16 мая 2022 16.05.22 14 849

HellBlade — как форма интерактивного искусства, а не просто игра.

+5

Приветствую всех, читающих этот блог.

Сегодня я хочу рассказать Вам об одной очень интересной игре. Это Hellblade Senua’s Sacrifice от молодой британской команды разработчиков - Ninja Theory. Так уж получилось, что в своё время эта игра прошла мимо меня, и вот только сейчас мне удалось с ней познакомиться.

Буквально несколько дней назад я прошла эту игру. И знаете, что? Я осталась под большим впечатлением от Hellblade. Получила уникальный игровой опыт. Поэтому и решила поделиться своими впечатлениями с Вами, мои дорогие читатели.

Это наверное одна из тех немногих игр, после прохождения которой у меня в голове витала масса различных мыслей. Да и наверное лично для меня Hellblade – больше является формой интерактивного искусства, а не просто игрой.

Игра предлагает рассказать одну историю, но таким образом, словно игрок здесь - это  всего лишь сторонний наблюдатель
Игра предлагает рассказать одну историю, но таким образом, словно игрок здесь - это  всего лишь сторонний наблюдатель

Сразу скажу, разработчики позиционируют Hellblade, как инди-игру, трипл эй класса. Которая создавалась за собственные средства компании. Но несмотря на небольшой бюджет Хэллблэйд, у Ninja Theory была полная творческая свобода. Благодаря чему, игра получилась именно такой, какой её хотели видеть разработчики.

Главная героиня может видеть мир не таким, как обычные люди)
Главная героиня может видеть мир не таким, как обычные люди)

Что же из себя вообще представляет игра? И вот так вот с первого раза, даже сложно сказать, что же такое - Hellblade. Это одновременно и экшн-приключение и своего рода слэшер, усыпанный обилием разнообразных загадок. Которые потребуют от игрока предельного внимания, острого слуха, а порой и соколиного зрения.

Одна из разновидностей  загадок в игре, где нужно найти среди окружающего мира визуальные образы различных рун, как, например, на этих вратах
Одна из разновидностей  загадок в игре, где нужно найти среди окружающего мира визуальные образы различных рун, как, например, на этих вратах

Hellblade имеет мрачный визуальный стиль, в сеттинге раннего средневековья.

Игра создавалась вместе со специалистами в области скандинавской мифологиии и психатрии. А также, к созданию Hellblade привлекались люди, страдающие различными психозами. Вы спросите у меня. Что? Скандинавская мифология – это отлично, но зачем привлекать людей, страдающих психозом?

А всё дело в том, что главная героиня игры – страдает определенными психическими расстройствами. Из-за чего, она очень часто слышит разные голоса в голове, и видит различные галлюцинации. Чтобы передать слуховые галлюцинации, разработчики добавили в игру бинауральную запись звука. Благодаря чему, игрок может слышать у себя в голове множество разных голосов. Примерно так, как их слышат люди, страдающие психическими заболеваниями.

Поэтому прежде чем начать играть в эту игру, я настоятельно советую использовать наушники. Они способствуют максимальному погружению в Hellblade. Да, в игре нет русской озвучки, но даже читая русские субтитры, и слыша различные голоса у себя в голове на английском языке, вы прочувствуете всю боль, отчаяние и страх главной героини. Hellblade отлично удаётся передать мрачную атмосферу раннего средневековья, нагнать страха и вызвать чувство тревоги у игрока. Это удаётся сделать ещё и благодаря технологии захвата движения. Когда на экране видишь Мимику лица и движения главной героини, то всё это выглядят одновременно очень реалистично и пугающе.

Сюжет. Спойлерить его я не собираюсь, потому что это один из важнейших аспектов Hellblade. Поэтому обозначу его лишь в общих чертах.

Действие игры развернётся в раннем средневековье в Северной Европе. В период активного завоевания новых земель викингами. Главная героиня игры - это женщина из племени народа пиктов по имени Сенуа. В один из своих многочисленных  набегов, викинги нападают на деревню главной героини, где убивают её возлюбленного - молодого воина по имени Диллион.

