29 апреля 2022 29.04.22 14 1745

Атмосфера родного в Metro:Exodus

+19

Бывало, что вы ощущали атмосферу игры родной для себя? Словно бродишь по привычным ветхим улицам, слышишь песни под гитару на родном языке, замечаешь надписи на бетонных стенах, а где-то неподалёку болтают о жизни пара старых друзей. И каждая проведённая минута отдаётся теплом в душе. Но как играм удаётся достигать такого эффекта? За счёт чего получается создать столь знакомые ощущения, ради которых захочется возвращаться вновь? Такие близкие чувства мне подарили игры серии Metro, и в особенности третья часть, Metro: Exodus. И сегодня я хотел бы рассказать об уникальности её восприятия и на примере её локаций показать, как окружение создаёт атмосферу в играх.

Что делает игру особенной?

Москва
Уже с первых минут «Исход» даёт ощутить то самое настроение первых игр. Она встречает знакомыми с первых частей тёмными тоннелями, со слабо пробивающимися с поверхности потоками света. Эта неповторимая атмосфера «Метро», когда ты достаёшь свою верную зажигалку, чтобы сжечь паутину, преграждающую путь, и при этом слегка подсветить себе дорогу, а на фоне слышны лишь едва уловимые звуки капающей воды или скрежета металла.

Станцию освещает тусклый ламповый свет, в палате на полках стоят ветхие книги, чуть дальше играет лёгкая музыка и веселятся жители. Спокойствие. Мимолётное мгновение в родных для героя стенах ускользает незаметно, и совсем скоро приходится навсегда прощаться с московским метро, выбираясь на поверхность, чтобы отправиться в путешествие по необъятной, навсегда оставляя свой город.

Но перед этим ещё придётся увидеть Москву. Некогда большой процветацющий город предстаёт лишь призраком самого себя. Это позволяют увидеть разбросанные по разным местам открытки, которые так же являются дополняющей частью мира. На них изображены красивые довоенные города и достопримечательности ушедшего прошлого. Воспоминания о невозвратном, навсегда исчезнувшем, оставшиеся лишь на потрёпанных и стёршихся открытках.

Волга
Первым местом остановки становится селение на Волге, через которое проходит железная дорога, и где живут неприветливые религиозные фанатики, почитающие мутировавшую рыбу и до смерти боящиеся электричества и техники. Уже при первом взгляде на местную природу ощущается некая теплота, особенно хорошо можно проникнуться этим, если вы когда-то жили в деревне. Багряный рассвет над рекой завораживает. Затопленные деревянные избы, в которых старые православные иконы сочетаются с советскими календарями и плакатами. На столах стоит столь знакомая ржавая посуда, старый сервис, рядом клетчатые сумки-баулы, соленья, эмалированные кастрюли с цветами, ковры. Простота местных людей вкупе с их деревенским говором чувствуется чем-то близким и родным, их шутки, русские поговорки придают игре особый колорит, заставляя погрузиться в неё.

И, говоря о погружении, стоит упомянуть уникальный внутриигровой интерфейс. Все элементы снаряжения, в числе которых есть планшет с дневником и картой с прикреплённым к ней компасом, наручные часы, показывающие отведённое фильтрам в противогазе время, дозиметр и датчик освещённости и отлично справляются с тем, чтобы дать игроку почувствовать себя частью этого мира.

А самым приятным местом для меня стал поезд. Приглушённый свет, старый ковёр на стене, по радио играет «Кино», в соседнем купе раздаётся бренчание гитары, душевные шутки и разговоры друзей о жизни до войны. Вся эта ламповость под стук колёс вагона погружает в лёгкую меланхолию, позволяет раствориться в тёплом вечере, сидя за столом с кружкой чая и послушивая радио.

