Франция времен чумы — не избитый сеттинг. Довольно мало игр и произведений посвящено ему, а поэтому он особенно интересен. У разработчиков была возможность не использовать избитые клише и реалии, а творить канву своего повествования не концентрируясь на том, чтобы игрокам было «Опа, отсылочка».
В начале этого текста я хочу признаться — меня раздражал и раздражает Гуго де Рун. И в отличии от, например, Атрея в God of War или Элли в last Of Us, мне не удалось проникнуться к нему какими-либо теплыми чувствами. Всю дорогу он был либо руиной, либо сюжетным элементом «ля ты крыса». Да, даже если абстрагироваться от сюжетной особенности мальчика.
Также заранее предупрежу что этот обзор совсем не «Спойлер-френдли». Ну, как бы, и игра вышла не вчера и даже не в этом году. Так что если еще не играли и не хотите себе лишней информации — можете сразу посмотреть в конец.
Здесь, как и в обзоре про Котика, я начну с сюжета. Для меня в целом любой Геймлей привязан к сюжету и должен быть инструментом рассказывания истории и увлечением игрока. Инородности и «просто чтобы было фан» я не терплю. В сюжетно-ориентированных играх. Понятное дело что тот же doom 2016 не требует глубокой истории — там не про это.
В «Чумных историях» про это. Про девочку, наследие семьи, чуму и то, как далеко может завести фанатизм. Но обо всем по порядку.
Начало знакомит игрока с героиней — Амицией де Рун — и девочкой полной счастья ее нельзя назвать сразу же. Мать почти не уделяет Амиции внимания, с братом Гуго она фактически не знакома. С другой стороны ее отец поддерживает желание девочки заниматься охотой — учит ее использовать пращу, подарил охотничьего пса.
Счастье будет недолгим. Очень быстро наш пес станет жертвой крыс, буквально втянувших его под землю.
Вернувшись с охоты домой, Амиция пойдет рассказать матери о случившимся да и то не по своей воле и застанет ее за алхимическими (как мы потом узнаем) изысканиями. Собственно Беатриче (так зовут мать) вскоре оставит Амицию один на один, предупредив закрыть дверь. Это и заставит девочку стать свидетелем того как Инквизитор Николаус убивает ее отца и информации, что пришла инквизиция за братом.
Познакомившись впервые с братом Амиция сразу же вынуждена спасать его из дома, куда вламываются солдаты.
С самого начала нам обосновывают слабость (для возраста на момент эпохи) и неспособность внятно существовать в мире Гуго его болезнью. Вот только про болезнь нам почти ничего не будут говорить. Здесь запомним что в игре она всегда будет выглядеть как мигрень. Такая… Фантастическая мигрень. С очень короткими приступами светобоязни и головной боли никак, я подчеркну — никак — кроме коротких приступов не осложняющая мальчику жизнь. То есть причин почему он был «писанной торбой» и не умеет и не понимает ничего… ну, такое. Мне поверилось с трудом. Тем более что Гуго, как наследника рода, могли бы обучать не только воинскому искусству, но, например, богословию, политике… Но нет — он маленький глупый тюфячок не знающий и не понимающий ничего.
Еще и с настолько острой безумной привязкой к матери, что невольно ассоциируется с детьми Серсеи из Игры Престолов — такой же бесполезный как Томен и такой же видящий только мамину юбку.
Маму мы и встречаем выбравшись из дома и она проводит нас через сад. Здесь всплывает первая проблема геймплея — сопартийцы. Поговорю я о них позже, просто отмечу что матушка была причиной моей смерти… раз пять.
Выходим и начинается побег по лесу от инквизиции и гейзеров из крыс. Динамичная и классная сцена — как и большинство тех, где нам придется именно бежать она сдобренная качественным звуком, вибрациями контролера и, что главное, проработана дизайнерами уровня хорошо — смерти по вине кривого геймдизайна здесь и далее в беговых эпизодах не случались. Только легкая моя невнимательность в первой деревне подвела пару раз,
Убежав мы оказались в деревне и здесь уже во всю бесчинствуют фанатики. История какая-то мутная: деревня вроде как близлежащая к нашему поместью и ориентируясь на исторический фон — если уж местные жители и не знают нас, то странно что настолько. К слову — для деревни это даже слишком «городок», но возможно меня подвели субтитры и речь шла о городе. Тогда все стало бы логичнее — города уже не так привязаны к землям сюзеренов в чумную эпоху, а мы, живущие рядом, могли бы вполне не знать что в городочке развязалось фанатичное движение.
