21 июля 2022 21.07.22 7 1551

Shadow of the Colossus и преодоление.

+15

Многие из нас порой становятся жертвами непредвиденных обстоятельств. Тяжёлые проблемы внезапно сваливаются на голову, а переживания и тревога делают повседневную жизнь невыносимой. В таком случае у каждого есть свой способ расслабиться и на время забыть обо всём. Лично для меня лучшими в этом деле служат игры. Они могут развлечь, помочь отвлечься и расслабиться. Но некоторые из них делают нечто большее, даря силы, чтобы справиться со всеми неприятностями. Об одной из таких игр я и хотел бы поговорить.

Итак, сегодня я хочу рассказать о Shadow of the Colossus, её жизнеутверждающем посыле и заимствовании из Библии, а так же о том, какой смысл можно вынести из пути странника, чьё путешествие начинается в скрытых запретных землях, где были порождены шестнадцать могучих колоссов.

Геймплей и мир игры

Начну издалека. Хотя главной темой рассуждения сегодня будет сюжет, сначала нужно поговорить о том, как все остальные аспекты игры работают на его раскрытие, формируя цельное восприятие игры.

Важную задумку, благодаря которой удаётся раскрыть основную мысль произведения, разработчики воплотили в окружении. Не только сами колоссы, но и мир игры, заставляют почувствовать себя всего лишь мелкой бессмысленной песчинкой, которую безжалостный ветер уносит в неведомую вдаль. Довольно небольшой мир визуально ощущается колоссальным именно благодаря широким открытым просторам, на фоне которых главный герой на своём коне выглядит маленьким. Разработчики раскрывают эту идею не в меньшей степени через очень большие элементы окружающего мира. Каждый раз герою приходится совершать небольшое путешествие на верно служащем своему хозяину скакуне по бесконечным внушительных размеров мостам, открытым равнинам и дюнам, длинным тёмным расщелинам.

То же ощущается и во время сражений с колоссами. Арены созданы так, будто на них комфортно сражаться именно этим монументальным монстрам. Широкие пространства и возвышающиеся постройки соответствуют размерам гигантов, отчего каждый раз оказывающийся перед врагом как на ладони странник кажется беззащитным, а его положение — безнадёжным.

Значимой частью погружения так же является интерфейс. В Shadow of the Colossus оно достигается за счёт отсутствия привычной навигации во время передвижения по огромным просторам на пути к гигантам и её замене диегетическими элементами. Так, найти свою цель помогает Древний меч, способный направить яркие лучи солнца прямо к нужному герою месту, где он отыщет врага.

Не менее важную роль в передаче ощущения своей силы играет цикличность и сфокусированность геймплея. Из раза в раз путешественник занимается одним и тем же. Появляясь в храме, он узнаёт о своём новом враге и сразу же отправляется навстречу опасности, исследуя необычный мир, а, добравшись, с хитростью убивает свою цель. Эта последовательность никогда не меняется, отчего уверенность в победе не оставляет игрока и заставляет полностью сфокусироваться на основной задаче.

Ещё одним хорошо работающим элементом создания атмосферы является саунд дизайн и сказочный саундтрек, комментирующий действия игрока. Большую часть времени путешествия слышны лишь расслабляющие звуки природы, располагающие к успокоению и погружению. Шелест изумрудных крон высоких деревьев, колосящаяся на лёгком ветру трава, шум прибывающих к берегу волн синего моря. Но как только странник добирается к своему противнику, появляется яркая, переливающаяся множеством разных красок музыка. Во время сражений она неоднократно меняет своё звучание, когда игрок оказывается в новом положении, начиная от нарастающей тревоги и переходя к лёгкому ликованию, стремительному побуждению. А когда он взбирается на монстра, тяжёлые инструменты уступают место мягкой и звонкой флейте, радостному героическому гимну. И всё это сказывается на восприятии победы, ведь во время боя музыка чётко обозначает продвижение от одной стадии к другой, позволяя ощутить свои старания и как бы в награду услышать одобрение и радость за себя.

Прослушать композиции можно здесь.

Сюжет и смысл игры

Теперь я хотел бы поговорить о самом важном в сегодняшнем разборе — о сюжете. И хоть на первый взгляд может показаться, что сюжета в игре толком-то и нет, поскольку она крайне безмолвна, всё же её основная идея смогла запасть мне в душу.

По сюжету главный герой должен уничтожить шестнадцать колоссов, что бродят по землям запретного края. Такой становится его плата, которую нужно отдать духу Дормину за воскрешение своей возлюбленной. Вновь и вновь страннику приходится убивать исполненных величия и силы существ, каждый раз умирая и воскрешаясь в храме, чтобы продолжить свой путь.

