Дисклеймер: автор не осилил даже вики по анкапу (АНархо-КАПитализм), не говоря про отсутствие образования по экономике, и не претендует на «научное» определение экономики в Starsector как анкап. Заголовок выбран ради громкого словца и мемов, не для дискуссии на тему. Не знаю термин для экономики времён Ост-Индской компании и времён Великих Географических Открытий, если таковой существует, он подошёл бы больше. Шарящих людей прошу отписать в комменты, на сколько это все «легетимно».
Starsector – игра, космическая песочница, где вы управляете созданным капитаном флота в не очень счастливом будущем. Предысторию мира можно описать так: человечество освоило космос, расселилось по звёздам, изобрела крутой ИИ, «звёздные врата», потом что-то произошло (война?), и с тех пор человечество разбилось на фракции, ни одна из которых не может одержать верх в противостоянии друг с другом, процветает пиратство и прочее (Постапокалипсис? Ваха без элементов фэнтези?).
Для хоть сколько-нибудь полного описания геймплея и механик уйдёт такое количество слов, которых хватит на отдельную статью (возможно здесь будет ссылка на такую статью моего авторства, но не сегодня). Поэтому коротко. В основном режиме вы можете летать в космосе, путешествовать к разным планетам, убегать от другого флота и т.д. В боевом режиме вы непосредственно управляете кораблём, и приказываете другим кораблям под вашим командованием что делать. В режиме переговорах ну… это… можно выбирать опции диалога.
Почему анархо-капитализм? Часть «анархо»: фракции не очень походят на государства, скорее на открытые организации связанные экономикой и скажем «идеологией» (у пиратов — скачи мочи, у Гегемонии запрет на ИИ, оружие, Путь Лудда — радикально относятся ко всем технологиям), и индивиды достаточно свободны. «Капитализм» заключается в том, что всё стоит денег, и ко многим вещам это единственное требование. И так как это песочница и прогресс тут измерять трудно, проще сделать это через своеобразные пэй волы (первый капитальный корабль, первая колония и прочее).
Экономическая база
В Starsector одна из самых продуманных экономических систем, что я видел. Корабли должны обслуживаться как минимум указанным числом людей (которым кстати ежемесячно нужно платить ЗП), запасами (supplies) в день, топливом на единицу движения (normal-space light year). Постройки в колониях генерируют соответствующие запросы на производимую продукцию: фермы по производству пищи требуют органику; боевая база подготавливает экипаж для колоний и кораблей, спейс маринов (ладно, просто маринов) взамен требуя припасов, топлива и боевые корабли, шахты копают то что есть на планете (органика, руда, синяя руда) нуждаются в тяжёлом оборудовании и наркотиках (тяжела жизнь шахтёра). Но центр производства и центр потребления могут находится в десятках световых лет друг от друга, поэтому логистика очень значима. Таким образом всё связанно, и колонии, и флоты.
И в какой край космоса вы бы не залетели, везде будут работать эти правила. А значит везде будут шнырять торговцы, увидевшие на своём передатчике марки Tri-Tachyon рост цен на еду в нескольких световых годах от них. Каждый флот, будь он пиратским или вольным требует топлива и припасов (однажды, я выиграл противостояние с пиратским рейдом тем, что маневрировал вокруг него до тех пор, пока у них не закончились припасы). И всё это живёт своей жизнью, совершенно не требуя вмешательств игрока. А постоянные события, вроде очередной войны между фракциями, налёта пиратов или последователей Пути, вносят непредсказуемость в принятый порядок.
Ценообразование зависит от нескольких факторов: наличие потребности, запасы ресурса в колонии, стабильность колонии. Вы не продадите за приемлемую цену руду в колонии, где нет плавильни, не говоря уже про то, какие цены будут в колонии с шахтой этой руды. Также не продадите хорошо и в колонии, где этой руды уже с избытком. Если ещё и в колонии есть орбитальные батареи, патрули, а в системе построено реле связи, то прощайте лёгкие деньги, стабильность не способствует выгодной сделке. для вольного торговца. Нуждающиеся и пострадавшие от налётов пиратов колонии, готовые за еду (или что там им надо) продать родную мать — вот это наш путь.
