12 сентября 2022 12.09.22 11 3098

Мнение о Soul Hackers 2

+21

Платформы: PC, PlayStation 4|5, Xbox One, Xbox Series X|S
Жанр: Turn-based JRPG

Наверное, каждый, кто знаком с сериями Shin Megami Tensei, Persona, Devil Summoner\Soul Hackers и Tokyo Mirage Sessions задавался вопросом: а чем вообще отличаются эти игры? Как студия ATLUS делит их по целевым аудиториям?

Зарвавшиеся ламии перед финальной казнью следующим ходом
Зарвавшиеся ламии перед финальной казнью следующим ходом

Ответ, оказывается, достаточно прост, хотя и размашист.  Shin Megami Tensei — это серия-родоначальник, серия-предок, выполненная по правилам классической школы JRPG — в центре повествования всегда стоит некий человек, оказывающийся в сложной ситуации в гибнущем мире, в котором так или иначе существуют демоны, коих нужно нанимать, собирать в армию и периодически улучшать. С виду это выглядит как Pokemon-про-демонов, разве что SMT стартовала задолго до того, как Эш встретил Пикачу — ее корни уходят в литературу.

И все бы замечательно, но игры серии SMT не могут похвастаться нарративной частью и глубокими сюжетами — они сильно налегают на механики боя и прокачки, нередко жутко репетативные, решительно бросая вызов игроку, чтобы тот совершенствовался до белого каления.

Это дело бодро начала исправлять, рассчитанная на более широкую аудиторию серия  Persona, рассказывающая истории уже про школьников-подростков, оказавшихся в не менее необычных обстоятельствах, касающихся сверхъестественных материй (добавляем сюда больше беззаботности, проблем юности, душевных травм), но делая упор на диалоги и смешение механик с регулярными вкраплениями повествования — и, надо отметить, обрела куда большую популярность, чем родоначальник.

Tokyo Mirage Sessions — это уже спин-офф, современная попытка переложить механики SMT\Persona на высокопарность  Fire Emblem, смешав их, и выдав это как артистический JRPG-перформанс от юных дарований, где главные герои и существа, которыми они повелевают, так или иначе касаются разных форм искусства. Каждое их сражение выглядит как музыкальная или артистическая сессия.

Красиво начать — треть успеха

 

У игры классический, но очень приятный опенинг, навевающий воспоминания об аниме 90-х и музыкой, и режиссурой, и подачей

 Soul Hackers 2, в отличие от предшественника, вышедшего на Sega Saturn в девяностых, в своей основе берет концепцию Persona 5, сильно налегая на повествование, но выделяется при этом рядом отличий: в центре внимания — коммуникации между взрослыми персонажами, призывателями демонов, чьи взаимоотношения плотно переплетены и запутаны цепями противоречий и исторических зацепок. На фоне при этом обязательно маячит некий масштабный конфликт, не доминирующий над сознанием игрока: герои, до определенной поры, скорее пытаются предотвратить неминуемую катастрофу, чем ощущают гнет от ее присутствия.

Все основные сюжетные диалоги озвучены,  причем качество дубляжа находится на высоком уровне: ни разу не словил отторжения или ощущения, что актер переборщил с экспрессией
Все основные сюжетные диалоги озвучены, причем качество дубляжа находится на высоком уровне: ни разу не словил отторжения или ощущения, что актер переборщил с экспрессией

Завязка у игры, на мой вкус, великолепна: на протяжении всего существования человечества, оно экспоненциально копило знания. В какой-то момент количество собранных данных достигло настолько критической отметки, что на его основе зародилось некое подобие Ноосферы (информационного поля Земли) с самосознанием, которое поставило себе целью бесконечные сбор информации и саморазвитие — ее, Ноосферу, можно представить себе как некое подобие метафизических суперкомпьютеров с развитым искусственным интеллектом. Дали они себе имя Айон.

Отправленный на разведку демон (русалка) нашла предмет, который нам пригодится
Отправленный на разведку демон (русалка) нашла предмет, который нам пригодится

В нынешнюю эпоху, будучи Демоном Лапласа, Айон предсказывают, что вектор движения человеческой расы склонился в сторону неминуемой гибели. А так как Айон, как метафизическая информационная система, крайне плотно связан с существованием людей (нет людей — нет Айона), он ставит собой еще одну важную задачу — воплотить две копии своих сознаний в аналог человеческих тел, поручив им миссию: найти и спасти владельцев сверхъестественных катализаторов под названием «Ковенант». Таким образом информационные единицы, обретшие имена Ринго и Фиг, получают органические тела, способные к призыву демонов, и выходят в мир людей.

