Давеча поиграл в игру Transistor от инди-студии SuperGiant Games, как они сами себя позиционируют «Маленькие разработчики с большими амбициями». Команда у них действительно небольшая — 20 сотрудников, причём на момент создания Transistor, в 2012–2014 годах, команда была и вовсе из 12 человек.
Тем не менее у них получился целостная и атмосферная игра. Меня она зацепила своим игровым процессов, визуальным стилем, музыкой и необычным сюжетом. Не знаю, стоит ли мне в подробностях расписывать геймплей, так как хоть он и своеобразный, но сами механики уже обсосаны в куче видео об игре — всё-таки с момента выпуска игры прошло уже 8 лет. Лучше мы более подробно рассмотрим сюжет, упоминая геймплей только там, где это важно для истории.
И первый такой момент — сейчас, так как геймплей всем своим видом показывает, что действие происходит в виртуальном мире. На это указывает способ ведения боя, точнее режим тактической паузы, в котором мы можем планировать свои ходы и использование навыков, тратя на движение и абилки очки действия, почти как в первых двух Fallout или X-Com, с той разницей, что в транзиcторе пауза даëтся лишь на время планирования, а при реализации плана двигаемся мы вместе с врагами, хоть и значительно быстрее. Тут нет «ходов» и очерëдности, но зато есть перезагрузка хода и способностей, которая наступает после того как мы сходили, в это время можно пользоваться только способностью jaunt () или той, в которой jaunt () установлена как усилитель, а если нет — то медленно бегать по ограниченному полю боя и страдать.
Причëм тут история и как это влияет на сюжет? Если коротко — нарратив. Если подробнее, то геймплей тут обусловлен сеттингом, то бишь миром и его законами, в том числе и сюжетом. Давайте я сделаю вид, что только сейчас задался вопросом «почему у персонажа, под нашим управлением есть возможность поставить мир на паузу?». Если я на этот вопрос постараюсь ответить логически и связно, избегая объяснений духе «это игровая условность», то я вполне закономерно получу ответ: " героиня получила эту возможность благодаря обладанию артефактом — транзистором, который каким-то образом влияет на окружающий мир в игре». И надо сказать, что мы до конца игры по крупицам собираем информацию, чтобы понять, что это за артефакт и откуда взялся. К тому же нужно присмотреться к дизайну тактической паузы. Замечаем, что тут не просто замедление времени или его остановка, тут именно переход в другой режим, когда весь мир стоит на паузе, кроме владельца транзистора, это подмечается небольшой, но ëмкой деталью — героиня во время паузы намурлыкивает мелодии из саундтреков в игре, то есть она видит примерно тоже самое, что и игрок, в «реальном» мире такое невозможно. Да и сама визуальная стилистика режима нам на это намекает, что это именно «транзистор» изменяет эту виртуальную среду, как некоторый управляющий элемент всей системы.
Почему ещë важно упомянуть механику и способности — через них подаëтся добротная часть сюжета, потому что способности по сути «слепки душ», а точнее цифровой след избранных горожан, а в самой игре они называются Функции, и их название пишутся с двойными скобками. Такой синтаксис применяется во многих современных языках программирования, эти скобки обычно используются для указания аргументов функции. У каждого такого «следа» есть описание, которое дополняется по мере использования в разных режимах (активный, улучшение, пассивный), если брать аналогии из программирования то в режиме «улучшения» функции указываются в виде аргументов к основной функции. Из описания функций мы узнаём про биографию людей, чьи слепки душ мы получили, как они «при жизни» влияли на город Клаудбанк и как они повлияли на положение в котором город находится в текущий момент.
