14 декабря 2021 14.12.21 10 926

«Одна из первых ласточек студии Spiders» Обзор Mars: War Logs

+5

Студия Spiders в некотором роде особенная. Да, их подход к созданию не сильно отличается от остальных разработчиков action-rpg, но своим упорством в их создании (несмотря на некоторую середняковость в итоговом результате), со временем их получались лучше некоторых конкурентов, а последняя вышедшая игра, так и вовсе смотрится более презентабельной, чем игры Bioware последнего времени.

Несмотря на качество игр в них видно, что ребята стараются становится лучше и лучше, и с этой точки зрения обзор Mars War Logs можно рассматривать как обычный обзор, так и попытку взглянуть, чем эти авторы старались заинтересовать аудиторию в более ранние годы студии, чем я также займусь в данной статье.

По первым часам игра резко отличается, как и от прошлого проекта (сказочная история про фей), так и от конкурентов своим сеттингом. Планета марс — особенное место, если говорить об ролевом жанре (в играх других жанров она если и мелькала, то из более-менее известного вспоминается франшиза Red Faction и Doom). Какие-то рецензенты даже подмечали вдохновение авторами от романа «Дюна» Фрэнка Герберта.

Но Spiders не стали ограничиваться лишь необычным местом действия, и придумали необычную завязку истории, заключающаяся в побеге уголовников из лагеря военнопленных.

Также стоит отметить один факт, который ещё сыграет свою роль: игра коротка по сравнению с конкурентами. Если какая-нибудь Dragon Age потребует от вас как минимум часов 80-100 лишь на одно прохождение, то тут прохождение основного сюжета не займет и 1/3 от того времени. Даже выход игры на Xbox 360 состоялся не в обычном магазине, а в разделе Arcade, где игры стоят гораздо ниже релизов от ведущих студий в сфере разработки игр — 20 долларов вместо привычных 60, а игры либо являются простенькими как это ни странно аркадами, либо инди-проектами (например, Super Meat Boy).

Из этого можно сделать вывод, что студия понимала свою несостоятельность в конкуренции с гигантами индустрии, и чтобы отстраниться от них, поставила тот ценник и обозначила ту территорию, где их игра будет смотреться выгодней всего, а именно в сегменте средне бюджетных игр.

Чужой среди «своих»

Главными персонажами истории является техномант-отступник Рой и подросток Невинность Смит (практически все персонажи игры (от второстепенных до основных) названы в честь добродетелей).

Знакомьтесь, это наши главные герои
Знакомьтесь, это наши главные герои

Их главная задача как я уже упоминал ранее — сбежать из лагеря военнопленных, но сюжет одним только побегом не ограничивается и главным героям придется побывать весьма много времени в бегах. В один момент даже начнется поиск членов сопротивления, чтобы присоединится к ним в борьбе с властью, а там уже объявится вторая сторона во главе с Грантом Славой, и вот тут игроку уже придется выбирать какая из двух точек зрения на конфликт ему предпочтительней.

Здесь стоит оговориться, что мои ожидания от игры были максимально занижены, так как я наслышан о том какие игры Spiders получаются по качеству, и что несмотря на их интересные придумки, они не реализовывают их максимальный потенциал, поэтому для меня будет откровением, то что я далее буду анализировать.

Так вот этот самый выбор в своем изначальном виде кажется сложным, ведь каждая сторона из сторон видится правильной, а их цели кажутся благородными, но тут вступает в игру 3 акт, где каждая из сторон показывает себя не такой уж белой и пушистой, обличая свои истинные намерения.

Переходы между актами сопровождают такие вот импровизированные
картинки из дневника с голосом на фоне
Переходы между актами сопровождают такие вот импровизированные картинки из дневника с голосом на фоне

Лидер сопротивления Марко отдаст свободный от диктатуры город в руки корпорации, чтобы победить, и проявит не меньшую жестокость, чем нынешняя власть, за то, что одному из них угрожали убить семью, и тот был вынужден «стучать» властям о планах сопротивления. Грант Слава за ширмой благородных порывов скрывает желание заполучить власть в свои руки, и он только искал повод убить собственного друга Разума.

Подобный ход в сюжете, когда обе стороны показаны в неприглядном виде, не каждый 2 фильм про революции дает, а тут это ещё и приправлено необычным местом действия.

