Делал я недавно ролик/статью про игру Transistor, от студии SuperGiant Games. И после прохождения так преисполнился, что буквально на следующий день решил поиграть в другие игры студии. Для меня выбор был небольшой - Pyre или Bastion, так как Hades я уже прошëл годом ранее (точнее закрыл бОльшую часть сюжетных арок). И выбор пал на Bastion так как о ней я встречал только положительные отзывы, в отличие от Pyre и она весит в десять раз меньше Pyre, что для моего интернета существенная разница. К тому же она ещë и достаточно короткая - я в своëм темпе прошëл еë за 3 вечера, а кто-то наверняка вообще за день сможет пробежать. Поэтому и разбор будет коротким, без всех размусоливаний геймплейных особенностей и подробного пересказа сюжета. Игре, на минуточку, более десяти лет, все кто хотел уже поиграли, сюжет знают, а если нет - чего вы ждëте? Игра отличная, других СуперГианты и не делают, тем более она, как я и сказал, короткая, с насыщенным геймплеем, ëмким сюжетом и отличной графикой - идеально на пару вечеров. В общем начну, а то вступление будет больше самого разбора.
Общие сведения
И так, напомню - действие происходит в фентезийно-стимпанковском мире, где параллельно наличию мушкетов, револьверов, салунов и других атрибутов напоминающих Американский дикий запад второй половины XIX века, присутствуют и "технологии настолько развитые, что неотличимы от магии". Вокруг таких технологий и вертится сюжет с геймплеем. Начиная от самого Бастиона и воздушных дорог, заканчивая тем самым оружием, которое и привело к катастрофе. Но не технологиями едиными, как говорится. Также разработчики затрагивают темы взаимодействия людей в обществе, их экономические отношения и даже отношения геополитические, в динамике двух народов - Цейлондии и Ура. Отдалëнными аналогами таких столкновений в реальном мире можно назвать американских конкистодоров и индейцев, Англию и Индию, французов в Африке, российских завоевателей и народов урала и сибири, римской империи и племëн центральной и северной европы, в общем примеров сотни. Это то, что происходило постоянно на протяжении всей человеческой истории. Когда правители якобы более "цивилизованного" государства приносят, по праву сильнейшего, эту цивилизацию и просвещение якобы "отсталым" народам. Сначала мелкой торговлей, выменивая условную пушнину на условные бусы, а потом спекулятивно и при огневой поддержке отжимают за бесценок целые территории с полезными ресурсами, всë дальше загоняя коренные народы в условные "резервации". А потом эти же правители очень удивляются, когда эти народы начинают отчаянно сопротивляться такому положению. И тут бывает разный исход, где-то народ подавляют и население разных народов начинает жить бок-о-бок и потихоньку ассимилироваться, где-то целые народы становятся колониями и перестают быть фактическими хозяевами своей земли, где-то народ настолько истребляют, что они перестают быть хоть сколько-то значимой угрозой и методично вымирают, а где-то такие места остаются вечно горячими точками с постоянно вспыхивающими конфликтами, в том числе вооружëнными.
Сюжет
Возвращаясь к сюжету - как получилось в мире бастиона? Там народ Цейлондии начал быстро развиваться за счëт технологий и начал искать источники ресурсов для своих технологий - ядра, которые добываются на рудниках. Подходящие залежи они обнаружили неподалëку от своих территорий, но вот незадача - на них жил народ Ура. Как уж с ними договорились изначально неизвестно - Рукс только сказал, что Цейлондии залежи достались за бесценок, почти задаром. Возможно это была попытка Ура в добрососедство, а может в дипломатии помогло наличие более технологичного вооружения, кто знает. Но после этого Ура уже пожалели о своëм решении, так как цейлондцы начали строить железные дороги у них над головами и видимо не придя ни к какому соглашению Ура напали на своих соседей. Казалось бы - ух какие они агрессоры, первыми напали. Но тут, как бы сказали наши охранители, не всë так однозначно.
