2 октября 2022 2.10.22 3 1566

The Simpsons Hit and Run: рецензия

Явление «Симпсонов» можно обсуждать очень долго – уж больно оно показательно и резонансно. Но, сколько вы не скажите про них – этого всегда будет слишком мало. Самый длинный, эпичный и просто лучший (по мнению, например, IGN) мультсериал в истории. Главная кладезь стереотипов американского общества и отсылок к массовой культуре. Мультсериал, давно переросший рамки обычного мультяшного ситкома – Мардж «снялась» для Playboy, слово «Д’оу» вполне официально занесли в Новый Оксфордский Словарь, а Channel 4 и Entertainment Weekly признали Гомера лучшим мультипликационным персонажем нашего времени. Едва ли не про всё, что известно хоть сколько-нибудь широкому кругу лиц, можно сказать: «Это было в Симпсонах».

Но что ещё более важно – «Симпсоны», хоть и, ни грамма не стеснялись цитировать других, всегда имели своё собственное лицо. Лицо, полностью разглядеть которое мог далеко не каждый. Несомненно, каждый из вас знает, за что любит «Симпсонов» он, и за что их ненавидят, скажем, его родители – много шуток, чудные (если сказать цензурно) персонажи и общая разгильдяйская атмосфера, совсем не родственная нашей с вами реальной жизни. Видеть за всем этим то, что «Симпсоны», например, пропагандируют институт семьи как норму существования современного общества, хотелось и моглось далеко не каждому.

New Kid on the Block

Первые минуты The Simpsons: Hit and Run – это нечто охренительное. Гомер в подчинении, дом 742 по Вечнозелёной аллее на фоне, рядом – его розовая машина и Мардж, готовая дать вам первое задание, а в голове шальная мысль — «Неужто я дождался хорошей игры про Симпсонов?». С ходу, даже и не понимаешь, что это – просто фанатская 3D-визуализация, или всё-таки полноценная игра.

Поначалу кажется, что первое. Дело в том, что The Simpsons: Hit and Run – это игра в открытом мире. Radical Entertainment хоть и оглядывались на Grand Theft Auto III (не оглянуться было просто невозможно), но открытый мир в игре про Симпсонов – удивительно гениальное по своей простоте решение. В первые минуты, все, что вы видите на своём экране – персонажей, автомобили, дома, телефонные будки, дорожные знаки – всё это хочется просто взять и пощупать собственными руками. Эту игру можно полюбить уже за одно это – за то, что она вам показывает.

Любопытство моментально заводит вас за все возможные углы – на заднем дворе дома Симпсонов ты ломаешь качели, жжешь жаровню для барбекю (так называемые «Gags» — шутки) и находишь первую коллекционную карту. Первые миссии больше похожи не на миссии, а на экскурсии – съездить в Kwik-E-Mart, подвезти Лизе в школу научный проект, разбить генераторы, чтобы обесточить следящие за Гомером камеры на работе. Диалоги – один сплошной фансервис (словечки «Do’h» и «Stupid Flanders» прилагаются). И даже розовая машина Гомера, которую вам дают вначале, едет нарочито медленно, увеличивая шансы на то, что вы ненароком заметите что-то интересное. Внимание к деталям – запредельное, ностальгия – невероятная, эффект узнавания – непрерывный.

К сожалению, длится ваш восторг будет ох как недолго. Уровней всего семь, а игровых локаций – три, поэтому каждую из них вы пройдёте минимум два раза. Из всех трех по-настоящему хорошо проработана только одна – первая. Количество достопримечательностей зашкаливает: дом Симпсонов, дом Фландерсов, Kwik-E-Mart, Спрингфилдская начальная школа, Первая Спрингфилдская церковь, Красти Бургер, сельский квартал и Спрингфилдская АЭС. А вот двум другим досталось много меньше.

