6 сентября 2022 6.09.22 14 3687

Закон и Порядок Warhammer 40000

+22

Наверное, многие из читателей знают вселенную молота и войны через игры (dawm of war), некоторые через книги. Следовательно, люди имеют представление о вархаммере как о истории про вечную войну, пафос и превозмогание. Но! Наверное, никто не задумывался как живется обычному человеку в 40-м тысячелетии. Мало кто знает какие законы там действуют, социальные гарантии и кто борется с нарушителями закона. Вдохновившись рубрикой «насколько посадят игрового персонажа», я решил разобраться со всей системой правосудия далекого и не радужного будущего. К сожалению большая часть (на 99%) информации взята из книг. Надеюсь вам данная тема будет интересна, а мой стиль повествования понятным.

Для начала стоит учитывать некоторые обстоятельства, в «сороковнике» проживает огромное количество людей и ценность человеческой жизни местами ниже чем у рабов нашей старой земли. В миллионах планетах имеется своя форма правления, политический режим и так далее, но при этом одна религия и одна власть, которую представляет «Adeptus Administratum». Из истории можно провести аналогию захвата древней Руси Монголами. Русские князья получали право княжить от Монголов и платили определенную дань. В рассматриваемой вселенной дань называется – десятина. Данный налог измеряется для каждой планеты индивидуально, и продукция зависит от специфики планеты. Аграрные миры платят зерном, миры смерти приносят уникальные виды животных, меха или растения. Но некоторые планеты платят солдатами, как минимум по одному полку. И конечно за этим пристально наблюдает верхушка с Терры и с неплательщиками разговор короткий. Естественно у Империума есть множество инструментов для поддержания правопорядка на местах и работы у них очень много. Стоит помнить, что у человечества множество врагов, начиная от эльфов будущего, боевых грибов… заканчивая демонами и предателями. Так что начнем рассматривать внутреннюю безопасность человечества.

          Основную работу по защите человечества не на полях сражений ведут 3 организации:

1)    «Officio Prefectus» или «Комиссариат». Хоть и они находятся на передовой, их задачей является не только вдохновение бойцов на поле брани и выборочный отстрел трусов, а также поиск предателей внутри всей Имперской Гвардии. Напомню, что в Имперской армии служат миллиарды солдат и офицеров. Следить за каждым непосильная задача, а комиссаров на полк не так много, иногда по одному представителю закона на десятки тысяч. Так как в армии служат люди, и война калечит психику любого, кто окажется в ней, она рождает достаточное количество убийц, психов и иных преступников разных мастей и искать их это удел комиссариата. К примеру солдат может начать убивать гражданских, находясь на гарнизонной службе после ада передовой. Такие преступления расследует, доказывает и судит средний комиссар и это происходит сплошь и рядом. Основными видами наказания для солдат это порка и расстрел, граница между этими наказаниями плавающая, если в одном полку за мародерство расстреливают, в другом назначат порку или просто разжалуют до рядового. Правосудие находится в руках людей в смешных фуражках и надзирают над ними только вышестоящие комиссары, что дает огромную свободу действий для блюстителя закона в армии.

2)    Adeptus Arbites. Данная организация является одновременной полицией, прокуратурой и судом будущего. На всех планетах находятся бастионы арбитров и их состав набирается из местных и обучается в специальных учебных заведениях. Естественно где есть люди – там будут и преступления. Расследованием, раскрытием, и вынесением вердикта виновным занимается данный адептус. На первый взгляд эта организация очень простая… и вы будете правы. Ведь что может быть концептуально проще обычного поиска преступников и доказательств вины определенного преступника. А вдруг случится ошибка и казнят невиновного человека? Ответ прост – Бог Император все простит, невиновного в рай, а преступник сам понесет кару после смерти, да и казнили возможно потенциального еретика или предателя. Но не может быть все так хорошо или просто, должно быть одно - но, хотя не, НО! На десяток сотрудников правопорядка приходится около сотен тысяч простых граждан, а бандитов среди них несколько сотен! Есть еще больше проблем, но об этом чуть позже.

