15 декабря 2021 15.12.21 9 5183

Steins;Gate 0, Elite и Steins;??? — прошлое, настоящее и будущее серии [История проекта]

+13

Под предыдущим блогом, посвящённым истории новеллы Steins;Gate, равно как и под его видеоверсией, зрители оставили довольно много фидбэка, как положительного, так и не очень. Спасибо за указание на всевозможные ошибки и допущения! Вероятно, спойлерить сюжет целиком не стоило, но без этого контекст обсуждения истории был бы менее понятен. Поэтому, сегодня, когда речь пойдёт о новелле Steins;Gate 0, которая является и продолжением, и спин-оффом, и даже мидквелом оригинальных «Врат Штейна», я постараюсь уделить внимание не только сюжету и его проблемам, но и в целом тому, что происходило в процессе разработки этого проекта. Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!

 

В прошлый раз мы остановились на том, что оригинальная Steins;Gate после релиза обзавелась адаптациями в манга, ранобэ и даже полноценным аниме-сериалом, коим занялась студия White Fox. В будущем они же займутся постановкой «нулёвки», но до этого мы обязательно дойдём чуть позже.

Ещё до выхода первой части «гипотетических приключений» студия 5pb и её дочерний рекорд-лейбл в полном составе покинули группу компаний TYO. Причём, самое интересное заключается в том, что инициатором этого решения был лично глава Тиёмару Сикура, который потратил всего сто шестьдесят японских йен на покупку всех акций своей же компании. По одной за штуку, между прочим. Вероятно, менеджер посчитал, что релиз «штаги» поможет 5pb найти более крупных инвесторов или даже попасть на IPO.

Успех первых «Врат» был действительно огромен — как минимум в пределах родной Японии, поскольку шествие по остальным континентам игры от 5pb продолжили уже значительно позже. А выходы адаптаций под разные форматы лишь усилили интерес читателей и принесли солидный гешефт не только Сикуре, но и всей остальной творческой команде. Попутно он продолжал занимать высокую должность в лейбле Kadokawa, и официально свой пост покинул лишь в 2019 году из-за смены вектора развития компании.

Что касается непосредственно разработки «нулевой» Steins; Gate, то здесь нужно сказать, что в основу сюжета легла одна из официальных ранобэ. Её суть заключалась в том, что Окарин всё-таки сдался после первой же попытки поскакать по временным линиям и принял тот исход, что в будущем наступит Третья Мировая война, а Курису Макисэ убита. То есть, остался в Бете. Судзуха с подобным решением была не согласна, поэтому дала Ринтаро год на подумать. Почему-то и отчего-то именно эта завязка показалась Тиёмару Сикуре любопытной, и он дал чёткое указание раздуть из неё полноценный сиквел. Точнее, мидквел.

Алексис Лескинен и Махо Хиядзё
Алексис Лескинен и Махо Хиядзё

Спустя три месяца после обозначенных в оригинальной «штаге» событий Окабе начинает жить обычной жизнью: учится, страдает от пост-травматического синдрома, наблюдается у психиатра и пытается вытравить из головы воспоминания об убийстве Курису. Но все попытки если не тщетны, то как минимум бесполезны.

Однажды ему поступает предложение посетить пресс-конференцию по нейробиологии, на которой будут присутствовать профессора Университета Виктора Кондории, где работала Курису до своей гибели. Окарин приглашение принимает и уже там случайно встречает журналистку Моэку. Старые воспоминания снова бьют его по кумполу, но он оправляется и даже поможет одной из работниц саммита, по имени Хиядзё Махо, дойти до «курилки». Девушка выделялась на фоне остальных учёных своей «детской» внешностью, но это не играло ей в плюс, создавая немало курьёзных ситуаций.