В итоге уров победили, отбросив их дальше на восток, а часть населения забрали в плен - работать на благо страны, против которой они воевали без права выезда. А дальше правители Цейлондии сделали самое тупое что вообще они могли придумать. Они взяли пленного инженера уров на разработку убер девайса, которое должно было уничтожить остатки народа Ура, причëм на одну из ключевых должностей. Если поиграть в аналогии, то это как если бы США во время второй мировой захватили бы учëного из Японии, чтобы он на ведущей должности разработал такую ядерную бомбу, которая не только Хиросиму и Нагасаки накроет, а вообще сотрëт с лица земли все Японские острова, оставив на их месте котлован глубиной с Марианскую впадину. Звучит как бред. А в мире бастиона цейлондские власти ещë и поставили этого инженера на непосредственный запуск этой мегабомбы. При этом он ещë и сделал записей на целую книгу на родном языке, который никто в цейлондии толком не понимает. Как закономерный итог - эта ядерная хреновина взорвалась в Цейлондии, никуда не полетев. Чудом уцелеть смогли всего четверо человек в Цейлондии, остальные превратились в "радиоактивный пепел". Среди которых:
- Зия, дочь этого учëного,
- Зулф, дипломат от Ура
- Рукс, инженер цейлондии, который участвовал и в строительстве бастиона и в создании вооружения, в том числе и мегабомбы, видимо.
- Малец, наш безымянный главгерой.
О каждом следует сказать пару слов, для обозначения их в контексте.
О Зие не много важной информации, кроме того, что она родилась уже на землях цейлондии и мать еë была местной, а сама Зия училась в обычной школе. Как минимум это даëт нам понимание, что к военнопленным относились не так уж «плохо» - как минимум не было запретов на смешанные браки и государственной сегрегации по национальному признаку. То есть военная агрессия цейлондии в сторону Ура была не идеалистической, а чисто прагматической и экономической.
С Руксом всë достаточно однозначно, он, можно сказать, патриот своей земли, участвовал в войне с Ура, а потом трудился на благо своего народа, при этом не сильно задумываясь о том, как его работа и изобретения повлияют на соседний народ. По крайней мере до того как катастрофа случилась.
Зулф был послом Ура в Цейлондии, единственный из четверых знал язык Ура и смог понять записи отца Зии. Когда он понял причину катастрофы и что изначальный план был в истреблении его народа то из мести решил разрушить монумент и убить Рукса, который также был причастен к разработке мегабомбы. То, что именно к Руксу у него была ненависть говорит нам то, что Зию он забрал с собой, а Мальца предупреждал не возвращаться в бастион. Ненависть Зулфа подогревалась ещë и тем, что при катастрофе умерла и его невеста. К чему привел этот порыв реваншизма я скажу позднее.
История же главного героя не менее показательна. Из родных у него была только мать, сам он не получил должного образования и потому единственная дорога у него была на стены бастиона, где он занимался тяжëлой физической работой, орудуя молотом, параллельно обучался охотничему и военному ремеслу у старших товарищей, маломальски скопленные деньги отправляя больной матери. По возвращению домой из пятилетней службы по контракту обнаружил, что мама уже почила от неназванной нам болезни, а отсылаемые деньги исчезали не доходя до адресата. В итоге единственный путь который ему был открыт - обратно к изнуряющему труду на стенах бастиона. И врятли бы он ушëл с этих стен, если бы не произошла "Катастрофа".
Сюжет
Ну а дальше всë известно по сюжету - Малец просыпается, бежит к бастиону, встречает Рукса, они начинают восстанавливать бастион, Малец встречает Зулфа, потом Зию. Почти восстанавливает бастион, по дороге находит дневник инженера мегаприблуды, который читает Зулф, а после прочтения настолько преисполняется, что ломает к хуям бастион и мы начинаем заново собирать осколки ядер. Но Зулф на этом не останавливается и приводит своих соплеменников, они уводят Зию, мы еë приводим обратно, а потом идëм в поселение Ура за последним осколком, где убиваем соседей в промышленных масштабах, по пути руша их защитных высокотехнологичных идолов (это к слову об отсталости). В итоге забираем осколок, забираем Зулфа (другой вариант сюжета я даже не рассматриваю), и сначала под градом выстрелов, а потом под одобрительными взглядами возвращаемся на бастион. Где принимаем один из выборов по дальнейшей судьбе бастиона.
И сначала подробнее о дуге персонажа Зулфа. Когда мы его встречаем впервые - он уже находится на грани РОСКОМНАДЗОР’а от потери любимой, а когда узнал правду решил мстить, но что по факту он изменил и что хорошего привнëс в мир и своему народу, за которых он собрался мстить? По факту ничего. Он лишь усложнил жизнь Мальцу, Зие и Руксу, а так же подставил под удар десятки своих соплеменников, которые умерли ни за что. Остаëтся лишь догадываться чем он посчитал бастион и что наплëл своим сородичам. Вместо того, чтобы самому разобраться, какой план был у Рукса он просто поддался гневу и решил уничтожить последнюю часть сохранившейся Цейлондии. Хотя малец и Рукс уже и так являлись представителями по сути вымершего народа. Что характерно, когда малец спас Зулфа это поняли и Ура, оставив мальцу возможность уйти.