Cloudbank
Так я подобрался к самой мякотке -тому, что является основанием для всего сюжета. Естественно я о самом городе Клаудбанк, что можно перевести дословно как облачное хранилище, или более поэтично — «облачный берег». Само название нас уже отсылает к применяемым сейчас облачным технологиям, когда данные хранятся не локально, на личном или рабочем компьютере, а переданы некоторому посреднику на удалëнный сервер, доступ к которому есть только при наличии интернет соединения. Из-за чего иногда возникают споры философско-кухонного характера о том, например, принадлежит ли тебе купленная игра в том же стиме/EGS’е или ты просто единоразово платишь за еë аренду и в случае чего еë могут отобрать (как например было с Assasin’s Creed Liberation). Но пока не об этом.
Присмотримся, что из себя представляет город Клаудбанк. Как мы понимаем из сюжета город очень легко преобразовывается, буквально за один день можно построить статую, на следующий день заменить её на мост, на третий поменять на музей, а на четвёртый обратно на статую. И всё это демократическим методом — прямым голосованием за инициативу через терминалы OVC — компанией по сбору и обработке данных. Напрямую про то, что город цифровой не говорится, но по другому объяснить столь скоростное построение не представляется сейчас. Даже если представить, что это какая-то сверхтехнологическая 3D печать (а об этом ни слова не было) то это не бьëтся с мгновенно появляющимися с бесцветными блоками, которые постоянно попадаются тут и там. Единственное логичное, для мира игры, объяснение — эти постройки появлялись мгновенно, а их текстурированием и допиливанием занимался процесс, который был невидимым и как бы «фоновым», а позже Камерата вывела процесс на передний план, при этом процесс ведомый своей логикой начал переформирование города в первозданный вид.
Камерата
И вот пришло время поговорить о Камерате, еë плане и вообще о том, какая политико-экономическая система была в Клаудбанке. И начнём с последнего, так как по этому поводу у нас меньше всего информации. Буду исходить из того, что Клаудбанк это виртуальное пространство, которое качественно мимикрирует под реальный мир, видимо, для большего погружения. Из-за этого в городе нет проблем с такими ресурсами как еда, стройматериалы, пространство для жизни и всего такого. Но зато есть дефицит в ярких эмоциях и застой в развитии города. Казалось бы — у всех должно быть всë хорошо, никто не голодает, доступные блага, каждый может выбрать специализацию (или даже две) себе по душе, всеобщее голосование по вопросам города. Но на деле на этих голосованиях выбираются лишь всякие украшательства да архитектурно-инфраструктурные вопросы, типа цвета неба, погоды и статуй, но не было какого-то вектора развития, великих целей и устремлений.
В игре смоделировано общество, которое достигло сингулярности своего технического развития, но внутри люди остались такими же, с теми же пороками, с той же иерархией. И у верхушки этой иерархии родился план, в котором они хотели переустроить общество, но который провалился из-за тех же человеческих пороков. Этими заговорщиками и была Камерата. Это общество состояло из 4х человек: Архитектор Ройс Бракет, Администратор города Грант Кендрелл, его любовник (или даже супруг), по совместительству корреспондент OVC Эшер Кендрелл, и организаторша мероприятий Сибил Райз. Что им не нравилось и в чëм состоял их план. Им не нравился как-раз застой и всеобщее голосование. «Если всë меняется — не меняется ничего» — вот то, против чего они выступали.
Вероятно у них были разные мотивы, но наиболее чëтко его высказывал Ройз Брекет, архитектор города. Его раздражало, что его произведения искусства не задерживались надолго, недостаточно ценились, людям подавай функциональные постройки да инфраструктуру для более простого перемещения по городу. Но к моменту, когда мы встречаем этого «деятеля» он уже немного поехал от соприкосновения с основами мироздания, которые ему открылись после нахождения транзистора и он скорее уже хотел просто «вертануть всë в зад», чтобы всë было как прежде, но конечно, так чтобы и его положение было как раньше. Вероятно Ройз, как архитектор, вероятно был наиболее погруженным в техническую тему функционирования города и как ответственный инженер всë глубже копал к основам, чтобы наиболее эффективно выполнять свои обязанности. В какой-то момент блужданию по коду он таки наткнулся на управляющий элемент и решил что с ним можно будет не количественно, а качественно изменить систему города, придать ему историчность, вектор развития. Но при этом он решил не придавать такие ценные знания широкой огласке и тем самым опереться на широкие народные массы, а собрать группу заговорщиков, с чьей помощью реализовать план и народные массы поставить уже перед фактом случившихся изменений. Звучит не очень-то демократичненько, если честно, а если учесть, что на деле всë пошло по одному месту — так и вообще хуже некуда.
