11 сентября 2022 11.09.22 6 6009

The Cataclysm: Dark Days Ahead. Самая лучшая Survival игра, о которой никто не знает.

«Ожидайте неожиданного, даже если это — испанская инквизиция.»

-Совет в игре

Сильное заявление, не находите? В этой статье я приложу все усилия, чтобы его оправдать, но следует начать рассказа с того, что это вообще за игра. На самом деле, на сайте уже была попытка осветить данный проект однако с тех пор прошло уже много времени в течении, которого проект ни дня не стоял на месте, да и автор раскрыл проект, по моему мнению, в недостаточной степени.

На самом деле сказать, что The Cataclysm: Dark Days Ahead (или просто CDDA) это рогалик с элементами выживания в зомби-апокалипсисе и ролевой системой, это все равно что сказать, что Escape From Tarkov это шутер с элементами выживания. По существу верно, но сути проекта не отражает совершенно. Почему так? А потому что CDDA обладает настолько пугающим количеством механик, что о существовании некоторых из них ты просто забываешь если долго их не используешь, и каждая из них по-своему полезна и даже, каким-то чудом, прекрасно сбалансирована. Когда вы поймете основной костяк механик, то обнаружите, что все вместе они складываются в необычный игровой опыт и делают каждую игру уникальной. Все то разнообразие и комплексность, которая присутствует в игре позволяет переживать такие испытания, которые, казалось бы, неспособна подарить самая обыкновенная случайная генерация. К сожалению, такое огромное количество механик и является главной причиной, по которой проект имеет высокий порог вхождения, и отпугивает многих игроков. Настолько, что без Гайда первого дня вам будет реально тяжело хотя бы понять, как вообще играть в эту игру (несмотря на то, что в ней есть обучение). И это может отпугнуть любого. Однако, спешу вас успокоить, каждый гайд воспринимается все легче и легче, ведь все механики идеально сплетены интерфейсом (который, при первом взгляде напоминает кабину вертолета, но при этом его умудрились сделать реально удобным, в отличии от интерфейса Dwarf Fortress с которым невольно возникает ассоциация, глядя на его исполнение). Поэтому, я вас прошу не пугаться этой игры раньше времени, попробуйте прожить в ней хотя бы пару игровых недель, и вас уже не будут пугать и путать огромные игровые возможности.

Я не хочу писать гайд о том, как играть в CDDA, такие уже есть, в том числе и на русском. Своей целью я ставлю именно рассказ о том, что вы можете встретить на своем пути если решитесь его начать, ну и в целом рассказать какие впечатления она вызывает, и порассуждать о ее уникальности. Я постараюсь быть кратким, однако это не значит, что обзор будет маленьким, ибо в игре слишком много всего, вообще самое удивительное в этой игре это воистину огромное разнообразие, ведь она создается и пополняется сообществом, пользовательские модификации вливаются в основную игру, теперь уже тяжело сказать, где заканчивается то, что сделал автор и то, что сделало остальное сообщество.

Выживший на выходе из исследовательского центра, вокруг него валяются трупы убитых зомби и остовы роботов, которые дрались друг с другом когда он приехал. На парковке стоят машины, любую из которых можно реанимировать и использовать в собственных целях. Стены исследовательского центра в некоторых местах разрушены зомби-халками, и взрывами.
Выживший на выходе из исследовательского центра, вокруг него валяются трупы убитых зомби и остовы роботов, которые дрались друг с другом когда он приехал. На парковке стоят машины, любую из которых можно реанимировать и использовать в собственных целях. Стены исследовательского центра в некоторых местах разрушены зомби-халками, и взрывами.

1. Персонаж, и его особенности

«Попробуйте разных персонажей, разные профессии и сценарии, они помогут добавить массу впечатлений от игры. Отыгрывайте роль!»

-Совет в игре

Масштаб игры впервые начинает ощущаться еще на этапе создания персонажа.

Для начала вам дают выбрать сценарий, и он задаст тон всей дальнейшей игре, но в первую очередь, самым первым игровым дням. Каждый из них, по сути, определяет то в насколько больших проблемах вы начинаете первый день катаклизма, и большая часть из них по-настоящему сложные и интересные.