Почему я думаю что развязалось оно до появления инквизиции? Несколько НПС оговариваются что Бугай (его зовут Конрад, но если бы не субтитры с подписями я бы никогда не запомнила — слишком эпизодический), представший для нас первый раз в сцене где он кого-то сжег «наконец дорвался»; То есть были предпосылки.
Побег по деревне получумной-полуфанатичной привел нас к старухе. Сассоцировав бегущих детей со своими внуками она помогла нам и заодно научила пользоваться верстаком. Здесь случился первый конфликт между Гуго и Амицией и в целом он выглядит как «вой тупого дитя»; Многие могут кинуться его защищать — он ребенок. Вот только ребенкам тоже понятно про стресс; И надо быть очень эгоистичным и избалованным (что Гуго не раз подтвердит), что бы в момент когда вы буквально бежите от преследователей кидаться на сестру с воплями «хочу есть», «хочу спать», «где мамочка».
После нового сегмента бега я впервые столкнулась с проблемой некоторых локаций — еще не раз за игру будет проблема, когда объект взаимодействия активируется под кривым углом и его не сразу можно найти. Но, опять-таки, это не будет руинить — такие моменты случаются в спокойных сценах, где есть возможность поискать его еще пару кругов.
И вот первый бой — Бугая надо убить, а у нас есть праща и раскиданные по арене камни. Бой с боссом простой, приучающий нас к тому, что всю игру бои с босами и врагами это бег кругами и попытки отбиться. Умирает Амиция с одного удара, что совершенно нормально для бездоспешной девицы.
Пробравшись в местный собор, Амиция с братом встречают убегающего от них монаха. При более близком с ним знакомстве он соглашается помочь и отправить детей де Руна туда, куда направила их мать — к старику-алхимику.
К слову к этому моменту Амиция уже совершит свое первое убийство — спасая брата перед битвой с Конрадом, а затем и самого бугая. И вот здесь проработка дизайна хорошая — пускай девочка и очень религиозна, но она делает «что должно». Так поступали люди ее эпохи, люди вокруг нее. И все же ее это потрясает, шокирует. При следующей встрече с крестом — в храме — Амиция уделяет мгновение помолиться и выразить свои чувства, попросить о прощении.
Это показывает как ее яркие грани, так и то что в опасной ситуации девочка берет себя в руки. В отличии от аналогичного поведения избалованного братца.
Вернемся к Лаврентию — Алхимику и ученику его Луке. Добравшись до него де Руны застанут алхимика не в состоянии встать с постели и в тяжелой болезни. Зато его ученик научит кидаться поджигающими факелы, да и все что может гореть сосудами. Лекарства для брата нет, безопасности нет, принцесса… то есть место для де Рунов в другом «замке».
Вместе с Лукой мы удираем от крыс и инквизиции в некоторую «перемешку» до тех пор, пока не достигнем разбойников-воров, которых инквизиция зажала в угол. Здесь стоит оговорится, что солдаты может быть и не инквизиции, но ни модели ни паттерны поведения не отличаются, так что везде будем принимать их за таковых. Тем более, что поймав нас во время побега за воришками солдаты мгновенно настучали Николаусу.
Сбежавший Лука, прочем, смог убедить воров нам помочь и потому из лагеря солдат мы, подгоняемые скорым приездом Николая, удираем с их помощью. В ходе помощи вчетвером — Артура (вора) поймают — достигаем обещанного безопасного замка и вынуждены расчищать его от навалившихся крыс.
Как только эта часть нашего быта налаживается и мы обретаем кров над головой, Амиция отправляется по просьбе Луки за Книгой. Книга это всего-то древняя алхимическая реликвия, которая ищется заодно и инквизицией, а нам нужна ради лекарства для брата.
Забравшись в самые недры инквизиции, мы узнаем о том, что главой всей этой «движухи» является сам Великий Инквизитор, явно сошедший с ума на почве своих изысканий. Его невменяемость подтверждает и то, что все это время у Инквизиции оказывается был способ как минимум отводить крыс, но использовали они его для того лишь, чтобы инсценировать «несчастные случаи» нападения на деревни.
Тут мы узнаем о двери за которой хранится Книга и кузнеце, что дверь создал. Кузнеца замучали, остался его сын — его то мы и спасаем чтобы дверь открыть и через тоннель сбежать. Здесь нас посещает некое ощущение, что геймдизайнер, а точнее сценарист был толи пьяный, толи линию сына кузнеца писал в спешке.