3)    Выше перечисленные стражи порядка разбираются вроде как с понятными в наше время проблемами, но эта структура отличается масштабом своей расследуемых дел. Если комиссариат можно сравнить со смесью политических офицеров и военных следователей, а арбитров с полицией, то Инквизиторы будут ближе всего к контрразведке. Образ инквизиторов мы знаем из средневековья или во вселенной звездных войн, а объединяет их поиск еретиков или врагов Империи. Во вселенной молота и войны инквизиторы являются элитой всего человечества. Речь идет не только о физической силе, а о умственном показателе каждого инквизитора, который превышает стандартный человеческий в разы. Это гении, талант которых направлен на борьбу с самыми страшными преступниками и проявлениями зла. Из-за войн враги человечества всегда разрушают человечество изнутри. Демоны развращают и открывают порталы в ад уничтожая планеты или открывая новый фронт. Ксеносы подкупают губернаторов планет и подталкивают к предательству, что приводит к новым конфликтам и бесконечным смертям. Именно предотвращением великого преступления занимаются инквизиторы, они находят основных организаторов преступлений планетарных масштабов и карают их, уничтожают нелояльных чиновников и пособников ксеносов.

Законы Империума

     Рассмотрев основных защитников закона, пора рассмотреть сами законы Империума. Основным сводом законом является «Lex Imperialis» на низком готике «Закон Империума». Это не просто свод правил, а все законы Человечества с 30-го по 40-е тысячилетие. Все законы собирались со всех уголков планет собирались и соединялись в единый свод, звучит как бессмыслица, но постараюсь объяснить. Как я выше говорил каждая планета уникальна, что требует и уникальных законов для каждой планеты и каждая планета имеет свой «Закон», но основа одна и та же. К примеру, за убийство на одной планете вас отправят в рабочие лагеря на всю жизнь, а на другой казнят вас и всю вашу семью, в третей из-за убийства незначительного человека вы отделаетесь штрафом и все эти законы идут в Терру для последующей записи. Настолько огромным государством нельзя управлять одинаковыми законами, местами это не будет помогать вовсе или нанесет больше ущерба. Лекс Империалис гибкий закон и он позволят составлять его для каждой планеты с согласия Администратума. Вопрос его соблюдения и поддержания на совести руководства планеты. Ведь если планета с драконовскими порядками исправно платит десятину, то зачем его трогать? Выше я упомянул про социальные гарантии, то вынужден вас расстроить, их почти нет. Из-за того, что законы придумывают люди далеко небедные, на простых граждан мягко говоря им плевать. Пособия на детей, выплаты за многодетным семьям не положены. В тоже время малая часть аристократов и других богачей могут устроить на своих планетах благотворительные фонды, бесплатные больницы и так далее. Но цель чаще всего далеко не благородная, поддержка населения планеты необходима для сохранения лояльности власти. Даже самый верный гражданин во время лишений готов переметнуться в поисках лучшей жизни.

     Хоть и для простых людей условия жизни оставляют желать лучшего, в армии дела обстоят немногим лучше (если не брать в расчет низкую продолжительность жизни). Astra Militarum находится под ведомством терры и «Adeptus Ministorum». Этот адептус является главной государственной церковью Империума. Проповедники занимаются вдохновением бойцов на полях сражений, а служащие чиновники занимаются оснащением вооружением, едой и одеждой воинов человечества наравне с адептус аднимистратумом. Эти две организации выплачивают зарплату, пособия женам погибших при исполнении. Дети офицеров и отличившихся солдат отправляются в специальные учебные заведения, где из них готовят комиссаров, штурмовиков, арбитров и офицеров гвардии или космического флота. Все это финансируется из кармана мунисторума и администратума. Хоть и армейское законодательство входит в Лекс Империалис, оно не такое гибкое, так как солдаты на бумаге находятся в равных условиях и закон также распространяется на равных в плане социальных гарантий. То есть солдат отслужив 25 лет может покинуть ряды вооруженных сил и осесть в освобожденной планете или целый полк могут досрочно освободить от службы за героизм (чаще наоборот отправляют как ветеранов в новый ад). Вот такие социальные гарантии.

Проблемы правосудия

     Рассмотрев систему, что мы можем сказать, идеальна ли законодательство? Мой личный ответ таков – Нет не далеко не идеальна, но необходима! Факт того что люди продержались десять тысяч лет войн, говорит и жизнеспособности системы и здесь немного подробно разберемся с какими трудностями встречались силы правопорядка.

