4 октября 2022 4.10.22 4 1379

Aliens: Colonial Marines (сингл)

+13

Недавно, я задумался над одним вопросом: почему мне нравятся (некоторые) плохие игры? Например, чуть ниже вы можете прочитать про Lost Planet 3 – тоже, вроде бы, плохую игру. А ещё, в своё время, меня очень сильно зацепил Betrayer. Необязательные, средние (в наше время, средне=плохо) игры, которые совсем не жалко пропустить, но которые, однако ж, всё-таки попали на твой компьютер. А всё просто – чем больше ты играешь в игры, тем больше ты ценишь в них атмосферу и оригинальность. Вроде бы кривой Анабиоз: Сон Разума пленял атмосферой. Днищенский Darkest of Days интриговал оригинальной идеей. Да, играть в него дольше часа невозможно, но о его потере вы вряд ли будете сожалеть. И вот так, с возрастом, выбор между оригинальной и атмосферной игрой (неважно, насколько она хороша) и очередным Call of Duty, становиться всё более трудным и менее понятным со стороны. Играть в новый Call of Duty? Нет, спасибо, у меня половина родственников в Nosferatu: The Wrath of Malachi ещё не спасена.

И вот, совсем недавно, именно так и произошло со мной и Aliens: Colonial Marines. Да, я прекрасно знаю, что нынешняя версия отличается от релизной, как небо от земли (а играл я именно в исправленную). Не менее прекрасно я знаю и то, чем бы кончилось моё с ней (релизной версией) знакомство: я сделал бы тоже самое, что и все остальные – запустил, опплевался, выключил, удалил и больше никогда о ней не вспомнил. Но так получилось, что я добрался до неё только сейчас, спустя чёрт знает сколько лет после релиза. И знаете... я ни разу не расстроен тем, как всё произошло.

Даже больше скажу: будь эта игра на всем протяжении такой же, как в первом эпизоде – сложной, атмосферной и без отсебятины (и сразу с исправленным AI ксеноморфов), она стала бы настоящим культом среди фанатов вселенной Чужих. Хорошей, впрочем, её бы это не сделало всё равно. И это, рискну предположить, главный вопрос, который вас интересует: а какая же она? Причем, интересует даже не положение по шкале «плохо – хорошо», а конкретные (и значимые) вещи: атмосфера, аутентичность, фансервис – то есть, всё то, чем должна быть хороша именно она, игра про Чужих. Нравится всем и каждому для неё было не принципиально – это бы ей лишь навредило.

Начну с радостного: если вы много лет ждали действительно хорошего ремейка Aliens vs. Predator 2 (в части «Кампания за Морпеха»), то вот он, перед вами. Не перенос «один в один», как было с Aliens vs. Predator (2010), а качественное осовременивание того, как такая игра должна выглядеть и играться. Главное, что сделали разработчики в сингле – догадались подумать головой. Представьте: у вас есть дизайн уровней в виде узких коридоров, пронизанных вентиляцией. Есть Чужие, которые опасны только в близком контакте. Есть прямолинейность их бега на автоматную очередь, от которой надо избавиться. Что же делать? Правильно, написать Чужим животный, хищный алгоритм поведения, когда они будут думать, как к вам пролезть, откуда на вас напасть и куда от вас скрыться. Так вот, эти люди сделали это. И это действительно работает.

Сделали, но этого никто не увидел. Не увидел из-за одной лишней буквы в коде, которую случайно отыскали спустя пять лет после релиза. Я уверен, что не случись этого, оценки Aliens: Colonial Marines в прессе были бы куда выше и никто не клеймил бы её как одну из худших игр в истории. К примеру, в таком виде, Aliens: Colonial Marines однозначно лучше Duke Nukem Forever, что автоматически поднимает её оценку выше 6/10 баллов. Даже представить не могу, как было обидно всем её авторам. Столько трудов было пущено коту под хвост по нелепой случайности.