Сенуа в момент нападения, не находилась в деревне, поэтому никоим образом не могла помочь как жителям, так и своему возлюбленному. Обнаружив гибель Диллиона, главная героиня решает во чтобы то ни стало, вернуть его к жизни. А посему, не придумав ничего лучше, она отправляется в опасное путешествие в мир мёртвых Хельхейм. Туда, где правит скандинавская богиня смерти Хель. Сенуа убеждена, что если она сможет победить в бою повелительницу мира мертвых, то та вернёт ей возлюбленного.

В процессе прохождения игры, мы встретим и других богов, с которыми главная героиня непременно сразится. Отдельно хочу отметить, как же здорово игре удаётся передать чувство чего-то неотвратимого. Чем дальше я проходила игру, тем сильнее меня овладевало чувство беспомощности. Hellblade удаётся предать всё то безумие, которое происходит внутри главной героини. Ты словно чувствуешь и разделяешь вместе с Сенуа её боль, её страхи и переживания.

И вот просто задумайтесь на секундочку. Что же пришлось пережить людям, которые страдали психическими заболеваниями в период раннего средневековья. Современной медицины тогда не было, и скорее всего, человек с таким заболеванием сразу становился белой вороной и изгоем в обществе. И это ещё в лучшем случае, а в худшем, человека просто сжигали на костре как бесноватого. Вот такие вот суровые времена пережили наши с Вами предки.

Геймплэй. Hellblade ощущается и играется как экшн-приключение. Это абсолютно линейная игра, разбитая на ряд локаций.

Управлять главной героиней мы будем от третьего лица. По большому счёту игровой процесс в игре состоит из двух составляющих. Первая – это взаимодействие с окружающим миром, где нам придётся разгадывать различные загадки. А вторая составляющая – это битвы с врагами.

Вовремя взаимодействия с миром, мы будем исследовать различные игровые локации. Вот что, что, а дизайн локаций мне очень понравился. Здесь и древние леса, и побережье океана, пещеры, различные древние руины и много других интересных мест. Я понимаю, что игра далеко не новая, и её делали всего около 20 человек. Но даже сейчас в 2022 году, игра выглядит визуально очень достойно. Может дело в игровом движке Анриал Энджин 4 или просто у разработчиков руки из правильного места растут. А может и то и другое, но визуал игры мне понравился и хорошо запомнился.

Некоторые места в Hellblade очень сильно напоминали мне последнего Бога Войны. Понятное дело, что эти игры объединяет общий скандинавский сеттинг. Но некоторые локации уж очень сильно похожи. 

Слева оригинальная локация из Hellblade, а справа прифотошопленый мной Кратос)
Слева оригинальная локация из Hellblade, а справа прифотошопленый мной Кратос)

Во время игры, мы сможем исследовать различные игровые локации, где сможем найти стойки рунических камней. Каждая такая стойка расскажет нам мифы и легенды из скандинавской мифологии. А если найти в Hellblade все такие рунические стойки, то у игры будет и специальная концовка, которая прольёт больше света на сюжет игры.

А теперь я хочу акцентировать своё внимание на загадках в игре. Головоломки здесь являются одной из главных механик Hellblade. Какие-то из них относительно простые, а какие-то очень даже сложные. Требующие вашего внимания, предельной концентрации и умения смотреть на вещи под определенным углом. Так, как бы на это посмотрел человек, страдающий шизофренией. Но не пугайтесь, все загадки и головоломки вполне решаемы. Если смогла я – значит сможете и Вы их разгадать.

Главная героиня игры, обладает особой способностью концентрации. Благодаря чему, она может видеть мир таким, каким его не видят обычные люди. Такая концентрация поможет Сенуи найти ответы для решения ряда головоломок.

В Hellblade ряд загадок требует от игрока взаимодействия с окружением. Я бы даже сказала, что различные локации в игре используют особые игровые механики. Где-то для решения загадки, нам необходимо зажигать факелы, и не оставаться одной в темноте. Иначе монстр из темноты поймает Сеную. Усложнять нашу задачу будут и потоки воды, встречающиеся на нашем пути. Попав под один из таких потоков, факел Сенуы потухнет, и нужно будет снова быстро искать источник света.

Для решения других головоломок, нам придётся положиться на свой слух. Например, идя в полнейшей темноте, придётся идти очень тихо, ориентируясь только на окружающие звуки. А где-то придётся очень быстро бежать и успевать на ходу концентрироваться, чтобы найти среди окружения скрытые символы.