     Начнем с комиссаров, я уже отметил их меньшинство и наличие другой важной задачи, после которой не все выживают. Комиссары имеют дурную репутацию, ведь они карают солдат за трусость иногда там, где ее нет. Некоторым офицерам комиссары мешают воевать, прививая излишнюю дисциплину. Совокупность данных факторов делает из комиссаров мишень для своих солдат. Излишне активные комиссары чаще погибают от рук своих чаще, нежели чем от врага в лучах славы. Конечно комиссары заменяются и каждый будет осторожнее предыдущего исполнять свой долг. Иногда комиссариат может отправить истребительную команду и отомстить за смерть коллег, уничтожив офицеров и часть солдат. Результатом подобной акции будет снижение боевой эффективности подразделения и яркое желание перейти на сторону врага. Хоть и комиссары одни и зачастую не имеют уважения, они эффективно держат всю военную машину в должном порядке, как ни странно. Комиссары больше политические животные, нежели чем псы войны, еще одной задачей в их ведомстве – это налаживание связи с местным населением. Власть комиссариата так же распространяется на чиновников и властителей планет, что означает возможность казнить любого, кто подозревается в предательстве или уличен в делах против Императора. Это приводит к увеличению работу и конфликтам между армией и местным населением.

     Что насчет арбитров? У них проблем не меньше чем у остальных, кроме огромного количества населения, с которым необходимо работать, иногда раскрыть преступления невозможно. Из-за постоянной войны и передвижению войск с планеты на планету, в руки криминала всегда попадает партия свежего оружия. Отследить кто произвел оружие часто затруднительно, ведь оружие может прийти буквально откуда угодно, а лазерное оружие не оставляет следов (как гильза) и определить дистанцию стрельбы или вид оружия уже очень сложно. Плотность населения в городах-ульях не позволяет оперативно искать преступников и дает им шанс сбежать и скрыться. Повесить везде камеры слежения также проблематично. Вероятно, такая сложность работы повлияло на агрессивный метод работы арбитров, в подозреваемых зачастую разрешено сразу стрелять на поражение, а вооружение и броня арбитров намного превосходит гвардейские образцы и подготовка служителей закона куда лучше. Но стоит помнить, что расследую дела о бандах, оперативники или следователи легко могут напасть на след культистов, генокрадов (звездный десант смотрели? Почти так же, но жуки захватывают людей и манипулируют ими до вторжения) или хуже всего диверсионный отряд архиврага. Стоит добавить, что технологии не стоят на месте и преступник может быть модифицирован различными имплантами, которые помогают скрыть следы преступления. Мы можем забыть об отпечатках пальцев, запахи искать бессмысленно, а единой картотеки всех жителей планеты и приезжих не существует, как и списка бывших преступников.

     Традиционно последними мы рассматриваем инквизиторов. Если работа комиссаров и арбитров является опасной для жизни, то работа инквизиции как минимум суицидальная. Их основными врагами не являются бандиты или десяток озлобленных солдат (они являются только разминкой), а демоны, культисты, псайкеры (нестабильные маги) и планетарное руководство с мини армиями. Чаще всего расследования приходится проводить со своей небольшой свитой, а желающих убить инквизиторов хватит на километровую очередь. Еще одной опасностью для них являются знания. Перед пояснением мне следует немного объяснить структуру этой организации. Инквизиция делится на несколько видов, которые имеют узконаправленные задачи:

1)    Ordo Hereticus – отдел инквизиции, следящий за угрозой внутри Империума. Опасные псайкеры, еретики и культисты – это цель данного ордоса. Их враги продали свои души извечному врагу и являются одной из самых великих угроз человечеству. Если большинство врагов мы видим на фронте, то еретики прячутся среди верноподданных Императора и занимают важные посты в огромной бюрократической машине. Инквизиторы не щадят себя, выискивая эту угрозу и даже малейшего подозрения достаточно для ликвидации.

2)    Ordo Xenos – данное отделение осуществляет контроль взаимоотношений между людьми и пришельцами. Они предотвращают влияние нечеловеческой культуры на умы людей. Иногда они являются посредниками мирных переговоров (очень редко) для прекращения огня. По большей части инквизиторы из этого ордоса уничтожают нечеловеческие расы. Проверяют их технологии на полезность человечеству и так далее.

3)     Ordo Malleus – ордос, занимающийся поиском далеко не простых культистов. Тут инквизиторы предотвращают вторжения демонов в реальный мир или исправляют последствия злодеяний демонопоклонников.

