В 80% аниме есть школьная тема. Это может быть как этти-гаремник (Старшая школа DxD), так и жестокая религиозная история (Эльфийская Песнь). А если мы рассматриваем аниме в жанре повседневность, то школа будет обязательным элементов. И будет представлена в хорошем ключе.
С нашей колокольни может выглядеть всё иначе и мы не особо поймём чего так японцы беспокояться о школе. Но тема оказалась настолько острой, что даже учёные принялись разбирать что к чему.
Окей. Начнём с самого базового и главного понятия — менталитет. Это поможет нам в осмыслении жанра. У японцев сильное чувство долга. Они соблюдают установленные правила и уважают других. Но если посмотрим со стороны рабочих отношений, то подчиненные обязаны проявлять уважение к начальнику, а для начальника подчиненные именно подчиненные. То есть их мнение не так важно и чаще к ним не проявляют уважения. Из-за ментальной прошивки — следовать правилам и чувству долга, японцы ставят работу на первое место совершенно забывая о личной жизни. Так родился термин Кароcи — смерть от переработки. Но даже если не доходит до этого, то у рядового японца за день накапливается столько стресса, что для них вполне обычное дело после работы засесть на 3 часа в пивнушке, а потом чуть-чуть поспать и может глянуть пару серий аниме, которые крутят по ТВ. Логично, что они не сядут смотреть сложные по своей структуре аниме. Им надо отвлечься от жизненных проблем и испытать хоть какое-то чувство радости. Удовлетворить свои базовые природные потребности.
Здесь-то на сцену и выходит школа. Ведь где как не в школе была свобода от давящего начальства, финансовых проблем и кучи других вещей, которыми занимались родители.
Прекрасное же было время! Только на самом деле нет. Опять куча проблем начиная от неуспеваемости, заканчивая травлей сверстников, если ведёшь себя как-то некорректно.
Значит получается, что представление школы в аниме ложное? Думаю это и так очевидно, но логично есть исключения как «Приоритет чудо-яйца».
Где-то здесь заканчивается массовое понимание о жанре школы. Появилась, потому что была потребность на развлечение и погружение в идеальную фантазию. Но я бы не писал это эссе, если бы всё было так однозначно.
Усинаварэта дзюнэн, иначе — потерянное десятилетие. 90-е были ужасными не только в России, но и в Японии. Причина тому — финансовый кризис. Отсюда же начинается кризис идентичности, демографический кризис и повальная безработица. Страна впала в депрессию и самым базовым отвлечением были игровые автоматы, алкоголь и аниме.
Пиковой точкой стала зариновая атака в токийском метро. О подробностях я рассказывать не буду, сейчас это лишнее. Факт в том, что это привело ещё к большим волнениям в обществе. На фоне этого возник консенсус, и здесь вы удивитесь, но изначально такое идеальное представление о школе и повседневности создавалось в отношении таких сумашедших людей, которым не место в обществе. По началу это называли «лёгкой реальностью», где идеализировали понятия о дружбе и отношении между разными классами. Благодаря этому изменилось отношение к отаку. Ведь до этого они подвергались дискриминации со стороны общества.
Сами же творцы анимации под веянием такого положения начали создавать более серьезные произведения, которые рефлексировали на нынешнее положение. Остальные студии занялись созданием утопии. Пытались показать идеальный мир, развлечь и успокоить людей.
Побочным эффектом стало появления всё большего количества хикикомори и отаку. Людей, которые закрывались дома и сбегали от реальности в прекрасные фантазии.
Главным явлением стал Евангелион. Аниме рефлексировало и передавало проблемы той эпохи в более ярком виде. Тут же начинает формироваться некое понимание школьной темы в идеализированном ключе. Это позже подхватят другие студии и создадут шаблон того, как должна выглядеть школа в аниме. Иронично, что Евангелион должен был через поднятие социальных вопросов снизить побег японцев из реальности. Призвать действовать и решать жизненные проблемы. Вот только эффект был противоположным — подростки видели в Синдзи себя и ещё сильнее замыкались в рефлексии. Взрослые же смотрели на это всё, возможно понимали и говорили — понятненько, надеюсь кто-нибудь возьмется решить эти проблемы.