К счастью несмотря на всю эту серо моральность в сюжете, выйти на относительно хорошую концовку здесь можно. Для этого надо убить Марко после убийства предателя и тогда Джуди (второй лидер сопротивления) возьмет власть в свои руки, следуя идеалам сопротивления. Эпилог конечно постарается выставить всё так, что жажда власти у людей все равно рано или поздно проявится, но это концовка самая лучшая из всех, которые здесь реально получить.

Кстати не забыл ли я про кого-то ещё? А точно, сам нынешний диктатор Разум. Тут все довольно просто и непросто одновременно. С одной стороны, у него довольно мало времени на раскрытие собственной персоны, а физически он так и вовсе появляется два раза за игру (второй раз зачастую в мертвом состоянии). С другой стороны, его мотивация имеет место быть, а именно желание вылечиться от болезни, которая вот-вот его убьет. Отсюда все эти объединения с техномантами (маги местного разлива) и отсутствие хоть какого-то интереса к проблемам горожан (одно дело убийцы с монетами чего стоит).

Но все это разбивается об то, что этой линии не дают достаточно времени хотя бы в виде дополнительной сюжетной ветке, где бы этот момент раскрылся полностью. За все время на эту линию намекнут в начале, где персонажи почему-то концертируют внимание игрока на железе в пещере, которая якобы относится к колонизаторам, заселявших эту планету 200 лет назад, и в 3-ем акте, где мы находим некие артефакты.

Те самые артефакты, которые выставляются игрой как нечто особенное, но выглядят как металл, который отличается лишь текстурой
Те самые артефакты, которые выставляются игрой как нечто особенное, но выглядят как металл, который отличается лишь текстурой

Причем самое забавное, что в зависимости от стороны этим артефактам может быть, как приковано особое внимание (даже их исследование пойдет отдельным заданием в сюжетной линии), так и сложится такая ситуация, когда они как бы есть, но никакого особого влияния или получения новых сведений за этим не последует. Таким образом злодей может как раскрыться с неожиданной стороны, а может остаться типичным злыднем, и когда грант Слава в концовке за сопротивление вдруг убьет своего друга, и заявит, что «народ не вправе его судить», игрок банально не поймет о чём идет речь.

Но все эти моменты, связанные с ведением борьбы против нынешнего правительства, не занимают всё время прохождения, а занимают их решения проблем обычного люда, которым и посвящена большая часть местных доп. заданий, порой вклиниваясь в основное повествование.

Говоря об дополнительных заданиях, стоит также сказать что-то дельное об нелинейности игры в целом. Она есть, и при переигрывании некоторых заданий она действительно меняет ситуацию, но, если отыгрывать злодея, некоторые истории в заданиях получаются не интересными. Например, задание, где необходимо выгнать бездомных из мастерской, чтобы житель мог продолжить работать. Расспрашиваем бомжей, которыми оказываются медсестра и её сыновья, подсевшие на известные вещества. Она просит нас разобраться с тем, чтобы её сыновьям больше их не продавали, и вот тут есть вариант просто избить её сыновей, не решая их проблемы с дилером. Таким решением проблемы игрок ухудшит репутацию персонажа и соответственно потеряет возможность получить больше опыта. Зачем это делать я совсем не понимаю.

Разветвления в заданиях иногда зависят также от времени выполнения. Например, если помочь охраннику в 1-м акте, то он может отдать важный по заданию предмет и без уговоров, а если не помочь, то предмет можно получить как после того как настучать на него начальнику, так и подчинившись его просьбе дать ему на что передернуть (да, именно для этого).

Порой делать некоторые вещи в квестах не имеет смысла, например, врать, чтобы забрать себе местную валюту, которой и так предостаточно из-за поломанной экономики в игре. В качестве демонстрации можно привести задание подруги главного героя — Милосердия. Она потребует от героя защитить курьера (Честность) от нападения бандитов по пути к банкиру, чтобы положить сыворотку (валюта в игре) на счёт. Выполнить задание можно по-разному, но все они ведут к двум выборам по сути: либо честно донести деньги до банкира, либо забрать себе, солгав подруге.

При отыгрывании злодея игра все-таки замечает, что игрок чересчур жесток в каких-то моментах, и проговаривает это устами персонажей, которые в зависимости от мировоззрения, могут как поддержать эти начинания, так и покритиковать.