На «прессухе» Махо работала переводчицей-синхронисткой и обслуживала выступление заморского учёного Алексиса Лескинена, который в нейробиологии несомненно шарил. В рамках беседы обсуждалась работа человеческого мозга, а также вопрос, возможно ли перевести его из физического в цифровой вид, и создать его имитацию в виртуальном пространстве. Коснулись этой темы неспроста, поскольку до убийства Курису работала над проектом, связанным с подобной гипотезой. Фанаты тайтла знают, что речь про так называемую систему «Амадеус», куда и легли наработки талантливой девушки-учёной. Эта вундервафля способна воспроизводить не только воспоминания человека внутри компьютера, но и его внешний вид. То бишь, заниматься эмуляцией мозга. В качестве примера было решено показать, как Амадеус воспроизвёл мысли Махо. И это выглядело максимально реалистично. В общем, разрыв, будущее рядом, тоси-боси.

После конференции Окарин немного общается с Хиядзё, в ходе разговора выясняется, что они оба знали Курису и им от осознания её утраты… очень плохо им, короче. Беседу подслушал Лескинен и предложил главному герою поучаствовать в тестировании Амадеуса с уже встроенным мозгом Курису. Он соглашается, но от того, что далее пред ним возникло на экране, очень сильно шокируется. Это лишь пролог, но мы, пожалуй, избежим ошибок предыдущей части рассказа и не будем спойлерить всё, что происходило далее.

Steins; Gate 0 очень сильно диссонирует с оригинальной новеллой, не только по части графики, но и идейно. Если игра 2009 года построена была на идее прыжков и даже гиперскачков во времени, то здесь нас заставляют копаться в чертогах разума и разбираться в принципах работы мозга на конкретных примерах и теориях. Конечно, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, какая информация содержится в тех или иных отделах головного мозга, и как она используется по мере жизнедеятельности. Просто именно здесь акцент смещается в сторону воспоминаний, одной из важных составляющих нашего сознания. На почве давно прошедших событий и время от времени возникающих образов из тех дней герои много рефлексируют и стремительно погружаются в меланхолию и апатию.

Ещё одно большое отличие сиквела от первой части — это появление метода сквозного повествования. Учитывая, что здесь Окарин стал больше ныть и пускать сопли, то фокус истории только на нём очень быстро бы свёл интерес читателей на нет, поэтому было принято решение показать, как аналогичное происходит у остальных персонажей истории. И здесь по большей части много новичков серии. Тот же Лескинен, например. Главный краш «нулёвки» и вообще бог среди учёных-нейробиологов. «Легальная лоля» Махо, неуклюжая и запинающаяся. Какие-то непонятные профессора и ещё более таинственные люди в форме спецназа, преследующие героев. Есть даже персонажи из будущего вроде дочки Маюри, на поиске и спасении которых строятся отдельные твисты и целые ветки. Но, как и в предыдущей новелле, Steins; Gate 0 предполагает под собой шесть концовок, из которых две обязательные, ещё три можно пропустить, а последняя и вовсе истинная.

Здесь, пожалуй, стоит снова вернутся к ранее упомянутой программе «Амадеус». Дело в том, что этот проект имеет весьма долгую и запутанную историю, которая и приведёт в итоге к Третьей Мировой. Если помните, в оригинальной «штаге» Курису Макисэ написала теорию перемещений во времени, вскоре украденную её отцом. А саму дочь он, ясное дело, «убил». Дабы избежать возможных проблем, профессор Накабати уехал в Россию и уже там начал наживаться на трудах почившей родственницы. По итогу, mother Russia стала первой страной, которая додумалась до разработки машины времени. На нее потом положили глаз злые капиталисты из USA. Американцы поставили себе цель взломать Амадеус и через него прекратить безумные эксперименты с изменением мировых линий.

Кстати, вы скорее всего не ошибётесь, если увидите в названии проекта «Амадеус» отсылку на композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Тем более что и по сюжету периодически всплывают всевозможные аллюзии, свзяанные с классиком. Например, в одной из сцен Махо в порыве воспоминаний описывает свои отношения с Курису как дружбы Моцарта и Сальери. Который, если помните, завидовал достижениям первого и, согласно ряду теорий, мог намеренно отравить его.