Думаю, интересным будет упомянуть, что убийство колоссов отсылает к древнему библейскому мотиву, а именно — к истории о Давиде и Голиафе.

Однажды началась война между евреями и филистимлянами. В войске последних был невероятно сильный воин-великан Голиаф.

«И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди.»

Он принялся вызывать на бой беспомощных израильтян, не способных сравнится с ним. Голиаф насмехался и поносил их бога, но никто не решался дать ему отпор. Тогда юный пастух Давид, желавший изгнать чужаков с родных земель, вышел на бой с захватчиком, не имея при себе доспехов и какого-либо оружия, кроме пращи и нескольких гладких камней. И одним броском из своей пращи, всадив ему в голову камень, Давид сумел одолеть громадного воина, чьей мощи пугались все вокруг.

Подобно выручающему свой народ Давиду из легенды, поразившему огромного Голиафа, путешественник спасает жизнь своей возлюбленной, одолевая необычных великих созданий, чьи шаги вызывают дрожь земли.

Только поборов страх перед большим и неизвестным, олицетворяющим будущее человека и страх перед ним, герой выходит победителем, и игра как бы говорит: «Хей, у тебя получилось справиться с такой сложной преградой! Попробуй так же в своей жизни!»

Когда ты с помощью хитрости в одиночку побеждаешь гигантских, устрашающих одним своим видом колоссов, способных легко расправиться с тобой, по сравнению с которыми ты — лишь едва заметная песчинка… Это дарит особое чувство всесилия, будто весь мир покорен тебе. Ведь если ты сумел сразить необычайных размеров и мощи врага, справился с фантастически сложной проблемой, остальное покажется мелочью, разрешить которую почти не составит труда. Тревоги, неуверенность и слабость уходят под наплывом радостных эмоций, катарсиса, наступающего от победы над страхом перед большим и неизвестным, что теперь безжизненно расстилается на земле у твоих ног. И так ли страшны становятся после этого те повседневные проблемы?

Из этого можно вынести одну важную мысль. Не существует непобедимых врагов и неразрешимых проблем, всегда стоит уверенно смотреть в лицо сложностям, с упорством преодолевая их. Безудержная мотивация и прилив сил. Эту энергию я и ощутил во время прохождения.

Итог

Shadow of the Colossus — уникальная игра с красивой историей в синтезе с продуманным гейм-дизайном и хорошим саундтреком. Она приносит особенные впечатления, не просто навсегда запоминается, но и дарит надежду, мотивацию никогда не сдаваться, показывает игроку, на что он способен, что точно так же он может справляться с трудностями и в реальной жизни.

Ну, а на этом на сегодня всё. Тем, у кого есть консоль, советую пройти. Игра не длинная, но за свои 7-8 часов приносит немало положительных эмоций.


Лучшие комментарии

Привет. Кажется, что не лучшая идея называть подобный текст «философия Shadow of Colossus». Это же достаточно посредственно изложенные мнение и впечатления от игры без какой-либо глубокой аналитики. Зачем так громко называть это? 🤔

А автор до конца прошёл игру? Просто… ну, как бы Shadow of the Colossus — она не про «ты можешь победить любую трудность, даже самую ужасающую». Точнее, это часть нарратива, но только часть.

Предлагаю к ознаКомлению!

Хороший блог. Помню одну драму с Сендлером(да, и такое бывает), называлась «Опустевший город». Там главный герой потерял всю свою семью в теракте 11 сентября 2001 и одним из постоянных времяпрепровождений, помимо прочего, было залипание как раз Shadow of the Colossus.

Тогда, в момент просмотра фильма, это казалось странно, но после прохождения я понял, почему главный герой играет именно в эту игру, видимо именно из неё черпая силы продолжать жить.

Да, Вы правы, переборщил. Обещаю исправиться.

Верно, только часть нарратива, о ней я и хотел рассказать. Поздно понял, что не стоило называть это «философией». Просто мои впечатления и рассуждения, не более.

Офигенная игра. Проходил ремастер на PS4. Посыл игры совершенно в другом. Герой не спасает свою возлюбленную, а фактически пытается совершить адский ритуал некромантии. Игра с этого и начинается, когла игрок привозит труп своей возлюбленной в храм. Герой должен победить 16 колоссов, могучих воинов. После каждого становится всё грустнее, и всё более мерзко на душе. Возникает вопрос: стоях ли 16 убийств ни в чём не повинных колоссов воскрешения одной, пусть и горячо любимой жизни? И не обманет ли дух, какой возродится возлюбленная? Быть может в виде безмозглого полутрупа-зомби? Или дух преследует свои коварные цели руками игрока?

Читай также