22 мая 2022 22.05.22 11 3144

Почему Silent Hill — просто хорошее кино «по мотивам» игры, а не полноценная экранизация.

+38
Лучший блог недели
1000 ₽
 

«Адаптации»... Сейчас, во многом благодаря Netflix, это слово воспринимает скорее с негативным оттенком. Но в последние годы тенденция переноса комиксов, игр и книг на большие экраны все активнее и активнее набирает обороты. Не всегда это выходит качественно – думаю, каждый из вас вспомнит, как минимум, по пять плохих примеров. И многие из них будут являться именно киноадаптацией игр.

В то же время «Silent Hill», как игровое явление, я считаю чуть ли не лучшим представителем жанра хоррор. Подобное мнение разделяют и многие другие фанаты франшизы, поэтому и не удивительно, что однажды «Голливудские боссы» решили воспользоваться успехом серии игр, перенеся их еще и в формат кинофильма.

Результат вышел весьма неоднозначным, и поэтому сегодня я Вам расскажу, что не так с экранизацией «Silent Hill», и почему это скорее «игра по мотивам», нежели полноценная киноадаптация.

И, разумеется, опасайтесь спойлеров.

Коротко для непосвященных: 

История фильма повествует нам о небольшой семье, в которой приемной дочери по имени Шерил на протяжении длительного периода времени мерещится таинственный город Сайлент-Хилл. 

Однажды мать семейства Роуз да Сильва, против воли своего мужа, в надежде на избавление дочери от лунатизма и галлюцинаций, увозит ее в это странное место. Вот там-то с ними начинает происходить всякое разное. Ну, а если быть точным – случается авария, ребенок пропадает, главная героиня сталкивается с разными ожившими воплощениями кошмара, а также странным религиозным культом, которых хочет принести Шерил в жертву, дабы остановить демоническое зло, проживающее в этом месте и, в том числе, не позволяющее всем им его покинуть.

Поскольку глупо отрицать достоинства фильма, то перед тем, как ответить на вопрос, «что же с ним не так», давайте начнем с положительных качеств картины.

Разумеется, так как речь идет о визуальном искусстве, то, в первую очередь, следует отметить именно эту составляющую экранизации. Сначала Вы видите этот таинственный туман, снег, который, на самом деле, не снег, а пепел, мрак и неизвестность. Но потом все это неожиданно оборачивается в разрушающиеся на глазах стены, колючую проволоку и слезающую краску, оголяющую ржавые искореженные стены. 

Что интересно, некоторые стилистические приемы впоследствии были использованы в поздних играх серии. Например, сцены перехода из одного мира в другой...

Наиболее заметно такое заимствование в игре «Silent Hill 5: Homecoming» 2008 г.

...и некоторые оригинальные костюмы персонажей.

Помимо этого, авторам удалось передать суть и дух геймплея, ведь по ходу сюжета Вам предстоит решать кучу загадок, основываясь на тех или иных подсказках и обрывках информации. Точно так же и главная героиня фильма, во время поиска Шерил, собирает картину происходящего как мозаику, раз за разом получая по необходимому кусочку, что позволяет одновременно и держать зрителя в напряжении, и не затягивать с развитием самой истории.

Примечательно, что в одной из сцен Роуз пытается запомнить карту, по которой она сможет добраться до дочери и вернуться обратно. И именно так чувствуется само прохождение «Silent Hill» - ты блуждаешь там, как в лабиринте, запоминая, где же тут, блин, будет нужный поворот, а где очередной тупик.

Большая часть мест, которые мы видим в этой картине, являются знаковыми и узнаваемыми для любого, знакомого с игровой серией, а усиливает этот эффект «узнавания» тонкая операторская работа и звуковое сопровождение.

О музыке говорить особо нечего – она взята напрямую из игры. А вот выбираемые ракурсы… Вот это уже правда вкусная особенность, ведь они очень близки к увиденным нами в самой игре. Постоянные голландские углы, наезды камер и частое панорамирование целенаправленно усиливают напряжение и ощущение ничтожности главной героини на фоне существующего тут зла. А учитывая, что на момент создания первой части подобные разноплановые перспективы были нормой для жанра survival horror, то можно лишь похлопать авторам, не побоявшимся отойти от более стандартных приемов кинематографа, в угоду придания игровой стилистики фильму.