В некоторых ветках, впрочем, роль Амадеуса довольно мала, и на первый план выходит всё тот же Окарин, который, вновь прыгая во времени, случайно попадает в альтернативную версию настоящего, где во всю бушует война. Причём, судя по всему, уже проигранная японцами, поскольку zlye russkie сделали так, что СССР не распадался и по итогу не было никаких Горбачёвых, Ельциных и Путиных. Правда, потом Окарин снова возвращается в свой мир и наблюдает новости о том, что вокруг бушует новая энцефалитная инфекция. Да, здесь можно пошутить про ковид, но не тут-то было. Её симптомы подозрительно схожи с «reading steiner» — уникальной штукой из первой части, которой в прокачанном виде владел только главный герой. А именно: он мог помнить события из альтернативных временных линий и сохранять их в памяти после каждого скачка… и в общем это всё порождает кучу сюжетных дыр, которые наиболее ярко себя проявляют при чтении разных веток новеллы.

А виной тому желание создателя серии Сикуры подвязать в «зеро» сюжеты альтернативных ранобэ и манга, которые вносили определённый дизбаланс в крайне уверенную историю первой части. Соответственно все противоречия от такого смешения разных точек зрения и ситуаций очень быстро повылазили наружу, тем самым вызвав недоумение и даже гнев у преданных поклонников «научной вселенной».

Впрочем, некоторые недостатки новеллы были компенсированы в аниме-адаптации от студии White Fox, а вот манга из шести томов делу не особо помогает, но тоже заслуживает внимания и упоминания в контексте данного видео. Не так давно её адаптировало на русский, причём вполне официально, издательство XL Media, поэтому какие ещё вам нужны аргументы? Покупайте да читайте, хоспади...

Подытожим. Steins; Gate 0 — однозначно не плохая игра. В каких-то аспектах она всё же превосходит оригинал, а где-то подчистую проигрывает. Но что-то интересное и многослойное, порождающее споры и СПГС-ные теории, там всё равно есть. Ведь если игра вызывает пищу для дискуссий и анализа, то она уже не безнадёжна. Собственно, на этом давайте и сойдёмся.

Итак, продолжение мы обсудили, но стоит отметить, что помимо двух основных частей «гипотетических приключений», существует несколько сайд-историй, а также полноценное переиздание первой части, в котором визуалу оригинала предпочли кадры из аниме. Многие фанаты считают, что Steins;Gate Elite 2019 года в принципе не обязательна к прочтению, поскольку выглядит блекло и дёшево на фоне оригинала с ее стилизованной и достаточно гипертрофированной местами графикой. Которая, в общем-то, такой и задумывалась. Ремейк предпочёл следовать стилистике аниме-адаптации, заметно просев по качеству в «новых сценах, нарисованных специально для игры». Вдобавок, как модно говорить среди игрожуров, ремейк «оказуалился», лишив игрока возможности пользоваться телефоном в любой момент времени. Но хорошо это или плохо, решать вам.

 

Трейлер Steins;Gate Elite

Впрочем, на двух основных новеллах и ремейке линейка Steins; Gate не завершается, ведь 25 октября 2020 года произошёл официальный анонс третьей части с тремя знаками вопроса вместо заголовка. Хотя слухи о триквеле ходили ещё за несколько лет до этого: в 2018 году Тиёмару Сикура, автор «научной вселенной», рассказал о работе над проектом под рабочим названием Steins;God, «Бог Штейна». Правда, позже от такого варианта он решил отказаться, заявив, что оригинальная история в целом закончена, и то, что выйдет дальше, пойдет по пути, коим в своё время пошла Chaos;Child. Следовательно, нас ждет что-то новое в рамках устоявшегося сеттинга. Учитывая, что Steins;Gate и недавний анонс входят, наряду с упоминавшимися в прошлой статье Chaos;Head и Robotics;Notes, в единую вселенную, то связаны они будут более чем тесно. Точнее, ВЗАИМОсвязаны, а значит, стоит ждать появления как уже знакомых персонажей предыдущих работ, так и полностью новых.