Пример, когда решая очередную головоломку по сюжету, игрок находит одну из многочисленных скандинавских рун
Пример, когда решая очередную головоломку по сюжету, игрок находит одну из многочисленных скандинавских рун

Боевая система. Она в Hellblade, отчасти, похожа на своего рода слэшер. Сенуа может наносить два вида удара.

Сильный удар наносит много урона, но является довольно медленным. А слабый удар, хоть и наносит небольшое количество урона, но зато проводится очень быстро.  Главная Героиня умеет ставить блок, уклоняться от ударов, и может ударом ноги сбивать противникам защитную стойку. Во время парирования, есть своего рода тайминг. Если в него попасть, то после блока вражеского удара, Сенуа сможет контратаковать врага. Ещё можно нанести противнику удар с разбега.

 В игре главная героиня может сразиться как с одним противником, так и с несколькими одновременно. Также благодаря своей особой способности в виде концентрации, Сенуа способна двигаться быстрее противников и атаковать временно неуязвимых к урону врагов. Такая способность в бою не бесконечная. Поэтому, чтобы её восстановить, придётся несколько раз уклониться или провести удачное парирование.

Стоит сказать, что в игре нет никакой прокачки персонажа, нет различных видов оружия, брони и тому подобных вещей. Сражаемся тем мечом, что имеем. И лишь потом, двигаясь по сюжету, Сенуа раздобудет легендарный скандинавский меч, который способен пронзать даже богов. Геймплэйно - это оружие, практически ничего нового не приносит. Разве что с помощью него можно более эффективно проводить парирование, и наносить немного больше урона врагам.

В Hellblade есть, так нелюбимая многими механика QTE. Когда Сенуа после вражеских атак оказывается на земле, активируется кат-сцена. Вовремя которой, если быстро нажимать определённую кнопку, главная героиня сможет уклониться от атаки врага, а после чего и подняться.

Хочу заострить отдельное внимание на звуковой части игры. Как я уже и говорила, в Hellblade вы будете постоянно слышать различные голоса у себя в голове. Некоторые из них стараются Вам помочь, а некоторые наоборот, сбивают столку и вводят в заблуждение. И далеко не всегда Вы сразу сможете понять, какие голоса действительно хотят Вам помочь, а какие навредить. Особенно сильно это работает в тех моментах, когда Вам нужно решать загадки. И я считаю, что фишка с голосами в Hellblade – это действительно классная задумка, которая по-настоящему работает.

Стоп-кадр одной из битв в игре
Стоп-кадр одной из битв в игре

Также хочу сказать Вам, что главная изюминка Hellblade – это её финал. На мой взгляд, он получился открытым. Пройдя игру, я не могу Вам однозначно сказать, действительно ли все произошедшие события с главной героиней были лишь плодом её воспалённого разума. Или же все события в игре, произошли с Сенуа на самом деле.

Из минусов Hellblade, я хочу отметить слишком большой акцент, сделанный в пользу головоломок. Их здесь гораздо больше, чем сражений с врагами. Хоть они достаточно и разнообразные, позволяют взаимодействовать с окружением, но всё же со временем, начинают утомлять.

Также, не буду лукавить, но разнообразие врагов в игре, оставляет желать лучшего, а геймплэйно, Hellblade практически никак не развивается.  Хотя с другой стороны, чего я ждала от инди-игры, хоть и трипл-эй класса.

Прохождение Hellblade заняло у меня около 12 часов. И за это время она не успела мне наскучить. Скорее всего, будь игра более продолжительной, то она бы мне надоела.

Подводя итог, могу с уверенностью сказать, что Hellblade в каком-то плане уникальная игра. И лично для меня - это даже не просто игра, а своего рода форма интерактивного искусства. Помимо того, что Hellblade удаётся передать игроку весь спектр страхов и переживаний главной героини. Она ещё и передаёт мрачную, гнетущую атмосферу чего-то неизбежного. В том числе и благодаря отличной звуковой и визуальной части игры.

Hellblade подарила мне уникальный игровой опыт, который я вряд ли забуду.

Теперь я очень сильно заинтересована в продолжении этой игры. Надеюсь, что мой обзор Вам понравился, был интересен и полезен.

Напишите мне в комментариях. Играли ли Вы в Hellblade? Понравилась ли игра?  Ну а я с Вами прощаюсь, и до скорых встреч на StopGame.

