Приветствую тебя, читатель! В этом блоге мне хотелось бы рассказать тебе о полнометражном аниме «Красавица и дракон», которое совсем недавно вышло в российский прокат. Почему на Канском кинофестивале критики аплодировали этому произведению целых 14 минут, но оно даже не получило номинацию? Как 30 летнее вынашивание идеи превращается в 2-ух часовой фильм? И почему в погоне рассказать обо всём, можно лишь запутать зрителя? Приятного чтения!
Проблема номинации
«Красавица и дракон» (В оригинале 竜とそばかすの姫) — это полнометражное аниме, премьера которого состоялась 15 июля 2021 года на Канском кинофестивале. Фильм встретили 14 минутным аплодисментами, а критики ставили высокие оценки. Но вот в чём проблема… Фильм не был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь». Для того, чтобы в этом разобраться, нам требуется обратить внимание на режиссёра фильма — Мамору Хосода
Мамору Хосода — настоящий ветеран аниме-индустрии. Он работал над такими проектами, как: Ван-Пис, Самурай Чамплу, Юная революционерка Утэна и другими. В 2011 году он основал Studio Chizu, в которой и создавал свои новые картинами. После он выпустил полнометражное аниме «Ученик чудовища», которое также получило высокие оценки критиков.
Однако, пик его карьеры пришёл вместе с выходом аниме «Мирай из будущего», которое вышло в 2018 году и получило номинацию на «Оскар»! В каком-то смысле, этот человек меняет общественное мнение о своём любимом виде искусства. Нужно понимать, что несмотря на всю свою историю, аниме не частый гость в престижных наградах. Кроме того, из всей мультипликации ни одно произведение не получило номинацию Канского фестиваля в 2021 году.
Однако высокие оценки — это уже огромная заслуга данного человека. Благодаря нему аниме становится популярнее и престижнее, что мотивирует молодых авторов пробовать себя в этой стези. Поэтому отсутствие номинации вовсе не является проигрышем. Напротив, признание картины критиками является лишь очередной победой на пути аниме. Но давайте всё же перейдём к самому произведению!
Почему стоит посмотреть это аниме.
Визуал. Он великолепен. Аниме очень красочно, дизайн персонажей хорош, а последняя сцена в виртуальном мире и вовсе может заставить вас сидеть с открытым ртом. Кроме того, рисовка совмещает в себе 2D с CGI, и совмещает весьма умело. В какой-то момент я даже поймал себя на мысли, что это очень похоже на клипы K/DA
Также хотелось бы отметить прекрасную режиссуру сцен. Когда ты смотришь аниме, даже не возникает сомнений в том, что сцена выстроена как-то неверно. Всё выглядит красиво, а некоторые сцены поставлены крайне необычно.
Саундтрек
Отдельно выделяется саундтрек к аниме. В каком-то смысле, это мюзикл. Так как главная героиня певица, у неё есть целых 7 собственных песен. Возможно, вы даже добавите несколько треков в собственный плейлист. Кроме того, есть и ситуационная инструментальная музыка, которая выполняет свою функцию как надо. Некоторые композиции даже написаны композитором Людвигом Форсселлом (Вы можете знать его, как автора саундтрека к Death Stranding)
Также не маловажным фактором стал дубляж аниме. Вообще, для многих это очень больная тема… За озвучку взялась «Студийная Банда», а на главную роль пригласили известную в узких кругах (если аудиторию в 3.6 миллиона подписчиков можно назвать узкой) karrambaby. На мой скромный взгляд, команда справилась с озвучкой вполне неплохо
Итак, я перечислил достоинства фильма, ради которых действительно стоит дать шанс этому аниме. Но дальше пойдёт то, что и сподвигло меня написать эту статью…
Два мира: виртуальная сказка и реальная обыденность
«Красавица и дракон» повествует о пересечении двух миров: реального мира и виртуального пространства «U». Думаю, как выглядит реальный мир вы знаете, а вот о виртуальности требуется рассказать чуть подробнее. «U» представляет из себя некое интернет-пространство, в котором вы можете отсканировать свои биометрические данные (Делается это через беспроводные наушники-вкладыши) и на их основе создать своего аватара. И это всё, что можно сказать об этом мире…
И сейчас у вас может возникнуть вопрос: Как всё? А чем там можно заниматься? Как это всё работает?