Дверь парень открывает быстро, хотя до этого и после говорит нам, что ничего про дверь ему отец не рассказал. Вопрос — тупо силой открыть (как он) или на дурака попытками — в инквизиции амбала не было?
Ощущение как будто бы тут должно быть что-то про кровь, сложные обряды или загадки, а на деле — ну, пшик. Словно бы… должна была быть какая-то кат сцена или иначе выстроенный диалог.
Вообщем худо-бедно мы находим книгу, нас находит Великий Инквизитор и в секции побега мы вместе с книгой и кузнецом удираем прочь, в наш уютный разрушенный замок-убежище.
Сцена с тем, как наш юный друг Алхимик реагирует получив книгу — буквально падая на колени и забывая про весь мир вокруг — очень достоверна и прекрасна. Так же выглядит программист получивший крутую задачу в реальном мире.
Небольшие секции «обычной жизни» в нашем замке к слову приятно разбавляют весь напряженный геймплей. Возвращение Артура с новостями о том, что мать хоть жива, но ее пытают показывает насколько сильно Амиция любила семью, но уже достаточно взрослая чтобы принимать крайне непростые решения. А именно не лезть в пекло.
А вот далее мы подходим к самой странной и плохо объясненной части игры. Точнее эпизоду. Само его появление, конечно, логично.
Мы возвращаемся домой, чтобы найти разработки матери и Лукас смог ускорить создание лекарства.
И вот что нам тут дают:
Крысы устроили гнездо в нашем поместье — почему? Ладно, спустим на «так хотели».
Тело нашего отца крысы не поглотили. Почему? Ладно, спишем на кровь де Рунов.
Тела наших слуг тоже. Тут даже списать не на что — одно только «почему» и остается.
Спустя полгода после событий начала здесь остались раненые стражники, горящие факелы и горелки, однако все вокруг — гнездо крыс. То есть то ли гнездо обросло тут пару дней назад, то ли они тут прожили эти полгода… лежа в углу под факелом который легко бы затушил дождь, ветер, кхм… снег, лежащий вокруг.
Что такого крысы чуют в зелье, что сделала наша мама, если оно не направлено против крыс, а просто помогает брату стать частью их стаи и не сойти с ума при этом (ну, вроде как),
Если способности брата связаны с кровью де Рунов — почему у нашего отца никаких подобных проявлений не было?
Весь этот список вопросов так и останется не решенным до конца игры, хотя лично мне «горчинки» в сюжет не внес — ну вопросы и вопросы. Детали без которых можно жить и фрустрацию испытываешь только в этом эпизоде — непосредственно с ними сталкиваясь. В дальнейшем игра словно замалчивает все произошедшее в эпизоде (например, шок героини от встречи с телом отца, которое, кстати за полгода не только не съели, но и не разложилось).
И вот тут происходит то, почему Гуго иначе чем Крысой назвать сложно. Амиция возвращается домой — Гуго совсем плох. Вот только едва ему становится легче, как он… сбегает прочь. Решив искать мамочку.
И отдается в руки Николауса. Того самого страшного чувака, что убил его отца. Обзывая сестру худшими словами лишь за то, что она старалась уберечь его от правды про пытки матери. То есть все эти полгода, пока Амиция пропитывалась любовью к брату он — плевать на нее хотел и понимая всю опасность, а также волю матери, радостно бежит просрать все ради мамочкиной юбки. Тьфу.
Амиция же, которая попытается его догнать и спасти, тяжело ударится головой и впадет в некоторый бред. Сам эпизод прекрасно отражает насколько глубоко девушка привязалась к прежде незнакомцу и какое бесконечное чувство вины она испытывает за свои решения и за то, что уберегая мальчика думала больше о том, чтобы спасти его, а не о его чувствах.
Тут нас ждет сегмент за Гуго, где это бесполезное дитя будет пробираться в темницу к маме. Сегмент мягко сказать неприятный — дело не только в неприятном отношении к мальчику — дело в том, как сделан стелс в игре. И если в остальных локациях дизайн локации спасает ситуацию, то здесь конкретно он набирает масштабы боли, доводящей до крика отчаяния.
А затем и с механикой управления крысами, о которой я расскажу чуть позже.
В конце побега вместе с Мамой Гуго ловит Великий инквизитор и снова берет в плен, после того, как мальчик конечно израсходует все силы. А мы вернемся наконец к Амиции.