Когда новая часть Steins series выйдет, неизвестно. Изначально к концу текущего года должна была появиться новелла Anonymous;Code, но сами знаете, какая сейчас ситуация в мире. Большие события переносятся на пост-ковидное время, либо проводятся онлайн. Собственно, эта же участь коснулась и новой части «научной вселенной»: теперь её релиз состоится только в 2022-м году. На этом, в принципе, я предлагаю закончить. Спасибо за внимание, ожидайте новые материалы и помните, что время... оно как фарш. Его невозможно прокрутить назад. До новых встреч!

Фейрис Нян-Нян, Кагари, дочь Маюри из будущего, Судзуха, сама Маюри и Курису.
Фейрис Нян-НянКагари, дочь Маюри из будущего, Судзуха, сама Маюри и Курису.


Лучшие комментарии

Когда я познакомился с оригиналом, я как раз работал в ЦЕРНе, и читать про заговоры ученых мне было очень весело. Мне там особенно понравился один момент, который в самой новелле проходит вскользь, но в котором авторы, скорее всего сами того не подозревая, потрясно обсмеяли некоторые реальные научные тенденции. Когда герои взломали переписку сотрудников церна, они там обнаружили письмо, где было сказано что реальная задача БАКа — это эксперименты с путешествиями во времени, а чтобы публика ни о чем не догадалась — мы будем публиковать данные с более ранних экспериментов что типа они с БАКа. А ровно в соседнем со мной кабинете в это время сидел некто профессор Белостовский из ПИЯФа (это под петербургом, в гатчине) который уже второй десяток лет занимался тем что анализировал и переанализировал данные из эксперимента который был уже давно завершен и сдан в архив. А он все проводил какие-то бесполезные расчеты на основе этих данных, и клепал бесполезные статьи изображая бурную деятельность. Это позволяло ему продолжать безвылазно сидеть в ЦЕРНе типа «в командировке» и получать заграничные командировочные. И тут в игре я читаю что ровно так же, оказывается, устроен заговор ученых. И я подумал: это же гениально! На БАК было потрачено несколько миллиардов евро. Видеть его вживую никто не видел. В научных статьях тоже мало кто разберется. Берем данные с ЛЭПа какого-нибудь, делаем новый анализ по примеру Белостовского, говорим что это новые данные с БАКа, а деньги тихо пилим промеж собой. Вот это я понимаю — заговор ученых, не то что там путешествия во времени какие-то.

Кхм-кхм… КУ-РИС-ТИИИИИИ-НА!

Как принято говорить у штейнеров, El.Psy.Congroo

Ну все, ждем новости об очередном желейном трупе в очередной стене. Заговоры он тут раскрывает, видите ли...

Променять уникальный стиль на аниме, которое, будем честны, зачастую очень дешевое, вот что спорно.

Нулевка в первую очередь понравилась за очень хорошую передачу чувств Ринтаро. Это ощущение, когда ты вместе с главным героем всю предыдущую 40-часовую новеллу стремишься к цели, но не преуспеваешь дает незабываемый импакт. Последнее, что я такое помню, это Стивен Юниверс, где тоже у гг после всего прошедшего развивается дичайший ПТСР и ты вместе с ним сидишь и офигиваешь. Проблема в том, что такое не спросишь посоветовать, иначе, зная, чем все закончится, не ощутишь полностью всю мощь страданий героев. Остальные части новеллы мне показались не такими яркими и можно сказать, что я полюбил Зеро только из-за этого.

Логично, что это будет продолжение 0, так как закончить сюжет на 2 открытых концовках(концовке Курису и истинной концовке) это нонсенс. Пусть уже выпускают

Визуалки хороши. Мне например Elite версия понравилась больше обычной, именно графически; утверждение что аниме (и Elite версия) хуже оригинала — спорно.

Читай также