Формально, работает это всё через смартфоны и другие гаджеты. Однако на другие вопросы, к великому сожалению, я не смогу дать вам ответ. Потому что его нет. Запомните этот момент, в дальнейшем он будет очень важен.
В центре сюжета стоит японская школьница Судзу. Она потеряла мать в раннем возрасте, а с отцом практически не разговаривает. Её можно описать как интроверта — почти ни с кем не разговаривает, кроме своей подруги Хироки. Но главная героиня хочет заниматься лишь одним — музыкой, однако стеснительность ей в этом мешает. Поэтому она обращается к виртуальному мир и создаёт своё альтер эго — Белль. После создания Судзу сразу же становится дико популярной в виртуальном мире (Это происходит за 2 минуты) и начинает давать концерты.
Но всё меняется, как только некое чудовище в виде дракона срывает концерт, пытаясь скрыться от виртуальной полиции. Почему за ним гонится правоохранительные органы этого мира? Мы не знаем. Однако главная героиня проникается страшным существом, и пытается выяснить, кто же оно в реальной жизни?
И вот теперь, давайте вернёмся к моменту безответных вопросов. Их здесь очень… нет… КАТОСТРОФИЧЕСКИ много. И в этом основная проблема фильма. Сценарий этого аниме ужасен. Но давайте разбираться по порядку.
Почему сценарий этого фильма — безобразен?
В чём сила кинематографа? Как мне кажется, в его разнообразии. Обычно мы привыкли к тому, что хороший фильм рассказывает внятную историю. Для этого требуется очень тщательная проработка, поэтому написать сценарий — «не поле перейти». У вас есть ограниченный хронометраж, в течение которого вы должны рассказать понятную зрителю историю. Мы должны знать, как устроен мир, в котором происходят действия, а у героев должна быть цель или мотивация, которая будет двигает сюжет.
Но здесь и вся изюминка! Это лишь один из способов выстроить повествование. Вам никто не мешает показать лишь то, как живут герои. Думаю вы все знакомы с жанром «slice of life». В таких произведениях нет какой-то конкретной цели, авторы хотят показать только то, как в этом мире живут персонажи. Но тем не менее, вы должны с ещё большей тщательностью продумать характеры героев и и то, как они живут. «Здесь герой поступает так, потому что он такой-то, и он не может сделать иначе»
Конечно, я описал искусство сценария скудно, но мне и не требуется раскрывать эту тему подробно. Моя задача условно показать два способа, как можно выстроить историю: Либо вы чётко прописываете весь путь героя, либо заставляете мир жить по определённым законом, которые не нарушают логику повествования. А лучше всё вместе.
И что же из этого Мамору Хосода (а именно он ответственен за сценарий) делает неправильно? Всё
Я объяснил вам сюжет вкратце и не до конца, но у этого есть причины. Во-первых, аниме ещё свежее, и спойлерить его будет нечестно. А во-вторых, чем больше я буду рассказывать вам детали, тем хаотичные станет понимание всей истории.
Главная проблема сценария этого аниме в двух вещах: Абсолютно рваное повествование и куча расставленных «Ружей Чехова», которые вообще не выполняют свою задачу. Разберём эти изъяны детальнее…
Cценарная «авоська»
Я не просто так назвал этот заголовок сценарной «авоськой». Дело в том, что режиссёр связал повествование кучей ниточек, но оставил большие дыры. Начнём с того, что зритель совсем не понимает, почему всё это происходит. События просто случаются без причино-следственной связи.
Взять к примеру мотивацию героини. Важную роль в аниме играют песни, но почему это так важно для героини нам не рассказывают, и уж тем более не показывают.