Возвращаемся к угрозе знаний. Так как инквизиторы сражаются с наиболее опасными врагами, им необходимы не только передовые технологии, но и знания. Знания о врагах, их методах и оружии так же является одним из факторов успешной работы инквизиторов до одного момента. Момент, когда инквизитор решает использовать оружие врага во благо человечества ставит крест на оперативнике. Инквизитор, разобравшийся в оружии демонов сам находится под их властью и под видом благодетели уничтожает то, что поклялся защищать. Иные инквизиторы добровольно идут на разрушение Империума, увидев бессмысленность борьбы, которую показали демоны, и ускоряют неотвратимость. Со знаниями ксеносов не так просто, они не открывают путь злым духам в душу слуги Золотого Трона. Технологии Империи Тау или Эльдаров без вреда могли бы помочь людям, но это противоречит внешней политике Империума. Этот путь ведет к разочарованию инквизитора во все что он верил и приведет к предательству.

Почему закон Империума побеждает

Все что выше описал вроде дает один итог – человечество давно должно было пасть! Но понимаете, есть несколько причин, которые дают людям на равных сражаться со всеми угрозами.

Начнем традиционно с комиссаров. Предательство не так-то просто скрыть в рядах армии. Любое отклонение в поведении всегда подозрительно и сами солдаты ненавидят предателей сильнее чем комиссаров. Поднять на предательство целый полк уже задача не из простых, а с учетом их раздельности по специализациям делает из них слабый инструмент. Предатели всегда действуют в меньшинстве, а саботаж легко выявить и уничтожение предателей в верхушке армии вопрос времени. Лояльные солдаты, не обнаружив признаки порчи у врага будут задавать вопросы, а комиссары различных полков придут к правильным выводам.

Что насчет арбитров? Я упоминал, что их снаряжение и подготовка куда лучше, чем в гвардии. Плюс к ним в помощь всегда могут прийти гарнизонные войска. Каждая планета имеет свой гарнизон, количество и качество которого снова зависит от планет. Но если их качество оставляет желать лучшего, но их количество может поспособствовать обеспечению безопасности на местах. К этому следует добавить, что у арбитров служат не только силовики, но и криминалисты, следователи и агентурная сеть. Технологии по сравнение с нашими далеко ушли вперед. Если есть хотя бы маленький след, то правосудие этим воспользуется! Не стоит так же забывать про набожность населения и их самоорганизацию. Если закон не может добраться до самых низов, то народ сам разберется. Бандиты так же могут неплохо справляться с подобной задачей. Вооруженные банды стремятся к пополнению своего кармана различным путем, самый распространенный это бизнес. Мелкие воры, убийцы и даже культисты всегда мешают экономике, и если банды не сообщат властям о них, то скорее они сами об этом разберутся. Бандитские разборки скорее облегчат работу властям. Есть еще одна сторона сил в этой борьбе и это аристократия. Богачи так же являются бизнесменами и им принадлежат определенные территории и районы с народом, соответственно их защита скорее будет выгодна, а из бандитов получаются отличная охрана или гвардия губернатора. Таким образом есть множество сил, которые следят за порядком, хоть и своеобразно, нелегально, но следят.

Теперь самое вкусное. У инквизиторов каждого ордоса есть свои инструменты и полномочия. Основная их возможность — это уничтожение любой планеты, где они накосячили или не смогли спасти. Хоть и оперативная составляющая их работы оставляет их одних, в час нужды они могут призвать куда более могущественные силы.

Ordo Xenos имеет в распоряжении целый орден космического десанта, который по первому щелчку пальцев придет им на помощь. Конечно на службе у инквизиции находится далеко не простой орден космодесанта – это «Караул смерти». Этот соединение направляют представителей множества орденов космодесанта, лучшие из лучших попадают в караул и отныне они несут смерть ксеносам. Бесчисленное количество цивилизаций было ими уничтожено, убиты великие монстры, угрожающие людям. Это один из самых надежных щитов общества.

Ordo Hereticus не имеет под рукой генно-модифицированных людей, но они могут привлечь для своей работы кого угодно, любое число полков гвардии придет по их зову, бастионы арбитров будут работать только для них, а если этого недостаточно, то элитные штурмовики решат практически любую задачу. Чуть не забыл про орден сестер битвы. Эти женщины, облаченные в силовые доспехи и орудующие болтерами и цепным оружием, служат только Эклизиархии (церкви) и инквизиторам, чаще всего из данного ордоса.