Игра за злодея также лишает игрока большей связи с персонажами. Например, тот же дилер фигурирует в задании про серийного маньяка с монетами, т. е. если бы конфликт был решен в том задании мирно, то игрок бы уже имел какое-то представление что за персонаж перед ним стоит, а так дилер и дилер.

Самым лучшим и интересным по сравнению с остальными дополнительными является уже упомянутое задание про серийного маньяка. Там и нелинейность неплохая есть, и мини расследование, где конечно все равно очевидно кто убийца, но даже так это значительно выделяет это задание на фоне остальных.

Не всё так гладко в датском королевстве

Геймплей представляет собой сочетание механик Dark Souls и среднестатистической Action-RPG.От первой здесь управление героем с обычными и пробивающими блок ударами, а от самого жанра сюда добавлена тактическая пауза с приказами напарниками, но без прямого управления оными (как было в том же Dragon Age).

Выжить здесь без аптечек — нереальная задача. Враги даже на нормальном уровне сложности дают жару, поэтому видеть меню инвентаря придется постоянно, чтобы создать какую-нибудь бомбу, мину или аптечку.

Я уже ранее делал акцент на репутации, и здесь она играет не совсем ту роль, которая, казалось бы, ей должна быть отдана. Да, персонажи все ещё подмечают вашу жестокость в отношении решаемых проблем, но главным образом репутация подвязана к прокачке, и перкам в частности.

Они разные и каждый из них улучшает что-то определенное: от серий перков, увеличивающих по отдельности получаемый опыт и предметы с врагов, до перков, позволяющих создавать больше предметов на ходу. Помимо уже упомянутых здесь есть перки, получение которых зависит от репутации героя (остальные тут открываются по выполнению заданий, например, убить n-ое кол-во врагов или создать такое-то кол-во предметов в конструкторе, открывая возможность создания на ходу тех же мин), и вот уже они могут как уменьшить цены у торговцев при плохой репутации, так и увеличить здоровье и атаки напарников при хорошей репутации.

Кроме перков здесь также есть классическое дерево прокачки и оно тоже не подкачало. Все открываемые умения действительно помогают в бою. Какие-то позволяют увеличить время восстановления здоровья и маны (называемая в этой вселенной флюидами), какие-то позволяют улучшить уже открытые умения, увеличивая их эффективность, радиус атаки, возможность отражения атаки, а какие-то увеличивают время для совершения контратаки, которая все равно тут порой трудно выполняема, даже при полной прокачке.

Я уже не техномант, а Палпатин какой-то. Для полного комплекта не
хватает только его фразы про абсолютную власть
Я уже не техномант, а Палпатин какой-то. Для полного комплекта не хватает только его фразы про абсолютную власть

Проблемы с геймплеем приходят оттуда, откуда не ждали — напарники. Так как ими нельзя управлять напрямую во время боя, с ними не выходит выстроить какой-то тактики. Если начинается бой, то в большинстве случаев напарники уже в середине схватки лежат, а игрок остается один на один с врагами.

Этот косяк должны по идее исправлять приказы, но толку от них ровно ноль. Болванчики все так же легко помирают, поэтому с этим приходится мирится, благо на нормальном уровне сложности это нетрудно.

Знакомьтесь, это ваш лучший друг во время боя. По полезности он явно даст
прикурить местным напарникам
Знакомьтесь, это ваш лучший друг во время боя. По полезности он явно даст прикурить местным напарникам

Хуже становится, когда напарники приносят пользу, ведь их атаки действуют и на игрока (особенно это актуально для напарника техноманта с молниями и ударными волнами), нередко отправляя его в кучу врагов откуда приходится спешно улепётывать. Слава богу таких напарников не так много, и большинство из них используют оружие ближнего боя и гвоздемёт, которые никак не воздействуют на главного героя.

Как личности напарники проработаны по-разному:

· Невинность слишком наивен и верит в идеалы сопротивления, оттого все разговоры с ним какие-то простые и предсказуемые, как будто разговариваешь с ребенком. Причем подвижки к чему-то интересному тут есть (например, момент, когда спасенная проститутка предлагает ему секс видя, что он девственник, а тот со смущением отказывается) и более того могли бы быть, будь этот мальчишка чуть повеселее или хотя бы выразительней, а так он вечно правилен отчего и становится скучным.Особенно это плохо для персонажа жизнь, которого, находясь на волоске от смерти, должна сподвигнуть главного героя на присоединение к одной из сторон, чтобы одолеть нынешнего тирана-диктатора, и с этой функцией в истории он справляется от слова никак.