По закону подлости, все три человека, которых им нужно было уберечь, уже мертвы. Весь план под угрозой, и на помощь героиням приходит сложная и рискованная технология Soul Hack — полное дизассемблирование всей информации, из которой состоит тело и душа человека, с последующим переключением его состояния из «мертв» в «жив», покуда дух, еще теплящийся в бренной оболочке, не растворился в бесконечности.

Инициализация Soul Hack
Инициализация Soul Hack

Таким образом они спасают троих: Эрроу, Миледи и Сайзо — тоже призывателей, причем из разных враждующих между собой фракций. Им, в свою очередь, ничего не остается, кроме как присоединиться к Ринго и Фиг, поскольку их цели, как оказались, сходятся в одной точке: кем-то движет месть, кто-то хочет разобраться в происходящем, а кто-то — восстановить отношения с близким человеком.

Для справки: призыватели в мире  Soul Hackers 2 выступают подобно наемной рабочей силе — они используют мощь и магию демонов, заключая их в свое оружие, и таким образом решая проблемы горожан или крупных организаций.

Никаких «У тебя тоже такая же родинка!»

Фиг — просто милашка и само уравновешенное очарование
Фиг — просто милашка и само уравновешенное очарование

Чем сходу цепляет игра — связкой из плотности событий и оригинальности задумки. Soul Hackers 2 просто не дает заскучать за счет здорово написанных диалогов, которые просто приятно читать с литературной точки зрения, невзирая на то, что центральный сюжет, в своей основе, довольно прост. Он регулярно старается в «вот это повороты», но в своих попытках не хватает звезд c неба в плане глубины или обмана выстроенных у игрока ожиданий.

Для тех, кто боится играть на английском: уровень требуемых знаний здесь невысок: фразы простые, а для отдельных словечек можно и открыть раз в час словарь
Для тех, кто боится играть на английском: уровень требуемых знаний здесь невысок: фразы простые, а для отдельных словечек можно и открыть раз в час словарь

Нарративная часть не успевает обрести достаточную комплексность, многослойность, невзирая на продолжительность кампании в почти 30-40 часов.  Soul Hackers 2 рассказывает камерную историю — это ощущается даже по размеру и количеству локаций, доступных для путешествий. Однако, важно еще раз проговорить: главным угощением для почитателей хороших историй выступают именно герои и переплетение их взаимоотношений между собой. Ринго и Фиг здесь противопоставляют остальным: они, по сути, сродни новорожденным, которым имплантировали зрелые личности и бесконечность человеческих знаний: они растут эмоциональным диапазоном, впервые сталкиваются с серьезными трудностями и учатся быть человечнее, но это не сваливается в подростковые метания и высосанные из пальца проблемы ради очередной порции пубертатных соплей, брошенных зрителю в экран.

Персонажей сложно отнести к каким-то традиционным японским аниме-типажам, поскольку они больше похожи на литературных героев. Прописаны хорошо, но, надо отметить, без феноменальной проработки, хотя и, порой, с многослойным «дном», а также с присущими жанру здорово поданными эмоциями и переживаниями. На этом, как и на прошлом каждого из героев, держится основная часть тайн здешней истории.

Разношерстная команда не может обойтись без конфликтов, причем причина этого противостояния уходит корнями глубоко в ряд событий прошлого самой Миледи и одного из важных, но спойлерных сюжетных персонажей.
Разношерстная команда не может обойтись без конфликтов, причем причина этого противостояния уходит корнями глубоко в ряд событий прошлого самой Миледи и одного из важных, но спойлерных сюжетных персонажей.

События же развиваются в довольно развитом технологичном современном мире, где магия — вполне себе обыденное дело. У призывателей, как владельцев сверхъестественных сил, есть даже собственный хаб, огороженный магией: обывателю путь туда заказан.

Достучаться до сердца

С друзьями по команде можно бахнуть пива после очередной тяжелой миссии и поболтать по душам: либо узнать что-то новое о героях, либо увидеть забавную сценку.
С друзьями по команде можно бахнуть пива после очередной тяжелой миссии и поболтать по душам: либо узнать что-то новое о героях, либо увидеть забавную сценку.

Аудиовизуальный язык, на котором ATLUS через  Soul Hackers 2 общается с игроком — это если не шедевр, то яркий пример того, что пора записывать в какую-нибудь абстрактную хрестоматию дизайна и композиции. Мне до безобразия понравилась создаваемая игрой атмосфера — за счёт именно вышеупомянутой аудио-визуальной части:

 

Городская тема

неоновые улочки городов; яркий свет футуристичных ковровых дорожек перед Цирком, где смешивают разных демонов; чудесные яркие фонтаны в убранстве зон отдыха и современные подсвеченные эскалаторы у магазинчиков; рядом под сенью искусственной Сакуры расположился уютный бар, где под бутылку пива отдыхают герои между миссиями — это все хоть и камерное, но здорово работает на вовлечение, будучи подчеркнутым восхитительной музыкой.