Ordo Malleus не нуждается в дополнительных силах, так как подкрепления наоборот могу попасть под влияние врага и стать их марионетками. Эти инквизиторы и свита наиболее подготовлены к влиянию космического ада, а в случае полномасштабного вторжения демонов их остановят космодесантники из ордена Серых рыцарей. Это секретный орден, о существовании которого знать запрещено. обладатели знаний о них будут подвергнуты как минимум стиранию памяти, а если их ценность ниже необходимого, то ликвидация.

Вроде как я смог описать основные силы света внутреннего фронта, но оказывается я едва не забыл про Эклизиархию. Церковь хоть и меет в прямом подчинении ордена сестер битвы по всему Империуму, церковь имеет иные силы. Хоть и за защитой церкви следят сестры битвы и арбитры, охотой на простых еретиков они не занимаются. Эклизиархия имеет в своих рядах специализированных охотников на ведьм, и нет это не инквизиторы. Данные оперативники являются личной разведкой церкви и по их наводке карательные отряды могут уничтожать неверующих, либо неугодных.

Снаряжение правозащитников

Комиссары вооружены силовым оружием. На всех артах и играх у них есть оружие ближнего боя и пистолет, но не у всех. Некоторым комиссарам для исполнения своих обязанностей хватает пистолета или винтовки. Все же риск погибнуть, отстреливая врага ниже, чем рубиться с ним вплотную, хоть и менее пафосно и эффектно. Так или иначе снаряжение комиссара лишено каких-либо специфических инструментов, только яркая шинель и фуражка. Хотя немного соврал, у них есть специальные коды доступа, которые открывают любые двери (да в далеком будущем все автоматизировано) и дает доступ к всевозможным данным армии или администратума.

У арбитров для их работы есть великое множество средств. Одни только кибер-песики чего стоят, способные при помощи своих анализаторов находить подозреваемого по запаху за много километров или по любому малейшему следу. Аппаратура криминалистов выявляет множество данных об уликах, не только отпечатки пальцев, но и плотность материала и в каких условиях создан тот или иной предмет, в условиях невесомости или гравитации итд. Само собой, разумеющееся что палки для разгона демонстрантов улучшены. Весь рядовой и офицерский состав имеет в своем снаряжении силовой демократизатор или империализатор. Из стрелкового оружия выделяется дробовик как основное оружие и любой пистолет на выбор. Оружие подобрано для максимальной эффективности и дает больше шансов выжить преступникам, но ненадолго, хватит для допроса и казни.

Снаряжение инквизиции богато на всякие артефакты. Поля телепорты, которые за миг до смертельного попадания телепортируют на несколько метров, кольца с плазменным зарядом, силовые доспехи с силовым вооружением (не все оружие в вахе является силовым!). Стоит также знать, что часть инквизиторов является псайкерами и всякие игрушки им не к чему, разум таких оперативников сам по себе мощное оружие.

Я чуть ранее раскрыл как осуществляется пополнения у арбитров и комиссаров, но не обмолвился про инквизицию. Тут не все так просто, одновременно данную должность может занят любой и не каждый одновременно. Чаще всего инквизиторам становится кто-нибудь из свиты в ранге дознавателя. Дознаватели — это ученики и действующие оперативники, ими могут стать умные штурмовики, сестры битвы, умные аристократы на службе у инквизитора, а очень редко бандиты, оказавшиеся полезными и вступившие в свиту.

В итоге хоть и сил, брошенных на борьбу с беззаконием мало, но они весьма эффективны. Также сам народ империума всеми правдами и неправдами борется с явной угрозой. В момент повествования я забыл вставить одну интересную мысль - власть развращает и открывает путь различным демонам в царство человечества, а народ поднявшийся на защиту во имя Императора чаще все клеймится врагом империума в глазах органов власти, а некоторые инквизиторы, сходя с ума творят бед больше, чем архивраг. Комиссары так же из-за профессиональной деформации видят предателей повсюду и плохо заканчивают все. Наверное, у арбитров относительно спокойная работа, малое количество из них сходит с ума, да и уйти с такой работы легче. Поэтому хорошо, что мы живем здесь в свое время и бремя нашего долга не так сильно давит. Всем спасибо за внимание если дошли до этого момента. Торжественно клянусь обозреть что-нибудь еще на подобную тему, но полноценную рубрику не гарантию, как никак мы на StopGame.Ru


Лучшие комментарии

Только первые абзацы и уже куча анбэка. Блоги по вахе никогда не меняются.