И даже когда вы снова вернётесь на Вечнозелёную аллею, вам не станет лучше – эффекта новизны нет, перенос действия в ночь не работает (какой дешевый приём, господа разработчики!), а в подчинение вам дают Мардж, наблюдать за которой, конечно, необычно, но в принципе не так интересно, как за Гомером или Бартом. 

Не сказать, что Radical поступили неправильно. Они хотели вызвать у вас чувство восторга и дать вам понять, что вы наконец-то получили то, о чем грезили многие годы. И ради этого нужно было чем-то поступиться.

In Radical We Trust

Уши Grand Theft Auto хоть и торчат в этой игре отовсюду, геймплейно — это Crazy Taxi с легким налётом Driver (всем, кто считает, что The Simpsons: Hit and Run - это "GTA про Симпсонов", рекомендую поискать сходства этой игры с GTA на ближайшей параллельной улице). Почти единственное, что от вас здесь требуется – это ловко вертеть баранкой. Что неудивительно, ведь The Simpsons: Hit and Run выросла из другой игры по Симпсонам – The Simpsons: Road Rage, сделанной теми же Radical. Сложность, к счастью, с Driver не сопоставима (хотя, под конец, очень и очень похоже).

Можно, конечно взять и поругать разработчиков за вторичное использование собственных же идей, но факт остается фактом — в The Simpsons: Hit and Run банально интересно ездить. Во-первых, ассортимент. Всего в игре 42 автомобиля (не считая встречного трафика, который тоже можно угонять, и семи секретных моделей). Представлены все классические образцы – личные автомобили Гомера и Мардж, школьный автобус Отто, трактор Вилли, лимузин Красти и многое, многое другое. Правда, не все из них смоделированы правильно. К примеру, седану Гомера зачем-то спилили крышу, а универсал Мардж почему-то заменили паркетным внедорожником, на котором она ездила только в одной серии. 

Во-вторых, физика. Аркадная, да, но проработанная очень хорошо. У всех машин четко ощущается вес, габариты и предел перегрузки (на спорткарах, например, едва ли не каждый поворот проходится с ручником), за которым следует снос или занос. Плюс, она разумно сбалансирована: разница между легковушками и грузовиками очень хорошо ощущается, но, при этом, почти на любой машине вы можете проходить повороты с газом в пол. Ну, и в-третьих, каждый ваш маршрут за рулем – это отнюдь не «зелёный коридор», а самая настоящая полоса препятствий из других машин, пешеходов, столбов, мусорных баков и прочего лежащего на дороге скарба (как и в Crazy Taxi, собственно). Поэтому, если хотите успеть, куда вам нужно и не привлечь копов, смотрите куда едете и умело огибайте всё, что вам встретится по дороге.

И вот проходит уже второй час игры. Общие принципы поняты, главные шоткаты заучены и душа, уже получившая мощный удар по ностальгии, отчаянно требует большего. И тут вас поджидает главный неприятный сюрприз этой игры – этого самого «большего» здесь и в помине нет, а происходящее на экране всё больше приедается. Начиная с первых минут и заканчивая финальными титрами, игра ни на йоту не меняется – гонки, преследования, собирание предметов. И почти всё это – за рулём, за рулём и ещё раз за рулём. В результате, очередную миссию воспринимаешь именно как рутинную полосу препятствий, а не как приключение, или, там, недостающее звено в цепи сюжета.

C сюжетом, кстати, эта игра обращается ровно так же, как и Grand Theft Auto. Ну, как сказать, сюжетом. Разработчики не стали основываться на ранних сериях, а решили рассказать собственную историю. Которая, к сожалению, легко описывается одним предложением: «Симпсоны защитили Спрингфилд от инопланетного вторжения». Роликов на всю игру ровно 10 штук, диалоги есть только во время миссий (и ещё чуть-чуть в тех же роликах), а персонажи…ну, ладно, здесь Radical постарались, и вовлекли в сюжет всех, кого только можно. Но, от ощущения общей недоработанности сюжета, это не спасает – он просто слишком слаб для игры, основанной на Симпсонах — сериале со столь громадной литературной и культурной основой.

