1 мая 2022 1.05.22 7 1404

Разбор идейного посыла в Black Book

+1

Сразу оговорюсь — этот текст лишь часть сценария видео, укороченная для простоты усвоения и чтобы не засорять отдельными ветками и подводками. Кому интересно — вы можете ознакомиться с самим видео ниже

Мрачные концепты завлекают ещё на этапе первоначального знакомства
Мрачные концепты завлекают ещё на этапе первоначального знакомства

И так, я хотел высказаться про хит прошлого года — игру Black Book, разработчики из Перми (Morteshka Games), игру обласкали и журналисты и игроки, причём не только из России. Давайте разберёмся какой посыл содержит данная игра и будем ли мы её потом включать в школьный список для обязательного прохождения юным марксистом («шютка»). Чтобы было понятнее я вкратце набросаю чем нам в этой игре уготовано заниматься (то есть механики) и широкими мазками опишу сюжет.

Вполне положительная картина на метактритике
Вполне положительная картина на метактритике

Игровые механики различные для разных фаз и поделены на время отдыха (в доме или другой локации), экран карты, экран локации и магические карточные бои. При отдыхе можем говорить со спутниками, принимать задания от просителей, раскладывать карты — заклинания, отправлять личных бесов на работу и сыграть в дурака. С принятием задания переходим на карту и практически всегда наша задача — пройти из пункта А в пункт Б через разные локации и точки интереса. На этих локациях могут быть экраны с текстом, где нет экшена, но нужно выбирать ответы как в квестах, от этого может быть положительный или отрицательный эффект, новый предмет или бой. Бывают локации, где требуется что-то отыскать, с чем-то по взаимодействовать, собрать травы, а некоторые специально так поставлены, чтобы было красиво, как вот тут, где Василиса пересекает золотое пшеничное поле

В движении — ещё красивее
В движении — ещё красивее

И, конечно, тут есть интересная боевая система, которую можно сравнить с джейэрпегешной наверное, с той разницей, что нету милишных атак, напарник один и всего с одной способностью, а все заклинания называются и выглядят как карточки, чёрных и белых цветов. Но это если очень упрощать, на самом деле система достаточно глубокая, можно составлять свои билды (ну сборки тобишь) из постоянно пополняемых карточек-заклинаний-заговоров. Кроме защиты и атаки есть разные накладываемые статусы типо порчи, сглаза, хвори, благословения, набожности и всего такого. Углубляться не буду — на самом деле очень быстро понимаешь что к чему, но достаточно оригинально. Иногда вместо боя есть вариант скинуться в партию дурака, в ветке умений есть даже навык менять карту на козырную с помощью магии. Но я и так справлялся. И да, тут есть какая никакая прокачка, но там не так много вариантов и запутаться в ней трудно. Поэтому давайте обратимся непосредственно к сюжету

Карты снизу — те, что «в руке», сверху — те, что уже добавлены в последовательность
Карты снизу — те, что «в руке», сверху — те, что уже добавлены в последовательность

Первым делом на себя обращает внимание сеттинг (если кто не знает так называют мир игры и правила этого мира) и он построен на былинах, рассказах от жителей Пермской области конца девятнадцатого века начала двадцатого. В основном действие происходит в районе сёл Вильгорт, Покча, Чердынского уезда, Пермского края в тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году. Причём разработчики утверждают, что карты разрабатывали вместе с краеведами и все поселения являются реально существующими или существовавшими. Да, и то что я сказал, что на былинах основан сюжет — это не преувеличение, там и основная линия и дополнительные квесты подвязаны на «былички» которые в отдельном меню можно почитать.

Пример энциклопедической заметки о посвящении в колдуны
Пример энциклопедической заметки о посвящении в колдуны

Для примера вот у нас есть основная цель, но к нам домой перед началом уровня как к «знатким» (Так колдунов-знахарей называли в том районе) приходит проситель, рассказывает проблему в двух словах типа «вот ходил на спор в баню ночью после двенадцати, для подтверждения взял камень, в это время меня нечистая схватила за руку и заставила поклясться, что я на ней женюсь». Вот, эта история основана на быличке, которую нам тут же разблокируют. Далее мы идём помогать в этой непростой ситуации, оказывается, что эта нечистая — подменённый ребёнок, которого подменила банница из-за того, что мать как-то ругнулась на младенца во время купания, и вместо малыша нечистая подложила осиновое полено, которое все видели как вечно истерящего и не вырастающего ребёнка и это тоже оказывается основывается на быличке, которая с предыдущей никак не связанна изначально, но сценаристы связали эти истории этакой дугой. Потом мы вызволяем эту девушку от банницы, после помогаем сыграть свадьбу и под всеми обрядами есть основание в виде быличек или других фольклорных источников. То есть весь сюжет как бы состоит из лоскутов, которые соединяются сценарными нитками, причём очень ловко, в основном за счёт того, что фольклор приведён к общему знаменателю и не противоречит сам себе внутри повествования. А ещё потому что в центре есть чёткая канва с конечной целью, к которой стремится героиня