Чёрный рынок, или Как я перестал волноваться и полюбил анонимность
Далее поговорим о «рынках». Думаете быть торговцем выгодно и безопасно? Как на счёт «белого» рынка с 30% налогом на каждую сделку и товар в каждой колонии? Даже с выгодной для вас разницей в цене сделка вряд ли сильно отобьётся, учитывайте потраченное топливо и ремонт кораблей! Все сливки находятся в теневом секторе экономики. Да, это не законно, и может караться внезапной проверкой вас от патрулей, но чего не сделаешь ради денег. Именно избежанию всех этих недоразумений будет посвящёна эта глава.
Первое что нужно знать про геймплей этой игры (сразу после наличия налога, разумеется) — кнопка вхождения в даркнет отключения передатчика. Что она делает?
Мечтаете быстро сделать состояние ничего не делая, продать лишний (ствол или дозу) хлам по выгодной цене? Тогда это кнопка для вас. Меры предосторожности: не применять в зоне действия патрулей, для избежания дальнейших огорчений. Поэтому второе что нужно знать — ни за что не поверите, другая кнопка! Которая делает излучение от ваших кораблей минимальным, уменьшая радиус обнаружения у других флотов, а также сильно замедляет вас. Но нельзя просто взять и выключить ретранслятор по среди системы! ИИ здесь быстро даст понять кто из вас дурак. Внезапно пропавший сигнал даст понять, что здесь что-то не чисто, и надо выслать патруль. Поэтому применять либо заранее, либо далеко от флотов, можно ещё пользоваться туманностями и поясами астероидов, которые хорошо блокируют Wi-Fi сигнал.
Звучит сложно? Ещё бы! По хорошему нужно иметь быстрые корабли, а также пару перков, чтобы проворачивать действо более эффективно. Но даже имея всё перечисленное может не иметь эффекта из-за плотных, вездесущих патрулей вблизи развитых систем. По этому делюсь лайвхаком, сильно упрощающим жизнь нелегального торговца. Нейтралам плевать на неизвестные корабли. Вообще. Поэтому дружите с ними, и наслаждайтесь взаимовыгодной торговлей без ненужной е*ли мозгов и налогов. Также, если ваш флот гораздо сильнее, то подлетающие патрули не будут спешить предъявлять претензии, а скорее свалит и будет следить за вами на почётном расстоянии. Главное в такой ситуации не дать поймать себя в битве со станцией. Ну и это работает только на враждебные фракции, не агрессивные будут ожидать благоразумного от вас поведения, и расстроятся, если вы не захотите включить маячок опознавания.
С экономикой разобрались, настало время обсудить действительно важные вещи: идейная составляющая экономики игры, и выгодные стратегии заработка, на которые толкает игра.
Интеллектуальная собственность и монополии. Каждая фракция (кроме нейтралов) имеет свои чертежи космических посудин, и не собирается с ними делится. Поэтому для доступа к самым крутым кораблям вам надо будет неплохо им полизать, вступить в их клуб, выполнять их дурацкие поручения, защищать их системы от налётов (самый выгодный во всех смыслах способ). Таким образом, фракции генерируют возле себя политическую и экономическую мощь, предоставляя уникальные корабли и доступ к мощному оружию. Да, разумеется можно найти раздолбанный в хлам нужный корабль в открытом космосе, или на чёрном рынке, если вы невероятно удачливы. Можно случайно найти чертежи при исследовании далёких систем, или штурмуя орбитальные строительные доки, но нужно уже иметь развитую колонию, предварительно вбухав много денег. Но скорее всего вам придётся идти на поводу у фракций.
Ещё немного про чёрный рынок. Есть пословица, которая звучит так: «Всё что попало на чёрный рынок, рано или поздно окажется в руках пиратов» (с) Сунь-Цзы-Стейтем. Но правило рабочее. Продав кому-нибудь нелегально чертежи с малыми суднами с прыжковыми двигателями, через некоторое время вы можете встретить рейд пиратов, внезапно совершивших с помощью вас технологический прорыв. Не знаю, работает ли на капитальные корабли, думаю, что у пиратов по идее не должно хватать производственных мощностей, но мало ли.
Также, по сути любая сделка заключённая на чёрном рынке будет выгодна пиратам (или Пути Лудда), так как они не могут торговать в открытую из-за вражды со всеми (ну почти) остальными фракциями.
Самые выгодные товары, которые продаются и покупаются почти везде — наркотики и извлечённые (да, абсолютно добровольно) органы. Цена у них одна из самых высоких, а значит для получения выгоды не обязательно иметь прям много грузового пространства, из-за специфики товаров (они запрещены) в отдалённых регионах (в основном пиратских конечно же) его вечно не хватает, и разница купли и продажи может спокойно отличаться в 2-3 раза, если повезёт, то больше. Получаем хороший стартап, и сделку с совестью.
