь интерьер может стать красным, на главном злодее будет красная рубашка, на его кровати будет красное постельное белье. А в сцене предшествующей ей главные герои встретятся у желтого уличного бинокля, на ней будет желтое платье, а на нём жёлтая рубашка. Возможно, это звучит немного скучно и банально, но учитывая, что это фильм 67-го года, то данное решение очень освежает картину.

В упор. 1967
В упор. 1967

И вот про это Deathloop. Вы никогда не спутаете логово ученного с особняком безумца-гедониста, просто потому что цвета, которые используются в интерьере, не повторяются.
Иногда игра слетает с катушек и превращается в обои, которые раскрасил ребенок, добравшийся до красок. Типичные европейские домики, которые строили первые колонисты, раскрашиваются в яркие красные, желтые и розовые цвета. Вероятнее всего это сделано нынешними жителями Черного Рифа, чтобы разграничить переход от той старой жизни, к яркой и веселой новой.
Данное решение позволяет выделять нужные здания на подсознательном уровне. Да и давайте согласимся: когда перед вами расстилается гавань с коричневыми, серыми домами, а среди них возвышаются пестрые постройки и громадные красные головы идеологов — выглядит это впечатляюще.

Что-то похожее уже было реализовано в «Бродяге высокогорных равнин» 1973 года, когда герой Клинта Иствуда въезжал в полностью красный город, расположенный посреди равнины.
Что-то похожее уже было реализовано в «Бродяге высокогорных равнин» 1973 года, когда герой Клинта Иствуда въезжал в полностью красный город, расположенный посреди равнины.

Но вернемся к стилю. Интерьеры логов злодеев и их приспешников своими интерьерами делают явный оммаж к моде 60-х, а соответствено и к иконичным образам логов злодеев бондианы. Для этого обратимся к изображениям:)

Перед нами секретные базы из фильмов «Голдфингер», «Шаровая Молния», «Живем Только Дважды» и «Бриллианты навсегда», а теперь давайте сравним их со скриншотами и концептами Deathloop. Большое количество бетона, игра с острыми и плавными линиями, яркие цвета. Конечно, логова кинозлодеев выделяются больше аскетичностью, но суть остается та же.

КТО? Персонажи

Самое главное, что различает отношения героя и злодеев в фильме и в игре — это то, что в кино между двумя сторонами всегда есть диалог. Бонд и злодей всегда вступают в конфронтацию, превращая конфликт фильма в «фехтование». Процесс взаимоотношений Кольта и Идеологов похож больше на охоту. Протагонисты знают, что Кольт где-то рядом, и со страхом ждут его. Такой формат больше похож на Джона Уика, нежели на Джеймса Бонда.

Все главные злодеи бондианы клишированы и похожи друг на друга. В ранних фильмах обязательным элементом был приспешник. Ситуация немного меняется в «крейгиане», когда Мадс Миккельсен и Хавьер Бардем привнесли в своих героев хотя бы немного оригинальности и запоминаемости.
По сравнению с кинозлодеями игровые идеологи максимально разные. Чего только стоит Чарли Монтегю, гениальный разработчик видеоигр, который отрезал у себя часть мозга, чтобы создать совершенный искусственный интеллект.

Кстати, в «Никогда не говори „Никогда“», Бонду уже приходилось состязаться в видеоиграх.
Кстати, в «Никогда не говори „Никогда“», Бонду уже приходилось состязаться в видеоиграх.

Или Харриет Морзе — ученая, которая и запустила Петлю. Она создала своих копии, которые могли автономно от нее выполнять различные задачи, тем самым заменили ей весь лабораторный персонал.
А вот с приспешниками все гораздо, гораздо хуже. В классических фильмах некоторые помощники запоминались сильнее злодеев. Персонаж «Челюсти» появившийся в фильме «Шпион, который меня любил», так понравился зрителям, что в следующем фильме «Лунный Гонщик» мог посоревноваться по экранному времени с самим 007. В Deathloop приспешники отсутствуют совсем. Вообще. Я не буду считать буквально обезличенных болванчиков за персонажей. Они просто еще одна часть дизайна, которая иногда стреляет по тебе.

ПОЧЕМУ? Стиль

Так почему именно Бонд и именно Deathloop? Если отбросить притягивание 007, то игру можно было сравнивать и с другими картинами: «Миссия невыполнима», «Агенты А.Н.К.Л.», «Джон Уик» или с любым шпионским фильмом. Но истина заключается в том, что все эти франшизы либо получились под влиянием Джеймса Бонда, либо так или иначе отталкиваются от него. Бондиана — это неизменный стиль, набор клише и штампов, которые кочуют из фильма в фильм, а в дальнейшем высмеиваются.

Кольта можно нарядить в смокинг и дать ему золотой пистолет, который является отсылкой на секретное оружие из игры "GoldenEye 007"
Кольта можно нарядить в смокинг и дать ему золотой пистолет, который является отсылкой на секретное оружие из игры "GoldenEye 007"

Смокинг под водолазным костюмом, «Взболтать, но не смешивать», шляпа, которую Бонд кидает, входя в кабинет, и абсурдные шпионские гаджеты. Что-то из этого остается, а что-то уходит. Франшиза пытается стать серьезнее и раздвинуть свои рамки, сохранив при этом изначальную формулу. Так «Казино Рояль» подарил всем веру в совершенно нового Бонда, реалистичного и глубокого. Но к последнему фильму с Крейгом все опять скатилось к маскулинному супермену, сыпящего ванлайнерами. И как показывают отзывы — это начинает приедаться. Заядлым фанатам бондианы не привыкать, они видели это почти 30 раз, а у рядового зрителя есть выбор из более захватывающих картин. Концепция требует экспериментов и нововведений. Таким вполне мог бы быть и Deathloop, отходя от привычной концепции он сохраняет в себе большинство важных атрибутов хорошего фильма о Джеймсе Бонде, пускай и использует их в непривычной для серии видеоигровой среде. Кольта можно нарядить в смокинг и добавить в игру сцену, где он бы пил мартини. Сильно бы это изменило ощущение от игры? Я думаю, нет. Стало бы в ней больше «Бонда»? Возможно.

James Bond will return


Deathloop

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
14 сентября 2021
1.7K
3.7
821 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ту что была натянута на глобус...

А в итоге на бондиану игра не смахивает, а вот на Уика — вполне.

Как резко обрывается статья. Как-будто только часть прочитал...

Читай также