Диалог с выросшей «подменной», ныне банной невестой
Диалог с выросшей «подменной», ныне банной невестой

Давайте по порядку. Мы играем за Василису, она сирота, её в детстве приютил знаткий дед Егор, обладатель чёрной книги, и с детства он учил её колдовскому ремеслу, но она не хотела становиться векшецой, или ведьмой по нашему, у неё был возлюбленный и она уже собиралась выходить замуж, но дед Егор приказывает чертям довести возлюбленного Василисы до петли (естественно мы узнаём об этом только в конце), а после уговаривает Василису взять чёрную книгу, рассказывая тысячелетнее предание, что тот, кто откроет все семь печатей на книге получит возможность исполнить одно желание. Мы идём на перекрёсток и там дед Егор передаёт нам книгу и своих чертей, тут их часто называют бисями, там же открывается первая печать и мы знакомимся с самим сатаной, но пока не знаем об этом. В общем с этого момента нашей глобальной целью становится открыть все семь печатей до того как пройдёт сорок дней со смерти возлюбленного, по преданиям за это время душа проходит мытарства и определяется в ад или рай и после этого её уже точно не вернуть.

Процесс открытия первой печати
Процесс открытия первой печати

Соответственно тут не распыляются на множество дополнительных квестов как в множестве других РПГ, где нужно собирать десять хвостов крыс или что-то подобное. Вообще, я сейчас вспоминаю — чтобы хотя бы рассказать про все локации, в которые нас заводит сюжет нужно рассказывать весь сюжет целиком, это я считаю маркер непрерывности линии повествования, что для сюжетноориентированной игры по моему мнению огромный плюс, как минимум с точки зрения удержания игрока и сохранения его заинтересованности продолжать двигаться по сюжету дальше.

Первый диалог с Сатаной
Первый диалог с Сатаной

Давайте просто быстренько накидаю, где мы побываем — понятно что в большом количестве представлен сельский антураж, дома, бани, даже в гостях у банницы, церквушки, мельницы, уездный Соликамск, где есть солеварни и аж телеграф, немного города Чердынь с посещением помещичьей усадьбы, владения водяного в сопровождении русалки-утопленницы, поищем по лесам обращённых в волков односельчан, заодно познакомившись с волчьим пастырем, спасём деревню, которую спрятал сын лешего, попутно разбудив самого хозяина леса, найдём цветущий папоротник, поиграем в загадки с демоном-лебедем, которому очень понравился французский, победим четырёх колдунов по разным причинам пытающихся у нас отобрать книгу, попадём в ад, поговорим с самой смертью и раздадим люлей сатане, а в итоге, в зависимости от отыгрыша в конце или разрушим ад, или сбежим из него, а может этот ад и возглавим. Это всё если вкратце

Василиса у врат в местный Ад
Василиса у врат в местный Ад

А теперь можно поговорить и про то, о чём же это всё или как говорят у нас в селениях — какой же тут дискурс. И казалось бы тут всё просто — это же по народному фольклору, а значит про религию — мол быть чернокнижником плохо, нужно молиться богу, и не грешить и всё будет хорошо, а знахари в аду сгорят. Но не всё так просто. Так как это народный фольклор, то он основан не столько на религии, сколько на быту людей тех лет, не забываем, что общественное бытиё определяет общественное сознание, а значит и верования отражают именно повседневные переживания. Не зря сценаристы поставили эти временные рамки — 1887 год, это двадцать шесть лет с отмены крепостного права, которое не столько освободила крестьян, сколько загнала их в новую кредитную кабалу, потому что их освободили только юридически, но земли, на которых они работали не дали. Право выбрать участок, который получали крестьяне оставалось за помещиком, себе он оставлял наиболее хорошие участки, остальное продавал по завышенной рыночной цене, при том оставалась «барщина» когда крестьянину нужно было сорок дней отработать на земле помещика. А дворовым крестьянам, у которых земли как таковой и не было вообще, пришлось ехать в город, на новые заводы, из них формировался рабочий класс, а кто-то «не вписывался» в рынок и нищенствовали по городам.