Список доступных по умолчанию сценариев, с которых можно начать
Список доступных по умолчанию сценариев, с которых можно начать

Так же мы выбираем профессию персонажа, которая определяет наши начальные навыки и черты, некоторые сценарии ограничивают ваш выбор, но, все равно, ваши глаза начнут разбегаться от вариантов, ведь профессий БОЛЬШЕ СОТНИ, и в каждой свой начальный набор вещей, умений, а также мутаций и бионики (да они тоже тут есть, но о них позже), чем дольше вы будете просматривать этот список, тем сложнее вам будет выбрать фаворита.

С характеристиками и навыками все довольно просто, они работают по стандартным законам РПГ, навыки прокачиваются по мере использования. Черты тоже представляют из себя в основном небольшие бонусы и штрафы, которые делают игру чуть проще или сложнее. Но не только.

Любители отыгрыша, наверное, сразу представили какое огромное количество сценариев можно отыграть при таком исходном наборе, но это только начало каждой истории.

Еще одна приятная особенность, если ваш персонаж погибнет вы можете создать нового в том же самом мире, найти бренные останки себя же и пользоваться всем тем, чего вы раздобыли тяжелым трудом.

2. Немного о мутациях и бионике

«Существуют различные мутагенные вещества, и их поедание (или инъекция) вызывает мутации. Тем не менее, этот процесс значительно истощает ваше тело и может привести к зависимости. После достаточного числа мутаций и выполнения определённых условий вы навсегда выйдете за пределы своей человеческой природы, перейдя в совершенно иную форму жизни.»

-Совет в игре

Вам наверняка представляется что все сводится к бионическим конечностям вместо обычных которые просто чуть лучше настоящих, и какие-то малозаметные мутации. А что, если я вам скажу, что вы можете сделать себя (но это будет не просто) самым настоящим киборгом, стреляющим молниями и лазером из пальцев, притягивающим металлические объекты, создающим вокруг себя темноту при помощи генератора искусственной ночи, еще и способного телепортироваться сквозь стены. И это только малая часть того, что дают бионические импланты персонажу, я выбрал лишь несколько эффектно звучащих, а вообще бионических имплантов в игре около сотни. Одни дают уникальные способности, вторые просто увеличивают ваши характеристики, третьи встраивают в вас определенные инструменты, позволяя не носить их в рюкзаке, четвертые позволяют генерировать энергию для остальных протезов (а вы как думали? Энергия не из воздуха берется, можете подключить себе зарядку от батареи, или вставить храповики в суставы, чтобы бионика заряжались при движении, или поставить бензиновую ячейку и заливать в себя бензин).

А как на счет мутаций? Хотите, чтобы у вас были щупальца вместо ног? Да не вопрос, вколите себе мутаген моллюска и у вас вполне могут и щупальца вместо ног отрасти, и кровь может остыть, и чернильные мешки на поясе появится, а мутаген зверя может отрастить вам хвост, дать длинные когти, и пушистый мех или ночное зрение (да вы можете стать фурри, здесь вас не осудят), есть даже мутаген растения, который может превратить вас в энта с толстой корой и фотосинтезом. Часть мутаций однозначно хорошие, другие дают и плюсы, и минусы, некоторые же могут быть исключительно вредны, также есть бесполезные мутации. Ко всему прочему мутации способны эволюционировать в более сильные, например грубая кожа может развиться в хитиновый панцирь, или в кору, или в чешую, у вас даже может появится раковина как у моллюска, в которую можно прятаться от врагов.

Фан-арт Epsilon-Shadow, на котором он изобразил своего персонажа с
мутациями и экипировкой (в игре это выглядит несколько скромнее)
Фан-арт Epsilon-Shadow, на котором он изобразил своего персонажа с мутациями и экипировкой (в игре это выглядит несколько скромнее)

3. Здоровье персонажа

«Чувствуете себя разбитым после сна? Попробуйте есть здоровую пищу, и, может быть, вам станет лучше.

-Совет в игре

Но мы задержались на мутациях и бионике. А ведь механика здоровья персонажа может удивить и без этого. Нет, вас вряд ли удивят, отдельное здоровье у каждой вашей конечности, дезинфекция ран десятком разных средств, перевязки, накладывание жгутов, шин от переломов, наличие у персонажа разных степеней боли, реакции на различные температуры, болезни, отравления. Все эти вещи есть далеко не в каждой игре, но, например в том же Neo Scavanger есть похожая система, и не подумайте, здесь все эти вещи так же реализованы с определенной находчивостью, но, что если я вам скажу, что в CDDA учитывается, то какие витамины и полезные вещества получает с едой ваш персонаж?