То, что торговать на чёрном рынке это выгодно, вы уже поняли. А теперь подумаем немного шире. «В тёмную» можно торговаться даже с враждебными фракциями, пираты и последователи Пути хоть многочлены, но защита их колоний хромает (можно попытать счастье даже с относительно небольшим флотом), цены зависят от поставок и стабильности. Перемешаем перечисленное и… о боже, да это же почти беспроигрышная схема заработка!
Ещё раз, но с начала. Копим деньги на корабль класса круизер (какой-нибудь Falcon сойдёт), с таким кораблём мелкие шавки будут нас сторонится, парочку грузовых и топливных кораблей, сотню другую вояк, и ищем жертву. Тактически бомбардируем планету для ослабления стабильности, грабим без сопротивления бедную пиратскую колонию, пока не набиваем трюмы, и повторяем с другой планетой пока не надоест. Продаём куда нужно. Спустя пару месяцев ограбленные планеты будут готовы торговать с вами снова, и зачастую всё ещё иметь дефицит примерно всей требуемой продукции. А пока вы делаете этот круг, первая колония уже отойдёт от шока. Весело, выгодно, и кроме денег вы получите ещё и пару уровней. А главное, схема гибкая и легко расширяется и дополняется.
Не помню точно, сам я дошёл до неё или где-то подсмотрел, но игра сама располагает к такому «творчеству», ведь деньги нужны всегда, а лёгкие деньги предполагают наличие таких бесчеловечных методов, и за такое поведение вас не накажут.
Деньги не пахнут
Может разработчики не закладывали такие мысли при создании игры, но к ним я пришёл. Без пафосных диалогов, катсцен и прочего. Только геймплей и экономика, которая во всём, и от которой не убежишь. Вот почему Starsector великолепен.
Не завидная участь у людей в таком мире. Быть колонистом, зачастую значит жить на планетах с далёкими от земных условиях, наверняка тяжело трудится, и если повезёт, то находится не на отшибе, куда часто заглядывают рейдеры. Быть частью экипажа тоже не сладко, так как в постоянных войнах гибнут сотни кораблей, и нет гарантии, что ты не окажешься на них. В любом из этих случаях у тебя нет права голоса, ты товар и расходный материал. Скажут обживать токсичную планету — ты будешь это делать, выбора у тебя нет. Если повезёт, то можно стать офицером мелкого корабля, или занимать мало-мальски важную должность в колонии. Если сильно повезёт, то можно стать администратором колонии, и просиживать года управляя голым куском камня в космосе с наличием редкой руды. Самые «везучие» становятся капитанами флотилий, и имеют возможность заниматься чем хочешь, однако платят за это рисками пропасть в очередной экспедиции или подохнуть в баталии вместе со всем флотом. В данном мире человек человеку волк, и из этого порочного круга нет выхода.
Что ж, надеюсь чтиво было интересное. Надеюсь, в скором времени напишу про геймплей игры. А пока бывайте, космические странники, и оставайтесь людьми везде, куда вас заведёт дорога приключений.
Позитиваторы?
Лучшие комментарии
В рейнджерах это сделать смогли
Местная экономика слишком дырявая, что бы с ней можно было долго играться.
У всех, окромя тебя, бесконечное количество денег. У всех бесконечное количество товаров, одна ферма может прокормить весь сектор. Большинство торговых флотов виртуальны. Все флоты в игре тупо респавняться, без какой либо привязки к индустриальным мощностям. ИИ флоты не потребляют всё то, что нужно игроку. И т.д.
Вся эта финансовая система по сути просто ограничивает игрока, и не более того. Даже в М&B больше связи между экономикой и всем остальным.
Настолько до экономики я не докапывался, да мне кажется игре и не нужна настолько большая проработка, она не про это, а про космические баталии, исследования неизвестных систем и всё такое. Свою задачу вполне выполняет. Может я кончено преисполнился современными стратегиями, где ИИ может просто половину механик игнорить
А тут и воевать становится скучно, со временем. Импакта то никакого нет, всем пофиг сколько ты у них флотов посбивал, всё возродится, причём очень быстро, меньше игрового месяца. При долгой игре накрывает какая то безнадёга.