 

Лучшие комментарии

Прекрасный обзор получился. Из минусов игры, я бы добавил бег. Его здесь слишком много. А так, игра прекрасно погружает в мир безумия Сенуи)

«Спойлером» мне это кажется из-за того, что я многим знакомым испортила вот это ощущение смертности героини. Поэтому и говорю, что этот факт известный и игра не нова, но почему-то меня гложет.

Здесь, кстати, есть кнопка «вставить спойлер» и можно спрятать инфу. Может пригодится на будущее.

Спасибо за фидбек!

Меня сейчас тут яростно заминусят, но я не понимаю культа, который сложился вокруг игры. Если убрать из глаза золотой монокль и снять цилиндр, то вы увидите банальный симулятор ходьбы, куда добавили парочку экшен сцен с примитивнейшей боевкой.

Второе. Мне очень не нравится, когда мне в лицо тыкают какой-то лежащей на поверхности идеей. «Смотри, она больная! Понял? У нее психическое расстройство! Смотри-смотри! У нее голоса в голове!». Ради всего святого! Сайлент Хилл в разы лучше раскрывает тему страхов и психозов, но при этом не орете тебе в ухо: «Он сумасшедший!». Айзек из The Binding of Isaac интереснее рассказывает про психоз. Игра явно пытается показаться умнее и сложнее, чем она есть.

Нет здесь никакого культа вокруг игры. Тебе не зашла игра, мне и моим некоторым знакомым (не всем) зашла. Это абсолютно нормально. У всех разные вкусы. В том то и фишка игры, что не все так очевидно. Молл ГГ она сумасшедшая и всё такое. Геймплэйно игра не слишком хороша, мягко говоря. Каждый отдельный аспект игры не является чем-то выдающимся, но в своей совокупности, всё это отлично помогает погрузиться в игру. Я играл в своё время в наушниках в Хэллблэйд, и атмосферность в игре, помню до сих пор. Мне она понравилась больше, чем Сайлент Хилл, Сома или Резидент Эвил. А ещё фишки с голосами, когда не понятно, помогают они тебе или нет. Если ничего не путаю, то в начале игры говорится, что с каждой смертью, приближается конец. Черная чума дойдет до головы и нужно будет начинать всё с самого начала. Меня это максимально мотивировало не умирать) Хотя потом я узнал, что это ни на что не влияло. Это голоса специально обманывали меня) Ну и опять же, мне было очень интересно читать саму статью, без привязки нравится мне игра или нет. Человек поделился своими чувствами и эмоциями, и в статье я это уловил. Даже больше скажу, чувство что читал не сухую статью, а «мрачную сказку» в хорошем смысле.

И игра вышла давно, вроде, и это известный факт, но всё равно есть у меня ощущение «спойлера» про влияние гнили на Сенуа. Хз почему.

А про «не сухую статью» явно лукавите :3

Я понял в чём дело, это девушка мне написала) И что-то мне подсказывает, что Вам не зашла статья про Хэллблэйд, не потому что она плохая (тут на вкус и цвет), а потому что её другая девушка написала.

В комментариях нельзя писать спойлеры?) Это кто такое сказал? На счёт влияние гнили. Как это может быть спойлером, если это никоим образом не влияет ни на сюжет, ни на геймплэй? 

Так, к слову. Я прочитал ваши «не сухие статьи». Например, про Скорн) Конечно, Вы можете моё мнение задвинуть количеством лайков под своими статьями в блогах, но разве только это показатель качества и интереса со стороны читателей?) 

Количество повторов одних и тех же частей речи, следовало бы заменять местоимениями и существительными синонимами). Чтобы не быть косноязычной.

Кусочек предложения из Вашего блога про Скорн.

«Например, какие виды исцеления персонажей мы уже видели в играх?»

Стоит ли мне объяснять, что слово например в вашем случае не совсем уместно согласуется, в контексте этого предложения. Слово Например, предполагает всегда конкретизацию либо варианты выбора.

Давайте съездим в жаркие страны. Например, в Турцию или Египет. Я предпочитаю крепкие спиртные напитки. Например, ирландский виски.

И это просто, как пример. Любого человека можно покритиковать, как и любое произведение. Другое дело, когда критика конструктивная и помогает развитию человека на его творческом пути)

Извините за душноту, не считаю ваши блоги плохими и всё такое. Просто не понравилось, что Вы сказали, что я лукавлю. Тем более, что речь шла о моем личном восприятии к написанному в данной статье. 