Думали во время апокалипсиса можно есть все что угодно и последствий не будет? Только не в этой игре, здесь то, что вы едите сказывается не только на вашей сытости, но и на вашем здоровье в целом, а также на вашем настроении. Да у вашего персонажа еще есть настроение, конечно он не может как в RimWorld или Dwarf Fortress выйти из-под вашего контроля и пойти заниматься чем ни будь своим, но если вы не будете давать персонажу отдыхать, развлекаться, читать книжки, есть вкусняшки и заставлять его делать всякие аморальные с его точки зрения вещи, он может просто взять и отказаться например чинить оружие, читать учебники, даже готовить еду, но не бойтесь, в отличие от вышеупомянутых RimWorld и Dwarf Fortress довести своего персонажа до такого состояния еще нужно постараться, но в целом довольный персонаж все делает лучше и быстрее, по этому заботьтесь о нем.

Еще один фан-арт Epsilon-Shadow, на котором изображен отдых персонажа в кровати
с кофе, пирогом и книгой по продвинутой электронике (от последнего персонаж
вряд ли получает удовольствие)
Еще один фан-арт Epsilon-Shadow, на котором изображен отдых персонажа в кровати с кофе, пирогом и книгой по продвинутой электронике (от последнего персонаж вряд ли получает удовольствие)
Еды в игре много, и игра позволяет вам есть много всякой гадости, но
лучше бы вам это не делать. Обратите внимание, как много у еды параметров, и как
они отличаются у разных видов еды. Например феттуччини с шпинатом считаются
здоровой пищей, а вот вафли из пакета это уже фастфуд, и он вреден для вас. Так
же можно пить и есть всякую гадость вплоть до воспроизведения некоторых сцен из
Зеленого слоника, но это может быть либо попросту опасно, либо сильно ударит по
вашему настроению и здоровью. Можете сравнить как на мораль персонажа влияет употребление
кокаина и употребление уксуса. И при каждом употреблении бонус к морали будет становиться все меньше, по этому нужно поддерживать разнообразный рацион
Еды в игре много, и игра позволяет вам есть много всякой гадости, но лучше бы вам это не делать. Обратите внимание, как много у еды параметров, и как они отличаются у разных видов еды. Например феттуччини с шпинатом считаются здоровой пищей, а вот вафли из пакета это уже фастфуд, и он вреден для вас. Так же можно пить и есть всякую гадость вплоть до воспроизведения некоторых сцен из Зеленого слоника, но это может быть либо попросту опасно, либо сильно ударит по вашему настроению и здоровью. Можете сравнить как на мораль персонажа влияет употребление кокаина и употребление уксуса. И при каждом употреблении бонус к морали будет становиться все меньше, по этому нужно поддерживать разнообразный рацион

4. Мир и взаимодействие с ним

«Один только факт того, что место опасное, не означает того, что в нем можно найти хорошую добычу»

-Совет в игре

Сегодня случайной генерацией как таковой уже никого не удивить, но катаклизм, как и везде, берет разнообразием. Большую часть мира будут составлять города и леса с полями, но не все так просто: в городе несколько десятков разновидностей зданий с уникальными шаблонами генерации, одних только жилых домов около десятка разновидностей, их много, но в какой-то момент вы начнете замечать, что они похожи. На жилых домах все не заканчивается, так же в городах вы наткнетесь на, церкви, склады, рестораны, магазины, госпиталя/клиники, сады, музеи, мастерские, библиотеки, клубы, канализации, стройки, банки, парки, залы боевых искусств, казино, кафешки. В общем вы в родном городе такого разнообразия можете не встретить как в большом городе в катаклизме. У каждой из таких локаций есть несколько шаблонов генерации. И это только города, за их пределами вас ждут фермы, военные базы, научные лаборатории, поместья, тюрьмы, леса, хижины, кемпинги, шахты, заправки, сельские хозяйства и много всего еще. Так же здесь есть реки озера и небольшие моря. Плавать, кстати, тоже можно.

«Зачем ходить, когда можно ездить на машине. Или танке.»