· Мэри более интересна, хотя бы за счет того, что она привыкла к отношениям, где занятие сексом позволяет выжить на этой и без того жестокой планете или получить какие-либо знания. Её можно конечно научить себя ценить и не отдаваться первому встречному, если с ней завести роман, но на этом всё. Больше о ней сказать особо нечего.

· Упорность уже отличается от остальных персонажей хотя бы тем, что он не видит ни в Гранте Славе, ни в Сопротивлении тех идеалов, которых они якобы придерживаются. Циничен и не против убить человека (даже если это друг) за сыворотку другую, если сумма достаточно высока. Его присутствие очень сильно помогает разнообразить ансамбль из типичных чересчур драматизированных и правильных напарников.

· Преданность и Джуди напарники одного разлива по разные стороны баррикад. Они столь же невыразительны, как и Невинность, просто одна привыкла убивать для того, кто её спас и не видит в этом ничего странного, а другая донельзя правильная до скрипа в зубах, и верует во власть народа. Если завести роман с первой, то она типо изменится, поняв что убивать всех по приказу — глупость, но потом в эпилоге зачем-то опять подчиняется Гранту Славе. Вторая от романа с ней никак абсолютно не изменится, оставшись такой же как и была.

Как видно из такой характеристики все персонажи раскрыты весьма односторонне, и в этом виноват сам тон игры, который слишком серьезен из-за чего повествование становится чересчур пресным в первых двух актах. Такое положение дел пытаются исправить иногда язвящим в диалогах главным героем, но так как это ролевая игра, не факт, что эти реплики вообще появятся.

Не прибавляют им фактурности и отсутствие персональных квестов (судя по журналу заданий ими у женских персонажей являются романы с ними, но они никак не дополняют восприятие их игроком), как в каком-нибудь Mass Effect, и поэтому они остаются такими же неглубокими.

Но напарники — это лишь одна из проблем геймплея, которые портят общее впечатление от игры, и название других взаимосвязанных недостатков — экономика и особенности устройства экипировки.

Экипировка в игре подразделяется на два типа: с возможностью последующего улучшения и без таковой возможности. Именно наличие этой самой возможности лишает всякого смысла часто заходить к торговцу, так как он банально не предлагает товар, который бы перебивал характеристики уже улучшенной экипировки. Остро-режущее оружие, которые и относятся ко второму типу, на порядок слабее улучшенной трубы или кости крота, а броня стражи без возможности прокачки не идет ни в какое сравнение с обычной прокаченной одежкой героя.

Самый бесполезный во всей игре персонаж. Зачем он только нужен? Не пойму. Он как пляжный эпизод в аниме вроде бы необходим, а вроде и
нет.
Самый бесполезный во всей игре персонаж. Зачем он только нужен? Не пойму. Он как пляжный эпизод в аниме вроде бы необходим, а вроде и нет.

Хуже того, так ещё и самую классную экипировку можно добыть по ходу сюжета, что сводит смысл что-либо покупать у местного торговца до минимума.

Проблемы также могут возникнуть и с локациями в игре. Все они одинаковы по антуражу и виду самих построек (бетон в вперемешку с ржавым металлом) похожи, а бегать по ним придется много. В этом конечно скорее проблема самого выбранного сеттинга и выстроенной вселенной, в которой, как и в Дюне, хождение по поверхности опасно. Там это было из-за червей, а здесь передвижение людей ограничено из-за солнца, которое спалит человека за секунды, поэтому передвижение между городами здесь происходит на поездах, но тут это больше объяснение ради оправдания упомянутой в начале бюджетности проекта в целом.

Заключение

Именно из-за неё проекты Spiders получаются такими какие они есть, и влияние бюджета здесь видно невооруженным глазом, как и то, что их идеи идут впереди самих возможностей их реализации. Они крайне сильно стараются показать историю как можно эффектнее, а оператор в катсценах нередко показывает хорошие ракурсы, но их умение рассказывать историю подводит в какой-то момент. Неправильно расставленные акценты в основной истории дают такой результат, что основные персонажи не раскрываются ввиду того, что тон игры слишком серьезен, и люди здесь как будто кроме как грусти и праведного гнева на правительство не имеют никакого другого эмоционального состояния. Оттого некоторые персонажи, которым уделяют много времени не раскрывают себя с разных сторон, чтобы показать другие человеческие качества, а тем, кому, казалось бы, должны уделить время — не дают его вовсе.