Далее о «чеховских ружьях». Их здесь ТАК много… И дай бог хотя бы треть из них попадёт в цель. Остальная часть либо выстрелит мимо, либо заряжена холостыми патронами. В этом аниме есть куча персонажей, которые являются, по сути, статистами…
В чём же причина столь прискорбного положения дел? Всё очень просто. Автор задвинул целую плеяду различных тем, но совсем не раскрыл их. Любовный треугольник, смерть близкого человека, взаимоотношение с родителями, анонимность в интернете, киберпреступность и даже детское насилие. Все эти темы лишь обозначаются, никто не планирует копать в глубину или давать пищу для размышлений. Зрителя просто закидывают темами, а они так и остаются бесполезно разбросанными по полу.
Так же не стоит забывать о плохом монтаже, который не создаёт правильно выстроенного визуального повествования. Аниме начинается с 2-х минут песни Беллы, и только к 15 минуте к тебе приходит осознание, что оказывается это был флешбек.
Как же так вышло, что такой профессионал аниме индустрии не справился с задачей? Конечно, не стоит забывать, что всегда делать хорошо невозможно. Рано или поздно у каждого может быть промах. Но мне кажется, здесь есть и другие причины.
«С того самого момента я всегда ждал возможности сделать свою версию „Красавицы и чудовища“. Я мечтал об этом 30 лет.» — сказал в интервью Мамору Хосода
Если прочитать различные интервью режиссёра, можно понять, что автор действительно серьезно относился ко всем проблемам, которые хотел поднять в собственном детище. Мамору говорил, что написал этот сценарий, из-за переживаний о взрослении своей дочери. Кроме того, Хосода много размышлял о влиянии социальных сетей и технологий на нынешнюю жизнь. И это действительно видно. На самом деле в аниме есть задел на то, чтобы раскрыть многие темы. Но автор погнался за таким количеством тем, что в итоге не смог детально раскрыть хотя бы одну из них.
Но сейчас мне могут возразить: «Чё ты прокопался? Это же просто детский мультик.»
Но я с этим в корне не согласен. На мой взгляд, мультипликация может раскрывать множество серьёзных и актуальных проблем, особенно если целевая аудитория — подростки. И за всю историю различные произведения это доказывали.
Социальные Сети
Но всё же, в этой истории есть одна тема, которая раскрывается вполне неплохо — взаимодействие людей в «глобальной паутине». Нам показывают, как совершенно разные личности контактируют друг с другом. Кроме того, показаны различные мессенджеры, стримы и даже мобильные игры.
Заключение
Подводя итог хочется сказать, что, несмотря на все изъяны и проблемы сценария, аниме действительно старалась рассказать об актуальных проблемах. Однако, из-за большого количества тем и плохой подачи, сюжет выглядит сумбурным и непонятным. Тем не менее, это не значит, что аниме плохое. Это значит лишь то, что у картины были все шансы стать шедевром и оставить след в истории. Но, к большему сожалению, этого не случилось. Хочется пожелать Мамору Хосода успехов в дальнейших картинах. Видно, что режиссёр действительно талантлив и может затрагивать интересные и глубокие темы.
А на этом всё! Надеюсь, вам было интересно прочитать эту статью.
Лучшие комментарии
При прочтении невольно были ассоциации с " Дитя погоды ". Тоже великолепный визуальный стиль, но другой беда — сценарий то выстроенный, но мораль и проблематика так абсурдно показаны, что хочется смеяться или плакать .
Токио затоплен, по-любому при этом погибли люди и животные, огромные финансовые и ресурсные потери, жизнь на грани нищеты для миллионов — но зато два подростка могут быть вместе .
Да, я много слышал от людей, что наратив Макото Синкая плох. Вот «Дитя Погоды» мне особенно на зашло, а на «Твое Имя» я сходил 11 раз в кино
Очень интересно было прочитать, спасибо!!
Предлагаю к ознаКомлению!
Да, жалко конечно, что аниме вышло такое себе- столько на него было надежд… А статья интересная, автор молодец, спасибо)
Отличная статья! Оказалось, не один я почувствовал явный сценарный провал! Приятно читать, когда всё действительно «по полочкам»
Смотрела трейлер — не зашло… А в целом статья подтвердила мои домыслы. Спасибо огромное автору!
Как по мне, крайне успешный дебют подрастающего рецензента, автору успехов!
Очень интересный обзор! Нашёл себе автора единомышленника)
Отличная статья! Я пока не смотрела, но думаю, от этого будет интереснее!