6 апреля 2022 6.04.22 8 691

Беззащитность родителя в The Last of Us Part Two

+2
 

Максимально лично рассказываю о самой эмоциональной, на мой взгляд, теме второй части The Last of Us.

Предупреждаю: видео предназначено для людей, прошедших обе части The Last of Us, в нём будут присутствовать спойлеры к обеим играм серии.

О каких темах говорят, рассуждая о второй части The Last of Us? Круговорот насилия, серая мораль, обесчеловечивание обратной стороны конфликта. Но я бы хотел рассказать вам о той, которую я считаю главной эмоциональной темой игры. Ту тему, которая смогла пробить меня на слёзы, и которую, я надеюсь, вы не упустили в игре. Теме ярости подростков и беззащитности родителя.

Иногда мне даже неловко, что у меня хорошая семья и родители. Искусство часто затрагивает вечную тему отцов и детей, и так много людей находят параллели со своими проблемными родителями. Мне нравятся многие произведения, затрагивающие эти темы, но я не могу сказать, что мне близко молчаливое презрение отца или отдаление от матери. Однако вторая ластовас, хоть и поднимает схожии темы, всёравно смогла пробить меня на слёзы, и помогла снова переосмыслить некоторые поступки, по отношению к родителям.

God of war — пример такого произведения. Обожаю его, но образ такого отца Кратоса совсем мне не знаком.
God of war — пример такого произведения. Обожаю его, но образ такого отца Кратоса совсем мне не знаком.

Я бы хотел рассказать об этом, потому что порой, в пылу спора, в затяжном холоде наших обид, думая только о себе и своей боли, мы можем бесповоротно потерять тех самых людей, которые нас искренне любят.

Я надеюсь этот текст немного поможет родителям встать на место своих сложных детей, а детям по иному взглянуть на проступки родителей.

Чем цепляла первая часть?

Хочу сказать, что первая часть, это одна из тех редких игр, которая смогла выбить у меня слезу. По началу, я абсолютно не мог сдерживать их с пролога игры. Играя в одиночестве, находясь один на один с игрой, тот перфоманс Бейкера и его виртуальной дочери Сары, каждый раз образовывал ком в моём горле, и в одинокой тишине мог пробить на слёзы. Сколько раз я бы не запускал игру, каждый раз этот плач и стон Сары … как раненой лисички, попытки Джоула успокоить её … Ох, даже сейчас уже глаза намокают …

 

Сцена из начала первой части.

Пометка: кстати, любопытная деталь, возможно, намекающая нам на эгоизм Джоула, конкретные слова в момент смерти сары. «Не поступай так со мной, дорогая, не делай этого со мной». Don’t do this to me.

Второй по эмоциональности момент — это сцена с первым крупным выяснением отношений между Элли и Джоулом. При втором и третьем прохождении, при очередных геймплейных пересмотрах игры, именно этот момент больше всего меня пробивал на эмоции. Гениальная сцена с настолько грамотно подобранными слова, раскрывающая глубину двух персонажей, их личную боль, обиду, и травмы. Это вроде бы одновременно сцена ссоры, и сцена признания в любви. Или. скорее, в привязанности. Шедевр.

 

Сцена ссоры и признания в любви из первой части.

Альтернативный смысл второй части.

При первом прохождении второй части, конечно, подобных эмоций игре сразу из меня выжать не удалось. Но, правды ради, и в первой части всю красоту этих моментов я до конца смог осознать только при повторных просмотрах катсцен и перепрохождениях игры.


Недавно я решил снова перепройти игру, чтобы взглянуть на весь конфликт второй части зная обе стороны этого самого конфликта, и также чтобы ещё раз пропустить через себя весь накал и драму сюжета и разглядеть все посылы сценариста. И обнаружил я себя плачущим, натурально плачущем на одной из катсцен. В оправдание скажу, что в тот момент я находился в состоянии сильной рефлексии, и смог как-то особо остро прочувствовать ту сцену и тот посыл, который я в неё увидел. Это была сцена, в которой Элли раскрыла всю правду. Окончательно. И впервые обрушила свой гнев открыто на Джоула. Эта сцена сильно пробила меня на эмоции и заставила задуматься об альтернативном смысле всего сюжета второй части игры.