В отличии от Гуго, девушка повзрослела и осознала за прошедшие полгода событий опасность мира вокруг, а потому не несется сломя голову вытаскивать брата безрассудно из пекла, откуда уже раз за жизнь она едва едва выбралась.
Нас ждет мирная глава, посвященная событиям спустя месяц. Здесь мы узнаем, что операцию по очистке площадки от крыс на самом деле ребята повторяют регулярно — крысы все прибывают и прибывают. А также узнаем о развитии взаимоотношений в группе: Артур настаивает на том, что отсюда пора уходить. Амиция не согласна. Остальные «в промежутке».
Нас ждет нападение буквально моря крыс, которое возглавляет главная крыса игры — Гуго. Оказывается что за этот месяц он уверовал, что сестра его предала и пошел на службу инквизиции. Да, тем самым людям что убили его отца, держали в плену и пытали его мать, а также натравливали на него с мамой солдат — опустим все пережитые с сестрой опасности.
Мне сложно представить каким надо быть человеком чтобы вот так просто променять и предать тех кто о тебе заботился, подставляя так же невиновных случайных людей — вроде кузнеца и воров, опираясь исключительно на. слова «она тебя предала».
Амиция все же убеждает брата — а чего инквизиция ждала? Крепких моральных убеждений у крысенка-флюгера — что она за него, буквально едва ли не отдавая себя в лапы крысам и далее они вдвоем побеждают Николая — того самого отцеубийцу. И здесь снова возникает вопрос — если Гуго — повелитель черных крыс — теперь на стороне сестры, что ж крысы то едят Николая только по приказу, а так он гуляет среди них как ветер?
Николай, к слову, тут убивает Артура, так что мы прям «на эмоции».
И вот мы идем спасать маму и мешать коронации Верховного Инквизитора (А если бы кто-то не скрысился, не было бы никакой коронации). Пробираться через город задорно, хотя есть эпизоды способные вызвать подгорание или напротив хохот от тупости ИИ.
В церкви инквизитор оказывается принес в жертву всех своих последователей и угрожает нам мамой, но мы тут с Амицией, так что и мама и вся наша пати будет в целости. Конечно, «пати» мы оставим за дверями церкви как только выяснится чем пахнет. Но — все будет хорошо.
Финнальный бой представляет с собой борьбу черных и белых крыс и в целом простенькую последовательность действий в отношении Великого Инквизитора.
И — все. Краткий эпизод о том, как мы продолжаем путешествие с мамой, что потихоньку приходит в себя, кузнецом (который был ранен, но ему уже лучше). воровкой, алхимиком и Амицией с Гуго. Ждем продолжения?
Геймплей или от «О как хорошо» до «Что ж так плохо»?
Все эпизоды игры до скрышивания Гуго на мой вкус прекрасны. Они в меру сложные (я играю на нормальной — средней сложности), в меру интересны и задачами на решение и местами для фейла.
Сразу ощущается что героиня такая, какой нам ее представили — она не превращается в монстра с топором, крущащего всех вокруг. Девочке немного лет, она не имеет доспеха и опыта — все бои представляют опасность, а уж если врагов больше одного — пиши пропало.
Игра требует сосредоточенного стелса в тех местах, где есть враги и осторожности в тех — где только крысы. Когда же условия комбинируются возникают уникальные игровые ситуации. Решать их приятно.
Каждый камень который у тебя есть и ресурс до середины игры ты ценишь — да, в особо важном месте будет лежать запас ресурсов, но крафт лишнего средства решения проблемы может стоить нескольких траев из-за отсутствия другого ресурса.
Порой приходится действовать очень быстро, а в других местах — размеренно выжидать когда враги отойдут подальше.
Наша заметность из-за сопартийцев в этой части раздражает редко — да, порой невозможно предсказать успеет ли спутник перебежать слепую зону врага до поворота — но обычно на второй-третий раз все выходит гладко.
И тут приходит стелс за Гуго и портит все ощущение. Почему?
В огромной и совершенно кишкообразной локации наперекор всей игре есть только один верный путь решения. Да и раньше игра была «тоннелем», но в стелс локациях чаще всего были варианты того, что можно попробовать и где обойти «проблему». Здесь же проход всегда только один — включая необходимость использовать каждое укрытие на пути. И что еще менее «симпатично» — странный угол обзора у врагов. Буквально — ты прячешься под стол так что тебе едва видно колени врага, но в одних местах тебя видят, а в других нет.