План
Так, я всë говорю о плане Камераты, но не рассказываю о сути и практической реализации. Сейчас буду. Заговорщики искали ярких личностей, которых любила общественность и которые своими действиями как-то меняли Клаудбанк. Камерата их выслеживала, иногда налаживала контакты и «выселяла из города» (о том, убийство это или что-то другое я поговорю позднее), при этом в транзистор помещался тот самый «слепок души» или «цифровой след», который представлял совокупностью данных об этом человеке в системе, о его желаниях, специализации, возможностях, выборах которых он делал в системе, а так как все постоянно были в системе и нонстопом с ней взаимодействовали то этот слепок по сути является клоном этой личности. Так вот. Камерата, если я правильно понимаю, хотела все положительные качества этих людей собрать воедино, сделать выжимку, чтобы она служили отправной точкой для дальнейшего развития города. При этом и они сами, правда добровольно и без «выселения», сделали свои цифровые следы для помещения в транзистор. Параллельно они вели исследование фонового процесса и зачем-то явно объективизировали отдельные исполнительные процессы, возможно для того, чтобы процесс действовал автономно, исходя из переданных ему функций, а не подчинялся голосованиям и командам терминалов.
А вот теперь можно сказать о том, что и почему пошло не так. Если опустить тот момент, что они пошли против принципов демократии, на которых и строилось общество Клайдбанка, то ключевым X-фактором оказался друг главной героини, который не был зарегистрирован в системе и системой не отслеживался. Давайте по порядку. Главная героиня — певица под псевдонимом Рэд, еë разрабатывала агент Камераты — Сибил Райз. В процессе разработки и сборе сведений она, по всей видимости, влюбилась в нашу героиню. Но Рэд, как понятно из финальных титров, встречалась с безымянным (для нас и системы) молодым человеком. Когда дело дошло до обработки героини Камератой, Сибил дала ложную информацию, сказав что Рэд после выступления будет одна, хотя Сибил прекрасно знала, что с Рэд будет еë парень. Таким образом Сибил хотела избавиться от конкурента. Но дело приняло неожиданный поворот.
Сейчас я ступаю на зыбкую почву теорий, но имею, что имею. При встрече Рэд, Камерата попыталась еë «убить» и забрать еë цифровой след, но этому помешал безымянный, приняв основной удар на себя, Рэд, при этом каким-то образом тоже была задета воздействием транзистора, частично передав свой след и от этого потеряла голос, и стала владельцем ключа. Возможно это произошло потому, что Безымянный обладал некорректным цифровым следом, который преобразовавшись в функцию, и передав свои аргументы в транзистор, сломал выстроенный Камератой в транзисторе алгоритм. Надеюсь понятно, что я имею ввиду. Но, конечно, я могу быть неправ, всë-таки чëтких объяснений в сюжете нет.
С этого момента и начинается игра. И с этого же момента процесс и начинает зачищать город, всë больше развиваясь.
Сюжет
Ну и давайте после этого небольшого предисловия пробежимся по пути наших героев. Да, именно героев, так как мы управляем непосредственно Рэд и, получается, косвенно управляем транзистором, в котором заточëн еë любимый, который с нами разговаривает как закадровый голос. Стоит отметить, что все функции внутри транзистора вполне себе «говорят», но слышим мы только нашего друга, так как только с ним у героини есть крепкая эмоциональная связь. Со своей функцией она не говорит, потому что там неполная его часть, только еë голос.