Формулируя этот смысл и посыл The Last of Us я бы сказал так — это жестокость подростка и боль родителя. Для меня, второй главной темой игры, и уж точно главной эмоционально темой игры является не мысль о культе насилия, и не какая-либо эмоциональная связь новых персонажей или зеркальность историй Эбби. Для меня, главная эмоциональная тема игры всё ещё развитие отношений Элли и Джоула. Все моменты, в которых у меня вставал ком в горле и мокрели глаза — это моменты злости Элли на Джоула.

Начну своё раскрытие с этой сцены, раз именно она пробила меня на слезы и заставила осознать этот посыл игры.

Коротко напомню, что в конце первой части Джоул решает остановить попытку «Цикад» создать вакцину, ценой смерти Элли. Однако вместо того, что бы рассказать об этом девочке, он решает соврать ей. Безусловно многие по итогу игры гадали, как девочка восприняла эти слова, поверила ли Джоула, не захочет ли потом сама что-либо узнать, и если подозревает его во вранье, как они будут уживаться дальше? И вторая часть отвечает на все эти вопросы, а главное, раскрывает внутренний конфликт Элли.

Просто представьте, она подозревала всё это время, не понимала как относится к человеку, которого любишь, но которому не веришь. Так долго боялась и сомневалась, но в итоге сбежала в больницу, возможно в порыве истерики. Вероятно отговаривала себя и надеялась что Джоул не соврал, или наоборот злилась и уже готова была к вранью. И в итоге — касета. Которую она слушает всю ночь, на повторе, раз за разом, до самого утра.

И даже после всего этого она переспросила его ещё раз …

 

Джоул рассказывает всю правду…


То, сколько сил он прилагает чтобы наконец-таки выдавить из себя это признание, то с каким уставшим я обреченным выражением лица он это делает. То как он пытается коснуться её, и как она обрушивает на него свой гнев и просто оставляет стоять в одиночестве …


Круто ещё и то, как катсцена из первой части и катсцены из второй перекликаются. Элли все также нагло сбегает, джоул всё также ищёт ей. Разница лишь в том, что в первой части Элли умоляла Джоула приблизиться к ней, а во второй всё наоборот. Кстати и там и там Элли выражает свои эмоции через толчок Джоула.

Толчок Элли в первой части.
Толчок Элли в первой части.
Толчок из второй.
Толчок из второй.
Кстати, пока монитровал, обнаружил любопытную деталь. В этой катсцене, на касете голос девушки, которая подписана как Цикада в титрах мне кажется, очень похожим на голос Эбби. На касете девушка говорит, что была одной из тех, кто проявлял желание отправиться искать контробандиста с девчонкой. Ну и голос действительно похож. Это, конечно, ещё круче подчёркивает особенность ситуации. Элли всю ночь слушает голос Эбби, копя злость и агрессию в сторону Джоула. Ах если б ты только знала, Элли …


Самое больное в этой теме то, что The Last of Us, как всегда, прекрасно обьясняет и раскрывает обе сторона конфликта, и от этого больнее вдвойне. Разве можно не понять Элли? То, к чему она шла всю первую часть, ведь it can’t be for nothing, в один момент у неё отобрали. И я вижу в этом боль, знакомую любому человеку, переживающему или уже пережившему, слава богу, подростковый возраст. Её не просто лиши того, к чему она шла, её лиши даже выбора. Выбор сделали за неё.

Может вы ещё помните эти ощущения. Мне 22, моему брату 19, и я прекрасно помню и по себе и по нему эту возможную вспышку ненависти именно в те моменты, когда хоть и любимые и обожаемые родители, могли вдруг решить что-то за тебя. Это неожиданная агрессия от отнятой свободы. Именно в подростковом возрасте почему-то обостряется желание совершать свой личный выбор. Я обожаю своих родителей, у нас с ними невероятная связь, у меня было счастливейшее детство и полноценная здоровая семья, но никакая любовь не могла помочь мне смахнуть пелену ненависти в такие небольшие моменты, когда родители вдруг решали что-то за меня … Помните эти ощущение? Так вот Элли переживала в эти моменты схожее, только помноженное на 100.


Но ком в горле у меня не от обиды за Элли, а от обиды за Джоула … Игра позволила мне посмотреть на эти ситуации подростковой ненависти со стороны. Со стороны родителя, который да, твердолоб, да, эгоистичен. Но который всей душой и сердцем любит того, за кого делает выбор. Он признает свою ошибку и эгоизм, он стоит перед ней с раскрытыми ладонями и оленьими глазами … Она бьёт его в слезах и ненавидит, но он даже не спорит. Как можно не понять его?