 

Уютный отдых

В публичных местах обязательно, как часть атмосферы, зазвучит уютная смесь электроники, приправленной дабом, или какой-нибудь уютный джаз. В бою — уши обласкает традиционная тяжелая ритмичная, гитарная эклектика с обязательными мелодией и хуком, чтобы не утомить слушателя на сотый или трехсотый раз.

Soul Hacking сопровождается погружением в самые яркие воспоминания перед смертью
Soul Hacking сопровождается погружением в самые яркие воспоминания перед смертью

Даже сюжетное погружение в память сопартийцев сопровождается очень интересным миксом футуристичных синтезаторов в стиле ретро и подобия церковного колокола.

Однако, боевых музыкальных тем, на мой вкус, слишком мало. Основная, с которой начинаешь и чуть ли не заканчиваешь игру — очень крута, задорна и очень здорово саранжирована, но ее сменяют только едва ли две «коллеги по цеху»: одна под боссов и одна под сильных противников. Есть еще парочка, уже симфонически-драматичных — под сюжетных боссов.

 

Основная боевая тема

COMP’ы на вооружении

Не без дуэлей с секундантом
Не без дуэлей с секундантом

Основная геймплейная петля состоит из путешествий по локациям в виде лабиринтов и походов по магазинчикам да различным закоулкам города, включая убежище, где герои могут немного отдохнуть и съесть что-то дающее серьезный бафф. Каждый сюжетный уровень оформлен в виде данжа, причем сам данжен-кроулинг организован незатейливо: перед входом на локацию Ринго запускает демонов на разведку и отправляется в путь. По дороге встречаются рандомно генерируемые враги (от которых можно убежать или сразить их даже не начиная бой, кроме особо могущественных целей), а также союзные демоны, которые что-то нашли: полезный предмет, потенциального рекрута в армию или даже аптечку.

 

Боевая тема сражения между призывателями

С первых же десяти минут  Soul Hackers 2 знакомит игрока с наполированной с годами и слегка подтюнингованной боевой системой. И на поверку это — классический пошаговый  Shin Megami Tensei о противостоянии врагам, у которых, как и у партии игрока, есть свои слабости, резисты и прочие характеристики, влияющие на входящий урон и лечение. Основная идея проста: бей по слабым местам нужными типами магии и прикрывай собственный зад так, чтобы тебе не прилетело по больному месту.

В качестве фишки игры выступает «Саббат» — местный заменитель «контрударов при атаке слабого места врага» из Tokyo Mirage Sessions: с каждым попаданием по weakness противника копится особый счетчик — количество имеющихся в партии демонов, готовое с голодными глазами накинуться на оппонента по окончанию хода игрока. Чем больше демонов с собой и чем больше счетчик — тем больше урон и шанс быстро и эффектно закончить бой, и оформлено это очень даже стильно.

Накапливая стек из 10 атак можно организовать целую «Вальпургиеву ночь», которая нанесет врагам колоссальный урон
Накапливая стек из 10 атак можно организовать целую «Вальпургиеву ночь», которая нанесет врагам колоссальный урон

Сюда же накладываются «боевые приказы»: Ринго, с прокачкой, активно участвуя в бою, может умножать этот счетчик, усиливать и фокусировать атаки и даже переназначать раз в бой экипированных демонов для всех членов партии — таким образом можно переломить ход битвы или удачно отбиться, если исходный «сетап» слишком слаб под попавшегося врага. Все это дополняется развитием характеристик, апгрейдами оружия (оно называется COMP, и в него заключается сущность экипированного демона) и множеством других способов повлиять на бой — закупиться аптечками да баффами, и даже атакующими предметами.

Те, кого узнаешь из тысячи

Дизайн демонов у SMT\Persona\Soul Hackers просто великолепен
Дизайн демонов у SMT\Persona\Soul Hackers просто великолепен

Что до доступных в игре демонов, на которых держится вся боевая система — их черт, возьми, тьма. По сравнению с  Shin Megami Tensei V подвезли еще больше новых порождений тьмы, и практически поголовно у них, что у старых, что новых — замечательные, практически не повторяющиеся концепцией дизайны, черпающие вдохновение из самых разных культур и религий.