Но случилось кое-что неожиданное. Сначала Евангелион переехал в вечерний таймслот, а после 16 эпизода изменил курс. И тут нам важно понять, что Хидэаки Анно, автор аниме, считает отаку… плохими. Это одна из причин, по которой Евангелион становился всё более мрачным и кровавым. Анно считал, что незачем скрывать от подростков реальный мир за красивыми сказками. Он был одним из первых, кто решил пойти против корпораций и продвигаемых ими идеи — отделить аниме от реальности.
Другим аниме, которое также сыграло на сознании зрителя, было Эксперименты Лэйн. Это исследование нашего с вами мира и рефлексия на тему интернета. Нам же важно то, как это аниме предсказывает обычного пользователя сети. Сидящие на сайтах школьники, которые не боятся в своих высказываниях, ведь знают, что им за это ничего не будет. Взрослые, которые убегают от реальности в виртуальный мир. Лэйн своим повелением стёрла границу между фантастическим миром и реальным. Встав на одну сторону вместе с Евангелионом.
Эксперименты Лэйн и Евангелион изменили культуру аниме. В 2000-х начинается новая эпоха, которая находит идеальную формулу для фан-сервисных аниме и всё чаще появляться школа как элемент нарратива.
Но… почему школа? Почему там не та же работа? Можно ведь создать повседневное аниме, где люди работают и веселятся на работе.
Дело в том, что для японцев — школа последний оплот свободы, где ещё есть время заниматься любимым хобби, где знакомства могут строится вне учебного коллектива. Сюда ещё можно отнести колледжи. Где тоже есть время на развлечения и инвестирование в своё хобби. А у работающего человека работа ассоциируется со стрессом и злым начальством. Даже если попытаться, то в обычной японской трудовой жизни мало такого, что сошло бы за идеализацию взрослой жизни. Единственное место, где обычно все работающие японцы общаются это бары. У них даже есть поговорка: если хочешь сам подниматься по карьерной лестнице, то тебе надо с нами выпить. Школа для таких людей становится возможностью понастольгировать о тех временах, которые никогда не вернуть.
Как уже говорил, реальная школа и школа в аниме не имеют ничего общего, кроме места пребывания и общих черт. Никто не падает на грудь своей одноклассницы, а потом влюбляется в неё. Никто в реальности не носит хлеб во рту по дороге в школу. Банально, но никто не поступает в магическую академию. Никто после смерти не попадает в чистилище в виде школы. Хотя ладно, эту фантазию сложно оспорить. Но все шаблоны жанра не делают его плохим или хорошим. Факт в том, что на фоне этих идеальных фантазий возникла серьезная проблема. Из-за таких аниме и стресса люди уходят с работы и становятся затворниками. Либо обучаясь в школе из-за давления со стороны одноклассников и учителей перестают учиться и садятся на шею родителей. Это всё ухудшает как экономическое положение, так и усиливает демографический кризис.
Мой семпай раздражает призван вернуть людей к работе. Показать, что отношения там вполне дружеские и легко можно найти любовь всей своей жизни.
У коми проблемы с общение указывает на то, что даже если ты интроверт и не можешь как-то сам начать разговор или в целом тяжело в коллективе, то не беспокойся. Всегда найдутся те, кто тебе помогут. Так что почаще выходи из дома на уроки.
Повторная Жизнь ударяется в более серьезный мотив. Она рефлексирует на эту тему и задаётся вопросом: а что, если хотя бы на день дать возможность вернуться в школу? Как цель ставится некое давление на ностальгию и таким образом призвать людей снова действовать.