И так. Главная мотивация героя — спасти Рэд, сначала выведя еë из города, а потом уже и просто помочь во всëм разобраться. Главная же мотивация героини, как мы понимаем, вернуть своего парня в обычное, живое состояние (хм, о чëм-то таком я уже делал обзор). Для этого она направляется в концертный зал, где встречает свою знакомую актрису, которая в отсутствии другого адекватного вместилища для своего цифрового следа, воплотилась в виде процесса. Победив алгоритм и забрав к себе в транзистор актрису мы узнаëм больше про Камерату, решаем направиться к администратору города.
При этом у нас появляется безопасное пространство, где можно отдохнуть, попрактиковаться, повысить свой уровень выполняя челенджи, послушать музыку, поиграть с кибер-собакой в мяч и подумать, лëжа на гамаке. По пути в администрацию мы убиваем босс-процесс под именем «ось мира» или «хребет», это уже кому как больше нравится. Проходим по архивам, параллельно через терминал общаясь с Эшем, выслушивая отмазки и нытьë. Когда мы добираемся до офиса администратора то видим два трупа, собственно Эша и администратора, один не выдержал всего груза ответственности за содеянное и по заветам «падонкафф» выпил яду, второй, как заправский Ромео последовал за ним.
В итоге понимаем, что мы тут просто теряли время, возвращаемся на ковре самолëте сотканного из процесса обратно к сцене. Происходит некоторый бэктрекинг, но уже по густонаселëнному процессом городу, который всë больше начинает напоминать чистый лист. Доходим до места где мы начинали и встречаем Ройза, точнее парящий монитор, через который он с нами общается. Строим-таки злополучный мост в Фэйрвью и пробираемся по белëсым платформам (иногда вверх ногами), на которых процесс начал заселение «людьми» как он их видит. В конце нас подводят к необходимости вставить транзистор «колыбель» на его законное место.
Дальше без стакана уже трудно разобраться. Нас затягивает то ли в сам транзистор, то ли в колыбель. Так или иначе мы попадаем во внутреннюю симуляцию и боремся с Ройзом за право выбраться из неë. При этом местность вокруг похожа на сельскую, а на поле сражения мы видим контейнеры с силуэтами людей внутри (видимо те самые функции). Благополучно оставив засранца в заточении мы попадаем на мост, где обнаруживаем возможность к восстановлению города своим пением. Но так как способа спасения возлюбленного Рэд не находит, то решает присесть рядышком и закалывает себя транзистором. Хэппиэнд! Как эпилог видим обрывки совместной истории Рэд и Безымянного и в оконцовке кадр как они вместе довольные бегают за ручку по пшеничному полю.
И перед тем как перейти к итоговому анализу хочется всëтаки пару слов сказать о смерти в этой игре. Еë, как я понимаю, тут называют то ли «уход из города» (в русской локализации) толи «переезд в деревню» (Go to Country, в оригинале), что как будто намекает на сельскую пастораль, которую нам показывали при битве с Ройзом и в конце игры. Для себя я определил как минимум три возможных варианта:
- Так как это виртуальный город, то уход из города == отключение от виртуальной сети, после чего очень сложно или невозможно вернуться к тому же цифровому аватару (врят ли это техническое ограничение, скорее внутренние правила сервера).
- Это действительная смерть, а сельская пастораль тут вырисовывается из-за того, что так выглядит виртуальное пространство внутри «колыбели» или транзистора, и туда попадает не оригинал, а «цифровой след», который туда помещается. Тут можно много говорить про то, что такое этот цифровой след, считается ли это сознанием или нет, но это вопрос к философам.
- Сельская местность тут это конечный вариант Клаудбанка, который построил процесс после всех событий игры, проведя достаточное количество рекурсивных итераций цикла
Третий вариант основывается на теории о режиме «рекурсия», который можно начать после первого прохождения игры. Местная " Новая игра+» в которой всë проходишь заново, но с уже усиленными противниками, и с сохранением прокачки накопленной за первое прохождение. Теория в том, что каждое прохождение это цикл, который запускает процесс для отладки мира и сбора полных данных. И, мол, когда процесс закончит анализ то он заново соберëт новую версию клаудбанка под необходимые требования, заложенные в транзистор Камератой. Но это всë уже пахнет СПГС, так что ничего не утверждаю.
