Как дела? Мистер Rebel_Cat считает, что было бы не совсем хорошо начать прочтение без дружеского предупреждения: мы собираемся рассказать историю Dark Universe, киновселенной студии Universal, которая стремилась создать кинофраншизу по марвеловскому образу и подобию, не задумываясь о хорроре. Это одна из самых странных историй, когда-либо рассказанных. В ней рассматриваются две великие тайны творения: жизнь и смерть. Я думаю, что это вызовет у вас трепет. Это может вас шокировать. Это может даже ужаснуть вас. Так что, если кто-то из вас чувствует, что вам не хочется подвергать свои нервы такой нагрузке, у вас ещё есть шанс… ну, — мы вас предупреждали.
Хорошие истории никогда по-настоящему не умирают. Они меняются вместе с миром, адаптируются, концентрируют внимание на разных проблемах. Такие сюжеты можно пересказывать вновь и вновь и они будут актуальны. В прошлой части мы увидели, как монстры прошли полный цикл — начав с ужасов, продолжив столкновениями друг с другом и умерев под смех, дав путь более жестоким своим версиям от студии Hammer. Но хорошие истории никогда по-настоящему не умирают…
Мумия, 1999 год
Идея ремейка появилась ещё в начале 90-х, а режиссёром могли стать Клайв Баркер, Джордж Ромеро, и Джо Данте, которые, я думаю, не нуждаются в представлении. Некоторые из них выбыли по причине творческих разногласий, иные из-за скромного финансирования. Планировался малобюджетный фильм ужасов, который перерастёт в небольшую франшизу, но когда в конце 90-х к продюсерам пришёл Стивен Соммерс и предложил фильм в стиле «Индианы Джонса» они быстро согласилась и бросили в режиссёра больше денег.
Сюжет берёт некоторые детали из картины 1931 года: Имхотеп воскресает и хочет вернуть к жизни свою возлюбленную Анк Су Намун. Но теперь появляются и археологи, и бывший солдат, и меджай, которые противостоят древнему жрецу. Ужас ушёл, оставив место лишь экшену и приключениям. Плохо ли это? Я бы не сказал, всё-же вместо хоррора мы получили добротный фильм в стиле того же Индианы Джонса. Да и скарабеи, ползающие под кожей, вызывают неприятные мурашки даже сейчас. Как и внешний вид Мумии, которая буквально забирает твою кожу себе.
По итогу вышел крепкий приключенческий фильм с лёгким налётом хоррора, породивший ещё два сиквела, серию спин-оффов и анимационный сериал. Ну, а Стивен Соммерс стал любимчиком студии, пока не провалился с «Ван Хельсингом» (его мы тут трогать не будем). Да, эффекты устарели; да, сейчас он уже не так хорош, но персонажи всё ещё харизматичны, а сеттинг интересен. Как лёгкое кино на вечер это всё ещё хороший вариант. Хотя ты, дорогой читатель, наверняка знаком с этим фильмом.
Человек-волк, 2010 год
И вот, спустя 11 лет настало время воскресить ещё одного классического монстра. Огромный бюджет для хоррора (150 миллионов долларов), известные люди в ролях (Энтони Хопкинс, Эмили Блант, Хьюго Уивинг и Бенисио дель Торо) и сценарист «Сонной Лощины». Что же может пойти не так? Ну, сценарист отвалился где-то по пути, режиссёр сменился как и сценарий. Причём новый постановщик был назначен за пару недель дл старта съёмок. В итоге этого неудачного предпродакшена попытки фильма в ужасы не производят должного эффекта и общее впечатление вышло пресным.
Мотивация героев порой хромает, а все сюжетные повороты предугадываются заранее. На выходе фильм осыпали негативными отзывами и даже босс Universal назвал его одной из худших картин, что они выпускали. Но неужели это такое фиаско? Не сказал бы, ведь вместе с посредственными хоррор элементами есть кровавые, жестокие и неплохо поставленные экшен моменты, прекрасное воплощение самого оборотня (Оскар за грим получен не просто так), красивые декорации, да и сама картинка с цветокоррекцией смотрятся приятно. Хотя компьютерная графика режет глаз, да.
Ну и актёрский состав, само собой. Лично мне этот фильм понравился, хоть я и знаю о его минусах и понимаю, что он максимум средний…, но ничего не могу с собой поделать. Крупнобюджетных фильмов про вервольфов можно по пальцем одной руки пересчитать, поэтому я могу порой пересмотреть «Человека Волка» 2010 года и насладиться картинкой, так что и ты можешь глянуть разок, терпеливый читатель. Эх, надеюсь новый ремейк с Райаном Гослингом выйдет получше. Хотя вектор развития ужасов от Universal не внушает оптимизма.