Каспий
Весенний берег Волги сменяют бескрайние пустыни послевоенного Казахстана с прекрасными алыми закатами, жарким летним дном отступившего Каспийского моря, окружённого скалами и каньонами. Помимо всех запомнившихся по Волге атрибутов в виде советских плакатов и предметов быта, Каспий запоминается лучше всего именно своей непохожим на всё остальное окружение. Например, жилище Гюль на маяке с элементами убранства казахской юрты. А ещё только на этой локации можно свободно кататься на полуразвалившейся буханке, рассекая горы песка и давя врагов.

И вновь продолжается путешествие. Жаркое лето теперь проявляется во всей красоте, которую можно увидеть, выйдя на воздух, затянувшись сигаретой рядом с Крестом и его блатным жаргоном. А главное, что этот прекрасный день украшает такое счастливое событие — свадьбу. Радостные возгласы собравшихся, счастливые после стольких ужасов влюблённые, тосты, жених поёт под гитару, душевно оканчивая этот тёплый день.

Гитарные мотивы саундтрека Алексея Омельчука, не покидающие нас во время всего путешествия, сильнее всего погружают в густую атмосферу этого мира. Словно поминальная песнь навсегда ушедшей эпохе, складывающаяся из ударов по струнам и спокойных звуков природы. Композиции с гитарой проникают в нутро и пробирают целиком, оставляя лёгкое печальное послевкусие.

Тайга
Словно глоток свежего воздуха после пустынных краёв знойного Каспия ощущается осенняя тайга, в которой живут Дети Леса. Когда-то они на самом деле были детьми, застигнутыми началом войны в местном лагере и, несмотря на прошедшие годы, во многом остающиеся такими же детьми, охраняющими свой лес. И их порой легкомысленное детское поведение кажется чем-то добрым.

Сильнее всего на этом уровне цепляет именно окружение. Лес тайги настолько густ и тёмен, словно в нём можно потеряться, яркие лучи солнца приветливо играются на широкой речной глади, пожухлыми листьями разукрашены ветви деревьев на фоне чистого синего неба, заброшенная церковь с остатками разрушенного золотого купола и крыши домов, укрытые лиственным ковром. И, хоть я не из тех, кто ностальгирует по СССР, но полуразрушенный пионерский лагерь со всеми выцвевшими советскими агитплакатами, стендами, скульптурами и символикой всё равно произвёл хорошее впечатление, словно это что-то очень близкое и знакомое, раздающееся звонкими отголосками в памяти. Наполнение этой локации располагает к себе, врагов тут не так много, а тех, что есть, можно легко обойти, поэтому здешняя атмосфера ощущается лёгкой и спокойной, родной. И даже мутант-мишка не так страшен посреди такой идиллии.

Думаю, здесь стоит сказать пару слов о персонажах, ведь именно на этом уровне я чувствовал всю ответственность за судьбу одного из персонажей, спасти которого можно было только при скрытно прохождении без убийств. Сплочённый экипаж «Авроры» ощущается дружной семьёй, в которой каждый стоит друг за другом. У всех из героев есть свой характер, все их имена запоминаются и за личную судьбу каждого по-настоящему волнуешься. Да, Отношения между ними проработаны не на таком высоком уровне, как в РПГ, диалоги не содержат какого-то глубокого смысла, их анимации и озвучка довольно бюджетны… Но в них есть душа, они чувствуются живыми. Актёры порой переигрывают, но даже такая, казалось бы, ошибка не портит погружение, не вызывает недовольства, но позволяет позабавиться этими моментами, ведь даже в этом заключена часть атмосферы.

Больше всего запомнилась встреча со старым адмиралом в его пиратском штабе. Необязательная сцена, которую вовсе можно пропустить, тронула своей душевностью. Уют спокойного вечера, едва освещённого тусклым светом керосиновой лампы, обволакивает душу теплом. Наблюдая за адмиралом и его товарищами-скелетами, закуриваешь сигарету, неспеша пьёшь горячий чай, под воспоминания о былом наигрываешь лёгкую мелодию на старой гитаре и забываешь обо всём.