И несмотря на то, что графика не прошла испытания временем, показанные твари выглядят крайне… Ммм... Притягательно-отталкивающими.

В смысле, ты прям видишь, насколько качественное исполнение у костюмов и грима, насколько естественные движения у этих существ. И это не удивительно, ведь, например, для имитации странных и ломаных движений медсестер, специально приглашали танцоров, которые благодаря поставленной хореографии смогли максимально натурально передать движения внутриигровых монстров.

И даже с учетом всей тонны плюсов, а также выжившего по итогу Шона Бина, что скорее исключение, нежели правило, и несмотря на то, что этот фильм выглядит как «Silent Hill», звучит как «Silent Hill», и говорит как «Silent Hill», это еще не значит, что он действительно является «Silent Hill».

Эстетика игрового мира передана в фильме весьма правдоподобно. Однако до качественной передачи глубокомысленного содержания своего вдохновителя, эта картина все же не дотягивает. Но обо всем по порядку.

Я не буду сильно вдаваться в подробности лора серии – на это и десятка постов не хватит, однако даже не обладая глубокими познаниями, можно легко заметить, что фильм во многом переиначивает происходящие события, меняя персонажей, сюжет и даже саму суть паранормальных явлений городка Silent Hill.

Оригинальное произведение, некоторым кажущееся несколько переусложненным своими аллегориями, на деле имеет весьма простую историю в своей основе:

Писатель по имени Гарри отправляется со своей дочерью Шерил во все тот же Silent Hill, но на сей раз – для отдыха во время отпуска, однако по пути, из-за случившейся аварии, он оказывается между измерениями, а его дочь пропадает. В ходе бродилок и убегалок от всякой нечисти, мы узнаем, что когда-то давно в этих окрестностях некий «тайный орден» (не путать с ранее названным религиозным культом), пытался вызвать своего «бога», используя в качестве сосуда девочку по имени Алесса. Но во время проведения ритуала, явно из-за какого-то ниндзюцу сопротивления, девочка выжила, а ее душа разделилась на светлую сторону - Шерил, которую впоследствии и удочерил Гарри со своей женой, а также темную, что осталась внутри Алессы, вызывая все эти кошмары, являвшиеся проявлением ее внутренних эмоций и страхов.

Кристоф Ган - французский режиссер, отвечающий за создание первой части экранизации «Silent Hill». И нет, он не родственник Джеймса Ганна.
Кристоф Ган - французский режиссер, отвечающий за создание первой части экранизации «Silent Hill». И нет, он не родственник Джеймса Ганна.

Важно отметить, что Кристоф Ган заменил главное действующее лицо – с Гарри, на его жену – Роуз, так как предполагал, что следить за судьбой матери, ищущей своего ребенка, будет куда более интригующе.

Потенциально, такой ход бы сработал, но в игре ты буквально чувствовал, что Гарри проходит сквозь ад и обратно в поисках своей дочери. В экранизации же главная героиня, в один момент неожиданно превращается в Натана Дрейка. Легко угадывает, что за картиной есть тайный проход и тут же режет ее ножом. Увидела какую-то девочку на другой стороне обвалившейся крыши? Прыг-скок, уже пришла. Как обратно? Конечно же, верхом на удачно перевернувшемся стальном тросе. Вот она, экранизация «Uncharted», которую мы на самом деле заслужили.

И было бы славно, если бы Ган ограничился только заменой главного героя. Но, к сожалению, не ограничился.

Возможно, самые внимательные из Вас заметили одну ошибку, которую я допускал на протяжении всего текста. И да, признаюсь – на самом деле, в киноадаптации отца семейства зовут не Гарри, а Крис, а дочь – не Шэрил, а Шэрон. Но чтобы лишний раз не усложнять повествование, я использовал оригинальные имена из игры. Однако в продолжении картины им вернули имена из первоисточника, объяснив это их попытками сменить личность, дабы обезопасить себя от следующего за ними религиозного культа.

Кроме того, в фильме всю сюжетную арку с колдовством попытались упросить для ее лучшего понимания неискушенным зрителем, а в итоге лишь намешали еще более непонятный коктейль, при этом не особо объясняя, что за твари ходят по округе и откуда они, блин, взялись.