Полная цитата на всякий случай, а то её часто не верно воспроизводят
Полная цитата на всякий случай, а то её часто не верно воспроизводят

К тому же в это время уже росли социальные предпосылки для свержения монархии, росло недовольство крестьян и рабочих. Именно в тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году были казнены пятеро заговорщиков из «фракции народной воли», которые готовили покушение на Александра третьего, среди этих заговорщиков был Александр Ульянов, старший брат Владимира Ульянова (Ленина). Так к чему это я. К тому что в скором гряли мощнейшие преобразования в жизни общества и в России в целом. И даже если многие не подозревали об этом, но в воздухе уже витала настороженность к изменениям.

Пятеро членов террористической фракции «народной воли», которых повесили в 1887 г
Пятеро членов террористической фракции «народной воли», которых повесили в 1887 г

В игре это интересно обыгрывается. По по лору игры вокруг нас постоянно присутствуют силы невидимые для обычного человека, в частности овники, домовые, дворовые, банники и другие бесы, которые могут быть как условно свободные или работать на преисподнюю, так и подчиняться какому-нибудь колдуну, при этом, если их не нагружать работой то они будут мучать хозяина. В игровой механике это тоже отражено. Когда дед Егор передаёт книгу Василисе передаются и черти, сначала 3 штуки, а к концу игры их будет семь, по крайней мере у меня столько вышло. Каждый из этих чертей, если сидит без дела, портит игровые характеристики нашему персонажу, один минусует четыре пункта здоровья, другой накладывает порчу в начале боя на героиню, третий уменьшает урон наносимый персонажем и так далее. Чтобы этого не происходило нужно их каждый день отправлять на работу. И тут стоит выбор — отправляя на настоящую работу беса повышается уровень греха, потому что работа там такого типа: «наслать порчу на корову», «попортить урожай», «наложить хворь» и всё в таком духе, при этом они ещё и деньги приносят. Если неохота замарывать себя в цифровых преступлениях, то можно потратить два очка умения на возможность отправить двух бесов в день на бесполезную работу — считать иголки на ёлках, вить верёвки из песка, принести рассвет в бутылке и так далее, но с таких заданий и денег не будет. Я в итоге так и поступал — двоих бесов, которые больше всего мешались отправлял на бессмысленную работу, остальных терпел, ну вот не могу я даже в игре отыгрывать злодеев.

Меню по распределению чертей на работу
Меню по распределению чертей на работу

Это я к чему. По разговорам и квестам мы делаем выводы, что все механизмы по сути работают на бесовской тяге. Мельнику жернова крутят бесы по контракту, солевару рассол подгоняет водяной так же за подаяния. По телеграфу информацию переносят бесы, самоходные машины наверняка запряжены бесами, да и про пароходы тоже есть такие разговоры. То есть по лору одни бесов тут рассматривают как некоторый энергетический ресурс, а простые люди через эту призму рассматривают технологический прогресс, мол это всё колдунские, неправославные изобретения.

Черти на службе у мельника
Черти на службе у мельника

Возвращаюсь к сюжету. На нашем нелёгком пути нам встретятся несколько колдунов, которые транслируют разное видение ситуации и которые пытаются средствами нашей чёрной книги воплотить свои хотелки в жизнь. Ну и давайте про их мотивации. Дед Егор, для Василисы как родной дедушка, он её вырастил и всему научил, чтобы она открыла все печати, а он бы исполнил своё желание откатить всё назад до момента, когда он начал учиться колдовству и когда он впервые согрешил. То есть это пример ностальгирующего типа, причём с большой долей инфантильности, раз он не может принять ответственность за свои поступки и мечтает, чтобы можно было исправить прошлое или даже его вернуть. Естественно это невозможно, мы должны опираться на ошибки прошлого и учиться их не совершать или хотя бы не повторять точь-в-точь. Был ещё его учитель Прокопий, о нём не много можно сказать, единственное что его привлекало это власть и «MORE POWER», естественно такой диктаторский авторитарный подход не жизнеспособен, потому как сразу или через время найдётся тот кто будет сильнее тебя или тебя перехитрит, тут особо рассматривать нечего.

Дед-чёрт Егор
Дед-чёрт Егор

Далее мы знакомимся с Пряхой — натуральной ведьмой, но которая ненавидит бесов, при этом сама не гнушается портить жизнь крестьянам. Не знаю уж, что ей сделали бесы, может сбили её кошку, но она хочет использовать желание из книги для уничтожения всех бесов, что, сопоставляя с лором, значит прекращение технологического прогресса. С мотивацией у неё конечно проблемы, ведь как мы видим на её примере — отсутствие бесов не делает кого-либо добрым, возможно она просто расистка или хочет уравнять всех, уничтожив средства производства, только в том и проблема, что без технического обеспечения будет лишь бОльшая эксплуатация человека человеком.