Что касается заключительного выбора в игре. Восстановить бастион и тем самым вернуть всë на круги своя, как предлагает Рукс или оставить всë как есть и превратить бастион в летучую крепость, на которой бороздить просторы вселенной, как предлагает Зия. На эти варианты можно посмотреть с разных сторон. Выбор восстановления бастиона и возвращения в привычное русло вернëт погибших в катастрофе людей, это да. Но в то же время к чему это приведëт в долгосрочной перспективе? Или к точному повторению сценария, так как при восстановлении все участники потеряют память и не будет никаких факторов, повлияющих на свершившиеся события. Или к тому, что бомбу применят не на Цейлондии, а на народе Ура. Что это принципиально поменяет? Да ничего, только то, что правители Цейлондии захватят новые территории в освоение. И то только при условии, что дальше на востоке не будет других народов, с которыми они обойдутся по такой же схеме.
У варианта же с летучим бастионом, при неоспоримом минусе в виде тысяч людских жертв, перспектив поболее. Так как я сказал ранее - в мире до катастрофы жертвы эти были неизбежны, как бы это цинично не звучало, так как геополитические отношения до этого момента развивались исключительно в этом векторе, а до катастрофы никто из обычного населения не мог этому ни противостоять, ни даже проанализировать этот вектор. А если приблизиться и взглянуть на перспективы на чисто бытовом уровне, то Мальцу и Зие вариант с возвращением к старой жизни вообще только ухудшит их положение. Куда им возвращаться? Зия жила забитая и отвергаемая сверстниками, еë отец трудится на принудительной работе на ненавидимое им государство. Она сама говорит в конце, что только после катастрофы получила первые радостные моменты в жизни.
Про Мальца можно сказать тоже самое. До катастрофы он жил в страхе умереть голодной смертью, вынужденный заниматься изнурительным трудом, который приносил пользу только правителям. Мать умерла, не получив соответствующей медицинской помощи, хотя судя по техническому прогрессу Цейлондии наверняка был способ еë вылечить или улучшить состояние. Перспектив на жизнь у мальца почти никаких, кроме туманных надежд стать шерифом. И то в этом случае его благосостояние не сильно улучшится, только возрастëт риск умереть в диких землях.
При варианте же с путешествием на бастионе все они предоставлены сами себе, у них есть надежда встретить другие народы, передать ценный урок о войне, еë ужасах, еë бессмысленности. Есть надежда, что такое больше никогда не повторится, что эта катастрофа впечатается во всю историю человечества и они будут живым примером того, как представители враждующих народов примирились между собой.
Итоги
И скажу ещë пару слов от себя. Очевидно, что сюжет игры несëт в себе антивоенный посыл. Того, что любая война не может принести кому-либо счастья, это всегда про боль, горечь утраты и разбитые мечты. Это банально, но об этом не стоит забывать, особенно в наше время. Но что ещë более важно и что также отражено в сюжете - войны развязывают не ради идей или из благих намерений, и не в интересах большинства. На них посылается большинство, это да, но люди там умирают по прихоти меньшинства, причëм чаще всего это именно корыстные мотивы - ресурсы и территории. Вспомните историю мальца - много ли он приобрëл от того, что его народ воевал с соседом? Конечно же нет. Он как был всю жизнь оборванцем и еле-еле сводил концы с концами, так и продолжил, даже то, что он работал, по сути на государство, не спасало его положение и не давало никаких преференций, как и не спасло его мать от смерти в одиночестве.
Да, это я если что, про фэнтезийный игровой мир, конечно. Если кто-то вдруг нашëл какие-то параллели с нашей действительностью или, не дай Б-г узнал себя - акститесь и оглянитесь на прекрасный мир вокруг. Разве может быть что-то схожее у этой ужасной картины, описанной в игре Бастион и любой страны на нашем дивном шарике? Конечно Нет! "Твëрдо и чëтко".
И на этом у меня всë. Любви, добра, пока.
Лучшие комментарии
В этот раз получилось поменьше текста, но побольше анализа) Пишите как улучшить, если что)
Минусов нет. Хорошо пошло)
Спасибо. Хорошая игра, других «супергиганты» не делают. С одинаковым удовольствием прошёл bastion, transistor и hades. Из из игр остался только Pyre.
Годный анализ по играм супергигантов! Одобряю
Тоже самое) сейчас вот pyre начал проходить — всё здорово, кроме экшена — очень непривычно
Рад, что понравилось)