Были введены новые герои, опущены предыстории старых (вот за нераскрытие персонажа медсестры Лизы особенно обидно) и, в целом, возникает ощущение, что режиссер, предположительно, являющийся поклонником игры, заигрался с собственным переосмыслением истории, опустив куда более проработанные и интересные детали первоисточника.

В фильме Сайлент Хилл – это клишированный жуткий заброшенные городок, население которого пропало безвести, в то время как его игровой аналог (тут я вступаю на тонкий лед трактования сюжета разных частей игр) это обычный отдаленный курортный город, хоть и имеющий несколько параллельных вариантов.

Религиозный культ представляет из себя не древний, вдохновленный Лавкрафтом орден, со своей собственной глубокой системой верования, а шайку бледных оборванцев со стервозной дамой во главе.

Ну и ключевым недостатком является переработка философии кошмара, окутавшего Сайлент Хилл. В своем первоначальном, игровом варианте, каждое из существ олицетворяло тот или иной страх Алессы. Например, «серые дети» – это её одноклассники и напоминание обо всех издевательствах и насмешках, перенесённых в школе.

Медсестры означают страх и ненависть по отношению к медицинскому персоналу, окружавшему ее в местном госпитале, куда изуродованную девочку положили после провалившегося обряда. И, если уж мы затронули эту тему, то почему эти существа имеют внешний вид, аналогичный тому, что был во второй и иных последующих частях серии?

Там короткие юбки и откровенные рубашки в сочетании с кровавыми, обмотанными бинтами лицами (или, в зависимости от части игры - с лицами, заплывшими пузырем опухоли), были искаженным воплощением беспокойства взрослого мужика, вызванного, например,  смертельной болезнью его жены и сопутствующей сексуальной неудовлетворённостью (согласно сюжету «Silent Hill 2»).

В фильме же нам показывают историю десятилетней девочки. И либо нам о ней чего-то явно не досказывают, либо авторы решили воспользоваться более известным образом для пущего фансервиса и плевать, что от этого теряется весь функциональный символизм образа.

Другое же существо, которое неоднократно появляется в фильме – Pyramid Head (он же – Пирамидоголовый), тоже широко известно за пределами своей франшизы. Впервые появившись во второй части игры он был проявлением вины главного героя и желания быть наказанным за убийство собственной жены, которое длительное время подавлялось его собственной памятью.

О том, что же он воплощает в фильме, доподлинно неизвестно. Конечно, есть несколько основных теорий о том, что это общее олицетворение мужского насилия или же память о фигуре отца, что был защитником Алессы, но ни одна из них, как по мне, не является достаточно убедительной. В связи с этим возникает один вопрос - зачем и, главное... Зачем?

Еще отмечу, что некоторым не особо понравились вставки с Шоном Бином и его расследованием причин исчезновения семьи, мол, они особо ни на что не влияют и лишь сбивают зрителя с погружения в атмосферу параллельного Сайлент Хилла. А концовка всех так и вовсе разочаровывает.

По мне, идея того, что Гарри находится одновременно и максимально близко, и максимально далеко от своей жены, и даже при всем желании не может ей помочь, очень хороша. Намеки на то, что, может быть, это просто с ним что-то не так и на самом деле тут никого нет, вызывают дополнительные переживания при просмотре. А еще приятнее, когда понимаешь некоторую произвольную или даже непроизвольную связь этой арки с оригинальной игрой, ведь в одной из плохих концовок «Silent Hill», после победы над заключительным боссом и потерей Шерил, мы обнаруживаем, что все события игры были обыкновенной галлюцинацией главного героя, который находился в предсмертной агонии после автомобильной аварии в самом начале игры.

Да, можете считать меня любителем поиска глубинного смысла и тайных знаком, но выглядит такая аналогия весьма интересно, разве нет?
Да, можете считать меня любителем поиска глубинного смысла и тайных знаком, но выглядит такая аналогия весьма интересно, разве нет?

Что же касается концовки, то да, она вызывает больше вопросов, чем ответов. Каждый раз при просмотре возникает чувство, аналогично тому, как когда ты вот-вот-вот сейчас чихнешь... Но нет, не получается.