Пряха
Пряха

Ещё есть её подмастерье, потомственный колдун-помещик Александр, его родители заключили сделку с древним демоном-лебедем, и сейчас демон служит Александру. Когда мы невольно бываем в гостях у Саши, то видим, что он всех своих чертей пытается подрядить на полезные работы, они и ходят официантами, убираются и вообще выполняют бытовые функции в качестве рабов. Вот уж точно ничего не меняется у помещиков — им запретили крепостных, этот взял в рабство чертей, так даже выгодней — их вообще кормить не надо, да и платы не требуют. Так вот его идея фикс — бесократия. Мол нужно всем людям раздать чертей в служение и черти будут все делать за людей — пахать огороды, заниматься стройкой и всем таким, а главным будет маг, у которого колдунство сильнее и мол всё, будет красота. Казалось бы. Если переводить это на обычный язык — дайте людям технологии и у всех всё будет хорошо, а заправлять будет самый умный и умелый организатор.

Помещик Александр
Помещик Александр

Этот подход называется технократией и об этом грезит кремниевая долина. Есть одно но. Это всё так не работает. Технологии лишь инструмент в руках правящего класса, то есть той прослойки людей, у которой вся реальная власть. Практически во всём мире власть у банкиров, владельцев крупного бизнеса, то есть у тех, кто наживается на чужом труде. И как вы думаете, что произойдёт при таком бесократском сценарии? Правильно они найдут способ всех бесов или технологии отобрать у обычных людей и поставить на службу себе (что мы кстати и так видим повсеместно). Да и вообще простое отнять и поделить не работает, хоть это и приписывают коммунистам, это коммунистической идее противоречит. Потому что это не решает основной вопрос: в чьих интересах действует власть. Без низовой самоорганизации, начиная со своей работы, жителей подъезда, многоэтажки, района и так далее весь технологический прогресс будет решать только одну задачу — увеличение прибыли владельца «газет, заводов, пароходов» в более короткий срок. Потому что единственный значимый источник прибыли бизнесмена — недоплаченная зарплата своим работникам, туда же уменьшение социалки, экономия на условиях труда и уменьшение рисков работодателей.

Очень условная схема, отражающая трудовую теорию стоимости
Очень условная схема, отражающая трудовую теорию стоимости

Единственное, что изменится при всеобщей роботизации и автоматизации так это условия на рынке труда и требования к работнику и к условной «стрессоустойчивости и обучаемости» добавятся умение включать и направлять дронов. А в случае с этой игрой — умение заставлять трудится бесов более эффективно. Так что Сашке бы не демонологию читать, а труды Маркса и Энгельса, которые в нашей реальности в то время были дико популярны, кстати.

Ещё недавно всех общественных «бесов» у нас отжали в открытую
Ещё недавно всех общественных «бесов» у нас отжали в открытую

Так. И осталась сама Василиса. Её ключевая мотивация на протяжении всей игры была воскрешение любимого. Мотивация скажем так не особо благородная, направленная всего на одного человека, ну хотя бы не на личное обогащение и на том спасибо. Но чисто по человечески её можно понять. Ей по сюжету всего-то лет шестнадцать, она никогда ни о чём глобальном не задумывалась, не собиралась ломать систему и что-то в этом духе, она и ведьмой-то не хотела становиться, хотя дед Егор её специально для этого растил, чтобы ей передать книгу, своих бесов и чтобы самому можно было спокойно умереть (ведь колдуны по фольклору долго умирают, потому что их мучают их же бесы). Плюс она только-только похоронила своего суженого, и ей тут же дают надежду на вызволение души парня с того света. Плюс игра разворачивается меньше, чем в сорок дней с этого момента — Василиса ещё не приняла эту смерть, не смирилась и не отпустила чтобы продолжить жить дальше. Естественно она зацепилась за эту возможность, причём ещё и хорошо реализовала свой план, и этим хотели воспользоваться все, кому не лень для достижения более глобальных и светлых целей, по их мнению конечно.