И, несмотря на аутентичные декорации, атмосфера оригинального сериала здесь почти не ощущается. Единственное, чем игра прошибает у вас скупую слезу ностальгии – это визуальный стиль. Crazy Taxi-образный геймплей не соответствует внешней стороне сериала (автомобильных погонь там было не так много), а чтобы хоть как-то прочувствовать внутреннюю, вам понадобятся неплохие знания английского языка – игра не переозвучена (слава богу!), а вот про субтитры отчего-то все забыли. В итоге вам остается слушать прекрасную озвучку, параллельно читая общую канву сюжета в Википедии, чтобы хоть как-то разобраться и проникнуться происходящим.

В итоге получается дичайшая мешанина – геймплей «не родной», сюжета не понять, а на одних декорациях и автомобилях далеко не уедешь. 

‘Round Springfield

Одна из главных проблем этой игры – жуткий дефицит финансов ближе к её концу. Деньгами за выполнение миссий здесь не поощряют, поэтому зарабатывать можно лишь несколькими методами. Первый, самый простой и одновременно самый неэффективный, да и к тому же рискованный – вандализм. Снося столбы, мусорные баки и деревья, вы получаете деньги в количестве 1 монеты за объект (за телефон-автомат – две, стекло с Красти – пять, машину трафика – десять). Вроде бы несложно, но, все ваши действия привлекают внимание полиции, и если вы попадётесь – вас оштрафуют (50 монет), так что, не стоит овчинка выделки.

Второй, прибыльный, но недолгоиграющий – находить и разбивать автоматы и ящики с главным сыр-бором сюжета игры – Базз-колой, а также камеры в виде гигантских ос. Недолгоиграющий потому, что таких ящиков, автоматов и камер на каждом уровне ограниченное количество, а их дотошный поиск под конец игры ситуацию не спасает, да и, к тому же, сильно нервирует.

Третий способ – найти на карте Луи (один из второстепенных персонажей сериала) и заключить с ним пари, что вы успеете проехать всю локацию (они представляют собой замкнутый круг) за определённое время. Заработок стабильный, но весьма небольшой, да и шанс проиграть и потерять ставку тоже никуда не девается.

Рутинное описание, не правда ли? Точно в такую же рутину скатывается The Simpsons: Hit and Run ближе к концу. Плюс, один раз за уровень игра заставляет вас пройти миссию, на вполне конкретной машине и во вполне конкретной одежде, и ей совсем не интересно, есть ли вас деньги на их покупку и как вы будете их добывать.

Единственная радость – по окончании игры вас ждет полный Free-Play, и вы можете делать что захотите, в том числе и заработать денег на всё то, что не смогли купить раньше. Какая, казалось бы, мелочь, наверняка вы сейчас подумали: негде денег взять. Но этот факт обрисовывает гораздо более глубокую проблему: весь тот прекрасный Спрингфилд, который нарисовали Radical, не более чем просто декорация. Декорация, по которой можно разбросать несколько коллекционных карточек, проложить пару маршрутов для гонок, спрятать охапку пасхалок или устроить FRAPS — фотосессию своего персонажа в новом наряде. Декорация….и только. 

Поговорить с персонажами вне помещений (в некоторые здания можно заходить) и кат-сцен не выйдет, подслушать болтовню прохожих – тоже (они открывают рот, но не произносят слов), разрушаемости нет (снос дорожных знаков и лесоповал мелких деревьев не считается). В итоге, чувствуешь себя в чистой воды музее, в котором при виде каждого второго экспоната открываешь рот, но, при этом, краем глаза суетливо ищешь выходную дверь.