А уж было этих трудов, поверьте, очень много. Игра буквально лоснится от отсылок к фильмам. Не буду всё перечислять, что не спойлерить, скажу лишь одно – это не Aliens vs. Predator (2010), где был просто взят визуальный стиль вселенной, с поправкой на современные технологии, а уже потом, ориентируясь на него, моделлеры и художники делали уровни. В Aliens: Colonial Marines всё наоборот – люди сначала сделали аутентичные уровни, а уже потом попытались прикрутить к ним геймплей. Фильм и всё связанное с ним изначально были поставлены во главу угла. Это мне напомнило уже другой фильм – «Первому игроку приготовиться». Как и в нем, люди, создавшие Aliens: Colonial Marines, не пошли на компромисс с массовой аудиторией и сделали эту игру такой, какой она должна быть. Чему я несказанно рад.

А ещё, игра очень похожа на старорежимные шутеры от Midway, начиная с The Suffering – постановку часто заменяет звериный драйв и довольно высокая сложность. Но есть одна причина, по которой ты готов играть в такую игру ещё раз: это сеттинг Чужих. Бездумно отстреливать полумутантов-полуинопланетян (Area 51) – удовольствие так себе. Отстреливать сепий (Lost Planet 3) – уже чуть-чуть получше. А вот против отстрела ксеноморфов ты уже не протестуешь – потому что ты видел фильм, помнишь, что в нем всё именно так и было, и что он тебе понравился. Ты видишь и ощущаешь это: ты – внутри фильма, а фильм – внутри тебя.  

Теперь же – о плохом. Всё сказанное выше про алгоритм поведения, не касается поведения Чужих на открытых пространствах. Умом понимаешь, что их поведение логично (Чужие – в многом животные, а животные боевых построений не тренируют, знаете ли), но легче от этого не становится. Оружие тоже подкачало. Местные боевая и штурмовая винтовки в сеттинге Чужих недееспособны, импульсная винтовка и пистолет-пулемёт неинтересны и меж собой почти не отличаются, дробовики до омерзения неэффективны, смарт-ган и огнемёт выдают раз в год по обещанию, наличие пистолетов выглядит как несмешной прикол, а всё это вместе просто плохо сделано. Поиграйте, к примеру, в Titanfall 2. Не знаю, как Respawn этого добились, но в их игре, каждый тип оружия не просто имеет своё лицо – он создаёт свой собственный, неповторимый кайф от применения. Если ты, к примеру, взял в руки самую тяжелую снайперку в игре, то тебе ДАДУТ почувствовать, что, грубо говоря, «килограмм свинца улетел отсюда – килограмм свинца прилетел туда». В Aliens: Colonial Marines этого и близко нет. Зато, свистелок и перделок на оружие можно навешать как на новогоднюю ёлку. Зашибись!

Кстати, про внешний вид. Движок игры настолько убог, что его уделывает даже вышедший чёрт знает когда Crysis. Освещение, модели, текстуры, даже работа художников – и та не впечатляет. Формально, они изобразили всё, что было нужно (как я уже говорил, игра лоснится от отсылок к фильмам), но выглядит оно всё равно отвратительно – движок показать всё это красиво не способен, а второго Гигера в штате разработчиков, к сожалению, не было.

Перестрелки с наёмниками «Вейланд-Ютани» - это вообще чушь собачья. Люди, которые делали эту игру, даже не понимали место «Вейланд-Ютани» в сердце фаната фильмов про Чужих. Разумеется, их («Вейланд-Ютани») есть за что ненавидеть, но очень сложно проявлять любые чувства по отношению к тому, кого ты, в фильмах, видел только текстом в сообщениях (и в конце "Чужой 3" ещё чуть-чуть). А то немногое, что всё-таки формируется, на фоне постоянного предвкушения ужаса и сопереживания морпехам, просто теряется. Не сомневаюсь, эта идея шикарно выглядела в диздоке. И сражаться с наёмниками, вы удивитесь, интересно. Но, с точки зрения самого главного в этой игре – атмосферы фильмов, идея очень глупая.