Дракула, 2014 год
Именно отсюда могла начаться история Dark Universe. Набор вышел стандартным: режиссёр дебютант, 70 миллионов в кармане и желание рассказать о Владе Цепеше до его становления великим вампиром, но уместить это надо в PG-13. Образ киношного Колосажателя имеет мало общего с историческим, его жестокость и садизм заменены на доброту и благородство.
По сюжету Влад, князь Трансильвании, устраивает войну с турками, не желая отдавать своего сына (ну и других детей тоже, конечно) на службу Мехмеду. Но турков бить сложно, поэтому герой идёт на сделку со злом. Условия следующие: Влад получает силу, способную сокрушить армию врага, но вместе с этой силой он будет испытывать жажду крови и если князь сорвётся в течение 3 дней, то останется проклят навсегда, а попутно ещё освободит то самое зло
Звучит честно, поэтому наш благородный правитель соглашается. Идея неплохая, показать как герой с изначально благими намерениями превращается в монстра, чтобы защитить свой народ. Но вот реализация вышла довольно посредственной и блеклой. Экшен сцены не запоминаются (кроме одной, разве что), порой проглядывается какой-то стиль, но его слишком мало, ужасов нет да и не планировалось, злодей забывается быстрее, чем имя сына главного героя, драмы не чувствуешь, похвалить можно ещё разве что картинку и главного актёров. Видимо, поэтому фильм и получил смешанные отзывы, хотя окупиться ему удалось.
Но из-за того, как его приняла аудитория, Universal переобулась в прыжке и вычеркнула бедного Цепеша из своей киновселенной, ведь нельзя начинать с посредственных фильмов (ога). А зря, ведь Люк Эванс это украшение «Дракулы» 2014 года и я бы хотел увидеть его ещё раз в этом образе, но только более зловещим. Ситуация тут схожа с нашим шерстяным другом — фильм вышел на разок.
Мумия, 2017 год
Итак, Universal новый «Дракула» показался слишком плохим вариантом для старта киновселенной монстров. Поэтому они решили открыть её этим фильмом Алекса Куртцмана. В этот раз мумией стала девушка по имени Аманет, которая должна была стать правителем Египта после своего отца, но внезапно у неё родился брат и теперь ей не видать трона. Обидно, но принцесса с этим мириться не захотела и у неё родился следующий план: Аманет получает какую-то силу, дополнительные зрачки и татуировки по всему телу, режет свою семью, а потом возрождает в нашем мире бога Сета за то, что он дал ей эту мистическую силу. Что, любопытный читатель? Ааа, ты не понимаешь где в этой цепочке ей понадобилась помощь бога? Хороший вопрос, жаль ответа нет. По итогу план выполнен лишь на половину, а Аманет забинтована и замурована в саркофаге, который утопили в ртути. Древние египтяне знали толк в креативных могилах.
И вот, спустя мне-лень-считать-сколько-лет солдат Ник Мортон (Том Круз) случайно находит захоронение двухзрачковой красавицы и выпускает зло наружу, попутно заработав бессмертие и потеряв друга. Дальше идёт экшен в стиле невыполнимой миссии, а затем темп резко провисает из-за попыток фильма показать всё и сразу, вводя в сюжет местный аналог Щ.И.Т.а из MARVEL, который называют «Продижиум» во главе с Генри Джекилом (Рассел Кроу), который кстати вышел весьма занятным и жаль, что он не появился в фильме получше. Ну, а в финальном замесе, Ник впускает в себя Сета, убивает Аманет, воскрешает подружку и приятеля из начала и, по-сути, становится мумией в киновселенной. Такие дела. Мне ещё нужно говорить, почему фильм провалился?
Сюжет, который как бы говорит тебе «Смотри, зритель, видишь череп вампира? А вот ещё рука твари из Чёрной Лагуны, круто, да? У нас тут вселенная не пальцем делана.», и всё это конечно круто, но можно мне, блин, историю про Мумию, пожалуйста? Ответ нет, поэтому Аманет уделено мало времени, а в конце её ещё и бездарно сливают. А ведь она могла стать неплохой неоклассикой.
Фильму нужно строить фундамент будущих картин и именно в этой спешке он загнал себя в саркофаг, который вместо ртути забросали гнилыми помидорами. После просмотра ничего не запоминается, разве что кроме сцены с падением самолёта. Критики новую интерпретацию «Мумии» похоронили, зрители остались недовольны и как итог, Dark Universe закрылась, так толком и не успев стартовать…
Человек-невидимка, 2020 год
Сделав выводы, Universal решили сосредоточиться на сольных картинах о своих монстрах и спустя 3 года выпускают новый фильм. В этот раз под раздачу попал персонаж Герберта Уэллса — невидимый Гриффин.