Убив Джоула в начале Дракман делает из него мученика, которому нам намного проще сопереживать и которого жалеть, и именно благодаря этому вся боль родителя, против которого обернулось его собственное чадо, стала для меня ещё более понятна.

Во флешбеках видно, как, возможно, для искупления своего эгоистичного поступка, Джоул делает целью своей оставшейся жизни заботу об Элли. Момент с напоминанием про маску (также знакома эта любовь родителей «надень шапку», которая аж бесит), то, что Джесси уже даже жалуется Элли на излишнюю озабоченность Джоула Элли, то, как он вступается за неё после танцев, и то, как в финальном флешбеке повторяет … что сделал бы всё снова в тот самый день.

При всём при этом Джоул ведёт себя максимально свято в отношении Элли. Девочка бесится от этой излишней заботы. Знакомо вам, когда кажется, что забота родителей — это как издевательства. После того, что он сделал … эта забота вызывает только ненависть в Элли.


И обратите внимания, во всех этих моментах срыва Элли, Джоул не отвечает ей агрессией в ответ. Он уже смирился, он не хочет её ни в чём переубеждать, он беззащитен перед ней и честен, и каждый её упрёк он принимает без возражений. Он старается искупить свой огромный грех перед ней, не смотря на то, как больно видеть ненависть в глазах своего ребёнка … Именно от этого у меня накатывались слезы и щемило в сердце каждый раз.

***

Думаю, что художественное произведение, это всегда репрезентация действительности глазами создателя. Человек пишет не только об отношениях персонажей, но и пропускает через себя в этот момент свое видение отношений между детьми и родителями. А я, как зритель, начинаю думать об отношениях со своими родителями. Вспоминать моменты своей агресси, напревленную в сторону самых близких мне людей. И я благодарен, что возраст и подобные художественные произведения помогают мне встать на сторону родителя, и в какой-то мере прочуствовать их эмоции, и увидеть конфликт с их стороны.

Как говорит мне мой отец: "В жизни будет не много людей, которые полюбят тебя. Так что не упусти тех, кто любит". Порой происходит много плохих вещей, близкий и любящий человек может сделать то, что вызовет в тебе агрессию, злость, ненависть. Тебя можно будет понять, можно оправдать. Но главное помнить и осознавать — действительно ли ты любишь человека. Потому что если любишь, нужно беречь это. Несмотря на ссоры, несмотря на разногласия, несмотря на разный возраст и различие вещей, в которые вы верите. И возможно, не достаточно будет просто любить, порой очень важно для вас обоих успеть об этом сказать. Потому что в один момент, человека, который действительно любил тебя, и которого ты действительно любил, может ни стать. И единственное, о чём ты будешь жалеть, что в тот последний разговор, ты просто не обнял его …


Лучшие комментарии

Мне кажется просто на Стопгейме нет нужды для таких заголовков, поэтому такая реакция у людей. Это работает на ютубе, чтобы привлечь к себе внимание.
Но на сг не то чтобы миллиард блогов в секунду выходит, потому так или иначе читатель/зритель увидит. И потому лучше использовать что-то понейтральнее. Например, «как the Last of Us Part II раскрывает проблему отцов и детей», первое что в голову пришло. 

Всё хорошо, но это не «скрытый смысл» и не «альтернативный смысл». Это просто смысл :) Одна из тем игры.

Also, THE LAST OF US PART LL

Заголовок использует прописные буквы. А вообще нужно всегда «i» использовать. С ней как строчный, так и прописной вариант выглядит не так странно)

Лично мне кажется, что тоже уж больно байтовое название))

А не выйдет поправить: в карточках материалов, что на главной, что в списке бологов заголовок пишется строчными, и только на самой странице материала прописными.

В итоге если сделать в редакторе поле в котором всё будет выглядеть как прописные, то ошибку в заголовке допустить будет ещё проще.

Видимо, баг не в редакторе, а в дизайне.

Так «Альтернативный смысл The Last of Us» и есть понейтральнее) «Скрытый смысл» — это чисто кликбейт для ютьюба, признаю и согласен. Если «Альтернативный смысл» действительно не нравится, могу поменять заголовок.

Согласен) Скрытый смысл добавлено для красного словца. Альтернативный — на мой личный взгляд о теме беззащитности родителей, которую я увидел в игре, редко говорят. Вот поэтому и назвал его «альтрнативным». Спасибо за фитбек!)

Also, блин, в редакторе же всё нормально!

Читай также