Пару слов про финал. Вернее, про то, что было в игре вместо него. Более бездарную концовку я видел только в Mass Effect 3. Прячась и перебегая, дёрнуть три рубильника, нажать кнопку и вуаля! – королева побеждена. Финал фильма «Чужие»? Нет, не знаю такого. И кто сопереживал Крузу, когда он самовыкидывался с корабля? Не знаю, как вы, но я – точно нет.

Насчёт Рэнди Питчфорда, главы Gearbox Software. Это ж надо – человек, улыбаясь своей фирменной улыбкой 15-летнего школьника, взахлёб рассказывал общественности о том, что:

«Я фанат Чужих»

«Я большой фанат Чужих»

«Я ОЧЕНЬ большой фанат Чужих»

«Вся Gearbox – фанаты Чужих»

«Прометей мне понравился»

«Мы приложим все усилия, чтобы сделать лучшую игру по Чужим!»

А после этого взял и... спихнул разработку сингла на плечи TimeGate Studios! Охренеть. У меня нет слов. Столько лет балабольства – и всё за зря. А ведь люди поверили ему. К счастью, после первой презентации, их стало сильно меньше.

Заключение

Как и всякая игра от средних разработчиков, да ещё и по такой лицензии, однобокой Aliens: Colonial Marines получиться просто не могла. Да, она некрасива. Да, поломана (была). Да, в ней много отсебятины. Да, стрелять не интересно. Да, апгрейды не особо нужны. Да, концовка бездарна. Я прекрасно вижу все её недостатки, но не менее ясно, мне видны её достоинства. Атмосфера, напряжение, знакомые места и лица, запредельное внимание к деталям, а главное – вселенная Чужих. Вселенная – напоминание всем нам о том, насколько же человек на самом деле слаб. И насколько он же, человек, иногда может быть силён. Думаю, что именно это хотели до нас донести сначала Ридли Скотт, затем Джеймс Кэмерон, а потом и Дэвид Финчер – главное, чем в этом мире должен восторгаться человек – это он сам. Восторгаться, не забывая того, кем он является на самом деле.

Предвижу, что некоторые из вас не согласятся с тем, что эта игра не однозначно плоха. Интернет же врать не может, правда? Но я, определённо считаю нужным сказать следующее: если вы – фанат вселенной Чужих и от знакомства с этой игрой вас отговорили только рекомендации друзей и оценки сайтов, возьмите и поиграйте в неё. Вас отговорили от другой игры. От очень похожей, но другой. А чтобы составить своё мнение об Aliens: Colonial Marines, от вас не потребуется много усилий – достаточно первого получасового эпизода. Вряд ли вы будете в восторге, но вы не сможете сопротивляться главному: тому, что эта игра – одно из самых аутентичных игровых произведений по мотивам Чужих на данный момент.

Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 40%

Геймплей: 6
Графика: 6
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 8

Дождались? Фанатского энтузиазма оказалось слишком мало. Сеттинг Чужих здесь реализован хорошо, но обычному человеку в этой игре делать совершенно нечего.

Рейтинг: 6.5 (Выше среднего)


Лучшие комментарии

Когда сажусь переигрывать в линейку AvP, всегда и ее включаю в список. Да, игра не шедевр, но черт возьми в неё прикольно играть. Да и не такая она длинная, чтобы надоеда за время прохождения. Окунулся в атмосферу, вынырнул спустя n часов и хорошо.

Чужих на открытых пространствах. Умом понимаешь, что их поведение логично (Чужие – в многом животные, а животные боевых построений не тренируют, знаете ли),

Зато сообразительные...

У вас хорошие блоги, пишите больше:) жаль я играл только в Симпсонов. Может по 4 кваке накатать текст

Автор не играл в мультиплеер в этой игре, он гораздо интереснее сюжетной кампании, я эту игру купил в Стиме только из-за мультиплеера и пару лет после выхода игры мультиплеер был постоянно живой и даже многие играли на пиратке через tunngle, как и я сначала

Читай также