И Вам спасибо за совет на счёт кнопки спойлера)

Я думаю, что все кто хотел, скорее всего прошли эту игру. А если нет, то зачем вообще читать комментарии под статьей, где вероятность наткнутся на спойлер велика?)

На счёт знакомых) Не берите в голову. Ощущение смертности ГГ — это не та вещь, из-за которой можно сильно расстроится, имхо)

играл.
зажал R2/L2 и автоматически проигнорил 90% вызовов ходьбы, остальные 10% тоже не проблема, даже хрупкий груз можно раза 3 уронить и никто не заметит.
твари это полный цирк, ходить на карачках а потом бросать какашки, очень увлекательно. хорошо что потом вместо этого можно просто стрелять с автомата. жаль правда стрельба говно.
в дес стрендинг буквально всё пришито сбоку-припеку, в игре просто НИЧЕГО не работает как надо.

1. почему этот симулятор ходьбы банальный? он не банальный, он изобретательный.

2. тихие холмы и исак задевают тему психоза очень поверхностно, хелблейд в эту тему углубляется. да игра орёт тебе в ухо, у тебя ГГ шизофреник в ужасном состоянии, что игра ещё должна делать?

3. эта игры не пытается чём то казатся, студия просто выпустила игру.

1. дес стрендинг усложнил сам процес ходьбы, но никакой глубины в нём нет(зажми R2/L2 b и иди себе), при этом экшон в игре постыдный. хелблейд же развлекает игрока головоломками, экшоном(который явно лучше чем в стрендинге, а у нас здесь инди) и той же режиссурой с историей. 

2. да можно было,  не вижу в этом проблем, была бы фантазия.

3. да это попытка сделать авторскую игру, успешная попытка с абсолютно невероятным результатом, учитывая количество ресурсов у студии. 
да эта игра ахеренная даже в самом своём фундаменте «кельткая воительница, больна психозом и пытается найти скандинавский ад». это ахеренно, а ты пытаешься мне выдать это за минус. 

дес стрендинг усложнил сам процес ходьбы, но никакой глубины в нём нет(зажми R2/L2 b и иди себе), при этом экшон в игре постыдный. хелблейд же развлекает игрока головоломками, экшоном(который явно лучше чем в стрендинге, а у нас здесь инди) и той же режиссурой с историей.

А ты точно играл в эту игру? Там можно (и нужно) управлять процессом ходьбы,  преодолевать реки и скалы с помощью различных устройств, ездить на транспорте, строить дороги, строить необходимые объекты, уметь обходить тварей по специальному детектору, участвовать в перестрелках, стелсить…

И все это играется комплексно, а не пришито сбоку-припеку, как в Хеллблейд. 

1. Не банальный симулятор ходьбы — это Death Stranding. Все остальные игры, где тебе просто нужно зажать w и следить за сюжетом, это банальный симулятор ходьбы. И от того, что тут есть парочка секвенций с простенькими загадками и маханием мечом, игра не перестает быть симулятором ходьбы.

2. С таким же успехом можно просто показывать восемь часов человека, который сидит в смирительной рубашке в комнате, обитой войлоком. Углубленное изучение темы шизофрении, чё…

3. Это очевидная попытка сделать игровой артхаус, а не «просто выпустила игру». И можно к этому артхаусу как угодно относиться, но я вижу тут пустышку в красивой упаковке.

Ну, и честно говоря, от уровня бравады, дропнул статью спустя пару абзацев. Искусство! Уникальный опыт! Пфф…

Я таки вас умоляю. На дворе не двухтысячные где Кодзима, чуть ли не в одно рыло, вписывал игры в анналы искусства. В наше время уже каждая вторая игра имеет свой мета-посыл. Да и сами игры уже давно считаются этими самым. А Hellblade довольно слабая в геймплейном плане (и нет, никаким искусством это не оправдаешь) игрушка, которую делали ветераны геймдева (от создателей DmC: Devil May Cry таки ожидаешь большего все же). Игра не хватает звезд с небес и не является откровением в мире геймдева. Однако это не мешает ей иметь отличный сюжет, хорошую графику и великолепный визуал. Очень хорошая игра. Довольно самобытная. И этого более чем достаточно чтобы помнить Hellblade. А все эти дифирамбы только опошляют игру.

Читай также