Новосибирск
Новосибирск. Заснеженный мёртвый город с зашкаливающим уровнем радиации и метелью, укрывающей взгляд белой пеленой. Невероятное напряжение не отпускает, ведь на кону стоит судьба важного для главного героя человека.

Это последний уровень в игре, и надолго здесь мы не задержимся. Но по силе восприятия он вовсе не уступает предыдущим локациям, и в чём-то действует даже сильнее, ведь именно здесь каждая минута ощущается на вес золота. Мы снова спускаемся в покинутые людьми тоннели метро, наблюдая последствия кровопролитной гражданской войны. Гнетущее чувство страха. Заброшенный вымерший город без единой живой души. Здесь остался лишь юный Кирилл Хлебников, так и не дождавшийся своего отца и помогающий героям. Опустошение и одиночество на этом уровне ощущаются как нигде, ведь на людей на пути более не встретится. Замшелые болота, бледный разрушенный институт, рассыпавшиеся здания. Отчаяние напирает всё сильнее. И лишь глухой гул ветра вдали бьёт по ушам.

Итог

Подводя итог, хочется сказать о сильной нехватке игр, отражающих нашу родную культуру. Игр, которые умело показывают характерные особенности менталитета своих создателей. Все элементы этого мира, его разруха, одновременно вызывают чувство некой горечи и вместе этим… тепла. Игре удалось передать дух поколений, тоску по ушедшей эпохе, чувство лёгкой ностальгии и меланхолии. Каждая деталь, будь то надписи на стенах или сельский говор, делает мир «Метро» живым и особенным, душевным. Поэтому печально осознавать, что отечественный геймдев таким почти не радует. Ведь где, как ни в игре от русских и украинских разработчиков могло воплотиться подобное? И особенно расстраивает то, что в ближайшее время подобного сотрудничества мы точно не увидим.


Лучшие комментарии

Мне 37, не представляю себе зачем мне самоутверждаться перед зумерами, я их детьми считаю. Ну это как вы будете самоутверждаться перед перед 10летками.

И кстати, мы миллениалы. Бумеры — это поколение американцев после 2й мировой.

90е — это в меньшей степени дэнди, скорей сега и 486/pentium. И да, это было круто))) Вам не понять :D

И нет, эпоха 00х на ПК была более ламповой. Не было инета, игры переписывались с винта на винт или на двд, больше общались в реале, больше было околоигрового трёпа под пивко в реальной жизни, игры были не жвачкой, сюжеты в играх (по крайней мере, как тогда казалось) были намного более вдумчивыми, и т.д. 

Суть не в этом. Суть в том, что меряются отростками обычно с равными, а доказывать 27летнему, что я круче него, я просто не представляю себе такую ситуацию. Именно с позиции «я старше, я Ленина видел»))) Конкретно по какой-то теме спорить, анонимно в инете — это да, особенно когда не знаешь сколько лет оппоненту, но невозможно самоутверждаться перед человеком, на которого априори смотришь как на ребёнка.

Да я б не сказал. Тогда были Earthworm Jim 1/2, Comix Zone, Duke Nukem 3D, Doom 1/2, Quake, VtM Bloodlines, Deus Ex, HoMM2/3, Dune 2, C&C, Warcraft 1/2, Morrowind, Diablo 1, Fallout 1/2, Planescape, Silent Hill 2, Stalker, HL2, Full Throttle, Grim Fandango, Beneath to Steel Sky, The Dig, 7th guest, Broken Sword 1/2, Icewind Dale 1/2, Baldur's Gate 1/2, Bioshock и куча еще всего, чего навскидку не вспомню. 

И оно было интересное и тогда, когда мне было 7-20 лет,  и сейчас, когда мне 37. И что я вижу сейчас? Дай бог раз в год что-нибудь более-менее интересное выходит. Остальное — банальный сюжет, задротский геймплей, пресная подача, копипастный сеттинг. А тот же Fallout можно перепроходить по несколько раз, чем я  2 раза и занимался в прошлом году. 