-Совет в игре

Мой выживший в своем переоборудованном фургоне охраны. На носу машины
стоят пилы, разрезывающие противников, которым не посчастливилось оказаться на
его пути. На бампере стоят тараны, снятые с военных бронемобилей, чтобы тем,
кто окажется сзади тоже жизнь сахаром не казалась. В углу машины стоит буренка,
которую я спас с молочной фермы, когда ее пытались загрызть ее же подруги, уже
превратившиеся в зомби. Молоко после катаклизма достать тяжело, до этого лишь
изредка попадались пакеты с сухим молоком. На крыше стоят солнечные панели и турель,
снятая с военного БТР (но их тут невидно). В самой машине стоит морозильник, что
бы хранить еду дольше, химлаборатория, электрокузница, плита, верстак и
сварочный аппарат, все это питается от солнечных батарей, которые я поснимал с
встречающихся электромобилей.
Мой выживший в своем переоборудованном фургоне охраны. На носу машины стоят пилы, разрезывающие противников, которым не посчастливилось оказаться на его пути. На бампере стоят тараны, снятые с военных бронемобилей, чтобы тем, кто окажется сзади тоже жизнь сахаром не казалась. В углу машины стоит буренка, которую я спас с молочной фермы, когда ее пытались загрызть ее же подруги, уже превратившиеся в зомби. Молоко после катаклизма достать тяжело, до этого лишь изредка попадались пакеты с сухим молоком. На крыше стоят солнечные панели и турель, снятая с военного БТР (но их тут невидно). В самой машине стоит морозильник, что бы хранить еду дольше, химлаборатория, электрокузница, плита, верстак и сварочный аппарат, все это питается от солнечных батарей, которые я поснимал с встречающихся электромобилей.

И со всем этим можно взаимодействовать, каждое здание можно хоть по кирпичу разобрать и построить свое, каждое дерево можно срубить, распилить на доски из досок построить телегу, на телегу поставить двигатель, и колесить на ней по миру. Не хотите телегу? Можете найти автобус или целый БТР, починить его, выкинуть из него лишнее и навесить что-нибудь свое, например таран, шипы, или пилы. А внутрь для удобства поставить кровать и всякие нужные инструменты, и въезжать на нем в толпу противников. Или построить свою собственную базу, обнести ее ямами с шипами, ловушками, забором, устроить себе сельское хозяйство с различной животиной (которую нужно будет еще найти и привезти) и грядками.

Да, так тоже можно
Да, так тоже можно

Может вы хотите помочь другим выжившим? Да и они тут есть, причем весьма разговорчивые и даже не все хотят вас убить, некоторые даже могут присоединится к вам в ваших приключениях, или поторговать с вами, или дать вам квест. Квесты тут по принципу сходи-сделай-вернись за наградой, увы ничего выдающегося, но их главная цель заставить вас лезть в самое пекло, так что скучать они вам все равно не дадут. Задание «Принести антибиотики» может завершиться тем, что вы найдете нужные таблетки на трупе врача или долгим просчитанным проникновением в аптеку окруженную зомби со всех сторон.

NPC могут не только бегать за вами как болванчики, их можно оставить на базе и дать им задания (хоть где-то дурацкие квесты можете давать вы), они вполне могут самостоятельно заниматься всякими мелкими делами в ваше отсутствие, например крафтом.

Просьба защитить имеет наибольший шанс на успешное убеждение NPC. А вот кто-кого будет
защищать еще не известно
Просьба защитить имеет наибольший шанс на успешное убеждение NPC. А вот кто-кого будет защищать еще не известно

5. Крафт и вещи

«Часто есть более одного способа добиться желаемого. Примените творческий подход, мыслите шире.»

-Совет в игре

Пришло время поговорить о вещах и их создании. Вещей в катаклизме, как и всего остального ОЧЕНЬ много. Одних только рецептов еды в CDDA больше, чем в каком-нибудь Майнкрафте рецептов вообще всего. И для крафта вам недостаточно будет просто поставить столик, вам нужны вполне конкретные инструменты, с вполне конкретными возможностями. По мере игры вы будете находить и создавать себе новые инструменты и делать с их помощью все более и более сложные и крутые вещи. Однако, не каждую вещь в игре можно создать, есть вещи, которые можно только найти. Например, вы можете делать огнестрельное оружие, но оно будет примитивное, поэтому лучше всего будет найти себе нормальный автомат или хотя бы пистолет, а разновидностей оружия здесь тоже не мало, всего около полутысячи (!) экземпляров: ножи, дубинки, мечи, луки, арбалеты, пистолеты, дробовики, гаранты, гранатомёты, пулеметы, огнеметы, электромагнитное и химическое оружие. И их разновидностей десятки, есть даже различные калибры и типы патронов, у рукопашного оружия различаются типы урона, есть всякое экзотическое и импровизированное оружие, ведь в катаклизме почти, что угодно может быть использовано в качестве оружия (хотя вилка все равно не заменит вам двуручный меч). Вы сами можете быть оружием, благодаря бионики, мутациям или обучению боевым искусствам вы можете уничтожать противников голыми руками, или когтями/зубами/клешнями/щупальцами/жалом, для ближнего боя даже предусмотрены различные боевые стили, которым вы можете научиться из учебников или взять чертами на старте, они будут делать ваши атаки в ближнем бою эффективнее чем без боевого стиля.