Заключение

И вроде бы разработчики сделали всё правильно: интересный геймплей – есть, аутентичные декорации – есть, озвучка оригинальными актерами – есть, грамотная смена персонажей и обстановки по ходу игры – есть. Всё неплохо, кроме одного факта – эта игра должна была стать чем-то намного большим, чем то, что мы с вами получили. Она не настолько смешная, насколько бы тебе хотелось. Не настолько разнообразная, как GTA, не настолько вылизанная, как GTA, не настолько глубокая и насыщенная, как GTA. Проще говоря — не такая дорогая, как GTA. Потому, что все её недостатки упираются именно в бюджет. Все ключевые персонажи сериала учавствуют в сюжете, но кат-сцены слишком коротки и малочисленны. Локации, хоть и обширны, но им недостаёт детальности, а помещения, в которые можно зайти, можно пересчитать по пальцам. Наконец  то, о чем я говорил ранее — прохожие жестикулируют, открывают рты, но не произносят ни слова. 

Обычно так бывает, что деньги гробят атмосферу. Здесь же, случилось ровно наоборот. Ты очень хочешь слепить атмосферу этой игры. Настолько, что в какой-то момент, мозг сам рвется достраивать в голове всё то, что игра тебе не показывает. Рвется… но в какой-то момент понимает, что достраивать её не из чего. Обвинить Radical в лености язык физически не поворачивается — слишком уж убедительно эти люди показывают, что любят «Симпсонов» так же, как их любишь ты. Всё здесь хорошо… но этого «всего» слишком мало. 

Но самое забавное здесь в том, что даже в таком виде, в виде лоскута геймплея даже не Grand Theft Auto, а Driver, пришитого к громкому имени, хватает на то, чтобы быть лучшей игрой про Симпсонов, когда-либо созданной. Ни одна игра про Симпсонов не рассказала игрокам хоть сколько-нибудь проработанной истории, и The Simpsons: Hit and Run здесь не исключение. Но это не отменяет главного – эта игра – главный памятник Симпсонам от игровой индустрии. Одна идея, хоть и не оригинальная, сработала здесь на все сто. Сработала так, что в какой-то момент, до наполнения игры становится нет дела. Знаете, что я сделал первым после того, как снова оказался на первом уровне после прохождения всей игры? Я выпрыгнул из розового кабриолета седана Гомера и сел за машину его молодости – зелёный Muscle-car, который, как и любой настоящий Muscle-car, постоянно срывался в занос, был очень тяжел, но, при этом, убийственно быстр. Просто потому, что в какой-то момент ездить здесь становится намного интереснее, чем смотреть по сторонам.

Красиво, интересно, но чертовски мало – именно эти три слова лучше всего характеризуют The Simpsons: Hit and Run. Правда, немного погодя, выясняется следующий момент – несмотря на всё это, нравиться тебе эта игра все равно не перестает. Просто потому, что другой такой нет. Другой, столь же отличной от остальных, но, при этом, столь же невероятно притягательной. Просто потому, что она про «Симпсонов». Наверное, именно такой и должна быть эта игра – тонкой нитью вести вас через вселенную «Симпсонов», чуть ли не заставляя вас лично жать руки всему населению Спрингфилда. А уж, чем вам придется заниматься в процессе, это уже другой вопрос.


Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 8
Графика: 8
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 7

Дождались? Лучшая игра про Симпсонов. Которая, при большем бюджете, могла бы стать одной из лучших игр вообще.

Оценка: 8.0 (Отлично)


Лучшие комментарии

От себя добавлю ещё вот что: в год выхода игры мы ещё не были привередливы в выборе игры, а «Симпсоны» были на взлёте. И поэтому сработал эффект «Вау, игра про Симпсонов — в открытом мире!» Может, ещё и это сработало.

Мне кажется, это проблема всех игр в открытом мире – мозг очень быстро улавливает его несовершенство и перестаёт верить.

Меня всегда хватало на первые пару миссий, видимо я просто не люблю гонки. Мне хотелось больше бега)

Буквально: «Вау, ГТА про Симпсонов!»

Читай также