Но есть аниме, которое для западного зрителя чаще воспринимается как фантазия, которую просто невозможно адаптировать в реальном мире. Японцы же очень остро восприняли это аниме и его идеи подняли на государственный уровень. Проблема в том, что у нас отсутствует культурный контекст. Только пересказав историю Японии со всеми нюансами можно хотя бы приблизиться к их понимаю, но этого всё равно не хватит, ведь мы живём в другой стране и у нас другие проблемы, другое понимание мира, другая история поколений. Кроме Кизнайвер ни одно аниме не брало идею связать 7 человек в одну систему. Такая система формирует у людей желание искать и формировать отношения. Для усиления этого нам дают набор персонажей, которые не особо расположены к тому, чтобы кому-то открываться и с кем-то дружить. Да, изначально их объединяет эта правительственная инициатива, но несмотря на личную душевную боль и обиду друг на друга, они решают объединиться и работать над тем, чтобы стать настоящими друзьями, а не товарищами связанными обстоятельствами.
И вот, старшая школа. Поскольку герои во многих отношениях являются пассивными участниками, то большинство зрителей выражают некую озабоченность. Вдруг они не смогут и дальше дружить после школы? Когда теперь будет реальная работа и нужно будет действительно выделять время для друзей. Сведётся ли это к тому же, что и происходит в реальной жизни.
Получается, что основная цель Кизнайвер вызвать озабоченность со стороны людей и правительства. Самое интересное, что это получилось. В правительстве задумались не столько о созданий такой же фантастической системы, сколько о реальном введений законов, которые должны улучшить отношения между людьми. Появляются правительственные инициативы, как например быстрые свидания, которые призваны ослабить демографическую бомбу замедленного действия.
В этом и есть причины популярности школы. Культурный код, корпорации с капиталистическим подходом противостоящие социальным идеям определённых авторов и события в Японии последних 30 лет. Всё это повлияло на популярность школы как жанра и установило именно такие шаблоны для потребительских аниме. Но осталось ещё кое-что важное. Жанр, который сформировался вслед за всеми этими событиями.
Лучшие комментарии
Все намного проще. Основная целевая аудитория очень большого % проектов — подростки. Потому и школа везде, и героям по 14-16 лет. ЦА так проще воспринимать и ассоциировать себя с персонажами.
Опять же, жестокого аниме хватало и до Анно с его Евой. Тот же Гандам вообще начинался с терроризма и уничтожения целой колонии ГГ вместе с 99% ее жителей. Убийство родителей на глазах у героя прилагается (во втором сезоне так вообще родаков нового ГГ прям в космос у него на глазах спустили). Ну и аллюзии на нацизм в сериале из всех щелей лезут. Вишенкой на торте является тема сирот, детей-солдат и ПТСР. В кулаке полярной звезды (1983) помимо кучи жестоких убийств еще и тема изнасилований поднимается. А в Зоне 88 (1979) ГГ вообще осознано вместо долгожданной свободы (и жизни с любимой девушкой) идет умирать с товарищами в богом забытой средне-восточной стране. Жестокие произведения всегда были.
Спасибо за интересную статью. Я хоть и не фанат аниме в целом, но на Еву повелась. Кликбейт, осознанный или нет, сработал)
Спасибо, познавательно. Не фанат манги и аниме, но JRPG обожаю. В последнее время только их прохожу, западные RPG надоели.
Глянул видос — круто
Тема отличная, автор большой молодец.
Единственно, я бы порекомендовал поработать над стилем изложения, потому что повествование выглядит несколько отрывистым. Предложения оканчиваются резко и как будто со скрипом стыкуются между собой
Но то ли еще будет! Содержание полностью покрывает все недостатки
Спасибо за текст, было интересно прочитать.
Вообще интересно, что аниме как вид медиа (обособим его по идеологическим взглядам, а не техническим) концентрируется на эскапизме как может. Школьные ромкомы, исекаи и даже мехи в какой-то степени — это всё стремление уйти от реальности. Как и истории классических jRPG.
Как мне кажется, аниме набирает нынешнюю популярность из-за того, что этот самый эскапизм понадобился людям по всему миру. Даже не так: он нужен почти всегда, но именно сейчас мы постепенно перестаём врать себе. Надо забыть о своих проблемах — пожалуйста.
классный пост
Хоть я и не навижу жанр школа+повседневность также сильно как его любят японцы, но блог прочитать было интересно.
Всегда было интересно откуда такая любовь к школе у них. Отличное видео)