3 февраля 2022 3.02.22 7 1157

Цикл: доисторические консоли/первое поколение. Magnavox/Philips odyssey 200 — PS PRO своего времени

+20

Предыстория выпуска у Magnavox/Philips odyssey 200 аналогична предыстории выпуска Magnavox/Philips odyssey 100, по той простой причине, что это две модификации одной и той же приставки выпущенной в 1975 году.

Консоль Magnavox odyssey в 1972 году создала рынок домашних игровых консолей, который крайне быстро приметили другие игроки.

Буквально через 2 месяца после появления первой игровой приставки, «Atari» уже выпустили свой аркадный автомат «Pong». Это конечно еще и близко не прямой конкурент домашней консоли, слишком разные ниши, но все же это шаг в направлении конкуренции.

В октябре 1975 года (дата выхода odyssey 100 и 200) аналогов домашней консоли Magnavox odyssey на америкаснком рынке пока еще не было, но с учетом того, что Atari выпустила свою консоль буквально через месяц после выхода odyssey 100 и 200 можно не сомневаться в том, что Ральфу Баеру (создателю первой игровой консоли) было известно о ведущихся разработках других компаний и скором появлении конкурентов.

Для того чтобы иметь возможность конкурировать, ему нужно было существенно удешевить стоимость продаваемых консолей, чего он и добился в Magnavox/Philips odyssey 100. Однако маркетинг двигатель продаж, а «понты дороже денег», в связи с чем, Magnavox/Philips совместно с Баером было принято решение одновременно с дешевой консолью запустить ее элитную (улучшенную) версию. Ее стоимость на старте продаж мне найти не удалось, но известно что улучшенная версия все еще стоила дешевле чем первая игровая приставка выпущенная Баером и Magnavox.

Magnavox/Philips odyssey 200 вышла в октябре 1975 года на рынке США, а позже, в 1976 году, Philips выпустила Odyssey 200 в нескольких европейских странах и продолжала выпускаться на всех рынках вплоть до 1977 года, когда ее заменила следующая версия. Единственное найденное мной упоминание тиража звучало как «от 100 000 до 1 000 000»…развеселило, но…будем считать что информации о тираже нет.

В некоторых источниках упоминается что Magnavox/Philips odyssey 200 была выпущена в белом и черном цвете. Однако мои поиски не позволили найти консоль в черном цвете и нигде подтверждений существования черной версии я не нашел, поэтому будем считать что корпус ее был белым. Белый цвет делал ее несколько…солиднее младшей сестры.

Основа у Magnavox/Philips odyssey 200 была та же что и у ее младшей сестры. Приставка работала на тех же чипах производства Texas Instruments. Основой был чип TI SN764xx, но в конструкцию приставки было добавлено два дополнительных чипа, которые и позволили реализовать тот функционал вокруг которого строилась вся рекламная компания. У консоли имелся встроенный динамик. К телевизору она подключалась через разъем антенны.

Чем же старшая версия была лучше? У odyssey 200 была вшита одна дополнительная игра (Smash) или сквош (когда игроки отбивают мяч от стены). Т.е. всего в комплекте было 3 игры, что лучший результат не только в сравнении с младшей версией приставки Magnavox, но и в сравнении с вышедшей через месяц консолью Atari.

А также рекламная компания строилась вокруг невиданного ранее — «Первая консоль для 4 игроков». Но данный слоган, это обман похлеще трейлера Killzone 2 с Е3 2005 года.

Ключевой обман в данном случае в слове «Игрок». На приставке всего два комплекта контроллеров, что наталкивает на определенные мысли, и в итоге действительно оказывается, что приставка расчитана на 4 игроков, но всего на 2 людей.

При включении режима 4 игроков, на экране рядом с вашей платформой для отбивания шарика, появится еще одна. Она будет повторять ваши движения по вертикали, но медленнее, но не будет повторять движений по горизонтали, оставаясь в одной плоскости. Эта то вторая платформа и является дополнительным игроком. Впрочем, не отнять и того, что ранее даже такого механизма ни одна консоль и даже игровой автомат не реализовывали.

И третьим достоинством было отображение счета на экране. Счет отображался не цифрами, а прямоугольником двигавшимся к краю экрана. Всего у него было 15 позиций для каждой стороны, соответственно и игра условно шла до 15 очков. Впрочем…во первых по достижении 15 очков счет просто начинался заново, во вторых (не известно либо это сделано чтобы не делать дополнительную производственную линию, либо потому что производитель был настолько не уверен в своем «экранном счете»), но в корпусе консоли оставили аналоговые ползунки. (то что вы видите по центру корпуса приставки, это не регуляторы громкости, скорости или крутости — это счетчики очков для двух игроков).