Итог
Что мы имеем в итоге? Какой тут можно углядеть посыл, и что мы можем вынести из сюжета (но не факт, что это осознанно закладывал сценарист)? Нам показано технически прогрессивное общество, которое не испытывает дефицита ресурсов, но которое находится в застое и не имеет вектора развития, идеала, к которому должно стремиться. В городе реализована система всеобщей демократии, но которая ни на что по настоящему не влияет, кроме внешних атрибутов, по типу инфраструктуры и погоды. Голосование реализовано через частную организацию OVC. Реальная власть сконцентрирована в руках маленькой группы администраторов. Техническая составляющая города, от которой зависит всë в городе, в руках одного человека (я про «процесс»). В итоге не удивительно, что без адекватной выборности, механизмов отзыва администраторов от управления, и общественного контроля кучке заговорщиков получилось поставить всë общество на колени и, вероятно, откатить человечество на несколько этапов назад, не говоря уже о том, что вся система могла просто рухнуть, похоронив в процессе всех людей.
Если посмотреть на список «избранных» Камератой, то кого мы там видим:
- Певица (Рэд)
- Бывшая глава OVC (Лилиан Платт)
- Урбанист-Активист (Найола Чейн)
- Репортёр (Вейв Теннеган)
- Артист-Трюкач (Шомар Шесберг)
- Организатор мероприятий (Сибил Райз)
- Спортсмен (Олмарк)
- Модельер (Максимилиас Дарзи)
- Дизайнер неба (Фарра Йон-Дейл)
- Гонщик (Престон Мойл)
- Администратор (Грант Кендрелл)
- Архитектор (Ройс Бракет)
- Корреспондент (Эшер Кендрелл)
- Детектив (Хентер Халлафорд)
- Архивариус (Бейли Джиланд)
- Случайный человек (наш Безымянный)
Как мы видим тут нет ни одного учëного, который двигал бы исторический или технический процесс. Ройза мы не берëм в расчëт, он по сути, техник, который начал разбираться в тех.процессе из-за своей основной деятельности и исходил из своих личных мотивов.
Куда двигалось это общество? Никуда, они прожигали свою жизнь. У него не было целей. Перед обществом не ставилось задач, которые оно должно было решать. И если мне возразят, что этому обществу уже нечего было решать я возражу в ответ, что люди в этом обществе остались теми же. И пороки людей не изменились. Это общество отличается от нашего лишь количеством потребления, но не качеством. Общество осталось всë таким же атомизированным и индивидуалистическим. Эта модель ещë один довод технократам, которые считают, что технологии всë решат, нужно лишь дать нейросетям или блокчейну развиться.
Нет, технологии лишь удобный инструмент, главное то, в чьих руках реально этот инструмент. И если технологии (а точнее средства производства) не в руках общества, если люди сами не организуются для контроля правящей верхушки, если само общество не развивается в своëм моральном облике, а заботится лишь о своих сиюминутных желаниях и личных потребностях, то такой сценарий как в игре транзистор будет повторяться раз за разом в той самой рекурсивной петле.
Сразу на ум приходит пример советского союза образца 60х-70х годов, когда страна была на острие технического прогресса, но само общество и политика застопорились в развитии, когда вместо реального движения к коммунизму было объявлено его достижение, а вместо развития личности в центр угла было поставлено развитие потребления. Это я ещë и к тому, что у кого-то в обзоре на игру услышал фразу, что в Клаудбанке реализована модель коммунизма и мол, вот нате, не работает коммунизм. Надеюсь из моего разбора понятно, что никаким коммунизмом там и не пахнет, а если нет — приглашаю к обсуждению в комментарии. А на этом у меня всë. Пока.
Лучшие комментарии
Это самые приятные игровые 4 часа моей жизни. После ~25-ти размышлений портально.