Стагнация и копипаста, как в кинематографе — бюджеты на игры сейчас конские и все боятся делать что-то интересное, а на выходе получается однодневная жвачка — включил, поиграл полчаса, надоело, выключил, а через пару дней удивляешься, что оно вообще у тебя на винте стоит, а потом смутно пытаешься вспомнить что там было и о чем оно вообще было. Как-то так.

Отличный пример тому нулевые. Технически наше поколение провело намного больше времени за играми в этот период, причем на ПК, но он не культивируется как эпоха денди.

Про поколение не хватает специфики, супер размытое обобщение

Оно может кем-то культивироваться а кем-то и нет

Комп мог быть дома, но к нему не могли подпускать под предлогом «нажмёшь что-то не то и сломаешь всё, нитрож», на выходе второй плойки или анонсе 3 во всём мире — кто-то мог играть до сих пор в плойку первую, сегу или тот же фамиклон

Не говоря о финансах и недоступности таких вещей в некоторых местах

Это сейчас интернет, доставка, онлайн магазины на русском и игры в цифровом виде, тогда это были просто невиданные диковинки снаружи, если достал такую, ищи игры где хочешь
Поэтому — спорно

Почему? Потому что денди была неповторимой, а эпоха ПК нулевых мало чем отличается от современной ПК-эпохи.

Сменилось несколько поколений и много чего поменялось и в играх, и в культуре целом, так же смена кучи игровых и дизайнерских стандартов, отмирание жанров, редкие риски в разработке дорогих игр, падение некоторых крупных издателей до фабрик своих надёжных золотонесущих франшиз, получение фидбека почти сразу же после релиза и в самом магазине, в котором возврат оформляют в реальном времени. Ну вообще до жопы много чего изменилось, но мне в голову это пришло.

Ну и про постсоветскую атрибутику: она моментально никуда не делась если что. Можно было соцерзать её и спустя 10 лет, можно было видеть людей в тех самых шапках и дублёнках, ковры на стенах и черно белые радуги. Это всё уходило незаметно и постепенно. Вообще непонятно откуда эта цифра про 20-30 лет взялась и к чему вообще это всё былоВроде пошеймить вонна би ретро игроков а в итоге вообще ухватиться за всё что угодно, только к чему?

В нулевые я как раз таки играл в Денди и Сега. 

Предлагаю к ознакомлению! 

Действительно, в 90-00-х игры были запоминающимися. Прошёл практически всё из класики из сообщения выше. В каждой были какие-то новые механики, что-то своё, уникальное. Сейчас безжалостный и бездушный конвейер + цензура, толерантность и разработка с оглядкой на мнения всяких «обиженок». Страшно даже подумать: какой выйдет следующая (VI?) GTA? Наверное в ней будет половина негров, трансов, фемок и прочих нетрадиционных личностей.

В свое время многие подмечали, что конец света во вселенной метро произошел в начале десятых годов, когда советских атрибутов в СТОЛИЦЕ было мало, но по сеттингу апокалипсис произошел на стыке 80-90х. 

А так тут тонкие материи по поводу которых тяжело спорить. Суть в том, что сеттинг постсовка по большей части есть только в видосиках. Культ ностальгии на ютубе настолько силен, что люди подсознательно верят, что это происходило с ними в реальной жизни. Феномен подмены реальной памяти на ютубовское давно отмечен, но каким умным словом он обозначается я забыл. Я сам в свое время ловил оргазм по теме ностальгии. Но я осознаю, что сейчас медийной ностальгии больше чем реальной. 

Отличный пример тому видосики про денди. Большинство из нас относительно мало на самом деле обмазывались денди, фишками и мультиками. Да, это было, но из-за говорящих голов на ютубе кажется, что это занимало все время в течении многих лет. Да времени просмотров видео про денди в разы больше чем самой игры за приставкой. Внезапно каналу кинамана уже 10 лет. То есть поколению, которое застало постсоветские атрибуты сейчас минимум 30, упарывалось оно по нему когда им было 20. 