Теперь чуть подробнее об устройстве самой консоли:

Игроки управляли игрой при помощи трех верньер. Выглядели они чертовски добротно. Сверху хромированный алюминий, сам корпус верньера рифленый пластиковый. Нижний верньер отвечал за движение вверх или вниз, средний за движения влево и вправо, а вот верхний был интереснее. Верхний верньер отвечал за так называемый «Английский эффект» или за «Крученый мяч». Игрок, который последним коснулся мяча, получал над ним определенную степень контроля и мог отклонять траекторию мяча вверх или вниз, при этом в этот момент у второго игрока верньер отвечавший за данную функцию был не активен.

Вверху по центру корпуса расположены два крутящихся верньера, небольшие, черные.

Левый из них отвечает за центрирование сетки поля или стены. Причем у нее по сути не было ограничений, ее можно было двигать в очень значительном диапазоне. А в зависимости от игры менялись ее физические свойства. В случае с теннисом она была проницаема для мяча, в случае со сквошем — нет, в случае с хоккеем — сетки было две и они были непроницаемы (кроме дырок/ворот).

Правый верньер отвечал за скорость мяча (ну тут все понятно).

Под ними по центру находится два ползунка. Они никак не были связаны с электроникой и были просто аналоговым механизмом подсчета очков. Скорее всего были оставлены для того, чтобы не вносить изменения в конструкцию корпуса одновременно выпускаемых приставок.

Ниже находится еще три переключателя. Левый имеющий три позиции «A» «B» «C» — отвечает за смену игр.

Вот такая вакханалия с 4 игроками. Для лучшего понимания. Ниже игры будут показаны в сехматичных изображениях, не скриншотах.
Вот такая вакханалия с 4 игроками. Для лучшего понимания. Ниже игры будут показаны в сехматичных изображениях, не скриншотах.

А — smash (сковш). Само собой продающая дополнительная игра поставлена на первое место. В ней слева находилась стена, от которой отскакивал мяч, оба игрока находились по правую сторону от стены. Можно играть как самому с собой (АЛИЛУЙЯ вам впервые не нужен второй игрок), либо играть с другом, правда правила засчета очков придумайте сами.

В — pong (теннис). Ну тут все понятно. Центрируем сетку, располагаемся с другом по разные стороны (что любопытно программного ограничения на расположение игроков не было, вы легко могли забегать на чужую половину игрового поля).

С — хоккей. В данном режиме стены располагались по краям экрана, в каждой стене по центру было отверстие — ворота. Задача каждого игрока заключалась в том, чтобы загнать мяч в чужие ворота.

Правый имел позиции помеченные цифрами 2 и 4. Как вы уже догадались, этот переключатель отвечал за количество «игроков». И вот это самая неоднозначная часть приставки. Под игроками в рекламных буклетах и технической документации подразумевались не люди сидящие за приставкой (их чисто физически могло быть только двое), а количество платформ отбивающих мяч на экране телевизора. При включении режима «4» — на экране появлялось две дополнительные платформы. Они были статичны в горизонтальной плоскости, но повторяли движения игроков по вертикали, но с некоторым замедлением (отставанием). Было ли это нужно или интересно? С учетом устройства консолей того времени, безусловно это было нововведением и разнообразием. Можно ли это назвать «первой консолью для 4 игроков» — наврядли.

Ниже этих двух переключателей находилась кнопка питания консоли. К слову загружалась она мгновенно. Никаких логотипов компании, загрузок, заставок — щелкнул тумблер и на экране уже летит мяч.

Такой была первая в мире pro версия игровой консоли. В нынешнее время ее достоинства кажутся буквально смешными и нелепыми, однако подозреваю, что восприятие в 75 году было немного иное.

Выпуск улучшенных версий каких-либо продуктов — не новое веяние на мировом рынке, однако оно было новым для индустрии игровых консолей. И Ральф Баер заслуженно добавляет к своему званию изобретателя первой игровой консоли — звание человека опередившего Sony с их «прошкой».


Лучшие комментарии

Не самая увлекательная тема, но вот есть у меня идиотское желание со временем пройтись по первому, второму поколению максимально подробно, ведь обычно, когда рассказывают про историю консолей, о 70х-80х вспоминают вскользь, да и информации по ним не особенно много, в отличие от разобранных на винтики поколений SEGA, NES, SNES

Хочется устранить историческую несправедливость. 

Да и время настолько давнее, что порой ощущается как будто по берестяной грамоте быт язычников восстанавливаешь, отчего дополнительный интерес=)

Спасибо=) Вот это тот комментарий который нужен был мне, чтобы сделать следующую=)
Обещаю трехсотую модель в течение дней 10=)

Очень интересный блог! наткнулся на него и прочел еще три ваших, из 19го года! Продолжайте в том же духе!

Читай также