Арбитри никогда не служат на той же планете где родились или обучались в Скхоле. Ибо они безликие стражи Pax Imperialis, будучи иномирцами они не скованы догматами и традициями тех миров где служат и поэтому перед ними равны и работяги с низов и аристократы с верхов.

И они далеко не повсеместны, в зависимости от региона их штат может состоять как и из целой армии (привет Некромунда) так и из 1 человека на целый субсектор. С комиссарами та же песня.

Дальше не читал, ибо пожалел свое лицо от фейспалмов.

Щас во мне борются Вахаеб и перфекционист за право первым казнить тебя. Вахаеб — за допущенные ошибки, Перфекционист — за то что ты пилишь якобы экспертный блог, но при этом ознакомившись меньше чем с третью информацией и даже не с оригиналами.

Но несмотря на свое брюзжание все же скажу спасибо за попытку популяризации Вахи.

To be part of this adepta is to be apart from one's surroundings, for after training in the Schola Progenium, Arbitrators are never assigned to the world of their birth. They are beyond local authorities, serving none but higher Imperial Law.

Только кодексы и книги правил. Вся художка вторична-третична, ибо контролеры ГВ не сильно следят за тем какую отсебятину всякие писаки в свои книги пихают.

Очень информативно и понятно. Я бы поработал над дизайном блога, именно тут и нужно уроки информатики за 7 класс XD

они как минимум интересные

Ну, особенно Каин, которого рекомендуют все. А по факту это книга про Сьюху в антураже вархаммера 40к.
Ну, Хроники Амбера тоже до сих пор кто-то читает…
Среди книг по сталкеру тоже были нормальные книги, собственно в этом и суть: среди тонн мягкого и коричневого, можно найти нормальные книги.
Собсна, читать я вроде и не запрещал. Просто тут люди выше пытались в бэке разобраться с помощью прикладной литературы, но рофел в том, что бэк может меняться наплевав на эти книги.

Полицейские функции местные энфорсеры в основном выполняют, и арбитров на большинстве миров никогда в глаза не видели. Они сидят по всяким столицам секторов разве что.

Не знаю откуда такая у вас информация? Писатель Мэтью Фаррер писал что обычные арбитры как раз берутся из родных миров, а некоторое начальство может прикомандировываться плюс Дэн Абнетт в книге Магос указывает на данный факт. Это ваха и на каждой планете все идет по своему. Я конечно не весь вархаммер знаю, могу местами ошибаться

Но вот что даст чтение кодекса? Точно знать что кто-то там как-то атакаует и откуда-то произошел? А зачем? Мне не настолько интересно знать всю подноготную. Я в настолки отыгрывать это не собираюсь.

А книги — чтож, они как минимум интересные. Книг про сталкер не читал, не могу сравнить.

Но первые штук 6 из ереси хоруса и цикл про инкизитора Эйзенхорна у Дэна Абнетта — очень даже норм.

История Локена из космоволков и его судьба — так вообще эпическая драма.

Всякое там задротство про кодексы

Посмотреть актуальный кодекс (книг 10) — упоротость.
Прочитать тонны говна уровня книг по сталкеру — удовольствие.
))))))))))
За вахой не слежу в принципе, но это забавно.

Я за кодексами не слежу, всю информацию достал только из книг, ну и слова Дэна Абнетта «Что ни скажу, то бэк»)))

Формат подачи инфы из вселенной вахи — мне зашел. Автору — спасибо.

Всякое там задротство про кодексы и прочая — это для совсем уж упоротых фанатов (не в обиду парни). Мы с вами в любом случае сходимся что вселенная боевого молота — крутая. Просто кто-то хочет разложить её по винтикам, а кто-то просто поиграть в игры и почитать книги. Удовольствие каждый сам получает свое. Разве нет?

Если же вам кому-то видны не точности — то опишите сами их в блогах. Покажите мастер-класс. А начинающему блогу накидывать просто за неточности — это не правильно что ли.

А теперь валяйте — минусуйте =)

Читай также