Говоря о Транзисторе — сокрушительно обидно что авторы как-то не слишком развили мир, очень хочется больше… но это как с играми одной студии на цифру 3.
В концовке Ред появляется перед героям, и у них происходит диалог:
Безымянный: «Хей.»
Рэд: «Хей.»
Так что она оказывается внутри транзистора вместе с ним.
Насколько я помню, Камерата искала не просто ярких личностей, а людей, способных своим талантом буквально изменять реальность. Гонщик, который стал телепортироваться, например. Почему — не ясно. Вероятно, чтобы диктовать свою волю реальности в обход демократического голосования. Параллельно они исследовали Процесс — то, как город перестраивает себя — и в какой-то момент. Процесс вышел из-под контроля. Именно поэтому им потребовалось найти Рэд. Дело в том, что она тоже обладала сверхспособностью — её пение могло отдавать приказы напрямую Процессу (что и происходит в финале).
Что до посыла про упадок лишённого вызова общества, то эта интерпретация мне кажется сомнительной. В этом мире были и люди науки, и люди искусства, преданные своему делу. Учёные не появляются среди выбранных Камератой людей, но в принципе в сюжете присутствуют — та же Лилиан Платт. Мне кажется, эта история скорее про влияние таланта и увлечённости на мир, и про то, как опасны они могут быть, когда служат отдельным людям, а не всему миру.
На мой взгляд всё, что касается виртуальной реальности чистой воды спгс, по-моему город вполне реален. Его развитие посредством процесса, изменение погоды, цвета неба и прочего просто объясняется крайне высоким технологическим развитием. То что все способности транзистора это программы объясняется тем, что эти способности взаимодействуют с Процессом, который, как я понял, является чем-то вроде сложнопрограмируемого организма состоящего то ли из нано-машин, то ли из чего-то схожего, и именно взаимодействием с кодом Процесса объясняется такое наименование. Сам же процесс преобразовывает всё вокруг в себя, а Транзистор взаимодействует с ним на более глубоком программном уровне, посему он, являясь ключом ко всему в городе способен преобразовывать людей в код (чем и объясняются все убийства превратившие людей в эти программы).
Что же касается «ухода из города»: в описании одного из героев (не помню кого конкретно) говорится, что в Клаудбанке практически нет преступности — в огромном мегаполисе происходит в среднем одно убийство в ГОД (сори за капс). И ссамо слово статистика говорит о том, что уже давно царит именно такая ситуация, поэтому людям проще воспринять то, что человек просто куда-то уехал нежели погиб, а Каммерате проще поддерживать порядок. Посему я считаю, что в конце герои именно, что оказались программами внутри Транзистора. (В конце-концов стал бы наш Безымянный так переживать из-за решения Ред, будь это просто выходом в реальный мир?)
Приглашаю к обсуждению) Особенно интересно, куда попали герои в конце. Я всё же склоняюсь к варианту, что они таки просто вышли из виртуальной реальности.
Как бы такое объяснение тоже имеет возможность быть) Про спгс я так и сказал) про нано ботов я, кстати, не подумал, но особых намëков в игре на это тоже не было, но впринципе докрутить до этого мысль можно, да
Ну, они могли встретиться уже в реальном мире, где у неë никто голос не отнимал)
А как в таком случае она обретет тело? Сложна =-(
Такое чувство, что они не то чтобы не развили, а специально не стали всё раскрывать, чтобы оставался этот флёр загадочности и недосказанности. Но игра, конечно, крутая, как и сама студия
В реальном мире тело априори есть. Другой вопрос, что в реальном мире они могут выглядеть не точно так же как в Клаудбанке
Конечно, может быть и такое прочтение, всё-таки история с открытым финалом и с оригинальной подачей. Только какой тогда был-бы «месседж», если принять такое толкование? Направляйте свои таланты на общественную пользу? Так те «субъекты» которых забирала Камерата и так не затворничали, а были любимцами Клаудбанка. Но о чём подумать есть)