Ли Уоннелл, который имеет опыт в режиссуре фильмов ужасов, и продюсер Джейсон Блум, который имеет опыт в зарабатывании денег на фильмах ужасов, рассказывают нам историю про абьюз. Весьма остросоциальная тема, да, но какой она вышла в фильме про невидимого парня? Довольно странной. Главный антагонист, Эдриан Гриффин, является миллиардером, учёным в области оптики, и абьюзером. Главная героиня Сесилия Касс страдает от любви Эдриана и в одну ночь сбегает. Сцена поставлена отлично, музыка хороша. Вообще фильм можно лишь похвалить за картинку, ведь бюджет составил всего 7 миллионов долларов (ни слова про рекламный бюджет).
В ответ на это Эдриан инсценирует своё самоубийство и, напялив костюм невидимости, начинает кошмарить главную героиню. И если некоторые сцены выглядят неплохо, то другие смотрятся слишком странными. Сестра Сесилии получает от её имени письмо на почту, в котором есть пожелания смерти и прочие не очень приятные слова, но даже не допускает мысли, что её сестру взломали. Или сцена, где невидимка за пару секунд смывает с себя краску (а это высмеивали ещё в «Последнем киногерое»).
И глядя на всё это, не совсем понятно, зачем называть фильм, как роман Уэллса? Зачем называть героя Гриффин, как у Уэллса? Ведь к оригинальном произведению фильм никакого отношения не имеет. Ну, а если абстрагироваться от книги и воспринимать кино не как экранизацию, то последние 10 минут портят впечатление.
Шизофренический план Гриффина, который до конца так и не понятен; костюм, работающий не ясно как; ну и главная героиня, которая в конце становится хладнокровной убийцей, так ещё и с огромной властью в руках, то есть она ничем не лучше своего угнетателя. Да и сопереживать ей не особо выходит, ведь о Сесилии нам ничего не говорится, кроме того, что она жертва. И об этом тоже лишь говорится, нам не показывают, как именно Эдриан над ней издевается. Но на западе критики фильм похвалили (ещё бы, такая важная тема поднимается), да и собрал он отлично, поэтому Блум и Уоннелл стали курировать и остальные перезапуски классики. И их нам ещё предстоит увидеть.
Был ли шанс у Dark Universe?
Давай же попытаемся понять, читатель, почему MARVEL вообще удалось реализовать концепт киносериала, а Universal нет. Конечно же, многое решил первоисточник — комиксы. Готовые истории, которые можно переносить на экраны, сотни персонажей, мест, событий. Да и сами персонажи — супергерои — отлично подходят для продолжительного использования. Они чаще всего яркие, интересные и непротиворечивые, да и в подростковый рейтинг легко умещаются. Они не убивают своих врагов (ну, обычно не убивают), да и сами если и умирают, то могут вернуться к жизни каким-то путём, когда зритель соскучится. Они относительно новые персонажи, образ которых поддаётся деконструкции, в случае, если наскучит зрителю. Что же с другой стороны? Монстры. Чудовища, которые редко были положительными героями. Да и так ли интересно наблюдать за Дракулой добряком? Мне кажется нет. Существо Франкенштейна, Мумия, все они должны быть страшными, злыми или хотя бы жуткими. Да, есть и Хайд, Гриффин, Лоуренс Тэлбот, которых можно показать как антигероев, но они ведь должны противостоять кому-то. Изначальный материал не так богат на истории, как комиксы. Образы не менее яркие, но уже более противоречивые, а подростковый рейтинг может навредить атмосфере, персонажи уже множество раз деконструировались. Поэтому строить вселенную вокруг чудовищ сложнее. Попытки превратить классических персонажей хоррор фильмов в супергероев изначально была обречена, ведь первые должны пугать, а вторые веселить.
Второе — темп. MARVEL делали всё неспешно, от чего каждый их фильм не кажется огрызком чего-то большего. «Железный человек», который и дал старт франшизе, рассказывал свою историю и только под конец давал понять, что он лишь верхушка айсберга. Примерно то же делал и «Дракула» с Люком Эвансом, а вот «Мумия» Куртцмана в какой-то момент сворачивает в сторону Продижиум и забивает на, казалось бы, главную историю фильма. Просто кино спешит, у него мало времени, поэтому и вываливает всё сразу. Никакой плавности, и мечты о будущем, вместо забот о настоящем. Именно этот, в корне неправильный подход, загубил потенциально интересную идею.