И с финалом фильма так же.

Режиссер совсем немного не дотянул до того, чтобы зритель в итоге оказался в экстазе от увиденного. И я не представляю, как можно было бы закончить этот фильм в рамках уже существующих других частей сценария. Но тут явно не хватает точки. Или хотя бы внятного многоточия.

В итоге киноадаптация во многом вышла весьма поверхностной, но лично я пока что не видел лучших примеров тому, как можно адаптировать видеоигры к кино-формату, не превратив при этом в малосвязную кашу, порнопародию, топорную кальку, как, например, случилось с фильмом «Silent Hill 2» (в оригинале – «Silent Hill: Revelation». Но об этом как-нибудь в другой раз.

Может быть, творение Гана это действительно является скорее фильмом «по мотивам», нежели полноценным переносом игры на большой экран, но хуже оно от этого не становится. Ведь, не забывайте, что идеально перенести один формат в другой попросту невозможно.

Самое главное, что атмосфера Сайлент Хилла, атмосфера безысходности и обреченности, а также гротескность бодихоррора, хоть и в несколько урезанном, но все еще достойном виде, были переданы превосходно. 

Так что, если Вы еще не смотрели сие кино, то могу лишь порекомендовать исправить такое положение дел. Правда я Вам уже проспойлерил знатную часть, но когда это кого-нибудь вообще останавливало?  

На этом все, спасибо за прочтение!

Ваш Visoda.  


Лучшие комментарии

Людно в фильме. В оригинальных играх навскидку даже не припомню ситуаций, когда в кадре больше трех персонажей наберется. Здесь же народу порой на целый стадион хватает.

Главная фишка Тихого Холма — боль и страдания, а так же очищение через них. Ты сталкиваешься бедами с башкой и разбираешься в них. В случае первой части беды с башкой были не у гг, а у его дочери. Но гг страдал через геймплей и сопереживал боли его приемного дитя. В фильме же раз-раз, раз-раз, вот и концовка.

Так считают разработчики? Так считает сценарист? Так считаешь ты? Так считают фанаты? А режиссёр фильма понял игру иначе. Не неправильно, а просто иначе.

Вообще, тут недавно дискутировали в теме по экранизации «Хэйло» о том, должна ли экранизация быть по канону, или имеет ли место быть режиссёрский замысел. Однозначного мнения нет, я считаю, что экранизация должна быть каноничной, а не полной режиссёрской отсебятиной. Потому что я хочу видеть экранизацию событий игры, а не чей-то фанфик по мотивам. Фильм «Сайлент хилл» умудрился как-то совместить каноничность и режиссёрские фантазии, по-крайне мере, эта экранизация не вызвала у меня отвращения. По сути, там упростили переусложнённые отношения между героями, вырезали кучу непопулярных персонажей, убрали несколько сценарных глупостей оригинала, добавили пару новых основных героев, максимально сократили блуждания по городу, избавились от неудачных решений игры — но основа осталась той же. Поэтому экранизация «Тихохолмия» лучше, чем экранизация «Кредо ассассина».

должна ли экранизация быть по канону, или имеет ли место быть режиссёрский замысел. Однозначного мнения нет

В первую очередь экранизация должна приносить бабосики. Не в мире поней живем. А суровая правда такова, что аудитория кино и игр разная. То что работает в играх не будет работать в кино.

Более того, есть мнение что современный зритель отупел и сложное комплексное произведение будет не понято и принято негативно, примеры есть.

Судя по качеству среднего контента напрягаться не нужно — схавают. А дяди с деньгами о фанбоях думать не будут.

В первую очередь экранизация должна приносить бабосики. Не в мире поней живем. А суровая правда такова, что аудитория кино и игр разная. То что работает в играх не будет работать в кино.

Точняк. На фанатах и громких тайтлах стригут бабло, нравится нам это или нет, хорошая экранизация или нет, по канону экранизация или нет.

Более того, есть мнение что современный зритель отупел и сложное комплексное произведение будет не понято и принято негативно, примеры есть.

Я скорее соглашусь, чем не соглашусь. Да, зритель отупел, потому что его кормят повесткой, а не чем-то хоть как-то интеллектуальным.