Кратко о взаимодействии с миром в катаклизме. Визуализация гайда первого
дня (нет это не шутка, это реальная стратегия на первый день)
Кратко о взаимодействии с миром в катаклизме. Визуализация гайда первого дня (нет это не шутка, это реальная стратегия на первый день)

А что на счет одежды и снаряжения? Тут тоже все непросто то, из чего сделан ваша одежда, и по какому рецепту напрямую зависит от того, насколько она будет хорошо защищать вас и выдерживать урон сама. Обычная куртка не защитит вас от укуса, но зато вы можете надеть 5 курток, и в сумме они дадут вам защиту от укуса и штраф к подвижности. Но лучше сделайте себе что-нибудь понадежней, например кольчугу, или кевларовый костюм, или поножи с наручами, или полный латный доспех в средневековом стиле. Не забывайте, что вам же нужно еще носить собой вещи, и тут все тоже не просто. Так, в отличии от большинства игр, в которых вместимость вашего инвентаря ограничена условной грузоподъемностью персонажа, или объемом рюкзака, то здесь вы ограничены математикой, потому что у каждой вещи здесь прописаны вес объем и даже длина, и у каждой сумки, рюкзака или мешка прописаны его ограничения. Снаряжение не ограничивается одним лишь рюкзаком, вы можете надеть на себя ножны, пояса для инструментов, кобуру, подсумки или патронташи для боеприпасов, чтобы быстрее получать доступ к их содержимому, ведь посреди боя лезть в рюкзак за новым магазином для пистолета слишком долго. При этом вы должны учитывать, что одежда может вас сковывать, если вы навесите слишком много всего на одну часть тела, то вы будете медленнее выполнять действия, в которых она задействована.

6. О том, что будет пытаться вас убить.

«Есть грибы, которые вы хотели бы съесть, а есть те, которые вы хотели бы сжечь. Вы поймете разницу.»

-Совет в игре

В CDDA около трех сотен различных видов существ, и большая часть из них настроена весьма агрессивно. До этого момента речь шла только о зомби, но катаклизм не был бы катаклизмом, если бы противников в нем было мало, поэтому, помимо зомби, вас будут пытаться убить мутанты, живые растения и грибы, гигантские насекомые, роботы и киборги, обычные животные и конечно люди. (И еще кое-кто, кого вы тут точно не ожидаете, но я вам не скажу, чтобы не отнимать у вас эмоции от встречи с НИМИ)

Все они имеют множество разновидностей, больше всего их у зомби, и под разновидностями я понимаю не разные описания и внешний вид (хотя это тоже присутствует), а различные наборы способностей, которыми обладают эти разновидности. Дело в том, что в катаклизме есть эволюция монстров. Город, который в начале был наполнен всего десятком разновидностей врагов через несколько игровых недель превратится в натуральный зоопарк агрессивных тварей. Появятся зомби, которые могут стрелять в вас молниями, плевать в вас кислотой, создающие вокруг себя дымовые завесы скрывающие его и других зомби от ваших глаз, зомби-халки способные ломать стены, зомби-скелеты сквозь которых пролетают пули, одетые в броню зомби-военные, летающие зомби-упыри, зомби-собаки, зомби-мастера боевых искусств которых почти невозможно убить в рукопашной схватке, зомби амбалы способные одним ударом отправить вас в стену или в толпу других зомби, зомби некроманты которые могут поднимать убитых вами зомби обратно. И это лишь немногие разновидности и практически все эти эффекты могут пересекаться, создавая новые.