Самих врагов видно тоже не всегда, а убежать и спрятаться нельзя — если Гуго увидели то все — секция с начала.
Затем появляется возможность управлять крысами и становится еще хуже. Почему? Решать задачки «как пройти мимо крыс» нужно учитывая тот факт, что если спрайты даже парящих в воздухе крыс заденут платье матери — это гейм-овер. Сдвигать же крыс крайне неудобно — порой тебе приходится проходить локацию спиной вперед, чтобы крысы не растеклись и не съели тебя за миг, а за спиной может быть новое «озеро» этих черных животных.
Кстати, в этих локациях мы особенно сильно видим, что по физике наши крысы это не сборище зверушек, а противоречащая любой физике жижка.
На последнем же этапе, несмотря на то, что мы повелитель черных крыс — они едят нас на «раз-два» — по прежнему, как будто бы до этого нам не показали как Гуго ходит среди них как сквозь воздуха и легко запрещает «жрать» своих.
Особую «любовь» хочу выразить секции с телегой, где кузнец толкает телегу, а мы должны прячась за ней переубивать кучку врагов. Единственный наш путь — хед-шоты в довольно большое количество врагов, набегающих с небольшими паузами. При этом не всегда понятно попадет ли в нас стрела «из-за телеги».
Кстати, тут же я встретила баг с стрелами висящими в воздухе над колесами этой телеги. Много-много раз.
Много-много траев.
Весь остальной набор ресурсов и их менеджмент вызывает удовольствие. Нехватка ресурсов не заставляет пылесосить прямо дочиста, но требует не упускать ресурсы из виду и не использовать их расточительно. Чаще лучше обойти врага, чем убить его и привлечь внимание;
Механики связанные с управлением крысами не потусторонними силами, а алхимией — огонь и бомба с их феромонами — сделаны приятно. Каждый раз понятно что произойдет и куда направится «крысиная жидкость».
Иными словами — без мистической способности Гуго все смотрелось бы целостно и красиво. Но мистика все портит.
То же касается и персонажей:
Четкая и ясная мотивация каждого из наших сопартийцев, логично выстроенные отношения: мы начинаем с ними ладить проходя испытания вместе, не становимся «друзьями по мановению палочки» и их внутренние и внешние конфликты связанны с историями.
А вот мистический сюжет «сломан» — лезут только вопросы. Почему если наш отец из нашего рода — он не управлял крысами и не болел как Гуго? Нам же говорят что это в крови.
Почему если знали, что инквизиция откроет на нас охоту — что следует из диалогов родителей в начале — не готовились к этому лучше?
Почему, почему, почему?
Логика Верховного Инквизитора тоже — если он хотел от нас кровь и книгу чтобы получить силу управлять крысами — зачем он сохранил жизнь Гуго и его матери?
Почему Инквизиция тратит столько сил на «подстраивание» несчастных случаев с поеданием крысами целых деревень и городов, но не на защиту своих солдат?
Злое зло просто злое?
К слову — почему столь редкий ресурс который «так тяжело добыть», что каждая бомбочка на вес золота — Амиция добывает на раз-плюнуть?
Туда же построение отношений между братом и сестрой.
С одной стороны ход с тем, что Амиция не знала брата до позволяет разработчикам органично встраивать в повествование попытки привязать игрока к Гуго и заставить переживать за него: мы должны вместе с главной героиней пройти этот путь и полюбить брата, начать болеть за него. Но.
Помимо того, что полюбить брата на мой вкус крайне сложно за счет его бесполезности и всего что описано выше, так вся ситуация и порождает ощущение нестыковки: много раз за сюжет нам дают понять что Беатриче и ее муж понимали, что рано или поздно, довольно скоро, за ними придут. Что скорее всего придется поручить Гуго заботам сестры. И совсем огораживать их друг от друга — против этой концепции. Не имея чувств к брату, в конце концов, Амиция могла бы бросить его на съедение крысам, а Гуго просто удрать от нее. Что он кстати и сделал как крыса.
Гуго бы просто не выжил. В отличии от Амиции.
По итогу я хочу сказать вот что: Игра строит прохождения несмотря на все огрехи и нюансы. Она увлекательная, а несмотря на обилие спойлеров в моем тексте — всю яркость беглый пересказ не раскроет.
История стоит времени, а геймплей хорошо ее раскрывает. Части же с Гуго — что ж. Это можно пережить.
Ждете продолжение также, как жду его я?