Что же можно было сделать, чтобы Dark Universe не опустилась туда, где она сейчас? У меня есть несколько идей. Во первых: изменить время действия. Взять конец 19/начало 20 века. Так у новой вселенной будет отличие от уже существующих, индивидуальный антураж, если тебе, терпеливый читатель, угодно. Во вторых: не спешить. Рассказать историю, а потом уже убедить зрителя, что этот мир куда больше, чем он думает. Возможно, сделать что-то наподобие «Лиги выдающихся джентльменов» (комикса, а не, прости Господи, фильма 2003 года). Объединить нескольких персонажей и заставить их противостоять другим. К примеру Продижиум обещал Гриффину помочь в исследованиях антидота невидимости, Тэлботу обещали лекарство, а Франкенштейн создал своего монстра под их контролем. Уже три героя, которых можно объединить в команду. С другой стороны поставить Дракулу и Мумию, можно и Жаброчеловека запихнуть. Сделать тот же Продижиум неоднозначным, показав, что они и не собирались выполнять обещания.
Можно так же вспомнить сериал «Страшные сказки», который тоже смиксовал нескольких персонажей хорроров в викторианском Лондоне. Вышло не страшно, местами скучно, но и в то же время атмосферно. Да и Лоуренс Тэлбот засветился, играя не последнюю роль. Да, не самый лучший пример, но идея неплохая
Быть может по этому пути и стоило пойти? Лёгкий стимпанк, неоднозначные герои и упор на атмосферу, а не экшен. Да, риски в таком случае выше, но хотя бы вселенная будет самобытной. Но вместо чего-то интересного мы получили попытку скопировать конкурента, провал и теперь довольствуемся сольниками спорного качества. Вместо стильного кино — обычный боевик. Вместо внятного сюжета — сумбур и рассказы о будущем. Вместо придания индивидуальности монстрам — их обезличивание. Вместо жуткой истории о том, что творец может страдать от своего творения — глуповатую историю про абьюз (хотя сама тема важная).
Остаётся лишь надеяться, что новые фильмы станут лучше и кто знает, может когда-нибудь мы увидим новый кроссовер монстров…
Итак, мы с тобой, любезный читатель, увидели рассвет, упадок новую жизнь и крах чудовищ. Теперь же, давайте на время оставим наших монстров в их саркофагах, замках, лесах и лагунах. В следующий раз поговорим о чем-нибудь другом. О чём же? А это, читатель, правильный вопрос…
Лучшие комментарии
Это, конечно, игровой сайт, но возможно тут имелся ввиду Джордж Ромеро? Или я чего-то не знаю?
Возможно, кстати, стоило его затронуть, там же тоже собрали партию монстров.
Кажется, это называется guilty pleasure. У меня такое тоже бывает.
Я не знаком с оригинальным произведением, там всё так отличается? Просто даже если взять Франкенштейна 1931 года, то там как бы тоже довольно большие расхождения с книгой.
Мне кажется зависит от того насколько интересны вообще современной аудитории классические монстры. Ну или хоть какие-нибудь монстры. В тридцатых-пятидесятых эта тема вроде зашла, но со временем как-то поугасла. Сейчас, я думаю, эта тема уже не так интересна массовой аудитории. Т.е всегда есть шанс, что какой-нибудь режиссёр снимет неплохое кино в отжившем себя жанре, типа «Поезда на Юму» для вестернов или «Ла-Ла Ленд», но это, скорее всего, будет таким исключением.
Насчёт имени это опечатка, прошу простить) Исправлю
С фильмом у повести Уэллса вообще нет ничего общего кроме фамилии главного героя и факта невидимости. Можно разве что психопатию Гриффина подтянуть ещё
Возможно, но при этом и Дракула и Мумия неплохо собрали, как и невидимка. Но сами фильмы вышли спорного качества. Так что однозначно говорить об отсутствии интереса у зрителя я бы не стал. Посмотрим, что будет со следующими картинами
Согласен, уместить всех вместе довольно сложно, но мне кажется тут просто не достаточно времени потратили на разработку этой общей вселенной. Возможно лучше сделать сериал, совместив этих персонажей, а не киновселенную
Спасибо за продолжение классного блога! Прочитал с большим интересом. И все таки жаль что «Dark Universe» не удался, а некоторые из указанных фильмов гляну на досуге. С удовольствием бы глянул сольник о Докторе Джекиле в исполнении Рассела Кроу, уж очень он хорош в этой роли… ролях!
Кстати, когда впервые смотрел Дракулу то местами, кино мне прямо напоминало Castlevania (новые на то время части).
А, так у них там общая киновселенная планировалась… Ок… Наверное… Но зачем? :D
Не имею ничего против кроссоверов. Фан-сервис — круто. Японский цирк с конями — очень круто. Но пытаться на серьёзных щах совместить монстров, да ещё и таким образом, чтобы угодить всем-всем-всем — идея очень странная. Прям видится череда спорных решений, которая с одной стороны никого не выбесит, с другой — никого особо не увлечёт. Вот как-то так оно и вышло.