Но несмотря на всю эту бюджетность в игре проглядывается положительные моменты. История всё же интересна благодаря её теме революции с уголовниками на главных ролях и тому как это все сочетается с выбранным местом действия, а время, затрачиваемое на одно прохождение, не позволяет заскучать. Геймплей сам по себе не копирует геймплей конкурентов, а компилирует его в нечто другое и невиданное (по крайней мере мной), отсюда и куча проблем с ним, так как разработчики ещё банально его не отшлифовали поэтому, если соберётесь играть в игру, советую не ставить сложность выше нормального, иначе все «болячки» сразу выйдут на первый план.

На этом я с вами попрощаюсь и надеюсь, что мой рассказ об этой игре вам понравился, а ваш репертуар студий, работающих в ролевом жанре стал на один пунктик больше, ведь судя по успеху Greedfall, французы из Spiders прислушиваются к критике, которую оставляют игроки, поэтому я уверен, что об их проектах мы услышим не раз и не два.

P.S Кстати хоть и студия частенько меняют вселенные как перчатки, но вот именно эта вселенная почему-то так запала в душу, что к ней они вернулись ещё в 2016 году в «The Technomancer», так что возможно не долог час, когда и я к ней вернусь.


Лучшие комментарии

Предлагаю к ознакомлению! Для меня в новинку работать со столь большими текстами, так что надеюсь  вы хорошо провели время читая его.

Интересный обзор, но стоило разделять блоки заголовками. Это игра действительно во многом спорная игра но имеет ряд особенностей. Во первых атмосфера «ржавого» мира. Безумный макс на Марсе, по моему весьма интересная идея. Во Во вторых полезный крафт. Бомбы, аптечки и улучшения оружия и брони,. К слову то что улучшения отображаются визуально тоже играет на атмосферу

Очень рад)Вообще я взял на обзор Mars War Logs именно по причине её спорности, так как считаю, что обозревать проекты без сильно уж явных минусов банально скучным делом, а тут положительных сторон в достатке и плохих тоже.

Игра производит впечатление некоего техно-фэнтези.
Довольно свежо воспринимается.

И хоть в чем-то процесс геймплея был нудноватым, не слишком большая продолжительность позволила получить удовольствие от игры до того, как она бы стала надоедать затянутостью.

Хотя не буду отрицать, тот факт, что игры пауков не сильно уж и хайповые, отсюда и столь маленький актив в комментариях и на просмотре обзора.Быть может все дело в отсутствии видеоверсии(я сам пока банально не готов к такому), но тем не менее все равно приятно знать, что я иду в верном направлении) 

Ооо, я видел превью этой игры в игромании

С заголовками да есть такое.Я просто изначально пишу обзоры именно как цельный текст без перебивок, и я понятия не имею как это у меня разделять пока что.Скорее всего это проблема работы с большими и подробными обзорами с аналитикой к которым я ещё не привык, ноя рад что вам понравилось несмотря на этот момент)

Крафт действительно полезен, хотя помнится я видел рецензии в стиме, где говорили о его бесполезности(может быть человек играл на легком, кто знает)

Возможно не прокачивал до конца. Учитывая что сыворотка одновременно и валюта и материал для крафта, было выгоднее создавать аптечки

Спасибо за статью, аж вновь появилось желание потрогать игры Пауков )
Сам начинал знакомство с ними с Bound by Flame, которую щас толком и не вспомню.
После был GreedFall купленный в ГоГе — вот она реально зацепила, наверное на уровне игр Пираний (есть у них что то общее — крутые концепции с кривым геймплеем, которые так или иначе цепляют свою аудиторию, но Пираньи все таки поопытнее будут ). 

Теперь думаю может взять на зимней распродаже полную версию GreedFallв стиме  — в первый раз проходил ещё до выхода дополнения, а так можно заодно  его оценить, и может заодно некоторые из их старых игр  — те же Mars War Logs ,The Technomancer, Faery — Legends of Avalon (на удивление положительные отзывы) — они и без скидок дешевые, а на распродаже можно за копейки взять и поигрывать когда захочется чего то эдакого.  

У Spiders`ов впринципе разнообразные и не похожие в основной своей массе вселенные, что довольно приятно удивляет)Им бы бюджеты Bioware.Думаю с их то фантазией на вселенные у них бы вышло классно.

Читай также