Судя по качеству среднего контента напрягаться не нужно — схавают. А дяди с деньгами о фанбоях думать не будут.

Да.

Тут кстати вопрос — а возможна ли экранизация игры без адаптации? Другой вид искусства, другие приемы, другие методы. В СХ куча информации передаётся через мысли героя, через записки и описания предметов, диалогов и событий минимум. Придётся упрощать, укорачивать, менять, а потом эти изменения увязывать между собой. Это вообще проблема любого переноса. Делать близкий к оригиналу комикс, например, по Достоевскому — получится сто страниц разговоров. Или вспомнить Дзюндзи Ито — у него многое строится на формате комикса, с перелистыванием страниц, чтобы его экранизировать нужно сознательно отходить от его методов.

Первая часть Обители зла классная же, Принц Персии тоже по мне на редкость удачным вышел. И про СХ тоже, конечно, соглашусь. Вообще, эта тройка — лучшее, что случилось с фильмами по играм. Не забудем еще и уже старенькую Смертельную битву, кино — ставшее уже классикой.)

Тут можно было бы вспомнить фанатский фильм по тихому холму: No Escape, который физически делал тебе больше через эффекты, но ясень пень такое на большие экраны ты не поставишь.

Я смотрел это. Это как раз тот случай, когда человек не знал, чего он хочет: передать канон или всё же своё понимание этого канона. В итоге у него не вышло ни канона, ни своей идеи, а просто очередной блуждун по Тихохолмию, собирательный образ Джеймса, Хизер и Гарри, а не новый, другой человек.

А зритель сравнивает по эмоциям: в игре я сам принимал участие и страдал на протяжении многих часов, а в фильме просто пассивно смотрю ленту 90 минут.

В этом и прикол экранизаций: ты не вовлечён в процесс, как в игре, а просто наблюдаешь и сопереживаешь. Ты зритель, которого развлекают, а не игрок, который прилагает усилия для прохождения.

Экранизация Silent Hill похоже лучшее кино по игре из всех существующих. По крайней мере из всего просмотренного. Конечно есть много спорных изменений (вроде изменений имён, добавления монстров из других частей и т.д.). По крайней мере чувствуется, что снята фанатами вселенной, естественно не только для фанатов (а для массового зрителя тоже; уверен что фильм посмотрело множество совершенно не знакомых с вселенной людей), Просто сравните эту экранизацию например с Doom, Resident Evil, и также с Assassin's Creed, Warhammer, сериал по Halo и Witcher (и прочим «околоигровым» трешем).

Prince Of Persia (фильм) вышел редкостным д*рьмом, и плевком в лицо фанатам. Критики с этим согласны: 37% на Rotten Tomatoes (по 229 отзывам!). Первый Resident Evil снят неплохо, но это не отменяет того факта, что он — отсебятина режиссёра от начала до конца.

Довольно короткое видео для такой глубокой темы. Автор напоминает одну из тех говорящих голов, которая просто хочет денег и не работать на заводе, поэтому пытается искать недохайпанные вещи для обсасывания. Ему нечего сказать, главное видос выпустить.

По сабжу: фильм не создает ощущения лимбо. Главная фишка Тихого Холма — боль и страдания, а так же очищение через них. Ты сталкиваешься бедами с башкой и разбираешься в них. В случае первой части беды с башкой были не у гг, а у его дочери. Но гг страдал через геймплей и сопереживал боли его приемного дитя. В фильме же раз-раз, раз-раз, вот и концовка.

Вообще эта главная проблема как по мне игровых адаптаций. Я недавно посмотрел экранизацию анчатред. Как я страдал в игре и как на фоне этих страданий воспринималась концовка с кораблем. В фильме же: раз-раз и все. Нет чувства пройденного приключения и превозмогания. И в этом главная проблема экранизаций — существование игр, с которыми можно сравнивать. А зритель сравнивает по эмоциям: в игре я сам принимал участие и страдал на протяжении многих часов, а в фильме просто пассивно смотрю ленту 90 минут.

Тут можно было бы вспомнить фанатский фильм по тихому холму: No Escape, который физически делал тебе больше через эффекты, но ясень пень такое на большие экраны ты не поставишь.

Читай также