У каждого демона есть свой набор способностей. характеристик и таблица резистов
У каждого демона есть свой набор способностей. характеристик и таблица резистов

Никто не идеален, ничто не безупречно

Но, у всего есть свои недостатки. Основная игровая механика немного приедается из-за некоторого однообразия, а именно из-за довольно длинных лабиринтов, из которых, собственно, состоит каждый данж. Особенно это касается Соулскейпа — метафизического места, куда мы отправляемся для прокачки персонажей через раскрытие прошлого каждого из членов команды, где крохи сюжета перемежаются с долгими забегами через большое количество осовремененных рандом-энкаунтеров. Справедливости ради, данжи дизайнеры старались разнообразить, но, по какой-то причине, не визуально: все это выглядит построенным из одних и тех же тематических, в рамках локации, запчастей, будто из одного набора конструктора.

Иногда разработчики натурально перебарщивают со структурами лабиринтов
Иногда разработчики натурально перебарщивают со структурами лабиринтов

И это дополнительно утомляет. Игре я уделял, максимум, от 2 до 5 часов в день, после чего требовалась передышка. Играть запоем как в Xenoblade 2 и 3, увы, не получилось.

При накоплении стека за врагами появляются стильные мельтешащие силуэты наших демонов, будто готовые на них наброситься в любую секунду
При накоплении стека за врагами появляются стильные мельтешащие силуэты наших демонов, будто готовые на них наброситься в любую секунду

По ту сторону информационного горизонта

По окончанию прохождения и получения истинной концовки у меня остались немного смешанные чувства. На фоне массы великолепно проделанной разработчиками работы, игре, к моему великому сожалению, для получения плашки «шедевр» не хватило глубины истории и мира. Ей не хватило разнообразия в формировании ландшафта и дизайна уровней, не хватило хотя бы толики разбавляющих основной цикл механик. И это при том, что бои выстроены, по большей части, великолепно и следить за происходящим было неизменно интересно, не говоря о забавных диалогах и драматичных перебранках между действующими лицами.

И получается, что о прохождении и потраченном времени не жалеешь: тебя развлекли, тебе подарили яркое путешествие в компании харизматичных друзей. И таким образом миссия этой JRPG выполнена: она умеет создать ощущение «Да, я был там. Я был с ними, и я создал отличные воспоминания».

Плюсы:
 — Великолепный арт-дирекшен
 — Восхитительный полижанровый саундтрек
 — Великолепно написанные, увлекательные диалоги с яркими эмоциями
 — Яркие персонажи с хитро переплетенными взаимоотношениями
 — Вылизанная с годами до блеска породистая боевая система Shin Megami Tensei
 — Для XSX\PS5 завезли 1800p@60fps и 4K@30fps

Минусы:
 — Однообразные в рамках уровня локации в виде витиеватых лабиринтов из одних и тех же элементов
 — Маловато боевых музыкальных тем
 — Сюжету не хватает глубины
 — Косяки с оптимизацией (в некоторых сценах проседает даже на Xbox Series X, невзирая на несложный рендер).

Персональная оценка: 7.5 из 10 или "похвально".


Soul Hackers 2

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
25 августа 2022
91
3.5
19 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Спасибо на добром слове!)

Жаль, что JRPG у нас в стране не шибко популярны, так бы таких текстов было бы больше)

Спасибо! У игры просто шикарный визуал, но проходить сейчас не буду. Не проходил ни одного спинофа SMT, а эта игра уже 5-я в серии Devil Summoner. То есть, не считая первой не переведённой, перед ней желательно пройти предыдущие 3 игры (Devil Summoner: Soul Hackers, Devil Summoner: Raidou Kuzunoha vs. the Soulless Army, Devil Summoner: Raidou Kuzunoha vs. King Abaddon).

без Персоны, но с Компом!

визуал и озвучка на высоте! всё остальное — meh… меня хватило часов на 6

Да, боевая система у игры попроще, чем в номерных SMT. А что до завязки — тут дело вкуса

Спасибо!

Я рад, что мой позитив от игры смог передаться читателю)

Хороший текст!

Как раз являюсь фанатом серии SMT (прошёл все тайтлы оригинальной серии, и несколько спиноффов), и потому рад, что пишут про такие игры!

Слишком репетативно и некомплексно?)

да, до нее играл в персону 2, 3 и 4. Может потому ожидал большего. Здесь завязка сюжета не завлекла и боёвка как будто упрощенная

Пасибо за инфу, посмотрю, вписывается ли это все в мой бэклог)

Отличный текст. Думал вот приобшится, но столько всего сейчас начал, нужно добивать. Так что закину в бэклог с галачкой, хех.

Читай также