Василиса по пути к могиле возлюбленного
Василиса по пути к могиле возлюбленного

Справедливости ради отмечу, что вольно или нет, в зависимости от отыгрыша, Василиса помогла многим людям, пока достигала своих целей. И тут ещё есть то ли минус, то ли особенность — про возлюбленного Василисы мы не знаем ничего, практически вообще, только что он из того же села, что и Василиса, даже если там называли его имя, то не больше одного раза — я даже не вспомню, не говоря уж о других его качествах. С одной стороны при таком раскладе очень трудно переживать за человека, с другой мы тут можем полагаться исключительно на чувства Василисы, и переживать скорее за неё и через призму её восприятия. Может это и правильней, тем более спутники, которые ей на самом деле помогают помогают именно ей, из-за её доброты, а не из-за качеств её парня. То есть они смотрят на неё и её действия и понимают, что такая девушка не могла полюбить плохого человека. Хоть и весь опыт человечества говорит, что могла бы, но мы не об этом.

Спасённый пермяцкий Бог ветра, по совместительству демон-кот Прошка
Спасённый пермяцкий Бог ветра, по совместительству демон-кот Прошка

А финальный твист в итоге разрушает все ожидания персонажей, ведь оказывается, что книгу написал сам дьявол, потому что ему было скучно и он хотел себе друга равного себе, поэтому и передал на землю эту книгу со словами мол кто сможет открыть все печати, тот будет править адом, честно дословно не помню, но смысл такой, а то что про эту книгу на земле колдуны друг другу рассказывали то это уж так слухи устроены, каждый немного переврал и за тысячу лет смысл поменялся на тот, который все хотели, вместо того, который был. Как бы то ни было, при встрече сатана не отпускает парня Василисы, а скорее наоборот, говорит, что это мол он её суженый, раз она смогла все печати открыть. В итоге мы сатану забиваем, причём довольно легко, с каким-нибудь сыном лешего я дольше парился

Поверженный дьявол тонет в пучинах ада
Поверженный дьявол тонет в пучинах ада

А потом у нас есть выбор из трёх концовок, если меньше ста тридцати грехов — можно книгу бросить в лаву, типа как кольцо всевластия в Ородруин, книгу мол сатана тут написал, тут можно и уничтожить, причем уничтожается и ад. (Вряд ли это у Толкиена подсмотрено, скорее наоборот — это в фольклоре давно живёт, поэтому и попало на перо профессору). Это хорошая концовка, потом на титрах Василиса с парнем сидят под деревом. Второй вариант — сбежать с книгой и Василиса ставит в книге ещё одну печать — свою — в титрах она будет сидеть под деревом одна с книгой. И третий вариант, если грехов больше ста тридцати, то можно возглавить ад.

Сцена уничтожения книги таки имеет некоторое сходство с Джексоновской постановкой
Сцена уничтожения книги таки имеет некоторое сходство с Джексоновской постановкой

Что мы имеем в итоге, если отбросить фольклор из сюжета. Рассказ про избранность, предательство, силу любви. Как оригинально. Но это только если смотреть на костяк. По факту же, если смотреть не на точку в сюжете, а на сам путь, то можно заметить с какой любовью подходили разработчики к источникам, байкам, быличкам, они собрали цельный ЛОР, хотя сказки и рассказы в реальности как раз таки противоречит друг другу, потому что в каждой деревне будут немного отличающиеся правила загробного и тонкого мира и взаимодействия с ним. Но как этнографическая и фольклорная компиляция мифов и соединения язычества с православием — это просто шикарно. Ну и да, за всю игру было пару тычков в советскую власть, но так вскользь и так беззлобно, что их можно и не разбирать, они ни на что не влияют и можно списать на личное отношение рассказчика.

Встречаем суженого где-то в междумирье
Встречаем суженого где-то в междумирье

Мой личный приговор — игра достойна к прохождению, с обязательным чтением диалогов, быличек, внутренней энциклопедии и конечно прослушиванием хоровых народных песен, которые открываются по мере продвижения по сюжету.

Воссоединение под деревом фоном для титров
Воссоединение под деревом фоном для титров

А ещё вот тут можно посмотреть видео, где есть некоторые добавления в начале и плюс небольшой разбор игры Help will come tomorrow в конце.

 

Собственно сам разбор


Лучшие комментарии

Шикарный обзор, спасибо!

Как минимум дизайном, а по остальным пунктам сам решай для себя.

Честно говоря удивлён, что вроде люди просмотрели, но не прокомментировали. Мне казалось, что в статье есть спорные моменты.

Йюху, первый комментарий) А если серьёзно, то чем СГ отличается от других порталов?) Я тут недавно, до этого долгое время видео СГ смотрел на ютубе и твиче

Читай также