Тут на самом все дело в индивидуализме. Все хотят чувствовать себя особенными, уникальными и неповторимыми. И нет лучшего способа самоутвердиться перед зумерами чем заявить, что ты бумер, который застал те элементы, которые зумеры застать не могут. 

Отличный пример тому нулевые. Технически наше поколение провело намного больше времени за играми в этот период, причем на ПК, но он не культивируется как эпоха денди. Почему? Потому что денди была неповторимой, а эпоха ПК нулевых мало чем отличается от современной ПК-эпохи. 

Подводя итог, хочется сказать о сильной нехватке игр, отражающих нашу родную культуру.

А, забыл добавить, что на самом деле их дофига. Просто все они существуют в формате модов и инди. Свет клином не сошелся на ААА-играх. Можешь погуглить Испытатель 4 или Паранойя 1-2 для хл1, модов для сталкера вагон, как и инди. 

Тогда были

Именно. Ты перечислил лишь несколько десятков. А игр выходило тысяча. Просто в памяти остались только лучшие, а проходняки забылись.

Годные игры и сейчас выходят, просто отсортирует их лишь время.

Про поколение не хватает специфики, супер размытое обобщение

Именно поэтому я привожу в пример ютуб-ностальгию. Так можно все что угодно размыть, а повестку ютуба нет. А он говорит, что самые популярные рубрики по ностальгии посвящены эпохе 90-х и 8-16 битным консолям.

Все это я привел в пример в качестве аналогии на советскую ностальгию.

Это навскидку, какие названия помню. Если подумать, там еще 3 раза по столько же наберётся.

А за последние лет десять назову из реально удачных игр, в которые было приятно и играть, и идти по сюжету — RDR2, Watch Dogs 1, Control, Bioshock Infinite, Prey, и Dishonored 1/2 с натяжкой, т.к. центральная задумка сюжета банальна, и они еще во второй части повторили сюжет длц из первой, а в длц из второй слили к чёрту центрального персонажа в унылую банальщину. 

Остальное — мозаика. Что-то красиво, но неиграбельно, что-то играбельно, но неинтересно и банально. Например, как Киберпанк — красиво атас, атмосферно жуть, но персонажи ужас, сюжет дырявый и неинтересный. Или Ведьмак 3, которым все восхищаются, но мне вообще было неинтересно следить за всей этой сельской санта-барбарой без какого-либо намёка по теме «а почему собственно меня должны волновать проблемы всех этих людей? что в них интересного? нафиг я вообще тут бегаю? когда интересное начнётся», и в итоге бросил на полпути.

Да, тайтлов много. Но игры из 90х/00х не хочется бросать и рвёшься продолжить играть как время появится на игры. А от современных — отошёл на денёк, и уже даже не помнишь а что там было, настолько они пресные и никакие. 

Хотя, конечно, современное 3д намного лучше, чем 2д в 90х и угловатое 3д нулевых. Кому важен визуал — сейчас чистый кайф, спорить не стану. А кому сюжет, атмосфера — те в пролёте. Про геймплей вообще молчу, такого количества геймплейных филлеров, как сейчас, не было никогда — большинство игр превратились в нахождение тупостей у тупого ИИ, расковыривание бесконечных однотипных мобов как в ММО, и просто трату времени на бесконечные поединки с компьютерным болваном ради поединков с компьютерным болваном. Раньше был баланс, замочил банду мобов — показали/рассказали что-то интересное, или пустили разведовать что-то интересное. И сохранялся интерес продолжать играть. Сейчас — просто вереница мобов, перемежающихся унылыми диалогами с переживаниями нереалистичных персонажей, и может где-нть к концу что-то интересное покажут, хотя скорее всего это будет клифхэнгер на длц или вторую часть.

Память — штука коварная. Она оставляет только все хорошее и забывает плохое. Поэтому и кажется, что раньше трава была зеленее. 

Читай также