Выше я описывал, как вы можете обзавестись БТРом пулеметом, гранатомётом, получить различные крутые мутации и бионику, и у вас наверняка сложилось впечатление, что это сделает вас, неуязвимым? Не угадали, зомби редко попадаются по одиночке, обычно они ходят группами, но к моменту, когда у вас будет БТР и гранатомет вы будете встречать уже целые армии зомби. Можете не сомневаться если вы выберите не правильную тактику они расковыряют ваш БТР как консервную банку и порвут вас в клочья. CDDA — это игра про выживание, и как я и говорил ранее, при всем обилии возможностей которые она дает, она умудряется держать баланс всех механик и не дает вам стать бессмертным, вы всегда можете загнать себя в ловушку, неправильно рассчитать свои силы, не учесть какие-то детали (например бить металлическим мечом электрического зомби), и это вас убьет.

«Боитесь диких зверей? Кричите, пока они не уйдут. Но остерегайтесь того, что придёт вместо них.»

-Совет в игре

Epsilon-Shadow. Выжившие отбиваются от зомби-лося
Epsilon-Shadow. Выжившие отбиваются от зомби-лося

7. Игровые описания

В катаклизме очень много текста, если судить по количеству символов в файле русской локализации, то выходит приблизительно четыре «Войны и мира». Но не бойтесь, читать это все не обязательно, очень многие вещи вообще можно спокойно игнорировать, если вы не интересуетесь ЛОРом игры. Он здесь подается через газетные вырезки, которые вы можете найти в путешествиях, или через секретные документы и доклады на компьютерах в лабораториях и военных базах. Каждая вещь, существо и место имеют свое текстовое описание, их писали не графоманы, поэтому вы редко где-то увидите больше, чем пару предложений, чаще будет одно, но эти описания вполне исчерпывающие, и уместно артистичные. Описания монстров явно писали фанаты творчества Лавкрафта и Стивена Кинга, и некоторые из них вполне не плохо нагнетают атмосферу, порой они прямо-таки жутковатые. Разговоры с НПС тоже бывают интересные, у каждого персонажа можно спросить кто он и как дожил до жизни такой, и их рассказы неплохо прописаны, и вариаций достаточно много, однажды они начнут повторяться, но этот момент весьма на долго оттягивается. Встречаются также уникальные фриковатые персонажи, например мне однажды в церкви посреди города встретился священник церкви костей, который не только рассказал кто он такой, но и рассказал про свою веру, рассказал свою теорию возникновения катаклизма, и как его можно остановить. Игра не слишком балует вас такими встречами, что делает каждую из них неожиданной и интересной. Действия персонажа тоже описываются, порой даже весьма артистично, в стиле Dungeons & Dragons.

Немного примеров.

«Вы просыпаетесь и ужасно себя чувствуете, как будто в вашем теле что-то не так.»

«Вы салютуете в знак уважения и готовитесь к бою.»

«Вы обмякаете и падаете под действием анестестика из солнечной росы.»

«Вам снится, что за вами гонятся собаки, что-то тёплое капает у вас изо рта.»

«Вы развили способность общаться с деревьями и внимать их древней мудрости.»

Отдельно радует, что в игре есть вполне приличный перевод, который позволяет окунуться в мир катаклизма без знания английского, перевод на русский язык полный. Не занимался сравнением с оригиналом, но могу сказать, что в последней версии не встречал вводящих в ступор названий и описаний, как это иногда бывало в старых версиях.

На этом я, пожалуй, закончу. Я очень надеюсь, что я заинтриговал хоть кого-нибудь этой воистину монументальной игрой, которой дал рождение всего один человек, а сделало целое сообщество. Игрой, которая по уровню проработки даст фору любому симулятору выживания, игрой, которая создает огромный простор для фантазии, самовыражения, и создающая множество интересных историй, способной вызывать переживания, иногда даже неподдельный ужас при своих то полутора пикселях графики. Игрой, которая уже 10 лет развивается и остается незаслуженно неизвестной. Она кажется сложной как адронный коллайдер, но поверьте, она гораздо проще в освоении чем вам могло показаться, каждое меню сопровождается подсказками по управлению, каждое действие интуитивно понятно. Посвятите немного времени ее освоению, дайте ей раскрыть свои полные возможностей объятия и окунитесь в них, и вы не пожалеете.

P. S. Где взять игру?

Ну для начала, игры нет в стиме и других магазинах. Но это и не нужно ведь игра полностью бесплатная (и нет, рекламы, донатов и лутбоксов там тоже нет, ее делали и делают энтузиасты живущие на дошираках и кофе). Скачать ее можно, например с

Приятной сюрприз, игру можно запустить еще и на линуксе и даже на андроиде, но начать я рекомендую все же с компьютерной версии, ибо все управления завязано на клавиатуру и начинать его осваивать на сенсоре это чистый мазохизм

Полезные ссылки

Гайд первого дня

Он же на русском (русская вики, увы, так себе наполнена)

Энциклопедия

Лучший на мой взгляд набор графики для игры

Как устанавливать набор графики .Качаете архив. Заходите в директорию UndeadPeopleTileset-master.zip\UndeadPeopleTileset-master\TILESETS и закидываете эти папки в папку с игрой.


Лучшие комментарии

Скорее всего бить койота голыми руками была плохая идея, ну а что он напал.

В следующий раз учту и спасибо за блог, хорошо было узнать об игре.

Согласен. Опыт на любителя, собственно как и DF. Обе игры сложные и проработанные, в и в обе надо учиться играть, и обе дают ни с чем несравнимый опыт и им уступают все игры которые вдохновлялись их механиками тот же самый RimWorld я всем сердцем люблю и регулярно играю но понимаю по скольким пунктам он уступает DF. Катаклизму, например сильно уступает Project Zomboid в котором явно не обошлось без вдохновения.

Я бы еще записал в ряд культовых SS13 но она не настолько впечатляюще проработана)

Заинтересовало попробовать поиграть и попробовал правда в мобильную версию, мазохизм тот ещё, а интересный опыт я всё же получил, и появилось желание разобраться в игре.

Немного из первого опыта:

Создание персонажа и выбор сценария пропущу, а вот первый выход из убежища.

В первый выход из убежища на меня напал койот и я как человек без какого-либо оружия напал в ответ, непоняв как атаковать или наношу ли я урон, быстро убежал обратно, наевшись аспирина и не смов уснуть, я побродил по комнате найдя закрытую дверь, предварительно методом тыка обнаружив возможность ломать, сломал дверь и поднявшись на крышу по обнаруженной лестнице найдя солнечную панель раскрыв её и спустившись вниз не обнаружив изменения решив походить по убежищу туда-сюда, полазив в шкафах и под умывальниками в итоге сев в углу обняв коленки получив желание попробовать ПК версию и заодно разобраться в игре.

Интересно что натыкался когда-то на неё но прошёл мимо.

Ну про мазохизм на телефоне я честно предупредил) А вообще да, столкновение с первым врагом это у всех яркий опыт потому, что даже если вы разобрались как атаковать, то быстро выясняется, что противники в катаклизме ни разу не ватные и в начале игры вас может убить любой. На контрасте с любыми играми про зомби в которых рядовых можно с самого начала без особых проблем раскидывать пачками. Это уже через несколько игровых недель для вас 1-2 противника уже не будут особой проблемой, но даже на высоких уровнях развития множество слабых врагов будут способны вас забить, просто потому что персонаж выдыхается от атак а выносливость здесь восстанавливается медленно.

А атаковать на самом деле очень просто, просто двигаетесь в сторону противника и персонаж автоматически атакует его тем что находится в руке. Для дальнобойной атаки на компьютере кнопка F.

Всегда пожалуйста) Рад что удалось привлечь внимание к проекту, сам с ним познакомился пару лет назад наткнувшись на арты Epsilon-Shadow, которые сюда и вставил. Потом затащил еще одного чрезвычайно придирчивого друга, который тоже в нее надолго залип. С тех пор расстраиваюсь что у проекта в русском сегменте почти нет ни слова, да и не только в нем. Вообще как по мне проект заслуживает такой же культовости как и Dwarf Fortress, в который многие не играли, но хотя бы знают. с учетом того что последний за уже больше чем 15 лет так и не сделали удобным (привет всем кто пытался создать армию в DF без пошагового гайда)

Вообще как по мне проект заслуживает такой же культовости как и Dwarf Fortress

Для кого как. У ДФ есть реалистичная (насколько смогли) система повреждений, формирование геологических слоёв по науке, система влияния на мир.
А Катаклизм по большей части просто сложная система игровых условностей, что интересно далеко не всем. А если ты сам катался на природу с какими нибудь выживальщиками, то часть элементов игры может вообще подбешивать.

Читай также